77Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово экономический институт

Кафедра – Экономической теории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Цены и ценообразование»

 

вариант 6

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

Специальность

ФК

Группа (курс)

3 курс

№ зачетной книжки

Руководитель

 

Ярославль 2009 год

                                        Оглавление

1.   Имеют ли право государственные органы вмешиваться в формирование цен на рынке? Если да, то каким образом это происходит и каких товаров и услуг касается?  3

1.2. Государственное регулирование в области ценообразования. 3

2.2. Формы и методы воздействия государства на цены.. 5

2. Тесты.. 7

3.Задача 1. 8

4.Задача 2. 9

Список литературы.. 10

1.     Имеют ли право государственные органы вмешиваться в формирование цен на рынке? Если да, то каким образом это происходит и каких товаров и услуг касается?

1.2.                       Государственное регулирование в области ценообразования

Государственные органы имеют право вмешиваться в формирование цен на рынке.

Цены устанавливаются и регулируются:

а) федеральными органами;

б) отраслевыми министерствами и ведомствами;

в) местными органами

Контроль за ценами осуществляется государственными органами разных уровней. Например, цены на товары стратегического назначения, важнейшую экспортную продукцию, военную технику, драгоценные металлы, продукцию энергетического комплекса, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения - устанавливаются и регулируются федеральными органами. Министерства и ведомства устанавливают и регулируют цены на продукцию предприятий отраслевого подчинения (цены на услуги автомобильного транспорта, министерств путей сообщения, связи и т.п.). Цены на наиболее массовые виды товаров и услуг, продукцию предприятий, попадающих под антимонопольное законодательство, и отраслей, составляющих естественную монополию (в том числе коммунальные услуги)-местными.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, уси­лению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государствен­ной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществле­ние регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельнос­ти в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — опти­мизации темпов и пропорций экономического развития и стабилиза­ции социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент ме­ханизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной все­общей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно просле­дить воздействие государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, теле­графа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, сущест­венным образом воздействующее на внутренние цены,— вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за по­следние 100—150 лет.

Государственные мероприятия по  регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Приня­тые парламентами законы создают правовую основу отношений меж­ду хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осу­ществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

2.2. Формы и методы воздействия государства на цены

  Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не  только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Са­мостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — измерение роста стоимости жиз­ни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособ­ность.

Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое и косвенное воздействие.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организа­ционного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке реко­мендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисле­ния уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат спе­циальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприя­тий монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе ана­лиза деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производи­мой продукции и удовлетворении спроса на нее.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значи­тельна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь посто­янными покупателями или заказчиками определенных видов това­ров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразо­вания является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — цено­вые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением ГЭР является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некото­рых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применени­ем совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию на­логов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготно­го налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим ли­цом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

2.     Тесты

В условиях рыночной экономики цена - денежное выражение:

а) стоимости товара;

б) затрат на производство товара;

в) себестоимости товара;

г) ценности товара;

д) затрат на производство товара и его реализацию;

е) издержек производства товара.

 Ответ: а

В условиях рыночной экономики цена - денежное выражение стоимости товара. Цена формируется на основе себестоимости продукции.

3.Задача 1

Выручка предприятия оптовой торговли составила 1001880 руб. Определить прибыль предприятия-производителя, если удельная себестоимость продукции равна 100 руб., рентабельность ее изготовления-20%, ставки акциза и НДС-15 и 20% соответственно, оптовая наценка-10%

Решение:

Определим оптовую цену предприятия-производителя:

Цопт.п. =С*( 1+r/100)=100*(1+20/100)=120 руб.                       

Определим оптовую цену предприятия оптовой торговли:

Цопт. = С*(1+r/100)(1+а/100)(1+n/100)(1+OН/100)

Цопт. = 100(1+20/100)(1+15/100)(1+20/100)(1+10/100)=182,16 руб.

Количество проданных изделий предприятия оптовой торговли составит:

ВП/Цопт.=1 001 880 = 5 500 штук

                  182,16

Определим прибыль предприятия-производителя:

П=(Цопт. -C)*q = (120-100)*5 500=110 000 руб.

 

4.Задача 2

Оптовая цены насоса с двигателем мощностью 375 кВт при рентабельности его изготовления 18% составляет 42 тыс.руб. После модернизации насоса мощность его двигателя увеличилась на 40%, себестоимость- на 12%, а рентабельность снизилась на 3%. Применяя метод удельной цены, определить нижний и верхний пределы отпускной цены усовершенствованного насоса при ставке НДС, равной 20%.

Решение:

Определим себестоимость насоса мощностью 375 кВт

Сст.=     Цопт.   =    42000     = 35 593,22 руб.

          (1+r/100)      (1+18/100)       

Мощность модернизации насоса составит:

Мн=375*(1+40/100)=525 кВт

Определим себестоимость модернизированного насоса мощностью 525 КВт:

Смод= 35 593,22*(1+12/100)=39 864,41 руб.

Исходя из условия задачи, что рентабельность снизилась на 3%, определим отпускную цену насоса мощностью 525 кВт, при рентабельности -15%,

НДС-20%

Цотп.мод. = Смод.*(1+r/100)*(1+n/100)=39 864,41*(1+15/100)*(1+20/100)=

55 012,88 руб.

Отпускная цена насоса мощностью 375 кВт составит:

Цотп.ст.=Цопт*(1+n/100)=42 000*(1+20/100)=50 400руб.

Верхний предел отпускной цены составит:

Цвн= 50 400/375*525=70 560 руб.

Нижний предел отпускной цены:

Цнн= Цотп.мод=55 012,88 руб.

Список литературы

1.Завьялов Ф.Н. Практическое ценообразование/ Ф.Н.Завьялов.-Ярославль: Яросл.гос.у-нт, 1998-143с.

2. Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник /И.В.Липсиц.-3-е издание , перераб. И доп.-М..: Экономистъ, 2006,-448 с.    

3. Цены и ценообразование: учебник для вузов.-5-е изд./под ред. В.Е.Есипова.-СПб.: Питер, 2008,-480 с.

4. Цены и ценообразование: учебник/ под ред. И.К. Салимжанова.-М.:ТК «Велби», изд-во «проспект», 2004,-360 с.

5. Цены и ценообразование: учебно-практическое пособие, 4-е издание переработанное и дополненное, Е.А.Лазурин, Ярославль МУБиНТ, 2008г.