Содержание

Введение. 3

1. Возникновение и становление прокуратуры в России. 5

2. Деятельность прокуратуры на железнодорожном транспорте. 12

Заключение. 24

Список используемых источников: 26

Введение

Актуальность исследования обусловлена наличием большого количества теоретически несогласованных позиций и правоприменительных проблем деятельности транспортных прокуратур, непосредственно:   по обеспечению   укрепления  законности  на  транспорте,  конкретизации  их  компетенции и повышению эффективности деятельности.

Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях непрерывного роста преступности в РФ , в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Российское государство в настоящее время переживает непростой период. Трансформация экономической системы, становление новых правовых институтов, и прочие изменения произошедшие за последнее десятилетие, требуют соответствующих доработок законодательства, приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями.

К сожалению, приходится констатировать, что в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует четкий механизм действенного контроля органов прокуратуры на железнодорожном транспорте. Как следствие – «железная дорога» (как и железнодорожный транспорт), начала прогрессировать по числу правонарушений.

Цель исследования – подчеркнуть важность и значимость  надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере исполнения закона на железнодорожном транспорте, а также раскрыть организацию органов прокуратуры на железнодорожном транспорте, их компетенцию и прохождение службы.

Цель исследования предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть исторический опыт становления и развития органов прокуратуры России;

- проанализировать развитие  правовой базы органов прокуратуры России;

- отобразить структуру, прохождение службы и компетенцию транспортных прокуратур.

Исследование в данной области, будет способствовать более четкому и правильному представлению о деятельности органов прокуратуры на железнодорожном транспорте.

Изложенные обстоятельства, позволяют утверждать об актуальности темы: органы прокуратуры на железнодорожном транспорте, - это и предопределило выбор темы исследования.

1. Возникновение и становление прокуратуры в России

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра 1 Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал - Прокурору и Обер - Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал - Прокурору"[1]. Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".

18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором  Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора,  Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть"[2]. Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года "О должности Генерал-прокурора". Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры[3].

Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею "секретнейшее  наставление", в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за "циркуляцией денег" в государстве, досконально вникнуть в дело о "выписывании серебра", продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.

В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной"[4].

Следующий этап развития пришелся на 24 ноября 1917 года, когда высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права:  законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.

Прокуратура Союза ССР была образована 20 июня 1933 года на нее возлагались: надзор за соответствием  Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР  постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;  надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.

Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили.

Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов.

Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.

28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям.

Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения. 

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1ФЗ).

Общегосударственная значимость  возложенных на прокуратуру функций  предопределила  ее  статус  как конституционного органа, закрепленного в главе 7  Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г.  

Статья 129 Конституции России определяет, что  Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.  Кроме того, Конституция России устанавливает и особый порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации -  законодательным органом власти (Советом Федерации)  по представлению Президента Российской Федерации.

Крупным шагом в стабилизации системы, оформлении ее государственно-правового статуса явился принятый 17 ноября  1995 г.,   впоследствии изменявшийся и дополнявшийся, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

В результате законодательных преобразований   прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Решая возложенные на нее законом задачи обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет:  надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти отраслевой компетенции, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за исполнением законов судебными приставами; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числе поддерживают государственное обвинение в уголовном судопроизводстве.

Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровне, осуществляет по широкому кругу вопросов международное сотрудничество в правовой сфере.

Суть преобразований в системе прокуратуры в условиях нынешней российской государственности состоит в  обеспечении ее статуса основного блюстителя законов на исторически важном этапе экономических, политических, социальных реформ, в ходе становления и развития правового государства.

Уже в первом российском Законе о прокуратуре (1992 г.) были упразднены тотальный надзор за исполнением законов гражданами,  установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность. Совсем иным стало содержание прокурорского надзора, который ныне осуществляется за исполнением принципиального нового законодательства, регулирующего кардинально изменившиеся общественные отношения. Утвердился и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Существенные изменения претерпело положение прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве. Прокуратура из органа надзора за законностью рассмотрения дел в судах стала одной из сторон, участвующих в судопроизводстве.   Качественно обновился кадровый состав органов прокуратуры. Произошли в соответствии с духом времени, новыми экономическими, политическими, социальными реалиями другие перемены в статусе органов прокуратуры, их компетенции и круге полномочий, содержании и формах деятельности.

Исходя из интересов укрепления законности, в органах прокуратуры произведены существенные внутрисистемные преобразования: расширены полномочия прокуратур субъектов Российской Федерации, которым  переподчинены большинство специализированных прокуратур; созданы подразделения Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; образовано управление по надзору за исполнением законодательства. Организационные перемены коснулись также деятельности прокуратуры по обеспечению законности в экономической и социальной сферах, на транспорте, на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства, в гражданском и арбитражном процессе и других направлениях.

К настоящему времени в основном сформирована прочная правовая база многогранной деятельности органов прокуратуры как инструмента утверждения идей правового государства,  обеспечения  верховенства права и законности.

2. Деятельность прокуратуры на железнодорожном транспорте

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти,  в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и  федерального законодательства,  защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации  и ее  субъектов,  муниципальных образований  осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Прокуратура России сформирована как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Специализированные прокуратуры создаются по соответствующим направлениям прокурорского надзора или для осуществления конкретных функций прокуратуры в определенной сфере общественной жизни, например транспортные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры призваны обеспечить надзор за исполнением законов на  транспорте. 

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре  РФ" Генеральная прокуратура РФ издала приказ «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности»[5].

Транспортные  прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Транспортные  прокуроры,  приравнены к прокурорам субъектов Российской Федерации. В дополнение к данному документу сообщается, что Приказом и.о. Генерального прокурора РФ от 08.07.1994 N 70 образована Западно – Сибирская транспортная прокуратура на правах областной с дислокацией в г. Калининграде (письмо ВАС РФ от 22.09.1994 N СЗ-7/ОП-666)[6].

В транспортной прокуратуре образуются коллегии в составе транспортного прокурора (председателя), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых транспортным прокурором. Кроме того, образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками  транспортных прокуроров.

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников транспортного прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Транспортные прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации.

К компетенции транспортных прокуроров на правах прокуроров субъектов Российской Федерации, при организации работы по направлениям деятельности, имеющим общий характер относится: разграничение предметов  ведения  с  подчиненными прокуратурами,   руководствуясь   общими   организационными  основами; предметы ведения по другим видам надзора разграничить с учетом статуса поднадзорных  объектов в системе транспортных органов; расследование наиболее сложных и актуальных дел поручать  следственным подразделениям  прокуратур  на  правах прокуратур субъектов Российской Федерации.

Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры на железнодорожном транспорте,  являются ее функции, которые предопределяются социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуются определенным предметом ведения, направлены на решение этих задач и требуют использования присущих ей полномочий и правовых средств.

К компетенции прокурора на железнодорожном транспорте относится:

- осуществление надзора за исполнением законов о безопасности  движения,   защите   прав   потребителей   при  пользовании транспортными  услугами,  охране  их  жизни,  здоровья  и   имущества.

-  случаях  обнаружения  фактов ограничения прав и интересов пассажиров,  других  потребителей   транспортных   услуг,   работников транспорта   транспортным   прокурорам  необходимо возбуждать   производства  об административных правонарушениях,  а при наличии  оснований – уголовные дела.

 - предъявлять  и  поддерживать в суде (арбитражном суде) иски для защиты общезначимых или государственных  интересов,  прав  и  гарантий граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

Транспортные  прокуроры  обязаны незамедлительно   реагировать   на сигналы   о   возникновении   конфликтов   в   трудовых   коллективах, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта. Им предназначается: усилить надзор за исполнением законодательства о сохранности федеральной собственности, закрепленной за железнодорожной организацией,  а также грузов,  переданных им для перевозки. Особое внимание обращать на  пресечение  различного  рода  злоупотреблений  и хищений,   разбазаривания   и  нецелевого  использования  федерального имущества,   бюджетных   средств.   Принимать   меры,   обеспечивающие исполнение   администрацией  железнодорожной организации требований закона о реагировании на каждый  факт  утраты  или  хищения грузов,  устранении их причин и своевременном направлении материалов в правоохранительные органы. Безотлагательно рассматривать поступающие в

прокуратуру   материалы   по  этим  вопросам  и  принимать  решения  о привлечении виновных к административной и  уголовной  ответственности, возмещении   причиненного   ущерба.   Целенаправленно  использовать  в

профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

 Приказом Генеральной прокуратуры, транспортным прокурорам предписано - повысить  уровень  надзора  за  законностью  в деятельности   органов  внутренних  дел  на  транспорте  по  борьбе  с преступностью и  нарушениями  общественного  порядка  на  вокзалах. Не   оставлять   без соответствующего реагирования случаи неисполнения требований закона  о полноте  регистрации  и  учета  заявлений  и  сообщений  о совершенных преступлениях,  принятия по  ним  необоснованных  решений.  Обеспечить устранение всех причин и условий, способствующих этим нарушениям[7].

 Кроме того, транспортным прокурорам предписано, организовать  надлежащий  надзор  за   исполнением   законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие на железнодорожном транспорте. Основные  усилия  сосредоточить на обеспечении принципа неотвратимости ответственности   и   прежде   всего   в   борьбе   с   организованной преступностью,  терроризмом,  тяжкими  преступлениями  против  жизни и здоровья,  преступными  нарушениями  правил   безопасности   движения, повлекшими гибель людей,  аварии либо дезорганизацию работы транспорта. 

     При  осуществлении  уголовного  преследования,   организации надзора     за     исполнением     законов    органами,    проводящими оперативно-розыскные   мероприятия,   дознание    и    предварительное следствие, обязаны сосредоточить  усилия  на  соблюдении конституционных прав человека   и   гражданина.    Своевременно    оповещать    иностранные дипломатические и консульские представительства на территории России о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства.

Органы прокуратуры на железнодорожном транспорте, их заместители и помощники участвуют в рассмотрении судами уголовных,  гражданских и арбитражных дел  в порядке и пределах,  предусмотренных соответствующими приказами Генерального прокурора.  В установленные  сроки  проверяют  законность судебных решений, опротестовывают незаконные и необоснованные судебные постановления  по  уголовным  и  гражданским  делам,  рассмотренным  с участием транспортного прокурора.  По арбитражным делам,  возбужденным на основании исков (заявлений) транспортных  прокуроров,  своевременно обжалуют   в  апелляционном  и  кассационном  порядке  незаконные  и необоснованные судебные решения,  вносить  в  Генеральную  прокуратуру Российской  Федерации  представления  об  их  опротестовании в порядке надзора. При выявлении транспортными прокурорами незаконных приговоров и решений судов, постановленных по рассмотренным без их участия делам, а также вступивших в законную силу, органы прокуратуры на железнодорожном транспорте обязаны своевременно вносить представления соответствующим  территориальным  прокурорам  с  приложением  проектов кассационных или надзорных протестов.

 Прокуроры   субъектов  Российской  Федерации,  координируют деятельность   всех   правоохранительных   органов    на    территории соответствующих    субъектов    Федерации,    обеспечивают    постоянное взаимодействие  с  органами прокуратуры на железнодорожном транспорте (транспортными  прокурорами) и   прежде   всего   на направлениях  деятельности,  требующих совместного решения комплексных проблем.

Также следует обратить внимание на реализацию согласованных мер по усилению борьбы с преступлениями и  иными  нарушениями  законности  во внешнеэкономической сфере. Руководителям территориальных и транспортных прокуратур практиковать  совместные  проверки  исполнения внешнеэкономического, таможенного, а также налогового законодательства,  наладить постоянный обмен информацией о должностных преступлениях  и  других правонарушениях работников таможенных и иных органов, а также связанных с ними коррумпированных должностных лиц.

О выявленных незаконных нормативных актах представительных и исполнительных  органов  субъектов  Российской  Федерации,  нарушающих права   и   интересы  транспортных  организаций, транспортные прокуроры (на железнодорожном транспорте) информируют соответствующих  территориальных прокуроров. В случае необоснованного отказа прокурора субъекта Российской Федерации в опротестовании таких правовых актов  все

материалы  в десятидневный срок следует представлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

В связи с распространенностью правонарушений,  посягающих на безопасность  движения, фактов разрушения, повреждения  путей  сообщения,  блокирования транспортных коммуникаций территориальным  и  транспортным  прокурорам  следовало бы организовать  совместную деятельность по их пресечению,  предупреждению,  установлению причин и условий,  им способствующих.  В случае необходимости принятия  мер  на федеральном  уровне  информировать  об  этом  Генеральную  прокуратуру Российской Федерации.

Организация   контроля   за  работой  органов прокуратуры на железнодорожном транспорте возложена на управление Генеральной прокуратуры  Российской  Федерации по  надзору  за  исполнением  законов  на  транспорте.

Управлению по  надзору  за  исполнением законов на железнодорожном транспорте и во  взаимодействии  с  другими   управлениями   и отделами, научными и образовательными учреждениями органов прокуратуры предписано повысить  уровень  организации  и  контроля  за  работой  транспортных прокуратур,   оказывать   им  практическую  и  методическую  помощь  в повышении эффективности прокурорского надзора за  исполнением  законов на  железнодорожном транспорте,  совершенствовании  деловой квалификации  прокуроров  и  следователей   транспортных   прокуратур, распространении положительного опыта.

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. Велика роль прокуратуры в обеспечении единого правового пространства. Только за период с  2000г. по 2002 г. прокурорами было оспорено  около 10 тысяч незаконных актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации,  около 80 тысяч нормативных правовых актов органов местного самоуправления и почти 10 тысяч уставов муниципальных образований.  Большинство их приведены в соответствие с законом или отменены. Значительный масштаб незаконного нормотворчества в определенной мере был связан с интенсивным обновлением федерального законодательства. Однако проблема приведения региональных законов в соответствие с федеральными является одной из постоянных составляющих прокурорской деятельности.  

Важным элементом правозащитной функции прокуратуры является работа с письмами и заявлениями граждан, которые  обращаются в прокуратуру за помощью в восстановлении нарушенных прав. Прокурорами ежегодно рассматриваются и разрешаются около полутора миллионов обращений граждан, почти миллион  граждан принимается на личном приеме. 

Прокурорами  всех уровней  выявляются в год около 500 тысяч  нарушений законности в различных сферах общественной жизни, при этом по актам прокурорского надзора восстанавливаются нарушенные права, а виновные  привлекаются к ответственности.

По протестам и другим актам прокурорского реагирования на нарушения законов в экономической сфере в государственную казну ежегодно возвращаются значительные  средства, восстанавливаются права множества добросовестных предпринимателей и собственников.

Существенные изменения претерпела в последнее время осуществляемая прокуратурой функция уголовного преследования за совершение преступлений. Ее содержанием является прежде всего полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания, либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять дело о любом преступлении к своему производству. По новому УПК РФ без согласия прокурора  не может быть возбуждено ни одно  уголовное дело. Следователи, дознаватели только с согласия прокурора могут обращаться в суд за решением о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу, за разрешением провести процессуальные действия, существенно затрагивающие права и законные интересы граждан.   Уголовные дела об убийствах и других  тяжких преступлениях против личности, о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина,  против  интересов государственной службы, правосудия,  о преступлениях, совершенных  военнослужащими и должностными лицами, ряд других категорий дел    расследуются следователями прокуратуры.  Ежегодно ими расследуется более 100 тысяч уголовных дел.  С уголовным преследованием, которое инициируется, организуется и непосредственно исполняется на досудебной стадии прокурорами, самым тесным образом связан надзор за исполнением законов органами дознания и следствия, а также субъектами оперативно-розыскной деятельности. Эта прерогатива прокуроров непосредственно связана с обеспечением законности на первоначальных стадиях уголовного преследования.

По  новому уголовно-процессуальному законодательству во многом иным, чем прежде, стало участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. Ныне прокуратура обязана обеспечивать государственное обвинение по всем делам публичного и частно - публичного обвинения. В рассмотрении уголовных дел по существу, с вынесением по I-ой инстанции приговоров, а также в контрольных стадиях уголовного судопроизводства (кассационной, апелляционной и надзорной), они действуют на началах состязательности и равноправия сторон, что является одной из важнейших гарантий справедливого демократического правосудия, без которого не может быть подлинной законности. Ежегодно с участием государственных обвинителей рассматривается до 1 миллиона    уголовных дел. Новый порядок уголовного судопроизводства на судебной стадии потребовал увеличения корпуса государственных обвинителей, повышения качества и эффективности их работы, других организационно-кадровых мер, которые были оперативно осуществлены.

Обеспечению законности в базовой сфере жизни общества - экономике,  социальной сфере, в защите прав граждан,  публичных интересов  в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах. Оно дает ощутимые результаты, выражающиеся не только в  пополнении   государственной казны,  но и  восстановлении  нарушенных прав граждан  и в других общезначимых ценностях. О качестве и эффективности работы прокуратуры на этом ответственном участке свидетельствует и тот факт,  что иски прокуроров в порядке гражданского судопроизводства удовлетворяются судами  более чем на 90%, кассационные и надзорные представления по гражданским делам - более чем на 80%.

Осуществление прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью обеспечивает согласование их усилий по противодействию криминалу, недопущению в этой сфере элементов ведомственной разобщенности и разноголосицы, что имеет особое значение в условиях роста организованной и профессиональной преступности, усиления монолитности преступного мира.  Тесно связанной с надзорной и другими, но вполне самостоятельной функцией прокуратуры, является ее участие в правотворческой деятельности. Прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий часто сталкивается с пробелами, противоречиями, другими проявлениями несовершенства действующих нормативных правовых актов. В этих случаях он вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является особым  видом федеральной государственной правоохранительной  службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Так,  прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации. 

Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

К лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей, предъявляются повышенные требования, сформулированные в законе. Так, на службу в органы и учреждения прокуратуры не может быть принято лицо, которое не только имеет, но и имело судимость за любое преступление. На должность прокуроров субъектов РФ (и к ним приравненным транспортным прокурорам) - не моложе 30 лет, имеющие  определенный в законе стаж работы в органах прокуратуры (не менее 3 или 5 лет соответственно). Лица, впервые назначаемые на должность прокурора или следователя, принимают Присягу прокурора (следователя). Прокурорским работникам присваиваются  классные чины.

Законом детально урегулировано материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, установлены с учетом сложности их труда определенные гарантии, меры правовой и социальной защиты. На прокурорских работников распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих.

Нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего, с учетом  исторической цели и хода построения  правового государства.

Как отмечено в заключительном документе международной встречи, организованной в 1997 г. Советом Европы и Генеральной прокуратуры РФ,  "изменение статуса, структур, задач и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является, имея в виду, что главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществления эффективной защиты прав и свобод человека и гражданского общества".

Заключение

Органы прокуратуры в России имеют богатую историю своего развития и становления. Вехами этого процесса являются образование Российской империи в XVIII веке и деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX веков. В Советский период органы прокуратуры, как правовой институт продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное внимание.

Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию органов прокуратуры. В январе 1992 года принимается закон, устанавливающий основы органов прокуратуры.

Прокуратура в соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 10, 11 Закона о прокуратуре функционирует как единая централизованная система, не входящая в судебную систему и не подчиняющаяся судам. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации... (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Прокуратуры субъектов Российской Федерации (приравненные к ним транспортные прокуратуры), представляют собой территориальные органы прокуратуры Российской Федерации. Их компетенция распространяется на определенную территорию.

Для организации деятельности органов прокуратуры на железнодорожном транспорте чрезвычайно важны четкие правила, регламентирующие организацию, структуру и прохождение службы в данной сфере.

Транспортная прокуратура и ее деятельность на железнодорожном транспорте, на сегодняшний день, является необходимой для нашего общества и государства в целом.

Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созиданию порядка. При проверках первостепенное значение  придается  соблюдению прав  и свобод человека и гражданина,  своевременному предупреждению и пресечению нарушений действующего законодательства.

 Всем известно, что порядок в стране начинается с порядка во власти, в государственных органах и учреждениях, в частности в органах прокуратуры на железнодорожном транспорте.

Список используемых источников:

1.     Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года ( с изм. от 30.06.2003 №  86-ФЗ).

2.     Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 1998 года «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности».

3.     ВАС РФ от 22.09.1994 № СЗ-7/ОП-666 «Обзор практики разрешения споров Арбитражными судами по искам прокуроров».

4.     Антонов В.Ф. «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века» - М.: Просвещение, 1988. 240с.

5.     Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская     группа ИНФРА·М-НОРМА, 2002. – 592с.

6.     Титов Ю.П. История государства и права России. -  М.:«Былина», 2002г. 503с.


[1] Титов Ю.П. История государства и права России . -  М.:«Былина», 1997г. 503с.

[2] Там же. С.147.

[3] Антонов В.Ф. «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века» - М.: Просвещение, 1988. 240с.

[4] Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: Издательская группа ИНФРА·М-НОРМА, 1997. – 592с.

[5] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 1998 года «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности».

[6] ВАС РФ от 22.09.1994 N СЗ-7/ОП-666 «Обзор практики разрешения споров Арбитражными судами по искам прокуроров».

[7] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 марта 1998 года «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности».