№ заказа |
№ 605.2 |
Вариант, тема |
|
Дисциплина |
МЧС |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Раздел1: Распределение функциональных обязанностей среди государственных инспекторов. 3
Раздел 2: Порядок приостановления работы объекта защиты.. 7
Библиография: 13
Раздел1: Распределение функциональных обязанностей среди государственных инспекторов.
Главная задача службы - защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества от пожаров и ограничение их последствий.
В соответствие с положением о государственном пожарном надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820) (с изменениями от 19 октября 2005 г.) основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
2) управления государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.
Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.
В зависимости от данного разделения органов государственного надзора происходит и распределение функциональных обязанностей среди гос. инспекторов.
Так управление государственного пожарного надзора МЧС России в пределах своей компетенции:
· руководит и контролирует деятельность управлений государственного пожарного надзора региональных центров, управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальных отделов (отделений, инспекций), отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО;
· организует проверки объектов контроля (надзора), в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
· разрабатывает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями нормативные документы по пожарной безопасности;
· рассматривает нормативные документы по пожарной безопасности, разработанные федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами ГПН;
· рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
· делегирует письменно, в отдельных случаях, право согласования градостроительной и проектно-сметной документации при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности федеральных нормативных документов или при отсутствии указанных требований соответствующему органу ГПН;
· информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;
· выполняет иные функции государственного пожарного надзора в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации.[1]
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции :
1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
5) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Раздел 2: Порядок приостановления работы объекта защиты
Объект защиты – имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), для которого установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты является обеспечение безопасности людей при пожаре и защиты имущества от воздействия опасных факторов пожара.
Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должна включать в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, систему организационно-технических мероприятий или их комбинацию.
Система обеспечения пожарной безопасности объектов защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение нормативного уровня безопасности людей и предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Комплекс мероприятий по защите имущества при пожаре, в соответствии с правом собственника рисковать своим имуществом, осуществляется им в добровольном порядке.
Допускаются по согласованию с органом государственного пожарного надзора отдельные отступления от требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара, или ограничение размера указанного вреда при заключении и ежегодном пролонгировании договора страхования риска ответственности за причинение вреда третьим лицам при эксплуатации объекта защиты при условии разработки и реализации системы мер, компенсирующих согласованное отступления от требований противопожарной защиты.
Состав систем предотвращения пожара, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий определяется функциональным назначением объекта защиты и устанавливается настоящим техническим регламентом, специальными техническими регламентами или рекомендуемыми положениями нормативных документов по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если выполняется одно из нижеследующих условий:
в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и используются рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности;
пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим или специальными техническими регламентами.
Метод оценки риска гибели людей при пожаре должен основываться на:
определении риска гибели человека при пожаре для наиболее опасного сценария развития пожара;
использовании расчетных методов прогнозирования динамики опасных факторов пожара и определения времени эвакуации людей в безопасную зону;
использовании физико-химических свойств и показателей пожарной опасности веществ и материалов для моделирования динамики опасных факторов пожара, определенных по методам, приведенным в нормативных документах по пожарной безопасности;
использовании официальных данных об опасных для жизни и здоровья людей значениях опасных факторов пожара.
Для объектов защиты, система обеспечения пожарной безопасности которых проектируется на основе анализа пожарной опасности и оценки пожарного риска, должна быть разработана декларация пожарной безопасности.
Определение пожарного риска должно осуществляться в обязательном порядке для оценки эффективности системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, на которые отсутствуют нормы проектирования, а также при обосновании возможности отступлений от требований пожарной безопасности технических регламентов и (или) рекомендуемых положений нормативных документов по пожарной безопасности.
Расчеты по оценке пожарного риска должны быть составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Оценка пожарного риска не осуществляется для объектов защиты, на которых в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, и (или) рекомендуемые положения нормативных документов по пожарной безопасности (когда система обеспечения пожарной безопасности соответствует проектной документации, установки противопожарной защиты находятся в работоспособном состоянии и эксплуатируются в соответствии с требования пожарной безопасности).
Порядок оценки пожарного риска, перечень сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, и порядок ее оформления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Рассмотрим порядок приостановление работы объекта защиты.
Каждый инспектор ежемесячно составляет график проверок предприятий, фирм и т.п.. Утверждает график главный государственный инспектор города (начальник управления) или района (начальник районного отдела) по пожарному надзору (или их замы). Проверки, проводимые по таким графикам, называются детальными или плановыми.
При детальной проверке должен присутствовать предприниматель или любой сотрудник фирмы (лучше, чтобы это был руководитель или ответственный за пожарную безопасность). Именно поэтому инспекторы всегда за день-два до проверки звонят на фирму и договариваются об удобном для визита времени. Внезапно плановые проверки не проводятся.
Проверяя фирму, пожарные инспекторы вправе:
осматривать помещения;
истребовать необходимые для проверки документы;
требовать объяснений.
Для приостановления работы объекта зашиты необходимо оформить определенные документы, к которым относятся акт, протокол и предписание.
Акт составляется по окончании проверки. В данном акте должно быть описано пожарно-техническом состоянии объекта. Иногда пожарный пишет его сразу на месте проверки. Но чаще всего отдает руководителю фирмы или предпринимателю под расписку через неделю.
В акте инспектор отражает все выявленные нарушения
Обнаружив нарушения правил пожарной безопасности, инспектор должен составить протокол. Исключение только одно: если пожарный решит в качестве наказания применить не штраф, а предупреждение (ст. 28.6 КоАП РФ).
Практически после каждой проверки инспектор выписывает директору фирмы или предпринимателю предписание.
Предписание органа ГПН - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа ГПН юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг);[2]
В предписание включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленные для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта контроля (надзора).
Закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предоставляет пожарным право прийти на фирму или к предпринимателю повторно, чтобы проверить, как исполнено предписание.
Если нарушение устранить невозможно, инспекторы могут снять с производства, прекратить выпуск или приостановить продажу товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Если есть реальная угроза пожара и (или) безопасности людей, инспекторы вправе:
полностью или частично приостановить работу фирмы (отдельных производств или агрегатов);
запретить отдельные работы или эксплуатацию зданий, сооружений, помещений.[3]
Инспекторы под реальной угрозой пожара понимают ситуацию, когда на фирме обнаружены материалы, которые могут загореться, существует реальная причина для их возгорания и возможность быстрого распространения огня.
Возобновить работу возможно только когда будет устранено нарушение.
Согласно ст.13 Федерального закона от08 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»- должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право: обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.[4]
Таким образом, выявив в ходе проверки нарушении требований пожарной безопасности пожарный инспектор имеет право приостановить работу объекта защиты.
Библиография:
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля 2005 г.):
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
3. Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (с изменениями от 26 апреля 2005 г.), утвержденной приказом МЧС РФ от 17.03.2003г. №132
4. Комментарий к Федеральному закону "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", под ред. А.Н. Борисова, М.2004г.
5. Электронная версия бератора «К вам пришла проверка» Том VIII. Противопожарная служба.
[1] Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (с изменениями от 26 апреля 2005 г.)
[2] Приказ МЧС РФ от 17 марта 2003 г. N 132 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» (с изменениями от 26 апреля 2005 г.)
[3] ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».