Содержание

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость................ 5

1.1. Экономическая сущность НДС и его роль в формировании бюджетов........................ 5

1.2. Порядок исчисления и уплаты налога................................................................................. 9

Глава 2. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость............ 15

2.1. Налоговые вычеты по НДС и практика их использования........................................... 15

2.2. Льготы по НДС и их регулирующая роль.......................................................................... 18

Глава 3. Порядок исчисления налога на примере ООО «Ямалгазпромстрой-2000» 23

3.1. Определение налогооблагаемой базы за 2003 год............................................................. 23

3.2. Расчет налога за 2003 год.................................................................................................... 28

Заключение........................................................................................................ 33

Список литературы........................................................................................... 36

Введение

Конституцией Российской Федерации установлена обязанность всех предприятий, организаций, учреждений и граждан платить налоги. Коммерческой деятельностью занимаются предприятия, организации и физические лица, имеющие различные правовые основания и системы налогообложения, учета и отчетности. Кроме того, они вступают в коммерческие отношения с поставщиками и оптовыми покупателями продукции, товаров (работ, услуг), также имеющими аналогичные различия. Эта взаимосвязь в товародвижении отражается определенным образом на расчетах по НДС и порядке ведения учета по налоговым операциям.

Налог на добавленную стоимость – один из основных налогов налоговой системы Российской Федерации. С точки зрения бухгалтерского учета это один из наиболее сложных налогов. На первый взгляд, порядок исчисления, уплаты и возмещения НДС достаточно хорошо регламентирован действующим законодательством. Поэтому именно этот налог вызывает наибольшее число вопросов: на практике возникают нестандартные и сложные хозяйственные ситуации, которые не предусмотрены и не оговорены законодательством.

НДС быстро перешел в практику и уже в 1967 году была разработана специальная директива Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) по введению НДС странами – членами ЕЭС.

В странах – членах ЕЭС НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в соответствии с римским договором) и для создания единой доходной базы бюджеты Европейского Союза, главным доходным источником которого с 1975 г. первоначально были поступления  от НДС в размере 1 процента суммы налога, собранного каждой страной – членом ЕЭС.

Именно данный налог отражает связь выбранного организацией способа бухгалтерского учета отдельных операций с объемом налоговых обязательств организации.

Данные факты определили выбор темы выпускной квалификационной работы и обусловили ее актуальность. 

Объектом исследования выступает производственное предприятие ООО «ЯМАЛГАЗПРОМСТРОЙ», осуществляющее производство скобяных изделий и товаров народного потребления.

Предметом исследования является организация учета расчетов с бюджетом по НДС.

Целью курсовой работы является изучение методологии учета расчетов по НДС.

Постановка цели работы потребовала решения следующих задач: дать общую характеристику налогу на добавленную стоимость, рассмотрев его сущность и показав его роль в формировании бюджетов; рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога и регулирующую роль льгот по НДС; раскрыть особенности исчисления налога на добавленную стоимость, а именно порядок исчисления налога в бюджетных организациях, порядок возврата товаров и НДС и налоговые вычеты по НДС и практика их использования; по данным ООО «ЯМАЛГАЗПРОМСТРОЙ» рассмотреть порядок исчисления НДС.

При выполнении работы использовались монографические, статистические, балансовые методы исследования.

Основным источником информации для анализа являлись данные промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности, а также данные оперативного текущего учета и первичные документы за период 2002-2004 годы.

В работе используется нормативная техническая и справочная литература.

Глава 1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость

1.1. Экономическая сущность НДС и его роль в формировании бюджетов

Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший доходный источник. Доходы федерального бюджета за счет изъятия доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40 процентов от всех налоговых поступлений, или около 4 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) [7, с.14].

До настоящего времени не существовало и не существует в законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует данный вид налога и что такое добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной стоимости, тем более, если они на входят в состав компонентов механизмов.

Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь, налог взимается из прибыли и дважды из заработной платы: непосредственно от физического лица в виде налога на доход (подоходный налог) и с юридического лица в виде единого социального налога.

Образование НДС основывается на принципе налога с оборота и принципе единого налога, то есть единого налога, выплачиваемого по частям.

Данный вид налога изначально придуман в 1954 году французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество [14, с. 9].

В нашей стране до 1992 года существовал налог с оборота, которым облагался большой перечень товаров, преимущественно потребительских. Закон РСФСР N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" был подписан 6 декабря 1991 года, и с тех пор НДС занял первое по доходности бюджета место среди косвенных налогов.

Следующим этапом становления НДС в России стало утверждение Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

С 1 января 2001 года порядок взимания НДС регулируется 21 главой Налогового кодекса РФ. Эта глава отменила прежний Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". Она содержит большое количество изменений и нововведений по сравнению со старым порядком.

"Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который включается в цену товаров (работ, услуг) и, таким образом, оплачивается их потребителями. Налог на добавленную стоимость - это налог "на потребление", тяжесть бремени которого испытывают не только плательщики этого налога в бюджет, но и покупатели созданных в процессе производства и обращения материальных благ [14, с.24].

Через систему действия налога на добавленную стоимость в доход бюджета изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства различных видов товарной продукции и доведения ее до потребителей, а также при оказании платных услуг. Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализуемых потребителям товаров (работ, услуг), определяемой исходя из применяемых цен (тарифов), и величиной материальных затрат производственного назначения. Прибыль предприятия-производителя и заработная плата его работников, по сути, являются величиной, добавленной к стоимости материальных ресурсов, использованных или потребленных в процессе производства и обращения товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно основному принципу исчисления налога на добавленную стоимость, действующему в мировой практике и в России, величина налога, подлежащая взносу в бюджет налогоплательщиком, рассчитывается в виде разницы между суммами налога, получаемыми от покупателей за реализуемые им товары (работы, услуги), и суммами налога, оплачиваемыми налогоплательщиком поставщикам (продавцам) различных материальных ресурсов производственного назначения. Такой подход позволяет определить величину налоговой составляющей, приходящейся на конкретную часть (долю) добавленной стоимости, созданной каждым субъектом сферы материального производства товаров (работ, услуг) и их обращения.

Размер налога на добавленную стоимость в окончательной цене товаров, работ и услуг равен сумме налоговых платежей всех налогоплательщиков, участвующих в процессе их производства и доведения до конечного потребителя. Исходя из этого, покупатель, заказчик, клиент платит "за всех" налогоплательщиков-производителей, однако величина его расходов на оплату налога на добавленную стоимость, предъявленного в цене приобретенного товара, выполненной работы или оказанной ему услуги всегда будет равна размеру налога по действующей ставке к цене этих товаров, работ и услуг.

Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащий уплате, рассчитывается как разница между НДС, уплаченным продавцом. Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в России.

Наибольшие поступления НДС в бюджет дают крупные промышленные и торговые предприятия.

В результате мер, реализован­ных с начала 2001 года (изме­нение режима применения НДС), доля налоговых поступлений в бюджет сни­зилась на 3,7 процентных пункта, или на 14,5 процентов. Как и прежде, основная часть доходов консолидированного бюджета (сформирована за счет одного из основных   налогов  –  НДС  (619  млрд руб.,  или  23,2%  всех по­ступлений) [20, с. 4].

Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю.

Последние изменения в налоговом законодательстве относительно косвенного налогообложения едва ли по­ложительно скажутся на экономике. Так снижение НДС на 2 процента не окажет положительного влияния на покупа­тельную способность граждан, т.к. свободное ценообра­зование на первоначальном этапе позволит лишь уве­личить прибыль, а в дальнейшем это уменьшение по­глотит инфляция. Ощутимого налогового послабления не ощутит и производство, однако это приведет к уменьшению возможной доходности данного налога в бюджетную сферу [25, с.32].

Всякий косвенный налог является самостоятельным, но, дополняя друг друга, они служат единым целям об­ложения доходов в расходной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения.

Суммарная ставка косвенных налогов для потреби­теля представляется как сумма уплаченных налогов физическим лицом или домашним хозяйством в определенный период времени.

Структура и объем потребления домашнего хозяйства в зависимости от дохода будут разными, соответственно и разной окажется суммарная ставка уплаченных кос­венных налогов при покупке набора товаров и услуг.

Домашние хозяйства с невысоким уровнем доходов ориентированы на потребление товаров и услуг, где практически отсутствуют подакцизные товары, НДС в потребляемых товарах превалирует в размере 10 процентов. Кро­ме того, данная группа населения часть покупок делает на негосударственных рынках, где в ценах косвенные налоги, как правило, отсутствуют.

При эластичности цен на товары первой необходимос­ти, существует возможность домашним хозяйствам с низ­ким доходом составлять потребительский набор, исключа­ющий подакцизные товары, товары детского ассортимента из натуральных кожи и меха, заменять на искусственные, а также делать приобретения на рынках, где в ценах кос­венные налоги отсутствуют. Потребление услуг, при усло­вии выполнения части работ собственными силами, кос­венное налогообложение можно минимизировать.

Домашние хозяйства, имеющие средний и высокий достаток потребительский набор расширяют. Наряду с потреблением продуктов, которые потребляются в пер­вой группе, появляются мясные, море- и рыбопродук­ты деликатесного направления, экзотические фрукты, ставки НДС по которым применяются в размере 18 процентов. Потребление промышленных, культурных, спортивных и других товаров и услуг стремятся к бесконечности, ограничиваясь лишь доходами и предпочтениями. Сум­марные ставки уплаченных косвенных налогов увеличи­ваются в виду того, что ставки НДС по перечисленным видам товаров в основном составляют 18 процентов, кроме того, в потребительской корзине появляются подакцизные това­ры - ювелирные изделия, бензин, автомобили [24, с.38].

Из вышеизложенного следует, что с возрастанием дохода увеличивается, и налоговая нагрузка в части кос­венного налогообложения, т.е. наблюдается прогрессия.

Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и поставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур. Для взимания НДС и контроля над его уплатой необходимые условия – жесткая система периодической отчетности, а также содержания расширенного штата профессиональных бухгалтеров и значительных расходов. Такие требования могут быть выполнимы для индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, сужает сферу применения НДС. В большинстве стран от уплаты НДС освобождаются промышленные и торговые предприятия с небольшим оборотом, либо для них устанавливаются более длительные налоговые периоды и отдельные особенности по расчету налоговых обязательств и уплате налогов [14, с.70].

1.2. Порядок исчисления и уплаты налога

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в течение всего производственного цикла - от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог.

Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно  определено,  что  сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется  как разница между суммами налога, полученными от  покупателей за реализованные  товары  (работы и услуги),  и  суммами  налога,  фактически  уплаченными  поставщиками  за материальные ресурсы  (работы, услуги), стоимость  которых  относится  на   издержки  производства  и  обращения  [6, с.24].

Налогоплательщиками НДС признаются организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При наличии у организации - налогоплательщика филиалов и иных обособленных подразделений обязанности организаций по уплате налогов исполняют филиалы и иные обособленные подразделения по месту своего нахождения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом НДС являются следующие операции:

– реализация товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации;

– передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрены случаи освобождения предприятий от уплаты НДС. Необходимым условием для этого является объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению. Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 последовательных календарных месяцев в случае подачи налогоплательщиком заявления и пакета необходимых документов. Не распространяется такое освобождение на обязанности по уплате НДС, возникающие в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, а также на организации и предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Также не действует освобождение при выполнении обязанностей налогового агента [7, с. 35].

В случае превышения объема выручки от реализации в 1 млн. рублей за любые три последовательных календарных месяца освобождение автоматически перестает действовать с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение, и до окончания срока действия освобождения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая база по НДС представляет собой именно стоимостную характеристику объекта налогообложения, поскольку основой для исчисления налоговой базы по НДС является стоимость реализованных, переданных или ввезенных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая база представляет собой стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без учета НДС. При этом стоимость товаров (работ, услуг) определяется их ценой по правилам статьи 40 НК РФ, т.е. по рыночным ценам.

Законодательством предусмотрены случаи, когда налоговая база определяется не как стоимость реализованных товаров, а как разница между стоимостью реализованных товаров и фактической стоимостью реализуемого имущества. Такой порядок определения налоговой базы предусмотрен при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС. Так, безвозмездно полученное имущество учитывается организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой приобретения указанной продукции и ценой, по которой данный товар реализуется, с учетом НДС, но без налога с продаж.

Важное значение имеет момент определения налоговой базы по НДС. Неправильное определение этого момента, как правило, влечет занижение или завышение налоговой базы и, как следствие, неправильное исчисление суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет [16, с. 48].

Момент определения налоговой базы зависит от принятой в организации учетной политики для целей налогообложения: "по отгрузке" и "по оплате". Учетная политика "по отгрузке" в целях налогообложения означает возникновение обязанности по уплате НДС по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов, а учетная политика "по оплате" означает возникновение обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств - в день оплаты товара. Следует отметить, что оплатой товара считается не только расчет денежными средствами, но и имуществом, а также любым другим, не противоречащим законодательству способом.

Если налогоплательщиком принята учетная политика, согласно которой дата возникновения обязанности по уплате налога определяется по мере отгрузки, моментом определения является день отгрузки товара, а если по мере оплаты - то день оплаты. Если в учетной политике не определено, какой из способов будет применяться налогоплательщиком для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации "по отгрузке".

Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и подлежит применению в целях налогообложения с 1 января года, следующего за годом утверждения приказа. Таким образом, учетная политика должна быть утверждена до наступления отчетного года [12, с. 67].

При осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании договоров комиссии, поручения или агентского договора объектом налогообложения является реализация посредником своих услуг, а налоговая база состоит из вознаграждения, полученного за выполнение услуг.

Суммы, полученные посредником от покупателей товаров, работ, услуг и подлежащие передаче комитенту, доверителю или принципалу, не включаются ими в налоговую базу.

При реализации товаров (работ, услуг) иностранным лицом, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговая база, как и сумма налога, исчисляется и удерживается налоговым агентом - покупателем товаров (работ, услуг). Налоговая база определяется как сумма дохода, как получение экономической выгоды. Вместе с тем, исчисление налоговой базы производится по общим правилам, а именно, как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), только с учетом налога. Это объясняется следующим. Обязанность по определению налоговой базы и исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, который может определить только стоимость реализованного товара, поскольку являлся его покупателем, но никак не может определить сумму дохода иностранной организации по этой сделке.

Налоговая база от реализации товаров (работ, услуг) определяется с учетом сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров. Впоследствии суммы налога, уплаченные с этих авансовых платежей, подлежат вычету после реализации товаров, за которые данные авансы были получены.

Это единственный случай, когда в налоговую базу включается стоимость не реализованных товаров, а стоимость товаров, предназначенных для реализации. Таким образом, на момент получения авансовых платежей у налогоплательщика отсутствует объект налогообложения - реализация товара.

Законодательно льготы по НДС установлены в двух формах:

– применение по ряду товаров пониженной ставки налогообложения (вплоть до нулевой ставки для экспортных и ряда других операций) - в этом случае с покупателя сверх цены взимается сумма НДС по соответствующей налоговой ставке (в 10 или 0процентов), а налоговым вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные поставщикам (исполнителям) по ресурсам производственного назначения (по ставкам в 0, 10 или 18процентов);

– полное освобождение от НДС ряда товаров (работ, услуг) - в этом случае сверх цены с покупателя НДС не взимается, а суммы НДС, уплаченные поставщикам (исполнителям), возмещению из бюджета не подлежат, а относятся на издержки производства и обращения (уменьшают налогооблагаемую прибыль - налогооблагаемую базу по налогу на доходы организаций).

Налоговый период по НДС составляет календарный месяц, а для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей в месяц, - квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В отношении операций по реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, действует ставка НДС в размере 0процентов. Данная ставка применяется и в отношении подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленных и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.

По нулевой ставке облагаются операции по реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

В перечень товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10процентов включены периодические печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера); учебная и научная книжная продукция; лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Кроме того, установлена пониженная ставка НДС в отношении ряда услуг, связанных с производством и распространением указанных печатных изданий и книжной продукции.

Применение пониженной ставки НДС при реализации книжной продукции, связанной с культурой, а также при выполнении (оказании) редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством подобной книжной продукции. В перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 10процентов, включены также детские швейные изделия из натуральных овчины и кролика.

Коды видов продукции, реализация которых облагается НДС по ставке в размере 10 процентов, должны быть определены Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. До настоящего времени соответствующее постановление Правительства РФ по данному вопросу не принято. По другим видам товаров (работ, услуг) применяется ставка налога в размере 18 процентов.

Ставка НДС определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принимаемой за 100 процентов и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Глава 2. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость

2.1. Налоговые вычеты по НДС и практика их использования

Налоговым кодек­сом РФ предусмотрено, что покупатель, пе­речисляя продавцу деньги за товары, сразу оплачивает как их стоимость, так и НДС. И кодекс позволяет организациям умень­шать налог на суммы НДС, которые фирма уплатила, приобретая товары, работы или услуги. Но чтобы применить этот вычет необходимо выполнить четыре условия:

- товар и НДС оплачены, что докумен­тально подтверждено;

- покупка оприходована;

- товар используется в деятельности, облагаемой НДС;

- есть счет-фактура.

Чтобы получить вы­чет, фирма должна документально под­твердить то, что она уплатила поставщику налог. Именно это иногда становится кам­нем преткновения.

НДС в платеж­ном поручении должен быть выделен. Но бывают случаи, когда в платежном поручении он не вынесен в отдельную строку. Такая ситуация возможна, так как:

Во-первых, основное назначение платеж­ного поручения - подтвердить, что поку­патель реально передал поставщику свои деньги. Как раз это и признается уплатой налога. Даже если в поручении и не выде­лен НДС, данный платежный документ все равно доказы­вает, что платеж состоялся и покупатель перевел деньги продавцу. Какую именно сумму заплатила организация, будет со­вершенно ясно. Единственный недостаток такого документа заключается в том, что нельзя точно определить размер налога.

Во-вторых, согласно Налоговому кодексу «сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю» посвящена продавцам, а не покупателям. Поэтому и выполнять ее требования должны продавцы, в том числе и выделять НДС в расчетных документах (например, в приходном кассовом ордере), а также в счетах-фактурах, первичных до­кументах и т. д.

В-третьих, если фирма неправильно офор­мит счет-фактуру, то принять к вычету НДС она не имеет права. А предприятие, которое с ошибками составило платежное поручение, кодекс таких последствий не преду­сматривает. Значит, в такой ситуации у предприятия есть возможность получить налоговый вычет.

В порядке получе­ния вычетов по НДС не указано, что покупатель обязан выносить налог в от­дельную строку в платежном документе. Если бухгалтер примет к вычету «входной» НДС по основным средствам, которые еще не используются, то скорее всего спора с налоговой инспекцией не избежать, ведь в данном случае не выполняется одно из условий, при которых можно за­честь налог: по их мнению, в данном случае основное средство еще не принято на учет. Такой вывод следует из Инструкции по применению Плана счетов. Там говорит­ся, что «принятие к бухгалтерскому учету основных средств отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспон­денции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы". А такую проводку можно сделать раньше, чем объект введут в эксплуатацию.

Если в такой ситуации все-таки примет «вход­ной» НДС к вычету, проверяющие наверняка обратят на это вни­мание. В лучшем случае, если на момент проверки основное сред­ство уже будет введено в эксплуатацию, будут насчитаны пени. Если нет, то помимо этого взыщут недоимку и ош­трафуют.

Конечно, данные факты можно проигнорировать и принять к вычету НДС по основным средствам, которые еще не введены в эксплуатацию. И как показывает практика, в ряде случаев нало­гоплательщикам удавалось доказать незаконность требований на­логовиков. Специалисты предлагают два варианта, которые позволят выйти из этой ситуации без потерь.

Согласно первому варианту, купленное оборудование можно учесть до его ввода в эксплуатацию на счете 01, открыв к нему дополни­тельный субсчет «Основные средства в запасе». Так сове­тует поступать и Минфин России. Формально требования налоговой инспекции органи­зация выполнит, и у нее будут все основания принять к вычету уплаченный поставщику НДС.

Конечно, если учесть оборудование в составе основных средств на счете 01, с их остаточной стоимости придется платить на­лог на имущество. Однако во многих случаях это выгоднее, чем от­кладывать налоговый вычет до следующего месяца или квартала. Поэтому такой способ все равно позволит предприятию сэкономить.

По второму варианту купленное впрок оборудование можно оприходо­вать не как основные средства, а как товары для перепродажи. Это позволит без проблем принять к вычету НДС. А когда придет время использовать имущество - просто перевести в состав основ­ных средств. Главное правильно оформить первичные документы.

Есть у этого варианта и еще одно существенное достоинство. Пока оборудование числится в составе товаров, налог на имущест­во с его стоимости платить не придется. Дело в том, что с 1 янва­ря 2004 года дебетовое сальдо по счету 41 «Товары» этим налогом не облагается.

Таким образом, особенностью исчисления НДС в бюджетных организациях является то, где учреждение станет использовать приобретенное имущество: в предпринимательстве или в уставной деятельности. Так, если предпринимательская деятельность учреждения освобождена от уплаты НДС, то налогу к вычету не будет принят. В этом случае рекомендуется на сумму налога, уплаченного поставщику, увеличить стоимость купленного имущества.

В случае, если организация ведет несколько видов предпринимательской деятельности, и одни из которых облагаются НДС, а другие нет, то можно сумму «входного» НДС распределять пропорционально доходам каждого вида предпринимательства в общей выручке.

Бывают случаи, когда бюджетных средств не хватило для расчета с поставщиками, и организация потратила на уставную деятельность деньги, которые принесла предпринимательская деятельность. В данном случае сумма НДС к вычету не принимается, так как бюджетные организации могут возмещать бюджетные затраты внебюджетными доходами, а тратить уставные денежные средства нельзя.

При продаже имущества и безвозмездной его передаче, организация должна начислить НДС, так как это считается предпринимательской деятельностью. В этом случае налог исчисляется после поступления денег от покупателя на счет и зависит от того, где использовалось имущество: в предпринимательстве или уставной деятельности. При этом зависит и выбор ставки налога: 18 или 10 процентов.

Возврат товаров и сумм НДС также имеет свои особенности. Так выделяют два вида возвращения товаров: возврат некачественного товара по дополнительному соглашению и в результате выявленного брака, некомплектности и другим причинам. В первом случае, покупатель отражает у себя реализацию и применяет ставку 18 процентов, а продавец – покупку возвращаемых товаров по стой же ставке принимает к вычету. Второй случай предполагает несколько ситуаций, которые являются спорными. Так согласно первому варианту, возврат товара оформляется как новая реализация, по второму – как именно возврат. Таким образом, практика вычетов НДС довольно спорна и требует обдуманных решений со стороны предприятий.

2.2. Льготы по НДС и их регулирующая роль

Льготы дают возможность предприятиям и индивидуальным предпринимателям платить налог в меньшем размере или не платить его совсем. Налоговый кодекс предусматривает ряд льгот по НДС, которые условно можно разделить на три группы:

Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг), которые распространяются на следующие виды товаров (работ, услуг):

-       реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

-       реализация лотерейных билетов;

-       реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

-       реализация некоторых медицинских товаров;

-       реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

-       услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;

-       ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;

-       научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;

-       реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;

-       реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

-       производство продуктов питания для учебных и медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений;

-       медицинские услуги;

-       услуги по перевозке пассажиров;

-       проведение работ по тушению лесных пожаров;

-       услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве России;

-       работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;

-       услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий.

Льготы, которые распространяются на следующие категории организаций:

-       услуги в сфере образования;

-       реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;

-       услуги учреждений культуры и искусства, реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;

-       работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;

-       реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

-       реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

-       услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;

-       реализация продукции сельскохозяйственными производителями;

-       архивные услуги;

-       ритуальные услуги;

-       банковские операции;

-       услуги по страхованию;

-       услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

-       проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;

-       услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

-       проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

-       реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

-       услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;

-       услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению или ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;

-       оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;

-       услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;

-       передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.

Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций, которые распространяются на следующие операции:

-       предоставление в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

-       услуги по предоставлению займа в денежной форме;

-       реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;

-       работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

-       передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

-       реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;

-       предоставление в пользование жилых помещений.

Воспользоваться льготой может любое предприятие или предприниматель, если выполнены определенные условия, которые можно разделить на общие и дополнительные. Условия, установленные для всех предприятий и предпринимателей, следующие:

Если предприятие осуществляет вид деятельности, подлежащий лицензированию, и у него есть возможность использовать льготу, то оно должно обязательно иметь лицензию. Если же такой лицензии нет, то предприятие должно платить НДС в общеустановленном порядке. В этом случае, согласно пункту 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ, права на льготу оно не имеет.

Если помимо льготируемых предприятие осуществляет и другие виды деятельности, то оно должно вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Суммы в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), и суммы налога, исчисленные и уплаченные, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0, 10 и 18 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Глава 3. Порядок исчисления налога на примере ООО «Ямалгазпромстрой-2000»

3.1. Определение налогооблагаемой базы за 2003 год

Общество с ограниченной ответственностью «ЯМАЛГАЗ-ПРОМСТРОЙ-2000» зарегистрировано Постановлением Главы г. Надыма от 05 февраля 2000 г. № 957, в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Устав ООО «Ямалгазпромстрой-2000» утвержден решением №1 Учредителя от 27 мая 2001 г.

Полное официальное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Ямалгазпромстрой-2000».

ООО «Ямалгазпромстрой-2000» находится по адресу РФ, 458520, г. Надым, ул. Зверева, 5.

Основным видом деятельности предприятия является строительство объектов газового комплекса, поселков газораздатчиков, объектов социально-культурного быта.

Предприятие имеет свои структурные подразделения, во главе которых находится главная бухгалтерия. В составе бухгалтерии каждого структурного подразделения выделяются два отдела – материальный и расчетный.

ООО «Ямалгазпромстрой-2000» уплачивает НДС ежемесячно, представляя декларацию по налогу в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, в том числе не подлежащих налогообложению, «Ямалгазпромстрой-2000» составляет счета-фактуры, ведет журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которые не подлежат налогообложению, расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Исчисляя НДС, бухгалтерия «Ямалгазпромстрой-2000» определяет как бы две итоговые суммы этого налога.

Сначала определяется сумма начисленного НДС - сумма налога, которую «Ямалгазпромстрой-2000» обязано предъявить к оплате покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), другими словами, это НДС с выручки.

Затем уменьшается полученная сумма начисленного налога на сумму налоговых вычетов и получается сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет.

Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам «Ямалгазпромстрой-2000» отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Принятые к вычету суммы НДС отражаются по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

В январе 2003 года «Ямалгазпромстрой-2000» приобрело с оплатой по безналичному расчету товар на сумму 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). В феврале 2003 года в счет оплаты за данный товар поставщику были перечислены денежные средства. К вычету сумму НДС по данному товару ООО приняло только после его оплаты, то есть в феврале 2003 года, когда товар уже был оприходован и оплачен.

В следующем месяце исследуемая организация по договору купли-продажи реализовала 1000 шт. деталей по цене 200 руб. (без учета НДС). Для целей налогообложения дата возникновения обязанности по уплате НДС «Ямалгазпромстрой-2000» определяет по мере отгрузки. Ставка НДС равна 20процентов. Цена товара с учетом НДС равна:

240 руб. : 200 руб. + 40 руб. (200 руб. х 20процентов).

Стоимость реализованной продукции с учетом НДС составит 240 000 руб. (240 руб. х 1000 шт. деталей), в том числе НДС - 40 000 руб.

Данные операции в бухгалтерском учете были отражены следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Отражение в учете ООО «Ямалгазпромстрой-2000» НДС при приобретении товара

Содержание

операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Январь 2003 года

1. Оприходован товар, поступивший от поставщика

41

60

100000

2. На основании выставленного поставщиком счета-фактуры отражена сумма НДС по поступившему товару

19

60

20000

Февраль 2003 года

3. Оплачено поставщику за товар

60

51

120000

4. Принята к вычету сумма НДС по товару на основании счета-фактуры поставщика и выписки банка по расчетному счету

68

19

20000

Март 2003 года

5. Признана в учете выручка за реализованные товары

62

90-1

240000

6. Начислен НДС по выполненным работам или оказанным услугам

(240 000 руб. : 120процентов х 20процентов)

90-3

68

40000

Таким образом, суммы начисленного НДС отражаются на основании выставленных счетов, в которых отражен налог по поступившим товарам, выполненным работам или оказанным услугам. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется при оплате товара поставщику.

В некоторых случаях ООО «Ямалгазпромстрой-2000» обязано восстановить НДС, ранее зачтенный или предъявленный к налоговому вычету.

Рассмотрим, как восстанавливается НДС в ООО «Ямалгазпромстрой-2000».

ООО «Ямалгазпромстрой-2000» в мае приобретен компьютер общей стоимостью 60 тыс. руб., в том числе НДС - 10 тыс. руб. Затраты по установке (установка осуществлялась сторонней организацией) составили 6 тыс. руб., в том числе НДС - 1 тыс. руб. 30 апреля компьютер введен в эксплуатацию (подписан акт формы N ОС-1) для использования в офисе. 15 мая компьютер передан в детское дошкольное учреждение, находящееся на балансе организации и частично финансируемое за счет чистой прибыли. В бухгалтерском учете были оформлены следующие проводки (таблица 2).

Таблица 2

Отражение в учете ООО «Ямалгазпромстрой-2000» НДС

при приобретении товаров

Содержание

операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

дебет

кредит

Апрель 2003 года

1. На сумму стоимости приобретенного компьютера (без НДС)

08

60

50000

2. На сумму НДС со стоимости приобретенного компьютера

19

60

10000

3. На сумму произведенной оплаты (оплата НДС является необходимым условием для возникновения права на налоговый вычет)

60

51

60000

4. На сумму стоимости услуг по установке компьютера

08

60

5000

5. На сумму НДС со стоимости услуг

19

60

1000

6. На сумму произведенной оплаты

60

51

6000

7. На сумму инвентарной (первоначальной) стоимости введенного в эксплуатацию объекта основных средств

01

08

55000

8. На сумму налогового вычета

68

19

11000

Май 2003 г.

9. На сумму восстановленного налогового вычета

08

19

11000

10. На сумму НДС, включенную в стоимость объекта, используемого в непроизводственной сфере

01

08

11000

Таким образом, в течение отчетного периода начисленные суммы НДС по приобретенным материальным ценностям или со стоимости оказанных услуг ООО «Ямалгазпромстрой-2000» отражаются в учете предприятия на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Налоговый вычет по этим суммам налога отражается на счете учета расчетов по налогам и сборам 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В бухгалтерском балансе ООО «Ямалгазпромстрой-2000» сумма НДС отражается как остаток на конец года по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Дебетовое сальдо по счету 19 представляет собой НДС по приобретенным ценностям, который не предъявлен бюджету к возмещению.

К возмещению (зачету, вычету) НДС по приобретенным ценностям ООО «Ямалгазпромстрой-2000» предъявляет при соблюдении следующих условий: наличие правильно составленного и выставленного ему продавцом счета-фактуры; фактической оплате товаров (работ, услуг); принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг); использование приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления коммерческой деятельности (за исключением товаров, НДС по которым относится на затраты по производству и реализации в случаях, предусмотренных в п.2 ст.170 НК РФ).

Рассмотрим, как производится вычет НДС после реализации товаров ООО «Ямалгазпромстрой-2000».

В июле 2003 года ООО «Ямалгазпромстрой-2000» отгрузил продукцию покупателю. С выручки от продажи продукции бухгалтер ООО «Ямалгазпромстрой-2000» начислил НДС - 12 000 руб. Одновременно сумму налога, заплаченную в бюджет с ранее полученного аванса (6000 руб.), можно принять к вычету.

Таким образом, по декларации за июль 2003 года ООО «Ямалгазпромстрой-2000» перечислит в бюджет только 6000 руб. (12 000 - 6000).

Бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были сделаны такие проводки: в июле 2003 года

Дебет 62 Кредит 90-1 - 72 000 руб. - отражена выручка от реализации продукции;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 12 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации продукции;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 62 субсчет "Авансы полученные" - 6000 руб. - НДС, ранее уплаченный в бюджет с аванса, принят к вычету;

Дебет 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит 62 - 36 000 руб. - зачтен аванс, ранее полученный от покупателя;

в августе 2003 года

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51 - 6000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно июльской декларации).

ООО «Ямалгазпромстрой-2000» была выписана покупателю счет-фактура на сумму 72 000 руб. и зарегистрирована его в книге продаж. Счет-фактура, выписанная на сумму аванса - 36 000 руб., была зарегистрирована в книге покупок.

Далее рассмотрим операции по вычету НДС после возврата аванса.

В мае 2003 года ООО «Ямалгазпромстрой-2000» получило аванс от ЗАО "Актив-М" в сумме 180 000 руб. в счет предстоящей поставки продукции.

Однако в июле 2003 года договор был расторгнут, и ООО «Ямалгазпромстрой-2000» вернул деньги "Актив-М". В этом случае НДС, заплаченный с аванса в бюджет, был принят к вычету.

Проводки были такими: в мае 2003 года

Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Авансы полученные" - 180 000 руб. - получен аванс от заказчика;

Дебет 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 30 000 руб. (180 000 руб. x 20процентов : 120процентов) - начислен НДС с полученного аванса;

в июне 2003 года

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51 - 30 000 руб. - перечислен НДС в бюджет (согласно майской декларации);

в июле 2003 года

Дебет 62 субсчет "Авансы полученные" Кредит 51 - 180 000 руб. - возвращен аванс в связи с расторжением договора;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 62 субсчет "Авансы полученные" - 30 000 руб. - НДС принят к вычету.

3.2. Расчет налога за 2003 год

Рассмотрим расчет НДС, когда аванс за товары ООО «Ямалгазпромстрой-2000» получило в 2003 году, а фактическая отгрузка была произведена в 2004 году.

ООО «Ямалгазпромстрой-2000» заключило с ООО «ПРОМОПТТОРГ» (покупа­тель) договор № 35 от 10 декабря 2003 года на поставку товара стои­мостью 100 000 руб. (без учета НДС).

15 декабря 2003 года от поку­пателя пригнел аванс в сумме 120 000 руб. (из них 100 000 руб. - цена товара, 20 000 руб. - НДС). С этого аванса ООО «Ямалгазпромстрой-2000» на­числило НДС по ставке 20/120 процентов - 20 000 руб.

Товары по этому договору ООО «Ямалгазпромстрой-2000» отгрузило 28 января 2004 года. Следовательно, НДС с реализации был начислен по ставке 18 процентов.

По согласованию с покупателем ООО «Ямалгазпромстрой-2000» увеличила цену товара. Таким образом, общая стоимость партии товаров рав­на 120 000 руб., включая НДС. Бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были сделаны следующие расчеты: - 18 305 руб. (120 000 руб. х 18процентов : 118процентов) - сумма НДС, на­численная с реализованных товаров; - 101 695 руб. (120 000 - 18 305) - стоимость реализованных товаров без НДС; - 20 000 руб. - принятая к вычету сумма НДС с аванса.

В декларации по НДС за январь 2004 года бухгал­тером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были записаны эти суммы так (таблица 3).

Таблица 3

 Расчет общей суммы налога

Налогооблагаемые объекты

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога - всего:

101 695

18

18305

в том числе:

реализация товаров по товарообменным операциям

101 695

18

18305

прочая реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав

Всего исчислено

101 695

18305

Таким образом, налог определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку налога в размере 18 процентов.

Налоговые вычеты по НДС составят (таблица 4).

Таблица 4

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты

Сумма НДС

Сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, подлежащая вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг)

20000

Общая сумма НДС, подлежащая вычету

20000

Таким образом, с сумм аванса или других платежей, перечисленных покупателями и заказчиками, сумма НДС подлежит вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг).

Часть аванса возвращена покупателю ООО «Ямалгазпромстрой-2000» 29 января 2004 года вернуло покупателю часть денег (в результате перерасчета из-за изменения ставки НДС). Бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были сделаны следующие расчеты:

- 100 000 руб. - стоимость отгруженного товара без НДС;

- 18 000 руб. (100 000 руб. х 18процентов) - сумма НДС, начислен­ного с реализации;

- 2000 руб. (120 000 - 100 000 - 18 000) - часть аванса, кото­рую ООО «Ямалгазпромстрой-2000» вернуло ООО «Ясень»;

- 20 000 руб. - принятая к вычету сумма НДС с аванса.

В декларации по НДС за январь 2004 года бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были произведены следующие записи (таблица 5).

Таблица 5

Расчет общей суммы налога

Налогооблагаемые объекты

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога - всего:

100 000

18

18 000

в том числе:

реализация товаров по товарообменным операциям

100 000

18

18 000

прочая реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав

Всего исчислено

100 000

18

18 000

Таким образом,  исчисленная  сумма  НДС  с   реализации составляет 18 тыс. рублей и подлежит отражению в декларации по налогу.

Налоговые вычеты по НДС составят (табл. 6).

Таблица 6

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты

Сумма НДС

Сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, подлежащая вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг)

20000

Общая сумма НДС, подлежащая вычету

20000

По данным таблицы 6 следует, что сумма НДС, подлежащая вычету и отражаемая в декларации по налогу, составляет 20 тыс. рублей.

С покупателем ООО «Ямалгазпромстрой-2000» был заключен новый договор. Поэтому часть аванса зачтена в счет будущих поставок.

22 января 2004 года ООО «Ямалгазпромстрой-2000» заклю­чило с ООО «Ясень» еще договор № 43 - на поставку товара стои­мостью 50 000 руб. (без НДС).

А 29 января 2004 года организации заключили дополнитель­ное соглашение, где указали, что излишне уплаченный аванс по договору № 35 в сумме 2000 руб. ООО «Альфа» не возвращает ООО «Ясень». Эти 2000 руб. считаются авансом под поставку товаров по до­говору № 43.

Бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были сделаны следующие расчеты:

- 100 000 руб. — стоимость отгруженного товара без НДС по договору № 35;

- 18 000 руб. (100 000 руб. х 18процентов) - сумма НДС, начислен­ного с реализации по договору № 35;

- 2000 руб. (120 000 - 100 000 - 18 000) - сумма аванса под поставку по договору № 43 с ООО «Ясень»;

- 305 руб. (2000 руб. х 18процентов : 118процентов) - сумма НДС, начислен­ного с аванса по договору № 43;

- 20 000 руб. - принятая к вычету сумма НДС с аванса по до­говору № 35.

В декларации по НДС бухгалтером ООО «Ямалгазпромстрой-2000» были указаны следующие суммы (таблица 7).

Таблица 7

Расчет общей суммы налога

Налогооблагаемые объекты

Налоговая база

Ставка НДС

Сумма НДС

Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога - всего:

100 000

18

18 000

в том числе:

реализация товаров по товарообменным операциям

100 000

18

18 000

прочая реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав

Суммы, связанные с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров, всего

2000

18/118

305

в том числе

Сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работы (услуг)

2000

18/118

305

Всего исчислено

102 000

18

18 305

Таким образом, исходя из расчета общей суммы налога всего исчислено налога на сумму 18 305 рублей с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров, а также авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих выполненных работы или оказанных услуг.

Налоговые вычеты по НДС составят (таблица 8).

Таблица 8

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты

Сумма НДС

Сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, подлежащая вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг)

20000

Общая сумма НДС, подлежащая вычету

20000

Исходя из данных таблицы 8 следует, что к вычету принята сумма НДС с аванса по до­говору № 35 в размере 20 тыс. рублей.

Таким образом, по рассмотренным операциям ООО «Ямалгазпромстрой-2000» использует различные варианты исчисления НДС: увеличить цену товара, вернуть деньги покупателю или зачесть как аванс этого покупателя под будущие поставки.

Заключение

Таким образом, налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, включаемым в цену товара (работ, услуг) и оплачиваемый потребителями. Через систему действия НДС в доход бюджета государства изымается значительная часть добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства тварной продукции.

Величина налога, подлежащая взносу в бюджет налогоплательщиком, согласно основному принципу исчисления налога, действующему в мировой практике и в России, рассчитывается в виде разницы между суммами налога, получаемыми от покупателей за реализуемые товары (работы, услуги), и суммами налога, оплачиваемыми налогоплательщиком поставщикам различного рода материальных ценностей.

Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения налогом являются реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при определении налога на прибыль, а также выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и вывоз товаров на таможенную границу РФ.

Необходимым условием освобождения налогоплательщиков от уплаты НДС является объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превышающий в сумме 1 млн. рублей без НДС за три последовательных календарных месяца, предшествующих освобождению. Освобождение от обязанностей налогоплательщика производится на срок 12 последовательных календарных месяцев в случае подачи налогоплательщиком заявления и пакета необходимых документов.

Налоговая база по налогу представляет собой стоимость реализованных товаров (работ, услуг) без учета НДС. Ставка налога определена в размере 10 и 18 процентов.

Налог на добавленную стоимость, как и другие налоги, предполагает ряд льгот, дающих возможность предприятиям и индивидуальным предпринимателям платить налог в меньшем размере или не платить его совсем. Как и любой друг налог, НДС имеет свои особенности исчисления. Особенности в бухгалтерском учете будут рассмотрены в следующей главе работы.

Особенностью исчисления НДС в бюджетных организациях является то, где учреждение станет использовать приобретенное имущество: в предпринимательстве или в уставной деятельности. Так, если предпринимательская деятельность учреждения освобождена от уплаты НДС, то налогу к вычету не будет принят. В этом случае рекомендуется на сумму налога, уплаченного поставщику, увеличить стоимость купленного имущества.

В случае если организация ведет несколько видов предпринимательской деятельности, и одни из которых облагаются НДС, а другие нет, то можно сумму «входного» НДС распределять пропорционально доходам каждого вида предпринимательства в общей выручке.

Возврат товаров и сумм НДС также имеет свои особенности. Так выделяют два вида возвращения товаров: возврат некачественного товара по дополнительному соглашению и в результате выявленного брака, некомплектности и другим причинам. В первом случае, покупатель отражает у себя реализацию и применяет ставку 18 процентов, а продавец – покупку возвращаемых товаров по стой же ставке принимает к вычету. Второй случай предполагает несколько ситуаций, которые являются спорными. Так согласно первому варианту, возврат товара оформляется как новая реализация, по второму – как именно возврат. Таким образом, практика вычетов НДС довольно спорна и требует обдуманных решений со стороны предприятий.

После принятия закона, снижающего с 1 января 2004 года базовую ставку НДС с 20 до 18%, никаких существенных изменений по этому налогу в ближайшем будущем не предвидится. Но основным направлением совершенствования системы налогообложения налогом на добавленную стоимость на перспективу является упрощение процедуры возврата налога экспортерам.

Объектом исследования курсовой работы выступало предприятие ООО «Ямалгазпромстрой-2000», которое является плательщиком НДС и уплачивает налог ежемесячно. По итогам налогового периода эту декларацию данное предприятие представляет в налоговые органы по месту учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Были получены следующие результаты. Учет расчетов с бюджетом по НДС исследуемое предприятие ведет на счетах 19 «НДС по приобретенным ценностям» и 68 «Расчеты с бюджетом». Учет ведется ручным способом.

Руководству проверяемого экономического субъекта можно дать следующие рекомендации с целью повышения эффективности учетного процесса, избежания ошибок в учете и предупреждения штрафных санкций.

Учет лучше организовать на аналитическом уровне – к субсчетам первого уровня по счету 19 можно открыть субсчета второго уровня.

Определить ответственность по конкретным исполнителям за правильностью оформления и составления первичных учетных документов (накладные, счета-фактуры) по отпуску и поступлению товаров и других материальных ценностей на склад, отражением в договорах и соблюдением юридических и правовых норм договорных обязательств, отражением в договорах и соблюдением финансово-экономических обязательств сторон, контролем за наличием и продлением лицензий для организации на лицензируемые виды ее деятельности.

Утвердить и вести в действие внутренние контролирующие органы: служба внутреннего аудита; разработать в соответствии с уставом и ввести в действие Положение о ревизоре и ревизионной комиссии; назначить и утвердить руководителем инвентаризационной комиссии.

Разработанные рекомендации могут помочь руководству исследуемого предприятия повысить качество учетных процессов и эффективность хозяйственной деятельности.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ. – М., 2003.

2.     "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н (с изм. и доп. от 23 апреля 2002 г.).

3.     "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" Приказ Минфина РФ  (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.) от 31 октября 2000 г. N 94н.

4.     "Об утверждении изменений и дополнений к Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость" Приказ МНС РФ от 5 марта 2002 г. N БГ-3-03/113.

5.     Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 380 с.

6.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Бухгалтерский учет налогов. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (Глава 21, Глава 23, Глава 24, Глава 25, Глава 27, Глава 28). – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 460 с.

7.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на добавленную стоимость – М.: Налоги и финансовое право, 2003. – 460 с.

8.     Годовой отчет-2002 / Под общей редакцией В.И. Мещерякова. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 280 с.

9.     Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяйственные операции и ситуации. – М.: СПС "ГАРАНТ", 2002. – 287 с.

10. Комментарий (постатейный) к главам 21 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы"  / Под ред. А.Н. Старикова – М.: Статус-Кво 97, 2003. – 356 с.

11. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для предприятий сферы услуг / Под. ред. Педченко И.В. – М.: Статус-Кво 97, 2002. – 340 с.

12. Медведев А.Н. НДС: порядок исчисления и уплаты. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 180 с.

13. Новый план счетов в системе компьютерного учета "1С:Бухгалтерия 7.7" / Под общей редакцией профессора Д.В. Чистова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 126 с.

14. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-М, 2002. – 555 с.

15. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. – М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", – 2002.

16. Поздеев П.А. НДС: нестандартные ситуации. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 187 с.

17. Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". – М.: СПС "Гарант", 2002. – 560 с.

18. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2001. – 457 с.

19. Цибизова О.Ф. Комментарий к НК РФ (постатейный). Глава 21 "Налог на добавленную стоимость". – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 480 с.

20. Букаев Г.И. Об итогах поступления налогов и сборов в 2003 году и задачах на 2004 год // Налоговая политика и практика. – 2004. - №3. – С. 4.

21. Бурцев В.В. Внутренний контроль в организации: методологические и практические аспекты // Аудиторские ведомости. – 2002. - N 8.

22. Бурцев В.В. Основные направления совершенствования внутреннего контроля в организации // Аудиторские ведомости. – 2002 – N 10.