Содержание
Введение. 3
1. Современный менеджмент в мировой экономике: система организационного развития. 5
2.1. Исторические корни системы организационного развития. 5
2. Сущность и элементы системы организационного развития. 8
3. Аутстаффинг как метод внедрения российского персонала на мировой рынок 35
Заключение. 44
Литература. 46
Введение
За последние несколько лет российская и мировая экономика претерпела серьезные изменения, которые не могли не отразиться на системе управления компаний.
В самом общем виде управление означает воздействие на что-либо с целью упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Управление можно определить как некоторый путь взаимодействия между субъектами и объектами.
Одним из видов отношений управления является управление трудом. Объективная необходимость управления трудом возникла с развитием совместного труда, его кооперации. При этом стало очевидным, что цели, содержание, функции управления изменяются вместе с развитием производительных сил и самого труда и обуславливаются в первую очередь общественным устройством труда, свойственным каждому данному способу производства.
Объектами управления трудом является непосредственно трудовая деятельность, ее организация, условия и результаты, воспроизводство рабочей силы, социально-трудовые отношения.
К задачам управления трудом относятся, прежде всего, повышение эффективности и качества работы, обеспечение сбалансированности и пропорциональности развития экономики, сокращение социально-экономических различий в труде, создание условий для всестороннего развития человека, развитие трудовых коллективов и повышение их роли в управлении и др.
Функции управления трудом - это необходимые действия по отношению к объектам управления для достижения поставленных целей и задач. Это своеобразные рычаги управления, через которые реализуется механизм управления трудом.
Управление трудом может осуществляться только в том случае, когда есть реальная действующая система, решающая задачи управления. Система управления трудом является реальной формой воплощения управленческих взаимосвязей.
Важнейшим факторами объективной реальности являются постепенное (а в последнее время ускоряющееся) сближение структуры российской экономики с “мировыми стандартами” и тесная интеграция российской экономики и бизнеса в мировое сообщество.
Успех на рынке требует реализации наиболее эффективных управленческих технологий и следования шести “рецептам” выживания и процветания в XXI веке:
· Соблюдение объективных законов экономики и бизнеса;
· Система управления компанией должна основываться на стратегических целях;
· Ориентация на создание стоимости;
· Оптимизация бизнес процессов;
· Управление с помощью информационных технологий;
· Управление знаниями, а не информацией[1];
Целью работы является рассмотрение особенностей управления трудовыми ресурсами в современной мировой экономике.
В работе поставлены следующие задачи:
· рассмотреть систему управления трудовыми ресурсами в мировой экономике;
· рассмотреть аутсаффинг как метод внедрения России на мировой рынок труда..
1. Современный менеджмент в мировой экономике: система организационного развития
1.1. Исторические корни системы организационного развития
Метод Организационного Развития (англ. Organizational Development) существует достаточно давно - около пятидесяти лет. ОР является междисциплинарным подходом, и возникновением своим обязан развитию теории систем и теории коммуникации. Дугласа Мак-Грегора, в контексте его работы с компанией "Юнион Карбайд" в 1957 г., назвали “одним из первых специалистов в области поведенческих наук, который систематически разъяснял и осуществлял программу Организационного Развития”.
В основе метода лежит представление об организации как об открытой развивающейся системе. Специфика ОР метода заключается в следующем: метод рассматривает организацию как единую систему, все процессы в которой взаимосвязаны. В 70-х годах в США работа над организационными изменениями с позиций человеческих отношений продолжалась в том же русле, что и в предыдущее десятилетие, однако, уже под другим названием: "Организационное Развитие" (ОР).
В Великобритании метод организационного развития стал популярной темой дискуссий в публикациях по менеджменту и личностным взаимоотношениям. Его определение понималось более широко, чем в США, вследствие влияния сложившихся в Великобритании социологических традиций в отношении организационного поведения. Например, в своей статье в журнале "Personnel Management"(Управление персоналом), посвященной ОР, глава службы эффективности организации компании "Шелл" подытоживает, что ОР покрывает "всю гамму техник и методов - от кружков качества до улучшения качества рабочей жизни" (Притчард, 1984, с. 30).
Организационное развитие включает в себя понятие открытой системы, социотехнические подходы, стратегическое планирование и демократические принципы развития.. Притчард и др. отмечают, что ОР-практики могут выступать под различными "именами", выполняя аналогичную работу: "советник, консультант, помощник, агент по изменениям, психолог, посредник, специалист в области поведенческих наук".
В деятельности любой организации можно выделить два основных аспекта:
1. Организация как система технологий, обеспечивающих производство продукта или услуги и продвижение его на рынок. (От того, насколько отлажен этот аспект системы, зависит достижение стратегических целей организации).
2.Организация как психосоциальная система
(От того, каковы взаимоотношения людей, которые в ней работают, зависит степень личной удовлетворенности работников - от уровня высшего руководства до исполнителей)[2].
Эти два аспекта неразрывно связаны: Самые лучшие взаимоотношения могут быть испорчены тем, что не отлажена, например, структура управления. Самая лучшая управленческая технология терпит фиаско, если взаимоотношения между сотрудниками напряжены и остро или скрыто конфликтны.
Утверждение, на первый взгляд, очевидное. Что же часто происходит на деле?
С одной стороны, обычно, вполне удается, что называется, "прописать бизнес", например в форме бизнес-процессов, или какой-то другой схемы. И это обычно полезно для фирмы, по целому ряду причин.
С другой стороны, можно успешно работать с персоналом фирмы в области взаимоотношений и мотивации, и на сегодняшнем Российском рынке существует достаточное предложение такого рода услуг, качеством от сомнительного и до "экстра[3]".
Рассматривая организацию как единую систему, элементами которой являются и структура организации, и взаимоотношения, ОР- метод позволяет планировать и внедрять изменения в систему целиком и одновременно - парадокс. ОР - метод отличается от некоторых других подходов тем, что использует существование таких парадоксов.
Система управления организацией и человеческими ресурсами/персоналом, применяемая в современном мировом сообществе носит название HR -human resources
Стратегические цели компании формулируются в корпоративном плане, корпоративный план определяет текущее состояние организации и модель будущего состояния. Такой план содержит информацию о конкурентах, возможностях, угрозах, рыночных условиях, состояния экономики, сильных и слабых сторонах организации.
Эффективные организации ставят ясные и понятные стратегические цели. Задача HR подразделения заключается в том, чтобы корпоративные ценности и приоритеты были ясны и понятны всем сотрудникам, чтобы каждый сотрудник совершенно сознательно мог внести свой вклад в достижение общих целей, выполняя свои должностные обязанности. Как это сделать: во-первых, инициировать определение целей по подразделениям; во-вторых, с помощью руководителей определить специфические, измеримые, достижимые цели на конкретный период для каждого сотрудника и при оценке персонала оценивать достижение каждым поставленных целей.
Стратегическое планирование подразумевает постоянные изменения, и именно HR подразделение должно стать агентом изменений. Знание стратегии организации позволяет HR специалистам увязать изменения и стратегические потребности, минимизировать неудовлетворенность и сопротивление работающих сотрудников и “правильно” ориентировать новичков, незнание ведет всех в никуда. Инструментом стратегического организационного развития для специалистов по управлению человеческими ресурсами/персоналом может и должен стать метод Организационного развития (ОР).
2. 2. Сущность и элементы системы организационного развития
ОР в самой общей формулировке определяется как “стратегия вмешательства для осуществления плановых изменений, использующая групповые процессы и ориентированная на культуру организации в целом”.
ОР - “Долгосрочная программа вмешательства в социальные процессы организации с использованием принципов и практических подходов поведенческих наук, ориентированная на изменение установок и поведение людей, которые будут способствовать повышению эффективности организации”.
ОР является, по сути своей, скорее философией, чем набором конкретных техник и методов. ОР может рассматриваться как собирательный термин для различных стратегий изменения и особенно тех, которые затрагивают культуру организации.
Подход ОР к управлению изменениями имеет пять отличительных характеристик:
1. Это всеобъемлющий последовательный подход, рассчитанный на среднесрочную или долгосрочную перспективу.
Метод ОР не концентрирует внимание на частных вопросах и не рассчитан на быстрое получение результатов. Нацеленные на быстрый результат подходы, по-видимому, неадекватны для эффективного осуществления значительных изменений, затрагивающих организацию, группы и работу. Стратегическая и последовательная ориентация ОР позволяет увязать между собой внешние и внутренние изменения. ОР является подходом, использующим многие методы.
2. ОР опирается на достижения и методы поведенческих наук.
Теория организации, психология, социология, антропология и политология образуют тот фундамент, опираясь на который, можно понять, как функционируют организации и как можно их эффективно изменять. ОР использует этот спектр дисциплин для развития соответствующих навыков, необходимых для управления изменениями. Когда организация-клиент обращается за консультацией в агентство по Организационному Развитию, там собирается команда представителей различных дисциплин, и не только экономистов, специалистов по стратегии бизнеса и маркетингу, но и специалистов по человеческим отношениям и процессам, которые все вместе будут разрабатывать для клиента проект по управлению изменениями.
3. ОР скорее ориентировано на процесс, чем на цель.
Процесс, посредством которого осуществляется изменение, имеет абсолютно решающее значение для того, что достигается и какой ценой - как в общечеловеческих, так и в финансовых терминах. Намеченная совокупность целей может быть достигнута лишь посредством определенного процесса изменения; другие процессы изменения могли бы и не обеспечить требуемых результатов. Процесс изменения в ОР не является самоценным, но именно этот процесс рассматривается как центральная часть программы изменений.
4. ОР предполагает роль фасилитатора.
Процесс изменения должен сознательно направляться или его следует "облегчать". Для планирования изменений и управления ими, как правило, требуются “фасилитаторы”, которые обладают соответствующими знаниями и навыками по организации процесса изменений. Фасилитатором может быть как человек из внешнего окружения, так и сотрудник организации, например, из отдела персонала или отдела обучения, или эта роль отводится кому-либо из менеджеров. Тем не менее, во всех случаях фасилитатор должен:
· быть внешним человеком по отношению к социальной системе, в которой менеджер намеревается осуществить изменение;
· обладать знаниями и навыком в области процессов изменений (но необязательно целей конкретного изменения);
· обладать требующимся для этого набором личных качеств (например, тактичность, дипломатические способности, честность) для того, чтобы быть принятым теми, с кем ему придется работать;
· иметь определенные навыки общения для того, чтобы быстро установить доверительное отношение с людьми, вовлеченными в изменения.
5. ОР является подходом, основанным на участии персонала в процессе.
Несмотря на то, что эта особенность с полной очевидностью вытекает из всего вышесказанного, следует подчеркнуть, что ОР по сути своей подход, основанный на широком участии членов социальной системы в мероприятиях по её изменению. ОР не является конкретной процедурой изменений или формулой, которым обязаны "подчиняться" люди. Стратегия ОР основана на участии многих в принятии решений внутри организации и применении практики консенсуса к определению целей организации, ценностей и форм поведения, которые признаются приемлемыми.
Ясно, что эти пять характеристик сформулированы в очень общем виде. В каком виде они отражают общую философию ОР или стиль управления изменениями, а не конкретную стратегию изменений. Каковы же отличительные признаки подхода ОР на практике - как на уровне официальной политики стратегических организационных изменений, так и на уровне конкретного подхода к управлению изменениями?
Можно выделить несколько типичных ситуаций, когда осуществление плановых организационных изменений на основе подхода ОР особенно уместно:
- В случае, когда организация терпит неудачу в достижении своих целей (в терминах выпуска продукции или услуг, качества, эффективности, рентабельности) и природа самой организации вносит в это существенный вклад, например, посредством снижения производительности труда сотрудников. Это может происходить из-за того, что люди работают в несоответствующих управленческих структурах, из-за демотивирующего воздействия на них неадекватных систем вознаграждения, плохого руководства или неадекватного стиля управления.
- В случае, когда организация стремится повысить эффективность для того. чтобы менее болезненно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Изменения внешних условий, например места на рынке, потребовали бы изменений продукта или услуги, что, в свою очередь, привело бы к необходимости изменений в организации или в установках людей.
- В случае, когда организация намеревается внедрить новые технологии или новые методы работы, что потребует изменения в структуре, системах и установках, чтобы реализовать выгоды от этих мероприятий в полном объеме.
- В случае, когда создаются новые "оперативные единицы" (в широком смысле -это новые фабрики, новые региональные отделения, новые отделы, сокращение количества звеньев управления), которые предоставляют возможность формировать новые структуры управления и организационные системы, извлечь максимальную пользу от привлекаемых к этому людей, а не только (как это часто случается) от механизации или технологии.
Одной из общих черт подходов согласования задач и ОР является открытие заблокированных каналов коммуникаций, для того чтобы рядовые члены организации способствовали изменениям своими знаниями и идеями, которые отличны, и часто и более значимы, чем идеи представителей верхнего эшелона управления, в меньшей степени затрагиваемых рассматриваемыми проблемами. Сторонники ОР утверждают, что это создает двойной эффект: не только поступает новая информация в структуру управления, что способствует принятию лучших решений, но и возрастает ответственность и мотивация вследствие процесса повышения уровня информированности и участия. Открытие заблокированных каналов коммуникаций, - и ориентация сотрудников на достижение требуемых результатов – прерогатива специалистов по управлению человеческими ресурсами/персоналом.
При любых изменениях организации необходимо рассматривать три так называемых состояния:
· во-первых, будущее состояние, которое определяет, где члены организации хотели бы находиться;
· во-вторых, настоящее состояние, характеризующее ситуацию до изменений, и,
· в-третьих, переходное состояние, которое конкретизирует в деталях, как перейти из настоящего состояния в будущее.
Каждое из этих трех состояний включает в себя определенные мероприятия, которые представляют различные стадии общего процесса ОР. Он, несомненно, является повторяющимся и циклическим, так как изменения происходят непрерывно, и проверка способности организации эффективно реагировать на изменения также должна производиться непрерывно.
Согласно рис.1,, процесс начинается с определения будущего состояния. Здесь имеется в виду разработка формулировки видения или миссии организации: это письменное описание предполагаемого поведения организации в зафиксированной точке будущего и, возможно, промежуточных целей. Если программа ОР является локализованной - возможно, для одного подразделения организации в начальном варианте, - то будущее состояние этого подразделения также нуждается в расшифровке, и, очевидно, формулировка его миссии должна быть согласованной с формулировкой миссии организации в целом. В общем случае будущее состояние рассматривается как некоторого рода заключенные в одну оболочку ценности и идеалы организации, а также, с более прагматической точки зрения, как решение проблем настоящего состояния. Нет необходимости отмечать, что на начальном этапе определение будущего состояния неизбежно формулируется в самых общих терминах и что оно будет развиваться, и уточняться по мере развития процесса.
Несмотря на то, что о текущих проблемах в организации часто имеется лишь интуитивное представление, определение настоящего состояния требует систематической и последовательной диагностики существующего положения дел. Под этим подразумеваются оценка внутренней ситуации в организации и ее способности к осуществлению изменений, сбор данных о существующем в организации техническом уровне, её культуре и политической обстановке, а также попытки, предпринимаемые с целью получить поддержку основных сторон, вовлеченных в процесс предполагаемых изменений – прерогатива специалистов по управлению человеческими ресурсами/персоналом.. Одновременно внимательно изучаются внешние силы и факторы, такие, как конкурентные, законодательные, технологические и демографические влияния и тенденции, которые могут повлиять на эффективность организации в будущем.
Наконец, переходное состояние конкретизирует, где начинаются действительные изменения; сюда относится определение уровней изменений, постановка целей, осуществление изменений и развивающих мероприятий, консолидация любых положительных эффектов, если они имеют место, и отслеживание прогресса.
Процесс ОР можно понять, используя общую схему, основанную на рассмотрении организации как "открытой системы". Эта схема базируется на концепции трех "состояний":
- определении будущего состояния ( где мы хотели бы находиться?),
- диагностике настоящего состояния (где мы сейчас находимся?),
- управлении переходным состоянием (где и как мы осуществляем вмешательство').
Весь процесс ОР можно разделить на семь отдельных шагов или этапов:
Согласование предназначения/миссии организации.
Оценка внешних и внутренних условий.
Сбор данных.
Обеспечение вовлеченности.
Постановка целей изменений.
Осуществление изменений и развивающих мероприятий.
Оценка и закрепление изменений: измерение результатов и обсуждение успехов.
5. Этапы процесса ОР
Этап 1 Согласование предназначения/миссии организации
Основные программы ОР касаются, очевидно, вопросов стратегии организации, а значит, они с необходимостью включают в себя представление высшего руководства о видении и направлении развития организации. Однако, как уже упоминалось, одним из отличительных признаков ОР является такой подход к принятию решений, когда решения вырабатываются совместно всеми заинтересованными работниками, а не только высшим руководством. С самого начала процесс выяснения и определения того, куда идет организация, чего она добивается, какие ценности она стремится воплотить и какое поведение для этого необходимо, является по существу процессом достижения реального консенсуса.
Этап 2 Оценка внешних и внутренних условий
Под внешними условиями понимаются социально-политические, экономические, юридические, технологические факторы, а также факторы конкурентного окружения, внешней среды. В то же время внутренние условия включают в себя те элементы, посредством которых должны проводиться в жизнь идеи изменений; к ним относятся руководство, структура и культура организации, личные качества ключевых лиц, политические процессы организации, задачи и технологии. Ниже в Табл. 1 они представлены в обобщенном виде[4].
Таблица 1
Диагностика настоящего состояния организации
Оценка внешних условий |
Оценка внутренних условий |
Экономический фактор |
Где мы находимся? |
Поставщики |
Каковы наши сильные, слабые стороны, возможности и угрозы? |
Государственная политика |
Что произойдет, если мы будем реагировать на внутренние и внешние требования так же, как делали это до сих пор? |
Конкуренты |
|
Клиенты |
|
Акционеры |
|
Финансовое сообщество |
Что необходимо изменить? |
Средства массовой информации |
Готовы ли мы к ним? |
Общественность |
Какими ресурсами, средствами, мощностями мы располагаем? |
Технология |
Имеем ли мы соответствующие навыки? |
Этап 3 Сбор данных
Изменениям и развивающим мероприятиям должна предшествовать тщательная диагностика проблем и возможностей их разрешения. Несмотря на то, что с самого начала имеется общее представление и интуитивные оценки внутренних и внешних условий организации, как правило, требуется, чтобы они были подкреплены данными из "первоисточников", специфическими для отдельных частей организации и проблем, с которыми они сталкиваются.
Один из способов реализации этого заключается в том, чтобы специалисты по управлению человеческими ресурсами/персоналом провели индивидуальные интервью и интервью по методу "фокус-групп" руководителей и простых служащих, используя "куб" сбора данных (Рис. 2).. Такой куб является графическим представлением обсуждаемого вопроса, он содержит картину текущей ситуации (колонка "Настоящее"), отражающую выполняемые задачи, оперативные взаимоотношения (вверх, вниз и по горизонтали) и методы работы или процедуры. Эту картину можно сравнить с данными из колонки "Будущее", в которой содержится оценка того, где организация должна находиться: не в плане идеального будущего, а просто чтобы она соответствовала своим внешним условиям. Сравнение колонок "Настоящее" и "Будущее" показывает, требуются ли изменения в организации. Колонка "Стратегия" служит в качестве "хранилища" хороших идей относительно реализации изменения организации. В другом направлении по отношению к этой сетке отложены "Мысли", "Чувства" и "Действия". Использование техник постановки вопросов при заполнении этих клеток позволит обнаружить некоторые "психологические реалии" исследуемой ситуации. Всем хорошо известно, что люди думают о ситуации, однако их чувства и вероятные действия отражают другие, но не менее важные уровни реагирования.
Рисунок 2 – Куб сбора данных
Этап 4 Обеспечение вовлеченности
Работа по обеспечению вовлеченности неизбежно приводит к тому, что первоочередной становится проблема сопротивления изменениям[5].
Какой личный выигрыш получат вовлеченные в изменения люди? Активное участие в процессе изменений зависит от того, в какой степени в нем учтены потребности, установки и убеждения отдельных сотрудников.
Какова точка зрения официального или неофициального лидера (лидеров) и вовлеченных в процесс рабочих групп? Ожидания и мнения лидеров могут иметь больший вес, чем мнение членов их рабочих груш и/или влияние "тренеров" персонала.
Какая свежая объективная информация о необходимости изменений доступна? Данные относительно Вашей собственной организации или группы более полезны и имеют большее влияние, чем информация об установках и поведении вообще.
Какое участие в сборе фактов, относящихся к процессу изменений, принимает рабочая группа? Планирование, сбор, анализ и интерпретация диагностических данных отдельными сотрудниками и группами способствует тому, что эти данные, по-видимому, будут более понятны и восприняты с большим доверием, чем данные, представленные внешними экспертами.
В какой степени люди, вовлеченные в изменения, могут влиять на процесс изменений? По-видимому, наиболее эффективно участие всех членов рабочих групп, на работу которых повлияют изменения. Тем не менее, даже участие отдельных представителей групп и/или ее руководителей может снизить активность открытой оппозиции.
Насколько привлекательной является рабочая группа для ее членов? Когда предлагаются изменения, сплоченность группы (которая будет высокой, если группа отвечает интересам своих членов) будет способствовать ослаблению сопротивления изменениям, если группа считает эти изменения выгодными Причина заключается в том, что, члены сплоченной группы стремятся достичь большего соответствия норм каждого члена группы нормам всей группы.
Приведет ли процесс изменений к отчуждению представителей различных групп от их деятельности и включению в другие временные группы? По-видимому, наиболее плодотворны те программы изменений, которые предусматривают привлечение отдельных сотрудников в контексте их непосредственной производственной деятельности, поскольку сформированная таким образом группа является более значимой для ее членов с психологической точки зрения, чем группа с временным членством.
Насколько открытыми являются каналы коммуникаций, ориентированные на получение информации о потребностях, планах и последствиях изменений? Наиболее успешными в осуществлении и поддержании изменений являются такие процессы, которые позволяют определить степень прогресс в данный момент времени и обладают критериями, на основании которых можно измерить достигнутый прогресс.
Важно не упустить из виду тот факт, что ОР действует на всех уровнях. Одно из важных следствий состоит в том, чтобы менеджеры среднего и низового звена почувствовали, что они играют основные роли в любой программе ОР. Они могут не быть авторами или не нести окончательной ответственности за программу инициирования и управления глобальными изменениями, но они находятся в центре событий в связи с процессом вовлечения участников, который предусматривает ОР. Для того чтобы любое вмешательство, касающееся изменений в рамках ОР, было успешным, менеджеры среднего звена должны быть способны эффективно осуществлять соответствующую деятельность на всех этапах и совершенствовать свой собственный стиль таким образом, чтобы он отвечал принципам ОР[6].
Первым важным шагом является определение результатов изменений и их "кристаллизация" в виде формулировки видения или миссии. Диагностика состояния организации и рабочих групп, принимающих участие в осуществлении программы изменений, является следующим необходимым шагом. Однако, даже после того как собраны диагностические данные и достигнуто согласование точек зрения всех заинтересованных сторон, предстоит сделать еще один, наиболее трудный шаг, который заключается в осуществлении, управлении и закреплении процесса реальных изменений. Для этого переходного состояния характерен ряд типичных проблем. Прежде всего неизменно и неизбежно возникают недоразумения относительно ролей, обязанностей, способов принятия решений и т.д. Некоторые справятся с этими проблемами лучше, чем другие, однако такие мероприятия, как создание механизмов коммуникации и обратной связи, периодические межгрупповые совещания и создание временных команд по решению конкретных задач, будут полезны в любом случае.
Люди, участвующие в изменениях, неизбежно придерживаются традиций прошлого, поэтому для ускорения изменений и предотвращения "соскальзывания" назад, в русло старых традиций, потребуются новые структуры и процедуры.
Этап 5 Постановка целей изменений
Менеджерам, участвующим в процессе ОР, потребуется определить подлежащие изменениям сферы деятельности в Вашей части организации. В Табл. 3 представлены по категориям некоторые способы представления проблем и симптомов; в каждой графе курсивом набраны соответствующие процедуры в рамках ОР, которые можно использовать для разрешения определенных проблем. Полученная таким образом матрица может использоваться как функциональная схема, позволяющая понять и идентифицировать изменения, которые необходимо осуществить в организации, а также методы и направление движения для инициирования процесса изменений.
Два измерения матрицы соответствуют двум основным факторам, которые должны определяться на стадии перехода процесса ОР, а именно уровень анализа и степень требуемого вмешательства. Некоторые из возможных стратегий будут исследоваться более подробно ниже, при рассмотрении этапа 6 "Осуществление изменений и развивающих мероприятий[7]".
6. Выбор степени требуемого вмешательства
Где внутри организации сосредоточена проблема? На каком уровне анализа должна быть сосредоточена диагностика? Является ли основным источником проблем поведение на уровне: отдельных лиц; групп; межгруппового взаимодействия; всей организации?
Таблица 2
Выбор уместных мероприятий ОР: матрица Д. Пью[8]
|
Поведение (что происходит в данное время) |
Структура (какова требуемая система) |
Контекст(какова окружающая обстановка) |
Организационный уровень |
Плохой моральный климат, напряженность, беспокойство, подозрительность, недостаточная информированность и слабая реакция на изменения во внешнем окружении. Обследование с обратной связью, организационное зеркало |
Цели систем плохо или некорректно определены, стратегия неадекватна и плохо понимается, неподходящая структура организации, излишняя централизация, дробление, стандартизация, неадекватность механизмов отслеживания внешнего окружения. Изменение структуры |
Географическое положение, требования рынка, рынок рабочей силы, физические условия, основная технология. Изменение стратегии, географического положения, физических условий, культуры |
Межгрупповой уровень |
Недостаточно эффективное взаимодействие между подразделениями, конфликты, излишняя конкуренция, вражда, неприятие разницы в положении, накаленная эмоциональная атмосфера. Межгрупповые конфронтационные совещания (с участием третьей стороны, например, консультанта), согласование ролей. |
Недостаточное понимание общих задач, узкособственнические интересы, трудности в достижении требуемого взаимодействия Перераспределение обязанностей, изменение структуры отчетности, улучшение координации механизмов взаимодействия. |
Различие групповых ценностей, стиля жизни, физическая удаленность. Уменьшение психологической и физической дистанции, обмен ролями и представителями групп, создание межфункциональных групп. |
Групповой уровень |
Неподходящие производственные отношения, атмосфера, уровень участия, недостаточное понимание целей и согласие с ними, уклонение от работы, неподходящий стиль руководства, недостаточное доверие и уважение к руководителям, конфликты с коллегами и руководством. Процессное консультирование, построение команд. |
Плохо определены задачи, неясные или неподходящие ролевые отношения, роль лидера перегружена, неадекватные процедуры отчетности. Перепроектирование работы (социально-технические системы), использование самоуправляемых рабочих групп |
Недостаточность ресурсов, неоптимальный состав группы, препятствующий сплоченности, неадекватные физические условия, межличностные конфликты. Изменение технологии, физического расположения, состава группы. |
Индивидуальный уровень |
Неудовлетворение личных потребностей, негативные реакции; неготовность воспринять изменения, недостаток возможностей для обучения и развития. Индивидуальное консультирование, анализ ролей, планирование карьеры. |
Плохое определение работы, слишком легкие или слишком трудные задания. Переструктурирование/модификация работы, перепроектирование, обогащение, согласование основных навыков и умений. |
Плохое соответствие сотрудника и выполняемой им работы, неадекватный отбор или продвижение по службе, неадекватная подготовка и обучение, не соответствующая задачам система поощрений и вознаграждений. Замена персонала, улучшение процедуры отбора и продвижения по службе, улучшение обучения и производственной подготовки, приведение системы поощрений и вознаграждений в соответствие с задачами |
Важно подчеркнуть, что под "уровнем" здесь понимается уровень анализа, а не уровень в организации. Следовательно, "плохое определение работы" может относиться к любому уровню в иерархической структуре организации, от рабочего у станка и руководителя низового звена до исполнительного директора и председателя Совета директоров. Аналогичным образом группы, страдающие от плохих внутригрупповых отношений, могут варьироваться от профессиональной группы в сфере социального обеспечения до регионального Совета директоров компании.
7. Степень требуемого вмешательства
Вторым важным шагом является ответ на вопрос, в чем состоит основная природа проблемы, выраженная в терминах:
· поведение (что происходит в данное время7),
· структура (какова требуемая система?),
· контекст (какова окружающая обстановка?) и какова, в соответствии с этим, степень требуемого вмешательства?
Это измерение соответствует столбцам матрицы.
Этап 6 Осуществление изменений и развивающих мероприятий
Ниже приведены примеры ОР-мероприятий, относящихся к различным уровням матрицы Пью.
8. Мероприятия индивидуального уровня
Наставничество и индивидуальные консультации заключаются в том, что фасилитатор и/или другие члены организации взаимодействуют с отдельными сотрудниками для того, чтобы помочь им: (а) определить цели обучения; (б) узнать, как другие оценивают их поведение; (в) изучить новые модели поведения и оценить, будут ли они способствовать более эффективному достижению целей. Главная особенность этого мероприятия состоит в предоставлении человеку не содержащей оценок обратной связи от окружающих. Другой важной чертой является совместное изучение альтернативных вариантов поведения.
Анализ ролей базируется на убеждении в том, что если роли членов команды распределены на основе консенсуса, то это приведет к более продуктивному и удовлетворяющему всех поведению Структурированная последовательность мероприятий распределения ролей членами команды состоит в определении и описании обязанностей, связанных с этими ролями. Определенная таким образом роль называется центральной. В новой организации, возможно, будет желательным произвести анализ каждой из основных ролей.
Планирование карьеры. Возможно, Вы не задумывались над этим ОР-мероприятием, однако, если в организации существует согласованная и объединяющая процедура планирования карьеры сотрудниками и для сотрудников, она может представлять собой чрезвычайно эффективное средство для обновления организации.
9. Мероприятия группового уровня
Консультирование по процессу (процессное консультирование) обычно осуществляется фасилитатором (внутренним или внешним), помогающим сотрудникам "воспринимать и понимать последовательность событий, которые имеют место в среде заказчиков, и воздействовать на них". Эти мероприятия, возможно, более точно характеризуют тот подход, на основании которого менеджеры получают более глубокое представление о "человеческих процессах" в организации и приобретают опыт в их диагностировании и управлении ими. Основное внимание уделяется таким к процессам, как коммуникации, распределение ролей менеджера и членов группы, решение проблемы и принятие решений, формирование групповых норм и развитие группы, лидерство и власть, а также межгрупповое сотрудничество и конкуренция.
Мероприятия по построению команды предназначены для повышения эффективности деятельности рабочих команд (ими могут быть постоянные рабочие команды, временные команды для решения конкретных задач, вновь организованные команды или команды, осуществляющие перекрестные функции). Подобные мероприятия могут относиться к таким аспектам задачи, как способы выполнения работы, навыки, требуемые для решения задач, распределение ресурсов, необходимое для выполнения задач, или же к природе и качеству взаимоотношений между членами команды и ее руководителями. В этом случае также существует широкий диапазон мероприятий.
10. Мероприятия организационного уровня
Обследование с обратной связью. Сбор данных о том, "что делается в организации" (путем анкетирования, интервьюирования и фокус-групп), является важным этапом диагностики настоящего состояния, но все эти мероприятия могут также использоваться в качестве техник самого процесса изменения в рамках ОР. Предоставление обратной связи по таким данным может послужить полезным стимулом для разработки плана действий. Тем не менее, очень важен способ управления этими механизмами обратной связи, потому что обладание точными данными не предполагает автоматического следования положительных результатов.
"Организационное зеркало". Эта процедура включает в себя ряд мероприятий, осуществляя которые какая-либо группа в организации получает информацию от представителей других групп этой же организации о том, как она воспринимается и рассматривается ими. Такая процедура предназначена для улучшения взаимоотношений между группами и повышения эффективности межгрупповой работы. Из этого примера видно, как отдельное организационное подразделение может получить обратную связь, необходимую для улучшения своей работы. Процедура "организационного зеркала" предоставляет группе возможность получения такой обратной связи по взаимоотношениям с связанными с ней группами в краткосрочном диапазоне, однако крайне важно, чтобы после такой встречи "группа-отражение" действительно осуществляла планы действий.
Где бы мы не находились в матрице Пью, осуществление ОР вряд ли можно свести к использованию какого-либо одного метода. Как правило, оно состоит из совокупности структурированных и взаимосвязанных мероприятий, в которых принимают участие как группы, так и отдельные лица, способствующих тем или иным образом организационному совершенствованию.
Этап 7 Оценка и закрепление изменений: измерение результатов и обсуждение достигнутого
В определенный момент возникает необходимость оценить влияние различных мероприятий, которые осуществляются в рамках процесса ОР. В случае с ОР, которое, как правило, является развивающимся процессом, нацеленным на изменение поведения, установок и культурных норм, измерение успеха является существенно менее точной процедурой. Однако оно все же возможно и желательно. И не в последнюю очередь, потому что поддержка положительных результатов посредством обратной связи является важным аспектом ускорения осуществления программы ОР: демонстрация успеха на ранней стадии процесса способствует воодушевлению участников изменений и тех, кому еще предстоит в них участвовать.
Обследование, или аудит культуры. Достоинства метода заключаются в возможности широкого охвата членов организации; его результаты могут быть выражены в количественной форме и быстро распространены, и его можно использовать повторно - дважды и большее число раз, для получения "моментальной фотографии" изменений на всем протяжении процесса изменений. (В самом деле, в ряде организаций осуществляется обследование климата во всем коллективе на систематической основе для того, чтобы "держать руку на пульсе" установок и мнений люден, работающих в организации, на всех уровнях.). Поскольку полученные подобным образом данные неизбежно являются упрощенными и до некоторой степени поверхностными оценками, такие исследования часто дополняются другим методом:
Интервью с отдельными лицами или фокус-группами. Этот метод позволяет проанализировать наиболее тонкие и сложные изменения в умах людей. Еще более качественную оценку дают:
Отчеты наблюдателей о том, как в действительности изменились поведении установки на низовом уровне организации. Такой подход, очевидно, требует больших затрат труда, и его недостатком является избирательность, однако если он осуществляется независимыми наблюдателями, представляющими различные стороны, и на систематической основе, то его результаты могут представлять собой большую ценность, как показывает материал, представленный ниже.
10. Закрепление изменений
Три стадии развития изменений по Курту Левину: размораживание, движение и повторное замораживание Закрепление изменений соответствует третьей стадии, т.е. замораживанию, и называется так потому, что установлению нового распорядка предшествует период экспериментов и неопределенности.
11. Оценивание ОР
Основанный на понятии открытой системы подход к описанию организации лежит в основе разработки и осуществления многих программ изменений и может рассматриваться как частная версия методологии ОР. Можно назвать другие подходы, сходные с методологией ОР, такие, как:
Стратегическое планирование и осуществление изменений: здесь упор делается на тщательное определение долгосрочных корпоративных целей и четкое распределение информации, ресурсов и квалифицированных кадров для достижения этих целей путем поэтапного продвижения вперед; однако возможность управления изменениями с помощью до такой степени рационализированного и формализированного подхода вызывает сомнения.
Программы изменений культуры: важность организационной культуры и возможность ее изменения, - стали популярной темой в 80-х годах благодаря "литературе организационного совершенства", получившей развитие вслед за работой Петерса и Уотермана (1982).
Управление тотальным качеством (Total quality management, или TQM) представляет собой другой подход, который также стал чрезвычайно популярным в организациях в 80-х годах. Процесс TQM базируется на семи принципах (Смит, 1986):
подход |
руководство со стороны менеджеров |
масштаб |
компания в целом |
уровень вовлеченности |
за Качество отвечает каждый |
философия |
предотвращение, а не обнаружение ошибок |
стандарт |
правильно - с первого раза |
контроль |
цена Качества |
лейтмотив |
непрерывное совершенствование |
Из этого списка видно, что TQM включает в себя ряд принципов ОР, относящихся как к целям, так и к методам осуществления изменений. Впервые такой подход попытались применить в промышленных компаниях, нацеливая его, в частности, на производственные процессы, тогда как другие секторы перестраивались вслед за ними, получая зачастую поразительные результаты. И вновь в случае TQM техники осуществления изменений во многом совпадают с подходами, перечисленными в Табл.
Социотехнические методы направлены на одновременную оптимизацию технических, человеческих и организационных аспектов. Впервые они были опробованы в Тэвистокском институте человеческих взаимоотношений в 50-х и 60-х годах. Этот подход, возможно, известен в меньшей степени, несмотря на то что сообщалось о чрезвычайно успешных результатах его применения в ряде случаев, в частности при организации рабочих групп в компании "Вольво", которая способствовала существенному повышению качества и эффективности работы, а также высокой удовлетворенности работой и высокому чувству ответственности.
Реинжиниринг является одним из новых методов управления изменениями, получившим широкую рекламу. Он был определен как "Фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов, для того чтобы добиться одновременного и значительного улучшения главных показателей работы, таких, как стоимость, качество, обслуживание и скорость исполнения" (Хаммер и Чэмпни, 1993, с. 32). Согласно этому определению, в рамках данного подхода задаются вопросом, что делает организация, и затем определяют, как это можно делать лучше посредством всестороннего обследования и рационализации внутренних процессов, структур и технологий.
12. Изменения с помощью метода ОР
Параметры |
Стратегия 0 Р |
Источники |
Основывается на ряде дисциплин социальных наук в том, что касается совершенствования процесса изменений и его информационной поддержки("мягкие" методы), но в отличие от них больше ориентирована на "конечный результат". |
Основные предположения |
Системный подход Ориентирована на системы "типа организма", где каждый элемент связан со всеми остальными. Предполагается, что эмоциональная реакция на изменения и сопротивление им являются жизненными реалиями, и основная часть стратегии разработана именно для преодоления таких реакций. Основной акцент делается на "изменение людей" для изменения системы. |
Масштаб |
Сосредоточивает внимание на организации в целом (на сложных взаимосвязях многих подсистем). Неразрывно связана с процессом бизнес-планирования в организации. |
Процесс |
Интеративный, с постоянным обращением к основному клиенту. Философия помощи, несводимая просто к набору техник и приемов. |
Применение |
Уместна в сложных ситуациях изменений, где важную роль играет политический контекст. Ориентирована на процесс, в значительной степени носит характер помощи и способствования изменениям. |
Начало изменений |
Обычно обусловливается потребностью в достижении/совершенствовании целей организации или в пересмотре/освоении новых способов работы. Стимулами к изменению обычно служат факторы внешнего окружения. |
Временной масштаб |
Долгосрочные проекты (за счет необходимости принимать во внимание возможность изменения поставленных целей). Глобальное вмешательство может потребовать нескольких лет, а отдельные проекты 6-12 месяцев. |
Тип вмешательства |
Практически невозможно смоделировать вмешательство в строго научной манере, во многом приходится опираться на постоянное “исследование действием”. Обычно применяется стратегия, предполагающая целый ряд взаимосвязанных действий. |
Руководство |
Обычно привлекается внешний консультант (или внутренний агент(-ы) изменений), работающий с основным клиентом в организации. |
Оценка |
Результаты изменений часто сложно измерить и объективно оценить. |
13. Некоторые решающие факторы успеха при управлении сложными изменениями
Фактор 1 Обеспечение участия
Успешное изменение неизбежно предполагает участие в этом процессе всех затрагиваемых им лиц. Решающий вопрос стоит так: "Кто считает эту проблему своей'" Люди, которых затрагивают изменения, будут способствовать претворению в жизнь принятых решений только в том случае, если большинство из них было вовлечено в процесс изменений на самых ранних стадиях. Приверженное участие не должно рассматриваться просто как средство манипулирования; оно предполагает генерацию идей и критику, которые менеджер должен учитывать. Помните, что Вы не сможете изменить других, если полагаете, что должны изменяться только они, но не Вы!
Фактор 2 Обеспечение ресурсами
Первым основным ресурсом является запас времени на размышления. Вам необходимо специально выделять определенное время еженедельно, чтобы беспрепятственно обдумывать "организационную жизнеспособность" Вашего предприятия (отдела, региона, специализированного подразделения и т.д.). Удивительно, но это может оказаться одним из самых трудновыполнимых дел. Исследования того, как менеджеры проводят свое рабочее время, показывают, что их типичный день проходит в попытках успешно справиться с относительно незначительными проблемами, которые непрерывно и беспорядочно следуют друг за другом в череде намеченных задач. Их постоянно отрывают от начатых дел, и, таким образом, они скорее реактивны, чем проактивны при определении проблем, с которыми они работают и при принятии решений. Лишь немногие менеджеры располагают временем (или резервируют его) для того, чтобы проанализировать свои собственные задачи или задачи организации, которыми необходимо заниматься в течение ближайшего месяца, при этом для осуществления любого запланированного процесса организационного развития необходимо иметь представление и о более долговременных перспективах.
Вторым ресурсом являются советы и помощь компетентной "третьей стороны" в осуществлении ОР. Необязательно в точности выполнять предписания третьей стороны, но важна реакция на то, что Вы хотите сделать: Вы должны "оставаться на месте водителя", используя фасилитатора или консультанта в качестве "речевого информатора" Советы относительно подходов и техник, обсуждаемых в настоящей книге, являются важным введением в стратегию изменений. Находясь вне системы, в которой осуществляются изменения, третья сторона также является значимым источником поддержки и критики, исходящих от пользующегося доверием "безопасного" внешнего окружения; например, Вы можете подробно обсудить некоторые идеи без каких-либо обязательств со своей стороны и без риска настроить кого-либо против себя.
Третьим основным источником является поддержка изменений высшим руководством организации. Руководителей высшего звена следует непрерывно извещать о тех изменениях, которые они желали бы видеть, и мобилизовать для осуществления этих изменений. Как правило, высшее руководство действительно желает изменений, но часто на практике большой проблемой становится укоренившееся у них представление о том, что "изменения касаются других людей", и им необходимо помочь преодолеть этот порог "уверенности".
Фактор 3 Начинать с малого, во реального
В стратегии ОР ничто не является столь нежелательным, как неудача, и ничто так не приветствуется, как успех. Успешные нововведения в организации обычно сначала опробываются в "пилотном исследовании", и затем информация об успехе этого испытания широко распространяется. Поэтому один из способов добиться успеха состоит в том, чтобы начать с малого. Бесполезно вести общие разговоры об улучшении коммуникаций, или эффективности реагирования организации на изменение внешних условий, или внутренней удовлетворенности работой; необходимо осуществлять конкретное изменение на отдельных участках деятельности организации. Жизненно необходимо обеспечить условия, для того чтобы любые изменения в какой-либо части организации и их последствия для остальных частей организации получили широкую огласку. В самом деле, такой системный подход к осуществлению изменений является важной отличительной чертой ОР. Наконец, если изменения были успешными (что демонстрируется сформулированными ранее критериями), следует настойчиво добиваться того, чтобы данный факт стал общеизвестным. Это поможет дальнейшему развитию процесса.
Многие исследователи детально проанализировали те навыки и знания, которые необходимы для HR- практиков\менеджеров – агентов изменений. Исследование Ульриха и других в области способностей HR- менеджеров создало образ сотрудников, увеличивающих стоимость фирмы. Наиболее важной из черт является "персональное доверие" – имеется в виду:
· успешный профессиональный путь;
· очевидная уверенность;
· умение задавать важные вопросы;
· беспристрастная критика и отзывы;
· глубокое понимание вопросов бизнеса.
· управление переменами и способность воплощать перемены в деловом контексте.
· владеть инструментами и технологиями преобразований;
· создавать обстоятельства для изменений, продвижения, развития навыков и тренировки других.
Растет число руководящих HR- менеджеров, верящих в стратегическую важность персонала, но, тем не менее, понимающих, что основной залог эффективности перемен – это скорее прочность их отношений с командой топ-менеджеров, нежели их персональное присутствие в правлении[9].
Таким образом, менеджеры HR могут стать более вовлеченными в формирование бизнес-стратегии и оказаться в более удачном положении, связывая бизнес-стратегию с ежедневными задачами по управлению человеческими ресурсами.
Для эффективного управления изменениями рекомендации в сжатом виде для HR менеджеров могут быть сформулированы в виде шести правил Д. Пью:
· Тщательно устанавливайте потребность в изменениях.
· Не думайте только об изменениях, смотрите дальше.
· Начинайте изменения с неформальных дискуссий для того, чтобы получить обратную связь и обеспечить участие.
· Поощряйте и воодушевляйте тех, у кого могут возникнуть возражения.
· Будьте готовы изменить свои позиции (себя).
· Отслеживайте результаты изменения и закрепляйте их.
2. Аутстаффинг как метод внедрения российского персонала на мировой рынок
Термином аутстаффинг (outstaffing) обозначается услуга в области кадрового менеджмента по выводу персонала за штат компании-заказчика и оформлению его в штат компании-провайдера. При этом провайдер берет на себя полную юридическую ответственность за персонал, включая ведение кадрового делопроизводства и бухгалтерии, выплату заработной платы, налогов, социальное и медицинское страхование, оформление отпусков, командировок, премий и т.д. Выведенные за штат сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет компания-провайдер.
Аутстаффинг – явление, связанное с процессом, который условно можно назвать «цивилизацией» рынка. Усложнение, формализация, бюрократизация рыночных отношений неизбежно вызывает к жизни сервисные услуги, основанные на использовании юридического и документационного балласта, сопровождающего любой бизнес в наши дни[10].
На западе подобный сервис появился в 60-70-е, но расцвета достиг в 90-е гг. прошлого столетия.
По данным Американской Администрации Малого Бизнеса (U.S.Small Bussiness Administration (SBA)), в период между 1980 и 2000 годами количество законов и статей в США, регулирующих трудовые отношения, выросло на 60 % и компании, особенно маленькие и средние, столкнулись с необходимостью разбираться с ними и тратить на оформление документации, связанной с HR не менее 25 % своего времени.
Аутстаффинг стал решением проблем, вызванных издержками излишне законорегулируемого рынка. Сначала его предлагали обычные рекрутинговые агентства, несколько видоизменив уже существовавшую услугу лизинга персонала. предоставлением занимаются компании Professional Employer Organization (PEO) (дословно - «профессиональный работодатель»).
Журнал Harvard Business Review назвал деятельность по выводу персонала за штат «наиболее динамично развивавшимся бизнесом в США в 90-е годы». Главной причиной успеха аутстаффинговых компаний явилась такая характерная особенность бизнеса на западе, как возможность предоставления своим сотрудникам так называемых бенифитов - пакетов социальных льгот и страховок, которые, в силу высокой стоимости контрактов со страховщиками, небольшие фирмы напрямую предоставить не в состоянии.
К 2005 г. около 80% всех малых и средних компаний на западе вывели своих сотрудников за штат. Очевидно, что в дальнейшем эта тенденция сохранится.
В России outstaffing - новая услуга, возникновение необходимости в ней можно расценивать как позитивный признак развития цивилизованных рыночных отношений. Очевидно, что в период становления рынка, в 90-е годы, когда юридические механизмы регуляции бизнеса действовали слабо, а государство не имело возможности контролировать соблюдение законности и гарантировать защиту прав сотрудников, аутстаффинг возникнуть не мог.
Спрос на услуги по лизингу персонала в нашей стране впервые возник после кризиса 1998 г., когда иностранные компании, оставшиеся на российском рынке, были вынуждены частично сокращать сотрудников, частично выводить их за штат. С помощью аутстаффинга удалось, с одной стороны, сохранить персонал, с другой - снизить расходы на его содержание.
В последующие годы эта технология приобрела популярность, как среди иностранных, так и среди российских компаний, руководство которых начало осознавать, что многочисленный штатный персонал не является острой необходимостью для полноценного развития. В 2001 г. клиенты из различных регионов России и ближнего зарубежья, использовавшие аутстаффинг, составляли около 10% общего количества клиентов рекрутинговых агентств.
Период времени с середины 2002 - начала 2003 гг. характеризовался наибольшим ростом спроса на данную услугу, что существенно повлияло на увеличение общего объема рынка кадровых услуг России (более 100 млн. $) и к концу 2004 году российские Клиенты уже составляли 40% от общего количества клиентов, использующих эту услугу.
В настоящий момент доля аутстаффинга на рынке кадровых услуг составляет 20%, превысив аутсорсинг (15%) и лизинг персонала (15%) и составляя прямую конкуренцию услугам по прямому поиску персонала, доля которого тоже составляет 20%.
Рисунок 3 – Соотношение популярности услуг кадровых агентств среди работодателей
Тот факт, что рынок аутстаффинга за последние три года вырос в 4 раза, свидетельствует об усилении юридической составляющей бизнеса. Это дает возможность российским кадровым агентствам заявлять о том, что данная услуга – одна из самых перспективных.
На сегодняшний день процентное соотношение должностей сотрудников, выводимых за штат, выглядит следующим образом: 46 % - административный персонал; 24 % - финансовые позиции среднего звена; 14 % - it-специалисты; 10 % - топ-менеджмент; 6 % рабочие специальности.
Рисунок 4 – Соотношение должностей, выводимых за штат, 2005
По оценке специалистов в настоящее время со стороны крупных западных и российских компаний продолжает расти спрос на квалифицированных специалистов, популярность приобретет практика вывода за штат персонала высшего и среднего звена (в то время как еще несколько лет назад на основе аутстаффинга происходил в основном подбор вспомогательного персонала.)
Налицо конкурентная борьба за персонал, как между кадровыми агентствами, так и среди работодателей. В силу дефицита профессионалов свои условия сейчас диктуют не работодатели, а нанимаемые ими сотрудники. В среднем кандидат рассматривает одновременно пять предложений, что позволяет ему диктовать работодателю свои условия относительно уровня зарплаты и содержания соцпакета. В связи с этим в ближайшие годы перед бизнесом будет стоять вопрос об эффективности традиционных методов рекрутмента и необходимости их совершенствования. Как западные, так и российские компании зачастую не имеют возможности удовлетворить требования кандидата, не нарушая целостности своего штатного расписания и кадровой политики, поэтому вынуждены оформлять специалиста с такими требованиями в штат компании-провайдера.
HR-cпециалисты предсказывают стабильный интерес к услугам аутстаффинга, предоставления временного персонала, хедхантинга. При благоприятном развитии российской экономики на рынке труда гораздо больше будут востребованы специалисты в области научных разработок (ключевые направления - математика, физика), бизнес-профессионалы, решающие задачи исследовательского характера. По всей видимости, популярной останется практика вывода за штат персонала высшего уровня среднего звена в компаниях, практикующих выплаты «серых» зарплат (чтобы не возникало разночтений при составлении штатных расписаний/подаче сведений в налоговые инспекции; например, в ситуации, когда заработок начальника IT-отдела превышает доход представителя руководства компании).
В настоящее время на рынке России аутстаффингом занимаются в основном западные рекрутинговые агентства: Kelly Services, Manpower, Coleman Services Inc, Ventra Employement и др. Приоритет иностранных агентств очевиден. За ними - опыт нескольких десятилетий, проверенные методики, наработанные технологии. Среди отечественных компаний подобную услугу предоставляет «Анкор». Заметим, что на данный момент рынок находится только в начале развития, поэтому потенциал его весьма высок. Объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в $80 млн. (по поиску менеджеров высшего звена – всего в $15 млн. – $20 млн).
Аналогов PEO в нашей стране пока нет, все перечисленные компании занимаются аутстаффингом параллельно с подбором персонала. Одна из причин - в том, что для широкого использования аутстаффинга в России недостает законодательной базы и контроля за соблюдением налогового законодательства. Юридически термин «аутстаффинг» в России не закреплен. В рамках кадрового делопроизводства и российского законодательства сотрудники фирмы-провайдера считаются прикомандированными к фирме-заказчику.
Сравнительный анализ данных по контролю рынка аутстаффинга основными игроками за 2001 и 2005 гг. позволяет сделать вывод о том, что соотношение сил за этот период кардинально изменилось.
Если в 2001 г. основными участниками "игры" были 5 крупных агентств (Kelly Services, Coleman Services, Агентство Контакт, Анкор, Manpower), то в 2005 г. в "большой игре" уже 10 участников, список пополнился рекрутинговыми агентствами Ventra Employment, UNISTAFF, Adecco и компаниями IBS и Intercomp. Изменилась и расстановка сил. В 2001 бесспорным лидером являлась Kelly Services (контроль за 35% рынка), а к 2005 г. этот гигант значительно сдал позиции - 15%. За пять лет на рынок вышли новые участники, а некоторым из них, таким как Ventra Employment (12%), удалось потеснить крупных игроков. Можно сказать, что силы между новыми и старыми агентствами распределены приблизительно поровну: Manpower - 11%, «Анкор" -12 %, UNISTAFF - 9 %, Coleman Services - 14 %, Adecco - 15 %.
В ходе углубленного интервью, проведенного аналитической службой по заказу компании Ventra, с целью выяснить какие качества агентства-провайдера являются для заказчика наиболее приоритетными и играют решающую роль при его выборе, были опрошены сотрудники кадровых служб 54 столичных фирм, практикующих аутстаффинг.
80% опрошенных акцентировали внимание на такой позиции, как репутация агентства. Не менее важный фактор (58%) - надежность, подтверждаемая рекомендациями, которые могут предоставить провайдеру компании, уже воспользовавшиеся его услугами.
В данных условиях предпочтение отдается крупным западным компаниям,: Kelly, Coleman, Manpower. Причины, за счет которых небольшие агентства, такие как Ventra Employment, смогли практически "с нуля" занять заметные позиции, заключаются в новых подходах к ценовой и сервисной политике (соответственно, 74 и 59% опрошенных), ориентированности на конкретного клиента (46%) (включая гарантии конфиденциальности - 26%), быстрой адаптации западных кадровых технологий к меняющимся условиям ведения бизнеса в современной России (31% опрошенных).
Приоритеты заказчиков при выборе компании-провайдера
Репутация |
80% |
Стоимость услуг |
74 % |
Сервисная политика |
59 % |
Надежность |
58 % |
Ориентированность на Клиента |
46 % |
Гарантия конфиденциальности |
26 % |
При выборе агентства-провайдера высокие требования компании-заказчики предъявляют к его репутации. Не менее важный фактор - надежность, подтверждаемая рекомендациями, которые могут предоставить провайдеру компании, уже воспользовавшиеся его услугами. В данных условиях предпочтение отдается крупным западным компаниям: Kelly, Coleman, Manpower.
По данным журнала "Управление персоналом", проводящим в рамках ежегодного исследования опросы более 100 российских компаний-заказчиков с целью оценить качество и стиль работы ведущих рекрутинговых агентств, в понятие "профессионализм" заказчики вкладывают такие качества, как оперативность, четкость, гибкость, обязательность и т.д.В этих условиях привлекательными провайдерами оказываются небольшие компании, подобные Ventra Employment, которая входит в состав международного холдинга Mirantis. По данным журнала "Управление персоналом", в этом году эта компания вошла в десятку лидеров по уровню профессионализма (8,9 из 10 возможных баллов) и по качеству предоставляемого персонала (9,0 из 10). Среди других игроков этой весовой категории можно отметить Sparta Autstaffing, Resource Service и SGS.
В условиях динамично развивающегося рынка большое значение приобретает такой показатель, как цена предоставляемой услуги. Исходя из этого, часто компании-клиенты ищут небольшие фирмы, которые имеют гибкую систему цен, предлагают оригинальные схемы, позволяющие решить проблему оптимизации налогообложения, предоставляя при этом все гарантии сохранения полной конфиденциальности.
Эти обстоятельства делают услугу аутстаффинга привлекательной для российских участников рынка. Но хотя за последние три года число отечественных фирм, пользующихся услугой, начало возрастать, высокой популярности среди них аутстаффинг пока не снискал, и сегодня они составляют не более 10-12% всех потребителей.
Однако основным потребителем услуги пока являются западные компании, открывшие представительства в России, в том числе крупные производственные компании (Henkel, P&G, Xerox, Unilever и др.) Они прибегают к услуге аутстаффинга в тех случаях, когда развитие бизнеса требует введения новых штатных единиц, а штат фирмы жестко ограничен штатным расписанием.
Специализация предприятия в данном случае не имеет решающего значения, однако в основном к аутстаффингу прибегают FMCG компании, производственные предприятия, банки, а также IT и Telecom компании.
Необходимо отметить общие для всех очевидные преимущества применения аутсаффинга: - снижение числа сотрудников в штатном расписании позволяет уменьшать прямые расходы предприятия.
- приобретение дополнительное времени для освоения и применения НР-отделами новейших методик обучения и управления персоналом.
- значительное уменьшение юридических сложностей, связанных с риском по выплате компенсаций в случае увольнения сотрудников,
- снижение административной и финансовой нагрузки при сохранении непосредственного руководства сотрудниками.
- возможность увеличения заработных плат сотрудников и/или добавления бенефитов за счет оптимизации управления
- возможность проверки всех новых сотрудников на профессиональное и корпоративное соответствие.
Активное применение аутстаффинга в России позволяет выделить и ряд психологических проблем, возникающих при переводе работников в штат кадрового агентства. Однако очевидно, что степень лояльности сотрудников в отношении такого решения руководства может служить показателем качества HR-менеджмента в компании: чем грамотнее строится работа с персоналом, тем выше степень доверия сотрудников руководству, глубже понимание внутрикорпоративной политики, и, как следствие, ниже вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Приведенная аналитика свидетельствует, что аутстаффинг в России повторяет путь развития данного сервиса на западе. Уже сейчас многие рекрутинговые компании увеличивают долю аутстаффинга в своем бизнесе. В первую очередь этому способствует стабилизация и рост экономики в стране, а также увеличение доли западных компаний на рынке.
Эксперты прогнозируют неизбежный дальнейший рост спроса на услуги аутстаффинговых компаний, в первую очередь, небольших, ориентированных на конкретного клиента, способных предложить гибкую ценовую политику, конфиденциальность и доказавших свой профессионализм. Во многом развитию этого бизнеса будет способствовать более четкая разработка юридической базы предоставления услуги аутстаффинга в России.
Заключение
Очевидно, что, хотя ОР и может во многих аспектах облегчить и структурировать процесс изменений, осуществляемый теми, кого он непосредственно затрагивает, тем не менее, этот подход не может служить панацеей от всех бед. Вмешательства типа ОР могут потерпеть и терпят неудачу по ряду причин общего характера, и некоторые из них перечисляются ниже.
· Трудности, сопровождающие осуществление ОР. Проблемы управления общего характера:
· Недостаточная приверженность изменениям менеджеров всех уровней и линейных менеджеров в особенности.
· Неадекватное стратегическое планирование; не учитывается то. что ОР является долгосрочным процессом.
· Высшее руководство стремится быстро навести порядок. Результаты ОР трудно выразить количественно.
· ОР не согласовано с формальными системами развития человеческих ресурсов (например, премий, развития карьеры, обучения и т.д.).
· ОР требует много времени на то. чтобы оценить и понять, как его следует осуществлять.
· ОР сводится к комплексу обучающих мероприятий, осуществляемых последовательно на всех уровнях организации.
Проблемы, стоящие перед специалистами по ОР
· Необходимость внесения ясности и достижение понимания того, что представляет собой ОР (даже сам этот термин может трактоваться неправильно, создавая впечатление о развитии структуры организации).
· Необходимость предвидения вполне обоснованного сопротивления изменениям и разработка соответствующих мероприятий по его преодолению.
· Необходимость совершенствования навыков управления изменениями путем обучения как в системах организации, так и вне ее.
· Необходимость институционализации изменений в рамках эффективной и целостной стратегии развития человеческих ресурсов.
Перечисленные пункты отражают решающую роль менеджеров среднего звена в успешном осуществлении программы изменений. Однако достаточно часто именно здесь возникают проблемы; цитирую следующие высказывания Эбела (1990):
Камнем преткновения являются менеджеры среднего звена, которые часто опасаются дестабилизирующего влияния новой технологии в большей степени, чем квалифицированные рабочие и техники, так как рискуют частично утратить свое влияние в том случае, когда налаженная иерархия взаимоотношений нарушится, и вся необходимая информация будет передаваться непосредственно "по цепочке" всем участникам производственного процесса.
Как сделать так, чтобы менеджеры среднего звена и менеджеры по работе с персоналом (HR менеджеры) не препятствовали изменениям, а выступали их инициаторами? Даже если инициативы изменений исходят со стороны, как добиться того, чтобы менеджеры среднего звена поддерживали и осуществляли эти изменения наиболее эффективно? Безотносительно к выбранному методу осуществления изменений существуют общие навыки, необходимые для успешного управления изменениями.
Литература
1. Черемных О. Как выжить и преуспеть в XXI веке: практическое руководство для российского бизнеса // Менеджмент сегодня, №4, 2001.
2. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.
3. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864с.
4. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 336 с.
5. Основы теории управления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. -560 с.
6. Друкер П.Ф. Эффективное управление: Пер.с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
7. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, и др.; Под.ред. С.Д. Ильенской. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 327 с.
8. http://www.grebennikov.ru
9. www.humanresources.about.com
10. http://www.aksionbkg.ru
11. www.hrzone.co.uk
12. http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=show&id=18
[1] О.Черемных “Как выжить и преуспеть в XXI веке: практическое руководство для российского бизнеса” “Менеджмент сегодня”, №4, 2001
[2] Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864с.
[3] Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 336 с.
[4] www.humanresources.about.com
[5] Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, и др.; Под.ред. С.Д. Ильенской. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 327 с.
[6] www.humanresources.about.com
[7] http://www.grebennikov.ru
[8] www.humanresources.about.com
[9] www.hrzone.co.uk
[10] Основы теории управления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. -560 с.