Содержание

4. Классификация прицепов 3

4.1 Основные понятия 3

4.2 Классификация прицепов по назначению. 5

4.3 Оборудование различных классов прицепов 8

24. Суда технического флота 11

24.1 Общее понятие и классификация судов технического флота 11

24.2 Характеристики наиболее распространенных судов технического флота 12

Список литературы. 17

4. Классификация прицепов

4.1 Основные понятия

Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством[1].

Автомобиль-тягач (далее — автомобиль) — механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.

Снаряженная масса прицепа — его собственная масса с запасным колесом (если прицеп им комплектуется), без груза.

Разрешенная максимальная или полная масса — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

Прицепы к легковым автомобилям делятся на легкие и тяжелые.

Легкие — прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг.

Тяжелые — прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. В обязательном порядке оснащаются тормозной системой.

Прицепы к легковым автомобилям в обязательном порядке подлежат регистрации в ГИБДД. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС), справка-счет и номерной знак "Транзит". В ПТС содержится информация о марке и модели, а также1 идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Справка-счет является документом, подтверждающим право владения прицепом. Транзитные номера дают право его транспортировки до места постоянной регистрации. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее 5 суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит". При регистрации по месту жительства владельцу выдается свидетельство о регистрации и регистрационный знак.

Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более 5 лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более 5 лет. Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.

Водители, имеющие категории "В", "С" или "Д" водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории "В" можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории "Е" водительского удостоверения.

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством (в дальнейшем — ТСУ) и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

·                     петля-скоба с фиксатором. Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;

·                     беззазорное шаровое ТСУ. Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108—15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве автомобилей перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.

Схема контактов штепсильной розетки ТСУ - Фаркопа, по ссылке - более подробный вариант

Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне

4.2 Классификация прицепов по назначению

Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые, предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения[2]. К прицепам специального назначения относятся:

·                     самосвалы для перевозки сыпучих грузов;

·                     цистерны для перевозки жидкостей;

·                     прицепы для перевозки техники — лодок, гидро- или мотоциклов, снегоходов и т.п.;

·                     прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;

·                     туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;

·                     прицепы-дачи — с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т.п.;

·                     коммерческие прицепы — передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т.п.);

·                     прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей).

Основные узлы прицепа — рама, дышло, кузов и подвеска.

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Дышло — А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы, складная подставка (у некоторых прицепов).

·                     Узел сцепки (рис. 2) служит для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля. Для ТСУ шарового типа узел сцепки состоит из "чашки", надеваемой на сцепной шар, и запорного механизма, фиксируемого рычагом и удерживающего узел на шаре. Некоторые конструкции узла сцепки имеют индикатор износа и механизм регулировки зазора между "чашкой" и сцепным шаром.

Узел сцепки для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля

·                     Страховочные тросы (цепи) предотвращают полное разъединение прицепа и автомобиля в случае расцепления узла сцепки. Фиксируются в специальных страховочных петлях ТСУ. Эксплуатация прицепа без тросов (цепей) не допускается.

·                     Складная подставка служит для удобства загрузки и разгрузки прицепа, отсоединенного от автомобиля, позволяя удерживать его в горизонтальном положении. Для облегчения стыковки прицепа с ТСУ подставка иногда оснащается небольшим колесом.

На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе[3].

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей2), закрепленных на металлическом каркасе.

Кузов туристического прицепа — пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.

4.3 Оборудование различных классов прицепов

Производители оснащают прицепы ступицами собственной конструкции или используют узел, аналогичный ступице легкового автомобиля (как правило, "Жигулей", "Москвича-2140" или ГАЗ-31029). Некоторые прицепы позволяют использовать два типа колес, как "жигулевские", так и "москвичевские". На колеса прицепов монтируются, как правило, камерные шины, для которых установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей (соответственно 1,6 мм для легковых автомобилей). Не допускается установка на одну ось прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также шин с различным рисунком протектора. Необходимое давление в шинах при разном уровне загрузки прицепа иногда указывается в руководстве по эксплуатации последнего.

Прицепы могут оснащаться следующими видами тормозных систем[4].

Рабочая тормозная система — предназначена для торможения прицепа при буксировке. Она не увязывается с рабочей тормозной системой автомобиля, а вступает в работу в зависимости от нагрузки, действующей на узел сцепки (так называемый тормоз наката инерционного типа). Система состоит из устройства управления (рис. 2), расположенного на узле сцепки, и колесных тормозных механизмов (обычно барабанных). Когда автомобиль тормозит, прицеп начинает "догонять" его, упираясь в узел сцепки. Это усилие через поршень и систему рычагов и тяг приводит в действие колесные тормозные механизмы. Когда торможение автомобиля прекращается, "толкающая" сила на узел сцепки исчезает и тормозные механизмы прекращают работу. Продольные колебания прицепа, способные вызвать срабатывание тормозной системы, гасятся горизонтальным амортизатором. Такая конструкция позволяет передавать на колеса прицепа тормозное усилие, пропорциональное замедлению автомобиля. При движении задним ходом у большинства прицепов требуется принудительно отключать рабочую тормозную систему, однако существуют модели, механика рабочей тормозной системы которых "различает" режим торможения и движения задним ходом.

Стояночная тормозная система — предназначена для затормаживания прицепа на стоянке, как вместе с автомобилем, так и отдельно от него. Состоит из рычага стояночного тормоза, аналогичного ручному тормозу автомобиля, который действует на привод рабочей тормозной системы.

Аварийная тормозная система — предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки с тягачом. Выполняется в виде дополнительного страховочного троса, включающего привод колесных тормозных механизмов в случае обрыва ТСУ во время движения.

Согласно ПДД, тормозной путь автомобиля с прицепом, как оборудованным рабочей тормозной системой, так и без нее, при торможении на ровном сухом асфальте со скорости 40 км/ч до полной остановки должен быть не более 13,6 (14,5) м3.

Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации. К обязательным приборам относятся:

·                     два задних указателя поворота оранжевого цвета;

·                     два задних стоп-сигнала красного цвета;

·                     два задних габаритных фонаря красного цвета;

·                     фонарь освещения номерного знака белого цвета;

·                     один или два задних противотуманных фонаря красного цвета4;

·                     два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);

·                     два передних нетреугольных световозвращателя белого цвета;

·                     два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.

Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м — два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.

Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Как правило, электропроводка прицепов выполняется по однопроводной схеме: минус ("масса") — на кузове прицепа, а плюс — по проводам).

Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.

24. Суда технического флота

24.1 Общее понятие и классификация судов технического флота

Земснаряд, общее название судов технического флота, применяемых для подводной разработки и выемки грунта при дноуглубительных работах, в гидротехническом строительстве и т.д[5].

Таблица 1

Суда технического флота[6]

Многочерпаковые снаряды советской, немецкой, чехословацкой и японской постройки.

Землесосные снаряды советской, чехословацкой и японской постройки.

Одночерпаковые снаряды советской постройки.

Скалодробильные снаряды советской постройки.

Проекты 16-11, 26-40С, 469, 907, 946, Р-94, 81650 и др. Моторизованные завозни советской и чехословацкой постройки.

Проекты 711, 903, Р-122, 81030, 81420 и др. Грунтоотвозные шаланды советской и японской постройки.

Плавучие краны советской, немецкой, венгерской и австрийской постройки.

Проекты 20, 47, 48, 78, 116, 118, 123, 133, 613, 879, 904 и др. Пассажирские и грузопассажирские дебаркадеры советской постройки.

Проекты 70, 95, 283, 645, 881, Р-140, 81020, 81120, 81130 и др. Брандвахты советской постройки.

Проекты 1389, Р-21, Р-63, Р-116, 81680 и др. Плавучие перегружатели советской постройки.

Проекты 1881, 3081 Водооткачивающие суда советской постройки.

Проекты 540, 1758, Р-39, Р-101 и др. Плавучие доки советской постройки.

Проекты 447, 889, Р-81 и др. Плавучие базы и плавучие мастерские советской, немецкой и болгарской постройки.

Охарактеризуем два самых массовых вида судов технического флота

24.2 Характеристики наиболее распространенных судов технического флота

Теплоходы типов БОЛЬШАЯ ВОЛГА и ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА.

Описание. Теплоходы типов БОЛЬШАЯ ВОЛГА (пр. 11) и ШЕСТАЯ ПЯТИЛЕТКА (пр. 576) - средние сухогрузные суда, имеющие четыре трюма с люковыми закрытиями, с двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Самая успешная и массовая серия судов такого класса в СССР. Суда предназначены для насыпных, навалочных, тарно-штучных грузов, таких как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в бревнах. В процессе эксплуатации некоторые суда были оборудованы носовыми упорами для толкания баржевых секций; на некоторых были сняты люковые закрытия для облегчения разгрузочных работ при перевозках насыпных грузов. Большинство судов были модернизированы с частичной заменой оборудования; некоторые получили новую ходовую рубку. В 90-х гг. несколько судов были реконструированы для возможности их выхода в море.

Модификации. Суда проекта 11 изначально имели съемные крышки трюмов, оборудованные вентиляционными раструбами. Две разновидности этого проекта внешне отличаются формой ограждения мостика. Проект 576 - дальнейшее развитие пр. 11, предусматривающее установку машин увеличенной мощности и широких механизированных сдвижных закрытий трюмов. Внешне суда пр. 576 отличаются более высокой носовой частью и широкими окнами надстройки. Существуют две модификации пр. 576, различающиеся конструкцией винто-рулевого комплекса: с тремя обычными рулями или с двумя рулевыми насадками. Суда поздней постройки имеют надстройку с иллюминаторами вместо окон. Во время капитальных ремонтов на судах пр. 11 машины и крышки трюмов заменялись по образцу пр. 576; окна в надстройке на многих судах обоих проектов были заменены на иллюминаторы. На основе пр. 576 были созданы танкеры типов "Лось" и "КамГЭС".

Серийное строительство. Строительство теплоходов типа "Большая Волга" велось с 1948 по 1956 гг. в СССР; всего построено порядка 120 - 130 единиц. Строительство теплоходов типа "Шестая Пятилетка" велось с 1956 по 1961 гг. в СССР и по 1968 г. в Румынии; всего построено до 250 единиц. Судам присваивались названия, в основном, в честь городов СССР.

Распространение. Теплоходы типа "Большая Волга" поставлялись Волжскому и Волго-Донскому пароходствам; теплоходы типа "Шестая Пятилетка" - Волжскому, Волго-Донскому, Камскому, Московскому, Северо-Западному, Обь-Иртышскому, Енисейскому и Украинскому Днепровскому пароходствам. В настоящее время многие суда этих типов выведены из эксплуатации или списаны, однако они до сих пор являются одними из основных перевозчиков на реках Волжского бассейна, Волго-Донском канале, канале Москва - Волга, Волго-Балтийском водном пути.

Теплоходы типов ДОН, СУХОНА и ВЕТЛУГА или СТ (пр. 276, 2760 и 27-410).

Описание. ГТ и СТ - общие серийные названия небольших сухогрузных судов различных типов (пр. 276, 2760, 27-410, 765, 765А, 765 р.ф., 585, 821, 898, 898А, 898Б, 926, 932, 912А, 912Б, 912В, 912И/П, 912М, 81360, 81365 и другие). Суда широко различаются по времени постройки и эксплуатационным характеристикам. Название серии ГТ означает грузовой теплоход, СТ - сухогрузный теплоход. Название и нумерация некоторых старых серий изначально зависели от пароходств и принятых в них общих нумераций грузовых судов; нумерация более поздних серий, как правило, определяет грузоподъемность судов.

Проекты 276 и 2760. 700-тонные суда немецкой постройки, имеющие четыре трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Проект 2760 - модификация, отличающаяся обновленной надстройкой и кормовой частью корпуса. Суда строились с 1949 (пр. 276) и с 1955 (пр. 2760) по 1968 гг.; всего построено 120 единиц. Судам присваивались названия в честь рек СССР и серийные названия СТ с номерами семисотой и восьмисотой серий. На основе пр. 2760 были созданы суда-плавмагазины типа ПМ (пр. 2766).

Проекты 765, 765А, 765 р.ф. и 585. 600-тонные суда советской постройки, имеющие три трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда строились с 1955 по 1964 гг. на нескольких судостроительных заводах в двух модификациях, внешне отличающихся конструкцией надстройки. Модификация завода "Ленинская Кузница" имеет надстройку с открытыми проходами вдоль бортов. Всего судов пр. 765 и его модификаций построено несколько сот единиц. Судам присваивались названия в честь рек СССР и серийные названия СТ с номерами из общих нумераций грузовых судов различных пароходств: в Камском пароходстве - трехсотая серия, в Московском - четырехсотая (серийное название ГТ), в Бельском - 500, в Волжском - 600, в Енисейском - 700, в Ленском - 900; в Северо-Западном пароходстве изначально присваивались серийные названия СТ6, затем замененные на обычные. С 1957 г. на основе пр. 765 строились рефрижераторы проекта 585 (серийное название "Рефрижератор2"); с 1958 г. - танкеры типа ТН (пр. 866).

Проект 821. 150- и 200-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда строились с 1956 г.; им присваивались серийные названия ГТ. С 1960 г. на основе пр. 821 строились танкеры проекта 868; с 1963 г. - плавмагазины проекта 897; с 1972 г. - очистительные станции проекта 354К.

Проекты 898, 898А, 898Б и 926. 300-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Дальнейшее развитие проекта 821 с увеличенной длиной корпуса. Модификации пр. 898 отличаются конструкцией рубки и кормовой частью корпуса. Проект 926 - более современная модификация, оснащенная подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда строились с 1958 (пр. 898) и с 1960 (пр. 926) гг. на нескольких судостроительных заводах, из них на заводе "Балтия" построена 31 единица. Судам присваивались серийные названия ГТ с номерами сотой и, возможно, других серий и собственные имена.

Проект 27-410. 680-тонные суда немецкой постройки, имеющие два трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные подъемно-опускной рубкой и подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда строились с 1962 г.; им присваивались названия в честь рек СССР.

Проекты 912А, 912Б, 912В, 912И/П и 912М. 350-тонные мелкосидящие суда советской и российской постройки, имеющие два трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Пр. 912А и 912Б - суда для Амура и других восточных бассейнов; две модификации отличаются конструкцией подъемного крана и незначительно размерами корпуса и водоизмещением. Проект 912В - модификация, отличающаяся более современной надстройкой и измененными деталями конструкции, строившаяся как для восточных, так и для европейских бассейнов. Суда строились с 1964 (пр. 912А), с 1968 (пр. 912Б) и с 1981 (пр. 912В) гг. на нескольких судостроительных заводах. С 1986 г. на основе пр. 912В строились суда проекта 912И/П, оборудованные изгибающим сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на реках с малым радиусом закругления; в 90-х гг. - суда-плавмагазины проекта 912М. Судам, как правило, присваивались серийные названия СТ с номерами различных серий.

Проекты 81360 и 81365. 400-тонные мелкосидящие суда советской и российской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, в том числе, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда оборудованы сцепным устройством для работы с баржами-приставками. Суда строились с 1988 по 90-е гг. на нескольких судостроительных заводах, из них на Великоустюгском заводе построено 13 единиц. Судам присваивались серийные названия СТ с номерами 500 серии (возможно, только нечетными) и собственные имена.

Другие серии. Серийные названия ГТ и ГТМ присваивались также небольшим сухогрузным судам других типов, в том числе, проекта 932. Серийное название СТ присваивалось и более крупным судам различных типов, в том числе, овощевозам СТ-1300 (пр. 19620, Р-168 и 191).

Распространение. Во многих пароходствах под серийными названиями СТ и ГТ были объединены разнотипные сухогрузные суда, в том числе, поступившие из Германии в счет репараций после войны. Суда, построенные позднее по различным типовым проектам, поступали во все пароходства европейской и восточной частей России и Украины. В настоящее время многие суда старой постройки списаны.

Список литературы

1.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Автомобильное дело. – М.: Наука, 2001.

2.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.     Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ и его техническое оснащение / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003.

4.     Федоров С.П. Речной флот Российской Федерации. – М.: Дрофа, 2002.

5.     http://farcop.4wd.ru

6.     http://www.riverships.ru


[1] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ и его техническое оснащение / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 234.

[2] http://farcop.4wd.ru/techinfo/pricep.php

[3] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Автомобильное дело. – М.: Наука, 2001. – с. 89.

[4] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Автомобильное дело. – М.: Наука, 2001. – с. 199.

[5] Федоров С.П. Речной флот Российской Федерации. – М.: Дрофа, 2002. – с. 177.

[6] http://www.riverships.ru/russian/types/?grp=10