Сущность мотивации трудовой деятельности и её место в менеджменте человеческих ресурсов

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.......................................................... 5

1.1. Мотивация труда, как функция управления......................................... 5

1.2. Экономические мотивы трудовой деятельности................................ 12

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГАЧЕЛ»..... 16

2.1. Построение системы управления развитием экономической мотивации труда..................................................................................................................... 16

2.2. Основные направления по совершенствованию системы управления экономической мотивации труда на ООО «Мегачел».............................. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 29

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим совершенствуются отношения между руководителями организаций, отношения между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации.

При переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

Объект исследования: ООО Мегачел.

Предмет исследования: отношения, которые складываются на предприятии в ходе мотивации трудовой деятельности.

Актуальность данной проблемы и послужило выбором темы курсовой работы.

Цель курсовой работы: описать сущность мотивации трудовой деятельности и её место в менеджменте человеческих ресурсов.

Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:

-  определена мотивация труда, как функция управления;

-  установлены экономические мотивы труда;

-  предложена система управления развитием экономической мотивации труда;

-  разработаны основные направления по совершенствованию системы управления экономической мотивации труда на ООО Мегачел.

В первой главе рассмотрена мотивация труда как функция управления и экономические мотивы труда.

Во второй главе рассморено построение системы управления развитием экономической мотивации труда и обозначены основные направления по совершенствованию системы управления экономической мотивации труда.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

1.1. Мотивация труда, как функция управления

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности. Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом.

Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ: процесса мотивации в организациях индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания.

С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.

Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.

Мотивация рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель [1, с.126].

Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологические, психологические, социальные.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия – определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Схема мотивационного процесса

Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их «вычленить» невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью достоверности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотивационном процессе человека.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому [2б, с.57-59].

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Во второй части данной главы будут рассмотрены основные теории мотивации, которые могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую – теории мотивации, точкой концентрации внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теорий процесса мотивации.

Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Однако даже если предположить, что все это хорошо известно (хотя это явно утопическое предположение), все равно нет гарантии того, что удастся совершенно точно понять мотивацию человека. И, очевидно, это тем более трудно сделать в ситуации, когда всего узнать о потребностях и устремлениях человека невозможно. Тем не менее из этого никак не следует, что мотивационный процесс не может быть осознан и управляем. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками. На рис. 1.2. схематически показан этот процесс.

Данная схема очень общая, так как она не раскрывает ни механизма вознаграждения, ни собственно содержания вознаграждения, сущности и содержания оценки, ни превращения оценки в решение. В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. Это теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления.

Надпись: ВознаграждениеНадпись: Новые задачи
 

Рис. 1.2. Общая схема мотивационного процесса

1.2. Экономические мотивы трудовой деятельности

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете [7, с. 89].

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение – это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

До сих пор мы рассматривали методы мотивации, в основном, в свете психологических потребностей, воздействий на внутреннюю мотивацию. Согласно методу экономической мотивации, люди работают, главным образом для удовлетворения своих экономических нужд.

Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. Эта задача отнюдь не проста, так как ситуация в каждой фирме уникальна и, следовательно, премиальная система должна быть уникальной для каждого случая. Она также зависит от специализации персонала. Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему производственным рабочим на фирмах с динамичным производственным процессом, ориентированным, главным образом, на работу под заказ.

Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако, существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации: премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях; премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа; должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности; работники должны чувствовать, что премия зависит дополнительных, а не нормативных усилий; дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.

Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от специализации работников.

Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.

Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

Таким образом, экономические мотивы трудовой деятельности оказывают огромное влияние на работу всего предприятия.

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «МЕГАЧЕЛ»

2.1. Построение системы управления развитием экономической мотивации труда

Способ управления и организационный климат являются факторами, влияющими на мотивацию в рамках предприятия. Это так называемые посреднические переменные, то есть их влияние либо порождает мотивацию, либо препятствует ей. Другими такими ситуационными факторами являются межличностные отношения на рабочем месте, давление на работе в данный момент, использовавшийся производственный метод, а также существующие на предприятии культура и групповые нормы [10, с.145-146].

В теории Герцберга эти моменты относятся к гигиеническим факторам, то есть способ решения таких вопросов либо вызвал неудовлетворенность, либо сделал ситуацию нейтральной, но не создал мотивацию. В теориях ожиданий такие факторы ситуации и внешней среды являются теми переменными, которые определяют оценку желательности цели и возможности ее достижения. К примеру, использовавшийся производственный метод уже ограничивает поддержание удовлетворения потребности в самовыражении как сильной цели. С другой стороны, поведение руководителя и способ управления в значительной степени определяют мотивацию и достижения его подчиненных. На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие – нет и что следует из каждого способа деятельности.

Ситуационные факторы зачастую препятствуют работнику в выполнении задания желаемым способом (например, отсутствие инструментария), и таким образом появляются препятствия на пути к достижению цели. Например, из методов управления руководителя или проводимой на предприятии кадровой политики делается вывод о том, что достижение цели ни в коем случае не повлечет за собой желаемого вознаграждения. Препятствия, видимые на пути к достижению цели, создают ощущение тщетности и снижают мотивацию.

Одним из препятствий может быть также недостаточность собственных способностей по отношению к данному заданию. По этой причине исполнение неудачно, и в следующий раз мотивация при таком задании будет еще ниже. Успех при исполнении задания, напротив, стимулирует мотивацию в соответствующей работе. Следовательно, качество заданий, даваемых работнику, в соотношении с его способностями и мастерством также влияет на мотивацию.

С другой стороны, личность работника оказывает влияние в тех случаях, когда видны причины успеха и неудач. Недооценивающий себя человек переносит на себя даже маленький упрек или неудачу, а другой ищет причину вне себя – зачастую у него виноваты начальники, руководство или условия труда.

Следовательно, «я», или представление о самом себе, – это такая личностная черта, которая влияет на опытность работника, формируемые на этой основе ожидания и, таким образом, на мотивацию в работе. Другими подобными факторами, связанными с человеком, являются личность, способности и умение, ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированные на основе его более раннего жизненного опыта. По сумме этих факторов кого-то больше мотивируют внутренние потребности в самовыражении и уважении, то есть потребности более высокого уровня, а кого-то – потребности, идущие извне и направленные на избежание неприятных переживаний и условий и на получение различных вознаграждений, удовлетворяющих потребности более низкого уровня.

В Массачусетском технологическом институте осуществлен довольно обширный исследовательский проект, связанный с планированием служебной карьеры. Эта работа была начата в связи с таким наблюдением: часть инженеров потеряла интерес к технике и вместо этого увлеклась проблемами человеческого поведения. Вторая группа инженеров полностью потеряла мотивацию к работе и обратила свою активность на семью и увлечения. Таким образом, число инженеров, интересовавшихся техникой, постоянно сокращалось.

Исследованием было охвачено свыше 3 тысяч человек, работавших на разных уровнях и в разных должностях. На основе исследования было выделено пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, а именно:

1)    многообразие предъявляемых работой требований к мастерству (самовыражение). На практике речь идет о том, насколько люди могут использовать на работе свои сильные качества, о соответствии требований, предъявляемых работой, и уровня своего мастерства;

2)    ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой (работа как она есть). Если первое место можно считать структурным фактором, то отождествление представляется активизирующим фактором;

3)    представление о значении задачи для организации (ценность, статус). Собственное ощущение важности работы и предположение о том, как другие представляют себе твою работу, образуют в совокупности центральный фактор мотивации;

4)    обратная связь. Положительное или отрицательное подкрепление, полученное от начальника, коллег по работе или подчиненных и связанное с успешностью работы, увеличивает удовлетворенность работой. Необходимо отметить, что мнение о работе других само по себе увеличивает мотивацию, в то время как «ничего – не – говорение» снижает чувство удовлетворенности;

5)    самодеятельность. Возможность работать самостоятельно, сбалансированность власти и ответственности является пятым фактором, влияющим на удовлетворенность работой. То же самое можно выразить и другими словами: самодисциплина - это цена свободы. Обычно люди готовы заплатить эту цену.

Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по содержанию работы.

Во время первого года работы в определенной должности (будь-то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами. Самостоятельность не интересует. В интервале между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором мотивации. Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет. Работник находится «в расцвете сил» после двух-трех лет работы на одном месте.

После пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов, как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время.

Важнейшими факторами для поддержания мотивации являются следующие [10, с.92]:

1)    систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет. Горизонтальные подвижки нужно сделать престижными. Также необходимо одобрить и сделать престижным перемещение вниз в служебной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры;

2)    обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока);

3)    активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация);

4)    систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.

Комплексная система мотивации труда на ООО «Мегачел» представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Комплексная система мотивации труда на ООО «Мегачел»

Компоненты мотивации

Инструменты, методы

Цели мотивации

Культура предприятия

Система общих для всего персонала предприятия ценностных ориентаций и норм

Устав ООО «Мегачел», основные принципы руководства и организации общества, стиль руководства

Понимание и признание целей общества

Ориентация на перспективу

Согласование взаимных интересов

Система участия

Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, в капитале предприятия и развитие сотрудничества

Формы и методы распределения результата, участие в капитале, развитие отношений партнерства

Установка на кооперативность в поведении

Ориентация на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску

Заинтересованность в информации, полезной для ООО «Мегачел»

Принципы руководства

Предписания и нормативные положения для регулирования отношений между руководителями и подчиненными в рамках действующей внутри организации концепции управления

Положения по основным принципам управления, управления на основе личного примере, управленческий тренинг

Совместное и конструктивное сотрудничество

Положительное отношение к сотрудникам

Ответственность и самостоятельность руководителей

Обслуживание персонала

Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам независимо от их положения на производстве и результатов их работы

Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи

Социальная защищенность и интеграция с предприятием

Социальная ответственность по отношению к другим

Повышение трудовой активности

Привлечение к принятию решений

Согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на производственном участке

Делегирование ответственности, определение форм собственности, добровольное участие в принятии решения

Участие в принятии решений на рабочем месте

Вовлеченность в дела ООО «Мегачел»

Принятие на себя ответственности

Кружки качества

Организация рабочих групп из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения производственных проблем

Рабочая группа, проектный коллектив, бригада по управлению и координации

Качественная работа и самоконтроль

Коллегиальность в обращении с членами группы

Готовность и способность к решению проблем

Автономные рабочие группы

Структурные единицы, самостоятельно (полностью или частично) организующие свою работу

Рабочие бригады, проектные коллективы; постоянные или временные группы, создаваемые для выполнения определенных заданий

Ответственность группы и ее членов

Взаимопонимание и сотрудничество

Самостоятельность в принятии решений

«Job»-факторы

Мероприятия, которые направлены на количественные и качественные измерения рабочего задания и полу деятельности

Содержание труда, его обогащение, расширение зоны труда, ротация, надомная работа, коллективная организация труда

Гибкость при выполнении рабочего задания

Понимание производственных взаимосвязей

Взаимная ответственность и самостоятельность

Организация рабочего места

Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учетом потребностей работников

Технические и организационные вспомогательные средства, физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика, цветовое оформление и т.д.)

Удовлетворенность состоянием рабочего места

Идентификация с рабочей задачей

Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания

Кадровая политика

Планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации и внутренней мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных потребностей работников

Подготовка и повышение квалификации кадров, тренинг и семинары, планирование карьеры, перспективные программы формирования структуры кадров

Внутрипроизводственная мобильность и гибкость в применении профессиональной квалификации

Самостоятельность и инициативность

Творческая и инновационная деятельность

Регулирование рабочего времени

Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и предприятия

Сокращение рабочего времени, гибкое рабочее время, скользящий график, неполное рабочее время, выходные дни, связанные с религиозными праздниками, гибкое распределение годового фонда рабочего времени, увеличение продолжительности отпуска работникам с большим стажем работы

Ответственное и сознательное исполнение рабочего времени

Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени

Эффективность использования рабочего времени

Информация работников

Доведение до работников необходимых сведений о делах предприятия

Журналы, листовки, справочники, собрание коллектива, отчеты о работе, совещания работников

Информированность о делах предприятия

Интерес к информации, выходящей за пределы рабочего места

Мышление и деятельность с позиций интересов предприятия

Оценка персонала

Система планомерной и формализованной оценки работников по определенным заранее установленным критериям

Методы оценки результатов труда и потенциальных возможностей работника, оценка поведения

Положительное влияние на поведение и развитие личности

Ответственность за свои действия

Самокритичная оценка трудовых достижений

Привлечение трудящихся к управлению производством, развитие коллективных форм организации и оплаты труда обусловливают необходимость повышения объективности его оценки, увязки оплаты труда с достигнутыми конечными результатами. Такая оценка должна учитывать количество вложенного труда, изморенного продолжительностью рабочего времени, а также эффективность производства. Разработать такой механизм оценки труда используемый в качестве мерила трудового вклада каждого работника и подразделений – значит найти ключ к решению глобальной задачи сознательного включения закона экономии времени в мотивационный механизм управления.

Таким образом, теории мотивации трудового поведения стремятся объяснить конкретные поступки персонала на основе психологических и физиологических концепций. Каждая из теорий при этом имеет определенные достоинства и недостатки.

Итак, в управлении ООО «Мегачел» можно предложить использовать новые формы взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного. Это является составной часть эффективного управления.

2.2. Основные направления по совершенствованию системы управления экономической мотивации труда на ООО «Мегачел»

Нами были разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления оплаты труда на предприятии по следующему плану.

1) Первый этап. Разработка показателей оценки трудового вклада коллективов структурных подразделений организации и работников

На уровне организации необходимы следующие мероприятия: оценка и пересмотр стратегии, миссии, целей и задач; оценка и пересмотр организационной структуры; оценка и пересмотр тактики, политики, процедур и правил.

Разработка системы управления: распределение ресурсов; освоение руководителями ценностями и стилем организации.

На уровне структурного подразделения (СП): оценка и пересмотр целей, задач и функций; оценка и пересмотр организационной структуры; доведение до СП тактики, политики, процедур и правил организации.

Разработка специфических для СП процедур и правил: разработка правил работы; разработка системы оценки и оплаты индивидуального труда, других видов вознаграждения.

На уровне работников: определение целей, задач, функций руководителей СП, разработка показателей их деятельности; разработка целей, задач и функций специалистов и рабочих; разработка должностных инструкций; разработка планов работы; разработка системы оценки и оплаты индивидуального труда, других видов вознаграждения.

2) Второй этап. Оценка трудового вклада, оплата труда в соответствии с ним и не материальное вознаграждение.

Реализация поставленных целей, задач и функций путем эффективной организации всех видов деятельности, обеспечения всеми видами ресурсов, своевременной постановки и решения проблем организации, эффективной системы контроля, учета и анализа, принятия оперативных мер и оказания практической помощи коллективам и работникам в случаях: отклонения от запланированных результатов и хода работы; изменения внешних и внутренних условии и необходимости адаптации к ним.

На уровне структурного подразделения: организация всех видов работ в соответствии с Уставом организации, действующими Технологиями, ТУ, нормативами, инструкциями, режимами работы и т.д.; контроль, учет, анализ хода и результатов работы; принятие управленческих решений.

На уровне работника: организация труда на рабочем месте, выполнение трудовых обязанностей; контроль, учет и анализ хода и результатов индивидуальной работы; принятие и реализация принимаемых решений; обмен информацией.

З) Третий этап. Формирование материального и нематериального вознаграждения.

Обеспечение справедливой оценки и оплаты труда, а также социальных выплат в полном соответствии с трудовым вкладом в реализацию миссии, целей и задач организации.

Нематериальное вознаграждение в соответствии с трудовым вкладом.

На уровне организации: оценка работы организации; формирование ФОТ организации; формирование фонда социальных выплат.

На уровне структурного подразделения: оценка трудового вклада; формирование ФОТ по трудовому вкладу; формирование фонда социальных выплат.

На уровне работника: оценка трудового вклада; определение заработной платы по трудовому вкладу; определение социальных выплат в соответствии с трудовым вкладом; определение нематериальных видов вознаграждения.

Таблица 2.2

Практические рекомендации по повышению стимулов к труду в ООО «Мегачел»

Рекомендация

Содержание рекомендации

Применяется

Введение системы сдвинутого графика работы

Работники ООО «Мегачел» имеют возможность в течение недели (месяца) свободно распоряжаться своим рабочим временем, что удобно в быту, устраняет излишнюю напряженность на производстве в связи с невозможностью в нужное время решить свои бытовые проблемы, снимает проблему «самоволок» и скрытую потерю рабочего времени

Система применяется практически во всех западных фирмах

Учреждение приза «Здоровье»

В ООО «Мегачел»» в течение года ведется учет заболеваемости ОРЗ и заболеваниями, близкими к нему по тяжести и последствиям. При подведении итогов призами награждаются работники, которые меньше всех отсутствовали на работе из-за болезней, что дает ощутимую выгоду предприятию

Премирование временем

Работникам предоставляется возможность выполнить положенную норму в то время, в которое они способны это сделать. Излишки рабочего времени работник может использовать по своему назначению

Применяется при условии четкой договоренности об исключении пересмотра норм выработки

Введение платы за любое рационализаторское предложение

Применяются все предложения и сразу выплачивается небольшое вознаграждение

Программы «Имидж фирмы»

Специальная программа по повышению имиджа рекламы в городе и через специальные атрибуты: спецодежду, фирменные знаки, спонсорство, меценатство и акции милосердия, спортивные команды и т.д.

Одно из основных направлений работы менеджера по персоналу

Доплата некурящим или при для некурящих

Вводится либо постоянная доплата некурящим, т.е. ежемесячная доплата к тарифу (окладу) в объеме 5 %, либо постоянное премирование некурящих

Применяется в большинстве фирм Запада. Возможны два источника доплат: за счет курящих (т.е. недоплата), за счет специального фонда

Введение ежегодной аттестации персонала

По специальной программе и методике оцениваются количество и качество труда за год. От результатов аттестации зависят рождественский бонус и присвоение очередного класса, разряда и т.д.

Проводят все фирмы Японии и большая часть фирм Западной Европы. В Японии проводится 2 раза в год, в Европе – 1 раз

Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства

Конкурсы проводятся по отдельным массовым профессиям. Призер получает крупный приз и становится известным всему коллективу

Наиболее развито в США

Неформальное общение в коллективе

Практикуются регулярные неформальные встречи коллектива вне работы, которые сплачивают коллектив, позволяют поднять престиж формального лидера

На Западе широко практикуются совместные поездки на природу, организация вечеров отдыха, соревнования и т.д.

Использование системы профессионального продвижения и ротации персонала

Вырабатывается специальная система повышения квалификации всего персонала предприятия. Создается специальная профессиограмма, позволяющая каждому работнику видеть свою перспективу

Заработная плата руководителей находится в прямой зависимости от уровня материального благосостояния руководимых ими коллективов. Заработная плата генерального директора возрастает на 5 процентов за каждый процент повышения оплаты труда всех работающих, а при понижении снижается. У директоров комплексов это же соотношение. На уровне подкомплексов соотношение равно 3:1, а на уровне производительного цикла – 1,5:1.На отдельных предприятиях отказались от гарантированного вознаграждения своей деятельности. Высшие руководители оплачиваются по доле в доходе, создаваемом трудовым коллективом под их руководством.

В странах с развитой рыночной экономикой вознаграждение высших управляющих включает так называемые пакеты вознаграждений, которые состоят, как правило, из окладов, премий, бонусов, системы участия в прибылях, акционерном капитале, а также всевозможные льготы и привилегии, подчеркивающие высокий статус служащих этого звена управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования мы пришли к следующему заключению.

В современной науке об управлении мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теория ERG Альдерфера, Теория приобретенных потребностей МакКлелланда, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала.

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

Трудовая мотивация – это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности. Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом.

Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т.е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

В практике системы управления мотивацией труда носит комплексный характер, отражающий, как индивидуальные особенности работника, так и специфику производственной ситуации. Реакция разных сотрудников на управленческие решения может значительно отличаться.

Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала.

В курсовой работе были разработаны мероприятия по совершенствованию системы управления мотивации труда ООО «Мегачел».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Бачило И.А. Ответственность в управлении. – М.: Наука, 1985. – 296 с.

2.     Боудинг В. Эффективный менеджер. Мотивация вашего коллектива: Учеб. пособие. – М.: “The Open University”, 1998. – 458 с.

3.     Виханский О.С. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2000. – 321 с.

4.     Галенко О.А., Страхова С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий. – М.: ПРИОР, 1998. – 256 с.

5.     Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 365 с.

6.     Добролюбов Е. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала. //Банковские технологии. – 2002. – № 3. – С. 41-44.

7.     Железцов А.В. Потенциал сотрудника и модели его мотивации //Маркетинг. – 2005. – № 3. – С. 97-107.

8.     Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. – М.: ГАУ, 1993. – 289 с.

9.     Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. – 1997. – №10. – 37-46 с.

10.      Кохно П.А. Управление стимулированием. – М.: Экономика, 1993. – 236 с.

11.      Кравченко Н.Р. Мотивация персонала: выбор необходимой методики. //Справочник по управлению персоналом. – 2003. – № 9. – С. 46-52.

12.      Лилеевой З.А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. – М.: Дело, 1999. – 457 с.

13.      Линчевский Э. Мотивация и стимулирование – "две большие разницы". //Перsонал-Микс. – 2004. – № 5. – C. 81-83.

14.      Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. – 678 с.

15.      Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений. //Человек и труд. – 2003. – № 9. – С. 40-44.

16.      Озерникова Т. Профессионализм и трудовая мотивация. //Служба кадров. – 2002. – № 2. – С. 26-31.

17.      Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 3. – С. 56-74.

18.      Ремизова Т. ...И все это называют мотивацией/Т. Ремизова. //Служба кадров и персонал.-2004.-N 5. - С. 12-16.

19.      Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема. //Управление персоналом. – 2004. – № 7. – С. 62-66.

20.      Санталайнен Т., Поренне П. Управление по результатам. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997. – 215 с.

21.      Соловьёв И.В. Менеджмент. – М.: Экономика, 1998. – 349 с.

22.      Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала организации: Учебно-практическое пособие – М.: Дело, 2000. – 272 с.

23.      Успенская Е. Система мотивации на разных этапах жизненного цикла компании. //Финансовый директор. – 2005. – № 9. – С. 84-92.

24.      Хлебников Д. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации. //Менеджмент сегодня. – 2002. – № 3. – С. 9-15.

25.      Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1993. – 423 с.

26.      Чернобаев И.П. Программа индивидуальной мотивации сотрудников. //Справочник по управлению персоналом. – 2003. – № 7. – С. 82-94.

27.      Чурюмов Б.С. Как меняется доминанта мотивации в зависимости от обстоятельств. //Управление персоналом. – 2004. – № 1-2. – С. 86-90.

28.      Шутылев Д.В. К вопросу о мотивации персонала в коммерческом банке. //Деньги и кредит. – 2002. – № 2. – С. 49-52.

29.      Яхонтова Е. Системный подход к мотивации персонала //Менеджмент сегодня. – 2004. – № 1. – С. 47-52.