Содержание
Введение 2
Буржуазная революция во Франции_ 4
Декларация прав человека и гражданина 1789 года_ 8
Конституция 1791 года_ 11
Задача_ 15
Решение 16
Заключение 17
Список литературы_ 18
Введение
Материальные предпосылки революции были связаны с развитием капиталистического уклада в недрах т. н. старого порядка, ее движущие силы были вызваны к жизни противоречиями, сопровождавшими этот процесс. Непосредственной причиной революции стало банкротство государства, оказавшегося не способным расплатиться с чудовищными долгами без отказа от системы архаичных привилегий, основанной на знатности, родовых связях. Безуспешные попытки королевской власти реформировать эту систему усугубили недовольство дворян падением их влияния и посягательствами на их исконные привилегии. В поисках выхода из финансового тупика вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789), не собиравшихся с 1614. Отказавшись обсуждать частности, 17 июня депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а 23 июня по предложению отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске. 9 июля Собрание назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.
История великой революции начнется за 15 лет до взятия Бастилии, когда на французский престол в 1774-м вступит Людовик XVI. Предшественники оставят ему в наследство отработанную систему абсолютной власти: он может издавать и отменять любые законы, устанавливать и собирать любые налоги, объявлять войну и заключать мир, решать по своему усмотрению все административные и судебные дела.
От двадцатилетнего короля ждут реформ, но он оказывается человеком бесхарактерным и нерешительным. И здесь впервые возникает почти мистическая связь событий, разделенных двумя веками и тысячами километров. Вот что говорят о Людовике в 1785-м: «его можно было склонить к реформам, но еще легче - отговорить от них; он постоянно метался от реформ к реакции и снова к реформам, чтобы в конце концов оставить все по-старому». Для многих эти слова, безусловно, напомнят другого исторического лидера - уже нашей эпохи...
В конце 80-х годов Францию поражает голод и безработица, ее финансы приходят в упадок, дефицит бюджета достигает критической величины, а грядущие поступления уже запроданы на много лет вперед - и король впервые с 1614 года созывает Генеральные Штаты, чтобы получить от них право ввести новые налоги.
Буржуазная революция во Франции
Революция во Франции в отличие от всех предшествовавших революций потрясла до основания создававшееся веками здание федерализма. Она сокрушила экономические и политически устои «старого режима», в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символ и итог многовековой эволюции средневековой государственности.
Значение Французской революции XVIII в. не ограничивается рамками одной страны и одного десятилетия. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, предопределила триумфальное шествие по земному шару капитализма как передового для своего времени обществено-политического строя, ставшего новой степенью в истории мировой цивилизации.
Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях. Конфронтация народных масс, во главе которых стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и господствующей католической церковью приобрела значительно более острые формы, чем это имело место полтора века назад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия более болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютискими порядками, при которых представители третьего сословия не только отстранились от участия в государственных делах, но не более защищены от незаконных конфискаций имущества, не имели правовой защиты в случаях произвола королевских чиновников.
Готовность к политическим действиям и революционная решимость французской буржуазии в конце XVIII в. имели собой и определенные основания. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах. Выдающиеся просветители XVIII в (Вольтер, Монтескье. Руссо и др.) в своих произведениях подвергли сокрушительной критике пороки «старого режима». С позиции школы «естественного права» они убедительно показывали его «неразумность».
Французские революционеры XVIII в. имели возможность опереться на опыт английской и американских революций. В их распоряжении имелась уже достаточно четкая программа организации конституционного порядка.
Революционная ситуация, возникшая во Франции в конце 80-х гг. в связи с торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами, а также финансовое банкротство требовали радикальных мер со стороны королевской власти.
Для решения насущных социальных и экономических проблем было решено созвать собрание выборных Генеральных штатов, где представлены все три сословия (дворянство, духовенство и третье сословие). В результате бурных дискуссий благодаря политической активности защитников третьего сословия собрание Генеральных штатов 17 июля 1789 г. было преобразовано в Национальное (Учредительное) собрание, потребовавшее демократических преобразований и ограничения власти королевского двора и. дворянства. На улицах Парижа в это время проходили митинги и демонстрации под лозунгами «Долой деспотию!», «Свобода, равенство, братство!», в которых часто принимала участие и королевская национальная гвардия. 14 июля 1789 г. вооруженные толпы при участии солдат национальной гвардии овладели Бастилией – главной политической тюрьмой Парижа, освободив всех находившихся там заключенных. (Во имя исторической правды отметим факт, по-видимому, не соответствующий представлениям читателя: в Бастилии в день ее штурма было заключено семь (!) человек, четверо из которых находились там за подделку векселей, а один был душевно больным.) Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он, недовольный тем, что его рано разбудили, спросил: «Это... бунт?» «Нет, Ваше величество, – был ответ, – вы ошиблись: это не бунт, это революция!».
Первоначальной целью революции было ограничение власти короля и дворянства. На Учредительном собрании была принята Декларация прав человека и гражданина, которая провозглашала равенство всех граждан. Большинство депутатов Учредительного собрания в то время считало, что революция – это пламенные речи, аплодисменты трибун, хлесткие статьи в газетах и что цели резолюции уже достигнуты. Ведь Собрание сохраняло конституционную монархию, короля утешили правом приостанавливающего вето, дворянство отказалось от большей части своих привилегий.
Однако страсти разгорались, а король и его приближенные не сумели найти компромисса, чтобы удержать хотя бы часть своей власти в режиме конституционной монархии. В начале октября толпа демонстрантов собралась возле королевского дворца в Версале и потребовала переезда короля в Париж. Король впервые вынужден был подчиниться требованиям революции. Его перевезли в столицу, где он стал пленником Учредительного собрания как высшего органа власти.
Осенью 1789 г. и весь 1790 год в Учредительном собрании бушевали политические страсти. Собрание стало школой парламентской деятельности, политической борьбы и ораторского искусства.
21 июля 1791 г. король Людовик XVI делает неудачную попытку бежать из Франции, после чего его заключают под стражу во дворце Тюильри. Это событие вызвало взрыв политических страстей. Перед политическими группировками встал вопрос: что дальше? Со страниц парижских газет полились оскорбления и издевательства в адрес королевской семьи. Марат требовал установления военной диктатуры. В Якобинском клубе в повестке дня неизменно присутствует тема: монархия или республика? В Учредительном собрании обсуждается вопрос о степени вины короля во всех бедах народа. 17 июля на Марсовом поле произошла кровавая бойня, связанная с подписанием петиции о низложении короля. Сторонники монархии бросили национальную гвардию для разгона мятежников. Были убитые и раненые.
В Законодательном собрании (с 10 октября 1791 г. Национальное собрание было заменено Законодательным) неистовствуют ораторы. Кроме якобинцев левыми здесь являются представители другой политической группировки – жирондисты (Вернио, Изнар, Гаде, Жансоне, Бриссо, Ролан и другие), а также «бешеные» (Эбер, Жак Ру), защищавшие беднейшие слои Парижа и страны.
10 августа 1792 г. была образована Парижская Коммуна, целью которой было восстание и Окончательное Свержение монархии. Руководили Коммуной комиссары Робер, Россимоль, Эбер, Било-Верен. Робеспьер и Марат были избраны в Совет Коммуны позднее, после штурма королевского дворца Тюильри. Штурм был кровавым, с большим числом жертв. Король был заключен в тюрьму Тампль.
Во Франции с этого момента одновременно существуют три правительства: Законодательное собрание, Парижская Коммуна, Министерство во главе с Дантоном. Энергичнее всех действует Парижская Коммуна. Она закрывает заставы, отменяет заграничные паспорта, производит аресты сторонников короля, учреждает военный трибунал, арестовывает так называемых неприсягнувших священников, конфискует оружие, организует армейские подразделения для защиты границ и борьбы с контрреволюционными восстаниями крестьян в провинции Вандея.
В сентябре стихия насилия и террора вышла из-под контроля Коммуны, начались так называемые сентябрьские убийства в тюрьмах. «Народные суды» врывались в тюрьмы, где в то время были заключены роялисты, не присягнувшие священники и другие подозреваемые в нелояльности к революции люди, и расправлялись с ними на месте. Позже жирондисты обвинили в организации этих убийств Дантона, Марата и Робеспьера, потому что Марат и Дантон на заседаниях Коммуны одобрили эти действия «народного террора», а Робеспьер обошел эти события молчанием.
21 сентября 1792 г. в Париже собрался Национальный Конвент, который официально упразднил королевскую власть и провозгласил республику, которая вошла в историю Франции как Первая республика.
В Конвенте шли дебаты о суде над королем Людовиком XVI. Жирондисты пытались не допустить суда над королем, дать ему возможность выехать за границу. И этот вопрос о суде над королем стал новым поводом для схваток всех партий и групп и в первую очередь жирондистов с монтаньярами. Робеспьер в своей первой речи по этому вопросу оказал: «Или Людовик виновен, или революция не может быть оправдана». Эта речь Робеспьера, по мнению историков, «склонила весы национального правосудия на сторону смерти». Людовик XVI был гильотинирован 22 сентября 1794 г.
Декларация прав человека и гражданина 1789 года
Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.
Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» - ст. 1). Именно «забвение прав человека», пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств»[1].
В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
Идея свободы была центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждении и т.д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе «неприкосновенным и священным». Незыблемость частной собственности была гарантирована: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст. 17)[2].
Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т.д.).
В декларации была осуществлена своеобразная «национализация» государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на «собственном праве короля», а трактовалась как выражение национального суверенитета. Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации.
Закон рассматривался как «выражение общей воли» (ст.6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам «сообразно их способностям» в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.
Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно»; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные».
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на «твердой основе закона». В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: «Только то дозволено, что разрешается». Согласно же ст. 5 Декларации, все, «что не воспрещено законом, то дозволено», и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе[3].
Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст.8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения».
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст.7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. С другой стороны, каждый гражданин, «задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться». Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и, прежде всего, в разделении властей. Согласно ст. 16 «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.
Конституция 1791 года
Самым главным итогом первогоэтапа революции и деятельности Учредительного собранияявилась Конституция, окончательный текст которой был составлен на основе многочисленных законодательных актов, имевших конституционный характер и принятых в 1789- 1791 гг. Из-за противодействия со стороны короля она была утверждена лишь 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.
В преамбуле был конкретизирован и получил развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов»[4].
Конституция существенно расширяла по сравнению с Декларацией 1789г. перечень личных и политических прав и свобод, в частности, предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государев венным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии, запрещенных еще законом Ле Шапелье.
В Конституции предусматривались также некоторые социальные права.
Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых, детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными». В Конституции получила дальнейшее развитие и концепция национального суверенитета, который «един, неделим; неотчуждаем и неотъемлем». Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых «лишь путем уполномочения», Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.
Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился прежде всего в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества, и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой.
Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела Королевскую присягу «на верность нации и закону».
Вместе с тем Конституция объявляла особу короля «неприкосновенной и священной», наделяла его значительными полномочиями.
Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка и спокойствия. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал ;и увольнял . министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрасигнации (подписи-скрепы) соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство.
Король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право вето. Конституция закрепила за королем отлагательное, а не абсолютное вето. Вето короля преодолевалось лишь в том' случае, если два последующих состава законодательного корпуса представят тот же законопроект «в тех же самых выражениях». Королевское вето не распространялось, однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера.
Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. Оно, как это вытекало из принципа разделения властей, не могло быть распущено королем.
В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Члены Законодательного собрания должны были руководствоваться клятвой «жить свободными или умереть». Они не могли подвергаться преследованиям за выраженные словесно или письменно мысли или за действия, совершенные при выполнении ими обязанностей представителей.
В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств. Это делало министров в известной степени зависимыми от законодательной власти. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и конституции». Только Законодательное собрание обладало правом законодательной инициативы,, принятия законов, объявления войны.
Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая «не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем». Было установлено, что правосудие отправляется беспошлинно судьями, .избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.
С другой стороны, и суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления. .
Конституция предусмотрела введение во Франции неизвестного ранее института присяжных заседателей. Участие присяжных предусматривалось как на стадии обвинения и предания суду, так и на стадии рассмотрения фактического состава деяния и вынесения по этому поводу своего суждения. Обвиняемому гарантировалось право на защитника. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть «вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния».
Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.
В ряде вопросов организации государственной власти Конституция следовала консервативной линии, которая проявилась, как отмечалось выше, уже в первые месяцы работы Учредительного собрания. Политическая умеренность его лидеров нашла свое отражение, в частности, в том, что конституция воспроизвела установленное Декретом от 22 декабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных, признав лишь за последними важнейшее политическое право - участвовать в выборах в Законодательное собрание.
Сохранив предусмотренные в этом декрете квалификационные требования, Конституция ввела для активных граждан еще два условия: 1) быть включенными в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гражданскую присягу.
Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях где и проходили выборы представителей в Законодательное собрание. Таким образом, выборы приобретали двухступенчатый характер. Для выборщиков предусматривался еще более высокий ценз - доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100-400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения). Право быть избранным в качестве депутата (пассивное избирательное право) предоставлялось лицам с еще более высоким имущественным доходом.
Привилегия богатства отражалась и в распределении депутатских мест. Одна треть законодательного собрания избиралась в соответствии с размером территории, вторая – пропорционально численности активных граждан, третья – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов.
В Конституции указывалась, что «нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Но устанавливался достаточно сложный порядок. Это делало конституцию жесткой.
Задача
В 1972 году работники одной из текстильных мануфактур города Лиона прекратили работу и потребовали увеличение заработной платы.
Попытки возобновить работу с помощью иногородних паденщиков были сорваны.
Тогда хозяин мануфактуры обратился за содействием к городским властям. Какие меры будут приняты властью и на основании какого закона? Какое наказание ожидает работников?
Решение
Ситуация в данной задаче регулируется Декретом относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии («Закон Ле Шапелье»). Он принят Учредительным собранием 14 июня 1791 г[5].
Итак, ст.4 Декрета гласит: если вопреки принципам свободы и Конституции граждане, связанные между собой общей профессией или ремеслом, примут решение или вступят в соглашения, клонящиеся к тому, чтобы сообща отказываться от работы или же принимать работу, требующую применения их мастерства, лишь по определенной цене, то подобные постановления и решения независимо от того, сопровождались ли они клятвой или нет, объявляются противными свободе и декларации прав человека и считаются недействительными. Административные и муниципальные органы обязаны объявлять об их недействительности. Зачинщики, вожаки и подстрекатели, вызвавшие подобные постановления, а также занимавшие места председателей и редактировавшие тексты постановлений, предаются, по заявлению прокурора коммуны, полицейскому суду и приговариваются к штрафу в 500 ливров каждый с лишением на год прав активных граждан и с воспрещением права входа на первичные собрания.
Заключение
Воистину, благими намерениями вымощена дорога в ад, и чем длиннее тупик - тем больше он похож на дорогу. Нет сомнения, что вожди французской революции искренне желали счастья своему народу - и всей душой следовали принципу «цель оправдывает средства», после чего все их прекраснодушные намерения неизменно приводили к противоположному результату.
Начав с отстаивания всеобщего избирательного права и передачи реальной власти представителям народа, якобинцы заканчивают тем, что «из высших соображений» ликвидируют выборность, сводят робкие попытки самоуправления на местах на нет, а на все ключевые должности назначают агентов центра.
Начав с провозглашения свободы личности, свободы слова, свободы печати, свободы совести, якобинцы заканчивают тем, что получив власть, отменяют все эти свободы из опасений, что «ими воспользуются враги».
Начав с выступлений против смертной казни и всякого насилия, горячо призывая к тому, чтобы свою правоту можно было отстаивать только путем убеждений, якобинцы заканчивают крайней нетерпимостью к любому инакомыслию и установлением режима кровавого террора.
Наконец, начав с борьбы с реальными врагами революции, якобинцы заканчивают тем, что на гильотину отправляются те, кто просто по-своему видит дальнейшую судьбу Франции. «Кто не с нами - тот против нас» - и вот уже в очереди на гильотину вслед за теми, кто «не с нами», выстраиваются те, кто не поспевает за нами, за ними - те, кто не во всем с нами, и нет конца этой кровавой цепочке ...
Могло ли случиться иначе? Мы не в силах переписать историю, но мы в силах хотя бы не повторять пройденное. И да будем мы, живущие в России в конце двадцатого столетия, бдительны. Ибо тот, кто не помнит о прошлом - неумолимо обречен на его повторение.
Список литературы
1. Собуль А. Первая республика 1792-1804. М. 1974
2. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 т. М. 1976-1983
3. Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. М. 1979
4. Манфред А.З. Великая французская революция. М. 1983
5. Карлейль Т. Французская революция. История. М. 1991
6. Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону. 1995
7. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996.
8. Документы истории Великой французской революции т.2. М. Изд-во Моск. ун-та, 1992.
9. История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /[О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.Н. Струнников и др.]. Учебник для вузов [по спец. "Юриспруденция"]: В 2 ч. Издательство: М.:Норма,2004.
[1] Документы истории Великой французской революции т.2. М. Изд-во Моск. ун-та, 1992.
[2] Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1814 гг. Спб. 1996.
[3] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /[О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.Н. Струнников и др.]. Учебник для вузов [по спец. "Юриспруденция"]: В 2 ч. Издательство: М.:Норма,2004.
[4] Там же.
[5] Документы истории Великой французской революции. – т.2. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С.44-45.