Содержание

Введение. 3

1. Понятие системы надзора за банковскими рисками. 5

2. Пруденциальный надзор за банковскими рисками. 24

3. Инспекционная оценка систем управления рисками. 37

Заключение. 45

Список литературы.. 47

Введение

Банковская система России продолжает переживать сложное время. Концентрация капиталов и активов в крупнейших банках сопровождается их экспансией в регионы, в которых филиалы крупнейших банков становятся основной формой развития кредитно-финансовой инфраструктуры. Поэтому в современных условиях важным проявлением тенденции концентрации банковского капитала является сокращение количества кредитных организаций.

Отслеживанием работы коммерческих банков занимаются различные государственные и негосударственные учреждения. К негосударственным можно отнести различные аудиторские и консалтинговые фирмы, журналы, газеты. К государственным можно отнести МВД, ФСК, Минфин, ЦБ. Основную нагрузку в этом направлении взял на себя ЦБ РФ. Он осуществляет регулирование и надзор за банковской деятельностью. Надзор осуществляться двумя основными методами: проверка банковской отчетности и нормативов согласно инструкций; ревизия.

Данная функция ЦБ очень важна, так как она позволяет отслеживать, как общие тенденции в банковском бизнесе, так и осуществлять оперативный надзор за банками. Свою политику ЦБ доводит до сведения КБ посредством издания инструкций, писем и т.д.

Обеспечение эффективности работы банковской системы требует от Банка России усиления методов регулирования банковской деятельности. Поскольку банковская система играет центральную роль в осуществлении платежей, привлечении и распределении сбережений, то обязательным компонентом устойчивой экономики должен стать эффективный надзор за банковскими организациями. Основной целью банковского надзора и контроля является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе и тем самым снижение риска потерь для вкладчиков и других кредиторов.

Строгий банковский надзор должен способствовать развитию эффективной и конкурентной банковской системы, должен обеспечивать общественное благо, которое не может быть в полной мере представлено рынком, и наряду с эффективной макроэкономической политикой важен для финансовой стабильности в любой стране. Хотя стоимость банковского надзора действительно высока, издержки от плохого надзора оказываются еще больше.

  Задача надзора – добиться, чтобы банки функционировали безопасно и надежно, обладали достаточными капиталом и резервами для покрытия рисков, которые возникают в их деятельности.

Этим и объясняется актуальность выбранной темы. Целью работы является, изучение системы надзора за банковскими рисками.

Задачи работы:

-   Определить понятие системы надзора за банковскими рисками

-   Рассмотреть пруденциальный надзор за банковскими рисками

-   Определить инспекционную оценку систем управления рисками.

1. Понятие системы надзора за банковскими рисками

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата.

Образование двухуровневой банковской системы в 1990 году явилось началом становления Центрального банка Российской Федерации как принципиально нового института, характерного для стран развитой рыночной экономики.

Центральный банк Российской Федерации становится главным банком государства и выступает ключевым звеном кредитной системы любой развитой экономики.

Целями деятельности Банка России являются:

-         защита и обеспечение устойчивости рубля;

-         развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

-         обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банковский сектор является важнейшим звеном, через которое Центральный банк Российской Федерации оказывает воздействие на реальную экономику. Именно поэтому основные параметры развития банковской системы имеют особое значение при проведении денежной политики, главным образом, с точки зрения последующей реакции реального сектора экономики на меры Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с новым законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:[1]

-  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

-  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

-  является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

-  устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

-  устанавливает правила проведения банковских операций;

-  принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

-  осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-  организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

-  устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

-  устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как  и  в

других  странах,  является  поддержание  стабильности  банковской   системы, защита  интересов  вкладчиков  и  кредиторов.  Конкретные  задачи,   которые ставятся  перед  надзорными  органами  в  каждый  данный   период   времени, непосредственно определяются этой главной  целью  осуществления  надзора  за кредитными  организациями  и  современным  состоянием  банковской  сферы   и социально-экономической ситуацией в  стране  в  целом.  На  начальном  этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям  предъявлялись относительно либеральные требования.  Это  объяснялось  неразвитостью  самой системы   банковского   надзора   и   задачей    ускоренного    формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего  политическими целями.  Позднее  основной  акцент  в  деятельности  надзорных  органов  был перенесен  на  обеспечение  надлежащего  качества   работы   функционирующих кредитных организаций, их  ликвидности  и  платежеспособности.  В  настоящее время в связи с обострением во всем  мире  проблемы  обращения  криминальных денег перед  ЦБ  РФ  также  поставлена  задача  разработки  системы  мер  по предотвращению отмывания «грязных»  денег  через  коммерческие  банки  нашей страны.

Приближение стандартов банковского надзора в  России  к  международным является закономерным результатом развития  российской  банковской  системы.

Сложившаяся  к  настоящему  времени  в  нашей  стране  система  надзора   за деятельностью  кредитных  организаций  в   значительной   степени   отвечает международным требованиям.       Федеральный закон «О Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке России)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.

Все большее соответствие мировым стандартам  совершенствуемых  Банком России процедур создания новых кредитных  организаций,  надзора  за  банками достигается  путем  постепенного  ужесточения  требований,  предъявляемых  к кредитным организациям.

В   последнее   время   изменена   структура   управления   процессами регулирования и  надзора  за  банковской  деятельностью,  заложен  фундамент системы раннего реагирования,  введены  новые  более  жесткие  экономические нормативы  для  кредитных  организаций,  устанавливается  особый  надзор  за крупнейшими банками федерального уровня.

Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган-Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

Почти во всех странах мира сначала создавалась сама банковская система, на что уходило много десятилетий, и только после крупных кризисов осознавалась необходимость создания действенных механизмов надзора.

Надзор необходим, для того чтобы заставить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если неприятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для всей банковской системы в целом. Такое воздействие на банк со стороны ЦБ и или руководящих органов будет означать регулирование его деятельности.

Стандарты надзора за коммерческими банками рекомендуемые, но формально не обязательные, содержаться в письме Базельского комитета по банковскому регулированию: «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью».

При разработке базовых принципов их составители исходили из следующих основных посылок:

-     основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системы, что ведет к минимизации риска потерь вкладчиков и других кредиторов;

-     органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины путем поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля;

-     для успешного выполнения своих функций органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации, как путем наблюдений, так и проверок на местах, а также полномочия предавать своим решениям обязательный характер;

-     органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми ими рисками;

-     эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых на себя отдельными банками, оценивались и таким оценкам должен соответствовать характер надзора;

-     органы надзора должны убедиться в том, что ресурсы банка соответствуют принятым на себя банком рискам;

-     необходимо тесное сотрудничество между надзорными инстанциями;

Базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора. Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в определенных ситуациях могут быть недостаточными. Каждая страна должна определить, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями. Функция банковского надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения рынка. Органы надзора должны быть готовы к тому, что периодически им придется пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Приобретение или получение в доверительное управление (приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических или физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Банка России, а более 20 процентов-предварительного согласия Банка России.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей более 20 процентов акций (долей) кредитной организации.

Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.

Уполномоченные представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки.

Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

-     если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

-     в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации в порядке указанного контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров;

-     по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1.                      взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2.                      потребовать от кредитной организации:

-         осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

-         замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 Федерального закона №86-ФЗ;

-         осуществления реорганизации кредитной организации;

3.                      изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4.                      ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5.                      назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6.                      ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”;

7.                      предложить учредителям кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.[2] Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”.

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение в полном объеме международно-признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

 Банк России, используя предоставленные законодательством полномочия, будет проводить инспекционные проверки с целью выявления банков, представляющих недостоверную отчетность и имеющих признаки несостоятельности. Особое внимание будет уделяться правильности расчета собственных средств и достаточности капитала. На основании данных, полученных из официальной отчетности и в ходе инспекционных проверок, у банков, имеющих установленные законодательством основания, будут отзываться лицензии на совершение банковских операций.

Принципиальное значение имеет принятие законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление правовых основ банковской деятельности и предполагающих, в частности:

-   защиту кредиторов, требования которых обеспечены залогом, имея в виду, прежде всего (в случае ликвидации должника) возможность удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, вне очереди за счет средств, полученных от реализации имущества, переданного в залог, а также упрощение процедур обращения взыскания на имущество, переданное в залог;

-   изменения и дополнения в статьи 318, 809 и 839 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленные на установление единого порядка начисления процентов по операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств;

-   повышение уровня требований к достаточности капитала, необходимой для продолжения работы кредитных организаций на рынке банковских услуг;

-   изменения в статью 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие возможность включения в договор вклада положения о праве вкладчика на досрочное изъятие депозита при условии предварительного уведомления банка (до 30 дней);

-   развитие законодательства, позволяющего осуществлять банковские операции с применением новых технологий (законодательство об электронной подписи и о переводе денежных средств);

-   повышение транспарентности структуры собственности кредитных организаций, включая уточнение режима предоставления кредитными организациями информации о реальных владельцах;

-   установление альтернативных конкурсному производству процедур (продажа банка целиком или частями, мировое соглашение), которые могут быть применены к банкам, признанным арбитражным судом банкротами;

-   предоставление Банку России права устанавливать обязательные пруденциальные нормы для банковских групп;

-   предоставление Банку России права обмениваться информацией с органами надзора иностранных государств на конфиденциальной основе и информацией, полученной в процессе осуществления им функций по надзору за банками (за исключением справок по операциям и счетам), без получения согласия кредитной организации и обеспечение защиты информации, получаемой Банком России от органов банковского надзора других стран на конфиденциальной основе.

Для снижения риска репутации российских банков Правительство Российской Федерации совместно с Банком России применяются меры по реализации принятого в августе 2001 года Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”. В числе наиболее важных вопросов, требующих решения, следует выделить четкое определение сферы и предмета регулирования, задач и полномочий соответствующих органов, в том числе по получению информации, и их обязанностей, конкретных мер ответственности за нарушение требований законодательства.

Большое значение для восстановления доверия общества и кредиторов к банковскому сектору, защиты прав и интересов клиентов кредитных организаций, стимулирования организованных сбережений населения в банковском секторе будет иметь дальнейшее совершенствование законодательства о банкротстве и ликвидации кредитных организаций.

Правительство Российской Федерации внесет предложения по изменению действующего законодательства, направленные на совершенствование процедур ликвидации банков. Процедуры ликвидации неплатежеспособных банков должны стать более эффективными, направленными на сокращение сроков расчета с кредиторами, обеспечение сохранности имущества и документов банков, предупреждение возможных правонарушений и ущемления интересов кредиторов.

Укрепление банковского надзора, включая процедуры регистрации и лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий играет важную роль в реформировании банковского сектора.

В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банком России будет продолжена работа по совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных организаций, включая повышение требований к их учредителям и унификацию подходов к лицензированию банков.

Предстоит в соответствии с законодательством решить, прежде всего, следующие задачи:

-   развить подходы к оценке финансового положения учредителей (участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их капитала, а также к оценке их деловой репутации;

-   повысить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации;

-   усовершенствовать методики оценки бизнес-планов кредитных организаций;

-   обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций;

-   провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей (участников) на деятельность кредитных организаций;

-   расширить возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения их уставного капитала, в том числе за счет конвертации долгов в капитал.

В сфере текущего надзора важнейшей задачей является внедрение системы оценки деятельности кредитных организаций на основе международно- признанных подходов.

Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.

Банк России продолжит реализацию подходов, предусмотренных “Основополагающими принципами эффективного банковского надзора”, рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций таких параметров, как:

-   существенность рисков;

-   адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска;

-   качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.

В связи с этим деятельность Банка России будет направлена на качественное совершенствование текущего надзора, прежде всего замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков. Особое внимание будет уделяться качеству внутрибанковских систем управления и внутреннего контроля. Темпы внедрения такого подхода к организации банковского надзора будут зависеть, в том числе от общей динамики развития банковского дела, повышения его культуры.

Банк России предпримет меры по развитию проактивной функции текущего надзора. В этих целях получит дальнейшее совершенствование система раннего предупреждения, базирующаяся на данных документарного анализа и результатах инспекторских проверок.

Основное внимание будет уделяться финансовому состоянию кредитных организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Эта задача будет решаться путем совершенствования Банком России комплексных методик и практики анализа финансового состояния кредитных организаций, как при проведении документарного надзора, так и в ходе осуществления инспекторских проверок. Банк России будет оперативно применять к кредитным организациям адекватные меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.

Совершенствование системы обязательных нормативов будет осуществляться путем повышения эффективности их регулирующего воздействия на уровень рисков кредитных организаций.

Система обязательных нормативов будет ориентирована на более точный учет реальных рисков банковской деятельности. В целях более эффективного ограничения рисков банковской деятельности Банком России будет проведена работа по оптимизации пруденциальных норм.

Важным элементом современной системы текущего надзора за банками выступает надзор на консолидированной основе, задачей которого на ближайшие несколько лет является методическая отработка и практическая реализация подходов к консолидированной оценке всех рисков, принимаемых кредитной организацией в процессе деятельности как непосредственно, так и опосредованно, через аффилированные структуры, включая, в том числе и риски, возникающие в связи с осуществлением деятельности, не относящейся к банковской.

Важной предпосылкой осуществления эффективного текущего банковского надзора на консолидированной основе выступает надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим должны получить развитие, в том числе на законодательном уровне, полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также от их владельцев исчерпывающих сведений, позволяющих составить полное представление об организации банковских групп, банковских холдингов.

Одним из условий реализации отмеченных задач является требование транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом.

Развитие системы формирования резервов на возможные потери будет осуществляться на основе включения в число инструментов и рисков, по которым банки должны формировать резервы на возможные потери, внебалансовых операций, срочных сделок, ценных бумаг, приобретенных для инвестирования (включая государственные).

В перспективе одновременно с внедрением международных стандартов бухгалтерского учета финансовой отчетности и модернизацией системы налогообложения Банк России предусматривает дополнительно либерализовать подходы к порядку формирования всех видов резервов, имея в виду предоставление кредитным организациям более широких возможностей для вынесения суждения о величине принятого риска при формировании резервов с последующим контролем надзорного органа и внешних аудиторов.

Будет усилена инспекционная деятельность Банка России, включая проведение более частых проверок кредитных организаций, испытывающих проблемы в деятельности, принявших повышенные риски либо не имеющих адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля.

Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход с 1 января 2004 года на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности требует изменения нормативной базы, организации бухгалтерского и управленческого учета, разработки, апробации и внедрения новых программных комплексов, обучения и переподготовки бухгалтерских, управленческих, аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора. Решение данной задачи предполагает принятие Федерального закона “О бухгалтерском учете” в новой редакции и внесение определенных корректив в налоговое законодательство, которые должны создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Банк России примет меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Указанные меры будут направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Банк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности. Банк России в рамках деятельности Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России приступил к разработке нормативной базы для внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности и их апробации на группе “пилотных” банков.

Новым направлением раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации макропруденциальных показателей, характеризующих основные параметры его деятельности. Раскрытие данной информации позволит кредитным организациям, инвесторам, надзорным органам и другим заинтересованным пользователям осуществлять регулярный мониторинг макроэкономических показателей деятельности российского банковского сектора.

В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности информации о российском банковском секторе.

Банк России продолжит совершенствование системы организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации надзорных функций.

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций практическими задачами Банка России являются, в частности:

-   усиление контроля за соблюдением кредитными организациями требований Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, связанных с обязательным уменьшением кредитными организациями уставного капитала в случае уменьшения величины собственных средств (капитала);

-   обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

-   разработка методических рекомендаций по составлению кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению, а также по оценке рыночной стоимости активов кредитных организаций;

-   усиление контроля за выполнением кредитными организациями мероприятий, предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению (планами мероприятий по реорганизации);

-   активизация применения механизма введения временных администраций по управлению кредитными организациями и усовершенствование нормативно-правовой базы их деятельности;

-   своевременное применение мер воздействия к кредитным организациям, допускающим нарушения действующего законодательства.

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Требует безотлагательного решения проблема обеспечения процедур трансграничной несостоятельности банков. Данная проблема может быть решена посредством заключения межгосударственных соглашений, определяющих порядок ликвидации коммерческих и некоммерческих представительств российских банков за рубежом.

Эффективность ликвидационных процедур неразрывно связана с решением проблемы инициирования процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых лицензии на осуществление банковских операций отозваны Банком России до вступления в силу Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”. Данная проблема потребует решения на законодательном уровне.[3]

В целях совершенствования контроля за ликвидацией кредитных организаций на основании статьи 48 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” Банком России будет введена статистическая отчетность, представляемая конкурсными управляющими в Банк России. При этом будет предусмотрено получение от конкурсных управляющих сведений о движении активов ликвидируемого банка, о результатах проделанной работы по рассмотрению требований кредиторов банка.

В целях повышения эффективности системы корпоративного управления в кредитных организациях и банковского надзора за их деятельностью Банк России обеспечит развитие обмена информацией с внешними аудиторами кредитных организаций в соответствии с подходами, содержащимися в международных рекомендациях.[4]

2. Пруденциальный надзор за банковскими рисками

Обострение конкуренции в банковском сообществе активизирует процессы концентрации капитала и ускоряет "вымывание" нежизнеспособных кредитных организаций. Масштаб деятельности, интенсивное наращивание операций, объем собственного капитала перестают быть синонимом устойчивости. В этих условиях особую актуальность приобретает совершенствование надзора за действующими организациями, в том числе и крупными.

В настоящее время даже структурообразующие кредитные организации не гарантированы от финансовых неприятностей. Достаточно вспомнить непродолжительную, но поучительную в этом плане историю нашей банковской системы. Список рухнувших гигантов (по российским меркам) не так уж мал - достаточно упомянуть "Кредобанк", "Тверьуниверсалбанк", "Национальный кредит". Не будь сильной поддержки, он пополнился бы и "ТОКОбанком". Опасность системного кризиса грозит самыми серьезными потрясениями всему банковскому сообществу. Поэтому в современной надзорной практике особая роль отводится возможно более раннему выявлению проблем кредитных организаций. Это позволяет своевременно принять меры по оздоровлению ситуации, провести санационные мероприятия.

Ранняя диагностика трудностей, возникающих у банков, требует дополнительного инструментария и методов анализа. Традиционные методы, в том числе закрепленные в нормативных документах, не всегда дают удовлетворительный результат, так как фиксируют уже свершившееся. Для ранней диагностики - и в этом принципиальное отличие - характерна регистрация потенциальной возможности осложнений. В силу этого все показатели, применяемые в ней, можно охарактеризовать как вероятностные. При выявлении первых признаков проблемности практически всегда существуют пути исправления ситуации.

В мировой практике пруденциальному (то есть предварительному, "раннему") надзору отводится первостепенная роль. Поскольку банки связаны со всеми сферами хозяйственной жизни и зависят от многих условий, начиная с общеэкономических показателей и заканчивая текущей работой, пруденциальный надзор должен начинаться с мониторинга банковской системы.

Мониторинг (постоянное наблюдение) за интересующими параметрами имеет ряд особенностей. Прежде всего, это комплексность подхода, то есть сбор статистических и иных данных, имеющих отношение к оценке состояния банковской системы или отдельного банка. Нетривиальность задачи состоит и в методе анализа, результаты которого должны быть строго подчинены основной цели и учитывать разнохарактерную информацию.

С этих позиций система мониторинга охватывает три большие сферы. Прежде всего это макроэкономические исследования. Постоянное наблюдение за преобладающими тенденциями в экономике позволяет не только определить возможные направления развития банковской системы, но и предугадать наступление трудных времен. Ликвидность банковской системы, перспективы ее развития напрямую связаны с изменениями, происходящими в реальном секторе народного хозяйства.

Следующий вопрос, тесно связанный с повседневной банковской практикой, - различные сегменты денежных и финансовых рынков. С точки зрения Центрального банка и его территориальных учреждений, он интересен для исследований по двум причинам: как операционная среда для деятельности коммерческих банков, от состояния которой в немалой степени зависит их финансовое "здоровье", и как объект регулирования.

Наконец, третий вопрос - состояние непосредственно банковской системы, методика исследования которой достаточно хорошо отработана.

В принципе, удовлетворительно организовано изучение многих секторов народного хозяйства, финансовых рынков. Однако резервы скрываются в недостаточной комплексности, целостности исследований. До сих пор преобладает представление о том, что для изучения банков достаточно ограничиться непосредственно банковской системой или, в лучшем случае, денежно-кредитной сферой. Действительно, банки теснейшим образом связаны с состоянием кредитно-денежных параметров. Денежные рынки являются важной сферой их деятельности и извлечения прибыли, тем более что в последнее время, вследствие появления новых средств связи, совершенствования программ и средств вычислительной техники, финансовая сфера приобретает все большую самостоятельность, отдаляется от реального производства. Однако полного отрыва не произошло, да он в принципе и невозможен. В конечном итоге, конъюнктура зависит от базовых факторов, формирующихся в реальной экономике.

Мониторинг банковской системы призван в комплексе решать следующие задачи:

- систематическое наблюдение за функционированием банковской системы как таковой;

- контроль за воздействием макроэкономической среды на денежно-кредитную сферу и изменений в ней на производство и финансы;

- превентивное обнаружение (на самых ранних стадиях) проблем в банковском секторе, оценка результатов принятых регулирующими органами мер;

- формирование позиции регулирующих органов относительно целесообразности и своевременности применения инструментов регулирования.

Главная цель мониторинга на региональном уровне - сохранение общей стабильности региональных денежно-кредитных рынков, предотвращение кризисных ситуаций. В ее основе - постоянное наблюдение за всем банковским сообществом региона и принятие своевременных корректирующих мер.

Хронологически мониторинг банковской системы распадается на три самостоятельных периода.

Первый - это, естественно, анализ сложившейся ранее ситуации. С позиций пруденциального надзора важны не столько констатация и фиксация событий, сколько выявление закономерностей, поиск тенденций, действие которых не ограничено прошлым. Крайне важно выяснить и реакцию интересующих показателей на применение инструментов регулирования, различные события в экономической и политической жизни.

На втором этапе исследований внимательно изучаются и оцениваются итоговые показатели развития.

Однако самое главное в пруденциальном надзоре - способность предсказать возможное развитие событий, основываясь на результатах анализа предшествующих периодов. Причем не только предсказать, но и оценить возможные меры корректировки ситуации. Иными словами, задачи пруденциального надзора состоят не столько в том, чтобы вовремя "протрубить сигнал тревоги", сколько в том, чтобы подсказать выход из сложившейся ситуации, направить развитие событий в требуемое русло.

С этих позиций первые два этапа исследований становятся фундаментом, отправной точкой для прогнозирования развития ситуации. Ведь тенденции коренятся в настоящем и прошлом, их только нужно уметь выявить. Что касается банковской системы, то это большая самостоятельная тема, поэтому ограничимся упоминанием основных принципов. Во-первых, изучению подвергается структура баланса, отражающая то, насколько эффективно банк реализует стратегию в области формирования активов и пассивов. От этого в конечном итоге зависят и все остальные показатели, характеризующие жизнеспособность банка. Во-вторых, исследуется "окружающая среда", оцениваются возможные изменения и делаются предварительные выводы относительно того, насколько структура баланса будет соответствовать новой ситуации. И, наконец, в-третьих, учитывается качество менеджмента, то есть способность кредитной организации своевременно отреагировать на изменившиеся условия (вот почему в Базельских принципах банковского надзора менеджменту уделяется особое внимание). Негативные последствия несоответствия структуры баланса (например, в виде задержки платежей, несвоевременного возврата кредитов и т.д.) могут проявляться не сразу, особенно у крупных банков, обладающих определенным запасом прочности и способностью к маневрированию ресурсами. В силу этого пруденциальный надзор по отношению к ним становится вдвойне актуальным.

Еще раз подчеркнем: для оценки устойчивости банка необходимо знать, насколько он будет в состоянии выполнять свои обязанности как участник рынка в будущем. От будущей (а не прошлой!) деятельности зависит его дальнейшая жизнеспособность.

Традиционные методы анализа прошлых периодов деятельности не всегда позволяют решить задачу такого рода. Вместе с тем в мировой практике существуют методики, довольно точно предсказывающие события как в целом, так и на отдельных сегментах рынка.

Преимущества экономико-статистических методов перед традиционными "ручными" очевидны. Широкое распространение компьютерной и коммуникационной техники, средствами которой сейчас оборудовано каждое рабочее место, позволяет в запрограммированном режиме, в сжатые сроки обрабатывать большие массивы информации и выдавать результат с высокой степенью вероятности.

По отношению к прогнозированию параметров денежного рынка, макроэкономическим показателям это понятно. Вместе с тем дополнительного интеллектуального усилия требует осознание того, что современные модели и программы позволяют обрабатывать в машинном режиме банковские балансы. В итоге массив отчетности, представляемый в контролирующие инстанции, уже по истечении нескольких дней может быть разбит на группы, в которые, в зависимости от финансового состояния, зачислены те или иные кредитные организации. Для предварительного надзора особенно важно, что таким образом из всего банковского сообщества можно выделить группу организаций, требующих более пристального внимания, поскольку они находятся в пограничном состоянии. После индивидуального, персонифицированного исследования их работы надзорными органами выносится решение о продолжении деятельности с некоторыми корректировками в стратегии рыночного поведения, согласовании программы санации или, увы, ликвидации с наименьшими потерями для организации и общества.

К числу сильных аргументов в пользу применения экономико-математических методов, несомненно, можно отнести также их непредвзятость. Программа и машина не подвластны таким чувствам, как "авторитет", величина банка. Совместными усилиями они выдают бесстрастный результат (справедливости ради отметим - вероятностный), нацеливая специалиста на более внимательное отношение к группе потенциальных "неудачников". Ошибка программы не подрывает основы контроля. Потенциально проблемный банк, зачисленный в группу "хороших", все равно подвергается стандартной проверке. А вот в противоположной ситуации, что бывает чаще (таковы свойства программы), то есть когда внешне благополучные банки классифицированы моделью как потенциально-проблемные, полезность математики проявляется особенно рельефно.

Пруденциальный надзор требует вовлечения в сферу анализа также нетрадиционных областей. Поскольку центр тяжести перемещается в область прогнозирования, внимание исследователей все более сосредотачивается на тех факторах, которые обеспечивают стабильное развитие. Бесспорно, важны "материальные" факторы, традиционно применяемые при анализе состояния банков, а именно: величина капитала, активы, прибыль, структура пассивов и т.д. Однако весьма важно, как всем этим распорядится руководство. Поэтому все большее значение придают анализу качества менеджмента. Причем, в широком смысле слова, не ограниченному только организацией текущего управления. Сюда включаются стратегическое планирование, анализ итогов деятельности, качество подготовки персонала, маневр ресурсами, мобильность активов, способность организации реагировать на перемены.

В целях совершенствования регионального банковского надзора в Москве было бы целесообразно создать системы мониторинга и "раннего предупреждения", действующие на постоянной основе и включающие следующие элементы:

- систематическое наблюдение за важнейшими параметрами общеэкономического развития, а также показателями денежно-кредитного и финансового рынков;

- обработку полученной информации и включение ее в единую базу данных банковского надзора;

- использование экономико-математических методов для раннего выявления проблемных банков;

- использование инструментов прогнозирования для определения развития основных тенденций;

- регулярную публикацию результатов.

И еще. Создание целостной и действенной системы мониторинга как основы пруденциального надзора возможно только при координации и взаимодействии структурных подразделений, связанных с контролем и надзором, и при отчетливом понимании того, что только совместными усилиями при условии четкого разграничения функций можно и должно поддерживать работоспособную банковскую систему.

В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений действующих законодательства, нормативных актов Банка России, Территориальные учреждения вправе применять к ним самые жесткие меры надзорного реагирования, вплоть до отзыва лицензии.

В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень мер воздействия и порядок их применения.

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и Банком России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством и Инструкцией № 59, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

 Надзорные органы применяют к кредитным организациям следующие меры воздействия:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

 Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Инструкции № 59, других нормативных актов Банка России с учетом:

- характера допущенных кредитной организацией нарушений;

- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;

- общего финансового состояния кредитной организации, которое определяется на основании данных отчетности (бухгалтерской, финансовой, статистической), материалов проверок и аудиторских заключений, выполнения требований, установленных другими нормативными актами Банка России;

- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

 Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков.

Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно и главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.

В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:

- при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

- если по данным отчетности кредитной организации и другой информации имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

- при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

- доведение до органов управления кредитной организации информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности надзорного органа состоянием дел в кредитной организации;

- изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации;

- предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

- установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

 Информация руководящим органам кредитной организации о наличии в ее деятельности недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена в следующих формах:

-         письменной;

-         в ходе деловой встречи (совещания).

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации. При выборе вида принудительной меры воздействия надзорный орган основывается на результатах анализа, проведенного в соответствии с требованиями инструкции № 59.

 Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).

К основным принудительным мерам воздействия относятся:

 -штрафы;

 -требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;

 -ограничение проведения кредитными организациями отдельных операций на срок до шести месяцев;

 -запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

 -запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

 -требование о замене руководителей кредитной организации;

 -введение Временной администрации по управлению кредитной организацией;

 -отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

 Применяемые к кредитной организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

Контроль за выполнением кредитной организацией требований предписания осуществляется надзорным органом, направившим его.

Когда руководство банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, ЦБ РФ может назначить Временную администрацию по управлению банком сроком до 18 месяцев.

Задачей Временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.

  Деятельность Временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением Временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности Временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.

  Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

  Введение Временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыв лицензии на осуществление банковских операций оформляются приказом, и информация об этих мерах воздействия не является конфиденциальной.

Как правило, решению об отзыве лицензии предшествует применение к кредитной организации предупредительных и/или принудительных мер воздействия. Порядок отзыва лицензии определен Положением «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации» с учетом последующих изменений и дополнений.

Помимо прочего надзорные органы имеют право потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению (изменению величины и/или структуры активов и/или пассивов), в том числе в рамках предоставляемого кредитной организацией плана мер по финансовому оздоровлению.

Требование об изменении величины или структуры активов и/или пассивов кредитной организации (то есть требование реструктурировать баланс) в форме предписания предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе.

 Предписание может включать следующие требования:

 В части активов:

-улучшение качества кредитного портфеля путем изменения кредитной политики кредитной организации и принятия мер по взысканию просроченной задолженности;

-приведение структуры активов по срочности в соответствие с обязательствами;

-сокращение затрат на капитальные вложения и приведения их в соответствие с имеющимися на эту цель источниками;

-продажа ценных бумаг, эмитированных третьими лицами, в том числе государственных ценных бумаг, в целях улучшения ликвидности и выполнения обязательств;

-продажа основных средств, реализация которых не будет препятствовать выполнению кредитными организациями банковских операций;

-продажа доли участия (паев) в уставных капиталах других юридических лиц;

-продажа активов, не приносящих доход;

-сокращение расходов;

-иные требования по реструктурированию активов;

 В части пассивов:

-увеличение уставного капитала;

-увеличение резервного фонда;

-увеличение доходов;

-снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обязательств;

-увеличение удельного веса собственных источников либо среднесрочных и долгосрочных обязательств;

-другие требования по реструктурированию пассивов.

 Предписание о реструктурировании баланса должно содержать конкретные параметры изменения структуры и сроки, в течение которых эти параметры должны быть достигнуты кредитной организацией.[5]

3. Инспекционная оценка систем управления рисками

Обеспечение устойчивости и надёжности банковского сектора требует осуществления постоянного надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны государства. Одним из методов осуществления банковского надзора является проведение инспекционных проверок на местах.

Основными задачами проведения инспекционных проверок являются: проверка соблюдения законов и нормативных актов, касающихся банковской деятельности; определение реального финансового состояния банка; оценка качества банковского менеджмента; предупреждение злоупотреблений и выработка предложений по улучшению положения дел в банке; оценка деятельности банка с момента проведения последней инспекционной проверки. Данные задачи решаются, как правило, в ходе комплексной проверки. Кроме этого могут проводиться также специальные проверки, как, например, изучение кредитного портфеля банка в целях определения качества активов, проверка операций с иностранной валютой или систем автоматизированной обработки данных, т.е. по отдельным направлениям банковской деятельности. Как правило, устанавливается периодичность проведения проверок и их масштабы, с учетом того, что крупные и проблемные банки должны инспектироваться чаще, чем небольшие и/или благополучные банки. Для определения масштабов проверок надзорные органы проводят анализ всех имеющихся данных, полученных по результатам внешнего надзора, акцентируя внимание на основные зоны риска в работе банка. Так, если по результатам внешнего надзора инспектором сделан вывод, что большую часть кредитного портфеля банка составляют проблемные кредиты, следовательно, потребуется больше времени на изучение именно этого вопроса. В ходе комплексной инспекционной проверки, как правило, проводятся следующие мероприятия:

-   обзор основных направлений деятельности банка на предмет определения соответствия политике банка, принятой Советом директоров;

-   обзор работы службы внутреннего аудита банка и отчетов внешних аудиторов;

-   обзор эффективности работы системы внутреннего контроля;

-   изучение кредитного портфеля в целях проведения оценки качества активов;

-   обзор управления ликвидностью банка в целях оценки её эффективности;

-   обзор балансовых операций банка в целях определения степени риска, связанного с такими операциями и качества управления ими;

-   обзор операций с иностранной валютой в целях определения уровня рисков, связанных с такими операциями и управлениями ими;

-   проверка достоверности сведений, представленных банком ранее органам банковского надзора;

-   определение соответствия деятельности банка законодательным и нормативным актам, регулирующим банковскую деятельность.

Проведение проверок на местах даёт возможность подтвердить или опровергнуть предположения, сделанные по результатам внешнего надзора, оценить финансовое состояние банка и определить необходимость и степень безотлагатель6ности последующих мер в отношении проверяемых банков. Оценку финансового состояния банка лучше делать по завершении проверки, когда у проверяющих инспекторов сложится полное представление о деятельности банка, поскольку: сумма капитала банка может измениться с учетом выявленных убытков и в связи с необходимостью формирования дополнительных резервов; оценка качества активов может быть проведена только на основе тщательного изучения кредитного портфеля и других активов непосредственно в банке; оценку качества управления лучше всего проводить по результатам личных бесед с руководством банка, а политику и методы контроля, используемые в управлении банком, рассматривать с точки зрения их эффективности и полноты; результаты анализа прибыльности претерпят изменения в случае предшествующей недостоверной оценки (например, в случае недостаточных отчислений в резервы на покрытие убытков по проблемным кредитам); оценку ликвидности банка можно проводить не только с помощью расчетных показателей и выявления соответствия установленным нормативам, но также и с точки зрения качества управления, определяемого на основе изучения балансового отчета и возможности срочного привлечения заёмных средств. По результатам инспекционной проверки банку присваивается рейтинг, который является оценкой его финансового состояния. Наиболее известной рейтинговой системой, используемой органами банковского надзора разных стран, является система CAMEL. Данное название составляют заглавные буквы составных компонентов системы.

Capital - Капитал (адекватность капитала)

Assets - Активы (качество активов)

Management - Менеджмент (качество управления)

Earnings - Доходы (прибыльность)

Liquidity - Ликвидность

В последнее время широко используется также шестой компонент системы - Sensitivity, то есть чувствительность к изменениям процентным ставок. Система основана на оценке количественных и качественных компонентов, характеризующих основные аспекты банковской деятельности . Цель выставления рейтинга - всесторонне отразить и оценить финансовое состояние банка, а также установить соответствие его действий банковскому законодательству, регулятивным требованиям надзорных органов.

Коспоненты системы. Адекватность капитала - оценка размеров банковского капитала, с точки зрения его достаточности для защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка;

Качество активов - оценка обеспечения возврата кредитов, других активов и забалансовых обязательств, а также влияние проблемных активов на общее финансовое состояние банка;

Прибыльность - оценка прибыльности банка с точки зрения достаточности получаемых банком доходов и прибыли для финансирования текущей и будущей деятельности, а также увеличения капитала;

Ликвидность - оценка состояния ликвидности банка, с точки зрения её достаточности для выполнения своих обязательств в срок и в полном объёме;

Качество управления - оценка методов управления банком с учетом эффективности его деятельности, установившегося порядка работы, методов контроля, выполнения законодательных и регулятивных требований надзорных органов.

Рейтинги устанавливаются от 1 до 5, при этом рейтинг 1 является высшим рейтингом, а рейтинг 5 - наименьшим. В соответствие с этим, рейтинги классифицируются следующим образом:

Рейтинг 1 - «Отличный»

Рейтинг 2 - «Хороший»

Рейтинг 3 - «Удовлетворительный»

Рейтинг 4 - «Предельно допустимый»

Рейтинг 5 - «Не допустимый»

После того, как была проведена оценка каждого компонента системы, банку присваивается совокупный рейтинг. Здесь необходимо отметить, что рейтинг по компоненту «Качество управления» следует присваивать после того, как известны рейтинги по остальным компонентам. В зависимости от значения рейтинга к банку применяются соответствующие меры воздействия в целях улучшения его финансового положения от незначительных корректирующих мероприятий (в случае присвоения рейтинга 1 или 2) вплоть до отстранения от работы руководителей банка (в случае присвоения рейтинга 5). Результаты проведения проверок оформляются в виде отчетов. Однако их результаты не будут представлять какую-либо ценность, если не проведены последующие мероприятия по устранению выявленных недостатков. Для обеспечения эффективности таких мер органы банковского надзора должны располагать соответствующими полномочиями. Отчет о проверке должен содержать основные результаты проверки, выводы и рекомендации, адресованные членам Совета директоров банка, его менеджерам, а также руководителям органов банковского надзора.

Преимущества и недостатки банковского надзора. Следует отметить, что методы внешнего надзора и инспекционных проверок на местах наряду с преимуществами имеют определённые недостатки. Поэтому, для достижения оптимальной и эффективной системы банковского надзора необходимо сочетание этих методов. Внешний надзор имеет преимущество в том, что данные о состоянии банков постоянно обновляются (особенно по вопросам ликвидности, прибыльности и адекватности капитала). Тем не менее, при этом довольно сложно изучить другие аспекты деятельности банков, связанные с рисками, а иногда вообще нельзя быть полностью уверенным в достоверности представляемой отчетности без её проверки непосредственно на месте. Метод проведения проверок на местах имеет преимущество в том, что является более тщательной проверкой всех операций и рисков банка, а также даёт более ясную картину деятельности руководителей банка. В то же время, проверки на местах проводятся довольно редко (иногда один раз в течение нескольких лет) и поэтому они не могут служить основой для проведения непрерывного мониторинга за деятельностью банка. В силу этих причин, модель банковского надзора, применяемая в настоящее время в большинстве стран, сочетает в себе оба метода. При этом метод внешнего надзора используется для выявления банков, в которых должны быть проведены проверки в самое ближайшее время. Далее в ходе инспекции проводится тщательная проверка тех направлений деятельности, которые вызывают беспокойство. Таким образом, внешний надзор может служить в качестве метода наблюдения за результатами работы банка (или их отсутствием) по устранению проблем, выявленных в ходе инспекционных проверок на местах. Проведение проверок на местах имеет дискретный характер и теоретически банки, деятельность которых по результатам внешнего надзора признана как эффективная и надёжная, могут быть на определённом этапе не охвачены детальной проверкой (и наоборот, деятельность проблемных банков требует более частных проверок). Если принять данный критерий приоритетности как основной, то его использованию должна предшествовать эффективно функционирующая система внешнего надзора. Впрочем, это отнюдь не означает, что в случае непринятия этого критерия такая система не должна существовать вообще. Разделяя инспекционные проверки и внешний надзор на два независимых направления, можно добиться более глубокого, эффективного и качественного использования каждого их направлений. При этом разделение предполагает их взаимное дополнение.

Банковская инспекция, решая задачи банковского надзора непосредственно в ходе проведения инспекционных проверок кредитных организаций, придает большое значение оценке качества управления кредитной организацией в частности управления рисками.

В последнее время выявлено значительное количество нарушений. К ним относятся:

- нарушения, допускаемые кредитными организациями при формировании уставного капитала;

- нарушения, допускаемые при процедурах принятия решений общим собранием владельцев, Советом директоров, Правлением;

- нарушения, допускаемые другими функциональными подразделениями в процессе принятия управленческих решений (ошибки менеджмента);

- нарушения, допускаемые при организации и функционировании служб внутреннего контроля и т.д.

Безусловно, число таких нарушений, выявляемых в ходе инспекционных проверок, различно в разных категориях (группах проблемности) кредитных организаций. Как правило, чем “проблемнее” финансовое состояние проверяемой кредитной организации, тем ниже уровень качества корпоративного управления ее деятельностью.

В числе новых разделов, определяющих основные направления комплексной инспекционной проверки, предусмотрен раздел “Оценка качества управления кредитной организации”, что предполагает проведение анализа организационной структуры кредитной организации и оценку деятельности органов ее управления, проверку системы взаимодействия головного офиса банка с филиалами и оценку риска потери управляемости, проверку и оценку эффективности службы внутреннего контроля и иных параметров экономической деятельности кредитной организации, характеризующих качество управления.

Методические подходы к проверке и оценке качества управления кредитной организацией нашли отражение в подготовленном Департаментом инспектирования кредитных организаций проекте типовой Программы проведения комплексной инспекционной проверки кредитной организации, которая в настоящее время проходит апробацию в ряде территориальных учреждений Банка России и в ближайшее время должна быть рекомендована для практического применения.

Главная особенность этого базового для инспекции методического документа состоит в том, что он создан на основе обобщения многолетнего опыта инспекционной деятельности Банка России с учетом требований международных стандартов по определению реального финансового состояния кредитной организации, включая экспертную оценку на месте качества корпоративного управления в кредитной организации. При этом мы опирались на то принципиальное положение, что при проведении проверки в кредитной организации выявляется тесная взаимосвязь всех банковских операций с процессом управления. Любая банковская операция должна получить отражение по счетам бухгалтерского учета и быть соответствующим образом оформлена документально, но наряду с этим она является результатом принятого управленческого решения.

Анализ результатов инспекционных проверок показывает, что нарушения, допущенные кредитными организациями, во многом являлись следствием принятия неправильных управленческих решений, что, в свою очередь, свидетельствовало о низком качестве менеджмента в кредитных организациях, особенно в части изменения величины уставных капиталов банков, принятия необоснованных решений о проведении бесприбыльных либо заведомо убыточных операций, об осуществлении кредитных, валютных и ряда других операций с повышенным риском из-за неэффективного управления активами. Основными причинами выявленных нарушений, как правило, являются:

- ошибочное толкование и применение кредитными организациями нормативных актов Банка России;

- неправомерные действия руководителей кредитных организаций, направленные на искажение учета банковских операций и отчетности в целях улучшения показателей деятельности;

- несоответствие внутренних положений и правил, разработанных кредитными организациями, нормативным актам Банка России;

- низкий уровень организации или отсутствие службы внутреннего контроля.[6]

 

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы били решены:

-   Определено понятие системы надзора за банковскими рисками

-   Рассмотрен пруденциальный надзор за банковскими рисками

-   Определена инспекционная оценка систем управления рисками.

Как известно, банковская сфера является важнейшим звеном, через которое ЦБ РФ оказывает воздействие на реальную экономику. Поэтому основные параметры развития банковской системы имеют особое значение при проведении денежно-кредитной политики, главным образом с точки зрения последующей реакции реального сектора экономики на меры Банка России.

Нормальное функционирование банковской системы любой страны невозможно без адекватной системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и без нее не может восприниматься ее партнерами из мирового сообщества как полноценная.

Под адекватной системой регулирования и надзора банковских рисков понимают систему мер, с помощью которых государство через Центральный банк и его структурные подразделения занимается обеспечением стабильного и безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций.

В современных условиях это регулирование сводится, прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики и его эффективность с каждым днем становится все более актуальной. Поэтому банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам национальной экономики.

  Отсюда можно выделить главную стратегическую цель банковского надзора – это своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочнения их финансового положения, поддержания стабильности, надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.

  О необходимости системы банковского надзора и контроля свидетельствует и международный опыт, позволяющий в основном решать проблемы в финансовом секторе экономики, а именно:

 -защита интересов вкладчиков и кредиторов;

 -защита от системных рисков банковской деятельности;

 -поддержание и гарантирование стабильности банковского сектора;

 -обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом.

  В Российской Федерации функция надзора за деятельностью кредитные организации законодательно закреплена за ЦБ РФ, который с помощью территориальных учреждений (его обособленных структурных подразделений) реализует ее, используя экономические и административные методы регулирования. В последние годы Банк России совершенствует и усиливает надзор за кредитными организациями, приближает его требования к международным стандартам.

  Для эффективного надзора за банковскими рисками в современной России необходимо совершенствование банковского надзора в России, основными направлениями которого должны стать:

 -совершенствование методологии надзора;

 -приближение к международным стандартам бухгалтерской и финансовой отчетности;

 -разработка требований по формированию резервов дополнительно под любые потенциальные потери банков;

 -разработка методики оценки показателей, свидетельствующих о наличии системных рисков;

 -оценка организационных рисков, связанных с качеством управления кредитной организации;

 -своевременности применения к банкам мер воздействия.

Список литературы

1.          Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России./Под ред.  О. Н. Антипова. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2005.

2.          Беляев М., Бузуев А.Надзор в системе пруденциального надзора. – М.: ЮНИТИ, 2004.

3.          Сарымсаков С. //Чужие Деньги «Банки. Инспекционная деятельность на местах, 2005, № 5. – С. 31-38

4.          Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

5.          Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

6.          Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


[1] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

[2] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

[3] Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

[4] Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России./Под ред.  О. Н. Антипова. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2005. – С. 27

[5] Беляев М., Бузуев А.Надзор в системе пруденциального надзора. – М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 31

[6] Сарымсаков С. //Чужие Деньги «Банки. Инспекционная деятельность на местах, 2005, № 5. – С. 31-38