СОДЕРЖАНИЕ

Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования. 3

Директивное планирование: содержание и процедуры. 8

Функции  макропланирования в рыночных условиях. 11

Задача №6. 15

Список использованных источников. 17

Важнейшие принципы социально-экономического прогнозирования.

Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем.

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчётов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики, и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени (годы, месяцы) и ресурсам, выраженным в деньгах.

Начальным этапом экономического прогноза на предприятии является определение социально-экономического заказа со стороны общества на выпускаемую продукцию и выявление на рынке спроса. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он содержит и ограничения со стороны ресурсов, которые потребители могут затратить на приобретение, а предприятие – выделить на производство продукции для удовлетворения этих потребностей. Связь «потребность - ресурсы» должна быть учтена на первой стадии прогнозирования.

Определяя конкретные пути и направления развития предприятия и сроки осуществления конкретных проектов в рассматриваемой области производства, прогнозирование делится на две ветви – экономическое и научно-техническое прогнозирование.

Задачами  социально-экономического прогноза являются:[1, с.299]

·        Предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

·        Определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

·        Оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы.

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду).

Классификация прогнозов различается:

·        по способу описания тенденций изменения объекта или процесса (трендовый и факторный подходы);

·        по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс (генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы).

Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя.

Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи.

Генетический подход основывается на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Он позволяет рассматривать объект, выявляя тенденции его развития и возможные результаты без воздействия на этот предмет.

Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста, т.е. развитие объекта рассматривается от будущего к настоящему.

Генетический и нормативный подходы должны использоваться во взаимосвязи, в прогнозировании они выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.

Прогнозирование  осуществляется с соблюдением конкретных принципов. Основными из них являются: альтернативность, научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Принцип альтернативности требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив).

Принцип научности реализуется в том, что плановые документы должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов социально-экономического функционирования общества.

Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.

Принцип повышения эффективности производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др.  При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом рынке, главным образом, товаров с большей долей добавленной стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.

Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении планов. В связи с тем, что в государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.

Принцип согласования краткосрочных и долгосрочных целей по существу является продолжением принципа пропорциональности, но здесь главное внимание уделено учету целей при планировании на временных отрезках. Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.[2, с.78]

Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их уровне формируется демографическая политика, определяются потребности в продовольствии и непродовольственных товарах, прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства.

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экономические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды.

Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.

На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Логика разработки комплексных прогнозов предусматривает: оценку социально-экономического развития, факторов экономического роста, основные направления структурной, научно-технической, социальной политики; оценку ресурсного обеспечения.

Основой прогнозных расчётов должны служить: потребности народного хозяйства и населения республики, ресурсы и варианты их рационального использования, НТП и возможные варианты развития межгосударственных связей по обеспечению топливно-сырьевыми ресурсами и сбыта готовой продукции.

Директивное планирование: содержание и процедуры.

Планирование является неотъемлемым фактором существования предприятия и формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля.

Планирование – это основа, на которой базируются другие управленческие функции, так как организация, мотивация и контроль в конечном итоге направлены на достижение поставленных целей. [3, с. 49]

В планах предприятия отражается заранее разработанная система мероприятий, направленных на достижение определенных целей: указываются методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказанию услуг; уделяется внимание сбалансированному взаимодействию ресурсов. Таким образом, устанавливается прямая зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми самостоятельно распоряжается предприятие.

Основная функция планирования – это связать в единую динамическую систему производственные, технические, экономические, организационно-административные и социальные мероприятия, которые направлены на достижение одной конечной цели.

Планирование несет в себе функцию полного и  компетентного руководства к действию, которое помогает руководителям предприятий принимать верные решения, ставить цели своим подчиненным и осуществлять контроль за их достижением.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия  решений, имеющих обязательный  характер  для  объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного  планирования носила исключительно директивный  характер. Поэтому за невыполнение плановых  заданий руководители  предприятий несли дисциплинарную, а иногда и уголовную  ответственность. Директивные  планы имеют, как правило, адресный  характер и отличаются чрезмерной  детализацией.[4, с.25]

Централизованное, или директивное, планирование предусматривает установление выше стоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенк­латуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных эко­номических нормативов.

Задаваемые результаты планов при этом должны согласовываться со стратегическими целями общества.

На отечественных предприятиях  применялась следующая  технология планирования, содержащая  три основных этапа практической деятельности [5, с. 47]:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях орга­низации и способах их достижения;

       2)организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3)контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

В структуре плана предпри­ятия содержатся  традиционные разделы планирования, которые применяются при  директивное планировании:.[6, с.73]

1.  План по реализации в стоимостном и натуральном выражении.

2.           План изменения цен реализации по каналам сбыта.

3.           План производства (выпуска) продукции.

4.           План по себестоимости изделий.

5.           Затраты на плановый выпуск в калькуляционных статьях и экономических  элементах.

6.           План развития персонала.

7.           Сводный план единовременных затрат.

8.      План закупок товарно-материальных ценностей.

9.            План по численности и заработной плате персонала.

10.  План организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости  продукции.

11.  План подготовки и освоения производства новых изделий.

12.  Смета цеховых расходов.

13.  Смета общехозяйственных расходов.

14.  План ремонта, модернизации и реконструкции основных фондов.

15.План выработки и потребления энергетических ресурсов.

16.  План роста цен по материальным ресурсам в разрезе агрегированных групп.

17.  План налоговых и других обязательных платежей.

18.  План развития системы качества.

19.  План развития системы автоматизации управления.

20.  План социальных мероприятий и социального развития коллектива.

21.  План расчетов с кредиторами.

Развитие экономики характеризует система показателей, которая состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчётные. Утверждаемые показатели включают государственный заказ, лимиты и нормативы.

Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного и социального процессов. При регулировании необходимо использовать как обобщенные, так и конкретные нормы. Особенно важным это становится при формировании целей и задач стратегического управления и прогнозирования. Конкретизация норм и нормативов при планировании означает установление абсолютных количественных показателей макроэкономических объемов развития страны – ВВП, национального дохода, развития базовых отраслей реального сектора и т.п. [7, с.23]

Нормы и нормативы делятся на ресурсные (например, расход топливно-энергетических ресурсов на производство единицы какой-либо продукции); экономические (доход на душу населения); социальные (потребление килокалорий на душу населения, обеспеченность жилой площадью); финансовые (размер уставного капитала коммерческого банка, амортизационные отчисления, размеры обязательных платежей и т.д.). Разновидностью нормативов являются стандарты и лимиты.

В хозяйственной практике нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции, который широко применяется при директивном методе планирования. Основная функция нормы - измерительная (норма-мера). Она выступает как объективная мера затрат и результатов.

Целью нормирования расходования ресурсов является обеспечение эффективного их использования на основе всемерных усилий по снижению совокупных затрат на производство и реализацию продукции. А этого можно достичь, если при нормировании основное внимание будет уделяться возможностям использования эффективной техники и технологии и соответствующей им организации производства, труда и управления, способствующих снижению ресурсов и своевременно отражающих это снижение в нормах расходах. [8, с. 49]

Функции  макропланирования в рыночных условиях.

Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики, в качестве которых могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления, условия  социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут  быть разрешены в отдаленном будущем.

Индика­тивное планирование — это по существу государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

Индикативное  планирование  представляет  собой наиболее распространенную  во всем мире форму  государственного планирования макроэкономического  развития.   Индикативное планирование является  антиподом  директивного, потому что индикативный  план не носит обязательный для  исполнения  характер. В целом  индикативное  планирование  носит направляющий, рекомендательный  характер.[6, с.26]

Правильно сочетая экономические, организационные (в том числе административные и индикативные), правовые и иные методы, государство в рыночных условиях прямо или косвенно способно стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей, производств, предприятий, решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи.

С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия микро- и макроуровней должна разрабатываться система планов.

Система планов включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта. Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

На макроуровне должны разрабатываться планы развития страны, на региональном уровне – планы развития регионов. Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах.  На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период. В среднесрочных планах должны конкретизировать основные направления стратегии. Наиболее оптимальным сроком считается 5-летний период, поскольку в течении 5 лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить специалистов. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы.

Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы.

Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на  весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей. Необходимость разработки программы определяется наличием программной ситуации – комплексной проблемы, разрешение которой необходимо на основе программно-целевых методов.

Целевая комплексная программа (ЦКП)документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Все методы государственного воздействия на экономику с определенной условностью можно объединить во взаимосвязанные группы.

Во-первых, косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:

-         налоговую политику (установление налоговых ставок и предоставление налоговых льгот);

-         амортизационную политику (установление норм амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация как важнейшее средство стимулирования накопления, структурных изменений в экономике);

-         кредитную политику (регулирование учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение; гарантии государства под выдаваемые или получаемые кредиты);

-         таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин, расширяющих или ограничивающих экспортно-импортные операции).

Во-вторых, прямое государственное финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции, дотации, трансферты территориям и т.д.

В-третьих, методы регулирования материальных  потоков и производственной деятельности, заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование, в том числе лицензирование видов деятельности.

В-пятых, программно-целевой метод планирования и управления, включающий разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения, первоочередных социально-экономических проблем, причем для реализации программ должны использоваться все перечисленные методы.

Задача №6

Используя метод наименьших квадратов описать линейную зависимость валового выпуска продукции в стране от численности занятых и определить прогноз ВВП при условии, что численность занятых в стране увеличится на 12% с момента последнего наблюдения.

Исходные данные представлены в виде таблицы.

 

1 год

2 год

3 год

4 год

ВВП, млрд. р.

80

86

83

85

Численность, млн.чел.

32

34

35

36

Решение:

Сущность метода наименьших квадратов состоит в минимизации суммы квадратических отклонений между наблюдаемыми и расчетными величинами. Считается, что этот метод лучше других соответствует идее усреднения, как единичного влияния учтенных факторов, так и общего влияния неучтенных. 

Рассмотрим случай линейной зависимости между переменными Y и X. Линейная зависимость имеет вид: Yt = a0 + a1Xt. Для этого определим числовые параметры (a0 и a1), которые наилучшим образом описывают зависимость, полученную при наблюдении. Для этой цели решим следующую систему уравнений:

na0 + a1=

a0 + a1Xi² =

Для организации вычислений составим вспомогательную таблицу:

Обозначим за переменную Х величину «Численность, млн.чел.», за переменную Y – величину «ВВП, млрд. р.»

 

X

Y

X*X

YY

XY

 

32

80

1024

6400

2560

 

34

86

1156

7396

2924

 

35

83

1225

6889

2905

 

36

85

1296

7225

3060

сумма

137

334

4701

27910

11449

среднее

34.25

83.5

1175.25

6977.5

2862.25

По данным этой таблицы система уравнений выглядит:

Для наглядности проиллюстрируем исходные данные графически и выделим линии тренда:

Решая данное уравнение,  получим: a0 = 80,5

                                                                                                a1=1,2

Отсюда, линейная зависимость примет следующий вид:

Yt = 80,5 + 1,2Xt

Используя данную линейную зависимость, определим значение ВВП при увеличении численности занятых в стране на 12%.

При численности 36 млн. чел. Увеличение на 12% даст численность 36 × 1,12 = 40,32 млн. чел. Подставляя это значение в уравнение, получим:

Y(40,32) = 80,5 + 1,2* 40,32

Yt = 128.884 млрд. руб.             

Ответ: при увеличении численности занятых в стране на 12%  ВВП составит 128.884 млрд.руб.

Список использованных источников

1.     Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. О.И.Волкова – М.: ИНФРА-М, 2002 – 601с.

2.     В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Кандауровой. Мн.: УП «Экоперспектива», 2003г. – 152 стр.

3.     Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. А.К.Семенова – М.: Издательско-торговая корпорация «Даков и К», 2002 – 176с.

4.     Ильин А.И. Управление  предприятием. Мн.: Высшая  школа, 2000 г., - 275 с.

5.     Алексеева М.М. Планирование  деятельности  фирмы. М.: Финансы  и статистика, 2000 г., - 248 с.

6.     Бухалков М.И. Планироваие на предприятии. Учебник .- М.: ИНФРА-М, 2005 – 416с.

7.     Сергеева И.А., Сальникова Т.С. Планировани на предприятии: Учебное пособие. Ч.1. – М.: МГИУ, 2004 – 76с.

8.     Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 218с.

9.     Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие, – М.: ПРИОР, 1999

10.                        Бухалков И.М. Внутрифирменное  планирование. М.: Инфра, 2002 г., - 392 с.