СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Сравнительный анализ Глав Устава Новосибирской и Брянской областей. 5
Заключение. 13
Список литературы.. 17
Введение
Развитие местного самоуправления в мире — объективный процесс, характерный для XX века. Он распространяется и вглубь, и вширь, затрагивая все новые и новые государства. В ряде стран процесс развития местного самоуправления то сдерживался центральной властью, то активизировался вновь.
В настоящее время местное самоуправление является одним из важнейших элементов конституционного строя государств, исповедующих демократические принципы. В ст. 130 Конституции Российской Федерации записано, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как одну из форм реализации принципа народовластия, придает муниципальным образованиям статус субъектов права, ограничивает органы местного самоуправления от органов государственной власти, выделяет муниципальную собственность в качестве самостоятельной формы собственности, вводит понятия местного бюджета, местных налогов, существующих отдельно от государственных бюджетов и государственных налогов. Все эти положения Конституции свидетельствуют о том, что она обособляет общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на местное самоуправление, отделяет их от иных видов правоотношений
Почти 10 лет в Российской Федерации происходит постепенное восстановление системы местного самоуправления. Многое сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти. Сформировались и были закреплены в Конституции Российской Федерации основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Вместе с тем практика реализации этих конституционных основ, показывает, что в Российской Федерации еще очень мало сделано для создания гарантий подлинной независимости, самостоятельности местного самоуправления, формирования его финансовой основы.
«В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1]. В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти и «в пределах своих полномочий самостоятельно».
Местное самоуправление в Российской Федерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как является вполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современное самоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично продолжается сегодня.
Несмотря на срок действия Конституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например, в послании 2004 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что «в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления»[2]. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, поскольку Россия - единая страна»[3], отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионов и территорий»[4].
Цель работы – сравнить нормы двух глав Уставов: Устава
Новосибирской области и Устава Брянской области.
Задачи следующие: провести сравнительный анализ глав двух Уставов, посвященных правовым статусам Новосибирской и Брянской областей.
Сравнительный анализ Глав Устава Новосибирской и Брянской областей
Глава 1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Закона Новосибирской области от 16.02.2001 N 142-ОЗ) |
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 1. Статус Новосибирской области 1. Новосибирская область - равноправный субъект Российской Федерации. 2. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Новосибирской области в соответствии с федеральным конституционным законом. 3. Стабильность статуса Новосибирской области обеспечивается: конституционными принципами федерализма в Российской Федерации; конституционными гарантиями территориальной целостности области; конституционными гарантиями осуществления прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации с учетом традиций и особенностей его проживания на территории области; разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и Новосибирской областью на основе Конституции Российской Федерации; разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области; самостоятельностью в установлении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами; полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области; самостоятельностью осуществления органами государственной власти области принадлежащих им полномочий; самостоятельностью области в экономической, налоговой и бюджетной сферах в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; правом на судебную защиту интересов области; настоящим Уставом. 4. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации. |
Статья 1. Статус Брянской области 1. Брянская область является территориальным образованием, входящим в состав Российской Федерации в качестве равноправного субъекта Российской Федерации. 2. Статус Брянской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Брянской области (далее, если не оговорено особо, -Устав). Статус Брянской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Брянской области в соответствии с федеральным законом. |
Статья 2. Территория Новосибирской области 1. Территория Новосибирской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. 2. Границы области могут быть изменены по взаимному согласию области и сопредельных субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. |
Статья 2. Территория Брянской области 1. Территория Брянской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. Территорию Брянской области образуют земля и водоемы в границах, установленных при ее образовании. 2. Границы между Брянской областью и Курской, Орловской, Калужской и Смоленской областями могут быть изменены с взаимного согласия Брянской области и указанных областей. Соглашение об изменении границ Брянской области утверждается постановлением Брянской областной Думы. 3. Границы между Брянской областью и Могилевской, Гомельской областями Республики Беларусь, Черниговской, Сумской областями Украины могут быть изменены в соответствии с нормами международного права и федеральным законодательством. 4. Территория Брянской области включает в себя районы и города областного значения в качестве административно - территориальных единиц области. Территория города областного значения может состоять из районов. 5. Брянская область состоит из административно - территориальных единиц: районов - Брасовский, Брянский, Выгоничский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жуковский, Жирятинский, Злынковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский, Унечский; городов областного значения - Брянск, Дятьково, Клинцы, Новозыбков, Сельцо. Город Брянск состоит из районов - Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский. Административным центром Брянской области является город Брянск. 6. Вопросы административно - территориального устройства Брянской области решаются в порядке, установленном федеральными законами и законами Брянской области. |
Статья 3. Человек, его права и свободы 1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. |
Статья 3. Население Брянской области Население Брянской области составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно пребывающие на ее территории. |
Статья 4. Народовластие 1. Вся власть принадлежит проживающему на территории области народу и исходит от него. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выборные представители, лица, замещающие государственные должности Новосибирской области, и выборные должностные лица местного самоуправления представляют интересы населения и несут ответственность перед ним. 4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. |
Статья 4. Народовластие 1. Источником власти в Брянской области, в пределах компетенции области как субъекта Российской Федерации, является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти Брянской области и органы местного самоуправления. 2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. |
Статья 5. Символика Брянской области Символами Брянской области являются герб Брянской области, флаг Брянской области и гимн Брянской области. Описание символов Брянской области и порядок их использования устанавливаются законом Брянской области. |
|
Статья 6. Юридическая сила Устава 1. Нормативные правовые акты Брянской области и муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, не должны противоречить Уставу, который имеет прямое действие и применяется на всей территории Брянской области. 2. Устав подлежит государственной защите на территории Брянской области в соответствии с законодательством. |
Заключение
Помимо этого, в главу, посвященную правовому статусу Новосибирской области, включены ряд статей:
Статья 5. Организация государственной власти
1. Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в соответствии с принципом разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе осуществлять не принадлежащие им полномочия, полномочия других органов. Присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 7. Гарантии местного самоуправления в Новосибирской области
1. В Новосибирской области признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
2. Органы государственной власти Новосибирской области создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
3. Установление общих принципов организации местного самоуправления, правовое регулирование организации местного самоуправления, в том числе порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ, наименований определяется настоящим Уставом и законами области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 8. Верховенство права и правовая система Новосибирской области
1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы Новосибирской области.
2. Основу правовой системы Новосибирской области составляют законодательство Российской Федерации и законодательство Новосибирской области.
3. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Новосибирской области, имеют прямое действие на территории области.
4. Законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации составляют часть правовой системы Новосибирской области.
Статья 9. Основы экономики Новосибирской области
1. Основа экономики Новосибирской области - социальное рыночное хозяйство, в котором обеспечивается свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, имеющих равные условия правовой защиты, добросовестная конкуренция.
2. Собственность во всех ее формах государственной, муниципальной, частной и иных признается и защищается. Использование права собственности не должно наносить ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, ограничивать конкуренцию.
(в ред. Закона Новосибирской области от 02.12.2002 N 70-ОЗ)
3. Земля, ее недра, воды, леса, животный мир, другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной собственности и являются достоянием народа, проживающего на территории Новосибирской области, всего народа Российской Федерации, и не могут использоваться в ущерб его интересам. Все природные объекты подлежат охране и рациональному использованию.
Статья 10. Отношения Новосибирской области с Российской Федерацией, с субъектами Российской Федерации
1. Новосибирская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе заключать договоры и соглашения с Российской Федерацией.
2. Органы государственной власти Новосибирской области в соответствии с принципом разделения государственной власти в Российской Федерации вправе заключать договоры и соглашения с органами государственной власти Российской Федерации.
3. Новосибирская область вправе заключать с другими субъектами Российской Федерации договоры о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах.
Статья 11. Международные и внешнеэкономические связи Новосибирской области
1. Новосибирская область обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и с согласия Правительства Российской Федерации - с органами государственной власти иностранных государств.
2. Заключение и расторжение соглашений Новосибирской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей утверждается законом области.
Статья 12. Символика Новосибирской области
(в ред. Закона Новосибирской области от 02.12.2002 N 70-ОЗ)
Новосибирская область вправе иметь свой флаг, герб, гимн, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законом области.
Статья 13. Административный центр Новосибирской области
Административным центром Новосибирской области является город Новосибирск, статус которого устанавливается законом области и Уставом города.
Статья 14. Гарантии основ конституционного статуса Новосибирской области
1. Положения настоящей главы составляют основы конституционного статуса Новосибирской области.
2. Никакие другие положения настоящего Устава не могут противоречить основам конституционного статуса Новосибирской области.
Таким образом, глава 1 Устава Новосибирской области разработана более детально.
Аналогичные статьи Устава Брянской области не включены в главу, посвященную ее статусу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 48 с.
2. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ (в ред. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г.;17 марта 1997 г.; 4 августа 2000 г.; 21 марта 2002 г.; 7 июля, 8 декабря 2003 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
3. Федеральный закон от 25сентября 1997 г. №126 – ФЗ (с изменениями от 9 июля1999 г.; 27 декабря 2000 г. 30 декабря 2001 г.; 29 июня, 28 декабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г
4. Устав Брянской области 24 июля 2003 года № 23 – ОЗ // Компьютерная правовая система «Гарант» от 2005г.
5. Устав Новосибирской области от 5 апреля 1996 года № 33 – ОЗ // Компьютерная правовая система «Гарант» от 2005г.
6. Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» от 26 октября 1993 г. N 1760 // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
7. Местное самоуправление в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – 784 с.
8. Большая Советская Энциклопедия. (В 20 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.
Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4 л. карт.
9. Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2005. – 368 с.
[1] Конституция Российской Федерации – М.: Издательство Эксмо,2004. – С. 7.
[2] Выдрин И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2005. С. 112.
[3] Там же. С. 113.
[4] Там же. С. 114.