Содержание

Понятие, виды подсудности______________________________________ 3

Особенности порядка принятия предварительных обеспечительных мер 8

Задача________________________________________________________ 11

Список источников и литературы_______________________________ 13

Понятие, виды подсудности

Под подсудностью в арбитражном процессе понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 3) систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

В качестве судов первой инстанции в системе арбитражных судов действуют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ч. 2 ст. 34 АПК);

арбитражные суды субъектов Российской Федерации (ст. 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ч. 1 ст. 34 АПК).

Подсудность конкретных категорий дел судам определенного звена судебной системы (для арбитражных судов - судам субъектов Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации) является родовой подсудностью.

Другой вид подсудности - территориальная подсудность, правила которой распределяют дела между судами одного уровня (для арбитражных судов - между арбитражными судами субъектов Российской Федерации).

Родовую подсудность в АПК регулирует ст. 34, территориальную - ст. 35-38.

Значение института подсудности очень велико. Оно обусловлено тем, что в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав человека записано: "Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом" (ч. 1 ст. 47).

Это право в полной мере распространяется на любую сторону в процессе, независимо от того, является она физическим или юридическим лицом, поскольку в силу ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон.

Следовательно, положения ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации имеют самое прямое отношение к регулированию института подсудности в арбитражном процессе и должны учитываться арбитражными судами в практике применения норм АПК, регулирующих подсудность.

Изложенное означает, во-первых, что правила подсудности должны быть четко закреплены в федеральном законе и, во-вторых, нарушение этих правил, в том числе произвольное, вопреки обоснованным возражениям стороны, изменение подсудности дела, само по себе может явиться основанием к отмене решения суда.

Общее правило родовой подсудности дел арбитражным судам таково: все дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 1 ст. 34 АПК РФ).

Подсудность дел Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации была определена ст. 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и расширена ч. 2 ст. 34 АПК РФ.

В настоящее время Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации подсудны три наиболее важные категории дел (согласно ст. 10 названного выше Федерального конституционного закона и соответствовавшей ей ст. 24 АПК 1995 г. их было две).

Первая категория - это дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов являются новой категорией дел для арбитражных судов.

Согласно п. 1 ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (из числа подведомственных арбитражным судам), издаваемых на федеральном уровне, как наиболее важные, отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, применяя правила подсудности во взаимной связи с правилами подведомственности, можно сделать вывод: Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации подсудны не все дела об оспаривании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а только те, оспаривание которых в соответствии с федеральными законами прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов.

О понятии нормативного правового акта см. комментарий к ст. 29 АПК. Дополнительно к нему можно отметить следующее.

Нормативные правовые акты, дела об оспаривании которых подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, издаются:

Президентом Российской Федерации - в форме указов (ст. 90 Конституции Российской Федерации);

Правительством Российской Федерации - в форме постановлений (ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации");

федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, комитетами, службами, комиссиями и др.) - в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, с последующими изменениями).

Вторая категория дел, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, - дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а третья - дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Обе эти категории дел и ранее были подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

В связи с отнесением к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации столь важных категорий дел, особенно дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, возникает не менее важная и сложная проблема, имеющая отношение и к арбитражному процессу, и к устройству судебной системы, а в конечном счете - к защите прав лиц, участвующих в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что уровень процессуальных прав и степень гарантий обеспечения законности и обоснованности выносимых судами решений должны быть одинаковы в гражданском и арбитражном процессах. Во всяком случае, между ними не должно быть принципиальных и неоправданных различий. Это вызывается тем, что многие дела, рассматриваемые судами общей юрисдикции в гражданском процессе, и арбитражными судами - в арбитражном процессе, по своей правовой природе и значимости одинаковы.

Так, нет принципиальной разницы в делах, подсудных Верховному Суду Российской Федерации, и в делах, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации (например, в делах об оспаривании нормативных или ненормативных постановлений Правительства Российской Федерации).

Однако решения Верховного Суда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд второй инстанции - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, а решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - нет (ст. 180 и 181 АПК).

Следовательно, уровень гарантий прав участников процесса в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации при рассмотрении дел по первой инстанции значительно ниже, чем в Верховном Суде Российской Федерации.

Особенности порядка принятия предварительных обеспечительных мер

Арбитражный суд или судья вправе принять обеспечительные меры:

а) на любой стадии арбитражного процесса (т.е. и в ходе подготовки дела, и в ходе рассмотрения дела по существу, и в ходе производства по делу в апелляционной, кассационной или надзорной инстанциях);

б) по заявлению лица, участвующего в деле. Оно может быть сделано устно (например, в ходе судебного заседания, тогда об этом необходимо указать в протоколе) либо в письменной форме;

в) поскольку их непринятие сделает исполнение судебного акта невозможным (например, из-за того, что предметы, передачи которых требует истец, уже истреблены) либо затруднительным (например, деньги ответчиком истрачены или вложены в уставный капитал коммерческой организации) или повлечет причинение значительного ущерба заявителю. Этим они, в частности, отличаются от мер обеспечения доказательств;

г) по заявлению стороны третейского разбирательства. В этом случае обеспечительные меры принимает арбитражный суд по месту нахождения третейского суда, месту нахождения (месту жительства) должника или его имущества.

Анализ практики применения арбитражными судами обеспечения иска дает основания полагать, что наиболее распространенным видом обеспечительных мер и по действующему АПК будет являться наложение арбитражным судом ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику на праве собственности.

Суть этого вида обеспечительных мер состоит в том, что арбитражный суд запрещает ответчику, а равно и любым другим лицам, у которых принадлежащее ему имущество находится по любым основаниям, распоряжаться соответствующими денежными средствами или иным имуществом: оно не может быть указанными лицами продано, обменено, подарено, сдано в аренду или наем, заложено, передано в пользование или управление другим лицам. При этом, как правило, наложенный арест не является препятствием в пользовании арестованным имуществом, если это не влечет его уничтожение и не уменьшает его ценности.

Принимая решение о наложении ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику, арбитражный суд должен следовать предписанию ч. 2 ст. 91 АПК РФ о соразмерности обеспечительных мер заявленному требованию. Поэтому на денежные средства на банковском счете ответчика арест налагается в размере цены иска: банковские операции с превышающими указанную сумму денежными средствами производятся в обычном порядке. Аналогичным образом, при отсутствии у ответчика денежных средств арест налагается на его имущество, стоимость которого соразмерна цене иска.

В ряде случаев в целях обеспечения реальности исполнения судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, ходатайствующему о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд вправе запретить ответчику совершать определенные действия, касающиеся предмета спора. В частности, при разрешении спора о неправомерном расторжении договора аренды недвижимого имущества, истцом по которому является арендатор, арбитражный суд может запретить арендодателю заключать договоры аренды этого имущества с другими лицами до вынесения судебного акта, которым завершается судебное разбирательство.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ в аналогичном порядке арбитражный суд вправе применить указанный вид обеспечительных мер не только к ответчику, но и к другим лицам независимо от того, участвуют они в деле или нет. Например, суд может запретить организации, заключившей с ответчиком договор на строительство объекта недвижимости, осуществлять соответствующие действия, если в производстве суда находится спор о праве собственности на земельный участок, на котором предполагается строительство.

В зависимости от существа некоторых категорий дел арбитражным судом могут быть допущены специфические обеспечительные меры. В частности, при рассмотрении исков о признании не подлежащими исполнению документов, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, арбитражный суд в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 91 АПК РФ может приостановить взыскание по оспариваемому документу. Применение судом по ходатайству истца (иного лица, участвующего в деле, или другого управомоченного лица) данной обеспечительной меры препятствует до вынесения судебного акта по делу об оспаривании исполнительного или иного документа осуществлению уполномоченным лицом действий, направленных на получение в бесспорном (безакцептном) порядке соответствующих денежных средств.

Меры по обеспечению иска принимаются арбитражным судом еще до рассмотрения дела по существу. Поэтому всегда есть риск причинения ответчику убытков в связи с тем, что и сам иск (заявление), и обеспечительные меры могут оказаться необоснованными. С учетом этого ч. 2 ст. 91 АПК РФ устанавливает обязательность соблюдения арбитражным судом соразмерности обеспечительных мер заявленным требованиям, тем более что арбитражный суд, допуская обеспечительные меры, не связан инициативой заявителя. Так, с учетом указанных положений Кодекса арбитражный суд, в частности, вправе наложить арест не на все имущество, означенное в ходатайстве, а только на ту его часть, которая по стоимости тождественна цене иска.

Задача

Жилищный кооператив обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Гелио" о взыскании платы за горячее водоснабжение принадлежащего нежилого помещения за период с января 2003 года по август 2004 года. В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об увеличении суммы иска, требуя взыскать с ответчика также плату за отключение за тот же период и проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса РФ.

Как должен арбитражный суд отреагировать на ходатайство жилищного кооператива.

Ответ:

На основании ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

На основании ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

Арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение требований.

Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.

Об объединении дел в одно производство и о выделении требований в отдельное производство арбитражный суд выносит определение.

Следовательно, в данном случае арбитражный суд может соединить все требования в одном исковом заявлении.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.)

3.     Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.