Содержание

1. История экономического освоения. 3

2. Природные ресурсы региона. 3

3. Промышленность. 7

4. Сельское хозяйство. 10

5. Транспорт. 11

6. Население. 14

7. Внешнеэкономические связи. 15

8. Экологические проблемы.. 17

Список литературы.. 19

1. История экономического освоения

В состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Амурская области; Корякский и Чукотский автономные округа; Еврейская автономная область. Центр — город Хабаровск.[1]

Освоение территорий за Уралом началось в 16 веке и в царской России предполагалось, что эти земли - резерв и гарантия безбедного существования России в будущем. Пока были необходимые запасы в европейской части, незачем было масштабно разрабатывать и осваивать месторождения, строить хорошие дороги. Сейчас времена меняются. Дальний Восток через десять-двадцать лет станет центром экономической жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества с Китаем, Японией, Южной и Северной Кореями.

2. Природные ресурсы региона

Дальневосточный федеральный округ располагает богатой и разнообразной минерально-сырьевой базой, которая определила основные отрасли рыночной специализации: цветная металлургия, рыбная промышленность, пушной промысел, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт, оленеводство, мясное животноводство.

Район занимает ведущее место в стране по запасам олова: Депутатское месторождение в Якутии; Невское, Иультинское месторождения в Мурманской области; Хрустальненское, Лифудзинское месторождения в Приморском крае; Солнечное, Фестивальное, Хинганское — в Хабаровском крае. Крупные залежи полиметаллических руд — Тетюха в Приморском крае. Месторождения ртути выявлены на Чукотке, в северо-восточной части Якутии и в Корякском надгорье (Камчатская область). В Магаданской области (Иультинское оловянно-вольфрамовое месторождение) и в Приморском крае (Арму-Иманский район) добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения работает горно-обогатительный комбинат. Железные руды залегают в основном на юге Хабаровского края, в Амурской области и Республике Саха. На территории Еврейской автономной области находится Малохинганский железнорудный район, самое крупное месторождение которого — Кимканское, где также добываются марганцевые руды. Большие залежи коксующихся углей расположены на Южно-Якутской угленосной площади.

Основные угольные запасы сосредоточены в Кивда-Райчихинском буроугольном бассейне, Буреинском, Свободненском, Сучанском, Суйфунском, Угловском районах, а также в Ленском и Южно-Якутском бассейнах, ряд месторождений разведан на Сахалине.

В республике Саха открыта Лено-Вилюйская нефтегазоносная провинция. Наиболее значительные месторождения газа — Усть-Вилюйское, Неджелинское, Средне-Вилюйское, Бадаранское, Собо-Хаинское, а также месторождения Сахалинского шельфа, Колендо, Охтинское, Некрасовское.

Всемирно известные запасы алмазов находятся в Республике Саха, где построены три крупных горно-обогатительных комбината Якутии: «Мир», «Айхал», «Удачная». В бассейнах рек Вилюя и Алдана идёт добыча исландского шпата и горного хрусталя, в Приморье — плавикового шпата. Запасы слюды в ДВФО — одни из самых богатых в стране, залегают в месторождениях Тимптонском и Эмельджакском.

Химическое сырьё представлено поваренной солью (Якутия) и серой (Камчатка). Дальний Восток имеет большую речную сеть, самые крупные реки — Лена и Амур со множеством притоков. Несмотря на короткий период навигации, реки используются как транспортные пути. Кроме того, они богаты гидроэнергоресурсами (Вилюйская, Зейская, Бурейская ГЭС).

Располагает Дальний Восток и запасами нерудного сырья: известняками, гранитом, мергелем, туфом, огнеупорными глинами, кварцевыми песками, доломитом, а также графитом, слюдой, солью и др.

Велики и разнообразны запасы лесных ресурсов Дальнего Востока. Леса здесь составляют свыше 35% общероссийских ресурсов. Самые распространенные леса – лиственничные, в которых сосредоточена основная часть запасов древесины (более 60%). Этот вид лесов распространен на территории Якутии, Амурской и Магаданской областей и Хабаровском крае. Елово-пихтовые леса составляют более 5% площади всех лесов и 12% запасов древесины Дальнего Востока. Эти леса преобладают в Приморском крае и на Сахалине. К наиболее ценным относятся кедрово-широколиственные леса (с наибольшей концентрацией древесины), составляющие около 3 млн. га. Ими покрыт 1% территории Дальнего Востока.[2]

Из лесных ресурсов недревесного происхождения нужно отметить уникальные виды лекарственных растений (женьшень, элеутерококк, аралия маньчжурская и другие, всего – более тысячи видов),  а также сотни видов пищевых растений, грибов и т.д.

Земельные ресурсы. Главным ресурсом, к которому привязаны все остальные вида,  являются земельные ресурсы. Земельный фонд Дальнего Востока составляет 616,9 млн. га. В нем отмечается пять основных типов угодий: леса (45,5%), оленьи пастбища (30,3%), сельскохозяйственные угодья, и прочие земли. Очень мала площадь земельных угодий  (1,1%),на которых возможно размещение сельскохозяйственного производства. Конечно же, возможно некоторое увеличение площадей за счет осушения болот, проведения мелиорации, но это требует значительных финансовых ресурсов. Здесь на душу населения, даже при довольно низкой плотности, приходится только 1,32га сельскохозяйственных угодий, да и земли эти малоплодородные, переувлажненные, неудобные, требуют огромных затрат на мелиорацию.

Территориально земельные ресурсы распределены неравномерно. Так основная часть сельскохозяйственных угодий расположена на юге Амурской области, Еврейской автономной области, Приморского и Хабаровского краев.

Водные ресурсы. Дальний Восток богат ресурсами морей, океанов и суши. Моря принадлежат бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Реки в основном относятся к бассейну двух крупнейших рек – Лены и Амура, впадающих соответственно в Северный Ледовитый и Тихий океаны, причем они настолько велики, что впадающие в них притоки в свою очередь являются крупными реками, по которым возможно судоходство. Гидрографическая сеть Дальнего Востока включает много сравнительно мелких озер.

Моря Дальнего Востока: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское (северное побережье), Берингово, Охотское, Японское (восточное побережье) – обладают громадной акваторией (свыше 3,5 млн. кв. км.) и разнообразными природными ресурсами, как биологическими, так и минеральными.

Богатство Дальнего Востока водными и лесными ресурсами обеспечивает разнообразие биологических ресурсов, к которым относятся ресурсы морей, рек и озер, а также ресурсы суши.

Биологические ресурсы моря. Огромны морские биологические ресурсы Дальнего Востока, в основном сконцентрированные в 200-мильной прибрежной зоне и на шельфе дальневосточных морей. Общий объем рыбы и морепродуктов в российской экономической зоне достигает 26 млн. т., среди которых 16 млн. т. тресковых пород рыб (минтай, навага, треска, хек и др.), 3 млн. т. сельдь, от 0,3 до 0,7 млн. т. камбалы, окуня, сардин, лососей, сайры. Запасы морепродуктов составляют 2,5 млн. т. – это криль, кальмар, краб, трубач, морской гребешок, анфельция, креветка, трепанг, морская капуста. По акватории дальневосточных морей эти ресурсы распределены неравномерно. Наиболее продуктивными являются Охотоморский (46% добычи) и Южно-Курильский (18% добычи) промысловые районы.

Нужно также выделить многообразие морских животных. Здесь обитают тюлени, моржи, котики, каланы, встречаются киты и кашалоты.

Биологические ресурсы суши. В тайге, занимающей значительную часть территории Дальнего Востока, обитает значительное число редких крупных животных. К ним относятся свыше 10 видов хищников (тигр, бурый и гималайский медведь, волк, различные виды рысей, леопард и др.), около 40 видов пушных зверей (лоси, кабаны, олени, косули и др.) и до 100 видов охотничьих птиц.

Самым богатым разнообразием фауны обладает южная уссурийская тайга, где сосуществуют около 700 видов животных, среди которых встречаются как северные, так и южные виды.

3. Промышленность

Доля промышленного производства Дальнего Востока в общероссийском показателе незначительна - всего 4,4% (рис.1, 2).[3]

Рис.1. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 1991 году

Рис.2. Удельный вес Дальнего Востока в промышленном производстве России в 2004 году

Ведущими отраслями промышленности на Дальнем Востоке являются электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая промышленность (рис.3).

В структуре промышленного производства регионов Дальнего Востока в 2004 году ведущее положение занимают цветная металлургия (30%) и пищевая промышленность (20%), в которой явно выделяется рыбная отрасль (14,8%, на ней специализируются Камчатская область, Корякский АО и Приморский край). Среди других отраслей значительный вес имеют машиностроение и металлообработка (16,6%), топливная промышленность (12,8%) и электроэнергетика (10,9%). По существу, цветная металлургия и рыбная промышленность, развитые на базе богатых сырьевых ресурсов, определяют место Дальнего Востока на внутрироссийском рынке. В меньшей степени это относится к машиностроению и топливной промышленности.[4]

Рис.3. Отраслевая структура производства промышленной продукции ДВ в сравнении с Россией в 2004 году

К ведущим отраслям ДВФО относится рыбная промышленность. По улову рыбы округ занимает первое место среди других регионов страны. Основные промысловые рыбы: лососевые (кета, горбуша), сельдь, камбала, тунец, сайра, скумбрия, палтус, морской окунь. Важную роль играет регион в китобойном и крабовом промыслах. Главные районы рыболовства — Охотское, Японское, Берингово моря и восточная часть Тихого океана. Крупные центры рыбопереработки — Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Невельск, Холмск, Корсаков, Находка.

Отраслями рыночной специализации являются лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленности. На севере огромные пространства занимают тундра и лесотурндра. Западное побережье Охотского моря, северные части Приамурья и Сахалина, центральная часть Камчатки и почти 80 % территории Якутии покрыты лесами. Лесные ресурсы составляют 415,7 млн. га. Запас древесины — 20450 млн. кубометров. Дальневосточный федеральный округ экспортирует лес и продукты его переработки в страны Тихого и Индийского океанов.

Машиностроительный комплекс региона имеет разнообразную инфраструктуру, но в большей мере представлен судоремонтом и выпуском энергетического оборудования. На заводах округа производят рыболовные суда, дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты. Один из крупнейших машиностроительных центров — город Хабаровск.

Предприятия, производящие машиностроительную продукцию, сосредоточены в основном в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Отличительной чертой машиностроения является существенный удельный вес и значение оборонного производства (в первую очередь это касается Хабаровского края). В течение 1990-х гг. оборонный комплекс России, и Дальнего Востока в частности, переживал значительное падение, связанное со свертыванием оборонных заказов. Активно начался процесс конверсии.

В настоящее время на территории регионов Дальнего Востока расположено более 30 предприятий и организаций практически всех отраслей оборонной промышленности с общей численностью работающих 56,5 тыс. человек (по данным на середину 2004 г.): в промышленности — 56,1 тыс. человек, в науке — 0,4 тыс. человек.

Продукция, выпускаемая предприятиями и организациями оборонной промышленности Дальнего Востока и Забайкалья, составляет в оборонном комплексе России в настоящее время более 3%.

Таблица 1

Динамика промышленного производства в России

и регионах Дальнего Востока 1991 – 2004 (в % к 1990 г.)[5]

Регионы

1991

1995

1998

2004

 РФ

92,0

49,7

46,2

54,4

 ДФО

97,0

45,8

39,2

44,8

 Республика Саха (Якутия)

98,0

75,3

75,1

84,6

 Приморский край

96,0

55,4

44,5

51,3

 Хабаровский край

99,0

33,4

29,6

37,3

 Амурская обл.

94,0

47,5

30,2

34,6

 Камчатская обл.

92,0

47,0

41,2

42,2

 Магаданская обл.

97,0

60,1

56,5

59,2

 Сахалинская обл.

103,0

57,5

49,4

58,7

 Еврейская АО

95,0

21,0

10,2

12,8

 Корякский АО

93,0

43,7

40,2

49,6

 Чукотский АО

92,0

48,4

41,9

41,4

Конкурентоспособность большинства других отраслей промышленности Дальнего Востока в настоящее время крайне низкая.

Крупнейшими компаниями регионов (по данным исследования Рейтингового агентства «Эксперт») в настоящее время являются АЛРОСА («Алмазы России — Саха») и «КнАПО» («Комсомольское-на-Амуре производственное объединение»). Кроме них в список 200 крупнейших попали еще 4 компании. 77-е место в этом списке занимает компания «Якутуголь», объем реализации продукции которой в 2004 г. составил 5,3 млрд. руб., а уровень рентабельности — 9,5%.

4. Сельское хозяйство

Важной отраслью экономики Дальневосточного округа является сельское хозяйство. Основное место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои, картофеля и овощей. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, южных районах Республики Саха (Якутия).

Главная техническая культура — соя. На Камчатке развивается овощеводство закрытого грунта, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры, что создаёт устойчивую кормовую базу для животноводства. Животноводство развито в основном на юге. Особое место принадлежит оленеводству. Ни долю ДВФО приходится почти половина поголовья северных оленей страны. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Пушное звероводство также имеет большое значение. В лесах региона насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

В структуре сельского хозяйства наблюдаются естественные закономерности: в северных регионах (Магаданской области и Республике Саха) доля животноводства выше (61,1 и 59,0% соответственно), чем растениеводства (38,9% и 41%). Благодаря этому Республика Саха является лидером Дальнего Востока по производству продукции животноводства (23,3% всей продукции животноводства ДВ).

В остальных регионах, составляющих около четырех пятых валового производства сельского хозяйства ДВ, доля растениеводства была выше. Наибольший вес среди регионов ДВ растениеводство занимало в сельхозпродукции Амурской области - 62,5%. В 2003 г. в области производилось около 27% растениеводческой продукции ДВ. В Сахалинской области производство в секторе растениеводства составляло 60,2% всего объема валовой продукции сельского хозяйства. Хабаровский край и Камчатская область имели несколько менее выраженную специализацию на растениеводстве - 58,4% и 57,5%. В Приморском крае и Еврейской АО доли растениеводства (51,3% и 52,4% соответственно) и животноводства (48,7% и 47,6%) примерно одинаковые.

Валовое производство сельского хозяйства включает не только стоимость сырых продуктов растениеводства и животноводства: в нее входит стоимость незавершенного производства в растениеводстве (затрат на посев озимых и яровых культур, обработку почвы и другие работы, проводимые в оцениваемом году до начала уборки под урожай следующего года), стоимость выращивания скота, птицы и прочих сельскохозяйственных животных в отчетном году, а также стоимость продукции пчеловодства и рыборазведения.

Поэтому важным индикатором динамики сельского хозяйства является оценка валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и производства важнейших продуктов животноводства в натуральном выражении.

5. Транспорт

Водный транспорт

Вдоль побережья Дальнего Востока расположено 32 морских порта, включая 22 торговых и 10 рыбных, а также около 300 гаваней, где имеются пристани и якорные стоянки. Всего в регионе насчитывается около 270 коммерческих предприятий, осуществляющих портовые функции. Наиболее важными портами с круглогодичной навигацией являются (с юга на север): Зарубино, Посьет, Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Петропавловск-Камчатский, на Сахалине - Корсаков и Холмск.

На Дальнем Востоке зарегистрировано около 200 судоходных компаний, владеющих в общей сложности немногим более 1 тыс. судов океанского, прибрежного и внутрипортового плавания. Подавляющее большинство из них мелкие, имеющие одно - два судна или арендующие суда. На базе морских портов Владивостока, Находки, Холмска, Петропавловск-Камчатска, Тикси работают наиболее крупные морские пароходства: Дальневосточное (FESCO), Приморское, Востоктрансфлот, Сахалинское, Камчатское и Арктическое.

Приморское морское пароходство обладает самым мощным в России танкерным флотом (44 судна общим дедвейтом 635 тыс. т) и перевозит нефть, нефтепродукты, жидкие пищевые продукты и химикаты, "Востоктрансфлот" специализируется на перевозке рефрижераторных грузов.

При недостаточно развитой авто- и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего Востока судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые 10 тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными являются реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной области и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае), Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена, Вилюй, Киренга, Витим, Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область, Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако большинство рек протекают в северных приполярных широтах, по малонаселенным территориям Якутии и Магаданской области, и потому интенсивность использования этих водных артерий невелика.

Железные дороги

Среди административных образований Дальнего Востока наибольшей плотностью железных дорог отличаются Сахалинская область и Приморский край, где на каждые 10 тыс. кв. км территории приходится соответственно 168 и 96 км путей. Однако существующая здесь сеть сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения региона Востока и в последние десятилетия не обновлялась.

Несмотря на техническую отсталость железных дорог и подвижного состава, железнодорожный транспорт в южной зоне Дальнего Востока традиционно играет важную роль в грузо- и пассажироперевозках. По железным дорогам осуществляется основной товарообмен с другими регионами России. Этим видом транспорта на Сахалине перевозится 30% всех грузов. В Приморском крае и Амурской области доля железнодорожных перевозок составляет 40-50% от общих объемов грузов, в Хабаровском крае - более 70%. Основной поток внутренних и экспортных грузов формируется за счет трех отраслей - топливной (уголь, нефтепродукты), черной металлургии и лесной промышленности. [6]

Автомобильный транспорт

Общая протяженность сети автомобильных дорог на Дальнем Востоке, включая ведомственные, составляет 78,3 тыс. км. Плотность автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России, и лишь Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому.

Почти 80% дорог с твердым покрытием сосредоточено в южной зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям проходят автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур".

Автомобильный транспорт в южной зоне Дальнего Востока играет исключительно важную роль в торговле с Китаем. В последние годы здесь открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе, в том числе пять в Приморском крае, три в Амурской области, два в Хабаровском крае и три в Еврейской АО.

Гражданская авиация

Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями, через которые проходит основной поток пассажиров и авиагрузов, являются административные центры краев и областей - Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Якутск.

Трубопроводный транспорт

На территории Дальнего Востока трубопроводный транспорт получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. В перспективе, с освоением новых нефтегазовых месторождений Сахалина нитку газопровода планируется продолжить из Хабаровска в Приморский край. Грандиозный проект прокладки магистрального нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км предлагает компания "Сахагаз" (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в Хабаровский и Приморский края, в КНДР и Республику Корея (до Сеула).

6. Население

Дальневосточный федеральный округ — один из самых больших регионов страны. Он занимает 6115,9 тыс. кв. км — 36,4 % территории России. Численность населения — 7,3 млн. человек, уровень урбанизации — 76 %. Большая часть жителей ДВФО — русские, среди других национальностей преобладают украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи, а также группы коренных народностей: чукчи, коряки, эвенки, эвены, камчадалы, ительмены, эскимосы и другие.

Наибольшая численность населения проживает в Приморском крае, доля Приморского края в общей численности населения, проживающего на Дальнем Востоке, по сравнению с другими регионами увеличивается (с 28,5% в 1991г. до 30,2% в 2003г.). Хабаровский край по данному показателю занимает второе место (21% в 2003г.)

Наиболее высокую плотность населения имеет Приморский край (13,48 человек на 1 кв. км.), наименьшую плотность имеет Корякский автономный округ (0,11 человек на 1 кв. км.).

Главным фактором сокращения численности населения является миграция за пределы Дальнего Востока, главным образом в западные районы России на постоянное место жительства. Наибольших темпов миграционная убыль достигла в северной зоне Дальнего Востока – на Чукотке и в Магаданской Области, где в 1992-1995 гг. миграционный отток достигал 6-12 человек на 100 жителей. В  наибольшей степени миграционным процессам подверглись города, в наименьшей – сельские местности.

В 2003 г., как и в предыдущие годы, на Дальнем Востоке преобладало городское население (75,9% общей численности). Сельское население составляло 24,1%. Наиболее высокая доля населения, проживающего в городской местности, наблюдается в Магаданской области (89,9% от общей численности населения) и в Сахалинской области (85,8%). Наименьшая доля населения, проживающего в городах, - в Корякском автономном округе (24,8% от  общей численности населения) и в Республике Саха (Якутия) 64,4%.

7. Внешнеэкономические связи

Распад СССР, потеря портов на Балтике и Черном море, заселение азиатских регионов России и растущее общемировое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) диктуют возможность стратегического развития внешнеэкономического мира. Россия осуществляет сегодня внешнеэкономические связи со всеми странами АТР.

Дальний Восток, обладая огромным потенциалом природных ресурсов и имея развитое промышленное производство, определяют внедрение России в мировую экономику. Удобное географическое положение, развитая сеть различных видов транспорта, эффективность использования природно-ресурсного потенциала, производственный, научный, кадровый потенциал способствуют этому.

Россия имеет перспективы внешнеэкономического развития в таких сферах, как электроэнергетика, алюминиевая, нефтехимическая, деревообрабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная промышленности. На территории Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского регионов и Дальнего Востока расположены крупные промышленные предприятия, которые составляют около 70% всего производства России. Производимая ими продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке и пользуется в ряде стран АТР наибольшим спросом. Качество и цена привлекает иностранные фирмы к сотрудничеству. Но главная проблема заключается в том, что вывозятся полуфабрикаты и сырье, а не готовая продукция, что нежелательно для экономики России.

Сейчас экспорт продукции сибирских регионов в страны АТР преобладает над импортом. Мы вывозим лесоматериалы, пиломатериалы, целлюлозу, алюминий, уголь, газ, нефтепродукты, энергию, хим. продукцию, а также золото, алмазы, пушнину. На территориях Якутии, расположены крупные запасы угля, золота, леса, руды, меди, имеющие мировое значение.

Структура импорта из стран АТР более разнообразна. Ведущими торговыми партнерами являются Китай, Австралия, США, Япония, Корея, Монголия. Мы ввозим машины, промышленное и медицинское оборудование, продукты питания, бумагу и картон, автомобили, одежду, мебель, изделия электроники. Парадокс российской экономики заключается в том, что мы вывозим качественное сырье, а ввозим готовые изделия. Сейчас необходимо ориентировать производственный комплекс на увеличение в экспорте доли готовой продукции и совершенствования инфраструктуры для международной торговли.

Перспективным направлением внешнеэкономической деятельности Дальнего Востока является создание совместных предприятий. Цель – привлечение иностранных инвесторов, современного оборудования и прогрессивных технологий.

Сейчас заключено соглашение между Министерством топлива и энергетики РФ и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о реализации проектов сотрудничества в области нефти и газа.

Предусматривается строительство газопровода от месторождения в Китай. Не исключается возможность поставок газа в Монголию, Республику Корея, Японию.

Освоение экспорта дальневосточных топливных ресурсов  – путь к обеспечению должных позиций России в АТР и в мире.  Уникальный рекреационный потенциал требует огромных средств для развития туризма, что является благополучным для экономики России. Развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока со странами АТР – будущее России.

8. Экологические проблемы

Общее состояние окружающей среды на Дальнем Востоке характеризуется несбалансированностью природопользования практически во всех регионах, то есть нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.

Уникальная пространственно-временная изменчивость природных условий, особенно гидротехнического режима, широкое развитие сезонной и многолетней мерзлоты определяют значительно меньшую относительно западных районов России устойчивость дальневосточных экосистем, причем эта неустойчивость увеличивается с юга на север, что можно увидеть хотя бы на примере климата. И иногда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой и полностью исключает эксплуатацию на одной территории одновременно нескольких ресурсов. Например, разработка россыпных месторождений и добыча красной рыбы, развитие химической промышленности на приморских территориях и создание плантаций марикультуры на шельфе и т.д.[7]

На Дальнем Востоке производится незаконная вырубка девственных лесов, главного богатства Дальнего Востока. При этом от лесной промышленности также много отходов; например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, выделяемых древесиной и попадающих в водоемы.

Очень вредна для окружающей среды в настоящее время деятельность горнодобывающих предприятий.

В числе экологических проблем Дальнего Востока также лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозов невозможно. Из нарушенных земель приблизительно всего лишь 75% может быть рекультивировано.

Список литературы

1.     Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики.

2.     Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 2. - Самара: СГЭА; 2005.

3.     География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,  В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004.

4.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2004.

5.     Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Триада, 2003.

6.     Комаров М.П. Инфраструктура регионов России: Учебник. - СПб.: Питер, 2004.

7.     Лиасов Н.К. Экономические районы России. – Спб.: Питер, 2005.

8.     Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.


[1] География. Население и хозяйство России. Учебник под ред.   В.Я. Ром,  В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2004. – с. 315.

[2] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Триада, 2003. – с. 166.

[3] Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 2. - Самара: СГЭА; 2005. – с. 604.

[4] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с. 611.

[5] Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. - М.: Дело, 2004. – с.284.

[6] Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – с. 205.

[7] Лиасов Н.К. Экономические районы России. – Спб.: Питер, 2005. – с. 273.