Содержание

 

Задание А. Каким ученым античности (или философским школам) принадлежат следующие взгляды и высказывания. 3

Задание Б. В чем наиболее существенные различия теоретических концепций Декарта и Лейбница. 4

Задание В. Охарактеризуйте вклад Б. Спинозы в развитие современной психологии. 9

Список литературы.. 10

Задание А. Каким ученым античности (или философским школам) принадлежат следующие взгляды и высказывания

1.        Счастье – это актуальное наслаждение, несчастье – актуальное страдание…- высказывание принадлежит Эпикуру.

2.        Душа состоит из трех частей – разумная часть помещается в голове, мужественная часть в груди, вожделеющая часть в печени…- высказывание принадлежит Платону.

3.        Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает…-высказывание принадлежит Аристотелю.

4.         Душа человека материальна и состоит из атомов…- высказывание принадлежит Демокриту.

5.        Люди по своему темпераменту делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов – впервые это высказал Геппократ.

6.        Познай себя…- Петр Абеляр.

7.        Душа человека устремлена в три направления – к мировой душе, к чувственному миру и к самой себе… - высказывание принадлежит Плотину, ученику Платона.

8.        Мышление это процесс припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело…- высказывание Платона.

9.        Детство делится на три периода – до 7 лет (возраст растительной души), от 7 до 14 лет (возраст чувств) и от 14 до 21 года (возраст разума и нравственности)…- высказывание принадлежит Платону.

10.   Душа – это способ организации живого тела… - высказывание принадлежит Аристотелю.

Задание Б. В чем наиболее существенные различия теоретических концепций Декарта и Лейбница

17 век – переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Своеобразие психологической мысли 17 веке крывается в разработке учений:

а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах;

б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь достоверное знание о собственных психических состояниях и актах;

в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно;

г) о соотношении физического (физиологического) и психического.

У истоков этих учений стоят Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк.

Учение Декарта основывается на принцепе простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.

Рене Декарт создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.

Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.

Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения.

Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется «Страсти души». Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление... – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, – постольку душа всегда мыслит.

Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).

Декарт – дуалист: душа и тело – самостоятельные субстанции (машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание – это две независимые друг от друга сущности). Объяснение того, как же они сосуществуют в человеке, названное психофизическим взаимодействием, состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его действовать. Орган, где эти две субстанции общаются, – одна из желез внутренней секреции – «шишковидная» (эпифиз).

Дуализм прослеживается и в различении душевных актов. В сочинении «Страсти души», он разделяет эти акты на два разряда:

а) активные, деятельные состояния,

б) страдательные состояния (страсти души).

«Страстями можно вообще назвать все виды восприятий или знаний, встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими, какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими». Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и воздействием внешних вещей на тела.

Освободив тело от души, Декарт «освободил» и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа – только мыслить; принцип работы тела – рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия); принцип работы души – рефлексия (от лат. – «обращение назад», т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Результатом стала концепция «двух психологий» – объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу – понимаем.

Декарт пытался объяснить многообразие стилей поведения человека «диспозицией органов», понимая под этим состояние и изменение анатомической нервно-мышечной конструкции. Оно происходит в силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. Он предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость.

Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определенные эмоциональные состояния. У Декарта же его значение совсем иное: оно охватывает не только чувства, но и ощущения и представления (явления, которые сейчас относятся к категории образа). Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного механизма. В зависимость от деятельности тела ставились не только мышечные реакции, но и ощущения, представления, чувства. По Декарту, без участия души они не могут возникнуть, но душа в этом случае выступает не как порождающее, а как «нечто» осознающее, созерцающее то, что производится в организме внешними воздействиями.

Согласно Декарту, воспринимать, представлять, желать – и иметь непосредственное знание об этих психических процессах и их результатах – одно и то же. Иначе говоря, психику Декарт приравнял к сознанию, а сознание отождествил с рефлексией как знанием о непространственных феноменах.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей 17 века.

Лейбниц выступил против отождествления психики и сознания, одним из важнейших нововведений явилось понятие о бессознательном. Он разделил психическое явление и его представленное на уровне сознания. И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить, чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди не сознают и реальность корпускул.

Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй – его осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях) противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за пределами того, что дано интроспективно, могут быть только материальные, физиологические процессы.

Лейбниц, доказывая, что существующее в сознании обусловлено не физиологическими, а бессознательными психическими актами, стал родоначальником учения о психической причинности. Он поставил вопрос о реальной динамике психических явлений, существующей независимо от того, что и как представляется рефлексирующему сознанию. В этом и заключается  основные существенные различия теоретических концепций Декарта и Лейбница.

Задание В. Охарактеризуйте вклад Б. Спинозы в развитие современной психологии

Оценить полной мерой действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. Спиноза в своем сочинении «Этика» попытался построить психологическое учение о человеке как целостном существе. Согласно ему, психическое (мышление) столь же реально, как и физическое (протяжение). Оба – атрибуты бесконечной единой и вечной субстанции – Бога, или Природы, с бесконечным множеством атрибутов. Только они (протяженность и мышление) открыты человеческому разуму. Из этого следует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек – целостное телесно-духовное существо.

Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей – монад (от гр. monos – единое). Каждая из них «психична», то есть не материальна (как атом), но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» – неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперцепция. Она включает внимание и память. Это представление Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница, который, в сущности, ввел в обиход понятие бессознательной психики.

Спиноза пытается объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждал, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Из этих фундаментальных аффектов выводит все многообразие эмоциональных состояний.

Таким образом, Бенедикт Спиноза внес значительный вклад в развитие современной психологии, его труды не утратили актуальность и сегодня.

Список литературы

1.     Годфруа Ж. Что такое психология, тт. 1–2. М., 1996. – 276 с.

2.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1997.-362 с.

3.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998. – 213с.

4.     Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., Педагогическое общество России 2002. -197с.

5.      Малашкина М. Популярная история психологии. М., Вече, 2002. – 245с.

6.     История психологии. Учебное пособие для вузов. М., Академический проект, 2003. – 286с.