Содержание

Введение____________________________________________________________________ 3

Оценка снабженческо - сбытовой политики предприятия в целом____________________ 4

Пути локализации угрозы полной зависимости предприятия от покупателя, полной зависимости предприятия от поставщика, зависимости банка___________________________________ 7

Центры ответственности в службе снабжения_____________________________________ 9

Центры ответственности в службе маркетинга___________________________________ 12

Выявление и предупреждение мошенничества у работников службы маркетинга______ 15

Заключение_________________________________________________________________ 20

Задача 1____________________________________________________________________ 21

Задача 2.____________________________________________________________________ 22

Список литературы__________________________________________________________ 24

Введение

Маркетинговая ревизия определяется как систематизированная критическая и объективная оценка и обзор основных снабженческо-сбытовых целей и политики предприятия. Цель маркетинговой ревизии - сформировать базу для будущего планирования снабженческо-сбытовой деятельности предприятия.

Оценка снабженческо-сбытовой политики необходима предприятию сориентироваться в условиях изменения форм и методов организации хозяйственной деятельности; повысить профессиональный уровень работников структурных подразделений предприятия, связанных с вопросами снабженческо-сбытовой деятельности; усовершенствовать и усилить эффективность выполнения всего круга функций по снабжению и сбыту путем перехода предприятия к общепринятым в мировой практике принципам экономических отношений в условиях рыночной экономики. Это означает, что для повышения эффективности производства и сбыта продукции необходимым условием является изучение и профессиональное использование новых для отечественной экономики методов организации предпринимательской деятельности предприятия, ориентированных на выявление нужд и потребностей потребителей продукции предприятия, обеспечение этих потребностей наиболее эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Оценка снабженческо - сбытовой политики предприятия в целом

Снабженческо-сбытовая политика предприятия определяется как неотъемлемая часть органически единого комплекса деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателя продукции предприятия. Подчиненное таким целям производство, его снабжение материально-техническими ресурсами и сбыт продукции являются составными частями единой маркетинговой политики предприятия.

Снабженческо-сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием.

Проведение снабженческо-сбытовой политики опирается, прежде всего, на определение ее целей на данном предприятии, адекватных показателей эффективности и выбранной стратегии деятельности предприятия. Для достижения этих целей вырабатываются и применяются специфические средства прогнозирования, планирования, координации, регулирования, контроля, учета и анализа работы по снабжению и сбыту.

Предприятие обеспечивает проведение снабженческо-сбытовой политики во взаимосвязи с совершенствованием экономического механизма предпринимательской деятельности, работы по подготовке и заключению договоров (контрактов), информационных связей и технического оснащения структурных подразделений, осуществляющих функции управления предприятием, рационализацией своей организационной структуры.

При осуществлении своей снабженческо-сбытовой политики предприятию целесообразно взаимодействовать с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использовать услуги консалтинговых структур, маркетинговых фирм и научных организаций.

Одной из задач управления деятельностью предприятия является осуществление мероприятий по повышению культуры управления маркетингом, обучению работников предприятия методам анализа и прогноза рыночной конъюнктуры, по совершенствованию и освоению эффективного использования инфраструктуры товарных рынков, а также по привлечению для этих целей современных организационно-технических средств.

Приобретение (снабжение) является вопросом выбора (по цене, качеству, условиям оплаты и доставки, по другим факторам) нужного товара, предлагаемого во многих случаях достаточно широким кругом продавцов.

Продажа (сбыт) производимой предприятием продукции происходит в условиях жесткой конкуренции продавцов и для достижения успеха от предприятия требуется преодоление многих проблем, связанных со сбытом своей продукции, решение которых зависит от выбора секторов и сегментов рынка, ассортимента производимой продукции, выбора регионов продаж, а также эффективности организации и технологии производства.

Оценка снабженческо-сбытовой политики проводится на основе маркетинга.

Цель маркетинга - изучение потребностей рынка в целях максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечение условий получения наибольшей прибыли предприятия от сбыта произведенной им продукции.

В соответствии с этой целью в состав функции маркетинга входят следующие основные задачи:

-анализ состояния и прогнозирование развития рынка;

-организация покупки материалов, сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции;

-организация продажи продукции предприятия;

-развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в иных типах услуг со стороны предприятия;

-организация эффективной обратной связи от потребителей к производству, включая рассмотрение претензий потребителей.

Оценка состояния предпринимательской деятельности предприятия и эффективности управления им включает:

-анализ издержек обращения, их структуры, уровня и динамики;

-анализ производственных и сбытовых запасов, их уровня, структуры и динамики;

-анализ ценовой политики предприятия, его кредиторской и дебиторской задолженности;

-анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия и нарушений во взаимодействии его подразделений;

-анализ резервов совершенствования предпринимательской деятельности предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений.

Результаты анализа деятельности предприятия определяют возможности привлечения новых заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции и оказываемых услуг, расширения сфер деятельности предприятия по закупкам, реализации продукции и предоставлению сервисных услуг.

При анализе состояния предпринимательской деятельности предприятия рекомендуется учитывать положение предприятия на товарном рынке, конъюнктуру рынка, выявлять новые каналы закупки продукции и наиболее эффективные формы товародвижения.

Анализ результатов реализации функций маркетинга целесообразно осуществлять в целом по предприятию и в отдельности по каждому из его структурных подразделений, связанных с выработкой и проведением снабженческо-сбытовой политики.

Анализ в зависимости от особенностей объектов (финансовые показатели, равномерность закупки и реализации продукции, ритмичность завоза и отгрузки, уровень механизации и автоматизации работ по хранению, складированию продукции, погрузочно-разгрузочных работ и т.д.) производится за год, по кварталам, месяцам, и в случае необходимости принимается решение по результатам деятельности предприятия.

По результатам анализа подготавливаются предложения о направлениях снабженческо-сбытовой политики и изменении функций маркетинга предприятия.

Эти функции отражаются в бизнес-планах, которые разрабатываются по основным направлениям предпринимательской деятельности. Бизнес-план по каждому направлению деятельности включает в себя целевые мероприятия, необходимые для его выполнения. Все бизнес-планы подразделений предприятия взаимоувязываются между собой по срокам выполнения. В бизнес-планах целесообразно сформулировать и аргументировать требования структурного подразделения, осуществляющего маркетинг, к другим структурным подразделениям предприятия, связанным с его предпринимательской деятельностью, а также дать рекомендации по их выполнению и отразить ожидаемые показатели экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

При организации снабженческо-сбытовой политики целесообразно четко определить задачи, функции, подфункции и операции, возлагаемые на отдельные структурные подразделения, зафиксировав их в соответствующих положениях и должностных инструкциях. При этом регулирующие функции по осуществлению снабженческо-сбытовой политики предприятия целесообразно делегировать руководителям структурных подразделений предприятия или ведущим специалистам, непосредственно занимающимся указанными вопросами, а контрольные функции возложить на подразделения предприятия, отвечающие за финансовые и договорно-правовые вопросы, или на привлеченные аудиторские организации.

Пути локализации угрозы полной зависимости предприятия от покупателя, полной зависимости предприятия от поставщика, зависимости банка

В числе важнейших направлений снабженческо-сбытовой политики предприятия является избавление его от угрозы:

-полной зависимости от покупателя;

-полной зависимости от поставщика;

-зависимости от банка.

Чтобы не допустить полной зависимости снабженческо-сбытовой политики предприятия от покупателя, рекомендуется избегать появления эксклюзивных трейдеров (покупателей, имеющих исключительное право на приобретение всей продукции, выпускаемой предприятием), строго контролировать поведение дилеров (дистрибьютеров) продукции, их цены и условия оплаты продукции, максимально развивать прямые поставки конечным потребителям. Это объясняется тем, что в случае, если покупатель - эксклюзивный трейдер, он получает возможность полного контроля за реализацией продукции, производимой предприятием, что заканчивается полным подчинением предприятия трейдеру, который навязывает цены, условия оплаты и, в конечном итоге, минимизирует прибыль предприятия.

В связи с этим рекомендуется иметь несколько поставщиков по всем типам сырья, материалов и комплектующих изделий. Желательно знать линии снабжения поставщиков и, при возможности, кооперироваться с организациями, поставляющими основные (ключевые) ресурсы для поставщиков. При наличии у предприятия достаточных средств рекомендуется использовать условия "давальческого сырья" для поставщиков, а при хороших перспективах расширения сбыта продукции - рассматривать вопрос о приобретении предприятием значительной доли в капитале поставщиков, дающей возможность влиять на политику поставщика. При этом рекомендуется использовать сочетание минимальных бартерных сделок, безналичных переводов и сделок за наличный расчет, что позволяет добиться гибкости снабжения.

При создании сети по сбыту продукции предприятию рекомендуется придерживаться следующих правил:

-при поставках продукции независимым организациям-посредникам учитывать, что эти организации могут реализовывать также и продукцию предприятий-конкурентов;

-при расширении производства и освоении рынка рекомендуется избавляться от сотрудничества с независимыми организациями-посредниками и максимально переходить на прямые поставки;

-в отношении зарубежных поставок наиболее цивилизованный путь - создание за рубежом представительств совместно с предприятиями-производителями аналогичной продукции, сотрудничество с зарубежными производителями аналогичной продукции и использование их дилерской сети, создание собственной дилерской сети, достигающей контакта с мелкооптовыми или розничными зарубежными потребителями;

-в отношении дилерской сети рекомендуется поддерживать необходимую конкуренцию между дилерами, а также между дилерами и производителями. В случае, когда предприятие осуществляет самостоятельную реализацию продукции, рекомендуется придерживаться правила - цены непосредственного производителя продукции должны быть всегда ниже цен организации-посредника, а условия поставки - лучше.

Ограничительными стратегиями маркетинга в отношении конкурентов являются кооперация, либо полное вытеснение. В современных условиях выбор той либо другой стратегии зависит, прежде всего, от относительной силы поставщиков и потребителей. Общее правило заключается в следующем: чем выше относительная сила поставщиков/потребителей относительно предприятий отрасли, тем выше должен быть уровень кооперации между производителями аналогичной продукции.

Подобная кооперация может принимать следующие формы:

кооперация в области выпуска новых типов продукции;

кооперация в области стандартизации;

выработка согласованной политики относительно поставщиков;

выработка согласованной политики относительно потребителей.

Нежелательными формами кооперации являются:

соглашения о разделе рынков продукции;

соглашения об установлении максимальных цен на продукцию.

Центры ответственности в службе снабжения

В целях нормального функционирования производства при недостаточности финансовых средств от структурного подразделения, отвечающего за снабжение, требуется обеспечение минимизации стоимости закупаемого сырья и комплектующих, а также взаимодействия работы структурных подразделений, отвечающих за работу внутризаводского транспорта и доставку грузов.

Достижение этих условий возможно при:

-достаточном информационном обеспечении структурных подразделений, отвечающих за снабжение;

-качественном и жестком нормировании расхода сырья, материалов, топлива и энергии;

-внедрении гибкой системы расчетов за сырье;

-стимулировании работников снабжения.

Эффективная деятельность структурных подразделений предприятия, отвечающих за снабжение, должна основываться на максимальном владении оперативной информацией о реальных поставках предприятию сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. и существующих потребностях предприятия в них. В связи с этим в распоряжении этих подразделений должна находиться следующая оперативная информация:

-текущая потребность в отдельных видах сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.;

-объем запасов сырья и материалов на складе;

-объем производственного задела (незавершенного строительства);

-уровень загрузки производственных мощностей;

-сроки выполнения текущих заказов.

Кроме того, независимо от размера и сферы деятельности предприятия, структурные подразделения, отвечающие за снабжение, должны иметь необходимую оперативную информацию о рынке, то есть:

-о производителях сырья и материалов и их заменителей;

-оптовые цены на основные виды сырья и материалов;

-условия отгрузки сырья и материалов;

-требования к формам оплаты поставщиков.

Для организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за снабжение, целесообразно провести следующие мероприятия:

-установление связей как с существующими, так и с перспективными, включая зарубежных, поставщиками, в первую очередь, по вопросам цен и качества сырья, материалов и комплектующих изделий;

-покупка массовых видов сырья и материалов в крупной упаковке (железнодорожные и автоцистерны; контейнеры, мешки на поддонах и т.д.);

-приобретение мелких партий сырья, материалов и комплектующих изделий не у производителей, поставляющих крупными партиями, а у предприятий, продающих мелкими партиями, что позволяет не замораживать оборотные средства;

-введение практики предпочтительной закупки сырья у предприятий, осуществляющих продажу на условиях частичной предоплаты, что позволяет вовлечь в оборот средства от реализации полученной из сырья продукции;

-использование более гибкой системы поощрений и наказаний в соответствии с действующим законодательством работников структурного подразделения, отвечающего за снабжение;

-выделение средств на поддержание и улучшение работы складского хозяйства с целью снижения транспортно-заготовительных расходов;

-организация единого транспортно-складского хозяйства для структурных подразделений, отвечающих за снабжение и сбыт, в целях использования транспорта для продаваемых и покупаемых товаров.

Рекомендуется иметь по любому виду сырья и материалов не менее двух поставщиков. В этих целях целесообразно проведение конкурсного отбора поставщиков. Такой подход позволяет минимизировать потери от неизбежных срывов поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, что позволяет добиваться понижения цен на эту продукцию. В то же время покупка сырья, материалов и комплектующих изделий у одних и тех же поставщиков позволяет при необходимости получить у них отсрочку платежей из-за боязни потерять покупателя.

Инициатива в организации нормирования сырья и материалов должна исходить от структурных подразделений, отвечающих за снабжение.

Недостаток информации о производителях сырья и материалов рекомендуется восполнять рекламно-информационными материалами, широко издающимися различными организациями. При этом следует иметь в виду, что зарубежные фирмы зачастую указывают цены без НДС и затрат на таможенное оформление продукции. Кроме того, надо обращать внимание на соответствие качества и документального сопровождения товара действующим в России требованиям.

Особое значение имеет оптимальное сочетание наличных, безналичных и бартерных расчетов. Использование наличных расчетов должно ограничиваться особыми условиями закупки сырья, основных и вспомогательных материалов и т.д. (пробные, разовые закупки). Рекомендуется максимально ограничивать использование бартерных расчетов при снабжении. Эта рекомендация относится и к такому виду снабжения, как "давальческое сырье". Когда предприятие вынуждено идти на использование давальческого сырья, рекомендуется также по возможности привлекать не менее двух поставщиков.

Центры ответственности в службе маркетинга

Сбытовая политика строится в направлении одновременного развития существующего рынка и поисках новых рынков для предприятия, а также повышении конкурентоспособности предприятия.

Структурные подразделения, отвечающие за сбыт, являются основными подразделениями предприятия, выполняющими функции оперативного маркетинга. От эффективности деятельности этих подразделений зависит во многом эффективность деятельности всего предприятия.

Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления:

-подбор кадров;

-организация стимулирования работников;

-информационное обеспечение;

-внедрение логистики в свою работу.

-порядочность и уровень деловой этики;

-коммуникабельность, контактность специалиста, его желание и умение работать с людьми;

-оперативность и исполнительность;

-наличие предыдущего опыта коммерческой работы;

-знание технических особенностей производства и реализуемой продукции.

Эффективность деятельности работников этих структурных подразделений зависит от их стимулирования. При этом рекомендуется простой принцип - установление прямой зависимости между размером вознаграждения и объемом прибыли предприятия или объемом реализации его продукции.

Эффективная деятельность структурных подразделений, отвечающих за сбыт продукции, должна основываться на полном владении оперативной информацией как о самом предприятии, так и о его клиентах.

Эти структурные подразделения должны владеть следующей оперативной информацией:

-объем запасов продукции на складе;

-объем производственного задела;

-уровень загрузки производственных мощностей;

-сроки выполнения заказов;

-технические условия продукции;

-цены на все виды продукции и предельные размеры скидок;

-виды упаковки;

-типы отгрузок;

-сроки получения продукции потребителем с момента отгрузки;

-стоимость транспортировки.

Независимо от размера и сферы деятельности предприятия, структурное подразделение, отвечающее за сбыт продукции, должно собирать следующую оперативную информацию о рынке:

-о производителях продукции аналогичной производимой предприятием;

-о производителях продукции, заменяющей производимую предприятием;

-о клиентах предприятия;

-о клиентах производителей аналогичной и заменяющей продукции;

-о новых видах продукции, производимых конкурентами;

-о новых потребностях потенциальных потребителей.

Для эффективного использования информации о рынке целесообразно создать и поддерживать работниками этого подразделения информационную базу данных. В нее рекомендуется также включать:

-количество покупателей каждого вида продукции;

-данные о покупателях (организационно-правовая форма организации; адрес для переписки; отгрузочные и платежные реквизиты; номера телефонов, факса и телетайпа; фамилии, имена и отчества руководителей и ведущих специалистов организации покупателя; ее финансовое состояние; объемы товара для каждого покупателя; данные о потреблении продукции ретроспективно с момента поставки; способность покупателя самостоятельно производить поставляемую ему продукцию; его планы на перспективу; возможности кооперации по сырью, ремонтным работам, транспорту, разработке совместных проектов; возможность перехода покупателя к другому поставщику; обладание покупателем информацией о состоянии отрасли предприятия и издержках производства, обусловленных отраслевой принадлежностью, условиях производства, ценах на продукцию, аналогичную производимой предприятием; возможные варианты закупки продукции у предприятий-конкурентов, которые может рассматривать покупатель);

-данные о конкурентах (наименование предприятий, их географическое положение; данные о выпуске аналогичной (заменяющей) продукции, география и объем продаж; цены, упаковка, виды отгрузки у конкурентов; перспективы расширения продаж конкурентами; сравнительный анализ работы конкурентов, их слабые и сильные стороны; финансовое состояние конкурентов; реклама конкурентов; научно-техническая программа конкурентов).

На основе анализа существующей практики предлагаются следующие рекомендации по организации работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за сбыт:

-организация рекламной кампании, в т.ч. в средствах массовой информации, выпуск буклетов, установка транспарантов, выпуск короткометражных фильмов, указание адреса и телефона предприятий на всех без исключения упаковках продукции, а при возможности и на самой продукции;

-изучение требований покупателей к качеству и ассортименту продукции (изучение претензий, с выездом, как правило, к потребителю; проведение опросов потребителей, организация специальной телефонной службы по консультации о пользовании продукцией, выдаче рекомендаций);

-проведение постоянной работы по улучшению качества продукции, усовершенствованию и расширению ассортимента, информирование об этом покупателей, обратив особое внимание на упаковку;

-постоянное отслеживание рынка своей продукции, покупка образцов товаров, производимых российскими и зарубежными конкурентами, сравнение качества этих товаров с товарами, производимыми предприятием и при необходимости доведение их качества до требуемого уровня;

-организация производства новой продукции, ее рекламы, изучение спроса и определение объемов и регионов ее реализации;

-изучение сезонного спроса и подготовка к нему;

-выделение специального фонда для оплаты услуг специалистов сторонних организаций за работу и консультации в областях маркетинга и сбыта;

-введение новых форм оплаты труда, предусматривающих более эффективное использование труда работников сбыта;

-организация доставки товаров своими структурными подразделениями, отвечающими за транспортные средства;

-участие в выставках, семинарах.

Выявление и предупреждение мошенничества у работников службы маркетинга

Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием ( ст. 159 УК РФ).

Злоупотребления могут совершаться лицами, которые по роду деятельности осведомлены о планируемых действиях своего предприятия отдела маркетинга в частности. Совершению такого рода способствуют:

-слабая система внутреннего контроля в организации;

-несоблюдение требований по хранению кассовых, денежных и других бухгалтерских документов, печатей, штампов, бланков строгой отчетности.

Мошенничество со стороны поставщиков часто проявляется в завышении количества поставляемых изделий, поставке бракованных товаров или не поставке товаров вообще, хотя платежи за них были получены. Мошенничество со стороны заказчика или клиента обычно включает в себя неплатежи за поставленный товар, получение платы за непроделанную работу или обман фирм путем поставки им совершенно ненужных вещей. Мошенничество смешенного типа - это обман, не попадающей ни под один из предыдущих типов и могущий осуществляться с целью получения не только финансовой прибыли. Примером может служить фальсификация отметок при поступлении в различные учебные заведения. Кроме этого, существует следующая классификация сделок: «мнимая сделка» - сделка без намерения создать соответствующие ей правовые последствия; «притворная сделка», имеющая целью прикрыть другую сделку; «кабальная сделка» - сделка под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителей сторон, а также, когда лицо было вынуждено совершить сделку вследствие тяжелых стечений обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. Основным инструментом мошенничества является легендирование. Рассмотрим ведение текущей предпринимательской деятельности предприятия при взаимодействии его с другим предприятием. Методы обмана одного предприятия другим разнообразны, поэтому остановимся на наиболее распространенных. Использование системы предоплаты или аванса. Мелкие или средние предприятия. Под договоры на поставку конкретных товаров на очень выгодных условиях с клиентов соблюдаются деньги в виде предоплаты или аванса. Фирма помещает эти деньги в банк под проценты, время поставки всячески затягивается, а обязательства по поставке и не планируется выполнять. На собранные деньги покупается товар, который затем продается – таким образом деньги «прокручиваются». Фирме говорят, что поставщики – аферисты или, что они прогорели. Но поскольку «предприятие честное», то деньги вернут, как смогут. И действительно возвращают, но через большой промежуток времени. Попытка добиться штрафных санкций будет обозначать невозврат основной суммы долга.

Предприятие фиктивное, нигде не зарегистрировано, у директора паспорт на чужое имя, а счет открыт в банке за небольшую взятку. Поступившие деньги переводятся за границу и все участвующие в деле лица исчезают. В целом процесс совершения мошенничества состоит из следующих основных этапов: - создание фиктивного предприятия; - реклама о возможности продажи различных товаров с минимальными сроками поставки, низкими ценами и другими преимуществами; - заключение договоров купли-продажи с предоплататой или авансом; - поступившие денежные средства снимаются и присваиваются, а преступники скрываются. Использование крупных фирм. К такой форме мошенничества прибегают мошенники, обладающие достаточным капиталом.

1. Производиться конфиденциальная перекупка известной фирмы. Далее используя зарекомендовавшую себя фирму, новые собственники заключают договора с фирмами на условиях предоплаты или аванса, после чего ситуация развивается по одной из выше приведенных схем.

2. Директору известной фирмы предлагается на первый взгляд очень выгодная сделка. Под репутацию компании берется предоплата, которую предлагают держать на счете этой же фирмы для избежания обмана. Затем мошенники, используя силовые методы, заставляют директора перечислить деньги на другой счет, при этом оформив все документы так, чтобы возврат средств в судебном или ином порядке был невозможен. Далее, как правило, происходит устранение директора. Создание ложного спроса Это один из способов дезинформации фирм, занимающихся посреднической деятельностью. При этом в организации периодически обращаются разные фирмы, которые хотят купить малоизвестный товар (либо одна фирма, которая готова купить большую партию).

Через некоторое время к этой же организации приходит предложение, как( правило, "совершенно случайно", от предприятия, которое занимается продажей нужного товара. Далее события развиваются по следующим схемам:

1. Необходимый товар предлагают по выгодной цене, требуя при этом 100%-ю предоплату, обоснованную тем, что запрашиваемая партия ограничена. Фирма связывается с предприятиями, которые к ней обращались, и они подтверждают спрос на данный товар. Но фирмы, запрашивавшие данный товар, исчезают. Таким образом, фирма-посредник остается с неконкурентоспособными товарами на складе, а мошенники- с её деньгами.

2. Необходимый товар предлагают недешево, при этом требуется залог и уплата значительной неустойки в случае отказа от получения товара. Фирма заключает договора с покупателями (покупателем) с аналогичным размером неустойки, но без залога, затем - с продавцом и предоставляет залог. Когда же товар приходит к покупателям, то фирма-покупатель оказывается фиктивной. Таким образом, фирма остается без залога и с большим процентом неустойки. Возможны также варианты, когда спрос создается с помощью подкупа фирм, которые дают рекламу о необходимости приобретения данного товара. В таком случае обычно используется передача товара на консигнацию. В итоге схема принимает следующий вид: - Фирма-мошенник предлагает неконкурентоспособный товар для реализации на условиях консигнации, где указывается, что за невозврат товара или его стоимости в течении недели фирма обязуется уплачивать большую неустойку. - После подписания договора комитет исчезает на 2-3 месяца. - Когда он появляется вновь, первоначальная стоимость товара превышена примерно десятикратно Такую схему обычно используют с мелкими или средними фирмами. Использование спроса на товары с ограниченным спросом. Данный вид мошенничества применялся к фирмам, торгующим оптом. Предлагается конфиденциально партия товара, пользующегося ограниченным спросом. Проведя маркетинговый анализ рынка, специалисты фирмы выявляют спрос на товар. Спрос является ограниченным, а цены на товар довольно высоки, что приносит высокую прибыль. В результате заключаются договора на поставку с большим размером неустойки в случае отказа и осуществляется предоплата. Мошенники аналогично заключают договора и с другими фирмами.

Далее возможны следующие варианты:

1.Продавец-мошенник зарабатывает за счет обеспечения конфиденциальности. Если он является монополистом, то возможен вариант создания искусственного спроса. Итог: все покупатели выбрасывают товар на рынок, рынок перенасыщается, и цены падают. Известны случаи, когда совершенно пустые ниши мгновенно заполняются продукцией нескольких десятков фирм в течении недели, месяца.

2. Организовывается утечка информации о большом количестве договоров. Фирмы начинают искать пути выхода из создавшегося положения. Появляется фирма готовая купить их товар по цене, убыточной для продавца, но там не менее приемлемой по сравнению с выплатой неустойки. Опытные мошенники в такой ситуации используют товар в одном экземпляре. Использование консигнации. Выше была рассмотрена схема использования консигнации с помощью создания ложного спроса. Однако необходимо отметить, что встречаются диаметрально противоположенные схемы. В данном случае речь пойдет о фирме, которая занимается реализацией конкурентоспособного товара и ведет добросовестную маркетинговую работу со своими покупателями, представляя им наиболее выгодные условия сотрудничества и выгодные цены. Здесь мошенники действуют по следующей схеме: Малоизвестное предприятие приобретает у фирмы небольшую партию товара на условиях предоплаты и быстро его реализует. Затем в течении некоторого времени предприятии покупает еще несколько партий товара и еще успешнее их реализует. Как правило это достигается за счет минимальной наценки, так как цель мошенников в данном случае – убедить фирму в том, что с ними выгодно работать, и со временем фирма может получить крупного постоянного покупателя. После успешных закупок предприятие просит у фирмы достаточно большую партию товара (обосновывая этим успешным развитием, но основываясь на нехватке оборотного капитала) на реализацию на условиях консигнации. Предприятие – покупатель благополучно исчезает с товаром, а при более тщательной проверке выясняется, что оно было фиктивным. Рассмотренные выше схемы мошенничества – это только часть того, что применяется в практике. В действительности существует большое количество вариаций и смешений вышеприведенных схем. Рекомендовать универсальные методы, надежно защищающие от мошенничества партнеров, невозможно из-за многообразия схем и используемых приемов. Тем не менее сотрудникам службы маркетинга для защиты от мошенников можно посоветовать следующее. При заключении договоров стремитесь к условиям оплата товара после его поставки. В крайнем случае выставляйте аккредитив с выгодными для условиями его раскрытия (после поставки товара), учитывая при этом возможность подделки документов, необходимых при раскрытии аккредитива. Несколько хорошо проведенных небольших сделок не дают гарантии благополучного проведения крупной сделки. Рекомендуется при планировании такой сделки обратить внимание на то, чья фирма распоряжается денежными средствами. В договоре четко оговаривайте свои экономические интересы. Если контракт не будет выполнен по условию договора стремитесь получить максимальную компенсацию. При предложении вам чрезвычайно выгодных условий договора, проведите тщательную проверку партнера. При заключении договоров на покупку товара и его продажу контролируйте оговариваемые размеры получаемых и выплачиваемых штрафных санкций в случае срыва договоров. Обязательно ознакомьтесь с Уставом предприятия – партнера. При этом обратите особое внимание: имеет ли предприятие по Уставу право заниматься предусмотренной договором деятельностью. Уточните, кто имеет право заключать с вами договор без согласования с вышестоящим руководством. Проверти паспорт и полномочия лица, подписывающего с вами договор, а также совпадения названия предприятия – партнера в тексте договора, в других документах и на печати. В тексте договора должны отсутствовать ссылки на обязательства других юридических и физических лиц, кроме подписавшего договор. Если договор заключается от имени известной фирмы, а деньги направляют в адрес другого предприятия (даже если последнее называет себя дочерней структурой или региональным представителем известной фирмы), необходима детальная проверка партнера. В счетах – фактурах, в актах сдачи – приемки работ и в накладных всегда проверяйте соответствие указанного в документах и фактического количества и качества поставляемых товаров, а также выполненных работ и услуг. Данные рекомендации не охватывают всех сторон мошенничества, но позволяет значительно снизить вероятность нанесения ущерба хозяйствующему субъекту.

Заключение

Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий.

Снабженческо-сбытовая политика предприятия заключается в ее интеграции в совокупность экономических отношений переходного периода рыночной экономики, в осуществлении взаимосвязанных функций управления предприятием. Оценка снабженческо-сбытовой политики проводится на основе маркетинга.

Фирмы, в которых имеются хорошие программы действий по предупреждению мошенничества, обычно относят подобные случаи к области общих потерь, возникающих, например, от нарушения правил техники безопасности, дискриминации, не соблюдения требований по охране окружающей среды и т. п. Подобная практика помогает быть уверенным, что мошенничество будет выявлено на самой ранней стадии. Это позволит сократить возможный ущерб и минимизировать негативные последствия.

Задача 1

При проверке ранее проведенной инвентаризации был выявлен следующий факт: обнаружен неработающий компьютер стоимостью 20000 руб., испорченный по вине материально-ответственного лица. По результатам инвентаризации были сделаны следующие проводки:

Дт 02-Кт 01 - 15000 руб. - определена остаточная стоимость компьютера;

Дт 94-Кт 01 - 5000 руб. - списана остаточная стоимость компьютера;

Дт 73-Кт 94 - 5000 руб. - отнесено на расчеты с персоналом;

Дт 50-Кт 73 - 5000 руб. - внесено в кассу виновным лицом.

1. Укажите на допущенные ошибки.

2. Сделайте правильные бухгалтерские проводки.

Решение:

Во первых по результатам инвентаризации неправильно отражена остаточная стоимость компьютера и списание амортизации. В следствие этого необходимо произвести следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- 20 000 руб. - списана первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- 5 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 94 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- 15 000 руб. - отражена остаточная стоимость недостающего основного средства;

Дебет 73-2 Кредит 94

- 15 000 руб. сумма недостачи списана на виновное лицо;

Дебет 50 Кредит 73-2

- 15 000 руб.. - сумма недостачи внесена кассиром в кассу организации.

Задача 2.

Ревизия поставок ТМЦ выявила:

- недостачу поставки краски-25000 руб.;

- недостачу в пределах норм естественной убыли - 5000 руб. Данные факты отражены бухгалтерскими проводками:

Дт 94-Кт 60 — 5000 руб. — списана недостача в пределах нормы;

Дт 76-2 - Кт 80 - 20000 руб. - выставлена претензия поставщику;

Дт10 Кт94- 5000 руб.

Претензия была выставлена поставщику, но он отказался удовлетворить ее, на том основании, что в акте № М-7 нет подписи его представителя.

Суд отказал в иске к поставщику. Сумма претензии была списана на убытки: Дт 91 -Кт 76-2 - 20000 руб.

1. Какие правила оформления акта № М-7 нарушены товароведом?

2. Определите сумму ущерба, нанесенного организации.

3. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.

Решение:

Если материалы поступили от поставщика без сопроводительных документов, руководитель организации создает комиссию по приемке этих материалов из компетентных лиц, которая принимает груз и оформляет прием материалов актом формы М-7 по учетным или рыночным ценам.

Такие поставки называются неотфактурованными.

Неотфактурованная поставка от поставщика ведется двумя способами:

1 – в журнале-ордере 6с;

2- в ведомости 6с.

Поставщика незамедлительно извещают о такой поставке: ему высылают письмо с приложением акта о приемке материалов (ф. М-7)

При 1 способе учета в журнале-ордере 6 сначала запись ведут обычными чернилами и долг поставщику отражают по учетным ценам. Затем при получении счета-фактуры первую запись сторнируют, и в 3 раз записывают как обычное поступление материалов.

При 2 способе учет ведут в ведомости 6с, которая заводится на год. Если поступили материалы, то на основании акта о приемке заполняются графы от А до 3.

По получении счет-фактуры поставщика данные записывают в журнал-ордер 6 в обычном порядке, а в ведомость 6 против записи, сделанной по учетным ценам, отмечают о ее сторнировании позиционным способом.

По окончании месяца ведомость подсчитывают и итоги по графе 2 и графе соответствующего месяца  (красное сторно) записывают в журнале-ордере 6 двумя строками. Первая строка обычными чернилами, а вторая красными по учетным ценам в графах 1 и 15.

Сумма ущерба нанесенная организации равна 20000 рублей.

Список литературы

1.      Методические рекомендации о порядке проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации органов и учреждений (утв. Минюстом РФ 30 июля 1999 г.)

2.      Приказ Минэкономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

3.      Белуха Н.Т. "Теория финансово - хозяйственного контроля" К.: Финансы, 2003 г.

4.      Краморовский И.И. "Ревизия и контроль",М.:Экономика, 2003г.

5.      Рябчиков "Контроль финансово - хозяйственной деятельности на промышленных предприятиях ", М.: Финансы и статистика, 2002 г.

6.      Антонов В.М. Безопасность предпринимательской деятельности. М.2004г

7.      Голубков Е.П. Основы маркетинга.–М.: Финпресс, 2003.–656с.

8.      Котлер Ф. Основы маркетинга.–М.:Прогресс, 2004.–736с.

9.      Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг.–М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2003.–519с