Содержание:

Введение 3

1. Определение дежурств и их значение 4

1.1. Дежурства как форма организации труда детей_ 4

1.2. Воспитательная ценность дежурств 4

1.3. Содержание дежурств в разных возрастных группах_ 6

1.4. Условия и методы организации дежурств 10

2. Анализ опыта работы студента 13

2.1. Анализ опыта работы студентов 13

2.2. Педагогические выводы_ 15

Заключение 16

Список литературы_ 18

Введение

Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

1. Определение дежурств и их значение

1.1. Дежурства как форма организации труда детей

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке.

Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы[1].

Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать сор, отнести его в определенное место.

В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

1.2. Воспитательная ценность дежурств

Хозяйственно-бытовой труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, оказать помощь товарищу.

Дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей[2].

Содержание дежурств в дошкольном возрасте очень разнообразно. Если взрослые не разделяют труд детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.

В процессе дежурств не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел; особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствует формированию таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например: участие в наведении порядка в групповой комнате) предварительного его планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Воспитатель, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на  ошибки,   отмечает,   кто  из  ребят  уже   научился   дежурить, а кому еще надо постараться. Он разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто ста­рательно   выполняет   задание:   «Оля   и   Сережа   были   настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно». Постепенно педагог воспитывает положительное отношение к ра­боте дежурных.

1.3. Содержание дежурств в разных возрастных группах

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает формирование у детей положительного и бережного отношения к труду взрослых, выработку трудовых навыков и дальнейшее их совершенствование, формирование элементарных навыков планирования и организации своей и коллективной работы, а также воспитание положительных взаимоотношений между детьми: умение работать согласованно и дружно, оказывать друг другу помощь, доброжелательно относиться к работе товарищей.

«Программой воспитания в детском саду» определено содержание трудового воспитания. Это:

1.           ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

2.           организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.

В младшей группе детей приобщают к выполнению поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом,  а также в природе. Педагог эпизодически поручает воспитанникам навести порядок в игровом уголке, в групповой комнате, на веранде  и участке группы, в уголке природы[3].

В педагогическом руководстве деятельностью ребенка следует выделить несколько важных моментов. Прежде всего воспитатель ставит перед малышом доступную ему цель, например разложить к ложки на столах и пр. Затем  необходимо показать и объяснить  ребенку приемы выполнения поручения, проконтролировать, насколько правильно малыш воспроизводит показанные действия, испытывает ли трудности. Взрослый выражает постоянную готовность  прийти  ребенку   на  помощь,   поддержать   его.   Очень важно показать малышу результат его действий, выполненная ребенком работа должна быть положительно оценена педагогом. Надо постараться найти в деятельности малыша то, что заслуживает одобрения. Это позволит ему поверить в свои силы, утвердиться в успехе.

Для воспитанников средней группы ведущей формой органи­зации трудовой деятельности остаются поручения. На ос­нове их постоянного и успешного выполнения у детей на­чинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь в виду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитатель, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения за­дания, помочь ему или работать вместе с ним.

Большое место в работе с детьми пятого года жизни отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения.

Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Если в начале года выполнение их состояло из одного - двух действий (что-то подать, подвинуть, поднять), то позже ребенок совершает несколько действий, соблюдая при этом определенную после­довательность. Так, детям предлагают расставить стулья, полить растения, разложить материалы для занятий на столы, под­мести веранду. Чтобы ребенок смог выполнять подобного рода поручения, воспитатель формирует умение подбирать для работы необходимое оборудование. С этой целью педагог пред­лагает воспитаннику сначала перечислить, какие предметы будут нужны, затем вместе с ним проверяет, не забыто ли что-нибудь, и помогает расставить вещи в определенном порядке.

Одновременно детей обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представлен­ного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.

Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей уже сформированы навыки, необходимые для выполнения различных заданий. Например, вымыть игрушки, разложить карандаши для рисования, вынести на участок вдвоем корзину с игровым материалом. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую зависимость друг от друга. Сверстников объединяет общий результат труда, а также общение, которое возникает в процессе выполнения поручения. Воспи­татель приучает ребят помогать друг другу, доводить дело до конца. Он поощряет доброжелательное общение между детьми, так как оно является началом дружеских взаимоот­ношений в совместной деятельности. Не мешая общению детей, взрослый лишь напоминает ребятам (особенно если они часто отвлекаются.) о необходимости довести работу до конца.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей.

Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, чтобы не носить их и не двигать, когда няня раздает: пищу. Со второй половины года дежурным можно поручать более сложную работу: расставлять блюдца, поставленные няней стоп­кой на угол стола, приносить с раздаточного стола по две чашки на детские столы. Дежурные следят за тем, чтобы на всех столах были салфетки, убирают посуду после еды.

Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети пя­того года жизни еще не воспринимают эту деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых.

Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость этого труда воспитатель мо­тивирует тем, что дети стали старше, а занятия — более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Особенно велика нагрузка в процессе подготовки к занятиям по изобра­зительной деятельности, поэтому не следует раздачу всех мате­риалов возлагать только на дежурных. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое ра­бочее место. По окончании занятия ребята уносят свои пред­меты на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности[4].

Основная форма организации хозяйственно–бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.

Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят порядок в шкафах с игрушками и материалами.

1.4. Условия и методы организации дежурств

К моменту перехода в среднюю группу дети приобретают основные навыки самообслуживания и относительно большое число практических умений. Это позволяет значительно рас­ширить содержание их труда, направленного на удовлетворение нужд и потребностей сверстников и окружающих. Ребят вклю­чают в труд, связанный с поддержанием порядка в комнате и на участке детского сада, организацией занятий и самостоя­тельной деятельности, уходом за растениями и животными[5].

Опираясь на растущую самостоятельность детей, воспитатель направляет свои усилия на то, чтобы сформированные навыки самообслуживания становились привычками, приучает детей к опрятности, чистоте и порядку. Он внимательно следит за тем, как дети одеваются и раздеваются, моют руки перед едой, убирают игрушки, которыми пользовались, готовят необходимые материа­лы для рисования или игры. Воспитанники средней груп­пы могут выполнить самостоятельно все перечисленные виды действий, но им часто мешает неумение их упорядочить, торопливость, отвлекаемость от дела. Поэтому воспитатель тща­тельно контролирует самостоятельные действия детей, напоминает последовательность их выполнения, терпеливо и настойчиво добивается постепенного закрепления навыков.

Трудовая деятельность в детском саду — одно из средств воспитания у ребят внимательного, заботливого отношения к сверстникам. Воспитатель учит детей помогать друг другу, поощ­ряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Можно давать детям и специальные поручения: помочь товарищу завязать шарф, поправить ворот­ничок. Если взрослый проводит эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Педагог подсказывает детям, что и дома они тоже могут сделать что-то доброе, полезное близким людям (почистить обувь, вымыть ложки после еды, повесить чистые полотенца и пр.).

Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно–бытового труда, об общественной значимости труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы, а также картины и иллюстрации к книгам.

У детей пятого года жизни должна быть сформирована привычка к трудовому усилию. Воспитатель во время работы детей старается помочь ребенку в тот момент, когда он, столкнув­шись с первой трудностью, бросает дело, не доведя его до конца, отвлекается, теряет интерес к дальнейшему выполнению задания. Только тщательный ежедневный контроль поможет взрослому заметить снижение эмоционального настроя воспитан­ника в процессе работы и позволит определить методы воздействия на него: поощрить старание, усердие ребенка, заинтересовать, а иногда и просто потребовать от него выполнить задание, подкрепляя требование соответствующим разъяснением («Все дети трудятся хорошо, и ты уже научился это делать»; «Надо помочь, мне одной трудно» и т. п.).

В процессе труда воспитателе разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать работу. Пра­вила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведе­ния детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насо­рил, налил — убери за собой» и т. п. Правила не должны ско­вывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внима­тельно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого.

Дети пятого года жизни нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитателя, ждет его оценки, поощрения. Важно, чтобы дошколь­ники постоянно чувствовали, что рядом с ними добрый, умею­щий все делать воспитатель, который им всегда поможет. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение их товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей.

Оценка педагогом трудовой деятельности ре­бенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стрем­ление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешения полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей среднего дошколь­ного возраста можно и в игровой форме, с помощью персона­жей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности вы­полняемого дела («Хорошо, что ты полил цветы, они будут лучше расти!»).

Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.

2. Анализ опыта работы студента

2.1. Анализ опыта работы студентов

Проанализируем виды дежурств и их воспитательное значение на примере средней группы детского сада №43.

Воспитатели средней группы детского сада с любовью и большим педагогическим тактом осуществляют трудовое воспитание  детей. В этом детском учреждении дети — маленькие хозяева, они всегда заняты полезным делом. Особенно ценно то, что воспитатели не подавляют инициативу детей, уважительно относятся к их деятельности, создают доброжелательную обстановку для участия их в коллективном труде.

У воспитателей для каждого из детей всегда находится интересное дело, а деятельность их самих является для малышей образцом для подражания.

В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

Поскольку хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, воспитатели данной группы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было все необходимое: тряпочки, щетки, наборы для маленькой хозяйки, метелки, совки. Они расположили все это так, чтобы детям было легко и удобно ими пользоваться.

Удобно постарались устроить в группах и уголки природы. Например, установили в группе металлическую стенку-решетку. Растения разместили на подставках с крючками, которые легко перемещаются. Это позволило расположить растения на доступной детям высоте, чтобы легче было ухаживать за ними. Здесь же находятся подставка для аквариума, клетка с попугайчиком. В ящиках, приделанных с обеих сторон в нижней части стенки, разместили весь необходимый инвентарь: лейки, рыхлители, ведерки, маленькие тазики, а также в специальном отделении корм для рыб и птиц. Такое расположение уголка природы удобно и тем, что позволяет одновременно работать нескольким детям, не мешая друг другу.

В воспитании трудолюбия и формировании трудовых навыков большое значение имеют хорошо оборудованные в группах уголки ручного труда. Весь материал и инвентарь для ручного труда в средней группе воспитатели  разместили в закрытых полках секционных шкафов.

В данной группе организуются следующие виды дежурств:

а)           дежурство по уголку природы;

б)          дежурство по столовой;

в)           дежурство по подготовке к занятиям.

На дежурства дети назначаются попарно. В группе вывешен красочно оформленный график дежурств, по которому дети легко могут определить, чья очередь дежурить. Воспитатель при необходимости напоминает детям о времени дежурства.

За работой дежурных по столовой наблюдает помощник воспитателя (няня). Она руководит действиями детей, помогает им правильно справиться с задачей. Работой других дежурных руководит воспитатель.

Для каждого вида дежурств предусмотрена своя одежда. Дежурные по столовой одевают белые фартуки и косынки, дежурные по уголку природы и по подготовке к занятиям – фартуки из клеенки и нарукавники. Это не только помогает сохранить одежду детей в чистоте, но и формирует у детей осознание особенностей каждого вида труда.

Для оценки работы дежурных воспитатель интересуется у детей в группе, что они думают о качестве выполненной работы. При этом воспитатель помогает сформулировать критерии оценки. Оценка в виде определенного значка выставляется на специальной доске. По итогам месяца объявляются лучшие дежурные по всем видам работ.

2.2. Педагогические выводы

Наш анализ показал, что воспитанники в группе обладают высоким уровнем самостоятельности. Это обусловлено тем, что воспитатели в группе в полной мере владеют умением строить педагогический процесс, развивающий самостоятельность ребенка и обеспечивающий проявление его индивидуальности, творчества в процессе дежурства, выполнении трудовых поручений, коллективной трудовой деятельности. Воспитатели не подавляют самостоятельность детей излишней опекой, регламентацией действий, исправлением взрослыми на глазах у детей результатов их труда низкого качества, недоброжелательной оценкой детской трудовой деятельности, игнорирующей чувства и эмоции ребенка. Воспитателями уделяется большое внимание субъектной позиции ребенка в труде, формированию мотивации, целеполагания, контрольно-оценочных умений.

В совместной трудовой деятельности взрослых и детей наблюдается подлинное сотрудничество.

В своей педагогической деятельности воспитатели стремятся найти такое содержание для детской деятельности, которое было бы интересно и посильно дошкольнику, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя субъектом, активной личностью, обнаружить самостоятельность поведения и быть полезным другим, эмоционально созвучным с ними, участвовать в совместной жизни.

Благодаря усилиям воспитателей, дети постепенно включаются в реальные трудовые связи с близкими людьми, сверстниками, берут на себя элементарные обязанности в самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, освобождая от них взрослых. Это делает детей относительно независимыми от чужой помощи, что воспитывает чувство уверенности, собственного достоинства, дает возможность самоутвердиться в своей самостоятельности и реализовать свой творческий потенциал.

Заключение

Итак, в трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей[6].

Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенных вопросов. Коротко их можно сформулировать следующим образом:

1.           Воспитатели, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливают растения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детям остаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

2.           Воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей.

3.           В дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния, не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическому выполнению трудовых обязанностей.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Список литературы

1.           Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. – 284 с.

2.           Буре Р.С. Организация труда детей и методика организации // Дошкольное воспитание. - № 12. - 1986. С. 12-13.

3.           Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников // Сб. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1984. – 377 с.

4.           Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

5.           Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.

6.           Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

7.           Крулехт М. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда // Дошкольное воспитание. - № 12. - 1988. С. 26.

8.           Кузьменко А. Организация дежурств и их роль в воспитании детей // Дошкольное воспитание. - № 12. - 1987. С. 12.


[1] Крулехт М. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда // Дошкольное воспитание. - № 12. - 1988. С. 26.

[2] Кузьменко А. Организация дежурств и их роль в воспитании детей // Дошкольное воспитание. - № 12. - 1987. С. 12.

[3] Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987. С. 62.

[4] Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. С. 61.

[5] Воспитание и обучение детей пятого года жизни / Под ред. В.В. Холмовской. – М.: Просвещение, 1986. С. 48.

[6] Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников // Сб. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1984. С. 35.