Содержание

Введение 2

Буржуазная революция во Франции_ 4

Декларация прав человека и гражданина 1789 года_ 8

Конституция 1791 года_ 11

Задача_ 15

Решение 16

Заключение 17

Список литературы_ 18

Введение

Материальные предпосылки революции были связаны с развитием капиталистического уклада в недрах т. н. старого порядка, ее движущие силы были вызваны к жизни противоречиями, сопровождавшими этот процесс. Непосредственной причиной революции стало банкротство государства, оказавшегося не способным расплатиться с чудовищными долгами без отказа от системы архаичных привилегий, основанной на знатности, родовых связях. Безуспешные попытки королевской власти реформировать эту систему усугубили недовольство дворян падением их влияния и посягательствами на их исконные привилегии. В поисках выхода из финансового тупика вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789), не собиравшихся с 1614. Отказавшись обсуждать частности, 17 июня депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а 23 июня по предложению отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске. 9 июля Собрание назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.

История великой революции начнется за 15 лет до взятия Бастилии, когда на французский престол в 1774-м вступит Людовик XVI. Предшественники оставят ему в наследство отработанную систему абсолютной власти: он может издавать и отменять любые законы, устанавливать и собирать любые налоги, объявлять войну и заключать мир, решать по своему усмотрению все административные и судебные дела.

От двадцатилетнего короля ждут реформ, но он оказывается человеком бесхарактерным и нерешительным. И здесь впервые возникает почти мистическая связь событий, разделенных двумя веками и тысячами километров. Вот что говорят о Людовике в 1785-м: «его можно было склонить к реформам, но еще легче - отговорить от них; он постоянно метался от реформ к реакции и снова к реформам, чтобы в конце концов оставить все по-старому». Для многих эти слова, безусловно, напомнят другого исторического лидера - уже нашей эпохи...

В конце 80-х годов Францию поражает голод и безработица, ее финансы приходят в упадок, дефицит бюджета достигает критической величины, а грядущие поступления уже запроданы на много лет вперед - и король впервые с 1614 года созывает Генеральные Штаты, чтобы получить от них право ввести новые налоги.

Буржуазная революция во Франции

Революция во Франции в отличие от всех предшествовавших революций потрясла до основания  создававшееся веками здание федерализма. Она сокрушила экономические и политически устои «старого режима», в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символ и итог многовековой эволюции средневековой государственности.

Значение Французской революции XVIII в. не ограничивается рамками одной страны и одного десятилетия. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, предопределила триумфальное шествие по земному шару капитализма как передового для своего времени обществено-политического строя, ставшего новой степенью в истории мировой цивилизации.

Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях. Конфронтация народных масс, во главе которых  стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это имело место полтора века назад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия более болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютискими порядками, при которых представители  третьего сословия не только отстранились  от участия в государственных делах, но не более защищены от незаконных конфискаций имущества, не имели правовой защиты в случаях произвола королевских чиновников.

Готовность к политическим действиям и революционная решимость французской буржуазии в конце XVIII в. имели собой и определенные основания. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах. Выдающиеся просветители XVIII в (Вольтер, Монтескье. Руссо и др.) в своих произведениях подвергли  сокрушительной критике пороки «старого режима». С позиции школы «естественного права» они убедительно показывали его «неразумность».

Французские революционеры XVIII в. имели возможность опереться на опыт английской и американских революций. В их распоряжении имелась уже достаточно четкая программа организации конституционного порядка.

Революционная ситуация, возникшая во Франции в конце 80-х гг. в связи с торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами, а также финансовое банкротство требовали радикальных мер со стороны королевской власти.

Для решения насущных социальных и экономических проблем было решено созвать собрание выборных Генеральных штатов, где представлены все три сословия (дворянство, духовенство и третье сословие). В результате бурных дискуссий благодаря политической активности защитников третьего сословия собрание Генеральных штатов 17 июля 1789 г. было преобразовано в Национальное (Учредительное) собрание, потребовавшее демократических преобразований и ограничения власти королевского двора и. дворянства. На улицах Парижа в это время проходили митинги и демонстрации под лозунгами «Долой деспотию!», «Свобода, равенство, братство!», в которых часто принимала участие и королевская национальная гвардия. 14 июля 1789 г. вооруженные толпы при участии солдат национальной гвардии овладели Бастилией – главной политической тюрьмой Парижа, освободив всех находившихся там заключенных. (Во имя исторической правды отметим факт, по-видимому, не соответствующий представлениям читателя: в Бастилии в день ее штурма было заключено семь (!) человек, четверо из которых находились там за подделку векселей, а один был душевно больным.) Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он, недовольный тем, что его рано разбудили, спросил: «Это... бунт?» «Нет, Ваше величество, – был ответ, – вы ошиблись: это не бунт, это революция!».

Первоначальной целью революции было ограничение власти короля и дворянства. На Учредительном собрании была принята Декларация прав человека и гражданина, которая провозглашала равенство всех граждан. Большинство депутатов Учредительного собрания в то время считало, что революция – это пламенные речи, аплодисменты трибун, хлесткие статьи в газетах и что цели резолюции уже достигнуты. Ведь Собрание сохраняло конституционную монархию, короля утешили правом приостанавливающего вето, дворянство отказалось от большей части своих привилегий.

Однако страсти разгорались, а король и его приближенные не сумели найти компромисса, чтобы удержать хотя бы часть своей власти в режиме конституционной монархии. В начале октября толпа демонстрантов собралась возле королевского дворца в Версале и потребовала переезда короля в Париж. Король впервые вынужден был подчиниться требованиям революции. Его перевезли в столицу, где он стал пленником Учредительного собрания как высшего органа власти.

Осенью 1789 г. и весь 1790 год в Учредительном собрании бушевали политические страсти. Собрание стало школой парламентской деятельности, политической борьбы и ораторского искусства.

21 июля 1791 г. король Людовик XVI делает неудачную попытку бежать из Франции, после чего его заключают под стражу во дворце Тюильри. Это событие вызвало взрыв политических страстей. Перед политическими группировками встал вопрос: что дальше? Со страниц парижских газет полились оскорбления и издевательства в адрес королевской семьи. Марат требовал установления военной диктатуры. В Якобинском клубе в повестке дня неизменно присутствует тема: монархия или республика? В Учредительном собрании обсуждается вопрос о степени вины короля во всех бедах народа. 17 июля на Марсовом поле произошла кровавая бойня, связанная с подписанием петиции о низложении короля. Сторонники монархии бросили национальную гвардию для разгона мятежников. Были убитые и раненые.

В Законодательном собрании (с 10 октября 1791 г. Национальное собрание было заменено Законодательным) неистовствуют ораторы. Кроме якобинцев левыми здесь являются представители другой политической группировки – жирондисты (Вернио, Изнар, Гаде, Жансоне, Бриссо, Ролан и другие), а также «бешеные» (Эбер, Жак Ру), защищавшие беднейшие слои Парижа и страны.

10 августа 1792 г. была образована Парижская Коммуна, целью которой было восстание и Окончательное Свержение монархии. Руководили Коммуной комиссары Робер, Россимоль, Эбер, Било-Верен. Робеспьер и Марат были избраны в Совет Коммуны позднее, после штурма королевского дворца Тюильри. Штурм был кровавым, с большим числом жертв. Король был заключен в тюрьму Тампль.

Во Франции с этого момента одновременно существуют три правительства: Законодательное собрание, Парижская Коммуна, Министерство во главе с Дантоном. Энергичнее всех действует Парижская Коммуна. Она закрывает заставы, отменяет заграничные паспорта, производит аресты сторонников короля, учреждает военный трибунал, арестовывает так называемых неприсягнувших священников, конфискует оружие, организует армейские подразделения для защиты границ и борьбы с контрреволюционными восстаниями крестьян в провинции Вандея.

В сентябре стихия насилия и террора вышла из-под контроля Коммуны, начались так называемые сентябрьские убийства в тюрьмах. «Народные суды» врывались в тюрьмы, где в то время были заключены роялисты, не присягнувшие священники и другие подозреваемые в нелояльности к революции люди, и расправлялись с ними на месте. Позже жирондисты обвинили в организации этих убийств Дантона, Марата и Робеспьера, потому что Марат и Дантон на заседаниях Коммуны одобрили эти действия «народного террора», а Робеспьер обошел эти события молчанием.

21 сентября 1792 г. в Париже собрался Национальный Конвент, который официально упразднил королевскую власть и провозгласил республику, которая вошла в историю Франции как Первая республика.

В Конвенте шли дебаты о суде над королем Людовиком XVI. Жирондисты пытались не допустить суда над королем, дать ему возможность выехать за границу. И этот вопрос о суде над королем стал новым поводом для схваток всех партий и групп и в первую очередь жирондистов с монтаньярами. Робеспьер в своей первой речи по этому вопросу оказал: «Или Людовик виновен, или революция не может быть оправдана». Эта речь Робеспьера, по мнению историков, «склонила весы национального правосудия на сторону смерти». Людовик XVI был гильотинирован 22 сентября 1794 г.

Декларация прав человека и гражданина 1789 года

Важной вехой на пути станов­ления французского конституционализма явилось торже­ственное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулирова­лись важнейшие государственно-правовые требования ре­волюционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

Авторы французской Декла­рации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естествен­ными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и ос­таются свободными и равными в правах» - ст. 1). Именно «забвение прав человека», пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств»[1].                              

В число естественных прав, перечень которых отли­чался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).

Идея свободы была центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, сво­боды религиозных убеждении и т.д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-инди­видуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкос­новенным и священным». Незыблемость частной собствен­ности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной об­щественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17)[2].

Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запреща­лись произвольные королевские поборы (в том числе на со­держание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение об­щих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т.д.).

В декларации была осущест­влена своеобразная «национализация» государственной вла­сти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выраже­ние национального суверенитета. Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как произ­водная от воли нации.

Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст.6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его  образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.

Дек­ларация провозглашала ряд первостепенных для закрепле­ния демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свобод­но»; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные».

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утра­тивших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской вла­сти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что раз­решается». Согласно же ст. 5 Декларации, все, «что не вос­прещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуж­дать к действию, не предусмотренному в законе[3].

Депутаты Учредительного собрания ясно представля­ли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст.8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, издан­ного и обнародованного до совершения правонарушения».

Обязанность государства обеспечить безопасность сво­их граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблю­дении форм, предписанных законом (ст.7). В ст. 9 указыва­лось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. С другой стороны, каж­дый гражданин, «задержанный в силу закона, должен бес­прекословно повиноваться». Сопротивление властям в та­ких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и, прежде всего, в разделении властей. Согласно ст. 16 «обще­ство, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепля­ла основы передового для своей эпохи общественного и го­сударственного строя, определяла устои нового правопоряд­ка.

Конституция 1791 года

Самым главным итогом первогоэтапа революции и деятельности Учредительного собранияявилась Конституция, окончательный текст которой был со­ставлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789- 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Дек­ларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дво­рянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные кор­порации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установ­ления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного инди­вида не существует более особых преимуществ или изъя­тий из права, общего для всех французов»[4].

Конституция существенно расширяла по сравнению с Декларацией 1789г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности, предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением по­лицейских предписаний, свободу обращения к государев венным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной про­фессии, запрещенных еще законом Ле Шапелье.

В Конституции предусматривались также некоторые социальные права.

Так, декларировались введение общего и час­тично бесплатного народного образования, создание спе­циального управления «общественного призрения для вос­питания покинутых, детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неиму­щим, которые окажутся безработными». В Конституции получила дальнейшее развитие и кон­цепция национального суверенитета, который «един, неде­лим; неотчуждаем и неотъемлем». Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осущест­вляемых «лишь путем уполномочения», Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и ста­рых феодальных сил, выразился прежде всего в закрепле­нии монархической формы правления. Доктрина разделения властей провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и прово­димая в Конституции достаточно последовательно, создава­ла возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной сто­роны, большинства французского общества, и, с другой сто­роны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.

Выборная законодательная и судебная власть находи­лась в руках представителей победившего третьего сосло­вия, тогда как власть исполнительная, которая по Консти­туции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кру­гами в качестве своего оплота. Тем самым был окончатель­но сломлен абсолютизм и создана конституционная монар­хия. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела Королев­скую присягу «на верность нации и закону».

Вместе с тем Конституция объяв­ляла особу короля «неприкосновенной и священной», наде­ляла его значительными полномочиями.

Король рассматривался как верховный глава государст­ва и исполнительной власти, на него возлагалось обеспече­ние общественного порядка и спокойствия. Он являлся так­же верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должно­сти, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал ;и увольнял . министров, руководил их действиями. В свою очередь коро­левские указы требовали обязательной контрасигнации (под­писи-скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.

Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Конституция за­крепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето. Вето короля преодолевалось лишь в том' случае, если два последующих состава законодательного кор­пуса представят тот же законопроект «в тех же самых вы­ражениях». Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституцион­ного характера.

Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое из­биралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем.

В Конституции содержались положения, гарантирующие со­зыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законода­тельного собрания должны были руководствоваться клят­вой «жить свободными или умереть». Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или пись­менно мысли или за действия, совершенные при выполне­нии ими обязанностей представителей.

В Конституции содержался перечень полномочий и обя­занностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных нало­гов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в извест­ной степени зависимыми от законодательной власти. Соб­рание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против обществен­ной безопасности и конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы,, принятия законов, объявления войны.

Конституция сформулировала основные принципы ор­ганизации судебной власти, которая «не может осуществ­ляться ни законодательным корпусом, ни королем». Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, .избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.  

С другой стороны, и суды не должны были вмешивать­ся в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.            .

Конституция предусмотрела введение во Франции не­известного ранее института присяжных заседателей. Уча­стие присяжных предусматривалось как на стадии обвине­ния и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому гарантировалось право на защит­ника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть «вновь привлечено к ответственности или под­вергнуто обвинению по поводу того же деяния». 

Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но ко­ролевская власть сохраняла важное право контроля за дея­тельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.                           

В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии, которая про­явилась, как отмечалось выше, уже в первые месяцы работы Учредительного собрания. Политическая умеренность его лидеров нашла свое отражение, в частности, в том, что кон­ституция воспроизвела установленное Декретом от 22 де­кабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных, признав лишь за последними важнейшее политическое пра­во - участвовать в выборах в Законодательное собрание.

Сохранив предусмотренные в этом декрете квалифи­кационные требования, Конституция ввела для активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гра­жданскую присягу.                                                            

Первичные собрания активных граждан избирали вы­борщиков для участия в департаментских собраниях где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким образом, выборы приобретали двухступенчатый характер. Для выборщиков предусматривался еще бо­лее высокий ценз - доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100-400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Право быть избран­ным в качестве депутата (пассивное избирательное право) предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом.

Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских мест. Одна  треть законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая – пропорционально численности активных граждан, третья – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов.

В Конституции указывалась, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но устанавливался достаточно сложный порядок. Это делало конституцию жесткой.

Задача

В 1972 году работники одной из текстильных мануфактур города Лиона прекратили работу и потребовали увеличение заработной платы.

Попытки возобновить работу с помощью иногородних паденщиков были сорваны.

Тогда хозяин мануфактуры обратился за содействием к городским властям. Какие меры будут приняты властью и на основании какого закона? Какое наказание ожидает работников?

Решение

Ситуация в данной задаче регулируется Декретом относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии («Закон Ле Шапелье»). Он принят Учредительным собранием 14 июня 1791 г[5].

Итак, ст.4 Декрета гласит: если вопреки принципам свободы и Конституции граждане, связанные между собой общей профессией или ремеслом, примут решение или вступят в соглашения, клонящиеся к тому, чтобы сообща отказываться от работы или же принимать работу, требующую применения их мастерства, лишь по определенной цене, то подобные постановления и решения независимо от того, сопровождались ли они клятвой или нет, объявляются противными свободе и декларации прав человека и считаются недействительными. Административные и муниципальные органы обязаны объявлять об их недействительности. Зачинщики, вожаки и подстрекатели, вызвавшие подобные постановления, а также занимавшие места председателей и редактировавшие тексты постановлений, предаются, по заявлению прокурора коммуны, полицейскому суду и приговариваются к штрафу в 500 ливров каждый с лишением на год прав активных граждан и с воспрещением права входа на первичные собрания.

Заключение

Воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад, и чем длиннее тупик - тем больше он похож на дорогу. Нет сомнения, что вожди французской революции искренне желали счастья своему народу - и всей душой следовали принципу «цель оправдывает средства», после чего все их прекраснодушные намерения неизменно приводили к противоположному результату.

Начав с отстаивания всеобщего избирательного права и передачи реальной власти представителям народа, якобинцы заканчивают тем, что «из высших соображений» ликвидируют выборность, сводят робкие попытки самоуправления на местах на нет, а на все ключевые должности назначают агентов центра.

Начав с провозглашения свободы личности, свободы слова, свободы печати, свободы совести, якобинцы заканчивают тем, что получив власть, отменяют все эти свободы из опасений, что «ими воспользуются враги».

Начав с выступлений против смертной казни и всякого насилия, горячо призывая к тому, чтобы свою правоту можно было отстаивать только путем убеждений, якобинцы заканчивают крайней нетерпимостью к любому инакомыслию и установлением режима кровавого террора.

Наконец, начав с борьбы с реальными врагами революции, якобинцы заканчивают тем, что на гильотину отправляются те, кто просто по-своему видит дальнейшую судьбу Франции. «Кто не с нами - тот против нас» - и вот уже в очереди на гильотину вслед за теми, кто «не с нами», выстраиваются те, кто не поспевает за нами, за ними - те, кто не во всем с нами, и нет конца этой кровавой цепочке ...

Могло ли случиться иначе? Мы не в силах переписать историю, но мы в силах хотя бы не повторять пройденное. И да будем мы, живущие в России в конце двадцатого столетия, бдительны. Ибо тот, кто не помнит о прошлом - неумолимо обречен на его повторение.

Список литературы

1.     Собуль А. Первая республика 1792-1804. М. 1974

2.     Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 т. М. 1976-1983

3.     Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. М. 1979

4.     Манфред А.З. Великая французская революция. М. 1983

5.     Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991

6.     Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону. 1995

7.     Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996.

8.     Документы истории Великой французской революции т.2. М. Изд-во Моск. ун-та, 1992.

9.     История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /[О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.Н. Струнников и др.]. Учебник для вузов [по спец. "Юриспруденция"]: В 2 ч. Издательство: М.:Норма,2004.


[1] Документы истории Великой французской революции т.2. М. Изд-во Моск. ун-та, 1992.

[2] Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996.

[3] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /[О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.Н. Струнников и др.]. Учебник для вузов [по спец. "Юриспруденция"]: В 2 ч. Издательство: М.:Норма,2004.

[4] Там же.

[5] Документы истории Великой французской революции. – т.2. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С.44-45.