Содержание
1. Порядок учета кассовых операций…………………………….………..…….3
2.Нормативное регулирование учета производственных запасов. ……………8
3. Нормативное регулирование финансовых результатов……………………..10
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………………….…..12
Список литературы……………………………………………………………….24
1. Порядок учета кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций предусматривает:
• наличие кассы и ведение кассовой книги;
• хранение свободных денежных средств в учреждениях банков;
• расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке;
• хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.
Исключение составляют денежные средства, взятые в банке на оплату труда работников, выплату пособий по социальному страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения их в банке.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Кассовые операции
оформляются с использованием следующих унифицированных форм первичной учетной
документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18 августа
• приходный кассовый ордер – форма № КО-1;
• расходный кассовый ордер – форма № КО-2;
• журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов - форма № КО-3;
• кассовая книга - форма № КО-4;
• книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств - форма № КО-5.
Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира по чеку, выписанному на его имя. Факт получения денежных средств регистрируется при оформлении приходного ордера за подписью главного бухгалтера и кассира.
При поступлении в кассу денежных средств из других источников лицу, внесшему деньги в кассу, выдается чек кассового аппарата. Наличные деньги из кассы предприятия выдаются по расходным кассовым ордерам. [3, 64]
Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная подпись руководителя, его подпись на расходном кассовом ордере необязательна.
По истечении установленного срока выдачи средств на оплату труда кассир должен:
• в платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;
• составить реестр депонированных сумм;
• в конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается; • записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №...».
Депонированные суммы сдаются в банк, на сданные суммы составляется общий расходный кассовый ордер.
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на оплату труда и другие приравненные к ней платежи, регистрируются после их выдачи.
Все поступления и выдачи наличных денег организации учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. [4, 43]
Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Ведение кассовой книги в электронном виде регулируется п.25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.
При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год. [5, 97]
Кассир после получения машинограмм «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверить правильность составления этих документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) эти машинограммы брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации, и книга опечатывается.
При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители. [5, 115]
По окончании отчетного периода бухгалтерские регистры, сформированные с применением средств вычислительной техники, должны распечатываться на бумажных носителях и храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.
Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций (факт ознакомления должен подтвердить своей подписью) и заключить с администрацией организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного либо недобросовестного отношения к своим обязанностям, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию.
Руководители организаций обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. [3, 45]
Учет наличных денежных средств в кассе ведется на основании кассовых документов на счете 50 «Касса». Приход средств в кассу показывается по дебету счета, а расход - по кредиту. При необходимости на счете 50 организация может открыть специальные субсчета для учета:
• наличных денежных средств в кассе организации в том числе для учета наличия и движения российской валюты, -50-1;
• для каждой используемой иностранной валюты, - 50-2;
• денежных документов - 50-3.
Примеры учета кассовых операций:
Содержание хозяйственной операции |
Основание / Первичный Документ |
Отражено в учете |
|
Дт счета |
Кт счета |
||
Поступила выручка от продаж |
Приходный ордер |
50 |
62-1 |
Поступил аванс согласно договору |
Приходный ордер |
50 |
62-2 |
Поступили наличные деньги из банка |
Приходный ордер |
50 |
51 |
Выявлены излишки денежных средств при инвентаризации кассы |
Приходный ордер |
50 |
91-1 |
Выплачена заработная плата |
Расходный ордер |
70 |
50 |
Выданы авансы на хоз.нужды |
Расходный ордер |
71 |
50 |
2.Нормативное регулирование учета производственных запасов.
1.Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.
* Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01
Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н
Положение по бухгалтерскому учету от 09.06.2001 N ПБУ 5/01
* Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (с изменениями на 23 апреля 2002 года)
Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н
* О бухгалтерском учете (с изменениями на 30 июня 2003 года) (редакция, действующая с 1 января 2004 года)
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ
* О внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
Приказ Минфина России от 23.04.2002 N 33н
* Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности
Приказ Минфина России от 23.04.2004
* О критерии отнесения материально-производственных запасов к основным средствам
Письмо Минфина России от 16.10.2001 N 16-00-14/467
* О внесении изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
Письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по НСО от 18.07.2002 N МШ-09-7.3/7654@
Вес: 33
* Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями на 7 мая 2003 года)
Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н
* О порядке учета готовой продукции
Письмо Минфина России от 16.11.2004 N 07-05-14/298
* Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с комментарием) (с изменениями на 30 декабря 2004 года), О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (с изменениями на 28 декабря 2004 года)
Кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ
* Об утверждении Методических рекомендаций по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций
Приказ Минсельхоза России от 29.01.2002 N 88
2. Приказ об учетной политике.
3. Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.
4. Организационно-правовые документы и материалы.
5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.
3. Нормативное регулирование финансовых результатов.
Финансовые результаты регулируются следующими документами.
* Финансовый результат определяется по всем операциям по реализации основных фондов в отчетном периоде - как прибыльным, так и убыточным. Законодательством не предусмотрено определения финансового результата от реализации основных средств и иного...
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда России от 12.09.2000 N 8497/99
* О порядке отнесения на финансовые результаты платы за госрегистрацию обременения прав на недвижимое имущество
Письмо Минфина России от 20.04.2000 N 04-02-05/6
* Об отнесении на финансовые результаты отрицательной разницы между суммами акциза
Письмо Минфина России от 08.04.1997 N 16-00-17-23
* Об утверждении форм публикуемой Министерством финансов Российской Федерации отчетности о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования (с изменениями на 24 августа 2004 года)
* Постановление Правительства РФ от 18.10.2003 N 634
Недостача материальных ценностей списывается на финансовые результаты организации, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них
Письмо Минфина России от 31.05.2000 N 04-02-05/1
* Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (с изменениями на 7 мая 2003 года)
Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*Об утверждении Положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ... (с изменениями на 21 января 2004 года)
Приказ Минфина России от 30.06.2003 N 55н
* О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд ...
Приказ Минфина России от 21.01.2004 N 7н
* Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включенных в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания
Письмо Комитета РФ по торговле от 20.04.1995 N 1-550/32-2
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1. Классификация имущества предприятия.
По данным табл.1 осуществить группировку имущества предприятия по видам. Задание выполняется по вариантам. Решение отразить в приложении 1.
Наименование средств предприятия |
|
|
7 |
||
Топливо |
280 000 |
|
Готовая продукция на складе |
351 000 |
|
Производственное оборудование в цехах |
659 000 |
|
Товары, отгруженные покупателю |
529 000 |
|
Тара |
40 000 |
|
Касса |
45 000 |
|
Прочие денежные средства |
32 800 |
|
Незавершенное промышленное производство |
61 500 |
|
Основные материалы |
65 000 |
|
Прочие дебиторы |
21 600 |
|
Расчётный счёт |
409 525 |
|
Вспомогательные материалы |
23 000 |
|
Основные средства общецехового назначения |
989 000 |
|
Подотчётные лица |
27 500 |
|
Прочие материалы |
13 500 |
|
Покупные полуфабрикаты |
7 200 |
|
Расходы будущих периодов |
9 900 |
|
Здания и оборудование складов, отделов снабжения и сбыта |
899 000 |
|
Валютный счёт |
61 000 |
|
Здание и оборудование медпункта |
479 000 |
|
Итого |
5 003 525 |
Внеоборот-ные активы |
1.Сфера производства 2. Сфера обращения 3.Внепроизводственная сфера |
1.Производственное оборудование в цехах 2.Основные средства общецехового назначения 3. и т.д. 1.Здания и оборудование складов, отделов снабжения 2. 3. и т.д. 1.Здание и оборудования медпункта 2. 3. и т.д. |
659000 989000 899000 479000 |
Итого 3026000 |
|||
Оборотные активы |
1. Сфера производства 2. Сфера обращения |
1. Топливо 2.Готовая продукция на складе 3.Товары отгруженные покупателю 4.Тара 5.Незавершенное производство 6.Основные материалы 7.Прочие дебиторы 8.Вспомогательные материалы 9.Прочие материалы 10.Покупные полуфабрикаты и т.д. 1. Касса 2.Прочие денежные средства 3.Расчетный счет 4. Подотчетные лица 5.Расходы будущих периодов 6. Валютный счет и т.д. |
280000 351000 529000 40000 61500 65000 21600 23000 13500 7200 45000 32800 409525 27500 9900 61000 |
Итого 1977525 |
|||
Всего 5003525 |
Задание 2. Бухгалтерский баланс.
Наименование источников образования имущества |
|
|
7 |
||
Задолжность предприятия за полученные от поставщиков маиериалы |
240 800 |
|
Задолжность финансовым органам по платежам в бюджет |
191 160 |
|
Уставный капитал |
789 000 |
|
Краткосрочные ссуды |
279 000 |
|
Прочие кредиторы |
36 000 |
|
Задолжность органам соц. страхования |
319 000 |
|
Задолжность работникам по оплате труда |
489 000 |
|
Долгосрочные кредиты |
329 000 |
|
Краткосрочные займы |
489 000 |
|
Задолжность поставщикам по акцептованным платежным документам, срок оплаты по которым не наступил |
335 000 |
|
Прибыль отчетного года |
393 000 |
|
Долгосрочные займы |
439 000 |
|
Задолжность финансовым органам по налогу на прибыль |
124 000 |
|
Резервный капитал |
357 000 |
|
Резерв предстоящих расходов и платежей |
154 250 |
|
Доходы будущих периодов |
39 315 |
|
Итого |
5 003 525 |
По данным приложения 1 и 2 составить баланс предприятия на 1 января 200_года. Решение осуществить на бланке бухгалтерского баланса (Приложение 3).
Баланс
|
Задание 3. Система счетов и двойная запись. Счета синтетического учета.
По данным баланса (Приложение 3) открыть счета синтетического учета. Отразить на счетах операции приведенные в табл.3. Сделав разноску по счетам, подсчитать обороты и вывести конечные остатки по счетам.
Отсутствующие суммы по хозяйственным операциям определить самостоятельно.
По данным об остатках и оборотах по счетам составить оборотную ведомость по синтетическим счетам (Приложение 4)
Хозяйственные операции за первый квартал 200_ года.
Таблица 3
Содержание операции |
Сумма |
Корреспонденция |
|
Дебет |
Кредит |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
Поступили на склад: - от ООО «Металлосбыт» сталь листовая в количестве 20 т - от ООО «Востоксбыт» полуфабрикаты в количестве 150 шт. |
236 000 37 500 |
10 10 |
60 60 |
Отпущена в производство:сталь листовая в количестве 20 т. краска масляная в количестве |
236 000 17 220 |
20 20 |
10 10 |
Отпущены прочие материалы
на цеховые нужды в количестве |
7 800 |
20 |
10 |
Отпущены прочие материалы
на обще-заводские нужды в количестве |
5 000 |
20 |
10 |
Оплачены счета:ООО «Металлосбыт» за сталь листовуюООО «Востоксбыт» за полуфабрикаты |
23600 37500 |
60 60 |
51 51 |
Отпущено в производство топливо в количестве 15 т |
22 500 |
20 |
10 |
Начислена зарплата рабочим за изготовление продукции |
250 000 |
20 |
70 |
Начислена зарплата рабочим, занятым обслуживанием производственного оборудования |
37 000 |
25 |
70 |
Начислена зарплата административно-управленческому персоналу предприятия |
80 000 |
26 |
70 |
Начислено органам социального страхования с заработной платы (35,6%):- рабочих, занятых изготовлением продукции - рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования - административно-управленческого персонала |
89000 13172 28480 |
20 25 26 |
69 69 69 |
Начислен износ по основным средствам:- производственного оборудования- общецехового назначения - общезаводского назначения |
87 000 138 000 125 000 |
25 25 26 |
02 02 02 |
Списываются на затраты основного производства:- общецеховые расходы - общезаводские расходы |
275172 233480 |
20 20 |
25 26 |
Выпущена и сдана на склад готовая продукция |
730 000 |
43 |
20 |
Отгружена покупателям готовая продукция (момент реализации «по оплате») |
860 000 |
62 |
90/1 |
Акцептован счет ООО «Грузоперевозки» за доставку готовой продукции на железнодорожную станцию |
120 000 |
44 |
60 |
Поступила на расчетный счет выручка за реализованную продукцию |
1 200 000 |
51 |
62 |
Начислен НДС по проданной продукции |
200 000 |
90/3 |
68 |
Списываются коммерческие расходы |
120000 |
90/2 |
44 |
Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции |
790 000 |
90/2 |
43 |
Списывается результат от реализованной продукции |
210000 |
90/9 |
99 |
Удержаны налоги из заработной платы рабочих и служащих |
47 710 |
70 |
68 |
Получены деньги в кассу для выдачи зарплаты |
320 000 |
50 |
51 |
Выдана из кассы зарплата |
300 000 |
70 |
50 |
Депонирована неполученная в срок зарплата |
20000 |
70 |
76/4 |
Возвращена на расчетный счет неполученная в срок зарплата |
20000 |
51 |
50 |
№ счета |
Сальдо начальное |
Обороты |
Сальдо конечное |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
|
1 |
3026000 |
|
|
|
3026000 |
0 |
2 |
|
|
|
350000 |
|
350000 |
10 |
428700 |
|
273500 |
288520 |
413680 |
|
20 |
61500 |
|
1136172 |
730000 |
467672 |
|
25 |
|
|
275172 |
275172 |
|
|
26 |
|
|
233480 |
233480 |
0 |
0 |
43 |
351000 |
|
730000 |
790000 |
291000 |
|
44 |
|
|
120000 |
120000 |
0 |
0 |
45 |
529000 |
|
|
|
529000 |
|
50 |
77800 |
|
320000 |
320000 |
77800 |
0 |
51 |
409525 |
|
1220000 |
381100 |
1248425 |
|
52 |
61000 |
|
|
|
61000 |
|
58 |
|
768000 |
|
|
0 |
768000 |
60 |
|
575800 |
61100 |
393500 |
|
908200 |
62 |
21600 |
|
860000 |
1200000 |
|
318400 |
66 |
|
768000 |
|
|
|
768000 |
68 |
|
315160 |
|
247710 |
|
562870 |
69 |
|
319000 |
|
130652 |
|
449652 |
70 |
|
489000 |
367710 |
367000 |
|
488290 |
71 |
27500 |
|
|
|
27500 |
|
76 |
|
36000 |
|
20000 |
|
56000 |
80 |
|
789000 |
|
|
0 |
789000 |
84 |
|
511250 |
|
|
|
511250 |
90 |
|
|
1200000 |
860000 |
340000 |
|
96 |
9900 |
|
|
|
9900 |
0 |
97 |
|
39315 |
|
|
|
39315 |
99 |
|
393000 |
|
90000 |
|
483000 |
|
5003525 |
5003525 |
6797134 |
6797134 |
6491977 |
6491977 |
Задание 4. Аналитический учет
По данным баланса и расшифровки к счетам (табл.4 и 5) открыть счета аналитического учета к синтетическим счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 10 «Материалы».
Отразить в системе аналитических счетов хозяйственные операции по счетам 60 и 10, приведенные в табл. 3.
Подсчитать обороты и остатки по аналитическим счетам.
По данным об остатках и оборотах по аналитическим счетам составить оборотные ведомости по счетам аналитического учета к синтетическим счетам 60 и 10 (Приложения 4,5).
Итоги по ведомостям аналитического учета сравнить с соответствующими данными оборотной ведомости по синтетическим счетам (Приложение 4).
Таблица 4
Расшифровка остатка по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Наименование поставщиков |
Задолженность поставщикам |
ООО «Металлосбыт» |
354 000 |
ООО «Востоксбыт» |
50 000 |
Торговый дом «Хозяин» |
21 000 |
Прочие |
150 800 |
Итого |
575 800 |
Наименование поставщиков |
Задолженность на начало |
Увеличение з-сти |
Уменьшение з-сти |
Остаток |
ООО «Металлосбыт» |
354 000 |
236000 |
23600 |
566400 |
ООО «Востоксбыт» |
50 000 |
37500 |
37500 |
50000 |
Торговый дом «Хозяин» |
21 000 |
21000 |
||
Прочие |
150 800 |
120000 |
270800 |
|
Итого |
575 800 |
393500 |
61100 |
908200 |
Таблица 5
Расшифровка остатка по счету 10 «Материалы»
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Цена, руб. |
Коли-чество |
Сумма, руб. |
Сталь листовая |
т |
11 800 |
19 |
224 200 |
Полуфабрикаты |
шт |
250 |
200 |
50 000 |
Краска масляная |
кг |
42 |
500 |
21 000 |
Топливо |
т |
1 500 |
15 |
22 500 |
Прочие материалы |
кг |
100 |
1 110 |
111 000 |
Итого |
428 700 |
|||
Наименование материалов |
Остаток количество |
Поступило |
Выбыло |
Остаток на конец |
Сталь листовая |
19 |
20 |
20 |
19 |
Полуфабрикаты |
200 |
150 |
350 |
|
Краска масляная |
500 |
410 |
90 |
|
Топливо |
15 |
15 |
||
Прочие материалы |
1 110 |
128 |
982 |
Задание 5. Бухгалтерский баланс
По данным об остатках на синтетических счетах составить бухгалтерский баланс по состоянию на 1 февраля 200_года (Приложение 3).
Список использованной литературы:
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от 31.10.2000г. №94н.
3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит; М.: 2003г.
4.Пошерстник
Н.В. Бухгалтер в строительной организации; М.:
5. Репейникова Н. Ю. Бухучет в строительстве; М.:2003г.