Содержание

1. Виды инструкций. Кто? Где? Когда?. 3

2. Действие шума и его нормирование. 6

Расчет защитного зануления. 13

Список литературы.. 15

1. Виды инструкций. Кто? Где? Когда?

Виды инструкций по безопасности жизнедеятельности и охране труда. Состояние и соблюдение норм охраны труда на предприятии в большой степени зависят от инструктажа, обучения и повышения квалификации работающих на предприятии. Согласно "Положению о разработке инструкций по охране труда разрабатываются инструкции по безопасности жизнедеятельности и охране труда – это нормативные документ, устанавливающий требования безопасности при выполнении рабочими и служащими (работающими) работ в производственных помещениях и иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности.

Инструкции по безопасности жизнедеятельности и охране труда подразделяются на типовые инструкции (для отрасли) и инструкции для работающих на данном предприятии. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профессий, так и на отдельные виды работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими. Типовые инструкции разрабатываются отраслевыми институтами, лабораториями и другими организациями и предприятиями по указанию министерств (ведомств),согласовываются с ЦК профсоюза и утверждаются министерствами (ведомствами)[1].

Инструкции для работающих разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации оборудования, в технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства; при отсутствии типовых инструкций кроме того учитываются требования Основ законодательства РФ и союзных республик о труде, ССБТ, нормы и правила по безопасности жизнедеятельности и охране труда и другие нормативно-технические и организационно-методические документы по ОТ. Инструкции для работающих по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем (составляется службой безопасности жизнедеятельности и охране труда при участии руководителей подразделений и служб главных специалистов) утвержденным главным инженером и профком предприятия. Инструкции составляются руководителями цехов (участков) и других подразделений предприятия. Инструкции согласовываются со службой охраны труда и утверждаются главным инженером и профкомом предприятия и регистрируются в журнале регистрации. Инструкции должны содержать следующие разделы: общие требования безопасности; требования безопасности перед началом работы; требования безопасности во время работы; требования безопасности в аварийных ситуациях; требования безопасности по окончании работы.

Инструкции для работающих могут быть выданы им на руки под роспись в личной карточке инструктажа, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в определенном месте, доступном для работающих. У руководителей подразделений должен быть комплект действующих в подразделении инструкций, а также утвержденный главным инженером перечень этих инструкций. В РФ установлен государственный надзор, общественный и внутриведомственный контроль. Высший государственный надзор за исполнением законов ООС и о труде возложен на генерального прокурора РФ. Кроме того государственный надзор осуществляют органы Госпроматомнадзора (инспекции горного надзора, котло-, хим- и газнадзора), Госэнергонадзор, Госпожнадзор и техническая и правовая инспекции профсоюзов. Кроме того, в области охраны окружающей среды о существляют контроль Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды, Государственный комитет лесного хозяйства.

Противопожарных инструктаж и обучение. Все рабочие и служащие должны проходить специальную противопожарную подготовку: противопожарный инструктаж ( первичный и вторичный ) и занятия по пожарно-техническому минимуму по специальной программе. Первичный (вводный ) инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу рабочими и служащими, чаще всего одновременно с вводным инструктажем по технике безопасности. Вторичный инструктаж проводится на рабочем месте[2].

Первичный инструктаж проводит начальник местной пожарной охраны, инструктор пожарной профилактики или начальник караула. На объектах, где отсутствует профессиональная пожарная охрана, инструктаж проводит инженер по безопасности жизнедеятельности и охране труда. Рабочие и служащие, вновь принятые на работу, могут быть допущены на работу только после прохождения первичного противопожарного инструктажа. Первичный противопожарный инструктаж проводят по направлению отдела кадров предприятия, а лицо, производившее этот инструктаж, делает об этом отметку на направлении и записывает в журнал фамилию, инициалы и другие данные работника, проходившего инструктаж и принимаемого на работу. Первичный инструктаж проводят в индивидуальном ил групповом порядке в течение одного часа. Начальник цеха ( участка, лаборатории, мастерской ) проводит вторичный инструктаж вновь принятого непосредственно на месте его будущей работы. Во время проведения вторичного инструктажа рабочего знакомят с общими правилами безопасности для данного участка производства, пожарной опасностью технологических установок и т.д.

Вторичный пожарный инструктаж проводят также с рабочими и служащими, которых переводят с одного участка работы на другой, проводят его также не реже одного раза в год. При проведение инструктажа необходимо добиваться того, чтобы люди умели практически пользоваться первичными средствами тушения пожаров и средствами связи. На предприятиях или в отдельных цехах и на участках, технологический процесс которых имеет повышенную пожарную опасность, например, в деревообрабатывающих цехах, на складах легковоспламеняющихся жидкостей и других огнеопасных веществ и материалов, кроме противопожарного инструктажа, следует проводить занятия по пожарно-техническому минимуму со всеми рабочими и служащими. В программу занятий по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими следует включать следующие вопросы: меры пожарной безопасности предприятия, цеха, лаборатории, средства пожаротушения и их применение при возникновении пожара. Заканчивается пожарно-технический минимум принятием зачета у рабочих и служащих. Лица, не сдавшие зачет, должны пройти повторный курс обучения. Для каждого предприятия ( цеха, лаборатории, мастерской, склада и т.д. )на основе типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий разрабатывают общеобъектную и цеховые противопожарные инструкции. В инструкциях должны быть определены основные требования пожарной безопасности для данного цеха или участка производства (по содержанию территории предприятия, дорог, подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, подходов и подъездов к зданиям и сооружениям, о порядке движения транспорта по территории предприятия, о применении открытого огня и курения и т.д. ). В противопожарных инструкциях устанавливается также порядок вызова пожарной помощи на случай возникновения пожара на предприятии. Определяется порядок хранения ЛВЖ и ГЖ, обтирочных материалов и производственных отходов.

2. Действие шума и его нормирование

Шум, вибрация и ультразвук представляют собой колебания материальных частиц газа, жидкости или твердого тела. Производственные процессы часто сопровождаются значительным шумом, вибрацией и сотрясениями, которые отрицательно влияют на здоровье и могут вызвать профессиональные заболевания.

Рис. 1. График кривых равной громкости[3]

Шум и его влияние на организм человека. Защита городской и жилой среды от шума имеет большое гигиеническое и социально-экономическое значение, что связано с повсеместным ростом шумового загрязнения, вызывающего ухудшения состояния здоровья населения.

Субъективная оценка влияния различных  факторов окружающей среды на комфортность проживания подтверждает существенную роль шума в создании неблагоприятных условий в жилых домах. Воздействие шума может вызывать следующие реакции организма: органическое расстройство слухового анализатора, функциональное расстройство слухового восприятия, функциональное расстройство нейрогуморальной регуляции, функциональные расстройства двигательной функции и функции чувств, расстройства эмоционального равновесия. Общая реакция населения на шумовое воздействие – чувство раздражения. Отрицательно воздействующий звук способен вызвать раздражение, переходящее в психоэмоциональный стресс, который может привести к психологическим и физическим патологическим изменениям в организме человека. Под влиянием шума у людей изменяются показатели переработки информации, снижается темп и ухудшается качество выполняемой работы.

Вибрация и ее влияние на организм человека. Вибрация как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к одному из видов ее физического загрязнения, способствующего ухудшению условий проживания городского населения.

Вибрация, воздействуя на живой организм, трансформируется в энергию биохимических и биоэлектрических процессов, формируя ответную реакцию организма. При длительном проживании людей в зоне воздействия вибрации от транспортных источников, уровень которой превышает нормативную величину, отмечается ее неблагоприятное влияние на самочувствие, функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем, повышение уровня неспецифической заболеваемости. Активная преобразующая деятельность человека постоянно меняет вибрационный фон окружающей среды. Вибрация в условиях жилой среды может действовать круглосуточно, вызывая раздражение, нарушая отдых и сон человека. В отличие от звука вибрация воспринимается различными органами и частями тела. Низкочастотные поступательные вибрации воспринимаются отолитовым аппаратом внутреннего уха. В ряде случаев реакция людей определяется не столько восприятием самих механических колебаний, сколько вторичными зрительными и слуховыми эффектами (дребезжание посуды в шкафу, хлопанье дверей, раскачивание люстры и т.д.). Субъективное восприятие вибрации зависит не только от ее параметров, но и от множества других факторов: состояния здоровья, тренированности организма, индивидуальной переносимости, эмоциональной устойчивости, нервно-психического статуса субъекта, подвергаемого действию вибрации. Имеет значение также способ передачи вибрации, длительность экспозиции и пауз.

Нормирование шума. Слуховой аппарат человека обладает разной чувствительностью к звукам различной частоты. Наибольшей чувствительностью - на средних и высоких частотах (800-4000 Гц) и наименьшей - на низких (20-100Гц). Поэтому для физиологической оценки шума используют кривые равной громкости, полученные по результатам изучения свойств органа слуха, которые позволяют оценивать звуки различной частоты по субъективному ощущению громкости, т.е. судить о том, какой из них сильнее или слабее.

Уровни громкости измеряются в фонах. На частоте 1000 Гц уровни громкости приняты равными уровням звукового давления.

По характеру спектра шумы подразделяются на[4]:

-             широкополосные - спектр больше одной октавы (октава, когда fн отличается от fк в 2 раза) ;

-             тональные - слышится один тон или несколько.

По времени шумы подразделяются на постоянные-(уровень за 8 часовой рабочий день изменяется не более 5 дБ) и непостоянные (уровень меняется за 8 час. рабочего дня не менее 5 дБ). Различают непостоянные шумы:

-             колеблющиеся во времени - постоянно изменяются по времени;

-             прерывистые - резко прерываются с интервалом 1 с. и более;

-             импульсные - сигналы с длительностью менее 1 с.

Всякое возрастание шума над порогом слышимости увеличивает мускульное напряжение, значит повышает расход мышечной энергии. Под влиянием шума притупляется острота зрения, изменяются ритмы дыхания и сердечной деятельности, снижается трудоспособность, ослабляется внимание. Кроме того, шум вызывает повышенное раздражение и нервозность.

Тональный (преобладает определенный тон) и импульсный (прерывистый) шумы более вредны для здоровья человека, чем широкополосный шум. В первую очередь снижается чувствительность на высоких частотах. Длительное воздействие шума приводит к глухоте, особенно с превышением уровня 85-90 дБ.

Для измерения уровня шума используется шумомер; в нем звук, воспринимаемый микрофоном, преобразуется в электрические колебания, которые усиливаются, пропускаются через фильтры, выпрямляются и регистрируются стрелочным прибором. Современные приборы имеют три шкалы с частотными характеристиками А, В, С.

Характеристика А имитирует кривую чувствительности уха человека, измеряется в дБА (замер без фильтров); С - линейная во всем диапазоне частот; В - большая чувствительность к низким частотам. Кроме того, имеется режим "медленно" и "быстро".

Нормирование уровня шума на рабочих местах осуществляют согласно ГОСТ 12.1.003—83 и санитарным нормам СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, об­щественных зданий и на территории жилой застройки». Допусти­мые уровни звукового давления устанавливают в девяти октавных полосах частот в зависимости от вида производственной деятель­ности. Нормируемыми параметрами шума являются уровни зву­кового давления (дБ) в октавных полосах со среднегеометриче­скими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и эквивалентный (по энергии) уровень звука, измеренный по шкале А шумомера (дБА) на временной характеристике «мед­ленно». Для тонального и импульсного шума допусти­мый уровень звука должен быть на 5 дБ ниже указанных уровней.

Измерение, анализ и регистрация спектра шума производят­ся специальными приборами — шумомерами и вспомогательны­ми приборами (самописцем уровней шума, магнитофоном, ос­циллографом, анализаторами статистического распределения, до­зиметрами и др.). Поскольку ухо менее чувствительно к низким и более чувствительно к высоким частотам, для получения по­казаний, соответствующих уровню восприятия человека, в шумомерах используют систему корректированных частотных ха­рактеристик — шкалы А, В, С, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию. В практике применяется в основном шкала А.

Приборы для измерения уровня шума используют при опреде­лении соответствия рабочих мест нормативным требованиям и раз­работке мероприятий по защите трудящихся от шумовых воздей­ствий. Шумомер оборудован микрофоном для восприятия звуко­вых колебаний, которые после усиления и частотного фильтрова­ния регистрируются с помощью гальванометра. Диапазон уровня шума, который обычно имеют шумомеры, составляет 30— 130 дБ. При этом диапазоны частот контролируемых звуков находятся в пределах от 20 до 16000 Гц, т.е. соответствуют диапазону слыши­мых человеческим ухом звуков.[5]

3. Категории взрыво- и пожароопасных веществ

Пожаро - и взрывоопасные вещества подразделяются (ПУЭ пп.7.3.11.- 7.3.18.) на[6]:

·                     легковоспламеняющиеся жидкости ( ЛВЖ ), способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки не выше 61оС; к взрывоопасным относятся ЛВЖ, у которых температуры вспышки не превышает 61оС, а давление паровь при температуре 20оС составляет менее 100 кПа (около 1 ат);

·                     горючие жидкости ( ГЖ ) - жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 61оС; ГЖ относятся к пожароопасным, но, нагретые в условиях производства до температуры вспышки и выше, относятся к взрывоопасным;

·                     легкие газы - газы, которые при температуре окружающей среды 20 оС и давлении 100 кПа имеет плотность 0,8 или менее по отношению к плотности воздуха;

·                     тяжелые газы - газы, которые при тех же условиях, что и легкие, имеют плотность более 0,8 по отношению к плотности воздух;

·                     сжиженные газы - газы, которые при температуре окружающей среды ниже 20 оС или давлении выше 100 кПа или при совместном действии обоих этих условий обращаются в жидкость;

·                     взрывоопасные смеси - смеси с воздухом горючих газов, паров ЛВЖ, горючих пыли и волокон с нижним концентрационным пределом воспламенения не более 65 г/м3 при переходе во взвешенное состояние, которые при определеннной концентрации способны к взрыву при возникновении источника инициирования взрыва.

Горючие газы (ГГ) относятся к взрывоопасным при любых температурах окружающей срды.

Горючие пыли и волокна - относятся к взрывоопасным , если их нижний концетрационный предел воспламенения не превышает 65 г/м3

ЛВЖ и ГЖ хранятся в резервуарах , которые подразделяются на:

·         заглубленные ( подземные ) - уровень жидкости ниже прилегающей площадки не менее чем на 0.2 м;

·         полузаглубленные ( полуподземные ) - заглубленные не менее чем на половину их высоты, а верхний уровень жидкости не выше 2 м от поверхности территории;

·         наземные.

Противопожарными нормами по хранению ЛВЖ и ГЖ устанавливаются следующие требования:

а) ограничение максимальных объемов резервуаров;

б) минимальных расстояний между резервуарами;

в) обваловка территории расположения резервуаров (предотвращение растекания );

г) заземление металлических резервуаров и трубопроводов (через 200 м ).

Применяется также тарное хранение ЛВЖ и ГЖ на предприятиях в зданиях, под навесами и на открытых площадках. В помещениях тарного хранения устраивается вытяжная вентиляция с нижним отсосом.

Пролитые ЛВЖ и ГЖ должны своевременно убираться, а места разлива - засыпаться песком.

Расчет защитного зануления

Исходные данные (вариант 1):

Тип двигателя – 4А80А4У3.

.

.

.

Способ подключения обмотки – Y/Yн.

Мощность трансформатора –  кВ∙А.

Длина проводников – 500 м.

Удельное сопротивление –  Ом∙мм2/м.

Мощность двигателя = 1,1 кВт.

.

.

Порядок расчета

1.     Определение номинального тока двигателя:

 А.

2.     Определение номинального тока защиты (плавкой вставки):

 А.

3.     Определение необходимое значение тока короткого замыкания:

 А.

4.     Определение сопротивления фазного и нулевого проводников:

 Ом.

5.     Определение активного сопротивления фазы:

 Ом,

где ченение фазногопровода определялось по номинальному току

 А.

6.     Определение сопротивления нулевого провода:

 Ом.

7.     Определение расчетного сечения нулевого провода:

 мм.

Ответ: 1,26 мм.

Список литературы

1.                Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 2004.

2.                Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.

3.                Безопасность жизнедеятельности: Учебн. пособие / Под ред.  О.Н. Русака. СПб.: ЛТА, 1997.

4.                Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. – М.: Высшая школа, 2001.

5.                Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003.

6.                Охрана труда в электроустановках: Учебник для вузов/Под. ред. Б.А. Князевского.- 3 -е изд., - М.: Энергоатомиздат, 2003. - 336 с


[1] Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 2004. – с. 183.

[2] Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – М., Юнити, 2004. – с. 101.

[3] Змановский Ю.Ф. Безопасность жизнедеятельности человека. - М.: Инфра-М, 1999. – с. 184.

[4] Сапронов В.Г. Безопасность жизнедеятельности. – М.: «Академия», 2003. – с. 90.

[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Арустамова Э.А. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000. – с. 190

[6] Охрана труда в электроустановках: Учебник для вузов/Под. ред. Б.А. Князевского.- 3 -е изд., - М.: Энергоатомиздат, 2003. – с. 257.