Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Предпосылки развития Германии.. 5

1.1. Основные факторы развития Германии. 5

1.2. Железнодорожное строительство. 5

1.3. Милитаризация экономики Германии. 8

1.4. Рост населения страны.. 11

2. Обновление основного капитала. Основные этапы и особенности развития промышленности Германии.. 13

3. Немецкая историческая школа.. 15

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

Промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века  обусловил  бурное экономическое развитие, которое создало новую основу для проведения в  жизнь экономической политики. Задача последнего  заключалась  лишь  в  том,  чтобы обеспечить  рыночный  механизм  соответствующей  инфраструктурой   (системой правовых норм, национальной  валютой  и  т.  д.).  В  то  время  государство находилось  в  роли  постороннего   наблюдателя.   Однако   после   мирового экономического кризиса 1929 –  1933  гг.  стало  ясно,  что  необходим  иной подход  к  проблеме  государственного  участия  в  рыночной   экономике.   В результате   появилось   понятие   «экономическая   политика».    Вот    как охарактеризовал появление этого явления в экономике В.  М.  Соколинский:  «В рамках   новой   стратегии   государство   резко   расширило   систему   мер инфраструктурного характера. Но  главное,  что  потребовало  от  него  новое качественное  состояние  рыночного  производственного   механизма,   -   это нахождение способов внешней  его  коррекции,  что  не  в  состоянии  сделать изнутри сам рыночный механизм».

Первые   попытки   государственного   регулирования   экономики    были предприняты в Германии еще в конце  XIX  века.  Автором  нового  социального законодательства стал О. Бисмарк, на основе этого законодательство  возникла новая сфера – социальное страхование. Неслучайно, что и  в  настоящее  время

Германия является одной  из  первых  среди  промышленно  развитых  стран  по уровню социализации экономики.

Существуют различные определения экономической политики. Я  же  приведу определение немецкого ученого Х. Гирша: экономическая  политика  государства представляет собой совокупность мер, направленных на то,  чтобы  упорядочить ход экономических процессов, оказать  на  них  влияние  или  непосредственно предопределить их протекание.

Субъектами,  или  исполнителями  экономической  политки  являются,  во-первых, государство,  во-вторых,  негосударственные  субъекты  экономической политики. Это различные объединения, профсоюзы, картели и т. д.  В  развитых странах государство возлагает часть бремени по  регулированию  экономики  на негосударственные  субъекты.  В  России  же  эти   институты   не   обладают достаточным влиянием  и  силой,  чтобы  помогать  государству  в  проведении экономической политики.

Цель работы – рассмотреть экономику Германии в XIX веке.

Задачи работы – определить предпосылки развития Германии в XIX веке; изучить обновление основного капитала Германии; рассмотреть немецкую классическую школу.

  1. Предпосылки развития Германии

1.1. Основные факторы развития Германии

На протяжении длительного времени Германия значительно отставала в экономическом развитии от передовых стран Запада. Отмена в первой половине 19 века крепостного права в главных германских государствах открыла путь к капиталистическому развитию страны, однако предпосылки экономического подъема сложились начиная только с 70-х гг. 20 века. Естественен вопрос: каким образом Германия, столь поздно вступившая на капиталистическую арену, отягощенная столь большим грузом средневековых пережитков, смогла в такой короткий срок занять первое место среди передовых промышленных стран Европы? Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети 19 века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг.1 18 января 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца при стечении 2000 офицеров, чиновников, и духовных лиц - германские короли, князья и военная элита провозгласили создание Германской империи, а короля Пруссии Вильгельма I - ее кайзером.2 Политическое объединение Германии создало необходимое единообразие хозяйственных и правовых условий, дало мощный толчок инвестиционной деятельности[1].   

1.2. Железнодорожное строительство

В первую очередь этот толчок испытало железнодорожное строительство. Капитализм мог успешно развиваться лишь в условиях единого национального рынка, кровеносными сосудами которого стали железнодорожные и речные пути. Железнодорожное строительство явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления. Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения - каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т.п. Поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. Железные дороги являлись стимулом самых главных отраслей капиталистической промышленности, каменноугольной и железоделательной. Форсированное строительство железных дорог в Германии началось во второй половине 19 века. В 50-60-е годы были проложены основные железнодорожные ветки между Берлином - Потсдамом - Магдебургом - Галле - Лейпцигом - Дрезденом; Гамбургом - Килем - Шверином - Висмаром - Ростоком; Берлином - Штеттином - Кройцем - Бромбергом - Данцигом и Кенигсбергом; Килем - Ганновером - Геттингеном - Касселем - Марбургом - Франкфуртом -на Майне - Вюрцбургом - Нюрнбергом - Мюнхеном; от Кельна железнодорожная магистраль шла на Францию, от Майнца через Страссбург до Парижа, от Берлина через Франкфурт-на-Одере - Бреслау до Кракова, из Берлина через Любек в Данию и т.д. Иными словами, к 1870 г. Германия железнодорожными путями была связана со всеми своими зарубежными соседними странами.

Длина железных дорог за период 1860 - 1870 гг. увеличилась на 8 тыс.км(69%), а за период 1870 - 1880 гг. на 14,2 тыс.км(72,4%). Далее прирост длины железнодорожной сети и темпы роста ее стали заметно снижаться и составили за 1880 - 1890 гг. - 9,1 тыс.км(26,9%), за 1890 - 1900гг. - 8,5 тыс.км(19,8%), за 1900 - 1910 гг. - 9,8 тыс.км(19,0%). Всего за период 1870-1913 гг. длина железнодорожной линии увеличилась примерно в 3,3 раза(на 225%). Строительство железных дорог в Германии продолжалось в довольно крупном масштабе, хотя темп первой половины 1870-х годов, когда увеличение железнодорожной сети составило 9235 км, в дальнейшем не был превзойден.3 Несколько другие данные о росте длины железнодорожных линий приводит историк Гольдштейн И. Он пишет: Из общей протяженности железных дорог в 60521 км, которыми Германия располагала накануне первой мировой войны, к началу 1870 г. было построено всего 17160 км. Наибольшего размаха железнодорожное строительство достигло в 70-х годах: за десятилетие 1871-1879 гг. прирост железнодорожной сети составил 15804 км.4В течении 70-х годов была в основном завершена система ширококолейных железных дорог. Начался подвод путей буквально к каждому городу, заводу.

На рост железнодорожного строительства повлияли иностранные инвестиции, в частности, английские капиталы, а также 5 млрд. контрибуция с Франции. Важную роль в развитии железных дорог сыграли денежные средства, вложенные различными обществами (немецкими АГ, ГмбХ, КГ, ОХГ), а также денежные вклады частных лиц.

В 1880 г. Германия заняла первое место в Европе по длине железных дорог. Количество действующих паровозов увеличилось с 14188 в 1890 г. до 29900 в 1913 г. (более чем в 2 раза), а рабочих с 333439 в 1885 г. до 740249 в 1912 г.

В первый период строились частные небольшие железные дороги для обслуживания местного рынка. Для Германии железнодорожный вопрос являлся важным, и поэтому Бисмарк хотел подчинить железные дороги государственному центральному управлению, чтобы увеличить мощь и престиж Берлина. В 1880-1890 гг. государство выкупает частные железные дороги в казну. Государство по причинам военного характера было заинтересовано в том, чтобы монополизировать железнодорожную сеть страны. Результатом этого было то, что в течении 30 лет Пруссия приобрела контроль над 2/3 железных дорог Германии.7 Германские железные дороги стали в значительной части строиться или эксплуатироваться государством. Наиболее развитой была железнодорожная сеть в Пруссии, в основном скупленная в 80-х годах в той части, где она еще не была государственной собственностью. Ввиду послевоенного кризиса предприниматели охотно шли на продажу железных дорог, т.к. таким путем серьезные финансовые убытки превращались в солидную прибыль.

Строительство железных дорог, особенно в 1870-1880 гг., привело к быстрому росту банковского капитала через кредитование и эмиссию ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. Другим наследством стал расцвет горнозаводской и машиностроительной промышленности. В 1911 г. Германия являлась крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования.

Бурное развитие железных дорог ускорило процесс разложения крестьянского хозяйства и вытеснения его домашних промыслов; появился значительный контингент новых потребителей продуктов капиталистической промышленности, особенно в восточных провинциях Германии. В частности, заметно расширился круг потребителей хлопчатобумажных тканей. Наконец, железные дороги в десятки раз удешевили перевозку товаров на далекие расстояния, что содействовало бурному развитию торгового капитала и легкой промышленности.

         1.3. Милитаризация экономики Германии

Крупнейшую роль в развитии германской индустрии играл растущий милитаризм. К моменту воссоединения Германии самым крупным промышленным предприятием был военный завод Альфреда Круппа в Эссене.9 В 1845 г. у Круппа работало 122 рабочих, к 1871 г. число их превысило 16 тыс., а в 1902 г. - уже 40 тыс. рабочих.10Вскоре военные заводы Круппа и другие переросли рамки страны. Фирма Круппов, как крупнейший поставщик вооружения для армии и флота кайзеровской Германии, продолжала расширять производство, и если в 1870-1871 гг. общая стоимость ее продукции составляла 29 млн. марок, то в 1890-1891 гг. уже почти 56 млн. марок.11 За двадцатилетие фирмой было произведено продукции на 603,6 млн. марок, военная продукция достигала суммы в 272 млн. марок; за это же время 82,4% всей военной продукции и 49,9% мирной шло на экспорт.12Деятельность фирмы Круппа оказывала огромное влияние на гонку вооружений во всем мире, когда фирма усиленно наращивала производство вооружения. Так, в 1901 г. возникло международное общество "Юнайтед Гарвей стил компани", куда вошли крупнейшие фирмы военной промышленности мира, и в их числе Крупп, Шнейдер, Виккерс, Армстронг с целью совместного использования патента на производство стали для броненосцев.13Крупп вступал в патентные соглашения по применению новых военных изобретений с рядом фирм, в том числе и с Виккерсом[2].     Германское правительство не знало экономии в расходах, когда дело касалось вооружений и военных заказов. Германия превратилась в вооруженный лагерь. Непрерывно совершенствуя свое вооружение, Германия широко использовала науку, интенсивно поставлявшую новые средства уничтожения. На этой почве возникла тесная связь между немецкой наукой с магнатами промышленности, тратившими гигантские суммы на изобретательство военной техники.

В 1896 г. Вильгельм II начал компанию за создание мощного военно-морского флота. В это время Крупп купил в Киле судостроительную верфь. Кильская верфь и заводы Круппа в Эссене, Аннене, Рейнхаузене и Магдебурге давали ему полную возможность создавать весь флот целиком - от заклепок до снарядов. На рубеже 19-20 веков Крупп построил 9 линейных кораблей, 5 легких крейсеров и 33 эсминца.14 В конце 19 века был изобретен гирокомпас, который сделал возможным вождение подводных кораблей, а создание дизельного мотора исключало необходимость пользоваться опасным и дымным газолином; к этому времени был уже полностью закончен проект первого немецкого подводного корабля - "Подводная лодка-1(У-1)". За время с 1899 по 1914 гг. Кильская верфь "Германия" построила не менее 57 военных судов.

Перед первой мировой войной Крупп еще более усовершенствовал боевое орудие. Это была толстая тупоносая мортира, по своей мощности превосходящая любую пушку вмире,16,8-дюймовая (420 мм) "Толстая Берта", которая обслуживалась 200 артиллеристами и посылала свои снаряды на расстояние девять миль.16 Пушки Круппа отлично зарекомендовали себя еще во время франко-прусской войны, где и сыграли решающую роль в победном сражении под Седаном и в политических итогах страны. "Но - пишет об Альфреде Круппе исследователь Рольф Батлер, -наверх его возносит не оружие, а бесшовное железнодорожное колесо, которое он считает своим самым значительным изобретением. Производство колес, колесных пар осей для европейских дорог делает его известным, а производство пушек - влиятельным. Обод в трех кольцах становится символом и маркой для крупповской стали."

Милитаризм Германии поглощал из года в год возраставшую часть государственного бюджета. Так, расходы на армию, флот, а также тесно связанные с ними расходы на пенсионный фонд и проценты по госзаймам составили в 1879 г. 428 млн. марок, в 1899 - 926 млн., в 1909 г. - 1615 млн., в 1913 г. - 2087 млн., в1914 г. - около 2145 млн.марок.18 За 35 лет ежегодные военные расходы выросли почти в 5 раз, а за весь период составили несколько десятков миллиардов марок, значительная доля которых пошла так называемую материальную часть, т.е. в пользу промышленников.

Победа над Францией и распространение прусского милитаризма в объединенной Германии, строительство военного флота, перевооружение германской армии, постройка крепостей и т.д. предъявляли повышенный спрос к промышленности. Хозяйственный подъем в Германии, в какой-то мере, подстегивался растущим милитаризмом.

Уже в конце 19 века по развитию военной промышленности Германия заняла первое место в мире. Однако, нужно заметить, что растущий милитаризм угрожал государству банкротством и в конечном счете мог оказать отрицательное влияние на дальнейшее развитие производительных сил. Вызванный милитаризмом централизованный спрос государства в известной мере служил средством разрешения противоречий, обусловленных сохранением обременительных пережитков феодализма. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на развитие германского капитализма. Влияние милитаризма на развитие производительных сил было односторонним, т.к. оно в первую очередь покровительствовало тяжелой промышленности. Милитаризм, особенно в сочетании с тягостным бременем докапиталистических пережитков, одновременно и стимулировал и тормозил развитие внутреннего рынка.

1.4. Рост населения страны

Промышленному развитию Германии способствовал также быстрый рост населения. Приведем статистические данные из разных источников о росте численности населения Германии.

В 1871 г. в стране насчитывалось всего лишь 7 городов с населением свыше 100 тыс. человек, а в 1875 г. (в связи с предшествующим промышленно-экономическим бумом) уже 16,7 млн. чел. проживали в 2528 городах. Численный перевес промышленного населения над сельским четко обозначился в середине 90-х годов 19 века.

За пятидесятилетие 1850-1900 гг. население указанных городов выросло соответственно в 4,5-5,3-4,5-7,2-4,0-4,4-13 раз, а за шестидесятилетие 1850-1910 гг. уже в 9-7,0-5,4-9,3-5,6-6,3-33 раза. Особенно поражает высокая численность населения в городе Берлине-3730 тыс. человек. Историк Карр В. дает более скромные данные, отмечая, что население Берлина составляло в 1870 г. 774798 человек, а в 1910 г. более 2 млн. человек. Первый источник - немецкий, а потому он вызывает больше доверия. Бурный рост населения свидетельствовал и об аналогичном развитии промышленности в стране. По численности населения промышленные районы Германии вышли на уровень других индустриально развитых стран мира.

В числе условий, позволивших германской промышленности в последние десятилетия 19 века опередить страны более раннего развития капитализма - Англию и Францию, в экономической литературе обычно отмечается лучшая постановка школьного дела и профессионального обучения в Германии.23 Высокая профессиональная выучка германских рабочих при относительно низкой заработной плате несомненно явилась важным фактором быстрых успехов германской промышленности, особенно на внешних рынках. Постановка высшего образования в Германии была в значительно большей мере, чем в других капиталистических странах, подчинена задаче снабжения германского производства научно-техническими кадрами.

Важнейшим фактором быстрого превращения Германии в передовую промышленную страну явился технический прогресс в последней трети 19 и начале 20 века. Рекордные успехи техники в эти годы способствовали перемещению центра хозяйственного прогресс из Англии в США и Германию, являя разительный пример неравномерности развития капитализма, заметно усилившейся в этот период перехода от свободной конкуренции к господству монополии. Бурному развитию не могло воспрепятствовать отрицательное влияние, обычно оказываемое относительно низким уровнем заработной платы на темпы технического прогресса. Конкуренция старых промышленных стран, с которой пришлось на внешних рынках столкнуться молодой германской промышленности, стимулировала технический прогресс, тем более, что относительная узость внутреннего рынка побуждала германскую промышленность искать выхода в расширении экспорта.

2. Обновление основного капитала. Основные этапы и особенности развития промышленности Германии

    Объединение страны и пик промышленного переворота в Германии примерно совпали по времени. На этом фоне происходило становление и обновление основного капитала. Период 1870-1873 гг. вошел в экономическую историю страны как годы грюндерства (грюнден - основывать, грюндер - учредитель), получив это название от факта учреждения в те годы многочисленных акционерных обществ, банков и компаний.

Получив с побежденной Франции 5 млрд. контрибуцию, Германия быстро решила проблему накопления капитала и ускорила развитие промышленности. Захват Эльзаса и Лотарингии также способствовал быстрому развитию промышленности. Комбинированием железной руды Эльзаса и Лотарингии с углем и железной рудой Рейнской области Саарского бассейна была создана мощная топливно-сырьевая база металлургии и химической промышленности.24 Введение единой финансовой системы, мер и весов крайне благоприятно сказалось на развитии внутреннего рынка.

В Германии началось строительство крупных предприятий, что объяснялось не только быстрым развитием тяжелой промышленности, но и переходом к акционерной форме предпринимательства. В годы наибольшего поступления контрибуций (1871-1873 гг.) в стране возникло 928 новых акционерных обществ с капиталом в 2781 млн. марок; акционерная деятельность охватила почти все отрасли хозяйства.25 Число и капитал акционерных обществ, возникших в период 1871-1914 гг. выглядели так:

На почве лихорадочного расширения промышленности возникла грюндерская спекулятивная горячка, связанная с биржевой игрой, большим перераспределением богатства, колоссальными спекулятивными барышами. Акционерные предприятия росли как грибы. Среди них немало было дутых. Яркую картину вакханалии легкой наживы, колоссального обогащения капиталистов дает Ф.Энгельс: " Это была горячка организации акционерных или коммандитных обществ, банков, учреждений поземельного кредита и кредита под движимое имущество, компаний для постройки железных дорог, всякого рода заводов, судостроительных верфей, компаний, спекулирующих землями и постройками, и других предприятий, для которых внешняя форма промышленных предприятий была на деле только предлогом для самого бесстыдного ажиотажа. Так называемая общественная потребность в торговле, путях сообщения, средствах потребления и т.д. служила только прикрытием для испытываемой биржевыми хищниками безудержной потребности пустить в оборот миллиарды, пока они были под рукою.

За четыре года было создано больше железных дорог, заводов, копей и т.д., чем было бы создано при нормальном развитии промышленности за четверть века." В биржевую спекуляцию акциями вовлекались наряду с профессионалами-биржевиками министры и генералы, князья и графы, лейтенанты и чиновники и т.д. Грюндерство захватило буквально все отрасли хозяйства, в первую очередь горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги. Вторжение огромных капиталов в сферу производства, где ранее господствовал ручной труд, привело к массовому вытеснению ремесла, бывшего раньше гордостью немецкой промышленности. Разорение ремесленников дало растущей фабричной промышленности много квалифицированной рабочей силы. В тяжелой промышленности и машиностроении ручной труд был полностью вытеснен машинным, а в легкой промышленности и отчасти в строительстве капитал подчинил себе ремесло, часто эксплуатируя его в системе рассеянной мануфактуры. Грюндерская горячка способствовала тому, что промышленность стала превалировать в экономической системе страны[3].

3. Немецкая историческая школа

  

Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.

а) Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс[4].

Отсюда следует другая особенность учения немецкой исторической школы.

б) антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» [Nationalokonomie] или «Народнохозяйственным учением» [Volkswirtschaftslehre].

в) Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).

г) Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.

д) Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев», Б. Гильдебранд (см. о его основной концепции в разделе 3.3.1), «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества». Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы -

е) Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.

ж) Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящий в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.

з) Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано прежде всего скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших»[5].

Заключение

В XX век Германия вступила империалистической державой с высокоразвитой экономикой. По уровню промышленного производства страна выдвинулась на 1-ое место в Европе, обогнав недавнюю «мастерскую мира» Великобританию. Несмотря на периодические кризисы, несколько замедлявшие экономическое развитие, оно шло быстрыми темпами. Так, с 1900 по 1913 производство чугуна увеличилось более чем в два раза, добыча угля – так же вдвое, выплавка стали – почти втрое. Стремительный подъем тяжелой индустрии в немалой степени определялся растущими потребностями германского милитаризма. Под знаком милитаризма происходила перестройка всей экономической и политической общественной структуры Германии. На внутреннем рынке страны происходило постоянное повышение, В целом в Германии увеличилось количество монополий, картелей, огромное значение приобрели банки.

В начале XX века в Германии усилился вывоз капитала. В 1902 германские инвестиции за границей составляли 12,5 миллиардов франков, а через 10 лет - 44 миллиарда.

Германия наращивала вооружение, при этом расходы за 30 лет выросли в 5 раз, превысив 1600 миллионов марок, что составило более половины государственного бюджета. Армия пополнилась до 800 тысяч человек, она была оснащена наиболее современным оружием. К началу первой мировой войны Германия располагала 41 линейным кораблем, в том числе 15-тью сверхмощными «дредноутами». Правящие круги вели усиленную идеологическую обработку населения в духе шовинизма.

Список литературы

1.                           Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юристъ, 2001.

2.                           История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, 1996.

3.                           История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.

4.                           Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 2002.

5.                           Негиши Т. История экономической теории. – М.: Аспект-пресс, 2005.


[1] Негиши Т. История экономической теории. – М.: Аспект-пресс, 2005. С. 188.

[2] Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита-Пресс, 2002. С. 80.

[3] История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. С. 107.

[4] История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, 1996. С. 54.

[5] Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 151.