Содержание

Введение. 3

1. Теоретический вопрос. 4

1.1. Принципы построения бюджетной классификации. 4

1.2. Структура бюджетной классификации. 7

2. Практический вопрос. Анализ структуры расходов Федерального бюджета РФ   9

Заключение. 12

Литература. 14

Введение

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации - группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

При написании этой темы необходимо дать понятие и назначение бюджетной классификации, раскрыть экономическую сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации.

Также имеет смысл остановиться на характеристике подразделений классификации расходов (разделы, подразделы, статьи и др.), взаимосвязи и значении функциональной, экономической и ведомственной классификаций, привести классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, государственных внутренних и внешних долгов.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории: 1 - потребление в государственном секторе (включает зарплату работникам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего потребления); 2 - государственные инвестиции (включают разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов); 3 - трансферты частному сектору (включают пенсии за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и др. платежи); 4 - проценты по государственным долгам.

Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

1. Теоретический вопрос

1.1. Принципы построения бюджетной классификации

Построение бюджетной классификации в России регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 авг. 2000 №115-ФЗ). Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как: контроль за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом; формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы страны; получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса.

Все доходы и расходы распределяются в бюджете по единой классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В ФЗ «О бюджетной классификации» отмечается, что бюджетная классификация включает:

1)     классификацию доходов бюджета РФ;

2)     функциональную классификацию расходов бюджета РФ;

3)     экономическую классификацию расходов бюджета РФ;

4)     классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;

5)     классификацию источников внешнего финансирования дефицита бюджета РФ;

6)     классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

7)     классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

8)     ведомственную классификацию расходов ФБ[1].

Первые 5 признаков классификации бюджета являются едиными и исполняются при составлении, утверждении и использовании бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными органами субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решением соответствующих органов местного самоуправления.

Классификация доходов бюджета РФ является группировкой доходов всех уровней и основывается на законных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций.

Экономическая классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов бюджета РФ является группировкой расходов, отражающей распределение ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов – по  целевым статьям и видам расходов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по получателям средств из бюджетов субъектов федерации[2].

Статьи, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения, собраны в группы. Все доходы бюджета делятся на: налоговые доходы (прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; налоги на товары и услуги, на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины); неналоговые доходы (доходы от государственной собственности или от деятельности по продаже принадлежащего государству имущества, реализации государственных запасов, продажи земли и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности; поступления от капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи; штрафные санкции; сборы на специальные услуги, прочие неналоговые доходы); безвозмездные перечисления (от нерезидентов, от других уровней власти, от государственных внебюджетных фондов, от государственных предприятий и учреждений, от наднациональных организаций).

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой четырехступенчатую группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по отраслям деятельности и звеньям управления, отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в т.ч. на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отделение государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ составляют 20 разделов, отражающие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Далее - второй уровень - в 92 подразделах конкретизируются направления бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках разделов. Целевые статьи расходов федерального бюджета образуют третий уровень функциональной классификации и отражают финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов. На четвертом уровне направления финансирования расходов бюджета детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающим непосредственно отраслевую специфику расходов и основного направления деятельности министерств[3].

Функциональная классификация расходов позволяет в процессе исполнения бюджета проводить группировку приоритетных направлений в самостоятельные подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих проблем. Отдельные узкоориентированные, функциональные разделы могут быть временными и в дальнейшем трансформироваться.

1.2. Структура бюджетной классификации

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год, утвержденных приказом Минфина России от 27.08.2004 № 72н, структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) имеет следующий вид[4]:

Администратор

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

Программа

Экономическая классификация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

1 - 3 разряды КБК занимает Код администратора, состоящий из 3-х знаков и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета. Для налоговых органов это код 182.

4 разряд КБК занимает показатель группы. Платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся к группе 1 – «Доходы».

В группу Доходы включаются подгруппы, занимающие 5 – 6 разряды КБК. Для администрируемых налоговыми органами платежей используются следующие подгруппы:

01 – налоги на прибыль, доход;

02 – налоги и взносы на социальные нужды;

03- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 – налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь;

05 – налоги на совокупный доход;

06 – налоги на имущество;

07 – налоги за пользование природными ресурсами;

08 – государственная пошлина;

09 – задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

12 – платежи при пользовании природными ресурсами;

13 – доходы от оказания платных услуг;

16- штрафы, санкции, возмещение ущерба.

7 – 11 разряды КБК занимают статьи (7 – 8 разряды) и подстатьи (9 – 11 разряды), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В 12 – 13 разрядах КБК указывается код элемента дохода, закрепляемый для налоговых доходов за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

14 – 17 разряды КБК занимает код программ доходов, который будет использоваться для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Единственные разряды, определяемые налогоплательщиками самостоятельно.

Начиная с 1 января 2005 года в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с 2005 года, утвержденными приказом Минфина России от 27.08.2004 № 72н, при заполнении поля 104 расчетного документа на уплату налога (сбора) в 14-17 знаках КБК следует указать 1000, при уплате пеней и процентов – 2000, а при уплате штрафов – 3000.

Для определения экономической классификации доходов бюджетов в 18 – 20 разрядах КБК указывается код классификации операций сектора государственного управления. Для платежей, администрируемых налоговыми органами, это:

110 – налоговые доходы;

120 – доходы от собственности;

130 – доходы от оказания платных услуг;

140 – суммы принудительного изъятия;

160 – взносы, отчисления на социальные нужды[5].

2. Практический вопрос. Анализ структуры расходов Федерального бюджета РФ

Нам необходимо рассчитать структуру расходов федерального бюджета и их динамику в млрд. руб. Для этого мы все цифровые данные табл. Переводим из млн. руб. в млрд. руб.

Далее рассчитываем расходы всего за 2004 год путем суммирования расходов по всем 20 разделам за 2004 год. Аналогично рассчитываем расходы за 2005 год.

Показатели

2004 г.

Млрд.руб.

2005 г.

Млрд. руб.

2004 г.

Структура,

%

2005 г.

Структура,

%

Откл. по сумме

Откл. по структуре

Расходы, всего

1050,684

1696,227

100

100

-645,543

В том числе:

1. Государственное управление

41,9714

58,7082

3,99

3,46

-16,7368

0,53

2. Международная деятельность

23,7659

42,8282

2,26

2,52

-19,0623

-0,26

3. Национальная оборона

247,7029

297, 9016

23,57

17,56

-50,1987

6,01

4. Правоохранит. деятельность

148,9094

188,0332

14,17

11,08

-39,1238

3,09

5. Федеральная судебная система

11,807

19,9028

1,12

1,17

-8,0958

-0,05

6. Фундаментальные исследования

23,6877

29,9302

2,25

1,76

-6,2425

0,49

7. Промышленность, энергетика и строительство

44,1532

102,787

4,2

6,05

-58,6338

-1,85

8. С/х и рыболовство

23,7121

29,3218

2,25

1,72

-5,6097

0,53

9. Охрана окружающей среды

5,2973

9,6469

0,5

0,56

-4,3496

-0,06

10. Транспорт, дорожное хоз-во, связь

37,1224

7,617

3,53

0,44

29,5054

3,09

11. Развитие рыночной инфраструктуры

0,09

0,0204

0,008

0,001

0,0696

0,007

12. Предупреждение, ликвидация чрезвычайных ситуаций

6,934

8,6687

0,66

0,51

-1,7347

0,15

13. Образование

54,4988

79,9105

5,18

4,71

-25,4117

0,47

14. Культура и искусство

6,734

10,2113

0,64

0,6

-3,4773

0,04

15. СМИ

7,5256

10,0906

0,72

0,59

-2,565

0,13

16. Здравоохранение и физкультура

23,0851

31,4698

2,19

1,85

-8,3847

0,34

17. Социальная политика

112,2854

501,8806

10,68

29,58

-389,5952

-18,9

18. Обслуживание гос. долга

231,1041

266,597

21,99

15,72

-35,4929

6,27

19. Пополнение государственный резервов

0,2977

0,7012

0,02

0,04

-0,4035

-0,02

20. Прочие расходы

  2

    0,7

0,19

0,04

1,3

0,15

В 20 раздел структуры Федерального бюджета – «прочие расходы» обычно включены расходы по резервным фондам Президента и Правительства Российской Федерации, расходы на проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному бюджету.

Обычно эти расходы не превышают  2-3 млрд. руб., но учитывая, что 2004 год являлся годом выборов Президента Российской Федерации, объем средств, планируемый в 2005 году на проведение выборов и референдумов уменьшен против уровня, утвержденного в бюджете на 2004 год на 75% или на 1,3 млрд. рублей.

Отклонение по сумме между расходами 2004 и 2005 года мы будем рассчитывать отдельно по каждому из разделов путем вычитания из данных за 2004 год расходов за 2005 год. Аналогично рассчитаем отклонение по структуре.

 Краткий анализ таблицы позволяет сделать вывод о частичном решении Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства, роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу. Сравнивать показатели удобнее в удельных весах, т.к. в этом случае мы хоть как-то сглаживаем влияние инфляции. Ведь не так важно, сколько денег тратится на конкретную статью бюджета. Важнее, по-моему, то, какая часть бюджета выделяется для этой цели, другими словами, на сколько важной эту статью считает правительство. Так при сравнении процентных показателей структуры расходов по статьям мы наглядно видим снижение с 0,008%  до 0,001%  доли расходов на развитие рыночной инфраструктуры. Так же видимое снижение идет по статье «транспорт, дорожное хозяйство и связь» на 3,09%. Зато по разделу «промышленность, энергетика и строительство» доля расходов Федерального бюджета увеличена на 1,85%. В 2005 году по наказу Президента заложено значительное увеличение расходов в сфере социальной политики с 10,68% в 2004 году до 29,58%  в 2005 году, что и отражено в нашей таблице.

Если учитывать, что повышение доли социальных расходов в общем объёме расходов федерального бюджета сопровождается перераспределением социальных расходов в пользу региональных бюджетов, то приведённая динамика показателя свидетельствует об исключительной значимости, придаваемой социальной сфере федеральными органами власти.

Заключение

Функциональная классификация позволяет характеризовать главную цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно существующих национальных потребностей. Являясь важным инструментом принятия государственных решений, бюджетная классификация позволяет выделить направления государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета РФ, обоснованно определять объемы их финансирования, что в итоге должно способствовать эффективному государственному управлению. Кроме того, отраслевая группировка расходов бюджета позволяет выявлять пропорции распределения бюджетных средств и путем их корректировки добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре.

Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов. Будучи частью финансовой политики государства бюджетная политика является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства. Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Таким образом, бюджетная классификация - это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

Литература

1.     Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. – М.:Юрайт., 2000.

2.     Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.– 1999.– N 1.

3.     Павлова Л.Н. Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики//Банковское дело – 1997. –№6.  

4.     Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1997 (1998,1999,2000) г».

5.     Финансовая стабилизация в России. – М.: Прогресс- Академия, 2005.

6.     Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С., 1999.


[1] Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С., 1999

[2] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. – М.:Юрайт., 2000.

[3] Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.– 1999.– N 1 с.6

[4] Финансовая стабилизация в России. – М.: Прогресс- Академия, 2005

[5] Финансовая стабилизация в России. – М.: Прогресс- Академия, 2005.