Содержание

Введение. 3

1. Руководитель танцевального коллектива как педагог и соратник. 6

1.1. Танцевальная  деятельность как искусство. 6

1.2. Руководитель коллектива как субъект танцевальной деятельности. 13

2. Постановка концертных номеров как одна из составляющих деятельности руководителя. 18

2.1. Создание условий для творческой реализации. 18

2.2. Создание концертных номеров и деятельность руководителя. 24

Заключение. 29

Список литературы.. 31

 

Введение

         Существует множество определений искусства. Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искус­ства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты — относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях. Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания:

Ø рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении);

Ø чувствен­ный (основанный на эмоциях, чувствах);

Ø иррациональный (осно­ванный на интуиции).

         В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искус­стве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука—рациональную, искусство—чувственную, религия — интуитивную.

         В-четвертых, в искусстве — проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

         В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удо­вольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искус­ства).

         Искусство многогранно, это душа человека. Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

         Являясь искусством подлинно интернациональным, танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь. Лучшие произведения классиков хореографии Доберваля, Перро, Петипа, Иванова, Фокина продолжают жить, на многие десятилетия, а иногда и на целое столетие, переживая своих гениальных создателей.

         Российское танцевальное искусство, обращаясь к вершинам хореографической мысли прошлого, отбирает для себя все, способное к развитию, к совершенствованию художественных возможностей танцевального языка. Сегодня наше танцевальное искусство, как никогда, переживает период бурного роста, смело обновляет свою образную поэтику, образно-эмоциональное содержание, органично способное к танцевально-пластическому выражению передовых идей современности.

         Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может нахо­дить яркие и образные сравнения.

         Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления — все это дает крылья творческому воображению

         Танцевальное искусство незаслуженно считается узким, сугубо специфическим, отделенным от широкого круга мировоззренческих проблем, стоящих перед нашей эстетической наукой. Между тем, богатая и многообразная практика, не выпадай она из сферы нашей эстетики, могла бы иметь для нее большое значение.

         Танцевальных ансамблей и школ у нас сейчас много. Среди них мы видим коллективы яркие, своеобразные, активно, по крупицам собирающие и пропагандирующие народное искусство. Но есть и такие, которые похожи один на дру­гой, как близнецы, их репертуар преимущественно со­стоит из заимствований у других авторов и коллективов.

         Цель данной работы – изучить деятельность руководителя танцевального коллектива, его работу над постановкой концертных номеров.

         Задачи работы:

®   выяснение понятия танцевальная деятельность;

®   изучение роли руководителя в танцевальной деятельности коллектива;

®   исследование формирования благоприятного психологического климата в танцевальном коллективе;

®   изучение работы руководителя при постановке концертных номеров.

 

 

1. Руководитель танцевального коллектива как педагог и соратник

1.1. Танцевальная  деятельность как искусство

         Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.

         Магическая притягательность искусства исходит от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние художественного восприятия не раз давало основание утверждать слитность в худо­жественном образе рационального и нерационального, эмоцио­нального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон. Не­мецкий философ И. Кант считал, что эстетическое переживание — это удовольствие, которое свободно от всякого интереса. Емкую характеристику специфики художественного образа дал отечествен­ный философ А.Ф. Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник, и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ.

         Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Вместе с тем, хореограф танца, не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танца - это, прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда, находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения[1].

         Обобщенность и многозначность танцевальной пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Танцевальные образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.

         Танцевальное искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Но танец - искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании танцевального образа. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в танцевальной деятельности[2].

         Содержательность танцевального образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.

         Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве всегда предстают в диалектическом взаимодействии. Действительно, нельзя выразить какое-либо явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной степенью выразительности. Литература, музыка, живопись, хореография наполняют художественные образы различной степенью зримой наглядности и конкретности, по-разному организуют жизненный материал, а сам принцип отбора материала, его необходимый эмоциональный аспект, зависит как от специфики каждого из искусств, так и от специфики из жанров. Танец, будучи оригинальным синтетическим жанром, включает в себя виды искусств с превалированием изобразительного начала (живопись, скульптуру, пантомиму) и искусства выразительные - пластику и музыку.

         Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в танце зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (пластическая или пантомимная) доминирует при создании конкретной танцевальной образности.

         Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности[3].

         Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить «душой исполненный полет»[4], в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть.

         В танце, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность танцевального искусства - это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Танцевальная образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики.

         Художественная правда образов танцевального искусства состоит не во внешнем пластическом копировании окружающей жизни, а заключена в эмоционально-смысловой правде танцевальной образности, рожденной на основе использования всех разнородных компонентов пластического языка, перелитых индивидуальностью хореографа в неповторимую танцевальную форму.

         В искусстве танца нельзя ставить какие-либо запреты и выдвигать апробированные пути в отношении взаимодействия изобразительных и выразительных начал. Главное состоит не в том, какое образное начало превалирует у того или иного хореографа, а в том, какой задаче оно служит, какую идею и как, каким образом оно раскрывает. Категорических мнений и готовых рецептов в дозировке изобразительности хореографической образности никогда не существовало и существовать не будет. Мерилом тут всегда останутся талант хореографа, композитора, живописца, их способность к творческой гармонии, к подчинению системы изобразительно-выразительных средств своего искусства единому, раскрывающему существенное в действительности, художественному замыслу.

         Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Проводя аналогию с музыкой, можно заметить, что подобно тому, как музыкальные интонации, рожденные на основе реалистически жизненных интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный национальный характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или иного народа национальную неповторимую характерность[5].

         Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том натуральном виде, в каком его создает народ. Танец, как высшая форма пластического искусства, вобрал в себя черты национальной специфики, но степень соотношения в ней национального и общечеловеческого имеет свои особые закономерности, особую форму преломления. Если в народном танце национальное проявляется более выпукло и наглядно, то академический танец отмечен печатью национального своеобразия уже в значительно меньшей степени. Язык классического танца интернационален, несмотря на национальную окраску, которую он всякий раз приобретает в той или иной стране.

         Здесь все зависит от самого хореографа: будет ли он видеть в народном танцевальном искусстве архаичное и застывшее явление, или напротив, явление, развивающееся вместе с ростом духовной культуры всего народа.

         Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических образных ресурсов.

         Танец наполняется стремительным, пульсирующим ритмом жизни, так как мерилом художественности для танца по-прежнему остается способность современно видеть мир и преображать его в пластике, близкой и понятной современному человеку.

         Процесс пополнения танцевальной лексики происходит за счет обогащения танца пластическими мотивами национальной характерности, рационального использования пантомимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования обширного арсенала академического танца[6].

         Танец - это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

         Танец таит в себе огромное богатство для раскрытия творческих способностей личности, для ее духовного роста через раскрытие ее природной сущности. Искусство танца несет в себе особую этику, способ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития. Танец – это не только явление культуры, это явление природы. Если психическое здоровье тождественно понятию целостности личности, то танец как «искусство согласования» является всеобъемлющим процессом объединения тела и духа[7].

Также танец может быть «философией интеграции», способом взаимодействия человека с человеком, человека с окружающей средой, с самим собой.

         Учитывая это, было неверно сводить понятие танца только к сценическому искусству, как это было принято до недавнего времени, когда танцевальное образование сводилось к двум формам:

1.     профессиональная подготовка классических танцоров;

2.     самодеятельные коллективы танца.

         Профессиональная подготовка классических танцоров, где сложность техники классического танца требует долгие годы для овладения ею. Занятия классическим танцем обычно начинались с детских лет, когда организм еще не сформировался, и его можно было развить согласно требованиям балета. Чтобы стать классическим танцором, необходимо обладать целым комплексом физических и духовных качеств: гармоничным телосложением, хорошим здоровьем, выносливостью, артистизмом и упорством. Классический танец полностью построен на сложнейшей технике и при обучении все внимание педагога  сосредоточено на точности выполнения учеником.  Творчество ученика в этом процессе стоит далеко не на первом месте и ограничено как канонами техники, так и традиционным построением урока. Э.Клер, бывшая классическая танцовщица, говорит по этому поводу: «Профессиональные танцоры, как правило, настолько сосредоточены на собственной физической форме, относятся к телу как к инструменту, подлежащему непрерывной тренировке, что в жизни им недостает равновесия между телом и духом. Каждое собственное движение воспринимается через отражение зеркала, а не через внутренние ощущения. Мы никогда не бываем удовлетворены, потому что, стремясь быть выше, тоньше, гибче, и никогда не довольствуемся тем, кто мы есть. В результате постоянный уничижительный диалог становится образом жизни. Следует ли исповедовать искусство, которое противоречит естеству и приносит боль?»[8]

         Таким образом, можно увидеть, что цели и методы школы классического танца аналогичны целям и методам традиционного образования вообще. Отношения внутри такой системы носят объективно-субъективный характер, где ученик является объектом обучения и относится к своему телу как к объекту воздействия.

         Вторая форма танцевальной деятельности, преобладавшая до недавнего времени – это самодеятельные коллективы танца. Деятельность таких коллективов, студий и кружков, как правило, носит тоже традиционный характер, ориентированный на зрелищность. Среди методов обучения преобладают информационно-рецептивный и репродуктивный методы. Задачей является овладение техникой танца с последующей ее демонстрацией, цель которой – воздействие на зрителя.    

         Таким образом, ограничение значения танца видом искусства в формах художественной самодеятельности и профессионального классического танца отражает узкий подход к феномену танца. Танец необходимо рассматривать как образ жизни, как свободную творческую деятельность доступную каждому, а не узкому кругу профессионалов. Отдаваясь игре или танцуя, человек становится свободным, раскрывается, обретает способность радоваться жизни. Все дело  в умении самовыразиться в движении, здесь важен не столько уровень мастерства, сколько участие в танцевальной деятельности.

1.2. Руководитель коллектива как субъект танцевальной деятельности

         Танец как вид искусства имеет свою специфику, которая, в свою очередь, определяет специфику профессии педагога-хореографа. Вспомним хотя бы К.Д.Ушинского или А.С.Мака­ренко. Высказанные ими мысли о роли и призвании пе­дагога относятся и к педагогам хореографических учи­лищ, и к руководителям танцевальных коллективов.

         Кроме основательного знания предмета, педагог-хореограф должен знать методику педагогики, изучить анатомию, музыку, стать в какой-то степени психологом, способным анализировать душевное состояние своих подопечных. От общей культуры и зна­ний педагога во многом зависят мировоззрение, мораль­ные и эстетические принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в учителе, переходит к ним[9].

         Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обя­зан служить примером для своих учеников. Какие же качества не­обходимо иметь педагогу? Прежде всего, это должен быть волевой, выдержанный и требовательный человек. Ему нужно обладать зорким глазом, способным подмечать все ошибки и недостатки учеников на уроках и репетициях. Ведь в педагогике нет «несущественных» мелочей: из многих, порой почти незаметных частиц складываются характер, образ мыслей, весь облик будущего артиста. Ошибки необходимо тут же анализировать, вовремя делая нужное, исчерпывающее, ясное замечание.

         Очень важно для педагога танца уметь управлять сво­ими эмоциями. Когда преподаватель переступает порог класса, он обязан оставить за дверью все свои личные переживания, даже самые волнующие или тяжелые. Если педагог чем-то озабочен или рассеян, его настроение и со­стояние немедленно передадутся ученикам. Нервозность или раздражительность приведут к тому, что весь урок пройдет в атмосфере нездоровой возбужденности. Уныние или подавленность педагога отразятся на занятиях отри­цательно. И наоборот, приветливая улыбка и ласковое слово педагога сразу зададут необходимый тон занятию. Посветлеют лица, заблестят глаза учеников, возникнет атмосфера, столь необходимая для успешного проведения урока, где физические усилия всегда сочетаются с боль­шой затратой нервной энергии.

         Очередное занятие руководитель готовит заранее, с учетом обязательной программы. Урок, построенный импровизационно, редко бывает удачным.

         Педагог непременно должен быть хорошим организа­тором творческого процесса. Если у него мало необходи­мых природных способностей, он обязан их развивать. Вы­сокая требовательность и к себе, а не только к учени­кам — одно из самых первоочередных качеств педагога.

         Нельзя ограничиваться простым показом того или иного танцевального движения, разучивание которого на­мечено программой. Нужно обязательно объяснить зна­чение каждого упражнения: каким целям оно служит, ка­кие мышцы развивает. Если ученики работают над упраж­нениями сознательно, а не как заводные куклы, они обыч­но добиваются больших успехов и в более короткий срок.

         Способности у занимающихся, как известно, бывают разные. У одних телосложение лучше, у других хуже, мышцы и связки одних более эластичны, чем у других, да и восприимчивость, понятливость неодинаковы. Поэто­му большое значение имеет терпеливость руководителя. Если одним все дается легко, и они понимают задачу сра­зу, то с другими приходится долго заниматься.

         Одна из важнейших задач педагога — подметить и су­меть развить индивидуальные данные своих учеников. Профессия педагога – одна из самых творческих. Можно выделить несколько характеристик личности педагога – хореографа, которые являются необходимым условием для развития творческого потенциала учеников и танцевального коллектива в целом.

         1. Цельность и единство личности – способность четко представлять себе основополагающие жизненные ценности и ежедневно активно организовывать свои действия с учетом этих ценностей, развивая самосознание и независимую волю, осознавая свою личную ответственность и личную миссию как педагога[10].

         2. Зрелость личности как баланс мужества и чуткости, то есть способность педагога мужественно выражать свои чувства и убеждения, и вместе с тем быть чутким к чувствам и убеждениям своих учеников. Это баланс силы личности и эмпатии, баланс уверенности в себе и уважения к другим, баланс заботы об учениках и заботы о выполнении основной цели.

         3. Менталитет достаточности необходим для общения. Если такое качество у педагога (и особенно у руководителя коллектива) отсутствует, то его представления о собственной ценности основываются на сравнении себя с другими, где чужой успех означает собственное поражение. Это недопустимо при организации творческой работы в коллективе, так как она подразумевает, что каждый успех достижим благодаря индивидуальным качествам и уникальным свойствам.

         Менталитет достаточности проистекает из глубокого внутреннего чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Такое качество педагога и руководителя делает его способным увидеть индивидуальность и неповторимость каждого танцора коллектива. Члены такого коллектива взаимно дополняют друг друга, что делает возможным создание неповторимых образов.

         Руководитель - человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно намеченной цели, и при этом принимать на себя ответственность за возможные ошибки. Сначала коллективом становится семья, а руководителями - родители. Затем - это группа в детском саду и воспитатель, класс и любимый учитель и т.д. Вступая во взрослую жизнь, человек выбирает для себя профессию и начинает заниматься любимым делом.

         Большое значение в связке «руководитель – танцевальный коллектив» имеет сотрудничество. Чтобы эффективно использовать сотрудничество, нужно уметь использовать его достоинства и стараться избегать недостатков. Сотрудничая, руководитель может попросить коллектив высказать свои идеи до принятия решения, но прежде, чем привести решение в действие, согласует его.

         Привлечение коллектива к принятию решения ставит руководителя в более трудные условия. Трудность заключается в том, останется ли руководитель лидером в принятии решения после завершения этапа сотрудничества, когда он разделяет ответственность с коллективом. Чтобы остаться лидером при сотрудничестве, руководитель должен уметь выполнять функции инициатора, примера (модель для подражания) и источника энергии и энтузиазма.

         Большую роль в связке «руководитель – коллектив» играет личный пример руководителя. Пример очень важен потому, что люди больше воспринимают зрительно, чем на слух. Для танцоров это еще и дополнительная зрительная информация, которую они перерабатывают в себе.

2. Постановка концертных номеров как одна из составляющих деятельности руководителя

2.1. Создание условий для творческой реализации

         Главная проблема в воспитании танцора  - не только в уровне его профессиональной подготовки, не в воспитании специалиста вообще,  мастера, покоряющего своим искусст­вом зрителей, а главным образом в том, чтобы поднять общий уровень его культуры. Чтобы молодой танцор вели­колепно мог разбираться в окружающей его действитель­ности, и разбираться не просто в плане приятия или неприятия, а анализа полученной информации и следую­щих из этого анализа его личных выводов.

         В связи с этим  перед руководителем и педагогом встает задача быть не просто педагогами, а на­ставниками. Какая же разница в этих понятиях? Да очень простая. Как преподаватель он должен знать только то, что надо дать ученику ту сумму знаний, которая пред­усмотрена программой, а как наставник, кроме этого, должен помочь молодому или уже взрослому человеку сформировать программу его жизни, его убеждения, вос­питать в нем ма­стера, глубоко знающего свое дело. Преподать не только предмет специальный, но самое главное — понимание его назначения в жизни. Не происходит противопоставление этих поня­тия — «педагог и наставник». Мы очень часто встре­чаемся сегодня с этим словом, но иногда воспринимаем его чисто механически.

         Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный об­лик, его внутренний мир, его позиции и не только в ис­кусстве, но и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни[11].

         Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отраже­ния объективной действительности. Каждый человек мо­жет выбирать из этой действительности то, что он захо­чет. Одни — оптимисты, другие — пессимисты. Оптими­сты видят мир в более позитивных красках. Какова психика танцора, такое и отражение найдет в его искусст­ве действительность: в жизнеутверждающем, оптимисти­ческом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад, его мировоззрение — вот что опреде­ляет акт рождения искусства.

         Недаром существуют такие понятия, как концепция и композиция. Концепция — это есть то, что сформировано мыслью, разумом, психикой человека, это внутренняя форма будущего произведения и является своего рода программой будущей внешней формы — композиции.

         Композиция же — это то, что уже сочинено, будь то музыка, драма, опера, балет или танец. Бывает так, что концепция, может, и очень хороша, но не хватило талан­та, в композиции это не получилось.

         Поэтому на занятиях необходимо ставить задачу обратить внимание учеников, прежде всего на идею произведения, какая мысль лежит в ос­нове танца, и какая цель определяет постановку того или иного произведения на сцене.

         Молодым всегда, во всех поколениях был свойствен напор, натиск, безудержное стремление к ново­му, и это естественно, это замечательно, иначе, зачем бы­ло бы рождаться последующим поколениям, если бы они были хуже и безынициативнее, бесталаннее предыдущих. Важно не забывать о главном: поиск, дерзание и даже дерзость в утверждении нового в искусстве нужны, более того, необходимы. Но задача — педагогов, на­ставников в том, чтобы направить эти поиски в нужное русло, на постижение, а не отрыв от жизни, на обогаще­ние содержания нашего искусства, а не сужение и выхо­лащивание из него мысли. Да потому, что здесь возникают две немаловажные проблемы в педагогической работе: проблема специфики преподавания предмета и самовоспитание молодого танцора.

         Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности в танце и без осознания специальных творческих условий среды.

         Для достижения такой деятельности необходимо:

         Глубокое знание физических и психических особенностей и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей.

         Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога и руководителя; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом и достойным примером для подражания.

         Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:

®   духовное развитие невозможно без развития телесного,

®   семантика тела является ключом к бессознательному,

®   развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание,

®   освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.

         Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе танцевальной деятельности, где приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых каждый участник коллектива должен сам находить правильные движения: овладение техникой находится в подчиненном положении.

         Важность индивидуального подхода, так как у одних танцоров может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других – наоборот.

         Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.

         Использование в процессе танцевальной деятельности разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов – словесных, наглядных, практических – распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы – поисковый, исследовательский, свободное творчество.

         Использование разнообразных форм работы на занятии, чередование таких форм деятельности, как:

Ø самостоятельная работа и специально организованная;

Ø коллективная и индивидуальная деятельность.

         При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого танцора не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.

         При оценке творческой деятельности танцоров необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач.

         Состоявшаяся творческая личность – это результат и природной одаренности, и благоприятных  социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности[12].

         Царящий в группе климат и эмоциональная атмосфера формиру­ются и меняются в зависимости от нормативного давления группы, внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности отдельных по­требностей и сдерживания устремлений отдельных участников.

         Танцевальный коллектив состоит из индивидов, отличающихся по демографическим признакам (возраст, образование, профессия и т. д.), физиологическим особенностям и индивидуальным характеристикам. Две последние категории имеют большое значение для благоприятного функциониро­вания коллектива. Каждый член приходит в коллектив со своим опытом, цен­ностями, надеждами, устремлениями, потребностями, суждениями, способностями, стилем поведения, с присущими ему видами психоло­гических адаптационных механизмов, противоположными социаль­ными и индивидуальными навыками. Исходя из имеющегося опыта (часто на основе фрагментарного или поверхностного восприятия сход­ства со значимыми лицами), индивид приписывает отдельным участ­никам определенные особенности, соответствующим образом отно­сится к ним и соответственно на них реагирует.

         Отличаясь уровнем активности, степенью проявления интереса к окружающим, популярностью и авторитетом, устойчивостью к воздействию стресса, стремлением к лидерству или зависимости, участники коллектива создают сложную сеть вза­имоотношений, подвергающихся изменениям. Это означает, что состав группы влияет на поведение отдельных членов и ее функционирова­ния, а также на процесс научения, играющий важную роль, но по-раз­ному протекающий у участников[13]. У одних отмечается пассивное усвоение знаний путем подражания, у других наблюдается накопление предоставляемой информации; третьи пополняют свои знания в ре­зультате работы.

         Существующие сходства и различия между участниками, в свою оче­редь, могут вызывать противоположные последствия, в зависимости от цели группы и стоящих перед нею задач.

         Психологический климат коллектива — доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональ­ный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, обще­ния и отношений в коллективе.

         Для психологически здорового коллектива характерны:

®    высокая нравственная атмосфера;

®    дружелюбие;

®    чувство долга и ответственности;

®    взаимная требовательность.

         В жизнедеятельности танцевального коллектива эмоциональные состояния выполняют следующие функции:

®   интегральная (объединяющая) функция — сплочение коллектива;

®   стимулирующая (активизирующая) функция — повышение об­щего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизация на выполнение стоящих перед коллективом задач;

®   социально-познавательная функция — помогает лучше осозна­вать, правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы;

®   стабилизирующая функция — формирует устойчивую психоло­гическую атмосферу в коллективе, существенно облегчая адап­тацию новых людей;

®   стилеобразующая функция — определяет стиль жизни данного коллектива, отличающий его от других коллективов,

         Психологический климат характеризуется такими категориями, как:

®   настроение — часто повторяющиеся, достаточно устойчивые эмоциональные состояния коллектива;

®   настрой — эмоциональное состояние, возникающее в конкретный мо­мент времени, отражающее только что случившееся или пред­стоящее событие коллективной жизни.

         Основная задача руководителя – добиваться, чтобы это все претворялось в жизнь танцевального коллектива. Создание благоприятного психологического климата внутри коллектива является необходимым условием для плодотворной творческой работы. В такой работе возможно использование различных методик, которые направлены на:

®   снятие психических и физических зажимов – высвобождение дополнительной энергии, необходимой для развития человека, делает тело более пластичным и свободным, движения более естественными, освобождает человека от внутренних комплексов;

®   узнавание своего тела и его возможностей – сопровождается возрастанием уверенности в себе и своих способностях, способствует более адекватному восприятию своего «Я»;

®   расширение сознания – за счет бессознательной сферы, включения работы интуиции, воображения, чувств.

         Все это создает благоприятную почву для развития и полноценного использования творческих способностей человека в танцевальной деятельности.

         Уже установилась близость, и даже синонимичность понятий «личности», «свободы» и «творчества». Э.В.Ильенков писал: «Свободы не в обывательском смысле, в смысле упрямого стремления делать то, что «мне желается», а в смысле развитой способности преодоления препятствия, казалось бы, непреодолимые, преодолевать их легко, изящно, артистично, а значит, в способности каждый раз действовать не только согласно уже известным эталонам, стереотипам, алгоритмам, но и каждый раз индивидуально варьировать всеобщие способы действия применительно к индивидуально-неповторимым ситуациям, особенностям материала»[14].

2.2. Создание концертных номеров и деятельность руководителя

         Среди некоторых зрителей существует превратное мне­ние о хореографе как о комбинаторе готовых танце­вальных движений, и только. Но нельзя с этим согласиться.

         Если композитор — автор музыки, то автором, а точнее соавтором, танца является хореограф. Но сочиняет он не только танцы. Как и режиссер драмы, оперы или кино, он, преж­де всего, определяет концепцию всего произведения в целом и выражает ее в своей экспо­зиции. В современных коллективах больше внимания уделяется совместному видению концертных номеров. То есть свой немалый вклад вносят участники коллектива.

         В период создания нового концертного номера хореограф тесно связан с коллективом. Совместно они излагают замысел, по­дробно описывают все, что происходит в номере по картинам, каждый отдельный танцевальный эпизод, опре­деляется жанр номера, даются точные характеристики образов действующих лиц, описывается место, время и ха­рактер действия.

         Если существует эта взаимосвязь и коллектив активно вникает в процесс создания номера, это приводит к полному взаимопониманию участников, к единству музыки и танца.

         Профессия руководителя-хореографа сложна и ответственна. Он не только должен знать в совершенстве все, что отно­сится к искусству танца, его технологии, но и обладать основательными познаниями в области режиссуры, лите­ратуры, музыки, живописи. Кроме того, ему необходимо для успешной работы с актерами быть тонким психоло­гом, иметь педагогические способности, иначе работать с исполнителями будет очень сложно. Эти качества по­могают хореографу добиться не только чистоты испол­нения каждого отдельного эпизода, но и актерской выразительности, выявлять скрытые ранее возможности танцовщиков, от­крывать новые таланты[15].

         К труду умственному, творческому у хореографа прибавляется и огромный физический труд. Ведь преж­де чем приступить к постановочным репетициям, он дол­жен сам многократно протанцевать за каждого все, что он видит в данном номере под музыку, пока не убедится, что нашел самые лучшие, подходящие и выразительные дви­жения. А затем, уже на репетиции, так же многократно самому показывать свое сочинение исполнителям, и танцевать в образе, чтобы все сразу уловили особенности и характер своих героев. В процессе постановки какого-либо номера возникает масса разнообразных трактовок, которые необходимо корректировать.

         Когда все определено и начинаются репетиции, хореографу необходима прекрасно развитая зрительная память. Его глаз должен безошибочно подмечать малейшие погрешности исполнения каждого участ­ника сольных и массовых танцев.

         Руководитель — он и сочинитель хореографии, и постановщик всего номера, и педагог, добивающийся высокого качества исполнения. Это три разные профессии, которые чаще всего совмещаются в одном лице. Но мо­жет быть и такое положение, когда танец, со­чиненный в прошлом, ставится и репетируется другими людьми. В этом случае на помощь приходит профессиональная память. До сих пор у нас нет общепринятой за­писи танца, каждый хореограф записывает для себя по-своему, и это очень затрудняет сохранение и передачу новым исполнителям лучших постановок[16].

         Давно известно, что зритель лучше принимает постановки, в основе своей реалистические, живые человече­ские образы, выраженные средствами хореографии, чем те, в которых вычурная форма преобладает над содержанием или под­меняет его. Просто гимнастика или акробатика вместо танца оставляют зрителя холодным.

         Задача хореографа — поставить номер так, чтобы зри­тель сопереживал происходящему вместе с исполнителя­ми. Это одна из основных традиций русского танцевального искусства.

         Совместный труд хореографа и артиста дает испол­нителю очень много. Хореограф помогает раскрытию индивидуальных данных танцовщика, развитию его таланта, но без углубленной творческой работы самого исполните­ля невозможно рассчитывать на большие художествен­ные достижения.

         Что может помочь артисту ощутить ту атмосферу, в которой находится его герой? Прежде всего, изучение литературы, знакомство с произведениями живописи, музыки. Руководитель ставит перед артистом общие задачи, делится своим видением образа, а собственную подготовительную работу артист проводит сам, много читая, посещая музеи, художественные выставки, бывая на концертах. Он как бы наполняет себя все новыми и новыми впечатлениями, ко­торые, напластовываясь и оседая в его сознании, рождают органический сплав, называемый нами чувством стиля эпохи, в которой происходит действие и живет изобра­жаемый герой[17].

         В такие дни артист начинает перевоплощаться в свое­го героя, проникается его мыслями, живет его чувствами, радостями, печалями. Такое перевоплощение возникает, конечно, лишь тогда, когда репетируется роль в номере с полноценной драматургией и действенной хореогра­фией (а не мини-номер с несколькими танцами, мало, чем между собой связанными, или одним небольшим фрагментом), роль, где образ героя последовательно раскрывается в каждой сцене — в дуэтах, сольных, ансамблевых танцах.

         Бессчетное количество всевозможных чувств испыты­вает человек — от бурной радости до безутешного горя, от пылкой и нежной любви до непримиримой ненависти. Все эти чувства непременно находят свое внешнее выра­жение в мимике, жестах, движениях и многом другом. Иногда по первому взгляду, брошенному на человека, можно понять его душевное состояние.

         Каждое чувство имеет множество оттенков и соответ­ственно силу и масштаб своего проявления. Так, напри­мер, радость может быть тихой, мягкой, но бывает и бурной, несдержанной. Уметь не только вызвать в себе нужное чувство, но и точно определить его масштаб — это большое и тонкое искусство актерского мастерства.

         Сложнейший процесс создания художественного обра­за в танце – это не только физическая, но и большая психическая деятельность артиста, требующая от него упорной работы и нервного напряжения. Он пытливо ищет и отбирает из множества грезящихся в процессе фантазирования образа только нужные чувства и дви­жения. А без фантазирования нет творческого процесса. Только при этом условии создается настоящий творческий номер. «Когда у зрителя навертываются слезы, пробегает мороз по коже или когда он краснеет, пылает и едва мо­жет усидеть на месте от переживаний. Это контакт, это высшее достижение артиста», - писал М.Фокин[18].

         Даже самые условные, порой акробатические поддержки  заме­чательные артисты умеют превратить в средства худо­жественной выразительности. Зритель всегда неоднороден. Это множество раз­ных и неповторимых индивидуальностей, а потому здесь все время идет борьба мнений в поисках красоты под­линной, а не мнимой. И в этой борьбе мнений, художни­ки и их творения призваны не только быть законодате­лями эстетических вкусов, но и арбитрами.

Заключение

         Танец содержит в себе огромное количество возможностей для раскрытия творческих способностей личности, для ее духовного роста, через раскрытие ее природной сущности. Танец – это действенный способ гармонизации человеческой личности в процессе творческого развития.

         Хореография как способ организации танцевальной деятельности не может обеспечить полноценного творческого развития личности занимающихся, так как ориентирована в основном на овладение техникой танца, на внешний результат, на зрелищность. В основе ее лежит репродуктивная деятельность по воспроизводству заданных движений и комбинаций.

         Ориентация на продуктивные формы при организации танцевальной деятельности позволяет создать оптимальные условия для творческого самовыражения.

         Танцевальная импровизация как вид творческой деятельности содержит в себе все богатство возможностей для полноценного творческого развития, так как в ее основе лежат такие принципы как свобода, творчество, индивидуальность, сотрудничество, самовыражение, осознанность, гармония. Танцевальные импровизации одновременно являются исследованием, игрой и творчеством, таким образом, она содержит в себе все основные продуктивные методы развития творческой личности.

         Современные хореографы ищут пути совершенствования танцевальной образной системы за счет максимального выявления эмоционально-выразительной силы танца.  

         Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических образных ресурсов.

         Процесс пополнения хореографической лексики происходит в танце за счет обогащения танца пластическими мотивами национальной характерности, рационального использования пантомимических выразительных средств, элементов спорта, художественной гимнастики, акробатики, творческого восстановления и использования обширного арсенала академического танца.

         Танец - это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

Список литературы

1.     Базаров Н., Мей  В. Азбука классического танца. - Л.: Наука, 1983.

2.     Бекина С.И. и др. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983.

3.     Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. -  М.: ВЛАДОС, 2001.

4.     Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.

5.     Ильенков Э.В. Сочинение танца. – М.: Прогресс, 1997.

6.     История  танца. / Под ред. Аленковской А.А. – М.: Просвещение, 1995.

7.     Классики хореографии. / Под ред. Розенова В.С. -  Л. - М., 1977.

8.     Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - М.: Прогресс, 1995.

9.     Подорожная А.Н.Танец – отображение действительности. – М.: ИНФРА-М, 1999.

10.                       Психологический климат в коллективе. / Под ред. Исакова Ф.И. – СПб.: Питер, 2002. 

11.                       Слонимский Ю. В честь танца. - М.: Прогресс, 1988.

12.                       Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Время, 2004.

13.                       Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению. -  М.: Прогресс, 1999.

14.                       Фокин М. Против течения. – М.: Наука, 1987.


[1] Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М.: Время, 1994. – с.- 21.

[2] Подорожная А.Н.Танец – отображение действительности. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с.-30.

[3] История  танца. / Под ред. Аленковской А.А. – М.: Просвещение, 1995. – с.-168.

[4] Там же, с.-175.

[5] Бекина С.И. и др. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. – с.-156.

[6] Базаров Н., Мей  В. Азбука классического танца. - Л.: Наука, 1983. – с.-24.

[7] Слонимский Ю. В честь танца. - М.: Прогресс, 1988.

[8] Цит. по: Классики хореографии. / Под ред. Розенова В.С. -  Л. - М., 1977. – с.-81.

[9] Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – с. – 88.

[10] Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - М.: Прогресс, 1995.

[11] Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – с.-85.

[12] Филатов С.В. От образного слова - к выразительному движению. -  М.: Прогресс, 1999. – с.-56.

[13] Психологический климат в коллективе. / Под ред. Исакова Ф.И. – СПб.: Питер, 2002. – с.-168. 

[14] Ильенков Э.В. Сочинение танца. – М.: Прогресс, 1997. – с.- 29.

[15] Валукин Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве. -  М.: ВЛАДОС, 2001. – с.-25.

[16] Ильенков Э.В. Сочинение танца. – М.: Прогресс, 1997. – с.-171.

 

[17] Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. – с.-124.

[18] Фокин М. Против течения. – М.: Наука, 1987. -  с. - 121.