Содержание
Введение. 3
1. Спрос и предложение. 4
2. Характеристика эластичности спроса и предложения хлеба и дорогих украшений 7
3. Построение графика спроса и предложения. 9
Заключение. 12
Литература. 13
Введение
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Состояние любого рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:
· Спрос;
· И предложение.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Понятие же эластичности, как спроса, так и предложения, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.
1. Спрос и предложение
Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату–т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей–мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.[1]
Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:
1. цена самого товара Х (обозначим ее Рх);
2. цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где N—число товаров, взаимосвязанных с товаром X);
3. вкусы потребителей (Т);
4. средний доход потребителей (Y);
5. распределение дохода между потребителями (Y*);
6. количество покупателей (N);
7. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е)[2].
Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?
Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют.
На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:
1) цена самого товара Х (обозначим Рх);
2) цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X;
3) уровень технологии (L);
4) цели фирмы (А);
5) величины налогов и субсидий (Т);
6) цены на иные товары (Pi);
7) ожидания (Е);
8) количество производителей товаров (N)[3].
Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) – это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.
В качестве наиболее значимых факторов ценовой эластичности спроса можно выделить следующие факторы:
1. Заменяемость. Чем больше у данного товара существует хороших заменителей, тем эластичнее спрос на него (например, определенный сорт хлеба, сыра, йогурта, зубной пасты, стирального порошка и т.д.).
2. Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя (при прочих равных условиях), тем выше эластичность спроса на него (например, автомобиль, дом), поскольку даже небольшое в процентном отношении изменение цены может оказаться для потребителя существенным и ему придется отложить приобретение данного товара. Если же растет цена, например, на шоколадку, пусть даже значительно в процентном отношении, то большинство покупателей не откажутся от ее приобретения, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существенным. Поэтому, если удельный вес расходов на товар в доходе потребителя незначителен, то спрос на него, скорее всего, окажется неэластичным.
3. Принадлежность к товарной группе: Предметы роскоши и предметы потребления. Спрос на предметы первой необходимости является неэластичным (хлеб — 0,15; электроэнергия — 0,13; медицинское обслуживание — 0,31; табак — 0,46 и т.д.). Спрос на предметы роскоши для основной массы потребителей эластичен (обед в ресторане, модная одежда, драгоценности и др.). Другая группа случаев успешного снижения цены касается отраслей, в которых покупатель «нелоялен» к поставщику, т.е. склонен менять партнера при получении более выгодного предложения.
4. Фактор времени. Спрос на продукт, как правило, тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений. Здесь играет роль и сила привычки, и долговечность продукта, и возможность в будущем принять другое решение, и т.д. ( Например, краткосрочный спрос на бензин — 0,2; долгосрочный — 0,7).
5. Фактор совокупности. Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них.
Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара.
Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.
Факторы, влияющие на эластичность предложения
1. Фактор времени
2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения
3. Возможности (гибкость) технологического процесса.
2. Практическое задание: характеристика эластичности спроса и предложения хлеба и дорогих украшений
К товарам неэластичного спроса, когда спрос постоянен и в данной ситуации нет необходимости увеличивать предложение, относятся: товары первой необходимости (хлеб, соль, электроэнергия, и т.д.); а так же товары, совсем или почти не имеющие замены.
Ценовая эластичность спроса на хлеб по фактору заменяемости является, безусловно, очень мизерной. Причем спрос на хлеб “вообще” для большинства покупателей окажется неэластичным, а вот спрос, например на “бородинский” хлеб будет для них более эластичным, поскольку его возможно заменить другим сортом. По фактору удельного веса расходов на товар в доходе потребителя спрос на хлеб так же неэластичен. Поскольку если вырастет цена, пусть даже значительно в процентном отношении, то большинство покупателей не откажутся от приобретения хлеба, поскольку по отношению к их доходу это повышение не является столь уж существенным. Поэтому делаем вывод, что спрос на предметы первой необходимости – а именно хлеб – является неэластичным, примерно равным 0,15.
Теперь рассмотрим общие представления о зависимости спроса от доходов потребителей, а также об эластичности спроса по доходу и цене для товаров, относящихся к предметам роскоши, и в частности для ювелирных изделий с бриллиантам, которые являются ярчайшими представителями такого вида товаров как дорогие украшения. Предметы роскоши относятся к так называемым товарам высшей категории или нормальным товарам, т.е. к товарам, спрос на которые растет с увеличением доходов.
Обычно считается, что предметы роскоши эластичны по цене, так как от их потребления легко отказаться в случае роста цен. При этом эластичность тем более высока, чем больше цена товара по сравнению с величиной дохода потребителей. По этому показателю бриллиантовые изделия уступают престижным автомобилям и тем более роскошным особнякам. В пользу того, что ценовая эластичность ювелирных украшений может быть относительно невысокой говорит и ограниченная их заменяемость. Кроме того, следует учитывать, что потребление немалой доли бриллиантовых украшений обусловлено традициями. Спрос на такие изделия либо может быть близок к неэластичному, либо его формально можно отнести к спросу с единичной эластичностью. Имеется в виду такое поведение спроса, при котором с изменением цены потребитель начинает приобретать товар того же назначения, но либо более высокого качества (с падением цен), либо пониженного качества (с ростом цен). В этих случаях потребляется несколько другой товар, но его количество, как и затраты на него, остаются неизменными.
3. Построение графика спроса и предложения
Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.
Установим с помощью совершенно условного примера зависимость величины спроса (С) от цены реализации (Ц) и построим кривую спроса: по цене 800 руб. за штуку покупатели находят всего 100 единиц товара, а снижение цены до 600 руб. повышает спрос до 200 единиц (рис.1). Но кто же удовлетворяет спрос? Производитель (продавец). Поэтому анализ рынка невозможен без построения кривой предложения, показывающей, сколько товара и по каким ценам может быть предложено производителем. Так, по цене 100 руб. за штуку производитель предлагает 100 единиц товара, по цене 400 руб. — 300 единиц по цене 800 руб. — уже 500 единиц (рис.2). Высокая цена побуждает производителя к наращиванию выпуска продукции.
Нормальные товары или товары высшей категории, а значит и дорогих украшений, имеют положительную эластичность по доходу. При доходах, близких к порогу потребления, I = , т.е. в самом начале потребления эластичность Ei равна бесконечности. С ростом дохода эластичность спроса быстро падает, стремясь к единице. Уже при доходах, равных двум пороговым значениям (2 ), Ei = 2, а при доходах, равных 5 пороговым значениям (5 ), Ei = 1,25[4].
Рис. 4. Зависимость эластичности спроса по доходу от величины личного дохода I, выраженного в пороговых значениях
При этом эластичность спроса при любой величине дохода, измеренной в пороговых значениях потребления, не зависит от скорости роста спроса с ростом дохода, т.е. от крутизны прямой, описывающей взаимосвязь между Q и I.
Таким образом, если спрос на предметы роскоши линейно зависит от личного дохода, то при любых параметрах этой зависимости эластичность спроса по доходу по мере превышения последним порогового значения быстро падает и стремится к единице.
Если речь идет о товаре, который не имеет заменителей или его заменяемость ограничена, как это отчасти имеет место в случае с бриллиантовыми украшениями, то зависимость спроса в денежном выражении от дохода может представлять собой зависимость денежных средств, которые потребитель готов затратить на приобретение ЮБИ, если даже цена товара меняется. Это предположение выглядит тем более оправданным, чем в меньших пределах меняется цена. Тогда при фиксированной величине дохода I изменение цены товара будет изменять спрос на него (в натуральном выражении) так, что выручка будет оставаться неизменной, т. е. PQ = const и ценовая эластичность такого товара[5]
Рис. 7. Кривые спроса (зависимости между ценой P и спросом Q) для личного дохода, превышающего пороговое значение в 2, 5 и 10 раз при линейной зависимости.
Заключение
Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде всего, акцизных налогов; при разработке мер государственного воздействия по регулированию выпуска сельскохозяйственной продукции; установление минимума заработной платы, и т.д.
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.
При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.
В заключение выделим основные области использования эластичности в микроэкономическом анализе:
1.Анализ поведения потребителя.
2.Определение стратегии фирм и предприятий, максимизирующей их прибыль.
3.Выработка мероприятий государственного регулирования экономики и особенно политики занятости.
4. Разработка структуры налогообложения.
5. Прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены продукта.
Литература
1. Бреслав Е.К. Стереотипы руководителей и проблемы предприятия (статья третья) // Москва, Директор-Инфо. 2005 -21 марта.
2. Макконнелл К.Р., Брю Стэнли Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. 11-го изд. – М.: “Республика”, 1993.
3. Горелова Г.И. Малый бизнес и власть: диалог на равных.// Краснодар, Краснодарские известия. 2002. – 22 мая.
4. Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 2000.
5. Цены и ценообразование в условиях рыночной экономики: Учеб. Пособие / М.Ф. Ужвенко; Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 1996.
6. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов. – М.: Эльф К – пресс., 1995.
[1] Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов. – М.: Эльф К – пресс., 1995.
[2] Макконнелл К.Р., Брю Стэнли Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. 11-го изд. – М.: “Республика”, 1993.
[3] Макконнелл К.Р., Брю Стэнли Л.. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. : Пер. с англ. 11-го изд. – М.: “Республика”, 1993.
[4] Цены и ценообразование в условиях рыночной экономики: Учеб. Пособие / М.Ф. Ужвенко; Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 1996.
[5] Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г. Тимирясов. – М.: Эльф К – пресс., 1995.