Содержание
Введение. 3
1. Логистическая система предприятия: понятие, структура, функции. 5
1.2. Сущность и свойства логистических систем. 8
1.3. Управление логистической системой на предприятии. 12
1.4. Перспективы развития логистических систем. 17
2. Анализ логистической системы.. 21
2.1. Краткая характеристика организации. 21
2.2. Анализ структуры управления предприятием. 22
2.3. Направления деятельности, реализованные проекты, планы и перспективы развития. 27
2.4. Анализ логистической системы предприятия. 28
3. Рекомендации по совершенствованию логистической системы.. 34
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение
В современных условиях основным направлением по развитию малых предприятий является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «закупка — производство — складирование — транспортировка — сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой.
· планирование и контроль — планирование выпуска готовой продукции, — планирование транспортных процессов, — планирование складской сети, — контроль бюджета, — информационные системы.
· управление операциями — на складах, — на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов.
· управление запасами — прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта, — выбор тары и упаковки.
Целью настоящей работы является анализ логистической системы ООО «Аркаим».
В работе поставлены следующие задачи:
· Рассмотреть сущность и свойства логистической системы предприятия;
· Рассмотреть особенности управления логистической системой на предприятии;
· Рассмотреть перспективы развития логистических систем;
· Провести анализ действующей логистической системы ООО «Аркаим».
· Дать рекомендации по совершенствованию логистической системы.
1. Логистическая система предприятия: понятие, структура, функции
Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-логистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.
Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
· оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;
· оперативное управление технологическими процессами производства;
· всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
· стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);
· организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
· прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;
· организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
· контроль и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
· внутрипроизводственное физическое распределение МР и ГП;
· информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
· автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения :
· оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы;
· сокращения времени производственно-технологического цикла;
· уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;
· оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозными материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек в производственном процессе предполагает:
· выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;
· определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;
· определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Для повышения эффективности современного производства на предприятии решаются следующие задачи:
· задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохода оборотных средств через предприятие;
· задача содержания запасов материальных ресурсов заменяется задачей обеспечение информацией об их приобретении и управлении свободными логистическими мощностями для их переработки;
· задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения спроса.
Динамичность и неопределенность спроса на рынке делает нецелесообразным создание и поддержание больших запасов. Одновременно производители очень заинтересованы в получении каждого нового, даже небольшого заказа. Все это обуславливает потребность в гибких производственных мощностях, которые способны быстро отреагировать на конъюнктуру спроса. При этом снижение себестоимости в условиях растущей конкуренции достигается не традиционным увеличением количества выпускаемой продукции, а логистической организацией производственного процесса в увязке со всем комплексом логистических операций материало- и товаропроводящих систем в целом. Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми. Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.
1.2. Сущность и свойства логистических систем
Логистическая система — это адоптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
· новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
· реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм — логистических сетей;
· технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.
Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Организация производственного процесса начинается с закупки необходимых средств производства. Они поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы (рис.1.).
Рисунок 1 – Логистическая система
Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа»уплаты денег — получение денег.
Управление логистическими системами базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных потерь материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Большинство же фирм организовано по традиционному функциональному признаку, не приспособленных к извлечению дополнительного эффекта от логистики.
Для благополучной деятельности предприятия совокупная деятельность подсистем должна обладать следующими свойствами: стремление выполнить единую цель, иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия, обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
Логистическая система предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь производственный цикл и сбыт произведенного товара, достигая при этом заранее намеченных целей.
Динамично развивающиеся предприятия, использующие логистическую систему способны быстро ответить на возникающий спрос поставкой нужного товара.
Логистическая система должна обладать развитыми связями с внешней средой, что позволяет ориентироваться в происходящих изменениях на рынке.
Логистическая система ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материальных потоков, с заданными параметрами на выходе. Отличает эту систему высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
Различают четыре основных свойства логистических систем.
Первое свойство (целостность и членимость) — система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
Закупка — подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Управление производством — эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционированию логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интерактивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Движение материального потока может происходить по следующим схемам: С прямыми связями - материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников; Эшелонированные - на пути материального потока встречается хотя бы один посредник; Гибкие движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организацию системы.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
1.3. Управление логистической системой на предприятии
Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок материалов через производство к распределению и заканчивая продажей готовой продукции.
Непосредственно в производственном процессе используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производства свои методы управления.
Для предприятий первого типа (единичное производство изделий на заказ), это разного рода сетевые модели: методы PERT и «критического пути», а также стандарты управления MRP, которые фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.
Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) — это методы MRP. Это основная область применения данных стандартов. В России широкое применение получили машино-комплектные системы.
Для предприятий пятого типа (массовое производство) — это методы Just-In-Time (JIT, Kanban), а также используемые в России различные варианты отечественных комплектных систем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и так далее). Могут работать также методы MRP. В той ситуации, когда темпы сбыта продукции (а значит и темпы производства) неустойчивы — вполне типичная ситуация для России — то комплектные методы и JIT перестают работать, и MRP — единственная оптимальная альтернатива.
Для производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части планирования и учета методы MRP вполне пригодны.
В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока:
Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое «приблизительное планирование мощности — Rough Cut Capacity Planning»;
Планирование потребностей, то есть составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам — процедура «планирование мощности — Capacity Planning»;
Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.
Системы класса MRP направлена на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, они должны содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей как в российских, так и в западных (GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Наконец, системы класса MRP должны поддерживать методы Just-In-Time.
Логистическую систему Just-In-Time необходимо различать как метод управления и как своеобразную философию управления. Так как использование системы JIT как метод управления — это совсем просто. Данную систему нельзя воспринимать как компьютерную систему, так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями. Любой грамотный специалист отдела программирования может реализовать на вашей фирме такую систему. Но для того чтобы она работала, необходимо понимание философии управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.
Использование логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система DRP (Distr bgcolor=dcdcdcibution Requirements Planning) — система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP, а затем её расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.
Следующий шаг в развитии логистической системы был сделан японской фирмой Тоёта, сформулировавшей новую философию управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management) — всеобщего управления качеством, которая стала применяться различными фирмами мира, использующими стратегию постепенного наращивания объемов производства.
Основа системы TQM — это управленческий подход, ставящий в центре внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющей достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Используемая философия управления в системе TQM, признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.
Для успешного функционирования системы логистического менеджмента используется производственное расписание, сформированное исходя из задачи удовлетворения потребительского спроса и отвечающего на вопросы: кто, что, где, когда и в каком количестве будут выпускать (производить). Производственное расписание, составленное на основе объемно-календарного планирования, позволяет установить дифференцированные по всей фирме и по каждому структурному производственному подразделению объемные и временные характеристики материальных потоков.
Производственное расписание дополняется графиком комплектации в зависимости от общей длительности производственного цикла и отдельных его составляющих, что является основой обеспечения каждого структурного подразделения необходимыми материальными ресурсами. Эффективность логистического менеджмента будет во многом зависеть от точности расчета и прогнозирования длительности циклов поставки отдельных видов материальных ресурсов, производства компонентов и сборочных единиц.
Методы, применяемые для составления производственного расписания, зависят от типа производства (массовое, серийное, единичное), а также характеристик спроса и параметров заказа. Классическим методом объемно-календарного планирования и составления производственного расписания является ленточная диаграмма, в которой соотносятся время и виды выполняемых работ при производстве готовой продукции. Более сложные методы, например, метод сетевого планирования, применяются обычно на этапах опытно-конструкторских работ, а также в авиа — и судостроении. Эти методы предполагают последовательное или последовательно-параллельное выполнение определенных работ и их этапов, которое обеспечивает сокращение длительности общего производственного цикла. Достоинством указанных методов является простота, наглядность в определении потребности в материальных ресурсах или исполнителях. Заказы на потребные материальные ресурсы могут быть размещены заранее, что обеспечивает более высокую надежность поставок. Потребности в определенных материальных ресурсах при этом определяются из комплектовочных ведомостей. К недостаткам методов относится чрезвычайно высокая трудоемкость при многономенклатурных (многоассортиментных) материальных потоках.
1.4. Перспективы развития логистических систем
В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. В то же время, стремясь сохранить преимущества массового производства, но подчиняясь тенденции индивидуализации, предприниматели все более убеждаются в необходимости организации производства по типу гибких производственно-логистических систем. В сфере обращения, услуг, управления — гибких переналаживаемых логистических систем.
Гибкая производственно-логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования гибких переналаживаемых систем в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени.
Гибкие производственно-логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они позволяют почти полностью исключить ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной технологии.
Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками. Тенденция создания гибких производственных (переналаживаемых) систем прогрессирует очень быстро, поэтому широкое распространение концепции логистики в сфере основного производства является перспективным и однозначным. Модульный принцип функционирования производственных и логистических систем интегрирует две ведущие формы организации производственно-хозяйственной деятельности.
Гибкость представляет собой способность производственно-логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь. Гибкость является одним из эффективных средств обеспечения устойчивости производственного процесса.
Гибкость станочной системы (гибкость оборудования). Она отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования деталей (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой производственно-логистической системы ассортимента. Показателем данной гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками.
Ассортиментная гибкость. Она отражает способность производственно-логистической системы к обновлению продукции. Ее основными характеристиками являются сроки и стоимость подготовки производства нового наименования деталей (полуфабрикатов) или нового комплекса логистических операций.
Показателем ассортиментной гибкости является максимальный коэффициент обновления продукции или комплекса логистических операций, при котором функционирование производственно-логистической системы остается экономически эффективным.
Технологическая гибкость. Это структурная и организационная гибкость, которая отражает способность производственно-логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства.
Гибкость объемов производства. Она проявляется в способности производственно-логистической системы рационально изготавливать детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска.
Основным показателем гибкости объемов производства является минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным.
Гибкость расширения системы. Иначе её называют конструктивной гибкостью производственно-логистической системы. Она отражает возможности модулирования данной системы, её последующего развития (расширения). С помощью конструктивной гибкости реализуются возможности объединения нескольких подсистем в единый комплекс.
Показателем конструктивной гибкости является максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой производственно-логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления.
Универсальность системы. Данный вид гибкости характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые потенциально могут быть обработаны в гибких производственно-логистических системах.
Оценкой универсальности системы является прогнозное количество модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны в гибкой производственно-логистической системе за весь период ее функционирования.
Каждая производственно-логистическая система разрабатывается для удовлетворения потребностей и стратегии конкретного предприятия. Поэтому она является специализированной не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач.
Важнейшей интегрирующей системой логистики в сфере основного производства является автоматизированная транспортно-складская система. В сущности, благодаря ей обеспечивается функционирование гибких производственно-логистических систем.
2. Анализ логистической системы ООО «Аркаим»
2.1. Анализ отрасли и место предприятия на рынке
В Хабаровском крае действуют 153 арендатора лесосечного фонда, 10 специализированных лесопильно-деревообрабатывающих и 21 мебельное предприятие разных форм собственности. Наиболее крупные из них - ООО "Римбунан Хиджау", ООО "Форист-Старма", ООО "Аркаим", ООО "Ванино-Тайрику", ОАО "Хорский ДОК", ООО "Амурский ДОК", ООО МФ "Новая". За последние 3 года в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске появилось 6 новых мебельных предприятий.
За 8 мес. вывезено 5,035 млн. куб. м древесины (+6% к августу 2002 г.). Производство пиломатериалов увеличилось до 260,7 тыс. куб. м.
В 2002 г. на 11 предприятиях Хабаровского края введены лесопильные мощности по производству 86 тыс. куб. м пиломатериалов в год. В 2003 г. запланирован ввод лесопильных мощностей еще на 9 предприятиях (на 60 тыс. куб. м пиломатериалов в год), сушильных на 7 предприятиях (на 34,3 тыс. куб. м), по производству клееных пиломатериалов на 3 (5,5 тыс. куб. м), а также линия ламинирования древесностружечных плит в ООО "Амурский ДОК" производительностью 1,2 млн кв. м для производства мебели на 45 млн руб. в год на 3 предприятиях. В 2004 г. запланирован ввод лесопильных мощностей на 67 тыс. куб. м, в т.ч. сушеных пиломатериалов 10 тыс. куб. м, и по производству клееных пиломатериалов, лущеного и строганого шпона, мебели. Создание предприятий по глубокой переработке вблизи портов пока только в планах.
Правда, в последние годы в дальневосточных лесах свирепствуют пожары. Особенно пострадал Хабаровский край. По данным краевого министерства лесной промышленности, с 1998 г. общая расчётная лесосека уменьшилась на 2,3 млн куб. м в год. И сейчас здесь активно занимаются лесовосстановлением. Почти 40 тыс. га леса восстановлено в этом году. В 1,5 раза больше плана посеяно семян ценных видов деревьев в питомниках и теплицах. Общая расчетная лесосека составляет 26,8 млн куб. м, доступная - 16,5 млн. В 2002 г. заготовлено и вывезено 7,426 млн куб. м древесины (+13% к 2001 г.), а в планах к 2005 г. - увеличить объемы заготовок до 10-12 млн куб. м.
Общество с ограниченной ответственностью «Аркаим» - крупное лесозаготовительное предприятие Хабаровского края.
ООО «Аркаим» образовано в 1995 г. На сегодняшний день в обществе трудятся 310 человек, объемы лесозаготовок составляют 360 тысяч кубометров древесины в год. Хотя взять их весьма непросто. Лесосырьевая база общества находится в двух районах - Ванинском и Комсомольском. Основные производственные площади расположены в поселке Высокогорном, для которого «Аркаим» считается градообразующим.
Ставку сделали на использование высокопроизводительной техники зарубежного производства. И она полностью себя оправдала. Кроме того, на балансе у общества пять грузовых судов. Минуя посредников, оно само доставляет заготовленный лес в Японию, Корею, Китай и предоставляет услуги другим грузоотправителям.
Партнерам в Японии предприятия полностью отгружает лесопродукцию согласно оговоренным поставкам в контракте в полном объеме и согласно срокам, оговоренных в контракте,
Российский покупатель скупает всю оставшуюся продукцию, заготовленную и находящуюся на складах предприятия,
2.2. Анализ структуры управления предприятием
Основные виды деятельности Общества «Аркаим»:
- заготовка, переработка леса, производство и реализация деловой древесины, строительных материалов и товаров народного потребления из леса;
- разработка проектной документации по лесному и лесосечному фонду;
- торгово-закупочная и посредническая деятельность;
-организация всех видов лесозаготовительных и деревообрабатывающих технологий;
- другие виды деятельности, не противоречащие Уставу Общества.
Деятельность ООО «Аркаим» ведется в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании. Общество осуществляет лесосечные работы в соответствии с «Правилами рубок Главного пользования в лесах Дальнего Востока», утвержденными Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 июля 1993 г. № 201. Способы рубок устанавливаются в зависимости от рельефа местности, почвы, состава древостоя и его возраста и подразделяются на сплошные, выборочные, постепенные. На каждую лесосеку в отдельности составляется технологическая карта, в которой указаны способы рубки леса и трелевка древесины, намечаемые к устройству верхние склады, погрузочные площадки, пути транспорта, магистральные и пасечные волоки. Разработка лесосек производится в строгом соответствии с утвержденной технологической картой. Очистка лесосек от порубочных остатков должна устранять пожарную опасность, возможность применения механизмов на лесовосстановительных работах. При проведении рубок леса с наличием снегового покрова более 50 см, при трелевке деревьев с кронами допускается производить очистку лесосек после их разработки до наступления пожароопасного периода. Способ очистки должен быть указан в лесорубочном билете. На лесосеках с разбросанными порубочными остатками или с оставленными на перегнивание кучами и валами должны быть проведены необходимые противопожарные мероприятия.
Структура управления обществом представлена на схеме в соответствии с рис.2. Общее руководство деятельностью обществом осуществляет директор предприятия. Лесозаготовительный участок (бригада лесозатовителей) ведет разработку лесосек в соответствии с требованиями технологической карты, которую составляет начальник участка ООО «Аркаим» и утверждает директор общества, а также Главный лесничий лесхоза. Постоянный контроль за качеством разработки лесосек осуществляет начальник лесозаготовительного участка, периодический контроль осуществляет заместитель директора предприятия. По мере окончания разработки лесосеки начальник участка с бригадиром лесозаготовительной бригады сдает отработанные деляны органам лесного хозяйства в зимний период предварительно, а в летний окончательным освидетельствованием.
Технология разработки лесосек должна соответствовать установленному способу рубок Главного пользования и обеспечивать: - максимальную устойчивую производительность труда рабочих и выработку механизмов; сохранение подроста и молодняка; сохранение почвы от эрозийных процессов; соблюдение правил безопасности в соответствии с ГОСТом
Рис. 2. Структура управления 000 "Аркаим"
Анализ динамики выпуска продукции и производства представлена в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Анализ динамики выпуска продукции
Показатели |
2003 год |
2004 год |
Объем вывозки, кбм |
||
По плану |
350000 |
500000 |
фактически |
250000 |
360000 |
Абсолютный прирост, кбм. |
х |
35000 |
Темп роста, % |
х |
240 |
Таблица 2
Анализ производства лесопродукции ООО «Аркаим»
Показатели |
2003г. |
2004г. |
Отклонения |
Лес круглый, м3 (объем вывозки) |
250000 |
360000 |
110000 |
Выручка, тыс. руб. |
129170 |
339570 |
210390 |
Себестоимость 1 м3 (руб.) |
490,88 |
537,47 |
46,59 |
Цена реализации 1 м3 (руб.) |
516,68 |
565,95 |
49,27 |
Прибыль от реализации (тыс. руб.) |
6450,00 |
17090,00 |
10640,00 |
Анализ производства выявил, что производство круглого леса поднялось на 110000 кбм., выручка выросла на 210390,00 тыс. руб., средняя цена реализации также увеличилась на 49,27 руб. и составила 565,95 руб. Средняя себестоимость 1 м3 лесопродукции поднялась на 46,59 руб. и составила 537,47 руб. Прибыль от реализации увеличилась в 2004 г. на 10640,00 тыс. руб., достигнув значения 17090,00 тыс. руб.
Предприятие увеличило в 2004году по сравнению с планом объем реализации на 150000 тыс.руб. Наличие остатков на нижнем складе предприятия на сумму 21560 тыс. руб. могло бы свидетельствовать о падении спроса на лесопродукцию. Однако, это накопление связано с тем, что предприятие в ноябре заключило контракт на крупные поставки в начале года и для их реализации необходимо было отсортировать и накопить необходимое количество круглого леса для отправки его клиенту.
Основными покупателями ООО «Аркаим» являются зарубежные партнеры:
В Японии – «Cretion Treiding”
В России – ООО “Межторговая компания”
В конце года общество заключило крупный контракт в иностранной китайской компанией, имеющей представительство в Росси – г.Хабаровске- ООО «Синь Лянь»
Основная продукция, поставляемая партнерам – пиловочник хвойных пород экспортный. Дрова технологические реализуются населению по договоренности с администрацией Вяземского района на безвозмездной основе согласно программе социального развития п. Шумный и п.Медвежий.
2.3. Направления деятельности, реализованные проекты, планы и перспективы развития
Несмотря на то, что за 10 лет, прошедших с момента образования, ООО «Аркаим» достигло определенных высот в своем развитии, движение вперед продолжается.
Планируется перейти от продажи леса-кругляка к производству пиломатериалов. Прорабатывается вопрос о строительстве завода производительностью 360 тысяч кубометров в год. Предполагается открытие в Хабаровске сервисного центра по продаже продукции, получаемой от иностранных партнеров и собственной
2.4. Анализ логистической системы предприятия
Схематично, логистическая система представлена на рис.1.1.
Рис. 3 Схема логистической системы деревообрабатывающего предприятия
При построении логистической схемы деревообрабатывающего предприятия были учтены следующие условия:
Ø Деревообрабатывающая отрасль - рынок производственных товаров и услуг;
Ø Фирма выступает как покупатель производственных товаров и услуг (как ресурсы к производственному потреблению);
Ø Фирма выступает как продавец товаров производственного назначения предприятиям, промежуточным продавцам, личным хозяйствам;
Ø Фирма имеет необходимую материально- техническую базу для осуществления процесса деревообработки.
Таким образом, логистическая цепь предприятия, через которую проходят материальные, финансовые, информационные и другие потоки, состоит из следующих звеньев:
"Вход" интегрального потокового процесса во внутреннюю среду фирмы
Переработка древесины в готовый продукт производства (доски, рейки, брус и др.) - Внутипроизводственные потоковые процессы - координируются и оптимизируются службой управления процесса деревообработки предприятия.
"Выход" интегрированного потокового процесса из внутренней среды фирмы
Участники микрологистической системы деревообрабатывающего предприятия и их основные цели приведены в табл 3.
Таблица 3
Участники микрологистической системы деревообрабатывающего предприятия и их основные цели
Участники логистической системы |
Цели участников логистической системы |
Ø Служба МТО предприятия |
Ø Формирование потребности предприятия в необходимых МТР; Ø Определения круга поставщиков, производителей и выбор оптимального; Ø Установление хозяйственных связей с поставщиками; Ø Заключение хозяйственных договоров; Ø Контроль за соблюдением условий поставки сырья, МТР поставщиками; |
Ø Транспортная служба предприятия |
Ø Подготовка транспортно-сопроводительной документации; Ø Подготовка грузов к их физическому перемещению: компоновка и т.п.; Ø Разработка оптимального маршрута доставки МТР; Ø Доставка груза к месту складирования; Ø Выгрузка грузов в местах складирования; Ø Осуществление доставки готовой продукции покупателям (по условиям договора); Ø Ведение контроля за счетами при транспортировке грузов; |
Ø Служба складирования и управления запасами |
Ø Организация хранения древесины; МТР; готовой продукции; Ø Поддержание оптимального уровня всех видов запаса предприятия; Ø Подготовка сырья, материалов к производственному потреблению; Ø Компоновка партий готовой продукции к отпуску покупателям; Ø Контроль за наличием сырья, МТР, готовой продукции |
Ø Производственная служба предприятия |
Ø Подготовка информации о необходимом объеме МТР; Ø Разработка норм потребления МТР; Ø Организация внутрицехового обеспечения сырьем и материалами; |
Ø Служба сбыта |
Ø Прогнозы объема продаж; Ø Установление хозяйственных связей с покупателями; Ø Организация системы обработки заказов покупателей; Ø Разработка политики распределения продукции; Ø Формирование перечней возможных к использованию предприятием систем реализации; форм сбыта; путей сбыта продукции. |
Проведенный анализ действующей системы организации товародвижения позволяет сделать следующие выводы. Основные сбои в ритмичности работы цепи обусловлены недостаточным уровнем организации, планирования, контроля таких звеньев, как закупки и сбыт, а именно:
Анализ деятельности предприятия по оперативному регулированию поставок показал, что в практике фирмы встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества, а также нарушения сроков поставки. В связи с этим должны приниматься различные экономические меры, направленные на снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаев некондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них не производится, возможны и штрафные санкции.
Предприятие не использует систему планирования при отгрузке продукции, и не производит оценку при выборе потенциального покупателя. Отсутствует комплексная структура управления сбытом. В современных условиях хозяйствования предприятия ощущается острая необходимость реструктурирования системы управления деятельностью по реализации готовой продукции путем последовательного решения следующих основных задач:
· разработка внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в «Положении о сбытовой политике», осуществляемые на основе анализа адекватности ранее установленных целей и задач организации внутренним и внешним условиям ее функционирования, в том числе ее возможностям;
· анализ адекватности существующей оргструктуры отделов, занимающихся вопросами реализации продукции (отделы: сбыта, маркетинга, коммерческий и т.п.), современным условиям хозяйствования; корректировка оргструктуры - приведение ее в соответствие принципам эффективности системы внутреннего контроля («разделение обязанностей», «подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля», «единичная ответственность» и т.д.) для снижения риска ошибок (неверное планирование ассортимента, продаж и т.д.) и злоупотреблений (сговор сбытовиков с заказчиками, искажение отчетов об отгрузках и т.д.) руководителей и персонала, ответственных за сбыт;
· разработка комплекса организационно-нормативных документов (в частности, положений об отделах и должностных инструкций), регламентирующих сбытовую деятельность предприятия в рыночных условиях;
· разработка формальных процедур контроля сбыта готовой продукции.
3. Рекомендации по совершенствованию логистической системы
Необходимо отметить отсутствие, по крайней мере, трех предпосылок успешного планирования сбытовой деятельности российских организаций в современных условиях хозяйствования (а также при развитых рыночных отношениях)[1].
Во-первых, планированием продаж в организации должен заниматься ни ПЭО (как было в условиях административно-командной экономики и до сих пор продолжает оставаться в практике многих предприятий, лишая их возможности развития в конкурентных условиях рынка), а специализированное подразделение отдела сбыта или маркетинга (например, им может быть экономическое бюро отдела сбыта), так как ПЭО не располагает достаточной для этого информацией. ПЭО играет координирующую роль в планировании деятельности организации. В функции ПЭО должно входить обеспечение согласованности и взаимной увязки планов функциональных и производственных служб организации и разработка планов производства по номенклатуре по организации в целом. Разработкой же проектов планов продаж (отгрузок) по видам продукции (ассортиментным группам) с учетом программ реализации принципиально новых и модифицированных изделий (конструкций), их согласованием со службами организации (перед подачей на согласование и утверждение в ПЭО) должно заниматься экономическое бюро отдела сбыта (или маркетинга).
Во-вторых, по нашему мнению, основным критерием оптимизации планирования продаж в рыночных условиях являются учет и соотнесение (совмещение) следующих моментов (или параметров планирования):
- избранная модель развития организации (в том числе стратегия рыночной конкуренции);
- максимально возможный объем продаж, определенный на основе исследования рыночной конъюнктуры (максимально возможный объем продаж при данном уровне и соотношении различных цен и с учетом определенного состояния и тенденций развития рынка и формирующих его факторов, т.е. потенциальной емкости рынка) и оценки ресурсов и потенциалов организации;
- наиболее оптимальный с точки зрения максимизации прибыли в соответствии с возможностями (потенциалами) организации объем выпуска продукции (при котором
обеспечивается равенство предельного дохода и предельных издержек);
- увязка планов продаж с планами производства, в том числе с оперативно- календарными графиками выпуска готовой продукции для обеспечения выполнения планов продаж и отгрузок в установленные сроки по номенклатуре, а также для формирования и увязки показателей финансовых планов организации;
- сочетание жесткой (базовые ориентиры в долгосрочном планировании) и гибкой (корректировка краткосрочных и среднесрочных планов сбыта по мере изменения целей и условий функционирования организации) систем планирования;
- сочетание общих и вспомогательных (в разрезе рыночных сегментов и географии продаж) планов сбыта;
- система оперативного контроля исполнения планов сбыта (процедуры подготовки, анализа и контроля ежедневных отчетов об исполнении планов сбыта).
В-третьих, существенным моментом является сам порядок разработки планов продаж. Отправной точкой для разработки планов сбыта в современных условиях хозяйствования должно служить комплексное исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка, проводимое отделом (бюро, сектором) маркетинга. Не вдаваясь в описание подробностей существующих методик и вариантов исследования и прогнозирования рыночной конъюнктуры (это достаточно освещено в специальной литературе и в периодике), укажем основные задачи, которые должны быть выполнены маркетинговым подразделением организации для
Несоблюдение и игнорирование отмеченных элементов системы управления сбытом в процессе функционирования анализируемого предприятия порождает сверхнормативное накопление складских запасов, неплатежи, отсутствие оборотных средств на закупку сырья, остановки тех или иных производственных линий и др.
Таким образом, на предприятии имеет место ряд негативных моментов, что требует принятия необходимых мер по их устранению, так как сохранение негативных тенденций может привести к дальнейшему ухудшению финансового состояния предприятия и снижению эффективности его работы как результат нарушений работы отдельных звеньев системы. При этом, необходимо отметить, что сбой одного звена обуславливает остановку оперативной деятельности других, так как между всеми элементами системы имеют место взаимозависимые соотношения.
В данном случае следует рекомендовать следующие направления развития предприятия, способствующие комплексному внедрению концепции логистики:
Ø совершенствовать организацию движения материальных потоков;
Ø обеспечить современную технологию поступления и обработки информации;
Ø обеспечить связь стратегии предприятия с логистикой;
Ø внедрить систему учета прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
Ø разработать систему повышения эффективности управления трудовыми ресурсами;
Ø определить оптимальный уровень качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности (на сегодняшний день рентабельность составляет 5,8%);
Ø внедрить систему планирования логистических операций и др.
Заключение
Таким образом, в работе решены следующие задачи:
· Рассмотрена сущность и свойства логистической системы предприятия;
· Рассмотрены особенности управления логистической системой на предприятии;
· Рассмотрены перспективы развития логистических систем;
· Проведен анализ действующей логистической системы ООО «Аркаим».
· Даны рекомендации по совершенствованию логистической системы.
Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров т места производства до места потребления.
Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации
производства.
Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров.
Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии. В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды.
Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику. Ведь благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.
ООО «Аркаим» - лесопромышленное предприятие со своей спецификой деятельности. Деятельность общества можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производственного процесса и готовой продукции. Входом этой системы являются материально-вещественные потоки ресурсов (средств и предметов труда) и потоки трудовых ресурсов; выходом - материально-вещественные потоки готовой продукции, которая в свою очередь должна наиболее полно удовлетворять спрос потребителей рынка.
В работе проведен анализ логистической системы данного предприятия, выявлены некоторые недостатки и предложены рекомендации по совершенствованию системы.
Список литературы
1. Дробышева И. Дальше в лес - меньше дров // ДВ Капитал, 2002 г. № 10.
2. Ветлугин М. В. Основы логистики производства: Конспект лекций.- М.: ВИПК руководство по МТС, 1991- 311с.
3. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика.- М.: ИД "Дашков и Ко", 2002.- 412 с.
4. Гарнов А. П. Логистика как перспективная предпринимательская задача.М.: Центр "Маркетинг", 1998.- 270 с.
5. Дектяренко В. Н, Основы логистики и маркетинга.: Рн/Д :"Экспертное бюро", М.: Гардарика, 2003.- 235 с.
6. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование.- М.: БЕК, 1999 .- 368 с.
7. Логистика: Проблемы и перспективы: Тезисы окладов научно-практического семинара.- М.: ПВЭО.-1989.- С. 109.
8. Логистика /учебное пособие под ред. Аникина Б.А. – М.:ИНФРА-М, - 1997г. – 327с.
9. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: учебник. – М.: Банки и биржи. –1997.- 241 с.
10. Новиков Д.Т. и др. Логистика и маркетинг в экономики России переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.- №4.- с.3-12.
11. Новиков О. А, и др. Производственно- коммерческая логистика.- СПб.: Изд-во УЭФ, 2001.- 230 с.
12. Смехов А. А, Введение в логистику.- М.: Транспорт, 1993.- 167 с.
13. Справочник по материально-техническому снабжению и сбыту.- М.: Экономика, 1974.- 647 с.
14. Транспортная логистика: Учебное пособие /Под ред. Миродкина Л.Б.-М.: Брандес.- 1999.- 210 с.
15. Экономика предприятия /Под ред. В. Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2002.- 742 с.
[1] Источник: В. Бурцев Организационные аспекты планирования сбытовой деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования.// Бизнес, №№11 – 12, 1998г.