77Министерство образования и науки РФ
Всероссийский заочный финансово экономический институт
Кафедра – Экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Цены и ценообразование»
вариант 6
Исполнитель |
|
Специальность |
ФК |
Группа (курс) |
3 курс |
№ зачетной книжки |
|
Руководитель |
Ярославль 2009 год
Оглавление
1. Имеют ли право государственные органы вмешиваться в формирование цен на рынке? Если да, то каким образом это происходит и каких товаров и услуг касается? 3
1.2. Государственное регулирование в области ценообразования. 3
2.2. Формы и методы воздействия государства на цены.. 5
2. Тесты.. 7
3.Задача 1. 8
4.Задача 2. 9
Список литературы.. 10
1. Имеют ли право государственные органы вмешиваться в формирование цен на рынке? Если да, то каким образом это происходит и каких товаров и услуг касается?
1.2. Государственное регулирование в области ценообразования
Государственные органы имеют право вмешиваться в формирование цен на рынке.
Цены устанавливаются и регулируются:
а) федеральными органами;
б) отраслевыми министерствами и ведомствами;
в) местными органами
Контроль за ценами осуществляется государственными органами разных уровней. Например, цены на товары стратегического назначения, важнейшую экспортную продукцию, военную технику, драгоценные металлы, продукцию энергетического комплекса, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения - устанавливаются и регулируются федеральными органами. Министерства и ведомства устанавливают и регулируют цены на продукцию предприятий отраслевого подчинения (цены на услуги автомобильного транспорта, министерств путей сообщения, связи и т.п.). Цены на наиболее массовые виды товаров и услуг, продукцию предприятий, попадающих под антимонопольное законодательство, и отраслей, составляющих естественную монополию (в том числе коммунальные услуги)-местными.
Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Политика цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели государственного регулирования — оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.
Классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены,— вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100—150 лет.
Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.
2.2. Формы и методы воздействия государства на цены
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое и косвенное воздействие.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением ГЭР является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
2. Тесты
В условиях рыночной экономики цена - денежное выражение:
а) стоимости товара;
б) затрат на производство товара;
в) себестоимости товара;
г) ценности товара;
д) затрат на производство товара и его реализацию;
е) издержек производства товара.
Ответ: а
В условиях рыночной экономики цена - денежное выражение стоимости товара. Цена формируется на основе себестоимости продукции.
3.Задача 1
Выручка предприятия оптовой торговли составила 1001880 руб. Определить прибыль предприятия-производителя, если удельная себестоимость продукции равна 100 руб., рентабельность ее изготовления-20%, ставки акциза и НДС-15 и 20% соответственно, оптовая наценка-10%
Решение:
Определим оптовую цену предприятия-производителя:
Цопт.п. =С*( 1+r/100)=100*(1+20/100)=120 руб.
Определим оптовую цену предприятия оптовой торговли:
Цопт. = С*(1+r/100)(1+а/100)(1+n/100)(1+OН/100)
Цопт. = 100(1+20/100)(1+15/100)(1+20/100)(1+10/100)=182,16 руб.
Количество проданных изделий предприятия оптовой торговли составит:
ВП/Цопт.=1 001 880 = 5 500 штук
182,16
Определим прибыль предприятия-производителя:
П=(Цопт. -C)*q = (120-100)*5 500=110 000 руб.
4.Задача 2
Оптовая цены насоса с двигателем мощностью 375 кВт при рентабельности его изготовления 18% составляет 42 тыс.руб. После модернизации насоса мощность его двигателя увеличилась на 40%, себестоимость- на 12%, а рентабельность снизилась на 3%. Применяя метод удельной цены, определить нижний и верхний пределы отпускной цены усовершенствованного насоса при ставке НДС, равной 20%.
Решение:
Определим себестоимость насоса мощностью 375 кВт
Сст.= Цопт. = 42000 = 35 593,22 руб.
(1+r/100) (1+18/100)
Мощность модернизации насоса составит:
Мн=375*(1+40/100)=525 кВт
Определим себестоимость модернизированного насоса мощностью 525 КВт:
Смод= 35 593,22*(1+12/100)=39 864,41 руб.
Исходя из условия задачи, что рентабельность снизилась на 3%, определим отпускную цену насоса мощностью 525 кВт, при рентабельности -15%,
НДС-20%
Цотп.мод. = Смод.*(1+r/100)*(1+n/100)=39 864,41*(1+15/100)*(1+20/100)=
55 012,88 руб.
Отпускная цена насоса мощностью 375 кВт составит:
Цотп.ст.=Цопт*(1+n/100)=42 000*(1+20/100)=50 400руб.
Верхний предел отпускной цены составит:
Цвн= 50 400/375*525=70 560 руб.
Нижний предел отпускной цены:
Цнн= Цотп.мод=55 012,88 руб.
Список литературы
1.Завьялов Ф.Н. Практическое ценообразование/ Ф.Н.Завьялов.-Ярославль: Яросл.гос.у-нт, 1998-143с.
2. Липсиц И.В. Ценообразование (Управление ценообразованием в организации): учебник /И.В.Липсиц.-3-е издание , перераб. И доп.-М..: Экономистъ, 2006,-448 с.
3. Цены и ценообразование: учебник для вузов.-5-е изд./под ред. В.Е.Есипова.-СПб.: Питер, 2008,-480 с.
4. Цены и ценообразование: учебник/ под ред. И.К. Салимжанова.-М.:ТК «Велби», изд-во «проспект», 2004,-360 с.
5. Цены и ценообразование: учебно-практическое пособие, 4-е издание переработанное и дополненное, Е.А.Лазурин, Ярославль МУБиНТ, 2008г.