Содержание

Введение. 3

1. Легкая промышленность  как  одна из основных отраслей промышленности в стране. 5

2. Практические аспекты исследования отрасли легкой промышленности Хабаровского края. 7

2.1. Общий статистический и информационный анализ  положения дел в отрасли  легкой промышленности  в России. 7

2.2. Современное состояние отрасли легкой промышленности Хабаровского края. 8

2.3. Основные проблемы отрасли легкой промышленности Хабаровского края сегодня. 12

2.4. Проблемы конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Хабаровского края. 16

3. Направления разрешения проблем легкой промышленности со стороны государства в Хабаровской крае. 24

3.1. Перспективы разрешения проблем отрасли легкой промышленности Хабаровского края. 24

3.2. Государственное разрешение проблем оптового рынка легкой промышленности Хабаровского края. 26

Заключение. 30

Список литературы.. 34

Введение

Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Среди товаров народного потребления выделяют продовольственные и непродовольственные. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и легкой промышленности.

Легкая промышленность является важнейшей отраслью, специализирующейся на выпуске непродовольственных товаров народного потребления. Она обеспечивает население нашей страны обувью, одеждой, трикотажными изделиями, тканями, и другими предметами народного потребления. На легкую промышленность России приходится около 50% от всего выпуска непродовольственных товаров народного потребления. В условиях ориентации экономики страны на социальные нужды населения, именно этой отрасли принадлежит ведущая роль в повышении уровня жизни населения за счет его обеспечения непродовольственными товарами высокого качества.

Однако развитие отрасли сегодня резко замедлилось как  на территории всей России, так и в отдельных областях и районах страны. Развитие отрасли легкой промышленности связано с целым рядом проблем общеэкономического и специального плана.

Большинство  российских экономистов при исследовании проблем развития отрасли легкой промышленности сегодня на первое место выдвигают мероприятия по исследованию текущего состояния дел и  проблем  отрасли с целью разработки перспектив выхода из кризиса. Поэтому исследование проблем легкой промышленности сегодня является весьма актуальным направлением.

Объектом исследования в работе выступает  отрасль легкой промышленности Хабаровского края.

Предметом исследования в работе выступают проблемы отрасли легкой промышленности Хабаровского края.

Целью работы выступает  исследование современных проблем отрасли легкой промышленности Хабаровского края.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.                                рассмотреть теоретические аспекты роли и значения отрасли промышленности

2.                                рассмотреть основные практические аспекты исследования проблем отрасли легкой промышленности Хабаровского края

3.                                рассмотреть основные направления  разрешения проблем легкой промышленности Хабаровского края

В качестве методов исследования используются методы анализа.

1. Легкая промышленность  как  одна из основных отраслей промышленности в стране

Продукция легкой промышленности ориентирована не только на удовлетворение потребностей населения страны. Легкой промышленностью также производится выпуск многих видов сырья и вспомогательных материалов для других отраслей. (машиностроения, пищевой промышленности и др.). Из продукции производственного назначения выпускается в основном корд, множество разновидностей технической производственной ткани. Налаживается выпуск новых видов производственного сырья на предприятиях легкой промышленности[4,с .1 77].

На данный момент перед легкой промышленностью России поставлена также задача формирования и размещения государственных заказов и координирования деятельности предприятий, связанной с выполнением этих заданий; задача разработки программ перспективного развития новых видов сырья и способствования сбалансированному развитию подотраслей.

Легкая промышленность тесно взаимосвязана с другими отраслями промышленности России. Сельское хозяйство обеспечивает её отдельными видами сырья, машиностроение необходимым оборудованием, химическая промышленность – специальными химическими волокнами.

Но доля производства легкой промышленности в промышленном комплексе России к сожалению ничтожна. Она приведена в рис. 1 .

Рис. 1.  Структура промышленности по основным отраслям [3, с. 12]

1.                                Цветная и черная металлургия

2.                                Машиностроение и металлообработка

3.                                Электроэнергетика

4.                                Производство кокса и продуктов нефтепереработки

5.                                Добывающая промышленность

6.                                Химическая и нефтехимическая промышленность

7.                                Легкая промышленность

8.                                Пищевая промышленность

9.                                Другие отрасли

Легкая промышленность России важна не только внутри страны. Существенную роль она играет в межгосударственных отношениях стран Содружества: идёт постоянный обмен сырьём, полуфабрикатами, готовой продукцией. Причём в данный момент продолжают расти объёмы обмена продукцией.

К отрасли легкой промышленности России принадлежат 20 подотраслей, из которых следует выделить самые основные: текстильная (включает хлопчато-бумажную, шерстяную, шёлковую, льняную, пенько-джутовую, трикотажную и др.), кожевенно-обувная, швейная, меховая, галантерейная.

2. Практические аспекты исследования отрасли легкой промышленности Хабаровского края

2.1. Общий статистический и информационный анализ  положения дел в отрасли  легкой промышленности  в России

В 1990 г. в РСФСР было произведено 8 миллиардов метров ткани, около миллиона тонн хлопчатобумажной пряжи, переработано 1 миллион 200 тысяч тонн хлопка. Страна выпускала более 200 тысяч тонн синтетических материалов. Теперь объемы производства снизились по разным видам изделий от 10 до 90 процентов. Соответственно используются и производственные мощности. Причины этих явлений известны: предприятия были лишены оборотных средств, а кредит для их пополнения оказался непомерно дорогим.

В целом ситуация по России такова.

Все предприятия легкой промышленности разбились  примерно на равные группы: около трети из них приспособились к новым условиям, изменили ассортимент выпускаемой продукции, нашли свои ниши, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Еще 30 с небольшим процентов как-то сводят концы с концами. Остальные же предприятия требуют реструктуризации.

В последнее время, однако, характерна тенденция небольшого роста легкой промышленности на фоне стабилизации макроэкономической ситуации и роста промышленного производства в целом. Рост промышленного производства в России в I полугодии 2005 года составил 5.5% по отношению к I полугодию прошлого года. Наибольший рост наблюдается в легкой и пищевой промышленности, а также в машиностроении.

Прогноз макроэкономической ситуации по России в целом следующий.

В 2006 году продолжится действие факторов, ограничивающих достаточно быстрый рост промышленного производства, и даже при некотором ослаблении их действия индекс физического объема промышленной продукции в 2006 году относительно 2005 года не превысит 104,0 - 104,5%, т.е. сократится по сравнению с ожидаемым значением индекса за текущий год, примерно на 1 процентный пункт

Номинальные денежные доходы населения возрастут за 2006 год примерно в 1,3 раза, а реальные располагаемые денежные доходы (при уровне инфляции 120,1-121,8%) будут примерно на 4,5-4,7%) выше, чем в 2005 году.

В 2006 году с учетом решения проблемы погашения просроченной задолженности по заработной плате возможно ожидать увеличения номинальных денежных доходов населения на 23,5% по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса потребительских цен в 2006 году не более чем на 16% реальные располагаемые денежные доходы на 5% превысят уровень предыдущего года.

2.2. Современное состояние отрасли легкой промышленности Хабаровского края

Большое значение  в легкой промышленности Хабаровского края  занимает выпуск спец. одежды и обуви для нефтяников и других производственных предприятий, так или иначе связанных с нефтегазодобывающей отраслью. Некоторые предприятия легкой промышленности изначально были созданы как дочерние крупных и средних предприятий нефтегазовой отрасли. По этим причинам "выживаемость" их зачастую зависит от потребностей и величины заказов промышленного сектора экономики Хабаровского края. Практически не исследуются возможности спроса потребительского сектора, предприятия не развиваются в этом направлении. Хотя в последнее время можно заметить, что появилось больше мобильных малых предприятий легкой промышленности, в небольшой части удовлетворяющих потребительский спрос на швейные изделия в Хабаровском крае.

Несмотря на то, что выручка продукции предприятий легкой промышленности Хабаровского края в денежном выражении росла (см. рис. 2), однако это не является показателем того, что роль ее в экономике Хабаровского края увеличилась. В то время, как увеличивался удельный вес нефтедобывающей, топливной, нефтеперерабатывающей отрасли, удельный вес отрасли предприятий легкой промышленности уменьшался (см. рис. 3).

Рис. 2. Динамика выручки продукции предприятий легкой промышленности Хабаровского края [6, 9 и др.]

  Рис. 3. Динамика удельного веса отрасли легкой промышленности Хабаровского края

Общеэкономическая ситуация по Хабаровскому краю

Несмотря на снижение реальных располагаемых доходов населения в период 2004-2005гг., по данным статистики за 2004 г. и I полугодие 2005 г., они стали увеличиваться в 2004 г. на 15%, а в мае 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого - на 11,7%. Положительную динамику среднедушевых доходов населения можно проследить на рис. 4.

Рис. 4. Динамика среднедушевых доходов населения Хабаровского края

Также увеличились в целом расходы населения Хабаровского края на покупку товаров и услуг (рис. 5).

Рис. 5. Динамика расходов населения на покупку товаров и услуг в Хабаровском крае

Исходя из этого можно сделать вывод, что у отрасли есть все предпосылки для развития и постепенного наращивания объемов производства при росте реальных доходов населения, в том числе и в Хабаровском крае. Но так как на федеральном уровне не ожидается решение основных проблем отрасли в области таможенного права, налогообложения и кредитования, то большое значение в развитии отрасли в Хабаровском крае может иметь частичное решение этих вопросов и других проблем отрасли на уровне края.

Легкая промышленность Хабаровского края сегодня

Легкая промышленность в крае представлена швейными предприятиями и трикотажной фабрикой, которые находятся в городах: Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Бикине[20].

Ассортимент выпускаемых изделий включает в себя швейные изделия (пальто, костюмы, сорочки, платья, куртки, брюки, постельное белье) и верхний трикотаж (взрослый и детский).

Акционерное общество «Бикинская трикотажная фабрика» сдало свои производственные площади в аренду сроком на 10 лет иностранной компании «Амур Си Джей» со 100 процентным китайским капиталом для выпуска изделий из джинсовой ткани.

Производством трикотажных изделий в крае занимается муниципальное предприятие «Бикинская трикотажная фабрика».

Укомплектованность ЗАО «Комсомолка» высокотехнологичным отечественным и зарубежным оборудованием, наличие компьютерного центра моделирования и конструирования одежды позволили эффективно использовать сырье, наладить деловые отношения не только с российскими, но и зарубежными партнерами, для чего было создано дочернее предприятие ЗАО "Ренессанс-Комсомолка", которое ряд лет выполняло заказы иностранных фирм по пошиву готовых изделий из давальческого сырья. В настоящее время ведется работа по освоению как внешнего, так и внутреннего рынков. Кроме этого, предприятия отрасли выполняют заказы по пошиву спецодежды, школьной формы, мягкого инвентаря и других изделий для региональных и муниципальных нужд через участие в конкурсах.

В настоящее время на рынке работают хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством швейных изделий малыми партиями, разработанных собственными модельерами и дизайнерами одежды. Это – небольшие предприятия, гибко реагирующие на постоянно изменяющиеся тенденции моды и платежеспособный спрос населения. В их числе: «Дом мод Татьяны Буровой», цех пошива одежды торговой марки "Ив-Ма-Ди" ИП Димовой М.В., ООО "Стильная спецодежда" и другие.

Всего в крае работает 52 предприятия легкой промышленности. За последние годы установлены контакты и деловые отношения с предприятиями Дальневосточного региона. Деловое партнерство в г. Москве позволяет развивать региональные связи и в западной части Российской Федерации. Достаточно высокий уровень разработок и качества моделей предприятий отрасли, новые формы работы с потребителями позволяют принимать участие в различных российских и международных ярмарках, изучать зарубежный опыт. Так, ЗАО «Комсомолка» в 1997-1999 годах признана производителем товаров, вошедших в «Сто лучших товаров России», ООО «Дом моды Татьяны Буровой» с 2002 года является участником международной выставки готовой одежды в г. Париже.

В крае продолжает работу образованная в 2003 году Ассоциация предприятий легкой промышленности «Хаблегпром», которая объединяет 12 предприятий отрасли.

2.3. Основные проблемы отрасли легкой промышленности Хабаровского края сегодня

Исходя из макроэкономического анализа на основе данных статистики, информационных сайтов и периодической печати были выявлены основные проблемы отрасли легкой промышленности в масштабах Хабаровского края в целом.

Легкая промышленность Хабаровского края, которая ещё совсем недавно была мощным источником поступления средств в бюджет, сегодня находится в сложном положении. Одна из важнейших отраслей промышленности, которая всегда была сильной в Хабаровском крае, сейчас гибнет, и этим обеспокоены многие ведущие специалисты. Многие предприятия Хабаровского края, имевшие в прошлом мировое значение сейчас сократили объём производства или объявлены банкротами. Создаётся впечатление, что государство бросило легкую промышленность на произвол судьбы. Отрасль имеет огромные проблемы, которые в данный момент никто не способен разрешить.

В результате проведённой в середине 90-х годов либерализации импорта, Хабаровский край слишком широко открыл двери для заграничных товаров. Огромными количествами стала поступать в край продукция из других стран, что затмило отечественного производителя (в частности из Китая). От этого пострадала не только легкая промышленность, а и экономика Хабаровского края в целом. В данный момент импортные изделия продолжают доминировать на рынках края.

Легкая промышленность Хабаровского края страдает так и из-за налоговой политики государства. Из-за больших налогов у предприятий не остаётся средств для  широкомасштабного производства, а для иностранных фирм налоговая политика почему то намного мягче.

Отрасль ощущает острую нехватку государственных инвестиций Хабаровского края. Деньги сейчас вкладываются в развитие металлургии, машиностроения и других отраслей, в которых ситуация значительно лучше чем в легкой промышленности.

В крае не делается конкретных законодательных шагов к созданию необходимых условия для эффективной работы предприятий легкой промышленности.

Неэффективным является само управление многими предприятиями, управленческие должности занимают, как правило, люди недостаточно квалифицированные.

Большинство предприятий Хабаровского края работают на низкокачественном сырье, так как далеко не все могут позволить себе импортировать сырьё из других стран.

Низок уровень культуры и технологии производства, огромно отставание от легкой промышленности ведущих стран. В результате этого продукция далеко не всегда удовлетворяет потребности населения.

Основные проблемы легкой промышленности  Хабаровского края можно кратко сформулировать следующим образом[8,с .1 90]:

1. Долги. Общая величина долга  предприятий легкой промышленности Хабаровского края огромна. Частично здесь есть вина государства, которое не оплачивает свои заказы. Это приводит к тому, что текстильщики не могут расплатиться с бюджетом; в итоге задолженность увеличивается за счет пени и штрафов. С таким багажом невозможно получить кредиты даже под залог недвижимости.

2. Нелегальный импорт товаров. Сегодня практически не существует никакой защиты  рынка Хабаровского края, товар везут отовсюду. Особенно это касается Китая и Турции, чьим "ширпотребом" забиты все рынки. Крупным поставщиком изделий легкой промышленности стал Вьетнам. Очень много поступает в край неучтенного товара. По данным, спрос на чулочно-носочные изделия в крае составляет 680 миллионов пар в год. Треть производит край сам, импорт - две трети. Хотя отечественные производственные Хабаровского края мощности позволяют выпускать 1,5 миллиарда пар. Из 407 миллионов импортируемых пар учтенных - только 180 миллионов. Получается, что размер нелегального импорта сравним с собственным производством.

3. Низкая адаптация к изменившейся макроэкономической ситуации.

Макроэкономические процессы, проходившие в экономике в целом, в том числе и в Хабаровском крае, безусловно, затронули и легкую промышленность. За сравнительно короткий промежуток времени необходимо было перейти от системы всеобщего распределения на основе приоритетных политических решений к системе рыночного ведения хозяйства, основанного на экономическом расчете. Иначе говоря, надо было научиться принимать решения на основе собственных калькуляций как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В редких случаях административно навязанные связи совпадали с рыночно диктуемыми. Для скорейшего преодоления системного кризиса отрасли необходима была смена парадигмы действия, овладение такими понятиями, как маркетинг, спрос, предложение, конъюнктура, причинно-следственными факторами этих понятий.

4. Недостаток собственных оборотных средств, большой удельный вес устаревшего технологического оборудования.

5. Высокий уровень налогообложения, высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и таможенные пошлины на импорт оборудования, сырья и материалов.

Наиболее распространенный способ выживания предприятий легкой промышленности Хабаровского края на фоне таких социально-экономических условий - работа с давальческим сырьем. Существует группа трейдеров - "давальцев", которые поставляют фабрикам сырье. Это позволяет предприятиям оплачивать все расходы; произведенную продукцию поставщики забирают для реализации. Главный порок такой системы в том, что не выделяются деньги на инвестиции. По сути дела "давальческие" фирмы паразитируют на когда-то созданном потенциале легкой и текстильной промышленности. Хотя работу предприятий с давальческим сырьем нельзя однозначно назвать проблемой легкой промышленности. В настоящей ситуации - это неизбежная необходимость для многих предприятий Хабаровского края.

Основными проблемами оптового рынка  легкой промышленности Хабаровского края являются.

Сбыт продукции – главная проблема. Причина ее возникновения -низкая платежеспособность населения  Хабаровского края при постоянно растущих ценах. В I полугодии 2005 г. около 15% всего населения имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Тяжелое финансовое состояние предприятий легкой промышленности Хабаровского края, связанное с недостатком оборотных средств, неплатежами, высокими ставками за кредиты возрастающими доходами на внутренние нужды, платой за сырье[13,с . 144].

Неконкурентноспособность отечественных товаров.

Отставание уровня состояния инфраструктуры оптового рынка от современных требований.

Неэффективность налоговой политики государства.

Низкий уровень информационного обслуживания оптового рынка.

Предприятия легкой промышленности и оптовые предприятия  легкой промышленности Хабаровского края вынуждены прибегать к дорогостоящим услугам разных посреднических фирм или совсем отказываться от них, действуя самостоятельно, на свой страх и риск.

2.4. Проблемы конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Хабаровского края

Проблемы, связанные с  конкурентоспособностью предприятий текстильной и легкой промышленности Хабаровского края  в последнее время являются весьма актуальными. Вполне закономерно, что конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым к любому хозяйствующему субъекту открытым рынком.

Знание основных источников конкурентного давления обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволит выявить сильные и слабые стороны компаний легкой промышленности Хабаровского края, дать четкое обоснование позицио­нирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут наилучший результат, и определить потенциальные возможности и факторы угрозы для компании в  отрасли легкой промышленности. Понимание этих источников позволяет также рассмотреть возможные направления диверсификации.

Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов отрасли легкой промышленности. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что не будет серьезной опасности в плане вторжения.

В соответствии с теорией международной конкуренции, существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа (что относиться и к отрасли легкой промышленности Хабаровского края)[16,с . 155].

1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль легкой промышленности в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками (и, соответственно, с низкой прибыльностью). При снижающихся объемах производства внутри страны этот барьер преодолеть легко. В 2004 г. объемы производства   отрасли легкой промышленности Хабаровского края по отношению к 1990 г. снизились в 6 раз. Доля текстильной и легкой промышленности в  уменьшилась за годы перестройки в 10 раз и составляет сегодня немногим более 1%. Это позволит внешним конкурентам легко преодолеть этот барьер. По данным органов статистики, в 2004 г. доля отечественных товаров на внутреннем рынке легкой промышленности Хабаровского края сократилась до 20% против 23% в 2003 г.

2. Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с производителем также является серьезной преградой для вторжения, поскольку новым компаниям необходимо преодолеть приверженность потребителей к существующим маркам. Что касается отечественных предприятий, только единицы их них имеют стойких приверженцев их продукции.

Сейчас ситуация на рынке легкой промышленности Хабаровского края такова, что на него выплескивается относительно дешевая продукция. Мировой опыт показывает, что хорошую прибыль можно заработать, только выпуская новую продукцию. Для отечественных предприятий  отрасли легкой промышленности Хабаровского края выпуск принципиально новых видов продукции, не имеющих аналогов, является серьезной проблемой. Даже успешно работающие отечественные предприятия, выпускающие дорогую и качественную продукцию, занимаются копированием известных брендов.

3. Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательская работа.

Что касается проникновения на хабаровские  рынки, то российские предприятия легкой промышленности не составляют большой конкуренции.

Потребность в капитале в отрасли высока, но иностранным компаниям, имеющим доступ к сравнительно недорогим финансовым ресурсам, решить эту проблему гораздо проще, чем российским.

4. Более высокие издержки. Компании, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства. Эти преимущества могут быть основаны на использовании передовых технологий, доступе к лучшим источникам сырья, активах, приобретенных ранее по более низким ценам, государственных субсидиях или выгодном местоположении. В этом смысле хабаровские  предприятия легкой промышленности имеют сегодня преимущества: доступ к дешевым трудовым и энергетическим ресурсам.

Российские хабаровские  предприятия, привыкшие за годы перестройки завышать себестоимость с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли, не смогут составить серьезной конкуренции по издержкам грамотному иностранному менеджменту.

В то же время российские товары легкой промышленности Хабаровского края не выдерживают ценовой конкуренции с товарами из развивающихся стран. Нет еще должного понимания, как сокращать себестоимость. Опираясь на мировой опыт можно утверждать, что внедрение управленческого учета позволило бы сформулировать и выстроить оптимальную затратную и ценовую политику. На ряде передовых предприятий отрасли легкой промышленности Хабаровского края есть понимание и стремление внедрить систему учета и управления затратами[19,с .1 6].

5. Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Новые продукты могут вытеснить традиционные за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения, усилий, направленных на повышение продаж, и применения других способов. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль.

Умение продать свою продукцию, даже хорошую, всегда было проблемой для отечественных  хабаровских предприятий: на широкую рекламную кампанию денег, как правило, нет, как и желания и умения эффективно организовать фирменную торговлю. У новых конкурентов серьезных проблем с захватом каналов распределения не предвидится.

6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья. Правительство может создавать барьеры с помощью таких механизмов, как контроль за стандартами, технические барьеры в торговле. Сегодня государственные структуры практически не препятствуют проникновению на рынок низкосортной продукции.

Отрасль легкой промышленности  неизбежно столкнется с серьезными проблемами, которые вытекают из генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), вынуждающего страны-участницы брать на себя обязательства по «связыванию» тарифов. Для России это означает снижение импортных пошлин в 2–4 раза, что может больно ударить по отечественному производителю, в том числе на территории Хабаровского края. На условном примере мы рассмотрели, как повлияет на внешнеторговую себестоимость снижение ввозных таможенных пошлин.

Но высокие таможенные пошлины не могут возродить отрасль легкой промышленности, необходимы капиталы и технологии.

В течение переходного периода отрасли  легкой промышленности Хабаровского края необходимо участие правительства хотя бы в минимальной защите рынка, и это возможно, используя такой инструмент, как технические барьеры в торговле.

Успехи отрасли в целом и отдельных предприятий отрасли Хабаровского края в соперничестве с конкурентами во многом определяются состоянием экономической среды в крае, характеризуемой, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера «Международная конкуренция», четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:  -  факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и пр.);

 -  условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли;  -  наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

 -  стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

Рассмотрим более подробно факторные условия, которые составляют основу конкурентных преимуществ предприятий легкой промышленности Хабаровского края.

Материальные ресурсы. Нельзя сказать, что по размерам, структуре и качеству производственных ресурсов Хабаровский край превосходит большинство  других регионов.

Принято считать, что одно из безусловных конкурентных преимуществ хабаровских  предприятий — богатые природные ресурсы, на которые они могут опираться. В отношении предприятий отрасли это утверждение верно лишь отчасти.

Богатство энергоресурсами, казалось бы, должно давать конкурентные преимущества, но этого не происходит. Географическое положение Хабаровского края делает материальные затраты уже более высокими, чем у основных конкурентов. Плюс к этому громадная протяженность территории обуславливает высокие транспортные расходы[14,с .1 65].

Кроме того, конкурентные преимущества, связанные с обеспеченностью края энергоресурсами, нивелируются высокими ценами на них, которые постоянно растут и будут расти дальше.

Россия, как известно, не производит хлопок, он импортируется. Цены на хлопковое волокно на российском рынке выше, чем в странах, его производящих. Хлопчато-бумажные предприятия Хабаровского края по этому факторному условию уже проигрывают. Необходима помощь государства в обеспечении прямых поставок хлопка из стран-производителей.

Значительная часть сырьевых ресурсов в Хабаровском крае закупается по импорту (хлопок, шерсть) с известными проблемами: недостаток свободных оборотных средств, административные барьеры при таможенном оформлении, дороговизна привлекаемых заемных средств.

Хлопковую зависимость от импорта  хабаровских предприятий необходимо компенсировать товарами-заменителями — искусственными и синтетическими волокнами. Но товары-заменители требуют реструктуризации текстильной отрасли и больших капиталовложений края.

Трудовые ресурсы  края на сегодняшний день по численности вполне достаточны для удовлетворения потребностей народного хозяйства в общем и отрасли в том числе. Но численность работающих в отрасли сокращается (в 2004г. — на 15%) по причине низкой заработной платы.

Но в перспективе к 2010 г. страну, по прогнозам, ожидает существенное сокращение численности.

Таким образом, у предприятий легкой промышленности Хабаровского края будут проблемы со специализацией на трудоемких изделиях.

Хабаровский край отстает по квалификации, производительности труда и трудовой дисциплине. Снижает качество рабочей силы также ее низкая мобильность, обусловленная рядом экономических и административных причин (проблемы с регистрацией и обеспеченностью жильем при переезде   в край).

Технологические ресурсы предприятий отрасли Хабаровского края как совокупность применяемых технологий в целом развиты недостаточно..

Действующее налоговое и таможенное законодательство создает мощный экономический заслон ввозу в край современного технологического оборудования. На сегодняшний день нет реальных перспектив повышению уровня технологических ресурсов как одного из важнейших факторов конкурентоспособности отрасли края.

Инвестиционные ресурсы также недостаточны. Естественно, что в существующих рыночных отношениях основными инвесторами должны являться собственники. Отечественные предприятия края в подавляющем большинстве не располагают достаточными собственными ресурсами для осуществления значительных капиталовложений. Также они не могут широко пользоваться значительными объемами банковских кредитов и внебанковских займов в связи с их относительной дороговизной и отсутствием обеспечения возвратности кредитов.

Отдельные производства являются настолько капиталоемкими (текстильное, кожевенное, отделочное), что поднять их с сегодняшнего уровня до современного без помощи государства в том или ином виде практически невозможно.

Недостаточность капиталовложений предприятия грозит все большим технологическим отставанием, и отрасль можно довести до такого состояния, что  практически будет безразлично, до какого уровня будут снижены ввозные пошлины, так как с импортом конкурировать уже будет некому. Инновационное обновление основных фондов предприятий Хабаровского края сегодня является главным фактором выживания предприятий отрасли легкой промышленности в условиях жесточайшей конкуренции.

Совершенно очевидно, что и по этому факторному условию отрасль не конкурентоспособна[11, с. 12].

Отечественная инфраструктура Хабаровского края (транспорт, связь, информационные системы) не отвечают в полной мере современным потребностям народного хозяйства.

Таким образом, состояние и перспективы развития факторных условий  отрасли легкой промышленности Хабаровского края не обеспечивают безусловных преимуществ хабаровским предприятиям и ограничивают возможности ускоренного повышения конкурентоспособности.

3. Направления разрешения проблем легкой промышленности со стороны государства в Хабаровской крае

3.1. Перспективы разрешения проблем отрасли легкой промышленности Хабаровского края

Какой бы тяжелой не была в данный момент ситуация в легкой промышленности Хабаровского края, она отнюдь не безвыходна. Легкая промышленность является очень перспективной отраслью. Следует перечислить основные перспективы, в случае реализации которых легкая промышленность Хабаровского края вернула утраченную силу.

Разработка системы налогообложения, которая бы стимулировала увеличение объёмов производства конкурентоспособных товаров, успешное  их обновление, повышение качества, уменьшение цены, а также технической переоснащение предприятий, внедрение новых технологий производства товаров.

Организация контроля за использованием оборотных средств предприятий легкой промышленности Хабаровского края, который должен включать: выбор показателей, которые характеризуют состояние и использование оборотных средств; осуществление систематического наблюдения за использованием оборотных средств и фиксирование параметров их состояния; определение отклонений фактических показателей от запланированных и установление причин их возникновения; разработка мероприятий по прекращению использования оборотных средств[18, с. 211].

Внедрение льготного кредитования предприятий легкой промышленности Хабаровского края для покупки сырья, которого в крае  вырабатывается недостаточно, модернизации общего производства, освоения новых видов товаров.

Стимулирование развития собственной сырьевой базы легкой промышленности Хабаровского края.

Внедрение научно-технического прогресса в сферу легкой промышленности Хабаровского края.

Усовершенствование таможенно-тарифного регулирования системы защиты отечественного товаропроизводителя.

Создание на промышленных предприятиях эффективно действующей службы маркетинга.

Проведение маркетинговых исследований, по результатам которых осуществлять разработку оптимальной товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

Налаживание взаимоотношений с партнерами на принципах делового сотрудничества и их общими усилиями удовлетворять требования потребителя.

Расширение ассортиментного набора товаров для разных слоёв населения, выпускать его разнообразным по назначению (для дома, работы, отдыха и др.) и вносить в него национальный  колорит.

Налаживание  современной информационной аналитическо-прогнозной системы, которая позволяла бы изучать особенности, тенденции развития товарного рынка, оценивать и прогнозировать его конъюнктуру.

Производство и поставка товаров на внутренний рынок, причем по качеству они не должны уступать товарам, которые Хабаровский край экспортирует в другие страны.

Создание конкурентоспособности хабаровских предприятий с зарубежными фирмами, путём умелого использования их позитивного опыта на  рынке легкой промышленности. Это позволит вернуть утраченные позиции и завоевать новые, что поднимет авторитет легкой промышленности Хабаровского края.

Проведение отдельных мероприятий по защите внутреннего рынка и товаропроизводителей от бесконтрольного поступления некачественных товаров импортного производства.

Создание условий для развития цивилизованных каналов розничной продажи товаров. Кроме магазинов разной формы специализации и ориентированных на свой сегмент рынка, целеустремленно развивать и усиленные предприятия, которые бы использовали разнообразный маркетинговый инструментарий для продвижения отечественной продукции, причем не только на внутренний, а и на внешний рынок Хабаровского края[4,с . 16].

Выпуск новых видов оборудования для легкой промышленности: для обувной, например, мездрильные, строгальные, сушильные машины для изготовления натуральной кожи.

Стимулирование развития фирменных магазинов отечественных производителей, а также фирменных отделов в универмагах, домах торговли, специализированных магазинах Хабаровского края. Для обеспечения эффективного функционирования необходимо их размещать на центральных улицах городов, больше рекламировать и создавать позитивный имидж товаропроизводителя и его продукции.

Содействие созданию совместных предприятий, объединения предприятий в концерны Хабаровского края.

Стимулирование развития малых предприятий по производству одежды. обуви, других предметов народного потребления.

Организация и проведение специализированных выставок товаров легкой промышленности, поддержка работы ярмарок продажи легкой промышленности.

Улучшение условий труда и защита прав работников предприятий легкой промышленности Хабаровского края.

3.2. Государственное разрешение проблем оптового рынка легкой промышленности Хабаровского края

Необходимость государственного регулирования оптового рынка  легкой промышленности Хабаровского края обусловлена некоторыми факторами. Создание современного складского и транспортно-экспедиционного хозяйства, а также информационных систем требует крупных капиталовложений, которые реально может осуществить только государство.

Превращение государства в заказчика и потребителя определенного круга товаров (спецодежды и спецобуви) для обеспечения обороноспособности  требует четкой системы формирования и распределения государственных ресурсов. Система должна возглавляться государственными органами управления.

Формирование единого товарного рынка с межрегиональной и международной интеграцией невозможно без государственного участия и поддержки.

Только государство, обладая компетенцией законодательного и нормативного регулирования, может нейтрализовать процесс монополизации производителей и торговых предприятий Хабаровского края, создать необходимые условия для предприятий во внешнеторговой деятельности.

Предложения по государственному регулированию оптового рынка товаров легкой промышленности Хабаровского края:

Разрабатываемые в настоящее время федеральные программы, затрагивающие различные аспекты развития легкой промышленности и торговли Хабаровского края, необходимо увязывать с аналогичными программами, разрабатываемыми в крае, или с межрегиональными, с тем, чтобы не распылять ограниченные средства и обеспечить комплексный подход во времени и пространстве. Правовое оформление программ обеспечит обязательность их выполнения для органов управления всех уровней, долговременность и устойчивость связей всех участников рынка Хабаровского края.

Государство должно совершенствовать методы регулирования экспорта и импорта продукции легкой промышленности Хабаровского края, способствовать выходу на внешние рынки производителям и предприятиям оптовой торговли. Необходимо шире вводить квоты на ввоз зарубежных товаров, демпинговую политику, а также повышать требования к качеству импортных товаров.

Для расширения рынка товаров легкой промышленности Хабаровского края государство  в лице администрации края может создать фонд развития рынка товаров легкой промышленности, используя для этого: средства от приватизации и продажи государственных акций; средства обанкротившихся предприятий легкой промышленности и оптовой торговли; пошлина на импортные товары; нецелевые кредиты, получаемые по межправительственным соглашениям; средства федерального фонда в порядке безвозмездных ссуд или помощи.

С участием государства организовывать крупные торгово-промышленные и финансово-промышленные группы с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции Хабаровского края[5,с. 33].

Организовывать на межрегиональном уровне ассоциации малых и средних предприятий (юридические, финансовые, информационные, лизинговые и маркетинговые центры, центры моды).

Разработать рекомендации по рациональному размещению торгово-складской и производственной сети предприятий по видам и специализации в городах и сельской местности Хабаровского края (в расчете на 1000 жителей) с тем, чтобы администрация края использовала эти нормы при выдаче лицензии на тот или иной вид деятельности или строительстве новых предприятий в крае.

Создать систему информационного обеспечения потребительского рынка товаров легкой промышленности Хабаровского края, т.е. систему коммерческой, нормативной и статистической информации.

Восстановить оборотные средства оптовых предприятий Хабаровского края.

Новым направлением госрегулирования является антимонопольная деятельность государства и местных органов власти Хабаровского края. Необходимо: применить дифференцированный подход к установлению критерия монополизации по подотраслям легкой промышленности края; разработать методические подходы к определению оценки входных барьеров.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.

Легкая промышленность является важнейшей отраслью, специализирующейся на выпуске непродовольственных товаров народного потребления.

Продукция легкой промышленности ориентирована не только на удовлетворение потребностей населения страны. Легкой промышленностью также производится выпуск многих видов сырья и вспомогательных материалов для других отраслей. (машиностроения, пищевой промышленности и др.).

Исходя из макроэкономического анализа на основе данных статистики, информационных сайтов и периодической печати были выявлены основные проблемы отрасли легкой промышленности в масштабах Хабаровского края в целом.

Легкая промышленность Хабаровского края, которая ещё совсем недавно была мощным источником поступления средств в бюджет, сегодня находится  в сложном  положении.

В результате проведённой в середине 90-х годов либерализации импорта, Хабаровский край слишком широко открыл двери для заграничных товаров.

Легкая промышленность Хабаровского края страдает так и из-за налоговой политики государства.

Отрасль ощущает острую нехватку государственных инвестиций Хабаровского края.

Низок уровень культуры и технологии производства, огромно отставание от легкой промышленности ведущих стран.

Общая величина долга  предприятий легкой промышленности Хабаровского края огромна.

Сегодня практически не существует никакой защиты  рынка Хабаровского края, товар везут отовсюду. Особенно это касается Китая и Турции, чьим "ширпотребом" забиты все рынки.

Макроэкономические процессы, проходившие в экономике в целом, в том числе и в Хабаровском крае, безусловно, затронули и легкую промышленность. За сравнительно короткий промежуток времени необходимо было перейти от системы всеобщего распределения на основе приоритетных политических решений к системе рыночного ведения хозяйства, основанного на экономическом расчете.

Недостаток собственных оборотных средств, большой удельный вес устаревшего технологического оборудования.

Высокий уровень налогообложения, высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и таможенные пошлины на импорт оборудования, сырья и материалов.

Предприятия легкой промышленности и оптовые предприятия  легкой промышленности Хабаровского края вынуждены прибегать к дорогостоящим услугам разных посреднических фирм или совсем отказываться от них, действуя самостоятельно, на свой страх и риск.

Какой бы тяжелой не была в данный момент ситуация в легкой промышленности Хабаровского края, она отнюдь не безвыходна. Легкая промышленность является очень перспективной отраслью. Следует перечислить основные перспективы, в случае реализации которых легкая промышленность Хабаровского края вернула утраченную силу.

Основные рекомендации:

- Разработка системы налогообложения, которая бы стимулировала увеличение объёмов производства конкурентоспособных товаров, успешное  их обновление, повышение качества, уменьшение цены, а также технической переоснащение предприятий, внедрение новых технологий производства товаров.

- Организация контроля за использованием оборотных средств предприятий легкой промышленности Хабаровского края

- Внедрение льготного кредитования предприятий легкой промышленности Хабаровского края для покупки сырья

- Стимулирование развития собственной сырьевой базы легкой промышленности Хабаровского края

- Внедрение научно-технического прогресса в сферу легкой промышленности Хабаровского края

- Усовершенствование таможенно-тарифного регулирования системы защиты отечественного товаропроизводителя.

-Создание на промышленных предприятиях эффективно действующей службы маркетинга.

-Проведение маркетинговых исследований, по результатам которых осуществлять разработку оптимальной товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.

-Налаживание взаимоотношений с партнерами на принципах делового сотрудничества и их общими усилиями удовлетворять требования потребителя.

- Создание конкурентоспособности хабаровских предприятий с зарубежными фирмами, путём умелого использования их позитивного опыта на  рынке легкой промышленности

- Проведение отдельных мероприятий по защите внутреннего рынка и товаропроизводителей от бесконтрольного поступления некачественных товаров импортного производства

- Создание условий для развития цивилизованных каналов розничной продажи товаров

- Выпуск новых видов оборудования для легкой промышленности

- Стимулирование развития фирменных магазинов отечественных производителей

- Содействие созданию совместных предприятий, объединения предприятий в концерны Хабаровского края

- Стимулирование развития малых предприятий по производству одежды. обуви, других предметов народного потребления

- Организация и проведение специализированных выставок товаров легкой промышленности, поддержка работы ярмарок продажи легкой промышленности

Список литературы

1.     Артюхина В.В. «Легонькая" промышленность дышит на ладан.- М.: Инфра,2002. – 287 с.

2.     Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособ.- Новосибирск: Лада, 2000

3.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Вопросы – ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учеб. пособ.- М.: Контракт, Инфра-М, 2000

4.     Бородыня А.Г.  Бремя легкой промышленности // Деловой вестник. – 2004. -  №12

5.     Вилкас А., Карните Р. Теневая экономика Латвии. // ЭКО. – 1993. - №33. – с.140-141

6.     Голошубова Н.О. – Рынок товаров легкой промышленности // Деловой вестник .–2004.  -  №12

7.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособ/ Под ред. А.И. Добрынина. – М. : инфра- М, 2000

8.     Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – Спб.: Питер, 2000. – Серия «Краткий курс»

9.     Курс экономической теории: Учебник/ Под общ ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Кисилевой. – Киров: АСА, 2000

10.                       Макаров Д. Рыночной экономике – правовое государство. //  Вопросы экономики. – 1998. - №3. – с.45.

11.                       Мишина М.А. Легкая промышленность легка на подъем. – Хабаровск, 2004. – 231 с.

12.                       Николаев И. Теневая экономика: причины, последствия, перспективы. // Общество и экономика.- 1997. - №6. – с.43.

13.                       Черный Ю.К. – Тяжелая судьба легкой промышленности. // Бизнес-Информ. – 2004.  -   №12

14.                       Шебуков Р. Планета «красных фонарей». // Аргументы и факты. – 1998. - №4. – с.15.

15.                        Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2001

16.                       Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра- М, 2000

17.                       Экономическая теория:  Учебник для вузов/ Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: СПб УЭФ; Питер, 2000

18.                       Экономическая теория: Курс лекций/ Под ред. А.Ю. Шарипова, Л.Ю. Руди. В 2 частях. – Новосибирск: НГАЭ и У, 2000

19.                        Экономика: Учебник/ Под ред. А. Булатова. – М., 1997

20.                       Интернет ресурсы: http://www.promsnab.net/e.go; http://leg.expoweb.ru