№ заказа |
№ 481.2 |
Вариант, тема |
В.26 Организация местной власти в советский период |
Дисциплина |
Система государственного и муниципального управления |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Содержание
Введение: 3
Раздел 1: Организация местных Советов по Конституции СССР 1936 и Конституции РСФСР 1937г. 5
Раздел 2: Реформирование местного самоуправления в конце 80-х годов XX века. 10
Заключение. 13
Библиография: 14
Введение:
Становление системы управления Российского государства сопровождалось развитием местного самоуправления. Особо интересен период развития органов местного самоуправления в России после Октябрьской революции, который выразился в изменение характера и направленности процессов организации власти на местах.
В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть порядок организации советской власти на местах. Этот период характеризуется тем, что был взят курс на ликвидацию старых органов местного самоуправления, поэтому упразднялись органы земского и городского самоуправления, создавался аппарат местных Советов. Конечно, сразу, одним ударом, ликвидировать органы земского и городского самоуправления было нельзя, особенно в тех районах, где новые органы власти — Советы — только еще создавались. Почти всюду органы земского и городского самоуправления оказались упраздненными. Ликвидация старых органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 г., в соответствии с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, выступающие против Советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в аппарат местных Советов, «дабы не было двух однородных органов, ведающих одной и той же работой».
Идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства, так как создалось чрезвычайно трудное положение со снабжением продовольствием. Ресурсы были сильно истощены, нарушилась всеобщность хозяйственных связей в народном хозяйстве, страна была экономически изолирована от внешнего мира, промышленные районы оторваны от источников сырья и топлива, возник острый продовольственный кризис.
В 1918 г. в основу организации управления на местах был положен принцип централизованного управления, т.е. единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты выступали как местные органы государственной власти и управления и являлись структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.
В 1918 г. Конституцией РСФСР была закреплена система местных органов государственной власти, которая включала областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Городские и сельские Советы избирались непосредственно населением.
Раздел 1: Организация местных Советов по Конституции СССР 1936 и Конституции РСФСР 1937г.
В 1936 г. после принятия Конституции СССР и Конституции Российской Федерации все звенья представительной системы Советского Союза стали избираться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Системы съездов Советов были упразднены, и все местные представительские органы государственной власти стали именоваться Советами.
Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В СССР насчитывалось свыше 50 тысяч, а в РСФСР — около 28 тысяч местных Советов.
Срок полномочий местных Советов изменялся в процессе исторического развития Советского государства. Согласно Конституции РСФСР 1937 г. местные Советы избирались сроком на два года. Конституция РСФСР 1978 г. установила срок полномочий местных Советов в два с половиной года. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РСФСР в 1989 г. (после принятия соответствующих поправок к Конституции СССР), срок полномочий местных Советов стал пять лет.
Законодательство о выборах устанавливало предельные нормы численности состава местных Советов. Так, в соответствии с Законом РСФСР о выборах народных депутатов местных Советов (1989 г.) в поселковые и сельские Советы избиралось до 50, в районные—до 75, а в городские — до 200 депутатов.
Вопросы своей компетенции местные Советы рассматривали на сессиях, которые созывались их исполнительными комитетами. Сессия Совета длилась один день. На время ее работы Совет избирал председателя и секретаря для ведения заседаний сессии.
Решения, принимаемые Советом на сессии, подписывались председателем и секретарем исполнительного комитета.
Местные Советы избирали из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов.
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.
Местные Советы, за исключением поселковых и сельских Советов, образовывали также функциональные отделы исполнительных комитетов, которые подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления. Депутаты местных Советов осуществляли полномочия, не прерывая основную свою деятельность, т.е. на общественных началах. Депутаты отчитывались о своей работе перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими их кандидатами в депутаты. В своей деятельности депутаты руководствовались общегосударственными интересами. Депутат мог быть отозван по решению большинства избирательного округа.
Избиратели давали наказы своим депутатам, которые должны были учитываться Советами при разработке планов социально-экономического развития и составления бюджета.
Однако, как показывала практика, дача наказов зачастую вьшивалась в пустую формальность вместо действительно делового обсуждения предложений избирателей. Наказы подгонялись под планы, доводимые сверху, или принимались только те из них, которые не приносили больших хлопот. Значительное число наказов отклонялось за неимением у местных Советов средств, необходимых для их осуществления.[1]
Основным принципом управления системы Советов был демоткратический централизм, т.е. сочетание самостоятельности и инициативы на местах с централизованным руководством государственной власти и четким соблюдением субординации на местах. Вышестоящие органы государственной власти руководили нижестоящими органами. Их акты были обязательны для исполнения нижестоящими органами власти.
Вышестоящие Советы имели право отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им подотчетны и подконтрольны.
Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов — исполнительных комитетов, отделов и управлений Они были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и, одновременно — подчинялись соответствующим органам аппарата вышестоящих Советов. Все это преследовало цель обеспечить необходимую степень , централизации государственного управления, прежде всего в вопросах планирования и бюджетно-финансовой деятельности.
Теория советского государственного права рассматривала местные Советы как представительные органы нового типа, сочетающие в своей деятельности принятие решений, их исполнение и контроль за проведением решений в жизнь. Этот принцип деятельности Советов был сформулирован В. И. Лениным, который развил применительно к Советам положение К. Маркса о Парижской Коммуне как работающей корпорации, в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы.
Осуществление этого принципа на практике должно было обеспечиваться организационным строением Советов, их местом и ролью в системе государственных органов, правовым статусом их депутатов.
Местные Советы имели собственный исполнительный аппарат, который ими формировался и действовал под их руководством. Наиболее важные вопросы должны были решаться депутатами на сессиях Советов. Кроме того, депутаты избирались в состав исполнительных комитетов, в различные постоянные комиссии Советов, а также вели работу в своих избирательных округах. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов управлений исполнительных комитетов, постоянных комиссий, других органов, образуемых местными Советами. Местный Совет был вправе рассмотреть вопрос о реализации своих решений и принять необходимые меры в целях их исполнения.[2]
Однако местные Советы так и не обрели качеств «работающих корпораций», т. е. органов, самостоятельно решающих вопросы местной жизни, фактически реализующих свои конституционные полномочия, которые позволяли осуществлять не только нормотворческую, но и управленческую функцию. Реальная власть на местах находилась в руках аппарата партийных органов, волю которых выполняли Советы.[3]
Важной особенностью организации и деятельности Советов являлось партийное руководство ими, основные направления которого включали:
а) выработку политической линии и указаний по основным вопросам, связанным с реализацией Советами политики партии;
б) руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, работающих в Советах;
в) контроль за деятельностью советских органов по реализации партийных директив.
Местные Советы находились также в зависимости от исполнительных и распорядительных органов. Формально исполнительные комитеты были подотчетны и подконтрольны Советам. Однако практика советской работы была такова, что аппарат исполнительных комитетов видел в депутатах своих общественных помощников. Такое отношение переносилось и на постоянные комиссии, и на Совет в целом. На сессиях практически не выбирались оптимальные пути решения проблем, а просто утверждались заранее подготовленные решения, в которые не вносились какие-либо существенные добавления и поправки. При этом надо учитывать, что сессия местного Совета проходила в течение одного дня. Поэтому она превращалась в формальную процедуру утверждения подготовленного аппаратом решения. Аппарат исполнительного комитета готовил первую организационную сессию Совета нового созыва, а также по существу и все последующие сессии Совета. Он организовывал и проводил учебу депутатов. Все это способствовало непомерному разрастанию роли исполнительных органов в ущерб выборным.
Необходимо отметить, что существенные недостатки в практике организации и деятельности Советов и их органов были выявлены уже в первые годы Советской власти, однако их так и не удалось устранить.
Раздел 2: Реформирование местного самоуправления в конце 80-х годов XX века.
В конце 80-х годов были предприняты попытки улучшить организационную структуру Советов: появились президиумы местных Советов, председатели Советов, которые должны были осуществлять некоторые функции, которые ранее принадлежали исполкомам (подготовка сессий Советов, координация работы постоянных комиссий Советов, учеба депутатов и др.).
Однако разрешить проблемы соотношения функций и полномочий президиумов местных Советов и исполкомов оказалось довольно сложно в изменившихся условиях политической жизни страны. Во многих местных Советах начались затяжные конфликты между президиумами и исполкомами. В ряде случаев Советы стали ликвидировать исполнительные комитеты, делегируя исполнительные и распорядительные функции президиуму Совета.
Первым практическим шагом реформирования государственного местного управления, внедрения нового для современной России (но давно распространенного во многих странах мира) подхода к нему как местному самоуправлению стали принятие 9 апреля 1990 г. и реализация Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, принципы их формирования и деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. В соответствии с этим Законом основным звеном в системе местного самоуправления должны были стать местные Советы как
представительные органы власти. На своей территории Советы были вправе координировать деятельность всей системы местного самоуправления. Они образовывали свои органы, определяли их полномочия в соответствии с законами, самостоятельно устанавливали их структуру и штаты.
Данный Закон ввел понятие «коммунальная собственность». К коммунальной собственности относилось имущество, передаваемое безвозмездно Союзом ССР, союзными и автономными республиками, иными субъекта-ми, а также имущество, создаваемое или приобретаемое местным Советом за счет принадлежащих ему средств.
Хотя изменения в Конституции СССР, вносимые в соответствии с этим законом, и не меняли природы местных Советов как органов государственной власти и управления (ст. 145), однако этим законом в Конституцию СССР включалось понятие местного самоуправления. Так, во второй части ст. 145 Конституции СССР в редакции 26 декабря 1990 г. было записано: «В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством республик органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии».[4]
Конституционное закрепление местного самоуправления как управления, отделенного от государственной власти, в российском законодательстве происходило постепенно.
При реформе 24 мая 1991 г. понятия «местное самоуправление» и «органы территориального общественного самоуправления» были включены не только в статьи, посвященные местным Советам, но и в названия соответствующих разделов (разд. VII и гл. 17). Согласно новой редакции ст. 137, Советы народных депутатов на уровне края, области, автономной области, автономного округа все еще оставались местными органами государственной власти. Районные, городские, поселковые и сельские Советы в этой статье не называются. Однако это еще не означало, что данные
Советы не являются местными органами государственной власти — согласно ст. 85 все Советы «составляют единую систему представительных органов государственной власти».
В то же время согласно ст. 138, «местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется населением через соответствующие местные Советы народных депутатов, как главное звено системы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан и иные формы непосредственной демократии».
С реформой 24 мая 1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она бьша подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.
Принятый 6 июля 1991 г. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» включил местную администрацию в систему местного самоуправления и называл местные Советы представительными органами власти без слова «государственной» (ст. 1, ч. 1).
Полное разделение государственной власти и местного самоуправления в РФ на конституционном уровне было оформлено при конституционной реформе 21 апреля 1992 г. Согласно ст. 85, государственная власть в РФ существует только на двух уровнях — федеральном и субъектов РФ. Что же касается местных Советов народных депутатов — районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, то они, согласно ч. 2 этой же ст. 85, входят в систему местного самоуправления.
Заключение
Таким образом, рассмотрев в данной работе порядок и особенности организации местной власти в России в советский период в заключении хочу отметить то что,
местные Советы как органы местного самоуправления мало сумели себя проявить. И это было связано со следующими обстоятельствами:
Во-первых, необходимо было время, чтобы и население, и народные депутаты активно включились в инициативную деятельность по развитию самоуправления.
Во-вторых, в силу большой инерции по-прежнему стремились много на себя брать исполнительные органы, главы администраций, тем самым сдерживая деятельность местного самоуправления, с которым у них к тому же отношения не всегда складывались лучшим образом.
В-третьих, исполнительная власть стремилась ослабить Советы и укрепить себя, создать свою четкую вертикаль сверху донизу, единую систему исполнительной власти, на что во многом был направлен Указ Президента РФ от 22 августа 1991 г., сразу после победы над ГКЧП.
И, наконец, местным Советам не удалось стать действительно реальными органами местного самоуправления, так как в соответствии с Указом Президента РФ от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность районных и городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а их функции были переданы соответствующим администрациям.
Библиография:
1. В.Б. Зотов «Муниципальное управление», М.2004г.
2. Н.В. Шумянкова «Муниципальное управление», М.2003г.
3. Система государственного и муниципального управления, под ред. А.Б. Байхалова, Хабаровск 2004г.
[1] Н.В. Шумякова «Муниципальное управление», М.2004г. С.87
[2] В.Б. Зотов, З.М. Макашева «муниципальное управление», М. 2004г. С.33
[3] Н.В. Шумякова «Муниципальное управление», М.2004г. С.89
[4] В.Б. Зотов, З.М. Макашева «муниципальное управление», М. 2004г. С.35