Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Ресурсы предприятия. Особенности спроса на ресурсы.. 3
1.2. Виды прибыли и ее распределение. 13
2. Практическая часть. 20
Задача 1. 20
Задача 5. 22
Список литературы.. 24
1. Теоретическая часть
1.1. Ресурсы предприятия. Особенности спроса на ресурсы
Рассмотрим финансовые ресурсы, имущество и капитал предприятия.
Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные доходы и поступления, формируемые за счет внутреннего источника и привлеченных средств и используемые для покрытия затрат по воспроизводству и финансовых обязательств.
Существует два источника формирования финансовых ресурсов предприятия: внутренний и внешний.
Внутренний источник составляют[5,с . 188]:
а) прибыль;
б) амортизационные отчисления.
Это собственные финансовые ресурсы предприятия. Если этих ресурсов оказывается недостаточно, то прибегают к внешнему источнику.
Внешний источник составляют:
а) кредиты банков,
б) заемные средства других предприятий,
в) кредиторская задолженность предприятия,
г) долевое участие,
д) средства бюджетов и внебюджетных фондов,
е) прочие каналы привлечения средств извне. (Важнейшим таким каналом является финансовый рынок, обеспечивающий перераспределение свободного финансового капитала.)
В зависимости от источников образования, финансовые ресурсы предприятия можно классифицировать на[2,с . 154]:
· образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств;
· мобилизуемые на финансовом рынке;
· поступающие в порядке перераспределения.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
· платежи органам финансово-банковской системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств. К ним относятся:
· налоговые платежи в бюджет;
· уплата процентов банкам за пользование кредитами;
· погашение взятых ранее ссуд;
· страховые платежи;
· инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства, его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау»;
· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке: акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием; в государственные займы;
· направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
· использование финансовых ресурсов на благотворительные цели.
Особенности спроса на финансовые ресурсы на предприятии
С переходом на рыночные основы хозяйствования, необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правления акционерного общества, но и финансовых служб, которые играли при административно-командном методе управления второстепенную роль.
Изыскание финансовых источников развития предприятия, направление более эффективного инвестирования финансовых ресурсов, операции с ценными бумагами и другие вопросы финансового менеджмента становятся основными для финансовых служб предприятий в условиях рыночной экономики.
Суть управления финансами заключается в такой организации финансов со стороны соответствующих служб, которая позволяет:
1. привлекать дополнительные финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом;
2. осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке, покупая и продавая ценные бумаги.
Достижение успеха в области управления финансами зависит от инициативы работника, поиска нетрадиционных решений, масштабности операций и оправданного риска, деловой хватки.
Имущество предприятия
Имущество предприятия относится к его активам и учитывается в разделе I баланса (ф.№1). Имущество (активы) предприятия представляют собой его экономические ресурсы в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли[6,с . 177].
Политика формирования активов определяет основную цель – выявление и удовлетворение в отдельных их видах для обеспечения операционного процесса, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности. С учетом этой цели процесс формирования активов предприятия стоится на основе следующих принципов:
Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации.
Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов по объему и структуре производства и сбыта продукции.
Определение потребности в активах вновь создаваемого предприятия осуществляется в разрезе следующих их видов[1, с. 109]:
· основные средства;
· нематериальные активы;
· запасы товарно-материальных ценностей, обеспечивающих производственную деятельность;
· денежные активы;
· прочие виды активов.
Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам:
· производственные здания и помещения;
· машины и оборудование, используемые в производственно-техническом процессе;
· машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью.
Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой технологии и вида выпускаемой продукции.
Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассматривается в разрезе следующих видов:
· потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов;
· потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции;
· потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для предприятий торговли).
Потребность в оборотном капитале определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях (при расчете в отдельных видах ТМЦ). Нормы запаса определяются исходя из отраслевых особенностей каждым предприятием самостоятельно.
Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда, по авансовым и налоговым платежам.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых являются:
Форма функционирования активов. По этому признаку выделяются:
- Материальные активы, имеющие вещную форму.
- Нематериальные активы, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности предприятия и приносящие прибыль.
- Финансовые активы – различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию и находящиеся в его владении.
Характер участия в производственном процессе и скорость оборота активов. По данному признаку активы подразделяются:
2.1. Оборотные активы.
2.2. Внеоборотные активы.
Характер обслуживания отдельных видов деятельности. По этому признаку выделяются следующие группы активов:
Операционные активы.
Инвестиционные активы.
4. Характер финансовых источников формирования активов:
Валовые активы.
Чистые активы
5. Характер владения активами:
Собственные активы.
Арендуемые активы.
6. Степень ликвидности активов.
Капитал предприятия
Капитал предприятия – это действующий (вложенный в дело) источник дохода, дающий общественно полезный эффект. Капитал, являясь главной экономической базой создания и развития предприятия, в процессе своего функционирования обеспечивает интересы государства, собственников и персонала.
Капитал предприятия можно классифицировать по различным признакам.
Таблица 1
Классификация капитала
Классификационный признак |
Вид капитала |
1. По принадлежности предприятию: |
а) собственный; б) заемный. |
2. По целям использования: |
а) производственный; б) ссудный; в) спекулятивный. |
3. По формам инвестирования: |
а) капитал в финансовой форме; б) капитал в материальной форме; в) капитал в нематериальной форме. |
4. По объекту инвестирования: |
а) основной капитал; б) оборотный капитал. |
5. По форме нахождения в процессе кругооборота: |
а) капитал в денежной форме; б) капитал в производственной форме; в) капитал в товарной форме. |
6. По формам собственности: |
а) частный капитал; б) государственный капитал. |
7. По организационно-правовым формам деятельности: |
а) акционерный; б) паевой; в) индивидуальный. |
8. По характеру использования в хозяйственном процессе: |
а) работающий капитал; б) неработающий («мертвый») капитал. |
9. По характеру использования собственниками: |
а) потребляемый («проедаемый»); б) накапливаемый (реинвестируемый). |
10. По источникам привлечения: |
а) национальный; б) иностранный. |
11. По соответствию правовым нормам функционирования: |
а) легальный; б) «теневой». |
Основными источниками финансирования деятельности предприятия являются собственные средства.
Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами. Он формируется при первоначальном инвестировании средств, его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала допускаются лишь в случае и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Прибыль является основным источником собственных средств предприятия. В балансе она присутствует как нераспределенная прибыль, так и в виде созданных за ее счет фондов и резервов.
Прибыль – основной источник формирования резервного капитала, который предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными и уставными документами.
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется в результате переоценки основных средств.
Важнейшая сторона финансовой деятельности предприятий – формирование и использование различных денежных фондов.
Денежные фонды предприятий можно разбить на четыре группы:
Первая группа денежных фондов предприятий - фонды собственных средств, которая включает:
Уставный капитал – основной источник собственных средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия – величину уставного фонда. Уставный капитал изменяется предприятием, как правило, по результатам его работы за год после внесения изменений в учредительные документы.
1.2. После уставного капитала денежным фондом собственных средств предприятия является добавочный капитал, который включает:
· результаты переоценки основных фондов;
· эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу);
· безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
· ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;
· поступления на пополнение оборотных средств.
1.3. Резервный капитал, который образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом.
1.4. Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем концентрируются:
· амортизационный фонд, предназначенный для простого воспроизводства основных фондов;
· фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства;
· заемные и привлеченные источники.
1.5. Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и покупающих валюту для импортных операций.
Вторая группа денежных фондов предприятий – фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходится без заемных средств. Их многообразие дает возможность использования их в различных ситуациях. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства. В данную группу денежных фондов включаются: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиторы.
Третья группа денежных фондов – фонды привлеченных средств. В данную группу входят:
Фонд потребления – денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и используемый на удовлетворение материальных и социальных потребностей работников предприятия.
Расчеты по дивидендам.
Доходы будущих периодов.
Резервы предстоящих расходов и платежей.
4) Четвертую группу денежных фондов образуют оперативные денежные фонды предприятия.
4.1. Фонд для выплаты заработной платы.
4.2. Фонд для платежей в бюджет различных налогов.
Особенности спроса на имущественные ресурсы предприятия
Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой - прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов - предельный продукт (в денежном выражении - предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы - предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации - уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ)[7, с. 231].
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый - эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй - эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.
Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый - эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор - замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина - дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. Это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.
Изменения в спросе на ресурс[3, с.144]:
1. Изменение в спросе на продукт При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.
2. Изменение производительности Изменение в производительности использования ресурсов ведет к однонаправленному изменению в спросе на ресурсы.
Производительность можно изменять разными путями:
1). Увеличение числа ресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.
2). Технологические усовершенствования.
3). Повышение качества самого рассматриваемого ресурса.
4). Изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы).
1.2. Виды прибыли и ее распределение
Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.[8, c.220]
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.
Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.
Общая поэтапная схема определения финансового результата, содержится в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и распределение финансового результата показано в Приложении 1.
Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, ином имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. [2, c.217]
Прибыль от реализованной продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.
Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.
Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Она уменьшается на: [2, c.218]
- сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;
- дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.
Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.
После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и используется им самостоятельно. В приложении 2 представлена схема распределения валовой прибыли.
Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется:
- для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств;
- на приобретение основных средств;
- уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.
Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из чистой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия работникам, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законодательством Российской Федерации продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание, по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимого на затраты производства в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной организации, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.
Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть направлена в инвестиции, дивидендная политика влияет на финансовое состояние предприятия. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами: размер предприятия, его положение на финансовом рынке, уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности предприятия со стороны других акционеров.
В силу изложенного решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров общества.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления – в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различия капиталов и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления – в результате распределения чистой прибыли.
Фонд накопления объединяет ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для строительства и приобретения основных фондов, т.е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов накопления.
Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, направленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвозвратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числились в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалентная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье.
Для контроля за движением средств в составе фонда накопления рекомендуется выделить фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.
Средства фонда потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Специальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установленных законодательством, также осуществляются за счет фонда потребления. К социальным выплатам относятся:
1) материальная помощь;
2) оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых;
3) приобретение за счет предприятия медикаментов.
Безфондовый метод чаще всего используют малые предприятия. Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительскими документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.
Направляя значительную часть чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможность будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложение), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.
2. Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. руб.. Стоимость работ промышленного характера , выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. руб. Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. руб. , из них 80% потреблено в собственном производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5 тыс. руб. Материальные затраты составляют 40% от стоимости товарной продукции.
Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции
РЕШЕНИЕ
1. Размер реализованной продукции (РП) складывается из стоимости выпущенной основной продукции (ОП = 325,6 тыс. руб.) и стоимости работ промышленного характера, выполненных на сторон (РС = 41,15 тыс. руб.)
Тогда:
РП = 325,6 + 41,15 = 366,75 (тыс. руб.)
2. Валовая продукция предприятия равна:
ВП = РП + Пс + НП
Где Пс – полуфабрикаты собственного производства, тыс. руб.
НП – незавершенное производство, тыс. руб.
Тогда,
ВП = 366,75 + 23,7 *0,8 + 5 = 390,71 (тыс. руб.)
3. Чистая прибыль представляет собой разность между валовой продукцией и материальными затратами:
ЧП = ВП - МЗ
Где МЗ – материальные затраты, тыс. руб.
ЧП = 390,71 – 325,6 *0,4 = 260,47 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
Реализованная продукция равна 366,75 тыс. руб.. Валовая продукция равна 390,71 тыс. руб.. Чистая продукция равна 260,47 тыс. руб..
Задача 5
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков. Режим работы цеха двухсменный , продолжительность смены – 8 часов. Годовой объем выпуска продукции – 280 тыс. изделий, производственная мощность - цеха – 310 тыс. изделий.
Определите коэффициент сменности работы станков , коэффициент экстенсивной, интенсивной и интегральной загрузки. Известно, что в первую смену работают все станки, во вторую – 50% станочного парка, количество рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка в год – 4000 ч.
РЕШЕНИЕ
1. Коэффициент сменности работы оборудования равен:
Кс = Тсс. : n
Где Тсс – фактически отработанное число станко- смен в сутки
n – общее число наличных станков в смене, шт.
Определим Тсс:
Тсс = 4000: 260:8 = 1,92 (ст. см)
Общее количество станков при двухсменной работе равно:
100 + 100*0,5 = 150 (ст.)
Тогда,
Кс = 1,92 : 150 = 0,013
2. Коэффициент экстенсивной загрузки равен:
Кэ = Тф : Тпл
Где Тф – время фактической работы оборудования, час (4000 ч.)
Т пл – время плановой работы оборудования, час
Определим время плановой работы оборудования умножением числа рабочих смен на количество смен в год и на продолжительность смены:
Т пл = 260*2*8 = 4160 (ч.)
Тогда:
Кэ = 4000 : 4160 = 0,96 или 96 %
3. Коэффициент интенсивной загрузки равен:
Ки = Оф : Он
Где Оф – фактический объем произведенной продукции, шт.
Он – нормативный объем производства продукции, шт.
Ки = 280 : 310 = 0,9 или 90 %
4. Коэффициент интегральной загрузки равен:
Кинтегр= Ки * Кэ
Кинтегр = 0,96 *0,9 = 0,864 или 86,4 %
ОТВЕТ
Коэффициент сменности равен 0,013
Коэффициент экстенсивной загрузки оборудования равен 96%
Коэффициент интенсивной загрузки оборудования равен 90%
Коэффициент интегральной загрузки оборудования равен 86,4 %
Список литературы
1. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003.
2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Экоперспектива, 2004.
6. Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.
7. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003
8. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003
9. Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003
10. Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2003.
11. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2004