СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   Основные направления и этапы проведения системы управления кредитной организацией. 4

2.   Оценка кредитной политики банка. 14

3.   Анализ и аудит проводимой банком депозитной политики. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

Практическое задание. 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, появилась острая необходимость проведения независимого контроля всех коммерческих структур и особенно банков.

Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

Банковский аудит является одним из видов аудита. Его основная цель – установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными организациями операций действующему законодательству Российской Федерации и нормативным актам РФ.

Целью данной работы является: раскрыть сущность и особенности оценки качества управления кредитной организацией. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть методику аудита системы внутреннего контроля банка; рассмотреть осуществление оценки кредитной и депозитной политики банка, а также охарактеризовать взаимосвязь между кредитной и депозитной политикой кредитной организации.

1.    Основные направления и этапы проведения аудита системы управления кредитной организацией

Организация внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системой в целом.

Основное требование, предъявляемого к внутреннему контролю, - системность, характеризующая всеобъемлющий характер его проведения на организационном и функциональном уровнях.

Система внутреннего контроля призвана сократить банковские риски и обеспечить для руководства банка, акционеров и клиентов поток надежной информации о деятельности банка. Ведущая цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирование конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабом проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Международными стандартами определяется необходимость подтверждения внутренним контролем рациональности и осмотрительности ведения дел в банке в соответствии с принятой советом директоров политикой и стратегией проведения операций только после получения соответствующего разрешения, полноты, точности и своевременности составления бухгалтерской отчетности и других документов, а также способность руководства банка идентифицировать, оценивать и управлять рисками

Рост банковской активности без наличия таких защитных систем, как правило, приводит к отрыву от реальной ситуации, потере ориентиров и в некоторых случаях заканчивается банкротством кредитной организации.

Важными документами, определяющими порядок внутреннего контроля в банках, являются внутреннее Положение, действующее в каждом коммерческом банке и инструкции ЦБ РФ:

1. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.04.2005 № 1571-У).

2. Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в коммерческих организациях и банковских группах» от 16.12.2003 № 242-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 30.11.2004 № 1521-У).

3. Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутреннего контроля». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405.

В Уставе кредитной организации должны содержаться сведения о службе внутреннего контроля, ее структуре и полномочиях. Проведение контрольных процедур осуществляется с учетом рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, которые изложены в «Основополагающих принципах эффективности банков» и «Базовых принципах эффективного надзора за банковской деятельностью».

Создание системы внутреннего контроля (СВК) представляет собой комплексный процесс, включающий методологические, организационные и технологические вопросы, направленный на разработку процедур и механизмов поддержания устойчивости банка. Таким образом, составной частью этой единой системы является служба внутреннего контроля, непосредственно реализующая контрольные функции в соответствии с размерами и спецификой деятельности банка, характером и масштабом проводимых им операций.[1]

При построении службы внутреннего контроля целесообразно учитывать следующие требования:

- наличие логической и упорядоченной взаимосвязи между подразделениями и работниками службы, исключая дублирующие процедуры по мониторингу финансово-экономического состояния банка;

- интеграция в единую систему управления банком;

- гибкость организационной структуры службы, что позволит оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды банка;

- максимизация расширения межличностных и регламентных коммуникаций  с целью концентрации информационных потоков;

- в рамках структуры службы необходимо предусмотреть должности системных аналитиков для комплексного исследования полученной информации для своевременного и эффективного принятия управленческих решений.

Круг вопросов, курируемых службой внутреннего контроля, очень широк и охватывает практически все сферы деятельности банка.

В процессе деятельности службы должно быть обеспеченно:

- соблюдение требований законодательства и нормативных актов Банка России, стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних положений, действующих в кредитной организации, в том числе при выполнении персоналом своих служебных обязанностей;

-разграничение полномочий и должностных обязанностей сотрудников банка при принятии решений, затрагивающих интересы менеджеров банка, его собственников и клиентов;

- выявление недостатков и нарушений в деятельности банка и разработка рекомендаций и указаний по их устранению;

- сохранность и укрепление активов ( имущество) банков;

- своевременное обнаружение рисков в процессе банковской деятельности и использовании эффективных методов управления ими;

- осуществление контроля за правильностью постановки бухгалтерского учета, адекватного отражением операций в соответствии с Планом счетов, за надлежащим состоянием отчетности банка;

-эффективное функционирования внутреннего аудита и взаимодействий с внешним аудитом, а также с органами регулирования и надзора.

На основе информационно-аналитических материалов, собранных службой внутреннего контроля, правления банка принимает решение о дальнейших направлениях деятельности банка.

Успешное выполнение поставленных задач во многом зависит от статуса и положения службы внутрибанковского контроля в организационной структуре банка, а также определяется уровнем независимости ее деятельности.

Руководитель службы назначается правлением банка по согласованию с советом директоров и является по должности заместителем руководителя банка. В его подчинении ни могут находиться иные внутрибанковские подразделения.

Принимая во внимание сложность и ответственность контрольных функций, подбор сотрудников службы осуществляется с учетом уровня образования (необходимо высшие образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций) и исходя из профессиональных навыков и квалификации, что определяется стажем работы в банковской системе .Их деятельность в банке считается исключительной .Они подотчетны только председателю правлением банка.

Все вышеизложенные аспекты организации службы внутреннего контроля должны рассматриваться и анализироваться в ходе аудиторской проверке с последующей разработкой соответствующих организаций рекомендаций для банка.

Эффективность внутреннего контроля может быть достигнута при координации действий всех руководящих органов банка, обеспечении принципов коллегиальности и открытости по всем принимаемым решениям. Для повышения качества контрольных процедур целесообразно использование помощи сотрудников банка. Вовремя выявленная и предоставленная ими информации о фактах нарушения законности и правил совершения операций, случаях возможного нанесения ущерба банку, его вкладчикам или клиентам способствует укреплению защитной системы банка.

Реализация механизма обратной связи предполагает консультирование персонала службой внутреннего контроля в случаях возникновения сомнений по поводу правомерности конкретных сделок. Руководством банка утверждается перечень операций, которые требуют обязательного согласования с руководителем службы внутреннего контроля. Предварительное уведомление обходимо в тех случаях, когда планируются сделки, в совершении которых работники банка могут быть признаны заинтересованными лицами. Выполнение этих условий позволит адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять правильные управленческие решения.

Внутренний контроль включает административный и финансовый контроль, проводимый в предварительном, текущем и последующем порядке.

Административный контроль обеспечивает проведение операций только уполномоченными на то лицами в соответствии с определенными банком процедурами принятия решения. В компетенцию финансового контроля входит проверка соблюдения указанной в документах политики банка применительно к разным видам финансовых услуг и выполнение нормативных требований Банка России при осуществлении операций и их адекватного отражения в учете и отчетности.

Используя рекомендации Базельского комитета по банковскому регулированию, можно выделить четыре основные подконтрольные области:

- организационные структуры – распределение обязанностей и ответственности, ограничение полномочий на разрешение выдачи кредитов и процедуры принятия решений;

- бухгалтерский учет – согласование счетов, контрольные списки, периодические промежуточные балансы;

- принцип «четырех глаз» - распределение функций, перекрестные проверки, двойная подпись);

- непосредственный контроль за активами и инвестициями.

Процесс анализа состояния внутреннего контроля предполагает общее знакомство с системой внутреннего контроля, первичную оценку его надежности и подтверждение достоверности этой оценки.[2]

Аудиторская проверка деятельности службы внутреннего контроля может быть разделен на несколько этапов, включающие анализ: пакета документов, регулирующего организацию контрольных процедур; информационного обеспечения контроля; структурного построения СВК; выполнения службой контроля возложенных на нее функций; организации работы комплаенс-контроля; качественного состава клиентов банка.

Первый этап предполагает изучение Положения банка об организации внутреннего контроля, а также других документов, используемых при проведении проверок. В этих документах должны быть однозначно определены позиции банка по проводимым операциям и исключены двусмысленности и разночтения. Их четкая проработка способствует обеспечению надлежащего уровня надежности банка и минимизации рисков.

На втором этапе оценивается уровень информированности СВК в разрезе оперативности и полноты поступающих данных. Проверяется действенность механизма обеспечения информацией, который предусматривает получение от подконтрольного подразделения любой необходимой документации, возможность снимать копии и входить в помещения этого подразделения. Следует обращать внимание  на возникающие препятствия к получению информации, что может быть попыткой скрыть какие-либо нарушения, и на меры, принимаемые против несанкционированного использования сотрудниками информации.

Проверка адекватности структуры СВК решаемым задачам проводится на третьем этапе. Построение службы должно основываться на ее иерархической подчиненности как подсистемы в рамках единой системе банка. Пределы и нормы управляемости и специфика функционирования определяют количественную и качественную достаточность персонала службы. Действенная организационная структура должна способствовать предотвращению злоупотреблений со стороны отдельных сотрудников как внутри, так и вне ее. Это может быть достигнуто при соответствии полномочий уровню ответственности, разделении контрольных и исполнительных функций, соблюдении должностных инструкций.

Структура службы внутреннего контроля должно отвечать всем принципам эффективных структур (гибкость, адаптивность и т.д.) и включать подразделения текущего контроля, анализа, выявления и предупреждения рисков и подготовки информационной базы для реализации стратегических задач.

На четвертом этапе необходимо оценить качественные характеристики деятельности контрольной службы и степень ее соответствия непрерывно меняющимся условиям функционирования банка. Задачи внутреннего контроля должны быть соизмеримы с потребностями банка, сложившейся ситуацией, а также учитывать структурную организацию банка и поставленные перед ним цели.

Обращается внимание на наличие методического обеспечения, определяющего оценку степени риска банковских операций, объемы выборок и т.д.

Контрольной службой заранее определяются способы проведения работы и выбираются объекты и участки, подлежащие внутренней проверке. При этом учитываются: период времени, прошедший с момента предыдущей проверки, характер вскрытых нарушений и ошибок, происходящие изменения направлений банковской политики, поступившая конфиденциальная информация, уровень квалификации кадров в конкретном подразделении и другие факторы. Исходя из полученных данных, составляется предварительное задание, которое при необходимости рассматривается, изменяется или дополняется руководством банка. Контрольные процедуры должны быть проведены в срок, полностью и по всем вопросам, предусмотренным заданием.

В процессе анализа работы службы необходимо подтвердить достоверность собранной ею информации:

а) о наличии полномочий сотрудников банка для доступа к имуществу, к осуществлению операций по счетам клиентов и кредиторов; б)  о соответствии отражения в учете совершаемых операций нормативным требованиям; в)  о реальности и полноте отражения активов и пассивов и обеспечения составления отчетности установленной формы. По всем нарушениям, выявленным внутренним контролем, должны быть направлены предписания по их исправлению. В свою очередь, руководитель подразделения, в котором были выявлены недостатки, должен проинформировать руководство банка (и службу внутреннего контроля) о мерах, принятых по устранению допущенных нарушений, и их результат.

Для сокращения нерезультативных процедур имеет смысл определять приоритетные направления внутренних проверок.

Пятый этап  предусматривает проверку организации контроля за соответствием операций банка на финансовых рынках законодательству, регулирующим такую деятельность. Задача внутреннего контроля в этом случае заключается в разработке системы защиты от несанкционированного распространения между внутренними подразделениями служебной информации, использование этой информации сотрудниками в своих интересах и передачи третьим лицам. Все рекламные объявления и публикации кредитной организации, касающиеся деятельности в финансовой сфере, подлежат согласованию с комплаенс-контролем. Любые действия, осуществляемые банком на рынке ценных бумаг, не должны быть связаны с манипулированием ценами, что может привести к дестабилизации рынка.

Если в процессе проведения операций (сделок) возник конфликт интересов между участниками финансовых рынков, банк должен соблюдать приоритет интересов клиентов перед своими собственными и интересов сотрудников.

Внутрибанковский контроль, являясь важным инструментом обеспечения доверия к банку в целом, также необходим для определения качественного состава обслуженной клиентуры.

На шестом этапе анализируется деятельность службы внутреннего контроля по предотвращению отмывания доходов, полученных незаконным путем, а также по выявлению в деятельности клиентов фактов, наносящих убытки банку или подрывающих его авторитет.

Принципиальные вопросы организации внутреннего контроля и целевые установки определяют критерии, на основе которых оценивается качество системы внутрибанковского контроля. К этим критериям относятся:

- соответствие структуры службы размерами и специфике деятельности банка;

- независимость и подчиненность руководству банка;

- адекватность контрольных процедур характеру и масштабам проводимых банком операций;

- квалификационный состав (высшие образование, профессиональные навыки, опыт работы в банковской системе) и численность работников службы, достаточная для эффективного достижения целей;

- организация доступна к документации и информации;

- качество и уровень выполнения задач, поставленных органами управления банка;

- соблюдение законодательных норм работниками службы в процессе выполнения контрольных функций;

- соответствие степени надежности контроля затратам на его создание.

В качестве интегрирующего показателя эффективности внутреннего контроля можно назвать уровень его полезности, а также возможность оказания положительного влияния на результаты работы банка в целом через действенный механизм поддержания его стабильности.

Оценка внутреннего контроля проводится руководством банка, внешним аудитом и ЦБ РФ на основе отчетов и другой информации, собранной и проанализированной службой внутреннего контроля.

Не реже одного раза в год заслушивается отчет о работе службы перед высшим органом управления банком или по его решению перед советом директоров (наблюдательным советом). При составлении аудиторских заключений по результатам проверки деятельности кредитной организации возможно использование выводов и отчетов службы внутреннего контроля.

Несмотря на однотипный характер целей и задач внутреннего контроля и внешнего аудита, следует исходить из допущений о возможном различии подходов и методик проверок, относительной независимости службы внутреннего контроля от корпоративных внутрибанковских интересов, стремление сотрудников улучшить имидж кредитной организации в восприятии внешних пользователей. Также следует учитывать « риск контроля», предлагающий, что не существует системы контроля, эффективной на 100%, и некоторые существенные ошибки не будут своевременно обнаружены и исправлены. Поэтому объективность мнения аудиторской фирмы должна основываться на самостоятельности оценки постановки внутреннего контроля и возможности доверять его выводам.

Методы проведения аудита, объемы и направленность детальных проверок во многом определяются исходя из предварительной оценки внутреннего контроля В соответствии со стандартами аудиторской. деятельности мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы  внутреннего является базой для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур. Уровень внутреннего контроля может быть оценен на основе обязательного ознакомления с структурой, методами, процедурами и средствами контроля, а также документальными свидетельствами фактического действия внутреннего контроля.

Банк России осуществляет дистанционный анализ организации внутреннего контроля в банках на основе данных, включенных в состав годового отчета. При необходимости проводит проверки работы службы внутреннего контроля на местах. В этих случаях проверяется наличие должностных инструкций и внутренних документов, регулирующих деятельность службы внутреннего контроля, затрагиваются вопросы о численности и квалификации персонала службы, изучается состояние информационной системы банка и обеспечение ее безопасности, а также организация контроля за филиалами и другие вопросы. Банк России может запрашивать отчеты о состоянии внутреннего контроля за другие периоды деятельности банка, а также иную информацию по вопросам компетенции службы внутреннего контроля.

При необходимости им осуществляется проверка организации внутреннего контроля на местах.[3]

2.    Оценка кредитной политики банка

Основополагающими документами по регулированию кредитной политики коммерческих банков являются:

1)    Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2004 № 219-ФЗ);

2)    Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 № 2872-1.

3)    Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ (в ред. от 30.12.2004 № 216-ФЗ);

4)    Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (в ред. Положения ЦБ РФ от 27.07.2001 № 144-П);

5)    Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 № 254-П;

6)    Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета кредитных организаций, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.04.2005 № 1571-У);

Исходя из содержания перечисленных документов, основываясь на накопленном коммерческими банками опыте в кредитовании реального сектора экономики, а также физических лиц проверяемый субъект (банк) должен иметь следующие нормативные документы, регламентирующее кредитный процесс и его организацию:

1)     меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года;

2)     положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;

3)     регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках;

4)     отдельные положения о кредитовании юридических лиц в порядке разовых ссуд, «овердрафта» открытых кредитных линий;

5)     положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;

6)     положение о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления;

7)     положение о порядке выдачи гарантий в пользу третьих лиц;

8)     положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;

9)     положение о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заемщиков, в т.ч. банков;

10)положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;

11)положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной задолженности и приравненной к ней задолженности;

12)порядок оформления документов, необходимых для списания безнадежной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;

13)положение о кредитном отделе и кредитном комитете банка.[4]

Оценка кредитной политики банка и качества управления кредитными рисками проводится на завершающем этапе аудиторской проверки кредитного портфеля банка. Для этой цели используются следующие данные банка (формы бухгалтерской отчетности):

1. бухгалтерский баланс банка на начало года и конец отчетного (анализируемого) периода (ф. № 101);

2. расчет резерва на возможные потери по ссудам (ф. № 115);

3. данные о крупных кредитах (ф. № 118);

4. данные о кредитах, предоставленные акционерам и инсайдерам (ф. № 119, 120);

5. аналитические данные о состоянии кредитного портфеля банка (по форме, разработанной банком или предложенной к составлению аудиторской фирмой в ее запросе);

6. сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и о размере привлеченных депозитов (ф. № 302);[5]

7. справки с расчетами фактических значений обязательных экономических нормативов;

8. меморандум о кредитной политике банка на соответствующий год.[6]

Для анализа фактически сложившихся тенденций в кредитных вложениях банка необходимо использовать баланс кредитной организации и сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов. На основе баланса можно получить данные о структуре кредитных вложений банка на начало и конец проверяемого периода в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Структура кредитного портфеля банка «_______________» в динамике за год

№ п/п

Вид ссудной задолженности

По состоянию на ______

в рублях

в инвалюте

итого

% к итогу

1

1.1

1.2

1.3

2

3

4

4.1

4.2

5

6

7

8

9

10

11

12

Кредиты, предоставленные юридическим лицам

В том числе:

кредиты финансовым органам, внебюджетным фондам

кредиты коммерческим организациям

кредиты некоммерческим организациям

Кредиты, предоставленные предпринимателям

ИТОГО кредитов, предоставленных юридическим лицам и предпринимателям

Кредиты, предоставленные физическим лицам

В том числе:

Потребительские кредиты

Кредиты, предоставленные физическим лицам-нерезидентам

Предоставленные межбанковские кредиты

Векселя, учтенные в портфеле банка

Дебиторская задолженность по факторингу

Предоставленные в ссуду драгоценные металлы

ИТОГО срочной ссудной задолженности

Просроченные платежи по ссудам

ВСЕГО ссудной задолженности

Гарантии и поручительства, выданные банком

Кроме того, баланс позволит получить представление и о сроках кредитования как в целом по всем клиентам-заемщикам банка, так и в разрезе субъектов кредитования и видов валют. Данные о временной структуре кредитов можно также оформить в виде таблицы, использовав градацию сроков кредитования, установленную новым планом счетов в банках, или же несколько изменив периоды кредитования, насколько это позволяет современный бухгалтерский учет ссудных операций в коммерческих банках.

Сведения, содержащиеся в ф. № 302 и характеризующие концентрацию кредитных вложений по регионам и отраслям экономики, можно перегруппировать в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2.

(%)

Сфера вложения

01.01

01.01

01.01

Изменения за год

по уд. весу

темп роста

Народное хозяйство

Население

Банки и другие кредитные учреждения

Таблица 3.

(%)

Сфера вложения

01.01

01.01

01.01

Изменения за год

по уд. весу

темп роста

Вложения в народное хозяйство

В том числе:

      промышленность

      строительство

      сельское хозяйство

      торгово-посредническая деятельность

прочие отрасли

Для дальнейшего анализа полноты формирования РВПС, оценки классификации ссуд по группам риска целесообразно данные ф. № 115 переложить в предлагаемую таблицу 4.

Таблица 4.

Группа риска

Остатки ссудной задолженности, тыс. руб.

Распределение ссудной задолженности по группам риска, %

Фактически созданный РВПС, тыс. руб.

Удельный вес сформированного по каждой группе риска резерва в общем РВПС, %

Фактически созданный резерв в процентном отношении к ссудной задолженности

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

ИТОГО:

Данные таблиц, а также ранее перечисленных форм бухгалтерской и иной отчетности банка позволяют рассчитать ряд показателей, анализ которых в динамике даст возможность определить реальную оценку проводимой банком кредитной политики, ее соответствия принятому меморандуму, а также оценить качество управления кредитными рисками в банке, т.е. качество кредитного менеджмента.

К этим данным относятся: доля кредитного портфеля в активах банка; доля крупных кредитов в общем объеме кредитных вложений; доля ссуд акционеров и инсайдеров в общем объеме кредитных вложений; концентрация кредитов по отраслям экономики; доля проблемных ссуд в кредитном портфеле банка; удельный вес просроченных ссуд в общей сумме кредитных вложений банка; доля бланковых (необеспеченных) ссуд в кредитном портфеле; фактически созданный РВПС по отношению к просроченной ссудной задолженности, а также ко всей ссудной задолженности; фактические значения экономических нормативов кредитного риска (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1).[7]

Кроме того, для выводов о качестве кредитного портфеля используются данные анализа кредитных досье заемщиков, полученные в ходе аудиторской проверки.[8]

3.    Анализ и аудит проводимой банком депозитной политики

Депозитные (вкладные) операции – это операции кредитных организаций по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до «востребования» в целях использования их в качестве кредитных ресурсов и в инвестиционной деятельности банка.

К основным документам, регулирующим депозитные операции кредитных организаций, относятся:

1)     Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1): Федеральный закон от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 02.07.2005 № 83-ФЗ).

2)     Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 № 17-ФЗ (в ред. от 30.12.2004 № 219-ФЗ).

3)     Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 18.06.2005 № 61-ФЗ.

4)     Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 № 177-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 197-ФЗ).

5)     Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) от 31.08.98 № 54-П (в ред. Положения ЦБ РФ от 27.07.2001 № 144-П);

6)     Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 18.02.2005 № 1549-У).

7)     Указание ЦБ РФ «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета» от 17.12.2004 № 1530-У.

Используя вышеперечисленную законодательную и нормативную базу, каждый коммерческий банк должен разработать свои внутрибанковские документы по депозитным операциям. Их примерный перечень может быть следующим:

- депозитная политика банка (1-2 года);

- политика по управлению активами, пассивами и ликвидностью банка;

- процентная политика банка;

- положение о вкладах физических лиц;

- положение о депозитах юридических лиц;

- положение о порядке оперативной работы по привлечению ресурсов для управления ликвидностью банка;

- положение по депозитным операциям с банками-нерезидентами;

- положение о порядке осуществления операций на внутреннем межбанковском рынке;

- инструкция о порядке совершения операций по вкладам физических лиц;

- инструкция о порядке совершения депозитных операций с юридическими лицами;

- порядок начисления  процентов по операциям, связанным с привлечением денежных средств, и отражения их по счетам бухгалтерского учета;

- положения о подразделениях банка, на которые возложены функции по привлечению вкладов граждан, депозитов юридических лиц, по привлечению межбанковских депозитов, выпуску собственных векселей, а также депозитных и сберегательных сертификатов.

Остановимся подробнее на содержании отдельных документов.

Документ «Депозитная политика банка» разрабатывается на основе анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка, а также в тесной увязке с такими документами, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств, как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика».

В данном документе должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной и инвестиционной политике с ориентиром на подержание банком своей ликвидности. Конкретно в нем банк предусматривает:

- перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственными средствами и привлеченными;

- структуру привлеченных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, включая кредиты ЦБ РФ);

- предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки их привлечения;

- соотношение между срочными депозитами и на срок «до востребования»;

- основной контингент по вкладам и депозитам, т.е. категория вкладчиков;

- география привлечения и заимствования средств;

- способы привлечения депозитов: на основе договоров банковского вклада, путем выпуска собственных векселей и сертификатов;

- соотношение между рублевыми и валютными депозитами, особые условия открытия отдельных видов депозитов.

В документе «Процентная политика банка», исходя из прогнозируемого уровня ставки рефинансирования ЦБ РФ, определяется средний уровень процентных ставок по категориям вкладчиков, формам и срокам привлечения их средств. В дальнейшем в зависимости о развития экономики, финансовой политики государства, состояния денежного рынка процентные ставки могут изменяться ка по привлекаемым, так и по размещаемым средствам в соответствии с решением Правления банка и Комитета по управлению активами и пассивами.[9]

Для оценки проводимой банком на практике депозитной политики необходимо использовать следующие документы:

ü  меморандум банка о депозитной политике на конкретный год;

ü  баланс банка на начало года и на отчетную проверяемую дату;

ü  данные финансовой отчетности банка по Инструкции от 01.10.97 № 17, а именно таблицы-приложения: № 5 «Агрегированный балансовый отчет», № 20 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, предоставленным банком», № 21 «Данные о средневзвешенных процентных ставках по привлеченным депозитам и вкладам», № 17 «Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения»;

ü  приложения к бухгалтерскому балансу по форме № 501 «Сведения о межбанковских кредитах и депозитах (предоставленных и полученных)»;[10]

ü  сведения банка о выполнении экономических нормативов, установленных ЦБ РФ, за проверяемый период;

ü  результаты текущей аудиторской проверки депозитных операций банка.

Для того, чтобы оценить степень выполнения банком меморандума о своей депозитной политике, необходимо на основании данных бухгалтерского баланса составить таблицу о ресурсной базе банка в динамике следующего содержания (таблица 5).

Таблица 5.

№ п/п

Ресурсная база банка

По состоянию на ______

в рублях

в инвалюте

итого

1

Собственные средства банка (капитал)

2

Заемные средства – всего

В том числе:

кредиты, полученные от ЦБ РФ

кредиты, полученные от других банков

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Привлеченные средства – всего

В том числе:

средства банков на счетах ЛОРО

средства клиентов – всего

из них:

    на расчетных и текущих счетах

    предприятий и организаций

    депозиты юридических лиц

    вклады физических лиц

выпущенные долговые обязательства – всего

из них:

    облигации банка

    депозитные сертификаты

    сберегательные сертификаты

    векселя и акцепты

прочие обязательства

4

Итого ресурсов банка (строки 1 + 2 + 3)

Данные об остатках депозитов юридических лиц, вкладов физических лиц, полученных МБК, выпущенных депозитных и сберегательных сертификатов, собственных векселях могут быть дополнительно еще разбиты по срокам привлечения исходя из действующего плана счетов в коммерческих банках, установленного правилами 205-П, и оформлены дополнительной таблицей.

Анализ этих данных позволит сделать вывод о соблюдении сроков привлечения средств, видах последних, соблюдении соотношения между ними, выявить причины отклонений от запланированных пропорций, оценить соблюдение банком принципа диверсификации при проведении депозитно-вкладных операций. Наличие в структуре привлеченных средств большого удельного веса межбанковских кредитов, большого удельного веса краткосрочных депозитов и небольшого удельного веса мелких вкладчиков свидетельствует о проблемах в депозитной политике банка.

Данные о средневзвешенных процентных ставках по кредитам, вкладам, депозитам за проверяемый период позволяют судить о соблюдении в банке внутрибанковского документа «Процентная политика банка».[11]

Не менее важным является анализ взаимосвязи между депозитными операциями банка и операциями по выдаче за счет этих ресурсов ссуд, осуществления инвестиционных вложений по срокам и суммам, для чего следует использовать данные финансовой отчетности, где активы и пассивы показаны на отчетную дату по срокам востребования и погашения. В целях анализа ликвидности баланса данные этого приложения можно перегруппировать (таблица 6).

Таблица 6.

№ п/п

Сроки востребования, погашения

Активы

Пассивы

Превышение пассивов над активами

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

пунктов

1

Просроченные

2

До востребования

3

1 день

4

От 2 до 7 дней

5

От 8 до 30 дней

6

От 31 до 180 дней

7

От 181 дня до 1 года

8

От 1 года до 2 лет

9

От 2 до 5 лет

10

Свыше 5 лет

11

Без срока

12

Всего

Проведенный анализ депозитных операций банка по изложенной методике и результаты текущей аудиторской проверки депозитных операций, выполненные в соответствии с программой фирмы, позволят объективно оценить депозитную политику банка. [12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Система внутреннего контроля призвана сократить банковские риски и обеспечить для руководства банка, акционеров и клиентов поток надежной информации о деятельности банка. Ведущая цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирование конфликтов интересов, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабом проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Оценка кредитной политики банка и качества управления кредитными рисками проводится на завершающем этапе аудиторской проверки кредитного портфеля банка. Для анализа фактически сложившихся тенденций в кредитных вложениях банка необходимо использовать баланс кредитной организации и сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов. Кроме того, для выводов о качестве кредитного портфеля используются данные анализа кредитных досье заемщиков, полученные в ходе аудиторской проверки.

Депозитные (вкладные) операции – это операции кредитных организаций по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до «востребования» в целях использования их в качестве кредитных ресурсов и в инвестиционной деятельности банка. Для того, чтобы оценить степень выполнения банком меморандума о своей депозитной политике, необходимо на основании данных бухгалтерского баланса составить таблицу о ресурсной базе банка в динамике.

Практическое задание

Аудиторами в ходе проверки операций с основными средствами в январе 2005 года установлено следующее:

1. Банк осуществляет ведение бухгалтерского учета основных средств в целых рублях, сумма округления в копейках относилась на счет по учету доходов;

2. В бухгалтерском учете операция, связанная с приобретением и вводом в эксплуатацию основного средства, отражена следующей записью:

Дебет 60401 Кредит 60312 на сумму 200 000 рублей;

Дебет 60310 Кредит 60312 на сумму 40 000 рублей.

3. В бухгалтерском учете операция, связанная с вводом в эксплуатацию основного средства переданного безвозмездно отражена следующей записью:

Дебет 60401 Кредит 10602 на сумму 12 000 рублей.

4. В бухгалтерском учете банка остаток на счете 60401 по лицевому счету одного из объектов равен 12 900 рублей, а соответствующая объекту амортизация на счете 60601 по лицевому счету этого же предмета равна 13 400 рублей.

Необходимо:

1.    Определить перечень документов, которыми оформляется приобретение основных средств;

2.    Дать оценку правильности отражения указанных сделок по счетам бухгалтерского учета в соответствии нормативными документами Банка России;

3.    Дать оценку правильности начисления амортизации основного средства.

РЕШЕНИЕ:

1. Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи, на основании которого открываются карточки аналитического учета ф. № 0489007, а также журнал учета основных средств ф. № 0489008. Аналитический учет основных средств (кроме зданий и сооружений) ведется на карточках ф. № 0489009, открываемые на каждый предмет, а также в отдельном журнале учета основных средств ф. 0489008. Ведение карточек, журналов и других регистров может осуществляться с помощью компьютера.

2. В соответствии с Приложением 10 «Порядок учета основных средств, нематериальных активов и материальных запасов» Положения 205-П (далее Порядок) под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями.

Основные средства (кроме земельных участков) учитываются на счете № 60401 "Основные средства (кроме земли)".

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету независимо от того, находится ли объект в эксплуатации, в запасе, консервации, присваивается инвентарный номер в соответствии с порядком, установленным нормативным актом Минфина России. Аналитический учет основных средств ведется в разрезе инвентарных объектов.

Допускается ведение бухгалтерского учета основных средств в целых рублях (с округлением только в сторону увеличения). В этом случае основные средства ставятся на учет в целых рублях, а сумма округления в копейках относится на счет по учету доходов.

Отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению основных средств должно производиться следующими проводками в соответствии с Порядком:

1. Перечисление в соответствии с договором аванса поставщику (продавцу), подрядной, проектной организациям в безналичном порядке:

Дебет 60312а «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями»

Кредит корреспондентского счета, счета получателя денежных средств, если он обслуживается в данной кредитной организации, счета кассы (далее "счет по учету денежных средств".)

2. Прием оплаченных ценностей:

Дебет счета по учету капитальных вложений - 60701

Кредит 60312 а.

3. Ввод объектов в эксплуатацию:

Дебет счетов по учету основных средств (в разрезе инвентарных объектов) – 60401 по лицевому счету объекта

Кредит 60701 - счета по учету капитальных вложений.

При приобретении основных средств следует обратить внимание на порядок учета НДС исходя из учетной политики банка, так как НДС может быть учтен в стоимости основных средств, а может быть включен в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (гл. 21 НК РФ, ст. 170).

Оприходование объектов основных средств, полученных безвозмездно, отражается в учете в зависимости от пригодности к эксплуатации. Если объект пригоден к эксплуатации, то:

Дебет 60401

Кредит 70107 «Другие доходы».

Если объект требует доведения до готовности, то:

1) Дебет 60701 по лицевому счету безвозмездно полученного объекта

Кредит 70107 «Другие доходы»;

2) Доведение объекта до состояния, в котором оно пригодно к использованию: Дебет 60701 Кредит счетов по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и т.д.

3) Ввод объекта в эксплуатацию:

Дебет 60401 Кредит 60701.

В результате оценки правильности отражения указанных сделок по счетам бухгалтерского учета в соответствии нормативными документами Банка России, можно сделать вывод о некорректности составленных банком учетных записей по приобретению основных средств и, как следствие, нарушение норм законодательства ЦБ РФ.

3. В соответствии с Порядком Положения 205-П стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в кредитной организации на праве собственности.

Начисление амортизации не приостанавливается в течение срока полезного использования объектов основных средств, кроме случаев нахождения основных средств на реконструкции и модернизации по решению руководителя кредитной организации продолжительностью свыше 12 месяцев, перевода основных средств по решению руководителя кредитной организации на консервацию с продолжительностью, которая не может быть менее трех месяцев.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств и нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности кредитной организации. Срок полезного использования определяется кредитной организацией самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из:

- ожидаемого срока использования в кредитной организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были введены в эксплуатацию, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этих объектов или списания их с бухгалтерского учета.

Норма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта с учетом ее увеличения в процессе модернизации, реконструкции или технического перевооружения и оставшегося срока полезного использования с учетом его увеличения в случае пересмотра.

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств и нематериальных активов начисляются ежемесячно независимо от применяемых методов начисления в размере 1/12 годовой суммы.

Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности кредитной организации в отчетном периоде.

Предельная сумма начисленной амортизации должна быть равна балансовой стоимости объекта. Аналитический учет по счетам учета амортизации основных средств и нематериальных активов ведется в разрезе отдельных инвентарных объектов.

При аудите амортизации объектов основных средств следующее нарушение: сумма начисленной амортизации превышает балансовую стоимость объекта основного средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 413 с.

2.    Аудит в кредитных организациях: Учеб. пособие / Под ред. И.Д. Мамоновой, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 520 с.

3.    Банковский контроль и аудит: Учеб. пособие. / Под ред. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 492 с.

4.    Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1): Федеральный закон от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 02.07.2005 № 83-ФЗ).

5.          Гришкин С. Г., Мусаева Р. А., Харисов К. Т. Некоторые вопросы оценки кредитного портфеля банка // ДИК. - 2002. - № 1. – С. 18-24.

6.    Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 18.02.2005 № 1549-У).

7.    Кедров В. И., Митрохин В. В. О стратегических ориентирах кредитной деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит. 2004. № 11.

8.    Куницын Н.Н., Хисамудинов В.В. Банковский аудит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 128 с.

9.    О правилах составления и представления отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ: Указание Банка России от 16.01.04 № 1375-У (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.03.2005 № 1561-У).

10. Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 № 205-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.04.2005 № 1571-У).

11. Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в коммерческих организациях и банковских группах» от 16.12.2003 № 242-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 30.11.2004 № 1521-У).

12. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.98 № 54-П (в ред. Положения ЦБ РФ от 27.07.2001 № 144-П).

13.   Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 № 254-П.

14. Правило (стандарт) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутреннего контроля». Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405.

15.      Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2004 № 219-ФЗ).

16. Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 № 2872-1.

17. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.98 № 102-ФЗ (в ред. от 30.12.2004 № 216-ФЗ).

18.   Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 18.06.2005 № 61-ФЗ).

19.   Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 № 177-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 197-ФЗ).

20. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных  стандартов: Учеб. пособие. – М.:  Финансы и статистика, 2003. – 160 с.


[1] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 52-53.

[2] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 64-68.

[3] Аудит в кредитных организациях: Учеб. пособие / Под ред. И.Д. Мамоновой, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 110-112.

[4] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 132-134.

[5] О правилах составления и представления отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ: Указание Банка России от 16.01.04 № 1375-У (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.03.2005 № 1561-У).

[6] Гришкин С. Г., Мусаева Р. А., Харисов К. Т. Некоторые вопросы оценки кредитного портфеля банка // ДИК. - 2002. - № 1. – С. 18-24.

[7] Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 18.02.2005 № 1549-У).

[8] Аудит в кредитных организациях: Учеб. пособие / Под ред. И.Д. Мамоновой, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 226-228.

[9] Куницын Н.Н., Хисамудинов В.В. Банковский аудит: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 59-61.

[10] О правилах составления и представления отчетности кредитных организаций в Центральный банк РФ: Указание Банка России от 16.01.04 № 1375-У (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.03.2005 № 1561-У).

[11] Аудит банков: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 129-130.

[12] Аудит в кредитных организациях: Учеб. пособие / Под ред. И.Д. Мамоновой, З.Г. Ширинской. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 390-391.