Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Теоретические основы определения сущности свободных экономических зон____________________________________________________________ 5

1.1.  Понятие «свободная экономическая зона»____________________ 5

1.2.  Классификация свободных экономических зон________________ 8

Глава 2. Мировая практика создания и функционирования свободных экономических зон_____________________________________________ 16

2.1. Свободные экономические зоны в странах развитой рыночной экономики____________________________________________________________ 16

2.2. Свободные экономические  зоны в развивающихся странах____ 20

Глава 3. Свободные экономические зоны в России___________________ 28

3.1. Опыт создания свободных экономических зон в России________ 30

3.2. СЭЗ в законодательстве РФ________________________________ 37

Заключение____________________________________________________ 40

Список используемой литературы________________________________ 42

Введение

В условиях приобретения политической и экономической независимости увеличение открытости экономики  России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения  экономической безопасности. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон.

Понятие свободные экономические зоны  объединяет несколько типов особой организации экономической жизни на, как правило, компактных территориях. Типы и подтипы специальных зон различаются по назначению и механизмам регулирования. Во всех видах особые экономические условия фиксируются соответствующими нормативно-правовыми нормами.

Главный признак свободной экономической зоны – на ее территории не действуют таможенные условия (тарифные и нетарифные), обязательные для основной территории страны, т.е. в национальном таможенном пространстве свободные экономические зоны являются исключением.

СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, развитие импортозамещающих производств. Поскольку государственная поддержка свободных экономических зон требует значительных финансовых средств (прямые инвестиции, компенсация выпадающих налоговых доходов и пр.) и институциональных усилий (создание специальных законов, контроля и пр.), то число создаваемых СЭЗ не должно быть большим. Иначе формирование и развитие СЭЗ рискует превратится в вялотекущтй процесс, создающий помехи для развития основной территории страны.

Широкий круг проблем, связанных с функционированием СЭЗ, является предметом пристального внимания со стороны ученых-экономистов.  Так  вопросы создания и функционирования свободных экономических зон исследуются в трудах Бабинцева В., Борисовой Т., Волнухина Х.,  Гранберг А., Ковалева А., Семенова Г. и других.

Анализ свободных экономических зон в мировой практике дается в трудах Андриянова В., Тимониной И. и других.

 Свободные экономические зоны и их роль в инновационной политике развитых государств рассматриваются в трудах Бунегиной И., Потаниной В. и других.

Опыт создания СЭЗ в России изучается в работах Андреева В., Борисовой Т., Данько Т.,  Казакова И., Островского В., Савина В. и других.

Целью данной работы является анализ теоретических основ и практики функционирования свободных экономических зон в мировом хозяйстве и формулирование на этой основе перспектив развития свободных экономических зон в России.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

·        изучить понятие «свободных экономических зон» в мировой экономике;

·        осуществить классификацию свободных экономических зон;

·        проанализировать мировую практику создания и функционирования свободных экономических зон;

·        рассмотреть свободные экономические зоны в странах развитой рыночной экономки;

·        изучить опыт становления свободных экономических зон в развивающихся странах ;

·        описать принципы создания и особенности функционирования свободных экономических зон в России.

Глава 1. Теоретические основы определения сущности свободных экономических зон

1.1.  Понятие «свободная экономическая зона»

Сегодняшняя практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей СЭЗ. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в их многообразии, важно определить, что понимается под СЭЗ. Необходимо выделить основные определения СЭЗ.

Во-первых, СЭЗ можно определить как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающую распределение и производство общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально-экономическом развитии страны.[1] Под это определение подходит все существующее ныне многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько определенных социально-экономических задач, специально поставленных перед ней и выделяющих эту составную часть из общего ряда хозяйствующих субъектов и хозяйственной практики.

Чаще всего в качестве таких целей определяется интегрирование в мировое хозяйство через СЭЗ  всей страны. При этом не имеет значения, какая более мелкая, частная подцель ставится государством, создающим СЭЗ, — наращивание экспорта товара, импорта капитала, привлечение передовых высоких технологий, соответствующая подготовка кадров и т.д.

При создании любого типа СЭЗ в них создаются такие условия, в которых довольно быстро вызревает производственная инфраструктура, адекватная современной мирохозяйственной сфере.

Для СЭЗ характерно развитие международного экономического сотрудничества практически во всех возможных формах, что дает им пульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры в СЭЗ, но и к отсечению (ликвидации) омертвевших управленческих звеньев, технологических цепей и т.д. Это означает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса СЭЗ и его встраивание как в национальную, так и в мировую экономику.

Рассматривая СЭЗ с точки зрения размещения производительных сил следует иметь в виду, что, определяя ту или иную часть территории страны в качестве свободной экономической зоны для достижения конкретной цели, государство достигает ее, развивая там конкретные отрасли производства. При этом оно использует имеющиеся там факторы производства и привлекает недостающие как со своей территории (например, рабочую силу), так и из других стран (например, капитал, технологии и т.п.). Результатом такой деятельности государства неизбежно являются изменения в размещении производительных сил, экономических потенциалов отдельных регионов и страны в целом.

Для СЭЗ характерны особые, по сравнению со всей страной, экономические отношения производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведенного на его территории. Эти отношения могут быть определены как преднамеренно видоизмененные в сравнении с господствующими в данной стране.

Данная характеристика приложима только к тем зонам, которые создаются в переходных экономиках. Но при этом не суть важно, от какой экономики к какой осуществляется переход.[2]

Есть еще одна, общая для любых СЭЗ, черта, характеризующая их, — это способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Эта черта проистекает из того, что, несмотря на определенную обособленность, СЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их развития должны отразиться и обязательно отражаются на национальной экономике. В частности, стихийность, отсутствие проработки динамики (этапности) в формировании СЭЗ может приводить к негативным последствиям в самой зоне и в экономике всей страны. Положительное диффузное воздействие СЭЗ проявляется в преобразовании территории СЭЗ и отраслей, на них развивающихся, в подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, ной в других отношениях, тем самым способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже других странах.

Практически во всех существующих определениях СЭЗ содержится признак, характеризующий их границу.

Свободные зоны всегда имеют границы и для граждан, занятых на их территории. На этих границах устанавливается специальный пропускной режим. Но какая бы граница не отделяла территорию СЭЗ от других территорий страны, СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, ее территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. Поэтому нам представляется правомерным рассматривать СЭЗ как искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающуюся от нее. И уж ни в коем случае нельзя рассматривать границу СЭЗ как межфирменный стык, на котором реализуется современное МРТ, перешагнувшее рамки национальных границ.[3] В противном случае в качестве СЭЗ можно рассматривать любое государство, принимающее прямые иностранные инвестиции и разрешающее создавать на своей территории полностью иностранные или совместные предприятия.

Обобщая изложенные выше существенные признаки СЭЗ, сформулируем общее ее  определение.

Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ.[4]

1.2.  Классификация свободных экономических зон

В мировой практике существует широкое разнообразие типов СЭЗ, каждый из которых наряду с обязательным наличием отмеченных выше общих черт имеет специфику Специфика обусловлена множеством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. В их числе следует указать месторасположение, конфигурацию, размер территории, на которой располагается СЭЗ; наличие и качество производственных и других ресурсов; особенности природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании и др.

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы.

Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Для этих зон характерны три основных признака:

 во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;

во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»);

 в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле «свободными», на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

В составе свободных торгово-складских зон специалисты выделяют зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Болгария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свойства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств товара.

Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отделены от экономического пространства страны таможенной и даже государственной границей.

Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме названных функций выполняют погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.

Экспортно-производственные зоны.  В них создаются промышленные предприятия, в том числе и «отверточного» типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства.

Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге, содействует более быстрому социально-экономическому развитию других районов и страны в целом.

Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.

В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют зоны совместного предпринимательства, зоны свободного предпринимательства, предпринимательские зоны, специальные экономические зоны. К ним могут быть отнесены также отдельные иностранные предприятия, пользующиеся особыми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки.

В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпринимателей и жителей зоны.

Научно-технологические зоны. Отличительная черта этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета. Цель создания таких зон - мобилизовать все доступные материальные и трудовые ресурсы для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обес­печить новые рабочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране (4, с. 62J.[5]

В зависимости оттого, что преобладает в экономической структуре научно-технологической зоны, различают три их типа:

1. Инновационный центр. Это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.

2. Собственно научный парк. Это достаточно большая территория, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).

3. Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних.

Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинированные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах. Именно в таких зонах, охватывающих города, районы, области и края (или их части), возможно образование новых административно-территориальных единиц или включение в состав зоны прилегающих территорий, преимущественно в районах нового хозяйственного освоения и развития их как зон совместного предпринимательства (ЗСП).

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа:  анклавные (замкнутые) и интеграционные.[6]

Замкнутые полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от вне зонального внутреннего механизма - административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.

Замкнутые зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующими экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают страны с низким уровнем экономического развития и материального благосостояния населения.

Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику.  Как правило, первоначально они представляли собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, создававшиеся для обеспечения транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов этих зон диверсифицировалась.

В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим.

Размер территории, отводимой для размещения свободной зоны, чрезвычайно дифференцирован. Они могут занимать территорию от нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различают микрозоны (территория одного предприятия, порта), а также зоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

Каждый тип международной СЭЗ различается степенью либерализации движения факторов производства внутри нее, а также таможенного режима для стран-участниц экономической интеграции и третьих, внешних по отношению к ним, стран.

Зоны свободной торговли - первая, начальная форма объединения двух и более национальных хозяйств, в пределах которого страны-участницы упраздняют между собой торговые барьеры, но сохраняют каждая свои торговые барьеры по отношению к третьим странам.

Таможенный союз предполагает упразднение всех ограничений в торговле товарами и услугами между странами-участницами. Для этого они учреждают единую систему внешних торговых барьеров и снимают таможенные службы на границах.

Общий рынок - следующая ступень эволюции международных СЭЗ. В них, помимо свободы передвижения товаров внутри группировки, свободно перемещаются факторы производства (капитал, рабочая сила).

И, наконец, полный экономический союз, который предполагает унификацию экономической политики стран-участниц, включая денежную, налоговую, социальную в отношении торговли, движения рабочей силы, перелива капитала.

Перемещение факторов производства в таких СЭЗ подчиняется общим экономическим законам: капитал течет туда, где дешевле рабочая сила; технологии -туда, где они могут быть использованы более эффективно, и, наконец, просто происходит обмен факторов производства, дефицитных в одной стране на избыточные в других. Результатом такого обмена является выравнивание качества и цен факторов производства сначала внутри ЗСТ, а затем через международный обмен товарами и услугами и в масштабах мировой экономики. Безусловным преимуществом таких зон является, в конечном счете, выравнивание уровня экономического развития стран-членов СЭЗ на максимально возможном для данного объединения уровне (уровень наиболее развитой страны).[7]

Т.о.  СЭЗ - это суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ.

СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств.

Таблица 1

Мировое «семейство» свободных экономических зон

В соответствии с хозяйственной специализацией.

 

Зоны свободной торговли

Промышленно-производствен-ные

Технико -внедренческие

Сервисные

Комплексные

 Торгово-производственные   

Научно-промышленные

Инновационные центры

Зоны свободного предпринимательства

                                                                                                 технополисы

Свободные таможенные

Импортные и импортозаменяющие

Зоны банковских и страховых услуг

Специальные экономические зоны (Китай)

Свободные порты

Экспортоимпортозаме-няющие

Оффшорные

Территории особого режима (Бразилия, Аргентина)

транзитные

экспортные

рекреационные

Особые экономические зоны (Россия)

В соответствии с размером и способом организации

Территориальные

Функциональные (режимные)

Промышленные и научные парки

Торгово-складские комплексы

Финансовые центры

«точки»

(предприятия)

Глава 2.  Мировая практика создания и функционирования свободных экономических зон

2.1. Свободные экономические зоны в странах развитой рыночной экономики

СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

Начало современным СЭЗ в странах развитой рыночной экономик положила зона внешней торговли (Foreign Trade Zones), созданная в США 1934 г. для активизации внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек для производства автомобилей. СЭЗ стали склады. доки, аэропорты. Беспошлинно импортировались товары, которые использовались для экспортного производства в зоне, а на товары, которые шли на внутренний рынок США, распространялись все таможенные процедуры.

Позже развитым вариантом такой зоны стала зона благоприятствования, созданная в 1957 г. в Ирландии с центром в аэропорту «Шеннон» целью обеспечить дополнительно 300 рабочих мест.[8]

Компании, действующие в ЗВТ, могут отсрочивать выплаты (или вообще их избегать), снижать тарифы на проходящие через зону товары и т.д. Эти товары могут закупаться для хранения, переупаковки, обработки и распределения. Они не выступают объектами формального таможенного контроля, однако в случае их доставки из зоны в таможенное пространство США безоговорочно подлежат прохождению всех предусмотренных таможенных процедур. Движение товаров через ЗВТ может происходить в самых разных направлениях - одни товары импортируются в зону и потом переправляются в третью страну или в США, другие товары - отечественного производства - направляются в зону для их «доводки» до экспортной кондиции перед окончательным вывозом за рубеж и т.д.

Впервые ЗВТ были созданы в соответствии с Актом 1934 г. Цель их создания состояла в активизации участия США в мировой торговле. Это был тяжелый период Великой депрессии, и предполагалось, что ЗВТ, помимо прочего, значительно снизят уровень безработицы в стране. В настоящее время основным стимулом создания таких зон выступает возможность существенно снизить тарифы на импортируемые детали и компоненты для ряда отраслей (наиболее яркий пример - автомобильная промышленность).

Авторы выделяют два основных типа ЗВТ: зоны общего назначения (general purpose, GP) и субзоны специального назначения (special purpose, SP).[9]

GP-зоны находятся под наблюдением Таможенной службы США и законно функционируют вне их таможенного пространства. Они обычно расположены в районах складирования товаров, вблизи доков, промышленных парков и аэропортов.

В настоящее время в США функционируют более 200 зон и субзон, создание и управление которыми осуществляет Департамент ЗВТ. С момента выдачи Департаментом разрешения на создание зоны до начала ее функционирования требуется от шести месяцев до трех лет. В ряде случаев GP-зоны преднамеренно создаются лишь для того, чтобы открыть дорогу некоторым SP-субзонам, и после того, как эта задача решена, остаются пассивными.

Экспортно-производственные зоны в США также имеют собственную версию. Они создаются как зоны предприятий (ЗП). ЗП - специальные территории (анклавы), в которых действующие предприятия получают от местных, штатовских или федеральных властей определенные преференциальные права. Они создаются в экономически депресивных районах больших городов с высоким уровнем безработицы и обычно занимают площадь в несколько квадратных километров.

При принятии решения о создании зоны предприятия в каком-либо районе власти пользуются несколькими критериями, среди которых можно выделить два наиболее важных: более 70% жителей района должны иметь доход на человека (семью) ниже 80% от среднегородского  (национального) уровня; процент безработицы в районе должен значительно превышать городской (национальный) уровень.

Первая зона предприятия была создана лишь в 1980 г. (во Флориде). Концепция этих зон постоянно модифицируется. Многие штаты проявляют заметную активность в ее реализации, создавая новые зоны и предоставляя новые стимулы их пользователям. Подобные зоны являются малой финансовой обузой для федеральных и местных бюджетов, бюджетов штатов, а активизирующееся предпринимательство и растущая занятость в зонах приводят к снижению расходов на социальные программы в них.

В США действуют и традиционные экспортно-производственные зоны, в том смысле, что в них привлекается иностранный капитал, иностранная рабочая сила, различные элементы для производства готовой продукции (на «отверточных предприятиях», например). Отличительная особенность таких зон в СРРЭ состоит в том, что даже тогда, когда они постепенно трансформировались из «торговых центров», они переходили к производству товаров преимуществен но для внутреннего рынка. Поданным Комитета по  расследованию деятельности правительственных органов палаты представителей Конгресса США, «большая часть готовых изделий поступает на внутренний рынок — примерно 89% всей продукции, производимой в свободных торговых зонах, потребляется в Соединенных Штатах, 11% поступает  на рынки иностранных государств».[10] Примерно 85% предприятий действующих в этих зонах, специализируются на производстве деталей и узлов автомобилей.

Зоны свободной торговли имеются практически во всех странах Западной Европы. В Германии находятся шесть городов-портов, являющихся сводными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах производится погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение, сортировка, маркировка и продажа товаров, организуются выставки товаров и торги, ремонтируются суда, предоставляются банковские и страховые услуги. Особый преференциальный режим на их территории создается, главным образом, путем отмены таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость (НДС), образуемую в результате доработки и переработки товаров на территории зоны-порта.

Важное место в СРРЭ занимают научно-технологические зоны. В США этот тип зон представлен научными парками (НП). Для их создания в стране существовал и все необходимые предпосылки: наличие большого числа инновационных идей; доступ к источникам венчурного капитала; наличие развитой инфраструктуры НИОКР и промышленности; привлекательные условия жизни и отдыха.

В качестве критерия эффективности научно-технологических зон специалисты рассматривают создание локализованной среды, которая «перманентно генерирует новые технологии, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей» и поддержку которой обеспечивает сеть исследовательских, учебных и коммерческих организаций .

Нельзя упускать из виду, что такие зоны формируют научно-техническое ядро национальной (а возможно и мировой) экономики. Это происходит за счет образования (либо расширения) наукоемкого сектора, прежде всего, в сфере услуг, высокотехнологичной промышленности, соединения достижений науки с практикой, что во многом определяет научный и технический потенциал всего национального хозяйства.

НТЗ в Японии начали создаваться в 80-х гг. по программе «Технополис», разработанной Министерством внешней торговли и промышленности Японии. В соответствии с этой программой предусматривалось создание в отдельных отстающих в экономическом развитии префектурах страны около 20 научно-технических зон, получивших название технополисов [11], которое расшифровывалось как город и прилегающая к нему территория, где в органичном единстве размещены предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, научные учреждения, вузы, готовящие для технополиса научные  и инженерные кадры, и жилая застройка с соответствующей современной производственной и социальной инфраструктурой.

Как и все СЭЗ, технополисы в Японии предполагали участие в них государственных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала. С этой целью на их территории предусматривались различные меры кредитного и налогового стимулирования. Так, фирмам, относящимся к отраслям «высокой технологии», разрешалось списывать в первый год 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений; государство оплачивало треть расходов по совместному проведению исследований префектурными лабораториями и мелкими фирмами.

2.2. Свободные экономические  зоны в развивающихся странах

Наибольшее распространение в развивающихся странах получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем. Что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в МРТ, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

В этой связи СЭЗ во многих развивающихся странах нередко становится основной концепцией экономического роста, рассчитанного на определенный, вполне исторически обозримый (20-30 лет) период, и, как свидетельствует мировой опыт, такая стратегия оправдана. Совокупный объем экспорта в ЭПЗ развивающихся стран в 1995 г. превысил 25 млрд. долл.

ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентировано на внешний рынок, ибо только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить конвертируемую валюту, необходимую им для  эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения – 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов – 12-15%, льготный государственный кредит – 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.[12]    

В настоящее время в большинстве СЭЗ электронная промышленность занимает доминирующие позиции. На нее приходится 30% количества предприятий и 55—60% рабочей силы в СЭЗ. Они концентрируются в основном в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань) и в некоторых латиноамериканских странах, таких, как Мексика, Гаити, Сальвадор.

Особую поддержку государств в этой группе получают предприятия, не требующие больших капиталов, но производящие продукцию, имеющую спрос на мировом рынке (компьютерное оборудование, средства связи, детские электронные игрушки, спортивный инвентарь и т.п.).

 Швейные и текстильные отрасли тоже привлекают большой объем иностранных инвестиций. Они используют 15—20% рабочей силы, охватывают 20% числа предприятии в СЭЗ. Как правило, в этих отраслях инвестиции    осуществляются в совместной форме.

Приоритет, отдаваемый этим отраслям в СЭЗ, во многом связан с наличием в развивающихся странах необходимых факторов производства (главным образом дешевой рабочей силой), относительной простотой и доступностью технологии производства (не требующих высокой квалификации  рабочей силы).

Свободные экономические зоны в развивающихся странах имеют существенные различия в размерах занимаемой ими территории. Так, поданным Института мировой экономики АОН СРВ, общая площадь каждой СЭЗ в Азии составляет от 10,5 га, как в г. Джакарте (Индонезия), до 425 га, как в Лепте (Филиппины).  Важно правильно выбрать местоположение зоны. Практика показывает, что все СЭЗ без благоприятного месторасположения неэффективны. [13]

Большое значение при выборе места расположения СЭЗ развивающиеся страны уделяют наличию на выбран ной территории более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры.

Особую значимость для СЭЗ в развивающихся странах имеет накопление или поиск первоначального капитала, поскольку все расходы по созданию зон, как правило, ложатся на принимающую сторону.  По данным специалистов, стоимость создания 1 кв. км ЭПЗ (при территории более 3 кв. км) требует затрат от 25 до 50 млн. дол. [14]

Какую-то часть средств принимающие страны могут получить в виде кредитов, в том числе льготных, у Всемирного банка или у других мировых кредитных институтов.

Общая отличительная черта ЭПЗ в развивающихся странах - полный запрет или жесткая ограниченность для них на торговлю продукцией, произведенной в зоне, на внутреннем рынке. Это касается даже бракованной и излишней продукции. Например, на Тайване на внутреннем рынке предприятия СЭЗ могут реализовать максимум 2% своей продукции.

Не отличаются большим разнообразием схемы управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь несущественными особенностями, то их можно свести к двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу. Например, в Южной Корее и Тайване таким органом является Управление по промышленной недвижимости (Industrial Estate Administration), которое управляет не только СЭЗ, но и другими индустриальными центрами.

В других странах СЭЗ подчиняются непосредственно специализированному органу по управлению СЭЗ, обычно называемому «Управление СЭЗ» (EPZ Authority). Как правило, в этот орган входят представители разных министерств и организаций, ответственных перед Министерством внешней торговли и промышленности за деятельность СЭЗ.

В настоящее время я развивающихся странах создано более 100 ЭПЗ. Под разными названиями они расположены на всех континентах. Наибольшее их количество приходится на Латинскую Америку (свыше 60), Азию (более 20). Есть они в Африке (АРЕ, Заир, Либерия, Тунис), на Дальнем и Ближнем Востоке.[15]

Предпочтение, которое отдают развивающиеся страны именно этому типу зон, связано с тем, что, кроме ранее обозначенных задач, решаемых ЭПЗ, для их организации не требуется больших территорий. Для относительно небольших по размерам территорий большинства развивающихся стран — это весьма существенное обстоятельство. Кроме того, чтобы ЭПЗ решала задачи по наращиванию экспорта страны, не обязательно создавать крупные предприятия. Мелкие и средние вполне обеспечивают «реализуемые» объемы производства и при этом обходятся относительно небольшими объемами технических, финансовых и материальных ресурсов, что делает их более конкурентноспособными, В таких условиях именно ЭПЗ ускоряют осуществление необходимых изменений в области отраслевой и воспроизводственной структур экономики страны, становясь «катализатором» ее развития.

Особый интерес представляет опыт  Южной Кореи, которой в наибольшей степени удалось использовать ЭПЗ по ее прямому назначению, поэтому рассмотрим это более подробно. Эта зона была создана в 1970 г. в порту Масан, находящемся в 412 км от Сеула и в 74 км от Пусана. Последний по кратчайшему пути соединяет страну с японскими портам и (на о-вах Цусима). Это облегчило привлечение в Корею капитала и техники не только японских ТНК, но и других развитых стран, например США. Одновременно был упрощен путь товаров, производимых в Масанской зоне (MAFEZ) на внешние рынки.[16]

MAFEZ создавалась со следующими целями: привлечь в страну иностранные инвестиции, развить экспорт, увеличить занятость трудоспособного населения и привлечь современные технологии и ноу-хау в Южнокорейскую экономику

MAFEZ занимает площадь 803 тыс. кв.км, в том числе арендовано 532 тыс. кв. км, на которых расположено 84 промышленных производственных корпуса. Остальная площадь принадлежит СЭЗ и на ней размещены 5 корпусов и предприятий, обеспечивающих обслуживание зоны.

Инфраструктура MAFEZ включает в себя железнодорожный и морской транспорт, разгрузочные, упаковочные, ремонтные и другие службы.

Отличительная особенность MAFEZ состоит в том, что управление ею централизованно и автономно от центральных властей. Администрации зоны, возглавляемой Генеральным директором, делегированы все права министерства по исполнению Закона об иностранных инвестициях и других норм права, затрагивающих вопросы функционирования СЭЗ.

На территории зоны находятся: таможня, почта и телеграф, департамент занятости, полиция и пожарная, департамент медицинского обслуживания, банк и страховая компания.

В СЭЗ разрешено организовывать производственные и сборочные предприятия, производящие готовую продукцию на экспорт. Они могут быть как полностью национальными или иностранными, так и совместными.

Из приведенных данных очевидно, что иностранные инвестиции преобладают в СЭЗ. На их долю только в предприятиях со 100% иностранным капиталом приходится более 74% от общего объема инвестиций.

В СЭЗ Масана действуют общепринятые ограничения на импорт .

В СЭЗ действуют льготы по аренде земли на срок до 10 лет, продление льгот набольший срок (еще не более чем на 10 лет) возможно только с разрешения Генерального директора администрации СЭЗ.

Налоговые льготы в MAFEZ типичны для всех зон.

В MAFEZ гарантируется сохранность капитала, репатриация прибыли на капитал иностранных инвесторов, а также дивидендов от продажи акций и прочих доходов с капитала.

Наиболее предпочтительно в зоне развитие производства компьютеров, периферийного оборудования и программного обеспечения, оргтехники, бытовых электроприборов, электроконверторов и запасных частей к ним, электрозвуковых систем, систем связи, медицинского оборудования, точных измерительных приборов, оптики, часовых механизмов и запасных частей к ним, автомобилей, судов, самолетов и запасных частей к ним.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что основная доля инвестиций в MAFEZ направляется и предприятия, производящие электрическое и электронное оборудование и бытовую технику, предприятия точного машиностроения, производство текстильной продукции и готовой одежды. Соответственно распределяются и объемы экспорта по группам товаров.

В настоящее время MAFEZ достигла целей, которые были поставлены при ее создании. И все-таки в ней продолжают расти объемы инвестиций, экспорта.

Одна из существенных составляющих экономической стратегии развивающихся стран - использование последних достижений научно-технического прогресса в развитых странах. С этой целью в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных, создаются научно-технические зоны, преимущественно и форме научно-технических парков.

В Гонконге действуют два научных парка, специализирующихся на разработке новых поколений электронной техники. Их специфика заключается в создании там высокотехнологических товаров на основе формирования венчурных компаний, которые обеспечивают тесное сотрудничество между исследователями, обладающими перспективными научно-техническими идеями, и потенциальными инвесторами, готовыми принять участие в финансировании практического осуществления этих идей.

Наиболее крупным научно-техническим парком среди новых индустриальных стран располагает Тайвань. При его создании был использован опыт американской научно-технической зоны «Силиконовая долина» и технополиса Цукуба (Япония).

Технопарк на Тайване был создан в 1980г. на базе двух крупнейших национальных университетов, в которых насчитывается более 12 тыс. квалифицированных специалистов.

В Сингапуре научный технический парк был создан в 1981 г. Это крупная научно-техническая зона. На ее территории расположены 5 государственных научно-исследовательских институтов, включая Сингапурский государственный университет и около 45 промышленных корпораций. Это — крупнейший центр разработки промышленных технологий и ведущий инновационный центр страны. К середине 90-х гг. правительство Сингапура предполагало образовать 10 агротехнических парков, где должны были быть собраны ведущие специалисты в области зоологии, микробиологии, генетики, биохимии, ветеринарии, энтомологии, биотехнологии и др.

Существенным источником финансирования СЭЗ во многих странах являются отчисления предприятий СЭЗ (вклады в расходы на строительство, эксплуатацию и ремонт в течение 10 лет). Размер этих отчислений и длительность срока их взимания устанавливается обычно администрацией СЭЗ. Например, в СЭЗ Катье-Унг (Тайвань) доля вклада составляет 0,25% валового дохода от импорта и экспорта, в СЭЗ Индонезии она составляет 0,3%. В ряде стран в качестве такого источника средств используют вариант «разделения прибыли», полученной в результате «совмещения» капитала при осуществлении любых видов хозяйственной деятельности в СЭЗ.[17]

Подводя итог рассмотрению опыта создания СЭЗ в развивающихся странах, можно отметить, что этим экономическим институтам они уделяют огромное внимание. Чтобы создать их, развивающиеся страны пользуются  широкой системой льгот как в части управления со стороны государства, так и в части финансирования и, прежде всего, в части привлечения в СЭЗ иностранного капитала.

Глава 3. Свободные экономические зоны в России

В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов. Первый такой склад образован в нашей стране в 1980 г. в Бутове под Москвой для обслуживания Московской Олимпиады. В свободных таможенных зонах можно также осуществлять производственную деятельность. Первые три СТЗ (“Шереметьево”, “Московский Франко-Порт”, “Франко-Порт Гермина”) были образованы в Московском регионе в 1993 г. Затем в стране появились и другие СТЗ.

Первая микро-СТЗ создана в порту Находка. Лицензию на беспошлинную продажу за рубеж своей продукции с испытательным сроком три года получило АО “Дальин-мирлин” (разделка на металлолом торговых, рыболовных и военных судов). Административный комитет СЭЗ “Находка” отказался от распространения льгот на всю территорию Находки и предоставил льготы пяти микрозонам на базе конкретных предприятий. Намечено открытие микрозон “Южморрыбфлотом”, фирмой “Эпси” (сборка компьютеров) и жестяно-баночной фабрикой (обеспечивает своей продукцией весь дальневосточный рыболовецкий флот).

Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны. Первая такого рода зона была образована в Калининградской области 22 января 1996 года. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

31 мая 1999 года был принят закон о создании Особой экономической зоны в Магаданской области. Срок жизнедеятельности этой зоны был определен до 31 декабря 2014 года.

По сведениям на середину июля 1999 года, Госдума приняла в первом чтении закон “Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”. Эта зона ограничена 400-километровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ смогут приобретать имущество, акции и иные ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и права пользования недрами на основе договоров аренды сроком на 20 лет (на основе долевого участия). В зоне БАМ будет установлен особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

Представляется, что существенной слабостью Особых экономических зон является увлечение гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной администрации ограничить свободу трансграничного перемещения товаров, что, на наш взгляд, в конечном счете не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ (речь идет, в частности, об ОЭЗ Калининградской области).

В настоящее время Государственная Дума работает над проектом закона “О свободных экономических зонах”. Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени единственной законодательной базой СЭЗ в России была глава 7 “Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах” закона “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, введенного в действие с 1 сентября 1991 года. Эта глава включала статью 41 “Свободные экономические зоны” и статью 42 “Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах”.

Закон о свободных экономических зонах прошел первое чтение после многих лет работы Государственной Думой над проектом. Основной недостаток этого проекта состоит в том, что из его текста полностью изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу России необходимых ресурсов. В настоящем виде он потерял право называться законом о свободных экономических зонах. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Перечень и размер предоставляемых льгот находится в тесной зависимости от положения на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-то преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно рассчитывать на какой-либо успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны, как Германия, Норвегия, Голландия, Китай, Корея (Южная), но и страны СНГ. Нельзя не учитывать, например, такой факт, что в украинском законе о свободных экономических зонах есть даже специальная статья 15 под названием “Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне”. В этой статье, в частности, говорится: “На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности.

Законодателям, которые разрабатывают российский закон о свободных экономических зонах, надо постоянно иметь в виду, что такой закон есть своего рода приглашение иностранным инвесторам к взаимовыгодному сотрудничеству. Отсюда особые требования к стилю изложения, в котором не допустимы жесткость и категоричность, угрозы и запреты, всякого рода ограничения, проистекающие из непонимания природы сотрудничества в свободных экономических зонах.

3.1. Опыт создания свободных экономических зон в России

Вопрос о создании СЭЗ возник и России в конце 80-х гг. после принятия постановления Сонета Министров СССР от 12 декабря 1988 г. В начале 90-х гг. нормативными актами Верховного Совета РСФСР и правительства Российской Федерации формально было создано 10 свободных экономических зон. В этом же, 1990 г., была создана Международная ассоциация развития свободных экономических зон (МАРСЭЗ). Она дает такое определение СЭЗ в России: «Это особые территориально-хозяйственные образования; как правило, открытые для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».

Согласно этому определению на территории России в 1 млн. кв. км (7% всей территории страны) с июля 1990 г. по июнь 1991 г. были созданы СЭЗ различных типов - от свободных таможенных до комплексных. Статус СЭЗ был закреплен за 11 регионами с численностью населения 18,5 млн. чел. (13% населения всей страны). Однако в стране не было создано соответствующих экономических и правовых условий даже для начала их работы. Уже в 1992 г. регистрация зон была временно прекращена. Более того, в январе 1992 г. Правительством РФ из-за низкой эффективности функционирования СЭЗ была попытка инициировать указ Президента, отменяющий все решения об их создании. Инвестирование долгосрочных программ развития СЭЗ за счет Федерального бюджета в результате жесткой бюджетной и кредитной политики Центробанка России было прекращено. В ответ руководство зон провело организационную работу по формированию их объединенной банковской системы. Управление лицензирования при Центральном банке РФ даже определило статус Головного коммерческого банка СЭЗ (с выдачей генеральной лицензии на валютные операции), в котором доля государственного капитала не превышала 25%[18].

Намерение создать СЭЗ рассматривалось как одна из новых форм активизации внешнеэкономической деятельности, способствующей более быстрому включению страны в мирохозяйственные связи. Они должны были решать общегосударственные задачи: повышение конкурентоспособности национального производства, увеличение притока валюты как от эксорта товаров и услуг, так и от иностранных инвестиций, сокращение затрат на приобретение импортной продукции, ускоренное освоение производства новых изделий и услуг.

Наиболее актуальные задачи, решить которые предполагалось через создание СЭЗ, состояли в следующем:

• совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территорий с постепенным интегрированием экономики зоны и ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующего региона;

• активное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и па внешние рынки;

• развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений за счет более эффективного включения экономики России в систему международных экономических связей;

• насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

• апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мировою рынка;

• практическое обучение российских специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных навыков работы вне зоны.

В 1990 г. был создан специальный орган — Консультативный совет по СЭЗ при Антимонопольном комитете, на который была возложена ответственность за создание СЭЗ в стране; приняты два постановления Верховного Совета РСФСР: «О создании зон свободного предпринимательства» (14 июля 1990 г.) и «О некоторых вопросах внешнеэкономической деятельности РСФСР» (28 августа 1990 г.).[19]

Радикальные изменения внутриэкономического положения страны практически прекратили работы по созданию большинства из объявленных в начале 90-х гг. СЭЗ. И тем не менее формально на 1996 г. в России имеется 18 свободных экономических зон, размещаемых на 15 территориях страны. На них приходится до 1/3 общей площади страны[20]. Они весьма разноплановые. Это свободные порты (Находка и Калининград), технопарки (Зеленоград, «Шерри-зон» -аэропорт Шереметьево), экспортно-производственные зоны (Выборг, Сахалин), концессионные участки (Горный Алтай, Чита, Кемерово). Нельзя не отметить, что сегодня кардинально изменилось видение роли СЭЗ. Если раньше они рассматривались как канал интеграции в мировое хозяйство, то теперь большая часть местных руководителей объявленных территорий рассматривает их как способ обособления от федеральных властей при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых и других экономических и административных преференций.

Отсутствие единого законодательства привело к тому, что одни СЭЗ создавались по решению Совета Министров РСФСР («Находка», «Ева», «Алтай», «Сахалин», «Янтарь», «Даурия»), другие — по постановлению правительства (зона экономического благоприятствования «Ингушетия», «Кавказские Минеральные Воды»); третьи — распоряжением Верховного Совета РСФСР («Кузбасс» в Кемеровской области, «Садко» в Новгородской области); четвертые — указом президента (ЗСТ «Шереметьево», СТЗ «Московский франко-порт в районе аэропорта «Внуково» и «Франко-Порт Терминал — Западный речной порт», СЭЗ «Кабардино-Балкария»).

Пакет нормативно-правовых актов о СЭЗ представлен Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о свободных экономических зонах (1991 г.) и Указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» (04.06.92 г.); совместным письмом Государственной налоговой службы РФ (№ НП-4-Об/93н от 29.06.93 г.) и Минфина РФ (№ 04-06-01 от 25.06.93 г.) «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах». В этих документах определен порядок налогообложения предприятий, зарегистрировавшихся в российских СЭЗ; совместным письмом Государственной налоговой службы (№ ВГ-6-14/420 от 08.11. 94 г.) и Минфина РФ (№ 1-10/34-293 от 08.11.94 г.) «О нарушениях налогового законодательства Российской Федерации в зоне экономического благоприятствования «Ингушетия», изданным в связи с неправомерным изменением Советом Министров Ингушской Республики ставок федеральных налогов, что противоречило федеральному налоговому законодательству

Таким образом, создание и функционирование СЭЗ в России происходит в правовом вакууме, в условиях отсутствия единого четкого законодательства. Это означает, что наличие четкого законодательства поданному вопросу является одним из основных условий их создания и эффективного функционирования. Закон о СЭЗ должен включать подробно разработанный раздел о хозяйственном регулировании деятельности самих СЭЗ и предприятий в них. По полной, сложившейся в мире, схеме он должен включать правила, регламентирующие: I) таможенное регулирование экспортно-импортных операций; 2) налогообложение; 3) лицензирование; 4) визовое оформление; 5) имущественные и залоговые взаимоотношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); 6) предоставление концессий; 7) управление свободной зоной.

Наличие такого закона создаст экономическую стабильность для деятельности иностранных инвесторов и обеспечит решение текущих и перспективных задач, стоящих перед российской экономикой.

Перспективы развития российской экономики, безусловно, связаны с активизацией процесса создания СЭЗ к стране. Учитывая деиндустриализацию, которая имеет место в последние годы в нашей стране, в концепции создания СЭЗ достойное место должны занять экспортно-производственные зоны. Мировой опыт показывает, что такие зоны наиболее адекватны экономическим целям тех государств, которые стремятся к скорейшей интеграции в мировую экономику.

Интерес, проявленный многими странами к ЭПЗ (наиболее распространенному типу особых зон), обусловлен в первую очередь заметными достижениями ряда таких зон за последнее время. Достижения эти отражаются в показателях объема экспорта, уровня занятости, скорости освоения технологий или промышленной модернизации. Однако они не могут считаться уникальным средством.

Практика свидетельствует о том, что зоны никогда не развиваются согласно их первоначальному плану. Как и всякая сложная организация, они живут собственной и весьма динамичной жизнью, в точности предсказать течение которой невозможно. Поэтому, по имеющемуся в литературе справедливому замечанию, залог успеха ЭПЗ заключается скорее не в хорошем планировании на начальных стадиях, а в наделении последующего процесса администрирования высокой адаптивностью и гибкостью.[21]

Распад СССР привел к ситуации, когда из 72 морских портов 32 оказались за пределами России. Из более чем 1500 транспортных судов РФ сохранила за собой свыше 800 (приблизительно столько же имеют и Великобритания, и Франция). В результате нагрузка на морские порты, несмотря на спад производства, резко возросла. Инвестиционные же возможности существенно ограничены. Это требует создания приблизительно десятка зон, аналогичных СЭЗ «Находка». Такие зоны могут быть созданы в Новороссийске, на Сахалине и в других подобных районах.[22]

В России имеются объективные предпосылки создания научно-технических свободных экономических зон — технопарков, технополисов, научных парков. Их предшественниками и даже аналогами можно считать такие российские научные центры, как Академгородок под Новосибирском, «города науки» Дубна и Обнинск в Подмосковье и др. Опыт их создания весьма тщательно изучался, в частности, японскими специалистами при разработке собственной концепции технополисов. Конечно, для этого надо хотя бы сохранить учебные и научные центры и кадры ученых и специалистов. Мотивами иностранного инвестирования в научные парки России могут быть как задействование местных технологических достижений в фундаментальных и прикладных науках, так и использование относительно дешевых высококвалифицированных трудовых ресурсов, освоение местных рынков.

Заслуживают изучения и более подробной разработки идеи создания транспортных коридоров - разновидность транспортных совместных свободных экономических зон, создаваемых Россией с приграничными государствами. Например, на северо-западе России может быть создан транспортный коридор, соединяющий Финляндию и крупнейший транспортный узел России - Санкт-Петербург. Здесь, как известно, расположен крупный порт Балтийского морского и Северо-Западного речного пароходства, главный западный пункт Октябрьской железной дороги, координирующий свою деятельность с помощью Санкт-Петербургской ассоциации транспортных предприятий.

Нельзя не согласиться с рекомендациями международной ассоциации развития СЭЗ в России, изложенными во «Временном положении о свободных экономических зонах», об ограничении СЭЗ пределами завода, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае — небольшими по территории городами. Уже в ближайшем будущем ожидается создание на базе ряда предприятий ВПК «заводов-СЭЗ» в Нижнем Новгороде.

Конечно, чтобы перспективы стали реальностью, необходимо создание соответствующих условий в стране — прежде всего экономическая и политическая стабильность — наличие четкого и устойчивого федерального законодательства, а также разработка методических основ создания СЭЗ и регулирования их деятельности на всех уровнях.

3.2. СЭЗ в законодательстве РФ

Федеральный закон РФ "О свободных экономических зонах" принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон на территории Российской Федерации. инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах.

Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

К регулируемым Федеральным законом свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов.

В исключительных случаях с учетом географического расположения территории субъекта Российской Федерации, осуществляющего приграничную торговлю с сопредельными государствами в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", может быть создана особая экономическая зона в пределах территории данного субъекта Российской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулирование правового режима инвестиций и предпринимательской деятельности в ней устанавливаются на основании специального федерального закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны.

Свободные экономические зоны создаются в целях повышения эффективности производства, развития производительных сил и экспортного потенциала Российской Федерации, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения производства импортозамещающей продукции, развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, увеличения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны являются зарегистрированные в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности коммерческие организации независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

Под особым режимом предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне понимается:

1. Таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в отношении иностранных товаров и транспортных средств независимо от лиц, перемещающих такие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

2. Таможенный режим экспорта товаров в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в отношении вывоза российских товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации.

3. Налогообложение с применением договора об инвестиционном налоговом кредите в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и пунктом 2 настоящей статьи в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которые зарегистрированы (аккредитованы) в свободной экономической зоне.

Заключение

Целью данной работы являлся анализ теоретических основ и практики функционирования свободных экономических зон в мировом хозяйстве и формулирование на этой основе перспектив развития свободных экономических зон в России.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

Во – первых, под свободной экономической зоной понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ.

Во- вторых, выделяются следующие типы свободных экономических зон: торгово – складские зоны; экспортно-производственные зоны; научно-технологические зоны; комплексные СЭЗ; интеграционные зоны.

В – третьих, СЭЗ в развитых странах представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

В – четвертых, наибольшее распространение в развивающихся странах получают экспортно-производственные зоны.

Схемы управления свободными экономическими зонами можно свести к двум моделям. Для первой характерно негосударственное подчинение всех СЭЗ центральному общегосударственному органу. Например, в Южной Корее и Тайване таким органом является Управление по промышленной недвижимости (Industrial Estate Administration), которое управляет не только СЭЗ, но и другими индустриальными центрами.

В других странах СЭЗ подчиняются непосредственно специализированному органу по управлению СЭЗ, обычно называемому «Управление СЭЗ» (EPZ Authority). Как правило, в этот орган входят представители разных министерств и организаций, ответственных перед Министерством внешней торговли и промышленности за деятельность СЭЗ.

В – пятых, Международная ассоциация развития свободных экономических зон дает такое определение СЭЗ в России: «Это особые территориально-хозяйственные образования; как правило, открытые для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».

В – шестых, основными задачами, решить которые предполагалось через создание СЭЗ, являлись:  совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-экономического развития территорий с постепенным интегрированием экономики зоны и ее отдельных производств в хозяйственную структуру соответствующего региона;  активное внедрение в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок с последующей передачей результатов для широкого использования в экономике страны и па внешние рынки;  развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений за счет более эффективного включения экономики России в систему международных экономических связей;  насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;  апробация на локальном уровне различных вариантов внедрения новых форм хозяйствования, приспособленных к условиям мировою рынка;  практическое обучение российских специалистов приемам и методам международного бизнеса с последующим использованием полученных навыков работы вне зоны.

Список используемой литературы

1.     Андриянов В. Юго-Восточный вариант // Внешняя торговля. 1990. №2;

2.     Андреев В. О законодательной базе создания свободных экономических зон в России // Внешняя торговля. 1995.№1. С. 26-28;

3.     Бабинцев В., Валнухин Х. Особые экономические зоны // Рос. экон. журнал. 1992. №2. С. 117-124;

4.     Борисова Т.Е., Шестак Н.А.. перспективы создания свободной экономической зоны «Сахалин» // Экономика строительства. 1995. №9 С.8-10;

5.     Бунегина И. Свободная зона – портрет в интерьере страны // деловой мир. 1992. №123;

6.     Гранберг А.Г. основы региональной экономики: Учебник для вузов. –М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 393-398;

7.     Данько Т.П., окрут З.М. свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. – М.: ИНФРА-М, 1998;

8.     Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М., 1992 С. 461-462;

9.     Островский В. первая оффшорная зона начала действовать в России // Внешняя торговля. 1995. №1. С.29-30;

10.            Ковалев А. Свободные экономические зоны: опыт зарубежных стран и перспективы создания // Внешняя торговля. 1989. №11;

11.            Савин В.А. Действующие условия СЭЗ в России // Внешняя торговля. 1995.№1. С.29-30;

12.            Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журнал. 1995. №11. С. 34-44;

13.            Тимонина И.Л Япония: опыт регионального развития. М.: наука. 1992;

14.            Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. –М.: Юристъ, 1999. С. 82-112.



Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998. 6 с.

[2] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998.

[3] Кочетов Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности (национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). М.: Экономика, 1992, 207 с.

[4] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998. 9 с.

[5] Инновационная политика развитых капиталистических государств: Сб. Трудов. М.: ВНИИСИ, 1992, с. 62.

[6] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 14

[7] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 17.


[8] Бабинцев В, Валнухин Х. особые экономические зоны // Рос. экон. журнал. 1992. №2., с .120

[9] Бабинцев В, Валнухин Х. особые экономические зоны // Рос. экон. журнал. 1992. №2., с .120;

Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журнал. 1995.№11, с.35-36


[10] Бунегина И. Свободная зона – портрет в интерьере страны // Деловой мир. 1992. .№123, с.5.

[11] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с.35.


[12] Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журнал. 1995. №11, с 36.

[13] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 38 .

[14] Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журнал. 1995. №11, с. 36.

[15] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 40.

[16] Т.П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 45

[17] .П. Данько, З.М. Окрут. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 49


[18] Семенов Г. Развитие свободных  экономических и оффшорных зон // Рос. экон. журнал. 1995. №11, с. 38

[19] Андреев В. О законодательной базе создания свободных экономических зон в России // Внешняя торговля. 1995.№1, с. 27.

[20] Свободные экономические зоны, где разрешена деятельность зарегистрированных в них предприятий // Аудит и финансовый анализ. 1996., с.  18

[21] Савин В.А. Действующие условия СЭЗ в России // Международный бизнес России. 1996 №6.


[22] Казаков И., Родионов А. СЭЗ «Находка» как центр вовлечения предприятий Приморья в международное разделение труда (Обзор) // Внешняя торговля. 1995. №6, с. 31