№ заказа |
№ 423.5 |
Вариант, тема |
|
Дисциплина |
МЧС |
Исполнитель |
Лещенко Н.А. |
Оглавление
Введение: 3
Раздел 1: Моральное стимулирование сотрудников ГПС. 5
Раздел.2: Морально- психологическая подготовка сотрудников ГПС. Понятие, основные направления. 7
Заключение. 12
Библиография: 13
Введение:
Профессия пожарного относится к группе охранных профессий, не создающих материальных ценностей, а сберегающих их от уничтожения огнем. В процессе выполняемой работы пожарные имеют дело как с людьми, так и с материальными объектами.
Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших. Труд пожарных связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях.
Оценка психического состояния сотрудников ГПС после боевых действий по ликвидации пожара, последствий аварий и стихийных бедствий показала, что значительное число пожарных находится в состоянии психической дезадаптации
Для сотрудников ГПС характерна работа в режиме ожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять готовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцирует быстрое утомление. У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара.
Первым руководителем тушения пожара является начальник караула, от его действий напрямую зависит успех. По данным статистики, в 64 % из всех случаев успех тушения пожара зависел от правильной оценки руководителем тушения пожара обстановки и принятых им решений. Тушение пожара от руководителя требует решения сложных задач при отсутствии алгоритмов принятия оптимальных решений. В современных условиях труд начальника караула стал несравнимо сложнее, напряженнее и опаснее, так как повсеместно связан с применением различных технических средств, вооружения и специальной техники.
Работа начальников караулов пожарных частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность начальников караулов протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что требует применения средств индивидуальной защиты. А периодические круглосуточные дежурства являются нарушением нормального режима сна и бодрствования, что способствует развитию патологических процессов. Эти обстоятельства способствуют не только развитию утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и травматизма. утомления, негативных функциональных состояний, но и могут быть причиной заболеваний и травматизма.
Цель написания данной работы- раскрыть основные аспекты морального стимулирования и морально – психологической подготовки сотрудников ГПС.
Актуальность данной работы обусловлена все возрастающей ролью труда пожарного в обществе. На сегодняшний день пожары и аварии являются одними из наиболее тяжелых бедствий, обстановка с ними постоянно ухудшается. В результате чего возрастает необходимость психологического изучения профессии пожарного в целях совершенствования системы профессионального отбора и подготовки личного состава, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боеготовности сотрудников.
Раздел 1: Моральное стимулирование сотрудников ГПС.
Моральное стимулирование- стимулирование труда, регулирующего поведение работника на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания работника и способствующего повышению его престижа.
Методами морального стимулирования являются: вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные поощрения.
На федеральном уровне Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 422 утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации. Согласно этому Положению государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Решение о поощрении сотрудника ГПС, а также об оказании им единовременной денежной помощи оформляется приказом командира воинской части.
В приказах об оказании единовременной денежной помощи также указываются мотивы, послужившие основанием для принятия такого решения.
В целях морального стимулирования могут проводится конкурсы на звание лучшего начальника караула, лучшего пожарного, лучшего водителя, лучшего инспектора пожарного надзора. При моральном стимулировании могут учитываться разные факторы, в том числе такие как: быстрота реагирование пожарных на вызовы, добросовестное и тщательное выполнение профилактической работы.
В свою очередь на законодательном уровне урегулированы некоторые аспекты, касающиеся гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. Так, Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ст.8 устанавливает, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Таким образом, моральное стимулирование является одним из главных аспектов организации работы сотрудников государственно пожарной службы.
Раздел.2: Морально- психологическая подготовка сотрудников ГПС. Понятие, основные направления.
Морально-психологическая подготовка - важный вид профессиональной подготовки персонала во всех без исключения юридических органах целью, которой является — формирование и развитие у каждого сотрудника морально-психологической подготовленности как необходимой составной части их профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральным требованием, в наличии у них потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям.
Организационно-методические указания МЧС РФ от 2 сентября 2004 г по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2005 год устанавливает, что главной задачей по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на 2005 год необходимо считать совершенствование их навыков и умений по экстренному реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения, действенному осуществлению государственного пожарного надзора и надзора за безопасностью на водных объектах в интересах социальной и экономической стабильности, повышения уровня защищенности критически важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
В воспитательной работе сотрудников ГПС основные усилия должны быть направлены на: совершенствование системы воспитания личного состава, укрепление воинской дисциплины и правопорядка в войсках гражданской обороны, подразделениях ГПС; организацию патриотического воспитания личного состава МЧС России и молодежи путем проведения разъяснительной работы по пропаганде героики профессии спасателя и пожарного; организацию взаимодействия с органами культуры, искусства, различными общественными организациями и религиозными конфессиями; организацию социальной защиты военнослужащих и ветеранов войск гражданской обороны, спасателей поисково-спасательных формирований, сотрудников и ветеранов подразделений ГПС России.
В системе ГПС выделяется два направления профессиональной деятельности – оперативная и профилактическая. Профилактическая деятельность относится к инспекторам ГПС, а оперативная – к начальникам караулов пожарных частей.
Должность начальника караула является одной из наиболее массовых среди должностей среднего начальствующего состава подразделений ГПС. По основному виду деятельности она относится к оперативно-тактической; по категории – к исполнительской; по степени сложности выполняемых функций – к седьмой степени по десятибалльной шкале. При этом учитываются следующие признаки сложности: характер и содержание труда, комплектность, самостоятельность, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность, как материальная, так и моральная.
Начальник караула возглавляет дежурный караул, состоящий из одного, двух и более отделений, в зависимости от местных условий. Дежурный караул обычно характеризуется слаженностью и сработанностью, поскольку боевые условия деятельности сами способствуют отбору более надежных людей. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ успех зависит от эффективного выполнения всеми членами коллектива своих обязанностей. В этих условиях начальник караула должен быть формальным и фактическим лидером в коллективе, именно это обстоятельство требует от него умения заменить любой номер боевого расчета, в опасный и трудный момент взять на себя инициативу и повести людей за собой. Для этого ему нужны сильные морально-волевые качества, профессиональная и физическая подготовленность.
Основное содержание деятельности начальника караула заключается в обеспечении боевой готовности подчиненного подразделения. Это достигается выполнением следующих задач:
· обеспечением постоянной готовности караула к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства;
· созданием условий для быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнения боевой задачи и т. д.
Деятельность начальника караула можно разделить на два резко различающихся вида. Первый характеризуется режимом ожидания сигнала на выезд, т. е. значительно сниженной активностью и в то же время постоянной готовностью к боевым действиям. Этот режим можно назвать режимом тревожного ожидания, который является существенной характеристикой профессиональной деятельности и не может не отразиться на личностных особенностях. Развиваются такие качества, как ответственность, сдержанность, осторожность, склонность к беспокойству, снижение активности. Благодаря этому происходит развитие сдерживающих, контролирующих качеств личности.
Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожара, имеет существенно иные характеристики, требующие от начальника караула оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации пожара.
Таким образом, для начальника караула и его подчиненных характерной является работа в режиме ожидания. Находясь в состоянии оперативного покоя, они должны сохранять готовность к активным профессиональным действиям. Такое состояние провоцирует быстрое утомление . У некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период боевых действий. Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после возвращения с пожара.
В настоящее время уделяется достаточное внимание формированию профессионально важных качеств будущих пожарных, однако этот процесс не носит комплексного характера, осуществляется со значительными издержками, в большинстве своем реализуется традиционными педагогическими средствами, которые требуют больших затрат учебного времени. Это является следствием невысокой слаженности, согласованности в работе всех субъектов педагогического процесса, ошибок при отборе наиболее целесообразного содержания, форм, методов, соответствующих конкретным задачам формирования профессионально важных качеств, несовершенством оценки эффективности педагогического процесса в вузе. Результатом такого положения является то, что уровень подготовки выпускников не в полной мере отвечает возрастающим требованиям задач боевой готовности.
Образовательный процесс предполагает формирование конкретных профессионально важных качеств, необходимых начальникам караулов в их деятельности. Эти качества распределяются в следующем порядке по степени значимости: смелость; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; уверенность в себе; способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и отсутствии времени на ее осмысление; профессиональная наблюдательность; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли; быстрая реакция на слуховое впечатление посредством определенных движений.
Целью психологической подготовки выпускников пожарных факультетов является приобретение соответствующего психологического опыта, автоматизация на уровне подсознания действий, возникающих во время тушения пожаров, воспитание уверенности и решительности.
Можно наметить наиболее эффективные пути формирования профессионально важных качеств у будущего пожарного:
- построение образовательного процесса, исходя из требований профессии к курсанту, составленных на основе профессиографического анализа деятельности пожарного;
- использование современных технологий и методов активного обучения;
- повышение качества психолого-педагогической подготовки всех категорий офицерского состава, задействованного в педагогическом процессе;
- индивидуализация обучения;
- целенаправленное формирование профессиональной направленности курсанта с первого этапа обучения.
Основной целью педагогической деятельности является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе его психологической устойчивости и развития профессионально важных качеств.
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные аспекты морального стимулирования и морально- психологической подготовки сотрудников ГПС можно сделать следующий вывод. Данные аспекты играют большую роль в формировании характера пожарного, в стимулировании в дальнейшем реализовывать себя в данной профессии, так как они являются как основой профессиональной подготовки персонала, выражающейся в ее соответствии с моральным требованием, в наличии у них потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям
Одной из главных целей морально- психологической подготовки сотрудников ГПС является приобретение соответствующего психологического опыта, автоматизация на уровне подсознания действий, возникающих во время тушения пожаров, воспитание уверенности и решительности при руководстве тушением пожара
Библиография:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» (с изменениями от 8 мая 2005 г.)
3. Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 422
4. Приказ МВД России от 17 мая 1994г. №94 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации».
5. Приказ ГУГПС МВД России 09 ноября 1999 г. № 86 «Об утверждении нормативных актов по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России»
6. Самсонов А.П. Методика изучения индивидуально-психологических особенностей личности пожарного. – Пермь, 1978.