М И Э П

 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА

Экономика организаций (предприятий)

 

Содержание:

Тема 1. Предприятие - основное звено экономики

Тема 2. Предприятие и рынок

Тема 3. Кадры предприятия

Тема 4. Оплата труда работников предприятия

Тема 5. Планирование деятельности предприятия

Тема 6. Основные фонды предприятия

Тема 7. Оборотные средства предприятия

Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства

Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции

Тема 11. Управление предприятием

Тема 12. Финансы предприятия

Тема 13. Банкротство и санкции предприятия

Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Список использованной литературы

Тема 1. Предприятие - основное звено экономики

1. Считаю, что наиболее правильное и полное определение третье: «Предприятие -  это самостоятельный хозяйствующий субъект справами юридического лица, который на основе использования трудовым   коллективом   имущества  производит   реализует продукцию, выполняет работу, оказывает услуги». Здесь предприятие представлено не просто как внешний субъект (как в первом определении – завод, фабрика и т.д.), а как хозяйствующий субъект с юридической и с экономической  точки зрения. Также, в нем уделено внимание и трудовым ресурсам.

Предприятие — это производственная или торговая хозяйственная единица или объединение нескольких таких единиц – это определение рассматривает предприятие только с экономической  позиции.

Предприятие выражает единство производственных, социально-экономических и организационно-технических отношений. Она представляет экономическую категорию. И поэтому изучается экономической теорией. Фирму как экономическую категорию характеризует прежде всего то, что в ней происходит соединение рабочей силы со средствами производства.

2. На деятельность предприятия воздействуют многие факторы внешней среды. Например, экономическая и политическая ситуация в стране. Кризис «17 августа» разорил многие предприятия.

Функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется в результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется:

- стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

- льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств;

- развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей;

- созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.

3. Концерны, холдинги, конгломераты создаются для объединения общих усилий в единый производственный процесс. Также, здесь большое значение имеет и марка, лейбл. Он позволяет гарантировать качество товара именем всей фирмы. Предприятие влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тойота», «Грюндиг», «АйБиЭм», «Форд» – олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.

4. В основу деления предприятий на малые, средние, крупные положена численность работников.

Тема 2. Предприятие и рынок

1.  Сегодня ведущие экономисты и предприниматели говорят о том, что конкуренция  повышает качество товара и работает на  благо потребителя. Но некоторые также высказываются и за то, что в некоторых сферах на отечественный рынок не нужно пускать иностранных производителей. Это делается для развития собственного производства. Так, например, уже началась политика по сокращению влияния на отечественный рынок автомобилестроения известных иностранных фирм, для развития собственной автомобильной промышленности. Для этого начинается сотрудничество российских предприятий с западными, тем самым развивается собственное производство.

2. Сегодняшние проблемы российских предприятий (исходя из анализа высказываний маркетологов):

- незнание законов рынка у владельцев некоторых мелких и средних предприятий. Это и объясняет участившиеся случаи банкротства юридических лиц в сегодняшней хозяйственной практике;

-  низкая квалификация управленческих кадров;

- отсутствие гибкости и делового чутья, деятельность в некоторых низко рентабельных областях, ограничение делового партнерства с западными коллегами;

- низкий уровень осведомленности в технологии производства и выпуска продукции;

- игнорирование изучения рынка, неверие в эффективность маркетинговых исследований.

3. Конечный потребитель если не будет заинтересован в приобретении продукции предприятия, то деятельность предприятия станет нерентабельной и предприятие обанкротится. Любая деятельность предприятия должна быть ориентирована на конечного потребителя. Индивидуальный потребитель зависит от общих экономических и политических факторов.

4. Реклама нового товара довольно эффективна, т.к. все новое является интересным для потребителя. Новые технологии обязательны в условиях конкурентной борьбы, когда одинаковый товар в избытке на рынке.

Сущность рекламы заключается в том, что «реклама – это двигатель торговли».

Реклама - это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.

Реклама - это не персонифицированная  передача информации, обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей.

         Или реклама может быть определена как процесс коммуникации, как процесс организации сбыта, как экономический или социальный процесс, обеспечивающий связь с общественностью, или как информационный процесс или процесс убеждения в зависимости от  очки зрения.

         Реклама нацелена на группы людей, и поэтому она не персонифицирована. В качестве групп могут выступать подростки, которым нравится рок-музыка, или пожилые, посещающие культурные мероприятия. Но в любом случае, реклама для таких групп не является персонально нацеленным действием или актом непосредственной коммуникации между лицами.

В целях получения прибыли предприятия производят и продают продукцию и услуги, конкурирующие на рынке. Для наращивания продаж или прибылей компании выделяют группы потенциальных покупателей, называемые целевыми рынками, и затем вырабатывают маркетинговую стратегию, призванную обеспечить привлекательность своей продукции для таких групп. Маркетинговая стратегия определяется тем особым порядком, в котором кампании комбинируют и применяют различные варианты маркетинговых средств. Такая маркетинговая комбинация включает набор элементов, широко известный как четыре “Р”, соответствующих первой букве названия категории: продукция, цена, место, стимулирования, сбыта.

Реклама попадает в категорию стимулирования сбыта наряду с индивидуальной реализацией, стимулированием продаж, и связями с общественностью, каждый из которых может применяться либо для сбыта, либо для привлечения клиентуры на продукцию, услуг или идеи компании.

С целью снижения издержек сбыта для рекламы  применяются средства, обеспечивающие передачу объявлений на широкий круг людей, известный как целевая аудитория. При рекламе стоимость выхода на тысячу человек целевой аудитории обычно значительно ниже, чем выход на одного потенциального клиента с использованием метода индивидуальной реализации.

5. Конкуренция заставляет укорачивать жизненный цикл товара, потому как новый товар вытесняет старый. Например, в одном сезоне был моден один тип обуви (а значит, был спрос на него), потом мода изменилась и спрос на это тип обуви снизился. Новая мода и новая обувь практически вытеснила с рынка старый товар. Еще больше это характерно для рынка компьютерных технологий, где комплектующие материалы для персональных компьютеров стремительно обновляются. А старые – быстро становятся невостребованными.

Тема 3. Кадры предприятия

1. Я больше склоняюсь к точке зрения Ли Якокка. Кадры, которые правильно сплочены и организованны для производственной деятельности – это основной ресурсный капитал предприятия. Можно в качестве примера привести опыт японских предприятий, где коллектив стоит на первом месте. Каждый работник в таком случае заинтересован не только в личной выгоде, а в работе на благо общего производства. Они понимают, что при общем развитии предприятия существенно возрастет и их личная прибыль.

2. а)

1) 20*12 = 240 (дней)  - работает рабочий.

2) 224*10 = 2400 (штук) – выработка одного рабочего в год

3) 12000 / 2400 = 5 (численность производственных рабочих для выработки 12000 штук изделия в год).

б)

1) 25*12 = 300  (дней)  - работает рабочий.

2) 300*5 = 1500 (штук) – выработка одного рабочего в год

3) 18000 / 1500 = 12 (численность производственных рабочих для выработки 18000 штук изделия в год).

в)

1) 25*12 = 300 (дней)  - работает рабочий.

2)  300*8 = 2400 (штук) – выработка одного рабочего в год

3) 24000 / 2400 = 10 (численность производственных рабочих для выработки 24000 штук изделия в год).

3.  а)

1) 2056 * 0,5 = 1028 (изделий) – выпускает за год один рабочий

2) 246720 / 1028 =  240 (рабочих) требуется для производства данного объема изделий

б)

1) 2050 * 0,6 = 1230 (изделий) – выпускает за год один рабочий

2) 170833 / 1230 =  139 (рабочих) требуется для производства данного объема изделий

в)

1) 2060 * 0,4 = 824 (изделий) – выпускает за год один рабочий

2) 360500 / 824 =  438 (рабочих) требуется для производства данного объема изделий

Тема 4. Оплата труда работников предприятия

1. Существует две основные две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

При сдельной оплате заработок меняется в зависимости от количества произведенной продукции по сдельным расценкам (за единицу продукции).

Существуют такие ее системы:

-         Прямая сдельная (индивидуальная и коллективная). При ней рабочим оплачивается их выработка: расценка за единицу продукции умножается на количество выработанной продукции.

-          Сдельно-прогрессивная. В этом случае выработка продукции в пределах нормы оплачивается по обычным расценкам, а сверх этой нормы - по повышенным, возрастающим прогрессивно, в зависимости от размера выполнения норм.

-          Сдельно-премиальная. Предусматривает кроме заработка по прямым сдельным расценкам выплату премии за качественные и количественные показатели в работе.

-         Косвенно-сдельная. Используется при оплате труда вспомогательных рабочих, их заработок зависит от выработки тех основных рабочих, которых они обслуживают.

-         Аккордная. При ней расценка устанавливается на весь объем работ (а не на отдельную операцию), оговаривается срок выполнения работ.

При повременной оплате заработок складывается из тарифных ставок за фактическую продолжительность рабочего времени. Существует две системы повременной оплаты:

-         Простая повременная. В таком случае заработок определяется умножением часовой тарифной ставки на количество отработанных часов.

-         Повременно-премиальная. Оплата, когда кроме заработной платы по тарифу (окладу) начисляют премии за высокие показатели в работе.

На предприятиях, применяющих коллективные формы организации труда, широкое распространение получила подрядная форма оплаты труда (заработок бригады определяется умножением бригадной расценки за единицу продукции на фактически выполненный бригадой по договору объем работ).

Из всего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда предприятие выбирает те, которые в большей степени соответствуют конкретным условиям производства: характеру выпускаемой продукции, применяемой технологии, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т.д.

Применение сдельной оплаты труда оправдано тогда, когда необходимо индивидуально стимулирование выработки каждого работника.

2 . На предприятиях оплата труда выступает в двух основных формах:

-         повременная;

-         сдельная.

Повременная оплата труда – форма оплаты труда, при которой зарплата начисляется работникам по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.

Тарифная зарплата (исходная) = 90 руб.

Тарифная ставка 7 разряда (часовая):

90 руб. / 158,75 (количество рабочих часов в декабре) · 2,76 = 1,56 руб.

Тарифная зарплата 7 разряда:

1,56 · 158,75 = 247,65 руб.

Общая зарплата 7 разряда:

247,65 · 1,15 (районный коэффициент) = 284,80 руб.

3.

Согласно исходной величины 90 рублей и тарифного коэффициента для 6 разряда 2,44

Тарифная заработная плата составляет 90 * 2,44 = 219 рублей 60 копеек Прямая сдельная заработная плата рассчитывается пропорционально объему произведенной продукции если за 10 шт. - заработная плата 219 рублей 60 копеек, то за 5000 шт. - 219,60 : 10 * 5000 = 109800 рублей.

Рассчитать прямую сдельную заработную плату по часовой тарифной ставке 2,44 для 6 разряда, если норма выработки продукции составляет 10 шт. в час, а общий объем продукции за месяц равен 5000 шт.

При прямой сдельной системе оплаты труда оплачивается по сдельным расценкам непосредственно за качество произведенной продукции по формуле:

Зед = Ред · В

где Зед – сдельный заработок, руб.;

       В – количество произведенной продукции в ед. продукции;      

       Ред – сдельная расценка за единицу продукции, которая определяется по формуле:

Ред = Тст / Нчвыр

где Тст – часовая тарифная ставка;

       Нчвыр – норма выработки за час.

           часовая тарифная ставка · 2,44

Зед = —————————————— · 5000

                                  10

4. В условиях перехода к рыночным условиям хозяйствования нашла применение бестарифная система оплаты труда, которая зависит от ряда факторов: квалификационного уровня работника (от директора до рабочего), коэффициента трудового участия (КТУ) и фактически отработанного времени.

Некоторые предприятия ориентируют систему материального стимулирования на фактическую квалификацию работника - способность не только выполнять свои непосредственные обязанности, но и участвовать в решении производственных проблем, разбираться в любом аспекте хозяйственной деятельности своего предприятия. Такие работники получают фиксированное жалование за квалификацию. На большинстве предприятий оплата труда служащих осуществляется в соответствии с установленным им по штатному расписанию окладом и в соответствии с действующей системой премирования.

Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система.

Тема 5. Планирование деятельности предприятия

1.  Основное требование к бизнес плану – реальный учет всех  сторон деятельности и развития предприятия. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.

         Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

         Бизнес –план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

-         организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;

-         выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

-         формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются:

-         общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;

-         выбор стратегии и тактики конкуренции;

-         оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно – правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Бизнес – план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

 Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачами бизнес – плана является:

-         сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

-         определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-         выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;

-         оценить производственные и непроизводственные издержки;

-         определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;

-         оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д. 

Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:

- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

- является инструментом добывания финансовых ресурсов;

- представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

2. При стратегическом планировании учитывается потенциал предприятия, его возможности развития в перспективе, оценка рынка сбыта продукции (услуг) и прогнозирование его поведения в дальнейшем.

3. Стратегические альтернативы – это возможные пути развития предприятия в будущем. Например, предприятие по производству автомобилей может выбрать две стратегической альтернативы: 1) Производить дорогостоящие автомобили, когда меньший спрос на них будет компенсирован высокой ценой. 2) Производить автомобили более дешевые, рассчитанные на среднестатистического автомобилиста, получая при этом прибыль от больших объемов продаж этой продукции.

Тема 6. Основные фонды предприятия

1. а) 4000 / 80 000 =  0,05 (руб.) – стоимость износа действующего оборудования на производство одной единицы продукции

б) 16 000 / 480 000 = 0,03 (руб.) – стоимость износа нового оборудования на производство одной единицы продукции.

Т.о., выгоднее использовать новое оборудование

2.  1) 32000/160000 = 0,2 (показатель фондоотдачи на текущий год)

2) 200000*0,2 = 40 000 (величина основных фондов на следующий год)

3. а)

1) 400*10% = 40 (станков) – в ремонте

2) 400-40 = 360 (станков) – работают

3) 2/360 = 0,005 – коэффициент сменности работы станков типа «А»

б) 1) 300*10% = 30 (станков) – в ремонте

2) 300-30 = 270 (станков) – работают

3) 1/270 = 0,003 – коэффициент сменности работы  станков типа «Б»

в) 1) 200*10% = 20 (станков) – в ремонте

2) 200-20 = 180 (станков) – работают

3) 1/180 = 0,005 – коэффициент сменности работы станков типа «В»

4.

1) 900 000 / 4 = 225 000 (руб.) – каждый месяц при 4 месячной эксплуатации

2) 225 000 * 6 =  1350 000 (руб.) – при 6-месячной эксплуатации

3) 1350000 – 900 000 = 450 000 (руб.) – остаточная стоимость основных фондов по первоначальной балансовой стоимости

5. Линейная амортизация – каждый год в стоимость продукции включается одинаковая часть стоимости основных фондов

         Моральный износ обычно наступает раньше физического, т.е. основные фонды, которые еще могут быть использованы, уже экономически не эффективны. Моральный износ бывает двух видов:

         Моральный износ первого вида – это потеря части стоимости машин без соответствующего физического износа в результате удешевления изготовления этих машин в новых условиях.

         Моральный износ второго вида – это сокращение продолжительности действия наличных машин, оборудования, обусловленное не уменьшением их производительности или мощности, а тем, что дальнейшая эксплуатация старых машин по сравнению с новыми приводит к большим издержкам производства.

6. Для расчета линейным способом годовой амортизации необходимо определить норму амортизации за год при сроке службы оборудования 5лет. На = 100% / 5лет = 20%

Годовая сумма амортизации = стоимость станка * норму амортизации = 140 * 20 = 28 тыс.руб.

Тема 7. Оборотные средства предприятия

1. Устойчивый пассив по заработной плате = (фонд оплаты труда / число дней в квартале) * время до дня очередной выплаты зарплаты = (6000 / 90) * 6 = 400тыс.руб.

2. 1) 720/90 = 8 (л.с.) – на 1 кг. в отчетном году

2) 650/100 = 6,5 (л.с.) в плановом году

3) 8-6,5 = 1,5 (л.с.) – относительное изменение материалоемкости двигателя.

3. 1) Величина основных фондов на перспективный период:

0,5 руб. · 80 млн. руб. = 40 млн. руб.

2) Определим оборачиваемость оборотных средств:

О = 70 млн. руб. / 15 млн. руб. ≈ 4,67

Расчетная потребность в оборотных средствах на перспективный период:

Оср = 80 млн. руб. / 4,67 = 17,13 млн. руб.

5. Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. К сожалению, собственные финансовые ресурсы, которыми в настоящее время располагают предприятия, не могут в полной мере обеспечить процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства.

Отсутствие на предприятиях необходимых финансовых ресурсов, низкий уровень платежной дисциплины привели к возникновению взаимных неплатежей.

   Взаимная задолженность предприятий - характерная черта экономики переходного периода. Значительная часть предприятий не сумела быстро адаптироваться к формирующимся рыночным отношениям, нерационально использует имеющиеся оборотные средства, не создает финансовые резервы. Немаловажно и то, что в условиях инфляции, нестабильности хозяйственного законодательства неплатежи вошли в сферу коммерческих интересов ряда предприятий, которые умышленно задерживают расчеты с поставщиками и тем самым реально уменьшают свои платежные обязательства из-за снижения покупательной стоимости рубля.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается следующими путями.

    На стадии создания производственных запасов - внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.

На стадии незавершенного производства  -  ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.

На стадии обращения - приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов; тщательны и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства

1. Материально-техническое обеспечение на предприятиях представляет собой рационально организуемое обеспечение производства орудиями и предметами труда. Оно включает организационно-экономические мероприятия по выявлению потребностей в материально-технических ресурсах, их поиску, приобретению, своевременному завозу, хранению и экономному использованию, регулированию материальных запасов, подготовке материалов к производственному потреблению, доставке их в цехи, на участки и рабочие места. Эту работу выполняет отдел материально-технического обеспечения (снабжения). Цели материально-технического обеспечения производства:

  • своевременное обеспечение подразделений предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества;
  • улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов изготовления продукции, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и др. показателей;
  • анализ организационно-технического уровня производства и качества выпускаемой продукции у конкурентов поставщика и подготовка предложений по повышению конкурентоспособности выпускаемых конкурентами ресурсов либо смене поставщика конкретного вида ресурса. Ради повышения качества "входа" предприятия не следует бояться смены неконкурентоспособных поставщиков ресурсов.

2. Процесс планирования материально-технического производства, по моему мнению, стоит начать с изучения расходов материалов и объема производства продукции.

Существует несколько методов расчета потребности в основных материалах, применяемых в разных отраслях промышленности: 

- метод прямого счета (нормативный), который основан на использовании двух показателей: нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг) и объема производства продукции (выполненных работ, услуг); 

- метод аналогии. Изделие, на которое еще нет норм расхода, приравнивается к аналогичному изделию, на которое нормы расхода уже утверждены, но вводятся поправочные коэффициенты; 

- метод типовых представителей предполагает использование средневзвешенной нормы расхода материала на типовой представитель целой группы изделий; 

- метод динамических коэффициентов. Потребность в материальных ресурсах устанавливается исходя из фактического расхода данного материала в прошедшем периоде, индекса программы производства и индекса норм расхода материалов; 

- метод рецептурного состава, учитывающий процентное содержание каждого компонента в готовой продукции; 

- с помощью формул химических реакций (в химической промышленности) с учетом молекулярного веса готового продукта и исходного сырья, процентного содержания чистого вещества в сырье и готовом продукте, величины потерь и др. 

3. Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку. Логистика выступает как научное направление, а ее наиболее радикально настроенные последователи и пропагандисты считают логистику новой наукой. Логистика, как наука, занимает ведущую роль в рационализации и автоматизации производства. Это наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно с системных позиций охватывает вопросы снабжения предприятия сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, об организации сбыта, распределении и транспортировке готовой продукции. Принципиальная новизна логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина- переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально- технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решение.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет его методами.

4. С позиции науки, логистика – это новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах.

 

       - материальный поток

       - информация

Рис. 1. Структурно-функциональная схема макрологистической системы.

На макроуровне в логистике ставится ряд принципиально новых научных проблем междисциплинарного характера, среди которых:

¨            оптимизация технических и технологических структур автоматизированных комплексов на базе гибких и робототехнических систем;

¨            прогнозирование спроса и предложения продукции (услуг) при стратегическом планировании деятельности логистических систем;

¨            анализ моделей логистических систем и исследование устойчивости их функционирования;

¨            комплексная оптимизация транспортировки и распределения продукции, предполагающая обоснование и создание сетей складских систем и идентификацию торговых зон.

Макрологистика выделяет функции хранения готовой продукции, установки и отправки ее с предприятия, транспортировки продукции за пределами предприятия и материального распределения.

Важнейшими задачами макрологистики являются выбор схемы распределения материально-технических ресурсов (через склад или транзитом) и построения сети складских объектов.

Логистика предполагает ряд методов оценки сравнительной эффективности различных вариантов товародвижения, оказывающих непосредственное влияние на организацию производства и рынка, развитие торговли и импорта. Внедрение указанных методов снижает запасы, уменьшает затраты на сооружение складских объектов, высвобождает подвижной состав. Так, по экспертным оценкам, ускоренное движение материальных потоков позволяет в результате на одну треть сократить запасы в промышленности.

В логистическом прогнозе обязательно учитывается наличие разветвленной сети складов общегосударственного и территориального (регионального, локального, производственного, технологического) профиля. Если на рассматриваемом участке транспортной сети параметры транспортной партии не изменяются, то в соответствующих пунктах новые склады строить нецелесообразно. Такова принципиальная схема формализации. Используемый при этом аналитический аппарат относится к математическим методам оптимизации стопастических процессов, теории вероятностей и массового обслуживания. Адаптационные свойства логистической системы должны в этом случае компенсировать вероятностные процессы на уровне структурообразующих единиц.

Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

1. Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций. 

Понятие "инновация" (по-русски - "нововведение") происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает "введение новаций" (новшеств). 

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. 

Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения. 

Инновации могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. 

С учетом предмета инноваций  различают следующие их виды:  - технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;  - организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, а также инновации, предполагающие изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц; 

- управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления, методов работы аппарата управления, ориентированное на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;  - экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, мотовации и оплаты труда и оценки результатов деятельности; 

- социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; системы вознаграждения и оценки результатов труда. Это также улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; 

- юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;  - экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду. 

2. Инновационный процесс характеризуется созданием новых технологий  и внедрение их в производство. Далее происходит позиционирование этой продукции на рынке.

3. - Появление в 1975 г. в США первого серийного персонального компьютера (персональной ЭВМ - ПЭВМ) вызвало революцион­ный переворот во всех областях человеческой деятельности;

- Большую роль в развитии ПЭВМ сыграло появление компью­тера IBM PC, произведенного корпорацией IBM (США) на базе микропроцессора Intel-8086 в 1981 г. Этот персональный компью­тер занял ведущее место на рынке ПЭВМ;

-         в 2002 г. в Космос отправился первый космический турист из США.

5. Вариант а) величина инвестиций / срок окупаемости = 40 тыс.руб. / 5тыс.руб. = 8лет

Вариант б) величина инвестиций / срок окупаемости = 40 тыс.руб. / 8тыс.руб. = 5лет.

Вариант б) более привлекательный вариант инвестиций, т.к. срок окупаемости меньше чем у варианта а)

Тема 10. Издержки производства и себестоимость продукции

1. Основными издержками являются валовые (общие) издержки производства, т.к. от этого зависит величина общей (валовой) прибыли предприятия. Разделение издержек на явные и имплицитные- один из возможных способов классификации издержек. Еще один важный метод классификации издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Для того, чтобы обеспечить выпуск продукции фирма должна осуществляет целый спектр разного рода затрат. Объемы выпуска продукции изменяются в зависимости от изменения объемов этих затрат. Объемы некоторых видов затрат поддаются весьма быстрой корректировке, в то время как другие требуют большего времени. Если рассматривать затраты корректировка и регулирование которых требует большого времени, то без нарушения общности, можно сказать, что именно они определяют размеры фирмы параметры ее производственных мощностей, то есть размеры производственных структур и производственный потенциал машинного парка фирмы. Затраты именно такого рода относятся к категории постоянных затрат. А издержки сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.

Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты, которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда- вот примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие переменными.

Различие между переменными и постоянными затратами является основной для разграничения двух временных горизонтов: краткосрочными временными интервалами и долгосрочными временными интервалами. Краткосрочный- это временный интервал, на протяжении которого невозможно изменить размеры производственного предприятия, принадлежащего фирме, т.е. количество постоянных затрат, осуществляемых этой фирмой. На протяжении краткосрочного временного интервала изменения в объемах выпуска продукции могут проистекать исключительно от изменения объемов переменных затрат. Что же касается долгосрочного временного интервала, то он представляет собой отрезок времени, достаточный для того, чтобы смогли измениться и объемы и постоянных затрат.

Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства. Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями,  необходимыми  ей для  продолжения  производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтернативные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностям, приобретенными фирмой, они являют собой имплицитные издержки.

Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою производственную деятельность в данной сфере.

2.  Если цена равна издержкам производства, то предприятие не будет получать прибыль и, если такая ситуация  не кратковременна, а постоянна, предприятие обанкротится.

3. Я считаю, в данном случае лучше применить методику исчисления цен, ориентированную на конечного потребителя, т.к. производство товара предполагается в условиях конкуренции. Если произведенный товар изначално не будет соответствовать ценовым закпросам потребителя, то нет смысла в условиях конкуренции и производить его.

4. А) средние переменные издержки = средние постоянные издержки * 50% = 40 * 50% = 20 руб. Прибыль  = цена – (средние постоянные издержки + средние переменные издержки) = 80 – (40 + 20) = 20 руб.

Б) цена товара = средние постоянные издержки + средние переменные издержки + прибыль = 90 + 44 + 6 = 140 руб.

5. Затраты, формирующие себестоимость продукции, группируются по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты. Материальные затраты  объединяет обширный блок издержек производства,  включающий  расход  сырья  и  материалов,  покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топливно- энергетических ресурсов.

К прямым материальным издержкам прежде всего относятся используемые на производственные нужды предметы труда, которые образуют вещественную основу вырабатываемых изделий или являются необходимыми компонентами при их изготовлении. Из их состава на многих предприятиях отдельной калькуляционной статьей выделяется расход приобретаемых в порядке производственной кооперации комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов, которые могут подвергаться дополнительной обработке на данном предприятии.

В основу формирования фактической себестоимости используемых в производстве сырья, материалов и покупных полуфабрикатов положены расходы на их приобретение согласно счетам- фактурам поставщиков (без учета налога на добавленную стоимость) и транспортно- заготовительные расходы.  С переходом к рыночным отношениям в составе транспортно- заготовительных расходов существенный удельный вес составляют оплата услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, комиссионные вознаграждения посредническим и внешнеэкономическим организациям, таможенные сборы и пошлины.

Тема 11. Управление предприятием

1. Компания «Юкос». Эта нефтяная компания под руководством опытного управленца Ходорковского достигла необычайного успеха и процветания. Но, несмотря на это, компания потерпела фиаско и сегодня ее акции сильно упали в цены, а активы продаются. Дело в  том, что руководство компании нарушило один из важных принципов деятельности - соблюдение законодательства. Были допущены серьезные нарушения в налогах, умышленно занижены материальные фонды предприятия. Все это в итоге привело к тому, что предприятие практически перестало функционировать.

2. Основные критерии успешной деятельности предприятия – это производство продукции (услуг) которые пользуются спросом на рынке сегодня или должны пользоваться спросом в перспективе. Это ориентация деятельности на конечного потребителя и производство высококачественной продукции. Это внутренняя организация работы на самом высоком уровне, высокая технологичность производства. Это соблюдения правовых и налоговых аспектов деятельности.

Тема 12. Финансы предприятия

1. Я считаю, что более правильно поступает предприятие во втором случае, которое не ставит задачу сиюминутного получения максимальной прибыли, а главное видит в упрочении позиций предприятия на рынке и расширения деятельности. В любом случае, у предприятия, работающего на перспективу, больше шансов в последствии получать большую прибыль, чем у предприятия, ориентированного только на сегодняшний день. Можно привести пример многих крупных компаний, которые сначала тратят огромные средства на разработку новых технологий, работая даже какое-то время себе в убыток, а потом эти новые технологии вводятся на рынок и предприятие получает от них колоссальную прибыль.

2. Назовем условия роста прибыли в торговле:

- расширение ассортимента товаров;

- внедрение инноваций коммерческого характера с целью уве­личения объемов продажи новых товаров, пользующихся повышен­ным спросом;

- отсутствие страхов перед коммерческим риском;

- разумное  использование средств,  получаемые от экономии затрат.

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предва­рительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами.

Под прибылью понимается результат деятельности фирмы.  Для всех фирм обязательным условием является максимализация при­были: прибыль максимальна, когда предельный доход равен пре­дельным издержкам,

Правило в максимализации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена рав­нялась долговременным предельным издержкам -  Предельные  из­держки представляют  собой дополнительные переменные издерж­ки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реа­лизации продукции-Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них,  которые вплотную не занимаются максимализацией прибыли, имеют мало шансов на выжива­ние. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают дол­говременной максимизации прибыли одно из первоначальных зна­чений.

3. В акционерном обществе прибыль распределяется среди всех его участников-акционеров (держателей акций). Но она распределяется не прямо сразу в их карман. Прибыль делает материальные и производственные фонды акционерного общества более крупными, расширяется производство, тем самым, акции (т.е. доли участия в акционерном обществе) становятся все более ценными.

Тема 13. Банкротство и санкции предприятия

1. Можно отметит, что законодатель определяет понятие несостоятельности (банкротства) через его существенные черты:

-         неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Денежное обязательство представляет собой обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму;

-         неспособность должника исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Институт несостоятельности (банкротства) представляет собой обязательный атрибут рыночной экономики, он несет оздоравливающее начало, позволяет осуществлять структурные преобразования и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики, служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Причины, повлекшие неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, могут быть различными:

- неисполнение обязательств контрагентами по договору;

- производство неконкурентоспособной продукции;

- неэффективная финансовая деятельность и прямые злоупотребления администрации;

- нехватка оборотных средств и получение кредитов под высокие проценты;

- недостатки налогового и гражданского законодательства.

Факт признания банкротом имеет негативные последствия как для должника, непосредственно затрагивая его имущественные интересы, так и для большого круга связанных с ним субъектов - его работников, кредиторов, партнеров по бизнесу, порождая значительные социально-экономические последствия (снижение уровня благосостояния, рост безработицы, криминализация общества и т.д.).

В месте с тем ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой, так как выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Процедуры банкротства часто имеют положительные последствия и для должника вследствие применения к нему восстановительных процедур, что предусмотрено законодательством о несостоятельности (банкротстве) и позволяет ему, освободившись от долгов, продолжить хозяйственную деятельность.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

2. На основании ст. 33 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»., дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника -юридического лица. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

В соответствии со ст. 27 Закона 2002 г. при рассмотрении дела о банкротстве должника-юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

1.     наблюдение;

2.     финансовое оздоровление;

3.     внешнее управление;

4.     конкурсное производство;

5.     мировое соглашение.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии со ст.7 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают - должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, а также Банк России (п.1, ст.35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

«Искусственное банкротство» предприятий  - это уголовно-наказуемое деяние, которые делается для сокрытие большей части прибыли и ухода от налогообложения.

Тема 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятия

1. Предприятие начинает участвовать во внешнеэкономической деятельности, когда возникает необходимость расширение каналов своего сбыта. Это может быть сделано тогда, когда найден зарубежный партнер, заинтересованный в продукции или услугах этого предприятия, при большом спросе на эту продукцию за рубежом. Преимущества: расширение круга деловых партнеров, рынка сбыта и охвата деятельности. Недостатки: могут возникнуть проблемы с зарубежными налогами, пошлинами на товар.  Также, требуется время, чтобы завоевать доверие зарубежных партнеров и потребителей.

2.  Конечно, такая ситуация может иметь место. Приведу пример по Челябинской области. Предприятие «Урал-Трак» (бывший ЧТЗ) выпускает высокотехнологичные трактора, но, находится, мягко говоря, не в процветающем состоянии. Дело в том, что отечественный рынок тракторов уже наполнен, благодаря тому же ЧТЗ, которое раньше выпускало очень много этой продукции и заполняла ей отечественный рынок. Сегодня предприятие выживает лишь потому, что эти трактора до сих пор пользуются спросов у зарубежных партнеров – в странах Африки, Азии, Южной Америки.

3. Типичные просчеты выражаются в слабом знании зарубежного рынка, поведения зарубежных потребителей, которое по многим параметрам отличается от поведения отечественных потребителей. За рубежом больше внимания уделяется качеству продукции, а не цене, тогда как в России до недавнего времени было наоборот. Трудности отечественных экспортеров заключаются также в незнании зарубежного законодательства, особенно в области налогообложения.

Список использованной литературы:

1.           Булатов П.И. Экономика. – М.: Юристъ, 2001.

2.           Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М,  2001.

3.           Грункин М.Н. Экономика организации и планирование промышленного производства. – М.: Высшая школа, 1985.

4.           Гуськова Н.Д. Экономика и бизнес. – Саранск: Изд-во Мордовского университета,  1995.

5.           Кормишкина Л.А. Российское воспроизводство в переходно-кризисный период. - Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2001.

6.           Купряков Е.М. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 1996

7.           Мамедов О.Ю. Современная экономика. – Ростов-на-Дону: Еникс, 2001.

8.           Михалев И.Ю. Криминальное банкротство. / Под ред.  И.Э Звечаровский. – СПб.: Нева, 2001.

9.           Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии.. Симферополь, 1997.

10.      Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: Юристъ, 2000.

11.      Феофанов О.А. Современная реклама - М.: Норма, 1995

12.      Цурина И.В. Переходное общество: формирование рыночной экономики // Социальные и гуманитарные науки. сер. 11.: Изд-во «Социология».-1997. №5.

13.      Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1997. 

14.       Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

15.      Янковский О.Н. Оборотные средства хозяйствующего субъекта. М.: Экономика,   1998.

16.      Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Учебное пособие. М.: Норма, 2002.