СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................... 3
Шесть этапов и четыре типа условий принятия решения.................. 4
Планирование и фактор этичности при реализации решения........... 7
Детализация этапов процесса принятия решения................................. 9
Заключение............................................................................................... 19
Библиография.......................................................................................... 21
Введение.
Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут обусловлены следующими реалиями и положениями. Менеджеры должны обладать способностью мыслить — видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между отдельными ее частями. Для получения, обработки и анализа информации, выработки основополагающих принципов, установления взаимосвязей, выявления как трудностей, так и благоприятных возможностей, формулирования выводов, принятия решений и составления планов управляющие используют свои аналитические навыки.
Принятие решений — ключевой момент в деятельности управляющих, требующий аналитических навыков. Многие исследователи занимались подробным изучением процесса принятия решений и разбили его на шесть этапов.
Шесть этапов и четыре типа условий принятия решения.
1. Выявление необходимости принимать решение.[1] Менеджеры непрерывно контролируют обстановку внутри и вне организации, чтобы не пропустить изменения, способные создать проблемы, требующие немедленного решения, или возможности, которыми следует воспользоваться.
2. Анализ и определение возникшей проблемы или открывшейся возможности. Менеджеры определяют их причины и устанавливают требования, которым должно отвечать будущее решение.
3. Изучение возможных альтернатив. Менеджеры вырабатывают несколько вариантов решения или способов действия.
4. Выбор желательной альтернативы. После рассмотрения преимуществ и недостатков каждой альтернативы менеджеры избирают наиболее многообещающий способ действий (который может представлять собой комбинацию из нескольких рассмотренных альтернатив).
5. Выполнение выбранного решения. После тщательного планирования и учета реакции тех, кто будет выполнять решение, и тех, кого оно затронет, менеджеры претворяют свое решение в жизнь.
6. Оценка полученных результатов. Менеджеры следят за результатами своих решений, чтобы увидеть, привел ли выбранный способ к достижению цели, не возникают ли новые проблемы или возможности в результате этого решения и не следует ли принимать новое решение.
Однако правильный метод принятия решений еще не гарантирует правильного решения. Например, руководители фирмы "Квейкер Оутс" решили приобрести компанию "Гейнс Фудз" (производство корма для домашних животных) в тот год, когда финансовые показатели "Квейкер" были худшими за все предыдущее десятилетие. Хотя решение было основано на убедительных логических построениях, результат оказался кошмарным. Менеджеры "Квейкер" сделали ошибку, переоценив выгоды, которые они получат, приобретя "Гейнс", и к тому же они никак не предвидели того, что, став компанией номер два на рынке корма для домашних животных, они тем самым превратятся в мишень номер один в отрасли. Под воздействием усилившейся агрессивной стратегии конкурентов "Квейкер" скорее несла потери на своем приобретении, чем извлекала из него прибыль, и ее производство корма для домашних животных в целом сильно пострадало. Тем не менее руководители компании продолжают строить долгосрочные планы и надеются, что все образуется.[2]
Управленческие решения принадлежат к двум типам. Программируемые решения — это повторяющиеся обыденные решения, которые принимаются на основе заранее выработанных для этого правил.
Непрограммируемые решения уникальны и, как правило, не повторяются, так что их нельзя принимать на основе заранее установленных процедур или правил. Менеджеры принимают решения, опираясь на разные объемы информации, так что вероятность успешного или отрицательного результата в различных случаях неодинакова.
Существуют четыре типа условий, в которых принимаются решения. 1) Когда менеджеры имеют всю необходимую информацию, они чувствуют себя уверенными в успехе и принимают решения наверняка. 2) Когда менеджеры имеют нужную информацию, но не в полном объеме, в их решениях присутствует большая вероятность неудачи, так что они принимают решения с некоторой долей риска. 3) Когда менеджеры имеют неполную информацию, им приходится делать предположения, которые могут оказаться неверными, так что в их решении заложена неопределенность. 4) Когда перед менеджерами стоят неясные цели, плохо определены альтернативы и полностью или почти полностью отсутствует информация, очень велика вероятность того, что их решение будет неудачным, так как оно принималось на основе сомнительных предпосылок[3] - наиболее сложные и рискованные условия для принятия решений.
Все менеджеры, независимо от их должности, обычно имеют один и тот же круг функций в организации любого типа. Даже в самых маленьких организациях и на начальном этапе становления предприятия, и в процессе ею функционирования менеджеры занимаются планированием, организационными вопросами, руководством и контролем. Знакомясь с нижеследующим описанием процесса управления, следует помнить, что различным уровням управления соответствуют различные комплексы обязанностей на каждой стадии этого процесса.
Планирование и фактор этичности при реализации решения.
Планирование — это выработка целей организации и определение наилучших способов их достижения Без сомнения, планирование является основной функцией управления, от которой зависят все другие функции. Менеджер, занимающийся планированием, намечает цели организации и пытается определить наилучшие. Когда вы располагаете всеми необходимыми фактами, информация вам абсолютно ясна, и вы можете сделать только либо правильный, либо неправильный выбор, принимать этические решения легко.[4] Но ситуация может быть затуманена противоречивой ответственностью, неполной информацией и наличием нескольких точек зрения. Серьезные этические проблемы возникают, когда, например, брокерская фирма выплачивает огромные премии высшему руководству как раз перед тем, как объявить о банкротстве, или когда правительственный подрядчик скрывает правду от клиентов, или когда юрист торгует конфиденциальной информацией. Значительно меньшую огласку получают, например, такие ситуации: ваш начальник лжет, сваливая все огрехи на вас, а ваша коллега завысила сумму служебных расходов в своем отчете или администратор использует служебный телефон для личных звонков. Способ, которым разрешаются такие ежедневные этические проблемы, формирует моральный климат в вашей компании, и этически правильный подход поможет вам избежать крупных скандалов, служащих заманчивой темой для газетных передовиц
Предположим, вы покидаете своего наниматели, чтобы основать собственную фирму. Этично ли пригласить с собой одного-двух коллег? Этично ли взять деловые книги вашего нанимателя? Если вам требуется заем для начала нового бизнеса, этично ли скрывать какую-либо информацию от вашего банкира? Перед тремя бизнесменами вставали подобные вопросы, и каждый из них принимал собственное решение. В данном случае нужно проанализировать анализирует бюджеты, расписания, информацию о состоянии отрасли и экономики в целом, ресурсы, имеющиеся в распоряжении компании, и ресурсы, которые она в состоянии приобрести.
Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных. Поскольку предприятие развивается тем или иным определенным образом под влиянием условий, сложившихся в прошлом, постольку их изменение обусловливает необходимость новых методов деятельности предприятия. Эта функция требует от менеджера владения аналитическими навыками в принятии решения.
Детализация этапов процесса принятия решения.
Прежде чем приступить к детализации процесса принятия решения, обозначим основные этапы процесса как такового. Этапы и операции процесса принятия решения следующие:
1) выявление управленческой проблемы или задачи;
2) предварительная постановка цели;
3) сбор необходимой информации;
4) анализ информации;
5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
9) выбор метода решения;
10) экономическое обоснование выбранного решения;
11) согласование решения с органами управления и исполнителями;
12) окончательное оформление и утверждение решения;
13) организация выполнения решения;
14) контроль выполнения решения;
15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "выявление управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций:
1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
1.4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей.
1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
1.6. формирование направлений развития объекта и т.д.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов.
Аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса.
Менеджеры принимают решения на стадиях планирования, организовывания, мотивирования, контроля и координации. Так, составление плана на предстоящий плановый период связано с принятием таких решений. как цели деятельности, необходимые ресурсы, способы достижения поставленных задач. Процесс организовывания неизбежно вызывает необходимость принятия решений по вопросам о структуре производства и управления, об организации производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, об организации труда рабочих и специалистов. Процесс контроля связан с принятием решений о том, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как производить анализ полученной информации и каким образом корректировать процессы в соответствии с данными контроля и т. д.
Управленческие решения всегда связаны с необходимостью воздействий на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние и, так как это требует затрат времени, можно с полным основанием говорить о процессе принятия решений. Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команда, приказ, распоряжение, план и т.д.) подается на "вход" управляемого объекта.[5] Таким образом, процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. Поэтому основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства) желаемому или заданному, т. е. цели или результату деятельности. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность процесса принятия решений.
Проблемы могут возникать, когда функционирование управляемого объекта не создает необходимых предпосылок для достижения поставленных целей в данный момент или в будущем. Кроме того, источником возникновения проблем могут быть изменившиеся под воздействием тех или иных условий цели деятельности. Таким образом, проблема всегда связана с совокупностью условий или факторов, которые создают ситуацию, оказывающую влияние на деятельность организации.
Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под воздействием сложившейся ситуации. Выявление проблемной ситуации представляет собой исходный момент для постановки задачи принятия решений. Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее частей) и ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации). Это дает возможность оценить значение проблемы, наметить временные рамки ее решения и принять за основу ту или иную структуру процесса принятия решений.
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает не нее прямое воздействие и приводит систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования имеющимся в резерве. Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.[6]
Самая простая, "идеальная" схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов и прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Как правило, главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение.[7] Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение нередко принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
Более детальная структуризация процесса принятия решений состоит из этапов: постановка задачи принятия решения, формирование решений, выбор и реализация решения, выделение процедуры, осознание необходимости для реализации целевых установок каждого этапа. Так, основу для постановки задачи принятия решений составляет возникновение ситуации, которая вызывает появление проблемы. Описание проблемной ситуации дает представление о факторах, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при решении. Прежде всего требуется установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия на эти две группы факторов различные.
К внутренним факторам, в наибольшей мере зависящим от самого предприятия, относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том числе и НИОКР, и т.д. Они формируют предприятие как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования. Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство, научно-технический прогресс, персонал и т.д. Другими словами, управляющая система должна разработать план организационных изменений, направленных на достижение целей новой стратегии развития.
Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируют среду, в которой работает организация. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Да и сами факторы оказывают различное влияние на работу организации. Например, поставщики, потребители, конкуренты, органы законодательного регулирования, кредиторы, другие организации и институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывают прямое влияние на ее работу, характер возникающих проблем и их разрешение. В качестве примера можно напомнить о проблемах отечественных предприятий, возникших в период разрушения прежней системы хозяйственных связей и изменения отношений между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановкам производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к необходимости поиска новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их потребностей. Надо ответить на вопросы: Изменять ассортимент или качество продукции? Искать ли новые рынки сбыта? Вводить ли новые виды продукции и услуг? и т.д.
Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное (опосредованное) влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), уровень научно-технического и социального развития, социо-культурную и политическую обстановку, существенные для данной организации события в других странах и т.п. Например, экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей, правительственная финансовая и налоговая политика и др. Так, инфляция приводит к сокращению покупательной способности и снижает спрос на продукцию, производимую организацией. Повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей вызывает соответственное увеличение затрат на производство в организации, что имеет своим следствием рост цен на ее продукцию и может вызвать "отток" определенной группы потребителей. При сокращении своих доходов покупатели изменяют состав и структуру потребления, что также может оказать воздействие на спрос. Уровень научно-технического развития в стране оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации производства и управления, на технологию, с помощью которой производится продукция, на состав и структуру персонала организаций и что особенно важно - на конкурентоспособность продукции и технологий. Учет многочисленных и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии - сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами.
Анализ факторов, вызвавших проблемную ситуацию, дает возможность определить ресурсы (в том числе и временные), с затратами которых будет связано решение проблемы.
Необходимым элементом (и параметром) процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах. На этапе постановки задачи принятия решений -это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации на этапе решения - оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации. Для этой цели используются критерии.
На первом этапе в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от которой и судят о возникновении проблемы. Следовательно, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности, чему способствует применение системы управления по целям (или по результатам). В противном случае существование проблем определяется чисто интуитивно или по мере поступления сигналов, что существенно усложняет последующий процесс принятия решений.
Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности: поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
На этапе выработки курса действий, т. е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них - наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность.
Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для хорошо структурированных проблем, позволяющих применять экономико-математические методы. С их помощью определяются лучшие решения, например, по таким параметрам, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текущих издержек или максимизация производительности труда и т.п. Нередко в качестве критерия выбора решения применяется фактор времени, особенно важный в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, могут существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды). Поэтому на этапе выработки курса действий менеджерам приходится анализировать большое количество вариантов решений, отличающихся различными комбинациями используемых ресурсов организации.
В практике менеджмента часто возникает необходимость решения слабо структурированных проблем, не дающих возможности оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки осуществляется в три этапа. На первом формируются самые важные критерии, необходимость выполнения которых не вызывает сомнений. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям (которые в сущности являются критериями ограничения) и разделяят на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие и "сомнительные". На втором этапе анализируются варианты по остальным критериям, а на третьем делается попытка установить те опасности, которые могут возникнуть при принятии выбранного решения. Таким образом, выбор окончательного решения из множества допустимых и полезных осуществляется на основе взвешивания важности целей и обязательно учитывает как положительные, так и отрицательные последствия его реализации. Они могут быть социальными, экономическими, организационными, технологическими, политическими, т. е. могут затрагивать самые разные стороны деятельности организации.
Например, принимая решение о строительстве филиала предприятия, необходимо учитывать, как это отразится на его экономике, программах развития, какое влияние новое предприятие окажет на экономическую и социальную среду его обитания и т.д. Если решение связано с освобождением кадров (например, при автоматизации производства), необходимо заранее определить направления передвижения персонала или его переподготовку.
Сложность выбора решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.
Лица, принимающие решения, называются субъектами решения. Это могут быть индивидуумы (как правило, руководители) или группы менеджеров (руководителей),
которые имеют полномочия для принятия решений. Кроме того, к процессу разработки и принятия решений на всех его этапах могут быть привлечены эксперты -специалисты по конкретным проблемам, процедурам, этапам.[8] Эксперты могут оказать существенную помощь в постановке задачи, в разработке возможных ситуаций: они могут сформировать цели и установить ограничения, разработать варианты решений и дать оценку их последствий и т.д. За свои рекомендации эксперты несут ответственность.
Сравнение индивидуально принимаемых решений с решениями групповыми показывает, что каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Для решений, принимаемых индивидуально, характерен более высокий уровень творческого подхода, в них нередко реализуется много новых идей и концепций. Как правило, индивидуальные решения требуют меньше времени, так как не нуждаются в согласованиях.
При групповом подходе к принятию решений обеспечиваются более высокая обоснованность и меньший процент ошибок,[9] чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе групповой работы, создание атмосферы сотрудничества и соревновательности, взаимодействие между членами группы), а также многовариантность разработок. При этом, как правило, увеличивается время, затрачиваемое на разработку, согласование и принятие решений. Поэтому при решении срочных проблем, где фактор времени является решающим, предпочтение отдается индивидуальному субъекту решения. Проблемы же, связанные с радикальными изменениями в организации, чаще всего решаются коллективно, что обеспечивает более высокий уровень их восприятия, а, следовательно, и создает необходимые условия для реализации. Чем больше людей принимают участие в решении таких проблем, тем выше уверенность в положительном отношении сотрудников к запланированным действиям, в понимании их необходимости и пользе для организации.
Организация выполнения принятого решения - важнейший элемент процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на последнем этапе процесса управления - преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление и т.д.) используются меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета и убеждения и т.д. Все они направлены на то, чтобы преодолеть сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и в конечном счете - решить проблему, стоящую перед организацией.
Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений. Эффективность этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ.
Заключение
Никто не сомневается в том, что для любого руководителя важно научиться принимать решения. Но этому, как правило, не учат. Есть «учителя», которые, когда им задают соответствующий вопрос, вообще не понимают, о чем идет речь. Они убеждены, что все это приходит само собой благодаря логике, ежедневным тренировкам и чередованию успехов и неуспехов.
В результате проделанной нами курсовой работы мы можем обозначить довольно простые, понятные и полезные приемы, на применении при выработке решений . Здесь исходят из того, что каждое решение зависит от нескольких факторов, с которыми надо сначала разобраться. Возьмем в качестве примера покупку легкового автомобиля для служебных целей. Хорошо бы, чтобы группа сотрудников составила перечень критериев, важных для принятия решения. Один человек едва ли сможет учесть все. Допустим, что группа выявила следующие критерии (данный перечень на исчерпывающую полноту не претендует): цена; расход горючего; управление; страховка; внутренняя «площадь»; комфорт; безопасность; надежность; техобслуживание по месту продажи; репрезентативность; возможности реализации в будущем; срок поставки; подверженность коррозии; сеть сервиса; скорость; технический уровень.
В качестве первого шага надо проверить, какие из выявленных критериев взаимосвязаны, т. е. по сути выражают одно и то же. В данном примере это могут быть «возможности реализации в будущем» и «подверженность коррозии». Если оба критерия выражают одно и то же, то и при последующей оценке будет иметь место «двойная бухгалтерия». Явные случаи корреляции придется «выкорчевывать», так как многие факторы так или иначе между собою связаны (например, цена и репрезентативность). Допустим, что группа вычеркнет из перечня «подверженность коррозии».
Следующим шагом будет определение значимости, так как не все вышеназванные критерии одинаково важны. Среди них есть, например, такие, которые кому-то кажутся обязательными. Не следует проверять все прочие качества альтернативных решений, не отвечающих данным требованиям. Это очень важное решение, с которым нельзя обращаться легкомысленно. Спросите себя: стоит ли принимать в расчет альтернативное предложение, отличающееся очень хорошими показателями, но не отвечающее этому критерию?
Если рассматривать, например, позицию «техобслуживание по месту продажи», то данный тип автомобиля не следует учитывать хотя бы потому, что торговец проживает в получасе езды от предприятия. Значимость определяется по усмотрению группы, что позволяет добиться большей объективности.
Дальнейший шаг — оценка соответствия критерию каждого из альтернативных вариантов. Дать оценку многим критериям относительно просто. Сложнее обстоит дело, когда необходима градация. В этом случае оценку следует отложить на более поздний срок или отказаться во всех альтернативных вариантах от рассмотрения соответствующего критерия. Если имеется вся необходимая информация, дальнейшие действия относительно просты. Показатель значимости умножается на оценку соответствия каждому из критериев. Полученные результаты суммируются. Альтернативный вариант, насчитывающий в итоге наибольшую сумму баллов, вероятнее всего, будет самым лучшим.[10] Разница в несколько баллов малоубедительна, так как на конечные результаты может весьма ощутимо повлиять даже небольшая ошибка в оценке. Если несколько альтернативных вариантов находится приблизительно на одном уровне, необходимо, пожалуй, выявить другие, более конкретные критерии или перепроверить еще раз значимость использованных критериев.
Таким образом в понятие "технология принятия решения" входят следующие элементы:
что делать (количество и качество объекта); с какими затратами (ресурсы); как делать (по какой технологии); кому делать (исполнители); когда делать (сроки); для кого делать (потребители); где делать (место); что это дает (экономический, социальный, экологический, технический эффект).
Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее.
Библиография
1. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку. - М.: Дело, 1991.
2. Лынкин А.А. Новый этап НТР: экономическое содержание и механизм реализации в капиталистическом хозяйстве. - М.: Наука, 1991.
3. Евланов Л.Г, Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.
4. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Из-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1992.
5. Иванцевич Дж» М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 1993.
6. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. - М.: Политиздат, 1991.
7. Варлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 1991.
8. Кибанов А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально-стоимостного анализа. - М. Машиностроение, 1991.
9. Цибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1994.
10. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ./Общ. ред. и пре-дисл. Г.Б.Кочеткова. - М.: Прогресс, 1982.
11. Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством. - М., 1970.
12. Гхол И. Эффективность управленческих решений. Пер. с чешск. - М.: Прогресс, 1975.
13. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.
14. Организационные структуры управления производством. /Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Мысль, 1975.
15. Питерс Г., Уотермен Р.В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ./0бщ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Прогресс, 1986.
16. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. - М.: Экономика, 1974.
17. Саломатин Н.А., Фель А.В., Шишкина Е.Л. Оперативное управление производством. Учебное пособие. -М.: ГАУ, 1993.
18. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. /Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова - М.: Прогресс, 1990.
[1] Евланов Л.Г, Теория и практика принятия решений. - М.: Экономика, 1984.
[2] Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. /Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова - М.: Прогресс, 1990.
[3] Питере Г., Уотермен Р.В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ./0бщ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Прогресс, 1986.
[4] Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. - М.: Политиздат, 1991.
[5] Попов Г.Х. Проблемы теории управления. - М.: Экономика, 1974.
[6] Саломатин Н.А., Фель А.В., Шишкина Е.Л. Оперативное управление производством. Учебное пособие. -М.: ГАУ, 1993.
[7] Гхол И. Эффективность управленческих решений. Пер. с чешск. - М.: Прогресс, 1975.
[8] Организационные структуры управленияяпроизводством. /Под общ. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Мысль, 1975.
[9] Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 1993.
[10] Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 1980.