МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Методические указания

к выполнению дипломных работ

по специальности 06.05.00 (08.01.09) – Бухгалтерский учет,

анализ и аудит

Утверждаю:

Первый проректор

                                                                                 Университета

А.Т.Тертышный

Екатеринбург

2005

Рекомендовано к изданию научно-методологическим советом

Уральского государственного экономического университета

Составитель                     С.А. Бороненкова

Рецензент                         К. Ростовцев

Редактор и корректор     С.Д. Киселева

Издательство Уральского государственного экономического

университета

Ротапринт УрГЭУ                                                           Уральский государственный

экономический университет,                 

                                                                                               2005

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

1.1  Цель и задачи выполнения дипломной работы

Квалификационная (дипломная) работа является элементом итоговых аттестационных испытаний, заключительным этапом в подготовке специалистов высшей квалификации.

Дипломная работа предназначена для установления соответствия уровня подготовки студентов требованиям ГОС стандартов специальности 06.05.00 (08.01.09) Бухгалтерский учет, анализ, аудит.

Дипломная работа по специальности является самостоятельной работой студента на тему, определяемую и утверждаемую выпускающей кафедрой.

Написание дипломной работы имеет целью углубление и закрепле­ние теоретических знаний, обобщение практических навыков, выработку умения самостоятельно применять полученные знания и опыт для реше­ния научно-исследовательских задач.

Целью выполнения дипломной работы является:

систематизация, закрепление и расширение полученных в институте теоретических и практических знаний по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности в условиях механизации и автоматизации;

развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении проблемных вопросов, разрабаты­ваемых в дипломной работе;

выяснение степени подготовленности студентов для самостоятельной практической работы по специальности в условиях научно-технического прогресса и интенсивного развития промышленного производства, посто­янного совершенствования хозяйственного механизма и управления на­родным хозяйством.

Основная цель дипломной работы заключается в раскрытии способ­ности выпускника применять полученные в ходе обучения теоретические и практические знания для творческого изучения и решения конкретных задач по учету, аудиту, экономическому анализу того предприятия, на ма­териалах которого выполняется работа. Научная значимость и практиче­ская ценность дипломной работы определяется мерой содержащихся в ней предложений и рекомендаций, способствующих улучшению качества эко­номической работы на предприятии, экономической эффективности про­изводства. Большое значение имеет внедрение полученных результатов, выводов и предложений на практике.

1.2 Требования, предъявляемые к дипломной работе

В дипломной работе необходимо:

использовать новейшие материалы, относящиеся к рассматриваемой теме (законы, положения, инструкции, стандарты, указания, методики и ДР.);

критически подходить к действующей практике учета, аудита и экономического анализа;

освещать различные точки зрения по затронутым в работе дискусси­онным вопросам и обязательно аргументировать позиции дипломанта по этим вопросам;

иметь конкретные самостоятельные предложения по совершенство­ванию методики, организации бухгалтерского и налогового учета, аудита и экономического анализа;

выявлять резервы дальнейшего повышения эффективности производства, в том числе экономного использования материальных, топливно-энергетических ресурсов, сокращения использования ручного труда;

раскрывать во всех разделах дипломной работы достигнутый на предприятиях  уровень  компьютеризации учетно-аналитических работ и обосновывать предложения по его совершенствованию;

максимально использовать экономико-математические методы и средства компьютеризации расчетов;

соответствовать типовым и рабочим программам, профилю подго­товки специалистов по специальности  «Бухгалтерский учет и ау­дит»;

четко и грамотно излагать и правильно оформлять работу в целом.

Объектами, на базе которых выполняется дипломная работа, могут быть хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм и их подразделения, имеющие отношение к соответствующей отрасли народного хозяйства, в соответствии со специализацией, по которой подготовлен студент.

Основными задачами, которые должен решить студент при выполнении дипломной работы являются:

1.  Обоснование актуальности и значимости выбранной темы работы с точки зрения теории и практики управления деятельностью предприятия (фирмы).

2.  Изучение теоретических положений по проблеме, сущности экономических категорий и процессов, нормативной документации.

3.  Обоснование необходимости и возможности применения определенных современных методик принятия управленческих решений по задачам, поставленным в дипломной работе.

4.  Сбор необходимой для проведения исследования информации с привлечением первичных и вторичных источников и использованием адекватных методов.

5.  Исследование фактического состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения и проблем, требующих решения или совершенствования.

6.  Разработка рекомендаций и обоснование возможности практического применения предложенных разработок.

7.  Обобщение результатов проведенных исследований, формулирование выводов о степени достижения целей, поставленных в дипломной работе.

8.  Оформление дипломной работы в соответствии с нормативными требованиями.

9.  Подготовка к защите дипломной работы перед членами ГАК. Руководство выполнением дипломных работ осуществляется преподавателями кафедры, а также специалистами предприятий и организаций. Руководители назначаются приказом ректора УрГЭУ по представлению выпускающей кафедры до начала преддипломной практики.

1.3 Права и обязанности исполнителя и научного руководителя

Руководство работой осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры бухгалтерского учета и аудита, а также высококвалифицированными работниками предприятий и организаций. Руково­дитель обязан обеспечить научные консультации, оказывать необходимую методическую помощь, стимулировать инициативу дипломников, посто­янно контролировать работу.

Контроль за самостоятельной работой студента осуществляется в формах проверки соблюдения сроков изучения литературы, сбора мате­риалов и подготовки отдельных глав, систематических собеседований, консультаций, просмотра отдельных частей и всей работы.

Руководитель работ должен быстро ориентироваться в материалах, оценивать и предлагать правильное решение, оказывать помощь в выборе темы, разработке подробного плана и графика работ. Первоначальный ва­риант плана студент разрабатывает самостоятельно, подробный план и график работ – совместно с руководителем. Руководитель обязан строго следить за соблюдением графика, оценивать качество выполняемых работ, давать рекомендации по ликвидации недостатков.

Научный руководитель оказывает помощь студенту в подборе лите­ратуры. Участвует в предварительном рассмотрении работы на кафедре и представляет в ГЭК отзыв на дипломную работу.

Отзыв руководителя должен показывать, в какой мере дипломник справился с темой и поставленными перед ним задачами; практическую ценность работы; возможность внедрения результатов в производство; ис­пользование в работе передового опыта; отметить постановку новых во­просов и их решение; отношение студента к выполненной работе.

Заключение научного руководителя либо констатирует возможность допуска дипломной работы к защите, либо доказывает, что она не отвечает необходимым требованиям, поэтому не может быть допущена к защите. Окончательное решение в этом случае выносится кафедрой (прил. 6).

Руководитель и студент отвечают за своевременное представление и качество работ.

Студент выполняет работу самостоятельно. Он должен проработать имеющуюся литературу по теме, собрать и обработать большой практиче­ский материал; ясно представлять цель, задачи, структуру работы, необхо­димую информацию, иметь свои варианты плана и подходов к решению поставленных задач. Студент должен неукоснительно выполнять график работ и все требования руководителя, являться на консультации подготов­ленным, со своими предложениями, требованиями, вариантами.

Более тщательная подготовка необходима перед консультацией по практике, чтобы студент знал конкретно, что следует извлечь при данном разговоре, какие конкретные вопросы решить, чтобы разговор с практиче­скими работниками носил деловой характер.

Тема, план, содержание по главам, методика исследования должны быть уточнены с руководителем по месту практики, с учетом специфики данного предприятия. Студент полностью отвечает за достоверность соб­ранного фактического материала, за правильное, грамотное использование литературных источников и конкретных материалов, за своевременность выполнения и качество работы.

1.4 Выбор и утверждение темы дипломной работы

Выбор темы дипломной работы осуществляется студентом при согласовании с научным руководителем и специалистами предприятия (организации), где будет проходить преддипломная практика. При выборе темы выпускной квалификационной работы необходимо исходить из:

актуальности проблемы и значимости ее для практической деятельности предприятий (организаций).

потребности развития и совершенствования конкретной организации.

интересов, склонностей, прошлой научно-исследовательской работы студента во время обучения, а также перспектив его будущей профессиональной деятельности.

научной специализации выпускающей кафедры и ее преподавателей.

возможности получения конкретных статистических данных для проведения анализа и обоснования предлагаемых управленческих решений.

наличия специальной научной литературы для теоретического обоснования проблемы.

1.5 Выбор темы

Тематику работ предлагает и утверждает кафедра бухгалтерского учета и аудита (смотри примерный перечень). Темы дипломных работ со­ответствуют вопросам, изученным в основных курсах, а также в спецкур­сах. Общая направленность тематики согласуется с научными направле­ниями работы кафедры, студенческих научных кружков.

Темы не являются стабильными, они пересматриваются в случае из­менения направления развития науки и практики.

Студентам предоставляется право самостоятельно или по совету ру­ководителя выбирать тему. В силу этого данный этап является очень от­ветственным. Руководитель и студент могут корректировать название предлагаемых тем, чтобы они в большей степени соответствовали постав­ленной цели. А также студент может предлагать свою тему.

В перечень могут быть включены темы, над которыми работает кол­лектив кафедры, а также те, которые предлагает предприятие. Тема ди­пломной работы должна быть обязательно согласована с руководителем базы практики, который имеет право предложить свою тему. Заявка пред­приятия на тему дипломной работы, подписанная будущим руководителем дипломной работы, от базы практики должна поступить в письменном ви­де до начала преддипломной практики и закрепления тем за студентами. Заказанным темам следует уделить особое внимание в силу их практиче­ской значимости. Заинтересованность предприятия создает благоприятные

условия для работы над темой, особенно в сборе информации, всесторон­ней квалифицированной помощи со стороны его работников.

Выполнение таких работ повышает ответственное отношение к их качеству. Принимая заявки от предприятия, следует проанализировать, на­сколько они соответствуют профилю подготовки студента и научному на­правлению кафедры, отвечающей за ход преддипломной практики.

При выборе темы следует учесть научную склонность студента, опыт участия в студенческих научных кружках, хоздоговорных и госбюджетных работах кафедры; место преддипломной практики; соответствие выбираемой темы конкретным задачам, стоящим перед предприятием (ба­зой практики) в текущем периоде; уровень теоретической и специальной подготовок студента.

Если несколько студентов проходят преддипломную практику на одном предприятии, то они выполняют дипломные работы на разные те­мы, либо выполняют коллективно комплексную тему.

Заслуживает одобрения практика комплексности выполнения ди­пломных работ несколькими студентами по смежным темам, объединен­ным одной проблемой. В этом случае каждую тему выполняет один из студентов, разрабатывая ее самостоятельно, делая соответствующие выво­ды и внося предложения.

В более выгодном положении оказываются студенты, активно уча­ствующие в исследовательской работе кружков и кафедр. Их работы ока­зываются теоретически более грамотными и практически более интерес­ными, они получают высокие отзывы практических работников и членов ГЭК.

Тема дипломной работы согласовывается с научным руководителем от базы практики. Если предприятие заинтересовано в выполнении определенной темы, то оформляется заявка (прил. 1). Темы дипломных работ утверждаются на выпускающей кафедре и приказом рек­тора университета.

Студент должен определиться с выбором темы дипломной работы до начала преддипломной практики и представить на кафедру Заявление на дипломирование (прил. 2). Темы дипломных работ, руководитель и база практики утверждаются приказом ректора УрГЭУ за месяц до начала преддипломной практики.

После выбора темы научный руководитель выдает студенту дипломное задание на ее выполнение (прил. 3). В дипломном задании фиксируются тема дипломной работы, структура основных ее разделов и сроки выполнения.

1.6 Основные этапы и сроки выполнения дипломной работы

Соблюдение установленных сроков и последовательности выполнения дипломной работы направлено на оптимизацию процесса достижения поставленных целей. Рекомендуется следующая последовательность этапов выполнения дипломной работы:

1.       Выбор темы дипломной работы, ее утверждение за месяц до начала преддипломной практики.

2.       Подбор научной литературы, нормативной документации и ознакомление с ними до начала преддипломной практики.

3.       Ознакомление с деятельностью предприятия (организации), основными финансово-экономическими и технико-экономическими показателями его деятельности, определение целей и задач заключительных исследований, составление планов их проведения.

4.       Написание теоретической части дипломной работы с проработкой методического обеспечения для проведения анализа изучаемого объекта. Сбор аналитических данных по разработанному ранее плану. Представление руководителю теоретической части работы не позднее, чем за 2,5 месяца до дня зашиты.

5.       Обобщение аналитических материалов и представление руководителю не позднее, чем за 2 месяца до дня защиты. Доработка теоретической части работы по замечаниям руководителя.

6.       Экономическое и организационное обоснование предлагаемых решений и представление руководителю не позднее, чем за 1,5 месяца до дня защиты работы. Доработка по замечаниям руководителя.

7.       Доработка рекомендательной части дипломной работы по замечаниям руководителя. Написание введения и заключения. Подготовка библиографического списка и приложений. Все части работы должны быть представлены руководителю не позднее, чем за 3 недели до дня защиты.

8.       Прохождение нормоконтроля и исправление замечаний по оформлению работы.

9.       В оформленном виде работа должна быть представлена научному руководителю не позднее, чем за 2 недели до предполагаемого срока ее зашиты. Об этом руководителем делается запись в дипломном задании и ведомости учета готовности дипломных работ.

10.  Подготовка к защите дипломной работы.

1.7 Составление плана и графика выполнения дипломных работ

Составление плана работы осуществляется в два этапа: первый – по­сле выбора темы на основе общего знакомства с литературой по данному вопросу; второй – после подробного знакомства с литературой, ее система­тизации, составления литературного обзора, а также после сбора и перво­начальной обработки информации. Изменения плана могут быть связаны с корректировкой самого направления работы, в необходимости которого автор и руководитель убедились после детального изучения проблемы. Но, как правило, эти изменения и дополнения в основном не меняют направление и структуру работы, базисным остается чаще всего видоизмененный первый вариант плана.

Название и содержание параграфов дают представление о составе и последовательности рассмотрения вопросов внутри главы. Одновременно с планом дипломной работы научный руководитель составляет дипломное задание, которое после утверждения заведующим кафедрой выдается сту­денту.

В процессе работы над планом уточняются примерный объем рабо­ты, ее структура, характер необходимой информации. На этой же стадии составляется график выполнения работ и представления на проверку от­дельных разделов темы. При построении графика исходят из срока окон­чательного представления дипломной работы на кафедру с заключением научного руководителя.

В графике должны быть отражены следующие данные: виды работ по главам и параграфам, срок представления первого и окончательного ва­риантов, объем работы в рукописных страницах, вид представления мате­риалов. График должен быть одобрен научным руководителем.

Ход выполнения дипломных работ контролируется выпускающей кафедрой по состоянию:

•     через четыре недели после начала преддипломной практики (выдача дипломного задания);

•     за два месяца до зашиты (60-70 % работы);

•     за три недели до защиты (90-100 % работы);

•     за две педели до зашиты (100 % работы).

Информация представляется руководителями в ведомости учета готовности дипломных работ в виде указания количества выполненных частей работы или процента от общего объема (прил. 4). Ведомость учета готовности дипломных работ закрывается заведующим кафедрой за две недели до зашиты.

Результаты контроля за ходом выполнения дипломных работ обсуждаются и отражаются в протоколах заседания кафедры.

1.8 Типовая структура дипломной работы

Содержание дипломной работы зависит от цели, объекта исследова­ния, характера избранной темы. Типовая структура работы предполагает введение, 3-4 раздела и заключение. В каждом разделе не более 4-5 параграфов. Руководитель дипломной работы имеет право предложить студенту нетиповую структуру дипломной работы, но обязан обратить внимание студента и кафедры на индивидуальную структуру дипломной работы. Как правило, это рекомендуется только для хорошо успевающих студентов и требует особого рассмотрения на кафедре. Общий объем дипломной работы не должен превышать 90-100 страниц печатного текста.

Во введении раскрывается актуальность темы, ее значение и основ­ное содержание, формулируются цель и задачи работы, оговаривается база исследования. 

Первый раздел содержит общетеоретические вопросы. В нем дается обзор литературы по теме, суждения по дискуссионным вопросам, отражается уровень теоретической подготовки студента по данному вопросу. Раскрывается экономическая природа рассматриваемого хозяйст­венного явления или процесса, разрабатывается теоретическая база, опре­деляющая направленность и методику всей работы, даются основные кате­гории и понятия, очерчивается полностью круг рассматриваемых в данной работе вопросов. В этом же разделе дается характеристика приемов иссле­дования, оговариваются изучаемый период времени, степень охвата во­просов.

Далее приводится характеристика объекта исследования (предпри­ятия, организации): краткая историческая справка, производственный профиль, свойства и назначение производимой продукции, состояние ор­ганизационно-технического уровня производства, труда и управления, время последней или предполагаемой реконструкции предприятия. При­водятся таблицы основных технико-экономических показателей работы предприятия за отчетный период, данные о структуре управления, месте и роли бухгалтерии в решении проблем предприятия.

Во втором разделе критически раскрывается действующая на предпри­ятии система учета и аудита, ее преимущества и недостатки. Учетная по­литика предприятия. Организация учета и аудита. Должно быть показано место учета в общей информационной системе предприятия. Критерием оценки состояния бухгалтерского учета является то, насколько он обеспе­чивает повышение эффективности управления, дает возможность реализо­вывать основные задачи, способствует повышению эффективности произ­водства. Особого внимания заслуживает оценка состояния оперативного учета с точки зрения удовлетворения нужд управления с позиции обеспе­чения оперативной информацией. В специальном параграфе этой главы рассматриваются организация и перспективы совершенствования внутреннего и внешнего аудита на предприятии. Особое внимание уделяется компьютеризации учета. Это может быть самостоятельный раздел. Цель студента - показать состояние и особенности учета в условиях компьюте­ризации, правильность выбора программных средств, возможности со­вершенствования учета с использованием средств компьютеризации, пер­спективы перевода на компьютеры аналитических расчетов. Следует уде­лить внимание особенностям аудиторских проверок при компьютерной организации учета.

Особое внимание уделяется перспективам развития бухгалтерского учета. Творческий, конструктивный подход к анализу состояния бухгал­терского учета должен найти отражение в одном из завершающих пара­графов этой главы, где должны быть разработаны направления совершенствования теории и практики бухгалтерского и налогового учета, уровня его компьютеризации и аудита.

В третьей части дипломной работы рассматриваются вопросы экономического анализа. Цель этого раздела – оценить состояние и найти возможные резервы повышения эффективности производства и управления.            

Структурно в этом разделе можно выделить 3 части. В первой раскры­вается методика анализа: формулируется система показателей, факторов, алгоритмы расчета влияния отдельных факторов, общие направления по­иска резервов.

Вторая часть непосредственно аналитическая. В ней по выбранной методике исследуется вся система показателей и факторов, объективно оцениваются и достигнутые результаты, выявляются факторы и причины, обусловившие отклонения, намечаются общие направления поиска резер­вов.

В третьей части на основе анализа по факторам проводятся допол­нительные расчеты и делаются выводы о возможных резервах повышения эффективности производства.

В выводах этой главы следует отметить недостатки организации аналитической работы на предприятии и пути ее совершенствования, по­тенциально возможные резервы увеличения эффективности производства. Конструктивный подход в этой главе находит отражение в предложениях по совершенствованию теории, практики и организации анализа по данной теме, поиске резервов производства.

Мероприятия, связанные с поиском резервов, должны сопровож­даться расчетом ожидаемого эффекта от их внедрения.

В заключении дипломной работы на основе выводов каждой из глав следует сделать общий вывод по теме исследования и оценить конкретные мероприятия, направленные на совершенствование учета, аудита и эконо­мического анализа, повышение уровня компьютеризации, мобилизации резервов производства. Объем заключения не должен быть большим. Особую ценность представляют конструктивные предложения. Эта часть работы выполняет­ся особенно тщательно, так как отражает итог всего исследования и пока­зывает самостоятельный вклад студента в решение поставленных кон­кретных задач. В конце дипломной работы дается список использованной литературы и приложения.

В приложения можно вынести предлагаемые варианты схем, доку­менты и разнообразные источники информации, громоздкие расчеты.

По желанию студента и руководителя структура работы может быть несколько изменена, но желательно сохранить основные элементы.

1.9 Работа над литературой

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы дипломной работы.

Поиск литературы начинается с просмотра предметных каталогов и библиографических справочников.

При этом следует использовать планы семинарских занятий, в кото­рых указывается основная и дополнительная литература по соответст­вующим разделам курса, а также литература, которая изучалась при напи­сании курсовых работ по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и подготовке докладов в кружках.

Работая с предметно-тематическим каталогом, необходимо про­смотреть не только разделы, строго совпадающие с темой дипломной ра­боты, но и близкие к избранной теме. Следует подбирать литературу, ос­вещающую практику бухгалтерского учета и анализа хозяйственной дея­тельности (как правило, издания последних двух лет) и общетеоретиче­скую сторону проблемы.

Список отобранной литературы должен быть согласован с научным руководителем, который поможет найти и привлечь новейший литератур­ный и инструктивный материал. При изучении литературы советуем со­блюдать определенную последовательность: начинать с инструктивных и законодательных материалов, далее изучить учебники и учебные пособия, затем переходить к монографическим работам, заканчивать журнальными статьями.

Предварительное знакомство с отобранной литературой позволяет получить ясное представление о круге вопросов, охватываемых темой, и составить обоснованный первоначальный вариант плана работы.

После утверждения научным руководителем плана работы студент приступает к детальному изучению отобранной литературы.

Процесс изучения литературы сопровождается составлением кон­спектов, характер которых определяется возможностью и формой исполь­зования изучаемого материала: выписки (цитаты) со ссылкой на автора, краткое изложение мысли или фактов свободным стилем, характеристика прочитанного материала. Выписки можно подразделить на дословные и конспективные. Это позволит избежать неоговоренного (без ссылок) включения в работу чужого текста. Это касается не только текстового, но и цифрового материала: таблиц, схем, диаграмм. Не только цитаты и циф­ровой материал, но и заимствованные принципиальные мысли, предложе­ния, рекомендации должны включаться в текст с обязательными ссылка­ми. Наличие ссылок свидетельствует о научной добросовестности студен­та при использовании заимствованных мыслей.

Ссылка на источники обязательна. В тексте дается ссылка с указани­ем порядкового номера литературы в конце работы. Возможны подробные ссылки внизу листа, тогда ссылка дается в такой последовательности: для монографии - автор, название, город, издательство, год издания, страница;

для статей из сборников и журналов – автор, название статьи, название журнала или сборника, год издания, номер его, страница.

При написании работы следует продумать, где, исходя из плана, мо­жет быть использована информация, содержащаяся в конспектах. Систе­матизация не только литературного, но и фактического материала, осно­ванная на критическом анализе, дает возможность более глубоко и всесто­ронне рассмотреть основные вопросы темы работы.

Целесообразно проводить тщательное изучение основной литерату­ры до начала сбора фактического материала, так как только внимательное ознакомление с вопросами теории и практики учета, опытом передовых предприятий позволит глубоко изучить действующую на базовом пред­приятии систему работы, со знанием дела собрать практический материал, необходимый для написания диплома.

При изложении спорных вопросов темы следует приводить мнения различных авторов, так как только в этом случае выводы могут быть объ­ективными.

Список изученной и использованной литературы должен включать не менее 30 источников. Он дается в конце работы.

1.10 Сбор и обработка фактической информации

Одним из наиболее ответственных этапов подготовки работы явля­ется сбор фактической информации, так как своевременное и высококаче­ственное ее написание во многом зависит от правильности и полноты соб­ранного материала на том или ином предприятии. Следует тщательно про­думать, какой фактический материал необходим для выполнения работы. Если речь идет о цифровом материале, то целесообразно заблаговременно заготовить формы (таблицы), удобные для сбора, систематизации, обра­ботки и последующего анализа полученных данных. Очень важно устано­вить, в какой форме будет получена та или иная фактическая информация.

Для сбора фактического материала должны использоваться различ­ные источники: планово-нормативные, учетно-статистические, отчетность, первичная документация; техническая документация; материалы обсле­дования, специальные наблюдения, решения собраний, приказы, распоря­жения; объяснительная записка к годовому отчету, данные родственных предприятий, сведения из литературных источников.

График прохождения преддипломной практики должен быть по­строен таким образом, чтобы он обеспечил максимум времени для сбора и обработки материалов по теме дипломной работы.

Особое внимание необходимо обратить на ту информацию, которая подтверждает правильность сделанных в работе выводов и служит обос­нованием выдвигаемых предложений по совершенствованию учета, анали­за и других сторон экономической деятельности предприятия.

При сборе и обработке фактических данных по бухгалтерскому уче­ту необходимо выявить положительный опыт и недостатки на исследуе­мом участке. Первичные документы и учетные регистры необходимо за­полнить сквозным примером, составить схемы документооборота, описать организацию первичного учета и методику бухгалтерского оформления хозяйственных операций, сделать нужные выписки из приказов и внутри­заводских положений по организации и методике учета. Следует обратить внимание на своевременность и полноту учетной информации, предостав­ленной в распоряжение руководителей предприятия и его подразделений.

Оценивается соответствие учета требованиям управления, степень его ав­томатизации. Предложения, направленные на улучшение организации и методики учета, должны быть тщательно продуманы и сформулированы в процессе сбора и обработки фактического материала.

Осуществляя сбор фактического материала для экономического ана­лиза, необходимо, прежде всего, обосновать систему аналитических показа­телей и факторов, описать методику анализа, а на этой основе определить информацию, необходимую для аналитических расчетов. Следует заранее подготовить информационно-аналитическую карту, макеты аналитических таблиц и уже на основе этого сделать выписки из объяснительной записки к годовому отчету, целевых аналитических обзоров, приказов и внутриза­водских положений по организации учета и экономического анализа, за­полнить годовой отчет предприятия, собрать всю первичную информацию (планово-нормативную и учетно-отчетную).

Поскольку методика и организация учета и аналитической работы во многом зависят от организации и технологии производства, то следует изучить организационно-технический уровень предприятия с тем, чтобы в дальнейшем проблемы организации учета и анализа рассматривать в соот­ветствии с производственным профилем и уровнем управления предпри­ятия.

Для обеспечения полноценности собранного материала необходимо оценить его надежность и достоверность. Особое значение имеет оценка уровня аналитичности собранной информации. Первоначальная обработка сводится к обобщению, группировке и систематизации собранной инфор­мации.

При дальнейшей обработке фактической информации необходимо использовать традиционные и новейшие приемы экономического анализа.

1.11 Написание работы

Следующим этапом является непосредственное написание диплом­ной работы в соответствии с утвержденным планом. Но оно не сводится лишь к совокупности ответов на вопросы плана.

Изложение материала должно быть последовательным, четким и ло­гичным. Для этого рекомендуется (кроме общего) разработать подробный рабочий план, раскрывающий существо каждого параграфа. Такой деталь­ный план позволяет систематизировать изложение, облегчает осуществле­ние логической взаимосвязи отдельных вопросов, дает возможность со­гласовать материал данного параграфа с предыдущим и последующим. Наличие подобного плана позволяет научному руководителю оказать за­благовременно помощь студенту в определении содержания и последова­тельности изложения отдельных вопросов каждого параграфа и тем самым сократить объем последующих доработок.

В дипломной работе изложение материала должно быть конкрет­ным, опираться на действующую практику и носить исследовательский характер. Следует не просто описать, а дать критический разбор организа­ции учета и анализа на базовом предприятии. Практический материал приводят не в качестве примеров или иллюстраций, подтверждающих раз­личные положения, а на его основе строят всю работу, делая конкретные выводы и внося предложения. При этом надо стремиться к тому, чтобы в результате изучения конкретного материала был обобщен передовой опыт работы предприятия, выявлены недостатки и намечены пути дальнейшего повышения эффективности производства.

Правильность сделанных выводов должна быть всесторонне прове­рена. Если работа выполняется по заявке, то целесообразно сообщить за­казчику в процессе работы результаты законченных исследований по от­дельным вопросам и согласовать промежуточные выводы. Это обусловли­вает более глубокую разработку фактических материалов, позволяет про­верить реальность выводов и предложений.

Изложение заимствованного материала в виде цифровых данных для иллюстраций отдельных положений работы из справочников, монографий и других литературных источников или цитат, произвольное изложение принципиальных положений, как уже говорилось ранее, должно вклю­чаться в дипломную работу со ссылкой на соответствующий источник.

Дискуссионные вопросы излагаются следующим образом. Прежде всего по спорным вопросам необходимо приводить мнения различных ав­торов, причем мысль автора, точка зрения которого критикуется, излагает­ся без сокращений. Только при соблюдении этого условия критика может быть объективной. Обязательным является сравнение рекомендаций, со­держащихся в действующих инструкциях и работах различных авторов. Лишь после этого, учитывая опыт базового предприятия, можно обосно­вывать собственное мнение по спорному вопросу или соглашаться с од­ной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответст­вующие аргументы.

Работа должна быть написана экономически грамотно, простым ли­тературным языком. При этом необходимо избегать повторений и множе­ства цитат. Участие в работе СНО по отдельным проблемам учета и анали­за способствует значительному повышению качества работы, так как подготовка докладов по вопросам, связанным с темой работы, потребует  от студента углубленного изучения темы, современного выявления нерешенных вопросов.

 Следует признать полезным выступление студента с докладом на базовом предприятии, поскольку обоснование предложений перед опытными практическими работниками требует от него подбора убедительных фактов и является серьёзной проверкой целесообразности выдвигаемых рекомендаций.

В текстовую часть дипломной работы следует включать схемы, графики, диаграммы. Их применение способствует повышению наглядности и убедительности материала, более глубокому раскрытию сущности явлений, свидетельствует о культуре изложения материала, позволяет в лаконичной форме отразить полноту знаний.

2       ОФОРМЛЕНИЕДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1 Общие требования

Оформление дипломной работы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.32 – 2001 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе»).

Дипломная работа выполняется на белой бумаге на одной стороне листа стандартного формата А4 размером от 288*203 до 297*210 мм. Иллюстрация, графики, таблицы могут выполняться на бумаге других форматов (с соответствующим сгибом).

Работа выполняется рукописным, машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ (через полтора интервала, шрифт 14). Цвет шрифта — черный.

При написании (печатании) текста необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое — 20 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм и нижнее - 20 мм. Рамки, ограничивающие текст, не вычерчиваются.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. Не допускаются подчеркивание и цветовое оформление заголовков, фраз и слов.

Разрешается использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

В печатном тексте вписывание слов, фраз, формул, знаков допускается только черным цветом (чернилами, тушью, пастой).

Фамилии, названия и другие имена собственные приводятся на языке оригинала. Возможно транслитерирование имен собственных и использование их на русском языке (при первом упоминании добавляется оригинальное название).

В работе не должно быть не устраненных ошибок, опечаток, графических неточностей. Исправление допускается подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Оформление разделов работы:

Наименования структурных элементов работы: титульный лист, содержание, введение, главы и параграфы работы, заключение, список использованных источников.

·        Титульный лист печатается, размещение подписей на листе должно соответствовать форме, приведенной в приложении 5.

·        Содержание должно включать перечень разделов, параграфов и т.д. согласно плану дипломной работы. Все структурные элементы содержания должны сопровождаться указанием номера страницы, на которой начинается изложение материала данного раздела (пункта и т.д.). Содержание помещается сразу после титульного листа.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов и т.д. осуществляется арабскими цифрами без слов «раздел», «глава» и т.д. Разделы нумеруются арабскими цифрами без точки (1 Название). Подразделы должны  иметь нумерацию внутри  каждого раздела (пункты  и  т.п.) – арабскими цифрами, разделенными точками (1.1 Название; 1.1.1 Название и т.д.). В конце номера раздела точка не ставится. В конце названия  раздела точка тоже не ставится. Введение, заключение, список использованных источников не нумеруются. Приложения (если их несколько) нумеруются отдельно.

Пример, оформления страницы с содержанием работы:

Содержание

Введение

1 Понятие и содержание финансовых результатов                                          5

          1.1                                                                                                              9

          1.2              Параграфы первой главы                                                     15

          1.3                                                                                                              22

2 Бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов ОАО «Раритет»       30

          2.1

          2.2              Параграфы второй главы

          2.3

3 Анализ финансовых результатов предприятия

          3.1

          3.2              Параграфы третьей главы

          и т.д.

Заключение

Список литературы

Приложения

·          Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не выделяется. Наличие одного подраздела эквивалентно их отсутствию.

·          В тексте работы заголовки должны в точности повторять названия и нумерацию содержания. Заголовки разделов выполняются заглавными буквами с усилением цвета, по центру страницы. Заголовки подразделов (1.1, 1.2 и т.д.) выполняются обычным, строчным 14 шрифтом с усилением цвета, по центру страницы. Перенос слов в заголовках не допускается, точка в конце не ставится. Заголовки должны быть отделены от текста или другого заголовка интервалом 10-15 мм. Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа, а подразделы продолжать на заполненном листе с соблюдением указанного расстояния. Не допускается оставлять заголовок подраздела внизу листа, если за ним не следует хотя бы одной строки текста.

·        Страницы работы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц, но номера на них не ставятся. Иллюстрации (таблицы, графики и т.д.), расположенные на отдельных листах, и приложения включаются в общую нумерацию страниц.

2.2 Выполнение текстовой части работы

Основной текст необходимо излагать ясным четким языком, просто и сжато.

Фразы, формулировки и выводы должны быть законченными и логичными. Следует избегать повторений, лишних слов, затрудняющих восприятие текста.

Следует соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов.

Недопустимо написание неграмотных предложений, а также словосочетаний и слов. Необходимо правильно делить текст на абзацы, выделяя обособленные по смыслу части.

Если в тексте есть перечисления, перед каждым ставится дефис или, при необходимости ссылки в тексте, строчная буква со скобкой и далее цифра со скобкой.

Например:

Виды классификации объектов:

а) ____________________

          1) ______________________

          2) ______________________

б) ____________________

          1) ______________________

          2) ______________________ и т.д.

В тексте следует избегать использования личным местоимений, заменяя их безличными формами (вместо «я считаю» – «считается»).

Рекомендуется использование вводных и соединительных слов (таким образом, из этого следует, в связи и т.д.) для подчеркивания причинно-следственных связей и выражения личного отношения к излагаемому материалу. Каждый раздел (подраздел) должен заканчиваться кратким выводом.

В тексте не допускаются сокращения слов.

Исключение составляют:

·        общепринятые сокращения, установленные правилами русской орфографии и пунктуации;

·        сокращения, применяемые с цифровыми величинами;

·        сокращения единиц измерения величин;

·        сокращения в примечаниях, сносках  и списке  литературы, предусмотренные правилами библиографического описания.

2.3 Использование и оформление формул

Уравнения и формулы в тексте следует выделять в отдельную строку, оставляя выше и ниже не менее одной свободной строки. Если формула или уравнение не вмещается в одну строку, то они могут быть перенесены после знака «=» или после математических знаков. При этом знак в начале следующей строки повторяется.

Формулы должны нумероваться сквозной по всей работе нумерацией арабскими цифрами в скобках (1) справа по строке. Если использована одна формула, то она не нумеруется.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах этого приложения с добавлением перед номером формулы буквы П и номера приложения (П.1).

Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» (без двоеточия), каждое пояснение следует давать с новой строки. Элементы формулы поясняются в тон же последовательности, в которой даны в формуле.

Например:

А = В : С                                                                       (1)

где  А - _____________________________;

       В - _____________________________;

       С - _____________________________.

В тексте формула должна приводиться за фразой, имеющей к ней отношение. При необходимости может быть сделана ссылка в тексте на ранее приведенную формулу (например, «расчет производился по формуле (3)») без ее повтора.

Источник формулы может указываться в тексте работы, например /1, стр. 150/, где 1 –  это номер в списке литературы или внизу страницы в виде подстрочного примечания с полным указанием источника и страницы.

2.4 Использование и оформление таблиц      

 

Таблицы в тексте работы являются способом представления аналитического материала (цифрового и морфологического).

Требования к оформлению таблиц:

·          таблица располагается непосредственно после текста через полуторный интервал, в котором она упоминается впервые или на следующей странице;

·          таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Название таблицы следует размещать над таблицей, по центру обычным строчным 14 шрифтом без усиления цвета;

·          текст внутри таблицы выполняется 12 шрифтом через одинарный интервал;

·          нумерация таблиц должна быть по разделам, и располагается справа над названием (1.2); (2.1) и т.д.;

·          при переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и название пишутся только на первом листе, над остальными частями пишется: «Продолжение табл. _____ (номер)»;

·          в примечании (под таблицей) или в ссылке по тексту необходимо указать на основе каких данных она составлена (собственных исследований или литературных источников);

·          под таблицей делаются также необходимые пояснения к данным таблиц (числам, словам);

·          если имеются сноски и примечания, то сначала под таблицей помещаются сноски, а затем примечания;

·          на все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например: «В таблице 1.1  приведены данные о ...» или (табл. 1.1);

·          нумерация  граф и строк таблицы допускается только в том случае, если в тексте работы есть на них ссылки, например: «Сумма затрат в графе 4 рассчитана как …» (гр 1 + гр 2 + гр 3), в противном случае графа № по порядку не вводится;

·          в таблицу не допускается включение графы «Единицы измерения». Если все показатели таблицы выражены в одной единице измерения, то она указывается в заголовке, например: «Структура затрат на производство продукции, %». Если данные в таблице имеют различные единицы измерения, то они указываются в заголовках граф или (и) строк»;

·          цифры в графах таблицы проставляются так, чтобы разряды чисел во всей графе располагались один под другим. В одной графе должно соблюдаться одинаковое количество десятичных знаков для всех показателей;

·          при отсутствии отдельных данных в таблице ставятся прочерки (знак «тире»);

·          заголовки граф и строк выполняются с заглавной буквы.

2.5 Иллюстрации

Иллюстрации (графики, чертежи, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются в работе сразу подтекстом, где они упоминаются впервые или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в черно-белом варианте.

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией («Рисунок 1»).

Иллюстрации должны иметь название, помещаемое внизу под рисунком посередине строки. Например: Рис. 1 Структура прибыли.

Все пояснения и обозначения на иллюстрации располагаются сразу под ней до слова «рисунок».

На  все  иллюстрации  в тексте делаются   ссылки.  При   ссылке на иллюстрации следует писать «...в соответствии с рисунком 1» или (рис. 1).

2.6 Приложения

В приложении обычно выносятся различные справочные материалы, громоздкие таблицы, исходные первичные материалы.

В тексте работы все приложения должны иметь ссылки. Например: «Бухгалтерский баланс дан в приложении 1 или (прил. 1)». Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте. 

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу порядкового номера приложения, ниже располагается заголовок, например:

Приложение 1

Бухгалтерский баланс

Все страницы приложений нумеруются сквозной нумерацией также как текст дипломной работы.

Список литературы

Порядок размещения библиографического материала в списке использованной литературы следующий:

решения и постановления правительства и законодательных органов Российской Федерации;

нормативно-законодательные документы в порядке их иерархии и сроков опубликования;

книги, учебники, монографии;

статьи журналов, специальных газет,  материалов научно-экономических конференций, семинаров.

Официальные документы группируются в начале списка в порядке их иерархии и сроков опубликования. Учебники, монографии,  в алфавитном порядке по фамилии автора. Далее производится сквозная нумерация всех литературных источников арабскими цифрами.

При отсылке к автору, включенному в список литературы, в тексте работы после упоминания о нем проставляют ссылки на номер, под которым он значится в списке литературы, и в необходимых случаях, когда даются формулы, цитаты, цифры, указываются страницы, например: / 18. С. 753 /.

В списке использованной литературы дается точное описание каждого издания.

               Примеры описания книг

1.     Севрук М.А. АРМ экономиста-аналитика промышленного предприятия на базе персональных ЭВМ. М.: Финансы и статистика, 1991.  190 с.

2.     Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия / А.И. Муравьев, А.Ф. Мухин, Ю.А. Григорьев и др.  М.: Финансы и статистика, 1991.  142 с.

               Пример описания статьи из книги:

Кон Ю.М. Налоги с предприятий // Экономический ежедневник хозяйственника. М.: Финансы ,1991. Вып.2.  С. 85-91.

              

               Примеры описания статьи из  журнала:

Виханский О. Кто поведет к рынку // Вопросы экономики. 1992.  №1.  С. 10-18.

2.7 Подготовка к защите

Дипломная работа представляется на предварительную защиту и оформляется протокол замечаний (прил. 9).

Окончательный вариант дипломной работы в несброшюрованном виде представляется нормоконтролеру для проверки правильности ее оформления на соответствие стандартам и подписывается на титульном листе.

Подписанная нормоконтролером работа передается научному руководителю для просмотра исправлений и составления письменного отзыва руководителя (прил. 6), в котором особое внимание уделяется оценке выпускника по личностным характеристикам (ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, активность, творчество, инициативность и т.д.) и мотивируется возможность или невозможность представления дипломной работы на защиту в ГАК. Решение руководителя является основанием для допуска кафедрой дипломной работы к защите.

Для получения дополнительной объективной оценки дипломная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее рецензирование. К рецензированию могут привлекаться преподаватели вузов, высококвалифицированные специалисты организаций, НИИ, государственных учреждений. Список рецензентов согласовывается и утверждается кафедрой. Форма отзыва рецензента представлена в приложении 8. В нем рецензент должен сосредоточить внимание на актуальности темы, качестве выполненной работы, ее положительных сторонах и недостатках, а также дать непосредственную оценку дипломной работы по требованиям ГОС.

К защите студент должен подготовить доклад по теме дипломной работы (на 10-12 мин.), в котором необходимо четко и кратко изложить основные положения работы. Для наглядности и экономии времени целесообразно подготовить иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т.д.) в виде раздаточного материала членам ГЭК или плакатов.

В государственную экзаменационную комиссию представляются:

·        полностью законченная дипломная работа;

·        заявление на дипломирование (прил. 2);

·        дипломное задание (прил. 3);

·        заявка на выполнение дипломной работы (прил. 1);

·        отзыв научного руководителя (прил. 6);

·        отзыв предприятия о практической значимости дипломной работы, подписанный на предприятии и заверенный печатью (прил.7);

·        рецензия с подписью рецензента, заверенной отделом кадров предприятия или учреждения в котором он работает (прил. 8);

·        протокол замечаний предварительной защиты (прил. 9).

На титульном листе (прил. 5) и в дипломном задании должны быть подписи научного руководителя и рецензента (заверенная печатью).

Студент может по рекомендации кафедры представить дополнительное краткое содержание дипломной работы на одном из иностранных языков, которое оглашается на защите и может сопровождаться вопросами к студенту на том же языке.

2.8 Защита выпускной квалификационной работы

Защита дипломной  работы проводится  на открытом заседании ГЭК согласно положению о ГАК.

Порядок защиты:

1)   председатель ГЭК объявляет фамилию, имя и отчество дипломника, название дипломной работы с указанием места ее выполнения;

2)   доклад дипломника   продолжительностью  не  более   10-12  минут, в течение которых он должен кратко сформулировать актуальность, цель и задачи дипломной работы, изложить основные выводы и рекомендации, обосновать их эффективность. Студент может пользоваться заранее подготовленным тезисами доклада и обязательно использовать иллюстрированный материал (5-6 листов);

3)   после окончания доклада члены  ГЭК и присутствующие на защите предлагают дипломнику вопросы, имеющие непосредственные отношение к теме дипломной работы;

4) секретарь ГЭК зачитывает рецензию;   

5)   дипломник отвечает на вопросы, поставленные в рецензии;

6)   выступление руководителя дипломной работы, а в случае его отсутствия секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя;

7)   Председатель ГЭК предоставляет желающим слово для выступления, после чего объявляет об окончании защиты.

В процессе зашиты члены ГЭК заполняют оценочный лист (прил. 10), позволяющий аккумулировать информацию по отдельным критериям оценки работ.

После окончания открытой защиты проводится закрытое заседание ГЭК, на котором определяются итоговые оценки по 4 – балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

После закрытого обсуждения председатель объявляет решение ГЭК.

Протокол заседания ГЭК ведется секретарем. В него вносятся все заданные вопросы, особые мнения, решение комиссии об оценке и присвоении выпускнику квалификации в соответствии с ГОС. Протокол подписывается председателем ГАК, членами комиссии и секретарем.

Студенту, не защитившему дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине (подтвержденной документально), срок обучения может быть продлен до следующего периода работы ГЭК, но не более чем на 1 год.

2.9 Критерии оценки выпускной квалификационной работы

Оценка выпускной квалификационной работы производится по четырем группам критериев:

Качество квалификационной работы оценивается членами ГЭК по составляющим:

•    обоснованность актуальности проблемы исследования и темы дипломной работы – предполагает оценку степени убедительности оснований, побудивших студента выбрать данную проблему для изучения на определенном объекте исследования;

•    уровень   теоретической   проработки   проблемы   предполагает оценку широты и качества изученных литературных источников, логики изложения материала, глубины обобщений и выводов в первой главе, а также теоретического обоснования возможных решений проблемы;

•    методическая грамотность проведенных исследований во второй   главе работы предполагает оценку обоснованности применения методик исследования, информационной адекватности и правильности использования конкретных методов и методик анализа ;

•    достаточность  и качество экономического обоснования предлагаемых управленческих решений предполагает оценку адекватности выбранных методов обоснования решений, правильность их применения;

•    практическая значимость  выполненной работы предполагает оценку возможности практического применения результатов исследования     в деятельности конкретного предприятия (организации) или в сфере возможной профессиональной занятости выпускников специальности в соответствии с требованиями ГОС;

•    качество оформления дипломной работы предполагает оценку на    соответствие стандартам, а также аккуратность и выразительность оформления материала, грамотность и правильность подготовки сопроводительных документов.

Качество выступления на защите дипломной работы оценивается членами ГЭК по следующим составляющим:

качество доклада предполагает оценку соответствия доклада содержанию дипломной работы, способности выпускника выделить научную и практическую ценность выполненных исследований, умения пользоваться иллюстративным материалом;

•     качество ответов на вопросы предполагает оценку правильности, четкости, полноты и обоснованности ответов выпускника, умения лаконично и точно сформулировать свои мысли, использую при этом необходимую научную терминологию;

•     качество иллюстраций к докладу предполагает оценку соответствию  подбора  иллюстративных  материалом содержанию доклада, грамотность  их  оформления и упоминания в  докладе, выразительность использованных средств графического и художественного воплощения;

•     поведение при защите дипломной работы предполагает оценку коммуникационных характеристик докладчика  (манера говорить, отстаивать  свою  точку  зрения,  привлекать   внимание  к  важным моментам в докладе или ответах на вопросы и т.д.).

Оценка     выпускной     квалификационной     работы     рецензентом переносится из рецензии, подписанной рецензентом.

Оценка  научным  руководителем  выпускной   квалификационной работы переносится из отзыва руководителя.

Значимость оценок указанных групп в формировании общего итога соответственно 40%, 30%, 20%, 10%.

По всем составляющим членами ГЭК выставляются оценки в индивидуальных Оценочных листах  (прил. 7) по 4-балльной шкале:

•     «отлично» – если состояние по конкретному параметру полностью соответствует предъявляемым требованиям;

•     «хорошо» – если состояние по конкретному параметру в основном соответствует предъявляемым требованиям;

•     «удовлетворительно» – если состояние по конкретному параметру частично соответствует состояние по конкретному параметру;

•     «неудовлетворительно» – если состояние по конкретному параметру не соответствует предъявляемым требованиям.

Итоговая оценка выпускной квалификационной работы определяется усреднением оценок по группам критериев 1-4.

Результаты защиты дипломных работ обсуждаются на заседании кафедры с обязательным указанием замечаний с целью последующего их устранения и повышения качества подготовки выпускников.

Приложение 1
Зав. кафедрой бухгалтерского учёта и аудита 

проф. Бороненковой С.А.

Заявка

Предприятие ______________________________________________

просит  утвердить студентке (у)______________________________

                   группы ______________ тему дипломной работы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

___________

      дата

 
Гл. бухгалтер                                   _______________/__________/

предприятия                                                        ФИО            подпись

м. п.

Приложение 2

Зав. кафедрой                                           

___________________________________

от студента группы___________________

ФИО______________________________

____________________________________

Заявление студента

на утверждение темы дипломной работы

Прошу утвердить мне тему дипломной работы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения преддипломной практики ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель ______________________________________

                                      _______________________________________

                                        (ФИО,  ,должность,  ученая степень)

Дата _________________

Подпись студента: _____________________

Подпись руководителя: _________________

 

Министерство образования и науки Российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный экономический университет

Факультет_____ФСП________________            Кафедра _Бухгалтерского учета и аудита________

Направление (специальность)_06.05.00_           Группа  ____БУА-02-2___________________

(08.01.09)__________________________

Квалификация (степень)_________Экономист____________________________________

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой _________________

                                                                                         Протокол №14 от 24.06.2005 г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Студенту ___Гирфановой_Гульнаре Минехановне_____________________________________

                                                (ФИО)

Руководитель _______Сидоркин Юрий Федорович, УрГЭУ, доцент___________________________

                                                (ФИО, место работы, должность, ученая степень)

Тема выпускной квалификационной работы ______________________________________________

_Учет, анализ и аудит денежных средств, расчетов и ценных бумаг организации_______________

____________________________________________________________________________________

По чьей заявке выполняется работа По собственной инициативе_____________________________

                                                                            Название организации, дата, № заявки

Срок сдачи студентом законченной работы_______05.11.05__________________________________

Техническое задание

Целевая установка: Целью  настоящей  дипломной  работы  является  исследование  организации

бухгалтерского учета и аудита денежных средств и ценных бумаг на ОАО «Ресурс», проведение анализа денежных средств и ценных бумаг, а также анализа расхода денежных средств по видам деятельности     ОАО «Ресурс»    и     соотношение     получения     дохода,     учет     ценных  бумаг

осуществляемый на предприятии.

План работы и сроки выполнения _______________________________________________________

_1.09.05 – 07.11.05_____________________________________________________________________

_1 глава с 1 сетября по 26 сентября______________________________________________________ _2 глава с 27 сенятбря по 17 октября_____________________________________________________

_3 глава с 18 октября по 7 ноября________________________________________________________

_Окончательная доработка по замечаниям предварительной защиты и нормоконтроля с 7________

ноября_по 25 ноября___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Руководитель выпускной квалификационной

 работы _____________________________________________

(подпись)

Задание принял к исполнению __________________________

(подпись студента)

Отзыв научного руководителя о выполненной работе

__________                                                                  ______________________

дата                                                                                                    подпись

Отзыв о практической значимости выполненного задания

__________                                                                  ______________________

дата                                                                                                    подпись

Решение кафедры о выдвижении на защиту

__________                                                                   ______________________

дата                                                                                                    подпись

Отзыв рецензента

01.12.2005                                                           ______________________

дата                                                                                                    подпись

Решение ГАК по результатам защиты работы

__________                                        Председатель ГАК______________________

дата                                                                                                    подпись

  Приложение 4

Ведомость учета выполнения дипломных работ студентами

Специальность _______________________________________             Группа ______________________________

Форма обучения _____________________________________

ФИО студента

Тема дипломной работы

Научный руководитель

Дата выдачи дипломного задания

Готовность дипломной работы

Допуск к защите

на …

на …

на …

Дата допуска

Подпись руководителя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата _________________________                                                                  Зав. кафедрой _________________________

(подпись)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский государственный экономический университет

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, РАСЧЕТОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ ОРГАНИЗАЦИИ

Факультет ФСП                                        Исполнитель: Гирфанова Г. М.

                                                                                      ФИО

5.11.05                 ______________

                                                                            дата                                       подпись

Специальность 06.05.02(08.01.09)

Кафедра Бухгалтерский учет,                            Группа БУА-02-2

анализ и аудит

Дата защиты ____________                     Научный руководитель _________

                                                                   Сидоркин Ю.С.

                                                                                                ФИО

доцент

                                                                                       (должность, ученая степень)

                                                                   _10.11.05______ ______________

                                                                                     дата                                       подпись

оценка _________________                     Нормоконтролер _Нечеухина Н.С._

                                                                                                          ФИО

                               

                                                                   _7.11.05_______ ______________

                                                                          дата                                           подпись

                                                                   Рецензент Иванова Н.А.

                                                                                                          ФИО

__главный бухгалтер____________

                                                                                      (должность)

                                                                   __1.12.05                        ______________

                                                                           дата                                          подпись

 

Екатеринбург

2005 г.

Приложение 6

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

            Квалификационная работа выполнена

Студентом (кой)______________________________________________________________________

Факультет___________________________________________________________________________

Кафедра______________________________ Группа ________________________________________

Направление (специальность) __________________________________________________________

Руководитель________________________________________________________________________

(должность, ученая степень)

Оценка соответствия требованиям ГОС подготовленности автора выпускной работы

Требования к профессиональной подготовке

Соответствует*

В основном. соответствует*

Не

соответствует*

Знать и уметь использовать закономерности и принципы функционирования организаций

Знать и уметь применять принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений на разных уровнях

Уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты

Уметь осуществлять мониторинг внешней и внутренней  среды фирмы и владеть методами оценки ее стратегических возможностей

Уметь использовать основные и специальные методы экономического анализа и диагностики деятельности организации

Уметь разрабатывать, обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений и принимать участие в их реализации

Уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач

Владеть навыками самостоятельного получения новых знаний, используя современные образовательные технологии

Уметь систематизировать и обобщать информацию

Уметь вести необходимую документацию, качественно оформлять материалы;

Владеть навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере экономики организации

* В соответствующих колонках по каждой строке проставляют галочки

Продолжение прил. 6

Отмеченные достоинства ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отмеченные недостатки  _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дополнительная информация для ГАК __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Заключение _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Научный руководитель ___________________         «____»   _______200 г.

                                             (подпись)

Приложение  7

Заведующей кафедрой

бухгалтерского учёта и аудита

Уральского государственного

экономического университета

проф. Бороненковой С.А.

Отзыв о практической значимости

Предприятие ________________________________________________

Рассмотрело представленную дипломную работу студента (ки)

V курса  ____________________________________________________

Специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» на тему:

          Пример текста:

Выводы и рекомендации, предложенные автором в работе реальны, имеют

практическую значимость и могут быть использованы на предприятии.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Должность: гл. бухгалтер

                                                             

_______________________________

   (организация)

____________________                                                     ______________________ / ______________/

                                 дата                                                                           ФИО                            подпись

              

М.П.

ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗЕНТА О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  РАБОТЕ

            Квалификационная работа выполнена

Студентом (кой)__ Гирфановой_Гульнаре Минехановне___________________________________

Факультет_____ФСП_________________________________________________________________

Кафедра Бухгалтерского учета и аудита Группа_____ БУА-02-2__________________________________

Направление (специальность) ____06.05.02(08.01.09)_____________________________________

____________________________________________________________________________________

Наименование темы Учет, анализ и аудит денежных средств, расчетов и ценных бумаг                      

организации__________________________________________________________________________

Рецензент _______Иванова Н.А. ОАО Ресурс”, главный бухгалтер_________________________

____________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., место работы, должность, ученое звание, степень)

ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  РАБОТЫ

Показатель

Оценки (проставить галочки в соответствующей графе)

5

4

3

2

*

1. Актуальность тематики

2. Степень полноты обзора состояния  проблемы и корректность постановки задачи

3. Уровень и корректность использования в работе методов исследования

4. Степень комплексности работы, применение в ней знаний социально-гуманитарных дисциплин, естественно-математических, общепрофессио-нальных и специальных дисциплин

5. Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения.

6. Применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий в работе

7. Объем  и качество оформление  квалифика-ционной работы (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям технических рекомендаций)

9. Оригинальность и новизна полученных результатов исследования

10. Практическая значимость  квалификационной работы

* Не оценивается (трудно оценить)

Отмеченные достоинства ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отмеченные недостатки  _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дополнительная информация для ГАК  __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Заключение _________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Рецензент __Иванова Н.А.____________________         «01»   декабря  2005 г.

                                   (подпись)

М.П

Приложение 9

Результаты предварительной защиты дипломной работы

Студент ___________________________________________________________

(ФИО)

Тема ______________________________________________________________

___________________________________________________________________

Рецензенты

по учету и аудиту ___________________________________________________

(ФИО)

          по анализу _________________________________________________________

(ФИО)

Замечания по учету и аудиту:

1.

2.

3.

4.

5.

________________________________

          (подпись рецензента)

Замечания по анализу:

1.

2.

3.

4.

5.

Подпись рецензента

Руководитель с замечаниями ознакомлен.

Подпись руководителя __________________________

Приложение 10

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 члена ГЭК ______________________________________________

(ФИО)

ФИО

студента

Тема квалификационной работы

Научный руководитель

Параметры оценки дипломной работы

Резюме

Актуальность темы

Теоретическая  проработка

Методическая грамотность

Обоснованность решений

Практическая значимость

Оформление

Качество доклада

Качество иллюстраций

Ответы на вопросы

Поведение при защите

Оценка рецензента

Оценка руководителя

Оценка

Комментарии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

2

3

4

5

Дата  ______________________                                                                                 Подпись  ______________________