Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»:

на тему «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам и государственными внебюджетными фондами»

Преподаватель: Федорцова Раиса Петровна

                Работу выполнила: Еркова Елена Юрьевна

учетно-статистический факультет,

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

                                                     05убб03838, 4 курс

Пенза 2008

Содержание

Ведение                                                                                                      3                                                                                                         

1. Налоги и сборы Российской Федерации                                             4                                              

  1.1. Общая характеристика                                                                    4                                                                        

  1.2. Учет расчетов по федеральным налогам                                        5

   1.2.1. Налог на добавленную стоимость                                                        6

   1.2.2. Учет расчетов по акцизам                                                          10

   1.2.3. Налог на прибыль                                                                       12

  1.3. Учет региональных налогов и сборов                                                    17

   1.3.1. Налог на имущество организации                                                      17

   1.3.2. Налог с продаж                                                                                    19

  1.4. Учет местных налогов и сборов                                                    21

   1.4.1. Налог на рекламу                                                                       21

   1.4.2. Земельный налог                                                                                  22

  1.5. Единый социальный налог                                                            24

  1.6. Типовые проводки                                                                                   26

2. Расчет с внебюджетными фондами                                                     27

  2.1. Понятие внебюджетных социальных фондов                               27

  2.2. Пенсионный фонд РФ                                                                    28

  2.3. Фонд социального страхования                                                    31

  2.4. Фонд обязательного медицинского страхования                                   34

  2.5. Государственный фонд занятости населения РФ                                   38

3. Практическая часть                                                                             40

Заключение                                                                                               41

Список использованной литературы                                                               43

Приложение                                                                                             45

Введение

Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения тесной связи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, видов собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех видов собственности с государственными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включающая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Страховые взносы, поступающие в фонды, имеют налоговую природу – как и налоги, страховые взносы устанавливаются государством, являются обязательными, и к тому же относятся на себестоимость работ и услуг плательщика и поэтому самым непосредственным образом связаны с налогом на прибыль.

1.     Налоги и сборы Российской Федерации

1.1. Общая характеристика

  Налоги и сборы РФ разделены на три группы:

1.     федеральные налоги и  сборы,

2.     региональные налоги и сборы,

3.     местные налоги и сборы.

    Федеральные  налоги  и  сборы  устанавливаются  Налоговым  кодексом   и

обязательны на всей территории РФ.

    Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или  отменяются законами  субъектов  в  РФ  в  соответствии  с   Налоговым   кодексом.   Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ.

   Местные налоги  и  сборы  устанавливаются,  изменяются  или  отменяются нормативными правовыми  актами  местного  самоуправления  в  соответствии  с Кодексом.  Они  обязательны  к  уплате  на  всей  территории  муниципального образования.

    Начисленные налоги, сборы,  пошлины  отражаются  по  кредиту  счёта  68

«Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных  счетов  в  зависимости  от источников  возмещения  налогов,  сборов  и  пошлин.  По  данному   признаку различают следующие налоги и сборы:

1.           Относимые  на  счета  продажи  (90,91)  –  НДС,  акцизы,  налог  на реализацию горюче-смазочных материалов, налог с продаж;

2.           Включаемые в себестоимость продукции,  работ,  услуг  и капитальные вложения (дебетуются счета 08,  20,  23,  25,  26,  29,  97,  44) – земельная пошлина, таможенная  пошлина,  арендная  плата  за  землю, налог на воду и др.;

3.           Уплачиваемые за счёт прибыли до её налогообложения (дебет счета  91, кредит счёта 68) – налог на имущество, налог на рекламу и др.;

4.           Уплачиваемые из прибыли (дебет счёта 91, кредит счета 68)  –  налог на прибыль;

5.           Уплачиваемые за счёт доходов физических и юридических лиц – налог на доходы  физических  и  юридических  лиц,  НДС  и  налог  на  доходы, уплачиваемые за счёт средств, перечисляемых иностранным  юридическим лицам (дебетуются счета учетов расчетов, кредитуется счёт 68) [1].

    Кроме того, по кредиту счёта 68 и дебету счетов 99 «Прибыли и убытки» и

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (в части расчётов с  виновными лицами) отражают начисленную сумму штрафных санкций за  несвоевременную  или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счётом 51  «Расчётные счета»  по  счёту  68  отражают  суммы,  полученные  в   случае   превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

    По отдельным субсчетам счета 68 может быть и  дебетовое,  и  кредитовое

сальдо. В связи с этим счёт 68  может  иметь  развернутое  сальдо  на  конец

месяца, т.е. и дебетовое, и кредитовое.

 

1.2. Учёт расчетов по федеральным налогам

    Федеральные налоги вводятся федеральными законами.  Федеральные  законы принимает  Государственная  Дума,  затем  их  одобряет  Совет  Федерации   и подписывает Президент РФ.

    Главный Федеральный закон о налогах – Налоговый кодекс РФ (НК РФ).  Все остальные федеральные законы  о налогах не должны ему противоречить.

    К федеральным налогам относятся:

·        Налог на добавленную стоимость

·        Акцизы на виды товаров

·        Налог на прибыль

·        Налог на доходы физических лиц

·        Некоторые другие налоги и сборы

 

1.2.1. Налог на добавленную стоимость

    Для отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, связанных с Налогом на добавленную стоимость (НДС), используется активный  счет  19  «Налог  на  добавленную  стоимость  по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты по налогам и сборам».

    Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной  стоимости,  создаваемой  на  всех  стадиях  производства товаров, работ, услуг.

    Плательщиками НДС являются:

      1.  Организации,  имеющие  статус  юридических   лиц,   осуществляющие производственную и  иную  коммерческую  деятельность  и  подлежащие обязательной  постановке  на  учёт  в  налоговом  органе  по  месту нахождения  организации  и   по   месту   нахождения   каждого   её обособленного подразделения.

      2. Индивидуальные предприниматели, подлежащие обязательной  постановке на учёт в налоговых органах по месту жительства.

      3. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в  налоговых органах на основании письменного заявления иностранной  организации по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

    Объектами налогообложения являются:

     1. Реализация на территории РФ товаров  (собственного  производства  и приобретенных на стороне), выполненных работ, оказанных услуг.

     2. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

     3. Передача на  территории  РФ  товаров  (выполнение  работ,  оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые  не  принимаются  к вычету, при исчислении налога на доходы организации,  в  том  числе амортизационные отчисления.

     4. Передача права  собственности  на  товары  (результаты  выполненных работ, оказанных услуг) на безвозмездной основе другим организациям или физическим лицам.

     5.  Реализация  предметов  залога  и  передача  товаров   (результатов выполненных работ, оказанные услуги) по соглашению о предоставлении отступного или новации[3].

Налоговая база определяется на  основе  стоимости  реализуемых  товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен, тарифов, без включения в  них  НДС и налога с продаж. При исчислении налоговой  базы  по  товарам  и  сырью,  с которых взимаются акцизы, в неё включается сумма акцизов.

    При определении налоговой базы, выручка от  реализации  товаров  (работ,

услуг)  складывается  из  всех  доходов   налогоплательщика,   связанных   с расчетами по оплате указанных товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), полученных им в денежной или  натуральной  формах,  включая оплату  ценными бумагами.

    При реализации товаров  (работ,  услуг)  по  разным  налоговым  ставкам

налоговая  база  определяется  отдельно  по  каждому  виду  товаров  (работ,

услуг), облагаемых по разным  ставкам.  При  применении  одинаковых  ставках налога  налоговая  база  определяется  суммарно  по  всем  видам   операций, облагаемых по этой ставке.

    Налоговая база определяется с учетом сумм:

     1. Авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров,  выполнения  работ  или  оказания  услуг,  за  исключением операций по  реализации  товаров  (работ)  на  экспорт  за  пределы таможенной  территории  РФ,  длительность  производственного  цикла изготовления (выполнения) которых составляет свыше шести месяцев  (по перечню, определяемому  Правительством  РФ),  а  также  товаров, освобожденных от налогообложения.

     2.  Полученных  за  реализованные  товары  (работы,  услуги)  в   виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения,  в счет увеличения доходов либо иначе связанных оплатой  реализованных товаров (работ, услуг).

     3. Полученных в виде процента  (дисконта)  по  векселям,  процента  по товарному   кредиту   в   части,   превышающей   размер   процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

     4.  Полученных  страховых  выплат  по  договорам   страхования   риска неисполнения  договорных  обязательств  контрагентом  страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг),  реализация  которых признается объектом налогообложения[7].

    Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется  по  итогам  каждого налогового  периода  как  сумма  налога,  полученная   от   покупателей   за реализованные им товары (работы, услуги),  уменьшенная  на  сумму  налоговых вычетов. Вычетам подлежат  суммы  налога,  предъявленные  и  уплаченные  при приобретении  товаров  (работ,  услуг)  для  осуществления  производственной деятельности или иных операций, признаваемых  объектами  налогообложения,  а также для перепродажи, либо уплаченные при ввозе  на  таможенную  территорию РФ  в  таможенных  режимах,   за   исключением   товаров   (работ,   услуг), используемых при производстве, реализации и передаче для  собственных  нужд, которые освобождены от НДС. По таким товарам  сумма  НДС включается в расходы организации.

    Все плательщики НДС обязаны  составлять  счета-фактуры  при  совершении операций  по  реализации  товаров  (работ,  услуг),  вести   журналы   учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок у покупателя и  книги продаж у продавца.

    Ставки НДС, устанавливаются в следующих размерах:

 

 

 

 

 

Таблица 1

Налогооблагаемые

товары

Ставка, %

Основание

основная

расчетная

2008 год

товары (работы,  услуги) по перечню

0

-

ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации

продовольственные товары и товары для детей по перечню, а также периодические печатные издания и медицинские товары

10

9,09

остальные  товары (работы,  услуги)

18

15,25

    НДС уплачивается:

    1) ежемесячно исходя от величины фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    2) Ежеквартально  исходя  из  фактической  реализации  товаров  (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за  отчетным  кварталом,  предприятиями  с  ежемесячными  в  течении квартала суммами выручки от реализации товаров  (работ,  услуг)  без НДС и налога с продаж, не превышающим 1 млн.руб.

 

Пример расчета НДС:

    На предприятие поступили материалы от поставщиков  по  договорной  цене 175 350,00 руб., НДС на сумму 31 563,00 руб., оплачены материалы  –  206 913,00  руб.  Отгружена  покупателям  продукция; отпускная стоимость – 175 350,00 руб., НДС – 60 888,43 руб.  Поступили  от  покупателей денежные средства за продукцию – 399 157,51 руб.

 

Содержание операции

Корреспонденция счетов

Сумма

Первичные документы

Дебет

Кредит

Поступили материалы от поставщика

10

60

175 350,00

Накладная поставщика(приложение 1)

Отражен НДС по поступившим материалам

19

60

31 563,00

Счет-фактура поставщика (приложение 2)

Оплатили материалы поставщику

60

51

206 913,00

Платежное поручение (приложение 3)

Отражен налоговый вычет по НДС

68

19

31 563,00

Счет-фактура поставщика

Отгружена продукция покупателю

62

90

338 269,08

Накладная (ф.ТОРГ-12) (приложение 4)

Отражен НДС

90

68

60 888,43

Счет-фактура продавца (приложение 5)

Поступили денежные средства от покупателя за полученную продукцию

51

62

399 157,51

Платежное поручение (приложение 6)

Перечислено в бюджет

68.2

51

31 563,00

Платежное поручение

 

1.2.2. Учет расчетов по акцизам

    Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

    Плательщиками    акцизов    являются: 

1.     организации,

2.     индивидуальные предприниматели

3.           лица,  признаваемые  налогоплательщиками   в   связи   с перемещением  товаров  через   таможенную   границу   РФ,   определяемые   в соответствии  с  Таможенным  кодексом  РФ,  если  они  совершают   операции, подлежащие налогообложению.

    Акцизами облагаются: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного), спиртосодержащая продукция с  объемной  долей  этилового спирта более 9 %, алкогольная продукция, пиво, табачные  изделия,  ювелирные изделия,  бензин  автомобильный,  дизельное  топливо,  моторные  масла   для дизельных и карбюраторных двигателей,  легковые  автомобили  и  мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 112,5  кВт  (150  л.с.).  Подакцизным  минеральным сырьем являются нефть и стабильный  газовый  конденсат,  а  также  природный газ.

    Ставки по отдельным видам подакцизных товаров приведены в главе  22  НК РФ (часть вторая).

    Порядок учета расчетов по акцизам  определен  приказом  Минфина  РФ  от 12.11.96 г. №96.

    Сумма налога по подакцизным товарам и подакцизному  минеральному  сырью исчисляется  как  произведение   соответствующей   твердой   (специфической) налоговой ставки и  налоговой  базы;  в  отношении  адвалорных  (процентных) налоговых ставок сумма  налога  исчисляется  как  соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Сумма налога, подлежащая  уплате  в  бюджет,  по  операциям  реализации

(передачи) подакцизных товаров определяется  по  итогам  каждого  налогового периода и может быть уменьшена на налоговые вычеты.

    Сумма налога, подлежащая  уплате  в  бюджет,  по  операциям  реализации

(передачи) подакцизного минерального сырья определяется  по  итогам  каждого налогового периода как  общая  сумма  налога  по  подакцизному  минеральному сырью[4].

    Для учета хозяйственных операций, связанных с акцизами, в бухгалтерском учете используют счет 19 «Налог на добавленную  стоимость  по  приобретенным ценностям» субсчет «Акцизы  по оплаченным материальным ценностям» и счет  68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по акцизам».

    По  дебету  счета  19  субсчет  «Акцизы  по   оплаченным   материальным ценностям», организация отражает суммы акцизов,  уплаченные  поставщикам  за подакцизные  товары,  используемые  в  качестве   сырья   для   производства подакцизных товаров, в  корреспонденции  с  кредитом  счета  60  «Расчеты  с поставщиками  и  подрядчиками»,  76  «Расчеты   с   разными   дебиторами   и кредиторами» [8].

    По мере списания на производство оприходованных материалов и оплаты  их поставщиками суммы акцизов списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68.

    В этих целях должен быть организован раздельный  учет  акцизов  как  по оприходованным и оплаченным приобретенным материальным ценностям, так  и  по не оприходованным и неоплаченным.

    Суммы акцизов, исчисленных по проданной продукции, отражаются по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по  налогам  и  сборам»  (при методе продажи продукции «По отгрузке») или  кредиту  счета  76  «Расчеты  с разными дебиторами  и  кредиторами»  (при  методе  продажи  продукции  «по оплате»). По мере оплаты проданной продукции  задолженность  перед  бюджетом по акцизам оформляется бухгалтерской записью по дебету счета  76  и  кредиту счета 68.

 

1.2.3. Налог на прибыль

    Налог на прибыль является прямым налогом.

    Налогоплательщиками на прибыль признаются:

1.   Российские организации

2.  Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие  доходы  от  источников  в России.

    Объектом налогообложения для российских  организаций  является  валовая прибыль, полученная налогоплательщиком.

    Валовая прибыль включает доход от реализации товаров (работ, услуг) как

собственного производства, так  и  покупных  товаров,  доход  от  реализации

имущества  (включая  ценные  бумаги)  и   имущественных   прав,   доход   от

внереализационных  операций,  уменьшенных  на   сумму   расходов   по   этим операциям.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Ставки налога на прибыль организаций

2008 год

Налоговая ставка установлена в размере

(если иное не предусмотрено пунктами 2, 3, 4, 5 статьи 284 Налогового кодекса

Российской Федерации): 

Размер

ставки, всего (%)

в том числе зачисляемой:

Основание

в федеральный

бюджет

в бюджеты субъектов

Российской Федерации

24

6,5

17,5

(но не ниже 13,5)

ст. 284 Налогового кодекса

Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ и от 16.05.2007 N 76-ФЗ)

    Финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг) отражаются на счете 90 «Продажи», от прочих доходов и расходов – на  счете  91  «Прочие доходы и расходы» и определяются как разница между дебетовыми и  кредитовыми оборотами по  этим  счетам.  Дебетовое  (убыток)  или  кредитовое  (прибыль) сальдо по счетам 90,91 списывается в  текущем  отчетном  периоде  со  счетов 90,91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

    Налоговой базой  по  налогу  на  прибыль  является  денежное  выражение прибыли.  Прибыль,  подлежащая  налогообложению,  определяется   нарастающим итогом с начала года.

    Если в отчетном периоде получен убыток, то в  данном  отчетном  периоде

налоговая база  признается  равной  нулю.  Организации,  понесшие  убытки  в предыдущем налоговом периоде или в  предыдущих  налоговых  периодах,  вправе уменьшить  налоговую  базу  текущего  налогового  периода   на   всю   сумму полученного убытка или на  часть  этой  суммы.  При  этом  совокупная  сумма переносимого убытка ни в каком  отчетном  периоде  не  может  превышать  30% налоговой базы. Перенос убытка на будущее можно осуществлять в  течение  10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.

    Если убытки получены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.

        По доходам, полученным от долевого участия в других организациях в виде дивидендов, применяются следующие:

    1)  6%  -  по  дивидендам,  полученным  от  российских  организаций   и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;

    2)  15%  -  по  дивидендам,  полученным   от   российских   организаций иностранными организациями, а также  по  дивидендам,  полученным российскими организациями от иностранных организаций.

    Сумма налога, полученная от долевого  участия  в  других  организациях,

зачисляется в федеральный бюджет.

    По налогу на прибыль организаций отчетными  периодами  являются  первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года; налоговыми периодом  – календарный год[12].

 

Порядок исчисления налога на прибыль

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год организация в Отчете о прибылях и убытках отразила прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль) в размере 126 110,00 рублей. Ставка налога на прибыль составила 24 процента.

Факторы, которые повлияли на отклонение налогооблагаемой прибыли (убытка) от бухгалтерской прибыли (убытка):

1. Представительские фактические расходы превысили ограничения по представительским расходам, принимаемым для целей налогообложения, на 3000 руб.

2. Амортизационные отчисления, рассчитанные для целей бухгалтерского учета, составили 4000 руб. Из этой суммы для целей налогообложения к вычету принимается 2000 руб.

3. Начислен, но не получен процентный доход в виде дивидендов от долевого участия в деятельности другой организации в размере 2500 руб.

Механизм образования постоянных, вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц указан в таблице 3:

Таблица 3

Виды доходов и расходов

Суммы, учитываемые при определении бухгалтерской прибыли (убытка)

(pуб.)

Суммы, учитываемые при определении налогооблага-

емой прибыли (убытка)

(руб.)

Разницы, возникшие в отчетном периоде

(руб.)

Представительские расходы

15000

12000

3000 (постоянная разница)

Сумма начисленной амортизации на амортизируемое имущество

4000

2000

2000 (вычитаемая временная разница)

Начисленный процентный доход в виде дивидендов от долевого участия

2500

-

2500 (налогооблага-

емая временная разница)

Используя приведенные данные в таблице 3, произведем необходимые расчеты по налогу на прибыль с целью определения текущего налога на прибыль.

Таблица 4

Условный расход по налогу на прибыль

126110 (руб.)  24/100 = 30266,4 (руб.)

Постоянное налоговое обязательство составляет

3000 (руб.)  24/100 = 720 (руб.)

Отложенный налоговый актив составляет

2000 (руб.)  24/100 = 480 (руб.)

Отложенное налоговое обязательство составляет

2500 (руб.)  24/100 = 600 (руб.)

Текущий налог на прибыль = Условный расход + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив – Отложенное налоговое обязательство [25].

Текущий налог на прибыль = 30266,4 (руб.) + 720 (руб.) + 480 (руб.) – 600 (руб.) = 30866,4 (руб.)

Размер текущего налога на прибыль, сформированного в системе бухгалтерского учета и подлежащего уплате в бюджет, отраженный в Отчете о прибылях и убытках и в налоговой Декларации по налогу на прибыль, составит 30866,4 руб.(приложение 7)

В целях проверки механизма отражения расчетов по налогу на прибыль в системе бухгалтерского учета, на правильность исчисления налога на прибыль, предназначенного для уплаты в бюджет, произведем расчет текущего налога на прибыль, используя способ корректировки бухгалтерских данных в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Требуемые корректировки указаны в таблице 5:

Таблица 5

1.

Прибыль согласно отчету о прибылях и убытках (бухгалтерская прибыль)

126110 (руб.)

2.

Увеличивается на

в т.ч.:

5000 (руб.)

 

представительские расходы, превышающие предел, установленный налоговым законодательством

3000 (руб.)

 

величину амортизационных отчислений, отнесенную свыше принятых в целях налогообложения сумм к возмещению (например, из-за несоответствия выбранных способов начисления амортизации)

2000 (руб.)

3.

Уменьшается на

в т.ч.:

2500 (руб.)

 

на сумму неполученного процентного дохода в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций

2500 (pуб.)

4.

Итого налогооблагаемая прибыль

128610 (pуб.)

Текущий налог на прибыль = 128610 (руб.)  24/100 = 30866,4 (руб.)

Основные проводки по налогу на прибыль:

    1. Начисление авансовых платежей по налогу на  прибыль  и  платежей  по пересчетам по этому  налогу  из  фактической  прибыли:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» субсчет «Платежи в  бюджет  налога  на прибыль» / Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по  налогу на прибыль»

    2. Перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль и  платежей  по пересчетам  по  этому  налогу  из  фактической  прибыли   в   бюджет:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль» / Кредит счета 51 «Расчетные счета»

    Организации  по  итогам  каждого  отчетного  периода  исчисляют   сумму квартального авансового платежа на основе фактически полученной  прибыли  за предшествующий квартал, рассчитанной нарастающим итогом  с  начала  года,  и ставки налога  на  прибыль.  Организации  уплачивают  ежемесячные  авансовые платежи в течение квартала равными долями в размере одной  трети  фактически уплаченного  квартального  авансового  платежа  за  квартал,  предшествующий кварталу, в котором уплачивают  ежемесячные  авансовые  платежи.  Уплата  их производится не позднее 15-ого числа каждого месяца.

 

1.3. Учет региональных налогов и сборов

    К региональным налогам и сборам относят налог на имущество организаций, налог  на  недвижимость,  налог  с  продаж,   налог   на   игорный   бизнес, региональные лицензионные сборы.

 

1.3.1. Налог на имущество организаций

    Плательщиками налога на имущество являются:

1.           Предприятия, учреждения и организации, в том  числе  с  иностранными инвестициями, считающиеся юридическими  лицами  по  законодательству РФ;

2.           Филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный  баланс и расчетный (текущий) счет;

3.           Компании,  фирмы,  любые   другие   организации,   образованные   в соответствии    с    законодательством    иностранных    государств, международные организации и объединения,  а  также  их  обособленные подразделения,  имеющие  имущество  на  территории,  континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

    Центральный банк и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

    Объектом налогообложения  являются  основные  средства,  нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия.

    Налогом облагается стоимость имущества, находящегося на  балансе  вашей фирмы.

    Налоговая база по налогу на имущество  –  это  среднегодовая  стоимость

налогооблагаемого имущества фирмы по итогам I квартала,  первого  полугодия, девяти месяцев и всего года.

    Уплата налога производится по квартальным расчетам в  пятидневный  срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (расчета)  за квартал, а по годовым расчетам – десятидневный срок со  дня,  установленного для бухгалтерского отчета за год[11].

    Учет расчетов организаций  с  бюджетом  (кроме  банков)  по  налогу  на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и  сборам»  на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество»

Пример расчета налога на имущество

У организации в составе основных средств учтен персональный компьютер и ноутбук первоначальной стоимостью 60313,70 рублей. Балансовая (остаточная) стоимость здания по состоянию на 1 января 2008 года –39674,00 рубля. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным основным средствам составляет 1210,00 рублей.

Произведем расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал 2008 года и заполним декларацию по налогу на имущество организаций (приложение 8), учитывая, что законом субъекта РФ установлена максимальная налоговая ставка - 2,2%. Организация определяет доходы и расходы методом начисления.

«Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу» (пункт 4 статьи 376 НК РФ) [4].

Первым отчетным периодом по налогу на имущество является согласно пункту 2 статьи 379 НК РФ I квартал 2008 года.

При отражении в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налога на имущество в бюджет отражается следующими записями:

1.     Начислен налог на имущество организации :

Дебет 91»Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  на сумму  161 рубль.

2.     Уплата авансового платежа по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года:

Дебет 68 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»   Кредит 51 «Расчетный счет» на сумму 161 рубль.

1.3.2. Налог с продаж

    Этот  налог  устанавливается  и  вводится  в   действие   региональными

законодательными органами государственной власти, которые определяют  ставку налога, порядок и сроки его уплаты, льготу  и  форму  отчетности  по  налогу.

    Плательщиками налога с продаж  являются  организации  и  индивидуальные предприниматели, если они реализуют товары на территории субъекта  федерации за наличный расчет.

    Объектом обложения налогом с продаж  являются  операции  по  реализации физическим лицам  товаров  (работ,  услуг)  на  территории  РФ  за  наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

    Налоговая база  –  это  стоимость  проданных  товаров  (работ,  услуг), облагаемых налогом с продаж.

    Налоговый и отчетный период по налогу с продаж равны одному месяцу.

    Ставку налога с продаж устанавливают региональные  власти,  но  она  не

может быть больше 5 %[10].

    Декларацию по налогу с продаж нужно сдавать ежемесячно. Конкретный срок сдачи и  форму  декларации  устанавливают  региональные  власти.  Существуют особенности исчисления и уплаты налога с продаж:

1.     Для фирм и предпринимателей, которые продают товары (работы, услуги) через посредника;

2.     Для фирм, имеющих филиалы.

 

Пример расчета налога с продаж

    Фирма продает запасные части к компрессорному оборудованию. В регионе, где расположена фирма, ставка налога с продаж составляет 5  %.  Фирма  приобрела  для  перепродажи  партию штоков для компрессоров. Покупная стоимость одного штока  –  1200  руб.  (в том числе НДС – 200 руб.).  По  решению  руководителя  торговая  наценка  на запасные части установлена в размере 20%.

    Отпускная цена рассчитывается так:

    1. Покупная цена одного штока без НДС:

       1200-200=1000 руб.

    2. Цена с торговой наценкой:

       1000+1000*20%=1200 руб.

    3. Сумма НДС:

         1200*20%=240 руб.

    4. Сумма налога с продаж:

       (1200+240)*(5%)=72 руб.

1.4. Учет местных налогов и сборов

    Применительно к организациям  к  местным  налогам  относятся  земельный налог и налог на рекламу, прочие местные налоги.

 

1.4.1. Налог на рекламу

    Налог на рекламу платят фирмы и  предприниматели,  которые  рекламируют свои товары (работы, услуги).

    Налогом на рекламу  облагаются  величина  расходов  по  изготовлению  и

распространению рекламы. Налоговый и отчетный периоды на рекламу устанавливают местные власти.

    Ставку налога на рекламу устанавливают местные власти, но она не  может

быть больше 5%  от  величины  расходов  по  изготовлению  и  распространению рекламы[13].

    Налог на рекламу рассчитывают  путем  умножения  величины  расходов  по изготовлению и распространению рекламы на ставку налога.

    Порядок и сроки уплаты налога на рекламу устанавливают местные  власти. Налог уплачивается в местный бюджет.

    Учет расчетов с бюджетом по  налогу  ведут  на  счете  68  «Расчеты  по

налогам и сборам» субсчет «Налог на содержание жилищного  фонда  и  объектов социально-культурной сферы».

    Начисление суммы налога отражают по дебету счета 91  «Прочие  доходы  и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Пример расчета налога на рекламу

    Для рекламы собственной продукции организация установила рекламный щит. Стоимость услуг по изготовлению и установке рекламного  щита  составила 12000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Ставка налога на рекламу в  Пензе равна 5 %.Рассчитать налог на рекламу.

    Налог на рекламу равен:

   (12000-2000)*(5%)=500 руб.

            1.4.2. Земельный налог

 Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1)    0,3 процента в отношении земельных участков:

·  отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

·  занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

·  приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2)    1,5 процента в отношении прочих земельных участков [9].

 Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Порядок и сроки уплаты земельного налога устанавливают местные  власти. Налог уплачивается в местный бюджет.

    Учет расчетов с бюджетом по  налогу  ведут  на  счете  68  «Расчеты  по

налогам и сборам».

    Начисление суммы налога отражают по дебету счета 91  «Прочие  доходы  и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Пример расчета налога на землю физического лица

Кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности физического лица, составляет 60 000 рублей. Налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.

Сумма земельного налога за этот участок составит 60 000 рублей*1,5% = 900 рублей.

1.5. Единый социальный налог

      Главой 24  части  второй  Налогового  кодекса  РФ  был  введен  Единый социальный налог (ЕСН). В составе ЕСН консолидированы  взносы  в  Пенсионный фонд,  Фонд  социального  страхования  и  фонды  обязательного  медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации  права  граждан  на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

    Налогоплательщиками налога являются работодатели, производящие  выплаты наемным работникам, в том числе:

·        организации;

·        индивидуальные предприниматели;

·        родовые,  семейные  общины  малочисленных  народов  Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

·        крестьянские (фермерские) хозяйства;

·        физические лица.

    Объектом налогообложения  признаются  выплаты  и  иные  вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников  по  всем  основаниям.  Сумма единого социального налога должна исчисляться  налогоплательщиками  отдельно по  каждому  социальному  внебюджетному  фонду  (ПФР,  ФСС,  Федеральному  и Территориальным ФОМС) и перечисляется на счета фондов отдельными  платежными поручениями.

Сроки и формы предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды -  Налоговая декларация «Расчет по авансовым платежам по ЕСН для организаций»  (приложение 9), в сроки, предусмотренные для сдачи бухгалтерской отчётности.

Установлены следующие ставки Единого социального налога:

Таблица 7

Ставки единого социального налога

2008 год

(в соответствии со статьями 241, 235 Налогового кодекса Российской Федерации)

(в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

1. Для лиц, производящих выплаты физическим лицам:

Для организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346_2 Налогового кодекса Российской Федерации, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по налоговым ставкам, установленным пунктом 6, применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждое  

физическое лицо нарастающим итогом с начала года  

Федеральный

бюджет  

 

Фонд социального  

страхования Российской

Федерации

 

Фонды обязательного медицинского страхования  

Итого

 

Федеральный

фонд обязательного медицинского страхования 

Территориаль-

ные фонды обязательного медицинского

страхования  

 

1  

2  

3  

4  

5  

6  

до 280000 рублей

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

от 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 280000 рублей

8120 рублей + 1,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

3080 рублей +

0,6% с суммы, превышающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5% с суммы,

превышающей

280000 рублей

72800 рублей + 10,0% с суммы, превышающей 280000 рублей

свыше 600000 рублей

81280 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

11320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0% с суммы, превышающей 600000 рублей

      Величина единого социального налога в части, касающейся  зачисления  в Пенсионный фонд РФ, разделяется на единый социальный налог (взнос),  который идет  в  федеральный   бюджет   фонда   для   финансирования   страховой   и накопительной пенсии, и  страховые  взносы  (сборы),  зачисляемые  в  бюджет фонда для  финансирования  страховой  и  накопительной  пенсии. 

      Сумма  налога,  уплачиваемая  в  составе  налога  в  Фонд  социального страхования Российской Федерации,  подлежит  уменьшению  налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели  государственного социального  страхования,   предусмотренные   законодательством   Российской Федерации[26].

 

1.6. Типовые проводки по расчету с бюджетом

1.           При продаже продукции или другого имущества  исчисленная сумма  НДС отражается:

Дебет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

2.     Отражен НДС по поступившим материалам

Дебет   19   субсчет   «НДС   по   приобретенным   материально-производственным запасам»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

3.     Перечислен в бюджет НДС:

Дебет  68 субсчет «Расчеты по НДС»

Кредит 51 «Расчетные счета»

4.     Суммы     НДС,     подлежащие     возмещению     из     бюджета, списываются  с   кредита   счета   19   «НДС   по приобретенным ценностям» соответствующего субсчетам в  дебет  счета  68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты с бюджетом по  НДС», только после оплаты поставщикам (подрядчикам) за  оприходованные  и принятые на учет материальные ценности.

5.     Отражена сумма налога с продаж:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи»

       6.   Перечислен налог с продаж в бюджет по итогам отчетного периода:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

Кредит 51 «Расчетный счет»

      7.   Отражена сумма акцизов, перечисленных в бюджет:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по акцизам»

Кредит 51 «Расчетный счет»

    8.  Перечислена сумма налога на имущество в бюджет:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

Кредит  51 «Расчетный счет»

    9. Сумма налога на имущество отражается:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

 

2. Расчеты с внебюджетными фондами

 

2.1. Понятие внебюджетных социальных фондов.

Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как в силу самих законов РФ и постановлений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, Указами Президента РФ, но по решению компетентных органов.

Внебюджетные фонды - один из методов  перераспределения  национального дохода  государства  в  пользу  определенных  социальных  групп   населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов  населения  для  финансирования своих  мероприятий.   Средства,   обобществленные   внебюджетными   фондами, используются для процесса воспроизводства.  Внебюджетные  фонды  решают  две важные задачи:  обеспечение  дополнительными  средствами  приоритетных  сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

В число государственных внебюджетных фондов РФ включается:

·    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);

·    Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

·    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

·    Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

   В  настоящее  время  с  принятием   второй   части   Налогового   кодекса

кардинальным образом изменены основные функции всех страховых внебюджетных фондов.

 

2.2. Пенсионный фонд РФ

      Пенсионный фонд (ПФ) РФ является федеральным фондом, на  его  долю  приходится  почти  половина средств внебюджетных социальных фондов.

    ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами  пенсионного обеспечения   в   РФ   и   является   самостоятельным   финансово-кредитными учреждением.

    Первоочередной   задачей   Пенсионного   фонда   является   обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для  регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки  и  повышение  их  размеров  с  учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует целевой сбор  и  аккумуляцию  страховых  взносов,  а  также  финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ:  выплаты  различным  категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий,  а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.

    Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в  основном за   счет   страховых   взносов   работодателей;    граждан,    занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.

    Также,  немалую  долю   вносят   и   средства   федерального   бюджета, направленные через Пенсионный фонд  РФ  на  целевое  финансирование  выплаты государственных пенсий, средства  Фонда  социального  страхования,  а  также добровольные взносы физических и юридических лиц и прочие поступления[14].

    Пенсионный  фонд  РФ  представляет   собой   централизованную   систему

аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда  России  включает  центральный  аппарат,  88  региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

    Руководство ПФ РФ осуществляет Правление и  его  постоянно  действующий орган  -  Исполнительная  дирекция.   Дирекции   подчиняются   отделения   в республиках  в  составе  РФ,  отделения  в   национально-государственных   и административно-территориальных  образованьях.   На   местах   (в   городах, районах)    имеются    уполномоченные    Фонда.    Отделения    обеспечивают организационную  работу  по  сбору  взносов   на   социальное   страхование, финансирование  органов  социального  обеспечения,   региональных   программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

    Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются  Министерство труда и  социального  развития  РФ  (назначает  и  перераспределяет  размеры пенсий),  Министерство  связи  (доставляет  пенсии),  сберегательные   банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

    Таким образом,    система    пенсионного    обеспечения    представляет    собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев:  региональное  отделение  Пенсионного  фонда  РФ  —>  банк  —> управление социальной защиты населения субъекта РФ  —>  районный  (городской) орган  соцзащиты  —>  почта   (Сбербанк)   —>   пенсионер[27].  

      Пенсионный фонд РФ и его региональные  отделения  на  местах  наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных  функций.  Процедура контроля за  правильным  расходованием  средств  включает  в  себя  проверку правильности назначения  (перерасчета),  начисления  пенсий,  их  выплату  и доставку, проверку банковских операций по расходованию  пенсионных  средств, проверку состояния  учетно-отчетной  документации  по  пенсионным  платежам. Кроме того, постоянное увеличение  расходов  Пенсионного  фонда  на  выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением[20].

Типовые проводки по начислению и уплате средств в Пенсионный фонд РФ:

Дебет 20,23,25,26,44 Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 69-2 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - удержано из заработной платы в счет Пенсионного фонда РФ.

Установлены следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

Таблица 6

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование

(в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

2008 год

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц), применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов

на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

До 280000 рублей

14,0%

8,0%

6,0%

От 280001 рубля

до 600000 рублей

39200 рублей + 5,5% с суммы, превышающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 280000 рублей

16800 рублей + 2,4% с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

56800 рублей

32320 рублей

24480 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов

 на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

1

2

3

4

До 280000 рублей

10,3%

4,3%

6,0%

От 280001 рубля

до 600000 рублей

28840 рублей + 5,5% с суммы, превышающей 280000 рублей

12040 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 280000 рублей

16800 рублей + 2,4% с суммы, превышающей 280000 рублей

Свыше 600000 рублей

46440 рублей

21960 рублей

24480 рублей

Установленные сроки платежей в государственные внебюджетные социальные фонды – ежемесячно в сроки получения в учреждении банка средств на оплату труда за истёкший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены взносы.

Сроки и формы предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды -  4-ПФ РФ (приложение 10), не позднее 30-го числа (апреля, июля, октября, января).

2.3. Фонд социального страхования РФ

    Фонд   социального   страхования (ФСС)   РФ   является   вторым   по   объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

    ФСС создан в  целях  обеспечения  государственных  гарантий  в  системе социального страхования и повышения контроля  за  правильным  и  эффективным расходованием средств социального  страхования  и  является  самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

    Управление   Фондом   социального   страхования    РФ    осуществляется Правительством  РФ  при  участии  общероссийских   объединений   профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования  и  его  заместители  назначаются Правительством  РФ.  Денежные  средства  и  иное  имущество,  находящееся  в оперативном  управлении  Фонда,   а   также   имущество,   закрепленное   за подведомственными   Фонду   санаторно-курортными   учреждениями,    являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов  соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основными задачами Фонда являются:

·        обеспечение гарантированных государством пособий;

·        участие  в  разработке  и  реализации  государственных  программ  охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·        осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости  Фонда,  в  том числе создание резерва;

·        частичное содержание санаториев, профилакториев, и различных санаторных  и оздоровительных лагерей для детей;

·        разработка совместно с Министерством  труда  и  социального  развития  РФ предложений  о  размерах  тарифа  страховых  взносов  на  государственное социальное страхование;

    Средства ФСС образуется  за  счет  страховых  взносов  работодателей  и граждан,  занимающихся  индивидуальной  трудовой  деятельностью,   а   также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях  и  имеющих  право  на обеспечение по государственному социальному  страхованию  (примерно  92%  от общей суммы доходов); доходов от  инвестирования  части  временно  свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на  соответствующий  период,  а также добровольных  взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на  целевое финансирование мероприятий. Не допускается  зачисление  средств  социального страхования на личные счета застрахованных[17].

    Для обеспечения  деятельности  ФСС  создан  центральный  аппарат,  а  в региональных  отраслевых  отделениях  -  аппараты  органов  ФСС.   При   ФСС образуется Правление, при региональных отделениях – координационные  советы. Руководство   деятельностью   ФСС    осуществляется    его    Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением  руководит  управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

    Бюджет  Фонда  и  отчет  об  его  исполнении  утверждаются  Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты  об  их  исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда[22].

    Филиал отделения Фонда является обособленным  подразделением  отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех  или  части функций отделения Фонда, а также возможность  иметь  отдельный  баланс  либо смету, счета в банке, при этом он  не  является  юридическим  лицом.  Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве  оперативного управления.

    Средства  для  государственного  социального  страхования  хранятся  на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов,  открываемых в  учреждениях  ЦБ  РФ.  Для  хранения  и  учета  средств  для   социального страхования  Фонду,  его  отделениям  открываются  текущие  счета,  филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

    Финансовые   отчеты   об   исполнении   бюджета   Фонда    составляются

ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления  и  уплаты страховых  взносов  и  иных  платежей  осуществляется  Фондом  совместно   с Государственной налоговой службой России, а  за  рациональным  расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Типовые проводки по начислению и уплате средств в Фонд социального страхования РФ:

Дебет 20,23,25,26,44 Кредит 69«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию» – начислены в установленном размере платежи в ФСС РФ;

Дебет 69-1«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51 «Расчетный счет» - перечислены с расчетного счета платежи в ФСС РФ;

Дебет 69-1«Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» -  начислены пособия за счет средств ФСС РФ.

Установленные сроки платежей в государственные внебюджетные социальные фонды – ежемесячно в сроки получения в учреждении банка средств на оплату труда за истёкший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены взносы.

Сроки и формы предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды -  4-ФСС РФ (приложение 11), не позднее 15-го числа.

 

 

2.4. Фонды обязательного медицинского страхования

    Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и  обеспечения стабильности    государственной    системы    обязательного     медицинского страхования.

    Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений  страхователей на обязательное медицинское страхование.

    Для  реализации  государственной  политики  в   области   обязательного медицинского  страхования  созданы  Федеральный  и   территориальный   фонды обязательного медицинского страхования как  самостоятельные   некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    На  территории  России  создаются   страховые   медицинские   компании, учредителями  которых  выступает  местная   администрация.   Эти   страховые компании могут работать  только  при  наличии  соответствующих  лицензий  на обязательное медицинское  страхование.  Эти  организации  обязаны  заключать договора  с  медицинскими  учреждениями  на  оказание   медицинской   помощи застрахованным  по  обязательному    медицинскому   страхованию,   создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

    Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные  возможности в  получении  медицинской   и   лекарственной   помощи   за   счет   средств обязательного медицинского страхования[18].

    Основными задачами Федерального и  территориальных   фондов  в  системе обязательного медицинского страхования являются:

·        обеспечение  реализации  Закона  РФ  "Об  обязательном  медицинском страховании граждан РФ";

·        обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

·        участие в  разработке  и  осуществлении  государственной  финансовой политики;

·        обеспечение ее финансовой устойчивости.

    Для  выполнения  этих   задач   в   области   финансовой   политики   и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

·        осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования  программ  обязательного  медицинского страхования;

·        проводит финансирование  целевых  программ  в  рамках  обязательного медицинского страхования;

·        вносит в установленном порядке предложения  о  страховом  тарифе  на обязательное медицинское страхование;

·        осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

·        участвует   в   создании   территориальных   фондов   обязательного медицинского страхования;

·        осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

·        аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в  области финансово-кредитной    деятельности    и     контроля    над    рациональным использованием  финансовых  средств  в  системе  обязательного  медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

·        аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

·        осуществляют  финансирование  обязательного  медицинского  обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

·        проводят  финансово-кредитную  деятельность   по   обеспечению   системы обязательного медицинского страхования;

·        выравнивают  финансовые  ресурсы  городов  и  районов,  направляемые  на проведение обязательного медицинского страхования;

·        совместно с органами государственной  налоговой  службы  РФ осуществляют контроль за своевременным и полным  поступление  в  территориальный  фонд страховых взносов, а также  за  рациональным  использованием  поступивших финансовых средств;

·        согласовывают   совместно    с    органами    исполнительной    власти, профессиональными   медицинскими   ассоциациями   тарификацию   стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного  медицинского страхования  населения,  вносят  предложения   о   финансовых   ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные  услуги по   обязательному   медицинскому   страхованию.  

Финансовые    средства Федерального  и  территориального   фондов   обязательного   медицинского страхования образуются за счет:

·        страховых  взносов  предприятий  и  иных  хозяйствующих  субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское  страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

·        взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

·        добровольные взносы;

·        доходы от использования временно свободных финансовых средств;

·        нормированные  страховые  запасы  финансовых  средств   Федерального   и территориальных фондов

·        средства,   предусматриваемые   органами   исполнительной   власти    в соответствующих  бюджетах   на   обязательное   медицинское   страхование неработающего населения[21].

Типовые проводки по начислению и уплате средств в Фонд обязательного медицинского страхования:

Дебет 20,23,25,26,44 Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – суммы взносов, начисленные в ФОМС от оплаты труда;

Дебет 69-3 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»  Кредит 51 «Расчетный счет» - перечислены с расчетного счета платежи в ФОМС в установленные сроки.

Установленные сроки платежей в государственные внебюджетные социальные фонды – ежемесячно в сроки получения в учреждении банка средств на оплату труда за истёкший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены взносы.

Сроки и формы предоставления отчётов во внебюджетные социальные фонды -  Расчётная ведомость по взносу в ФОМС (приложение 11), в сроки, предусмотренные для сдачи бухгалтерской отчётности.

 

 

 

 

2.5. Государственный фонд занятости населения РФ

      Государственный фонд занятости населения  РФ  (ГФЗН  РФ)  образован  в соответствии с Законом РСФСР от 19.04.91 г. “О занятости населения РСФСР”  и предназначен для аккумуляции страховых  взносов,  поступлений  из  бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и  реализацией государственной политики занятости населения. Средства ГФЗН РФ  находятся  в оперативном управлении и распоряжении Федеральной  службы  занятости.  Фонды занятости не имеют статуса юридического лица. Средства  фонда  не  входят  в бюджетную систему, имеют строго целевой характер и при их  недоиспользовании в отчётном году изъятию не подлежат.

      ГФЗН РФ  представляет  собой  взаимосвязанную  трёхуровневую  систему, включающую  фонды  занятости  в  городах  и   районах,   на   базе   которых функционируют региональные фонды занятости, образованные в  субъектах  РФ  и формирующие федеральную часть Фонда.

      После принятия части второй Налогового кодекса РФ  (Федеральный  закон от 5  августа  2000  г.  №  118-ФЗ  “О  введении  в  действие  части  второй Налогового кодекса Российской Федерации и  внесении  изменений  в  некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”) с 1 января  2001  года главой 24 был введен единый социальный налог  (ЕСН),  где  не  предусмотрены отчисления в ГФЗН РФ.

      Источниками формирования фонда занятости являются:

·        Добровольные взносы юридических и физических лиц, включая иностранные;

·        Доходы от размещения временно свободных денежных  средств  на   депозитных счетах Центрального банка РФ или в государственные ценные бумаги;

·        Прочие поступления

      Все платежи и поступления аккумулируются на счетах  в  учреждениях  ЦБ РФ,  других  уполномоченных  банках.  Контроль  за  своевременным  и  полным поступлением  страховых  взносов  в  ГФЗН  РФ  осуществляют  территориальные органы  службы  занятости  совместно  с  налоговыми  органами   в   порядке, установленном федеральным правительством[19].

      Средства ГФЗН РФ расходуются на обеспечение  государственных  гарантий социальной поддержки безработных граждан, в том числе:

·        Выплату пособия по безработице;

·        Выплату  стипендий  в  период  профессиональной  подготовки,   повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

·        Выплату пенсии в связи с досрочным выходом безработных на пенсию.

      За счёт средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь безработным,  утратившим  право  на  пособие,  но  имеющим   на   содержании иждивенцев. Это дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями,  жильём, коммунальными услугами, общественным транспортом,  услугами  здравоохранения и общественного питания.

Типовые проводки по начислению и уплате средств в Государственный фонд занятости населения:

Дебет 20,23,24,25,26,44 Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет 4 – начислены в установленном размере платежи в Фонд занятости населения;

Дебет 69-4 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 51»Расчетный счет» - перечислены с расчётного счёта платежи в Фонд занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Действующая налоговая система базируется на Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которым для каждого налога должны быть определены составляющие его элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты. Для правильного исчисления налогов бухгалтеру необходимо знать как минимум три их основные характеристики:

·        источник начисления – статья, на которую списываются расходы по данному налогу и которая определяет бухгалтерскую проводку;

·        база начисления – количественная величина объекта налогообложения;

·        ставка налога – доля изъятия объекта налогообложения.

Учет налогов и сборов ведется на счете 68 «Расчет по налогам и сборам», к которому для каждого вида налогов и сборов, уплачиваемых непосредственно организацией, и налогов с персонала этой организации открываются необходимые субсчета.

По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся к уплате по данным налоговых деклараций, в корреспонденции с соответствующими счетами источников начисления налогов – расходов на производство и продажи, на приобретение активов, вложений во внеоборотные активы, финансовых результатов, доходов юридических и физических лиц.

По дебету счету 68 фиксируются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а так же суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19, а так же в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет» отражаются суммы, выплаченные в погашение задолженности по налогам и сборам. Сальдо по отдельным субсчетам может быть как дебетовым, так и кредитовым. В балансе показывается развернутое сальдо по счету.

Для учета расходов по единому социальному налогу используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, подлежащие перечислению в соответствующие фонды, в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда в части отчислений, производимых за счет организации.

Налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по единому социальному налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если не предоставлены платежные поручения на перечисление соответствующего налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Учебное пособие «Бухгалтерский учет». Под редакцией: Н.П.Кондракова. Издательство ИНФРА-М, Москва 2002 год.

2.     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Издательство ИНФРА-М, Москва 2007 год.

3.     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

4.     Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2. Издательство «НОРМА-ИНФРА»

5.     Методические рекомендации по применению Налогового кодекса.

6.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

7.      «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. №4н.

8.     «Региональные и местные налоги и сборы». Издательство Бератор-Пресс, Москва 2006 год.

9.     «Учет расчетов по налогам и сборам». Под редакцией: Е.М.Ефремовой. Издательство «Экзамен», Москва 2006 год.

10.                       Научное пособие «Налог с продаж». Издательство ИНФРА, Москва 2005 год.

11.                       Научное пособие «Налог на имущество предприятий». Издательство ИНФРА, Москва 2007 год.

12.                       Научное пособие «Налог на прибыль организаций». Издательство ИНФРА,  Москва 2006 год.

13.                       Научное пособие «Налог на рекламу». Издательство ИНФРА, Москва 2007 год.

14.                       Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации: Утв. постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11. 11 94 г. № 258, с изменениями и дополнениями.

15.                       Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учёта средств государственного страхования: Утв. постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ и Госналогслужбы РФ от 02.10. 96 г. № 162, 2, 87, 07-1-07.

16.                       Инструкция о порядке взимания и учёта страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование: Утв. постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11.10.93 г. № 1018.

17.                       Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации: Утв. постановлением Правительства РФ от 12. 02.94 г. № 101.

18.                       Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. № 4543 – 1.

19.                       Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации: Утв. постановлением Верховного Совета РФ от 08.06.93 г. № 5132 – 1.

20.                       Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» от 30 марта 1999г.

21.                       Федеральный закон «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год» от 1.05.99 г. № 91-ФЗ.

22.                       Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год» от 30 апреля 1999 г. № 83-ФЗ.

23.                       Библиотека журнала «Главбух» , Москва, 2007 -2008 г.

24.                       Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», Москва, 2007-2008 г.

25.                       СПС «Консультант плюс»

26.                       www.r58.nalog.ru  

27.                       www.pfrf.ru