Содержание

Введение. 3

1. Кадровая политика в сфере управления. 6

1.1. Исторические предпосылки и эволюция взглядов на работу с персоналом  6

1.2. Основные виды и этапы работы с персоналом. 8

1.3. Цели и функции подсистемы управления персоналом. 15

1.4. Нормативное обеспечение управления персоналом. 18

2. Кадровая политика в МУП ЖКУ №2. 21

2.1. Недостатки работы кадровой службы в ЖКУ №2. 21

2.2. Документационное обеспечение процесса управления персоналом в ЖКУ №2  24

3. Пути улучшения кадровой политики в ЖКУ №2. 26

3.1. Выбор стратегии работы кадровой службы.. 26

3.2. Психологический аспект работы с персоналом. 31

Заключение. 37

Библиографический список. 40

Введение

         Управление активами и персоналом предприятия – две неразделимые стороны управления бизнесом. Кадровая политика предпринимателя должна быть тесно связана с технической и инвестиционной. Иначе неизбежны либо неэффективное использование капиталовложений (нет кадров, способных освоить новую технику), либо утрата кадрового потенциала (способные и квалифицированные люди не находят на предприятии работу, соответствующую их запросам).

         К числу этих условий относятся:

Ø Свободный выбор сферы приложения своих способностей (труд по найму, самостоятельный бизнес, учеба, домашний труд);

Ø конкуренция между работниками (за рабочие места с более высокой оплатой и лучшими условиями труда) и работодателями (за наиболее квалифицированных работников с наивысшей предельной производительностью);

Ø мобильность рабочей силы – профессиональная (определяется общим уровнем образования и подготовки) и территориальная (зависит от рынка жилья и ограничений в прописке);

Ø общий уровень занятости (для рыночной экономики необходим резерв трудоспособного населения, которое включается в производство лишь при определенных условиях труда и его оплаты); уровень оплаты труда, учитывающий прожиточный минимум. 

         Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывающей стратегические цели фирмы и условия формирования рынка труда. Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных странах, основными  наиболее общими тенденциями являются следующие:

Ø формализация методов и процедур отбора кадров,

Ø разработка научных критериев их оценки,

Ø научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале,

Ø выдвижение  молодых и  перспективных  работников,

Ø повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности,

Ø системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

         Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Управление персоналом связано с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации). Оно применимо не только к сферам материального производства, но и ко всем видам занятости.

         В связи с этим можно обозначить особенности, характеризующие актуальность данной темы:

Ø Повышение роли персонала в управлении современным производством, принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности.

Ø Изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля, самоорганизации и самодисциплины.

Ø Повышение участия персонала в управлении предприятием влияет на качество работы организации, прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции; повышение значимости качества продукции.

Ø Изменение технологий организации труда на предприятии, к числу которых относится, прежде всего, более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабах всей организации – на макроуровне, так и во всех отдельных подразделениях – на микроуровне.

         Цель данной работы – исследование кадровой политики в МУП ЖКУ №2 и ее эффективности.

         Задачи:

Ø анализ теоретических источников;

Ø изучение вопросов кадровой политики в сфере управления;

Ø исследование основных составляющих кадровой политики.

         Методы, используемые для достижения цели работы:

Ø анализ литературы по данной теме;

Ø практическое наблюдение работы ЖКУ №2;

Ø анализ документации ЖКУ №2;

Ø выявление основных проблем в кадровой работе.

         Объект исследования – работа кадровых служб.

         Предмет исследования – работа в сфере кадровой политики.

1. Кадровая политика в сфере управления

1.1. Исторические предпосылки и эволюция взглядов на работу с персоналом

         Управление персоналом представляет собой одну из основных функций управления и одновременно является одним из сложнейших раз­делов менеджмента.

         Основной акцент в управлении персоналом в современных услови­ях делается наряду с управлением трудовыми ресурсами также на ис­следование, на задачи, связанные с их развитием. В эволюционном плане управление персоналом является закономерным развитием ком­плекса знаний об основных факторах производства. В отличие от пер­воначальных этапов развития данной отрасли знания, когда трудовые ресурсы традиционно рассматриваются исключительно как объект управления (точно так же, как финансовые, технологические, сырье­вые и другие ресурсы), в рамках современных подходов трудовые ре­сурсы — это, прежде всего, объект изучения и последующего разви­тия, создание условий для творческого самовыражения.

         Аналогично тому, как выделяются предыстория и история менеджмента, можно говорить о предыстории наук о работе с человеческими ресурсами.

         До середины XIX в. различного рода организации производствен­ные и торговые осуществляли наем работников согласно решению одного лица (первый руководитель, который часто являлся и собствен­ником). Была очень высокая централизация, как в области принятия решений, так и в области реализации работы с трудовыми ресурсами, т. е. все замыкалось на первом лице.

         С развитием системы производственных отношений, созданием крупных промышленных производств возникла необходимость в де­централизации работы с персоналом. В этих условиях собственник (главный руководитель) определял только общие критерии, а вопросы найма, расстановки, учета, прекращения трудовых отношений были возложены на руководителей структурных подразделений. Таким об­разом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. были созданы предпосылки для систе­матизации знаний и методов работы с персоналом организации.

         С развитием и формированием цивилизованных рыночных отно­шений, с постепенным насыщением рынка товарами массового спроса крупносерийного производства возникла необходимость в индивиду­ализации труда, в наиболее полном раскрытии потенциала всех работ­ников. В этих условиях вновь произошла централизация работы с пер­соналом, когда традиционные отделы кадров стали брать на себя функции по обучению и развитию персонала. В широко известной японской модели управления первый вице-президент практически любой крупной организации — это вице-президент по человеческим ресурсам. В американской модели первый заместитель — это, как пра­вило, вице-президент по маркетингу, в европейской модели обычно первый заместитель курирует вопросы производства.

         Исходя из различных взглядов на роль и место человеческих ресур­сов в управлении организациями, Л. И. Евенко выделяет три системы управления человеком в организациях[1]:

Ø экономическая (максимальное использование человеческих ре­сурсов для достижения целей организации);

Ø организационная (упорядочение, регламентация и мотивация производственного труда сотрудников);

Ø гуманистическая (акцент на максимальное раскрытие творческо­го, созидательного потенциалов сотрудников).

         Другое исследование (Ростов-на-Дону) показывает, что около 30% сотрудников кадровых подразделений имеют высшее образование. Подавляющее число руководителей отдела кадров — бывшие специалисты или военные. Очень мало (около 10%) руководителей кадровых служб имеют базовое юридическое, психологическое или социологическое образование. Результаты исследований, проведенные в Северо-Кав­казской академии государственной службы (СКАГС, Ростов-на-Дону) позволили при помощи комплексного социально-психологического анализа построить функционально-деятельную модель сотрудников организации. Эта модель включает следующие элементы и характе­ристики:

Ø психическое состояние;

Ø навыки анализа ситуации;

Ø приспособляемость к новшествам;

Ø умение выделить проблему;

Ø инициативность;

Ø принятие решений;

Ø организацию исполнения решений;

Ø контроль и анализ по результатам.

         Данная функционально-деятельная модель может быть использо­вана при проведении аттестации персонала.

1.2. Основные виды и этапы работы с персоналом

         Совокупность методов работы с персоналом может быть разделена на ряд основных направлений. К их числу относятся:

Ø планирование потребности в кадрах (связано со стратегическими задачами организации и работой по кадровому обеспечению);

Ø набор персонала. Представляет собой комплексную деятельность, включающую формирование резерва для широкого перечня долж­ностей, оценку профессиональных и личностных качеств, отбор и первоначальное сопровождение;

Ø разработка методик и процедур по перемещению сотрудника на должность с большей или меньшей ответственностью. Процедура по прекращению трудовых отношений;

Ø профессиональная ориентация и адаптация. Меры, связанные с созданием необходимых условий для успешной адаптации вновь принятых и вновь назначенных сотрудников;

Ø разработка методов по формированию процедур заработной пла­ты, материального стимулирования;

Ø учет кадров. Составление сведений о трудовой дисциплине, под­готовка документов на отпуск, больничных листов, некоторые виды страхования;

Ø оценка имеющихся трудовых навыков, описание рабочих мест;

Ø разработка программ, направленных на развитие профессио­нальных навыков. (Принятие мер по переквалификации, полу­чение новых профессий, умений для вновь открывающихся на­правлений профессиональной деятельности.)

         Остановимся более подробно на некоторых основных элементах си­стемы работы с персоналом.

         Планирование потребности в кадрах — постоянный процесс, кото­рый инициирует и проводит руководство кадрового подразделения. Планирование осуществляется в тесном контакте с руководителями подразделений. В первом приближении можно выделить три ключе­вых стадии планирования потребности кадров.

         Оценка имеющихся трудовых ресурсов. Как правило, оцениваются имеющиеся ресурсы. Производится оценка НR с обязательным нали­чием следующих характеристик:

Ø имеющаяся численность работников;

Ø штатная численность работников;

Ø возрастные показатели: средний возраст, частота по возрастным группам;

Ø квалификационный уровень: число работников с высшим образо­ванием, число работников, имеющих образование по профилю дея­тельности, количество лет с последнего повышения квалификации;

Ø стажевая характеристика: общий стаж, стаж работы по специаль­ности, стаж руководящей работы;

Ø личностно-профессиональные качества: трудовая и учебная мо­тивация, уровень интеллектуально-учебных навыков, проявление творчества в труде[2].

         Оценка требуемых трудовых ресурсов. Оценка производится на осно­ве анализа стратегических целей и перспективных задач. Как правило, имеется ответ на два вопроса: какие новые задачи возникнут перед организацией в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе; от каких задач организация планирует отказаться в перспективе. От­веты на эти вопросы переводятся в плоскость кадрового обеспечения (количественно и качественно), после чего задаются цели, определя­ющие потребности в кадрах.

         Разработка программ, связанных с удовлетворением потребностей трудовых ресурсов. Как правило, эти программы включают:

Ø повышение квалификации и переквалификацию имеющихся ра­ботников;

Ø подготовку резервных кадров, прежде всего, для тех должностей, которые в ближайшее время окажутся вакантными (уход на пен­сию, в отпуск по уходу за ребенком, творческие отпуска).

         Набор персонала — это самая трудная и, пожалуй, наиболее ответ­ственная область кадровой работы. Прежде всего, необходимо принять решение об источниках набора — внешний или внутренний набор. Внешний набор — принять сотрудника со стороны; внутренний набор — продвинуть своего сотрудника. При этом необходимо иметь в виду сле­дующие возможности и опасности (табл. 1).

                                                                                                       Таблица 1

Преимущества и недостатки внутреннего и внешнего источников набора

Источник набора

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Внутренний

хорошо известны качества работника;

маленький период адаптации

тенденция к застою;

отсутствие новаторства

Внешний

новые работники имеют свежий взгляд;

возможности для профессионального обогащения и обмена опытом

возможное несоответствие

ожиданиям со стороны

руководства и организации;

значительные затраты

на обучение и адаптацию

         Образовавшуюся вакансию (особенно в случае внутреннего источ­ника кадров) часто бывает целесообразно «заполнить» распределе­нием соответствующих должностных обязанностей между оставши­мися работниками и пропорциональным распределением заработной платы и других материальных выплат.

         В отношении предпочтительности внешнего и внутреннего источ­ников кадров следует иметь в виду эмпирически найденное правило  «большого пальца»: из пяти вакансий четыре должны быть замещены за счет внутренних источников и лишь одна за счет внешних. Другими словами, на вакантные руководящие должности в условиях относи­тельной стабильности и ясной перспективы желательно назначать («продвигать») собственных работников. В ситуации перемен, реали­зации нововведений большой потенциал несут в себе внешние источ­ники руководящих кадров (еще лучше управленческие команды). Основными этапами кадрового набора являются:

Ø распространение информации об имеющихся вакансиях;

Ø анализ документов;

Ø первичные переговоры;

Ø проведение беседы с кандидатом (более предпочтительна беседа с элементами стандартизированного интервью);

Ø подготовка и принятие решений об установлении трудовых отно­шений;

Ø завершающая коммуникация с оставшимися претендентами.

         Распространение информации — это подача объявлений в средства массовой информации, специализированные учебные заведения, выпускающие специалистов соответствующего профиля, а также рекрутинговые фирмы. Среди электронных средств массовой информации на первое место следует поставить радио по охвату потенциальной аудитории, особенно, если речь идет об объявлении в городе, крупном районном центре с развитой радиосетью. Второе место занимает теле­видение, выходящее на очень широкую аудиторию, которая, однако, является чрезвычайно разнообразной.

         К основным недостаткам электронных средств массовой информа­ции относится сжатость времени на радио и телевидении и нематериализуемость объявления (его нельзя распечатать, вырезать, несколько раз перечитать). Положительной стороной средств массовой инфор­мации является их оперативность и широкий охват аудитории. Однако часто из-за концентрированное информации потенциальные работ­ники получают неполную информацию. Учебные заведения пред­ставляют широкий выбор специалистов, но не всегда успехи в учебе сопровождаются успешной профессиональной деятельностью. Спе­циализированные агентства по набору кадров (рекрутинговые фир­мы) обладают широкой базой данных и большой оперативностью. Однако их недостатком является дороговизна услуг, а также неполное соответствие параметров специалиста требованиям заказчика, которое может обнаружиться через некоторое время.

         Разработка методик и процедур по перемещению кадров заключа­ется в следующем. Традиционно зачисление в кадровый резерв реша­ется кадровыми подразделениями совместно с руководителем соответ­ствующего подразделения. В необходимых случаях (при замещении на ключевых должностях) это производится по согласованию с руко­водителем (заместителем) организации. В ходе подготовки и приня­тия решений но персоналу анализируется профессиональная компе­тентность, готовность (личностная, функциональная), а также наличие соответствующего опыта или его отсутствие (выраженность мотива­ции карьерного продвижения). В обобщенном виде правила принятия решения по персоналу могут быть представлены в виде таблице 2.

                                                                                                       Таблица 2

Принятие решений по персонал[3]у

Мотивация к труду

ция

высокая

низкая

Компетенцияциятность

высокая

Зачисление в резерв на ту или иную должность, продвижение по служебной лестнице

Расширить сферу ответственности (чтобы был лично причастен)

низкая

Включение в программу повышения квалификации, переквалификации или расширение и обогащение труда

Предупредить о неполном соответствии. Предложить повысить профессиональную компетентность, «закрепить» наставника

        

         Одним из важнейших приемов адекватной информации по приня­тию решений в области работы с персоналом является аттестация персонала. Необходимость проведения аттестации отражается в соответ­ствующих документах. Порядок введения регламентируется соответ­ствующими подзаконными актами.

         Повышение квалификации представляет собой сложный по целям и содержанию вид кадровой работы. Повышение квалификации — направление деятельности кадровых подразделений, которой предше­ствуют описание наличия имеющихся трудовых навыков и определе­ние потребностей формирования новых профессиональных умений.

         Если повышение квалификации — общее название, то в нем можно выделить отдельные виды:

Ø квалификация как обучение на новом рабочем месте;

Ø предаттестационное повышение квалификации;

Ø текущее повышение квалификации (знания в современных усло­виях устаревают за 5-7 лет);

Ø повышение квалификации перед назначением на руководящую должность;

Ø обучение работников, связанное с предстоящим проведением инноваций.

         Организация учебного процесса повышения квалификации, содер­жание учебной программы должны соответствовать статусу обучаемых, учитывать наличие у них образовательного и профессионального опыта, должны быть связаны с целями и задачами профессиональной деятельности. Здесь должны обязательно учитываться закономерно­сти обучения взрослых, описываемые в андрогогических технологиях образования[4].

1.3. Цели и функции подсистемы управления персоналом

         Основная цель подсистемы управления персоналом — это обеспе­чение соответствия качественных и количественных характери­стик персонала целям организации.

         Для достижения своей главной пели системе управления персона­лом необходимо решать следующие задачи:

Ø прогнозирование и планирование потребностей в персонале, которое должно осуществляться на основе систематического сбора информации о качественном и количественном спросе на человеческие ресурсы;

Ø организация маркетинга персонала;

Ø проведение кадрового мониторинга и кадрового аудита;

Ø удовлетворение потребностей в персонале путем привлечения, подбора и отбора работников по составляющим компетенции из внутренних и внешних источников;

Ø профессиональная и социальная психологическая адаптация новых работников.

         Носителями функций отдельных подсистем управления персо­налом являются конкретные подразделения службы персонала. Основные из них:

Ø отдел кадров;

Ø отдел обучения;

Ø отдел труда и заработной платы;

Ø отдел социального развития;

Ø социальная лаборатория.

         Цели отдела кадров — сохранение квалифицированных работни­ков в условиях нестабильного производства и наем новых ра­ботников. Основные функции — это:

Ø наем, расстановка и увольнение кадров организации;

Ø ведение кадрового делопроизводства;

Ø анализ текучести кадров и дисциплины труда;

Ø подготовка кадровых приказов;

Ø учет движения персонала и др.

         Цели отдела обучения — обучение руководителей, специалистов, рабочих. Его функции:

Ø организация обучения руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики и правилам техники и безопасности труда;

Ø учебно-методическое   руководство   производственно-экономи­ческим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;

Ø изучение и обобщение опыта работы лучших работников;

Ø организация производственной практики студентов.

         Цель отдела труда и заработной платы - объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда. Его функции:

Ø разработка и согласование штатных расписаний структурных подразделений;

Ø контроль численности персонала в структурных подразделениях;

Ø внедрение современных систем оплаты труда, формирование и внедрение систем премирования;

Ø внедрение контрактной формы найма персонала и формирова­ние коллективного договора;

Ø контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ;

Ø организация работы по аттестации рабочих мест;

Ø разработка и согласование графиков работы структурных под­разделений;

Ø анализ технико-экономических показателей структурных под­разделений по труду;

Ø ведение статистической отчетности по трудовым показателям.

         Цель отдела социального развития — обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Основные функции этого отдела:

Ø организация и координация работы по охране труда в органи­зации;

Ø контроль за соблюдением законодательных и иных норматив­но-правовых актов по охране труда работников;

Ø анализ и предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда;

Ø согласование проектной документации с требованиями по ох­ране труда;

Ø анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда;

Ø ведение отчетности по охране труда.

         Цель работы социальной лаборатории — формирование корпора­тивной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении. В функции данной служ­бы входит:

Ø изучение социологических и психологических проблем органи­зации труда, быта и отдых работников, разработка путей и ме­тодов их разрешения;

Ø повышение стабильности трудового коллектива, его активно­сти и инициативности;

Ø повышение эффективности социального управления;

Ø разработка мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.

         Также носителями целей и функций системы управления пер­соналом являются заместитель директора по управлению пер­соналом, который должен:

Ø разрабатывать стратегию управления персоналом и кадровую политику;

Ø проводить маркетинг персонала;

Ø привлекать в организацию сотрудников, отвечающих перспек­тивам ее развития;

Ø заниматься вопросами адаптации, подготовки, переподготовки и повышением квалификации персонала;

Ø осуществлять деловую оценку персонала;

Ø участвовать в разработке штатного расписания и организаци­онной структуры предприятия с расстановкой специалистов;

Ø управлять занятостью, текучестью и движением персонала внутри организации;

Ø оформлять прием, перевод и увольнение сотрудников;

Ø разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда со­трудников;

Ø формировать трудовой коллектив;

Ø управлять трудовыми конфликтами и стрессами;

Ø обеспечивать соблюдение требований охраны труда, экономи­ческой и информационной безопасности;

Ø консультировать сотрудников по указанным вопросам[5].

 

1.4. Нормативное обеспечение управления персоналом

         Нормативное обеспечение управления персоналом — это комплекс документов организационного, распорядительного, методического, технического, технико-экономического и экономического харак­тера, нормы, правила, требования, инструкции, справочные материалы, утвержденные в установленном порядке соответст­вующими компетентными органами или руководством органи­зации и используемые при решении задач, стоящих перед службой управления персоналом[6].

         Нормативное обеспечение управления включает в себя три груп­пы документов:

         1. Нормативно-справочные документы (они включают нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и пла­нирования труда в сфере материального производства и управ­ления). К ним относятся:

Ø первичные операционные нормы времени и расценки (напри­мер, операционно-технологическая карта, технологическая кар­та управленческих процедур, маршрутно-технологическая карта);

Ø производственные нормы и нормативы, установленные на ос­нове первичных норм (сменно-суточные задания, программа выпуска деталей);

Ø нормы, установленные на законодательном уровне (инструк­ции, устанавливающие нормы при начислении налога на дохо­ды физических лиц, нормы при начислении единого социально­го налога и т. д.).

         2. Документы организационного, распорядительного и методиче­ского характера (регламентируют задачи, функции, права, обя­занности подразделений и сотрудников системы управления персоналом, включают в себя методы и правила выполнения ра­бот по управлению персоналом). Эти документы представлены:

Ø законодательными актами по вопросам труда и кадров (Граж­данский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.);

Ø подзаконными актами, такими, как положения, инструкции, правила, методические указания, издаваемых исполнительными органами государственной власти (Квалификационный спра­вочник должностей руководителей, специалистов и других слу­жащих, Единый тарифно-квалификационный справочник и др.);

Ø актами, издаваемыми руководителями организации или соот­ветствующими подразделениями (правила внутреннего трудо­вого распорядка, положение о подразделении, штатное распи­сание, должностные инструкции).

         3. Документы технического, технико-экономического и экономи­ческого характера (они содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов):

Ø нормы планировки помещения и рабочих мест (например, са­нитарные нормы при работе с компьютерами, система стан­дартов по технике безопасности);

Ø стандарты качества, технические условия на продукцию (биз­нес-план);

Ø часовая тарифная ставка (типовые нормы времени на разра­ботку конструкторской документации);

Ø нормативы организации труда руководителей инженерных подразделений;

Ø коэффициент доплаты за сверхурочные работы (смета затрат на производство);

Ø коэффициенты отчислений в Фонд социального и обязатель­ного медицинского страхования (отчет о численности работ­ников организации).

2. Кадровая политика в МУП ЖКУ №2

2.1. Недостатки работы кадровой службы в ЖКУ №2

 

         На сегодняшний день были выявлены следующие недостатки в работе кадровой службы в ЖКУ №2:

1.     отсутствие единой работы с кадрами на предприятии;

2.     отсутствие специальной подготовки специалистов для работы в кадровой службе;

3.     недостаточная деятельность кадровой службы в поиске необходимых работников для предприятий;

4.     большая текучесть кадров.

         Рассмотрим каждый пункт.

         1. Отсутствие единой работы с кадрами на предприятии. Этому факту препятствует   структура кадровой службы, качественный состав и уровень оп­латы труда их работников, которые не соответствуют задачам реализации активной кадровой политики. Деятельность кадровых служб ограничивается в ос­новном решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. Реализация перестройки кадровой политики на предприятии влечет за собой расширение функциональных обязанностей работников кадровых служб, повышение их самостоятельности в решении кадровых проблем.

         Повышение роли кадровых служб продиктовано объективными обстоятельствами:  сегодня существенно изменились условия, в которых кадровая служба развивается.

         2. Отсутствие специальной подготовки специалистов для работы в кадровой службе.  Данному факту препятствует отсутствие системы подготовки специалистов для кадровых служб, их переподготовки и повышения квалифика­ции, научно-методического обеспечения кадровой работы, а также ее материально-технической и информацион­ной базы. Целесообразно в связи с этим определить в отрасли муниципального хозяйства и регионе те научные организации и консультационные фирмы, которые будут разрабатывать кадровые проблемы, оказывать практическую помощь кадровым службам.

         3. Недостаточная деятельность кадровых служб в поиске необходимых работников для предприятий.  Этому факту препятствует долгий переход от преимущественно административно-командных  методов управления кадрами к демократическим формам оценки, подбора и их расстановки. Уменьшение численности работников должно быть компенсировано большей интенсивностью труда, а значит более высокой квалификацией работника. В связи с этим встает ответственность кадровых служб в выборе направления квалификационного роста работников, в повышении эффективности форм обучения и стимулирования их труда[7].

         4. Текучесть кадров. Текучесть кадров в ЖКУ №2 вызвана несколькими причинами:

Ø многие работники организации считают, что это вызвано низкой заработной платой;

Ø отсутствие правильного и грамотного процесса адаптации персонала;

Ø процесс подготовки и переподготовки кадров на предприятии организован недостаточно полно.

         Основными задачами, стоящими перед системой управления кадрами, являются:

Ø разработка принципов работы с кадрами в условиях предприятия;

Ø совершенствование методов работы с кадрами:

Ø организация деятельности службы, которая занималась бы управлением персоналом на предприятии.

         На сегодняшний день, когда проблема персонала не стоит так остро, как это было несколько лет назад, руководитель ЖКУ №2 может позволить себе подбор «качественной» кадровой службы.

         В настоящее время для работы ЖКУ №2 характерны следующие тенденции:

Ø сокращение численности работников кадровых служб за счет использования в работе с кадрами современных компьютерных программ;

Ø обращение к услугам внешних кадровых служб, не входящих в структуру предприятия (например, профессиональных кадро­вых агентств);

Ø выполнение части кадровой работы, в основном подготовки и принятия кадровых решений, внештатными сотрудниками (на­пример, сотрудниками учебных центров, профессиональных кад­ровых агентств, преподавателями университетов).

         Современное комплектование кадрами подразделений предприятия становится невозможным без четкого планирования, разработки и реализации кадровой политики. В наше время кадровая служба не отвечает новым требованиям современной политики, их деятельность ограничивается решением традиционных вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. От­сутствует на предприятиях единая система работы с кадрами, прежде всего, система научно обоснованного изучения способностей и склон­ностей, как претендентов, так и самих работников, приема и продви­жения их в соответствии с деловыми и личными качествами.

2.2. Документационное обеспечение процесса управления персоналом в ЖКУ №2

         Документационное обеспечение — это обеспечение всех процессов, протекающих в системе управления персоналом, необходимой документацией, а также организация обработки и движения этих документов с момента их создания работниками кадровой службы до завершения срока их использования.

         Основные задачи, решаемые с помощью документационного обеспечения:

Ø своевременная обработка поступающей и передаваемой доку­ментации;

Ø составление и издание документов по кадровым вопросам;

Ø регистрация, учет и хранение информации о работниках орга­низации;

Ø размножение и доведение до сотрудников документов для ис­полнения, контроль за исполнением документов;

Ø передача документации в другие подразделения и на другие уровни управления.

         В ЖКУ №2 можно выделить следующие виды унифицированных систем документации:

Ø плановая (плановые задания по кадровым вопросам, заявки на молодых специалистов, плановые расчеты по численности, оп­лате, труда, наряды и т.д.);

Ø первичная учетная (документация по учету труда и заработной платы);

Ø отчетно-статистическая (документация по численности, ба­лансу рабочего времени, заработной плате, производительно­сти труда, высвобождению работников);

Ø документация по социальному обеспечению (по пенсиям, посо­биям, льготам, социальному страхованию);

Ø организационно-распорядительная (акты, письма, докладные за­писки, приказы, распоряжения, протоколы, решения, устав, заявления, инструкции, положения, постановления).

         Разработка, оформление и исполнение определенной докумен­тации производятся тем подразделением службы управления персоналом, профилю которого она соответствует.

         Согласно приведенным системам документации наиболее важ­ными для отдела управления персоналом документами являются:

Ø проекты приказов по кадровым вопросам: о приеме на работу и увольнении; о переводе; о  повышении; о премировании и т. д.;

Ø отчеты о поддержании трудовой дисциплины;

Ø данные о текучести кадров;

Ø график отпусков;

Ø предложения по формированию резерва сотрудников на вы­движение;

Ø штатное расписание;

Ø табели учета рабочего времени;

Ø заявки на требуемое количество специалистов и рабочих;

Ø трудовые договоры;

Ø графики прохождения аттестации;

Ø должностные инструкции и др.

         Следует учитывать, что сведения о численности персонала, со­ставе работающих и их заработной плате, а также об условиях труда и наличии свободных рабочих мест не могут являться коммерческой тайной предприятия.    

3. Пути улучшения кадровой политики в ЖКУ №2

3.1. Выбор стратегии работы кадровой службы

         Правильно выбранная стратегия предприятия (как следствие — кадровая политика) обеспечивает своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения эффективного функционирования производства и формирования необходимого уров­ня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат; стабилизацию коллектива, благодаря учету интересов работ­ников; формирование более высокой мотивации; рациональное исполь­зование рабочей силы.

         В выборе кадровой политики организации может присутствовать риск, который, прежде всего, связан с изменением ситуации на рынке труда, общей стратегии, неокупаемостью средств, вкладываемых в ра­бочую силу, и с негативной реакцией самих работников на выбранный предприятием курс.

Планирование и организация подбора, расстановки кадров, опти­мальное формирование трудовых коллективов и профессиональных групп играет решающую роль. Можно выделить следующие принципы работы с кадрами предприятия:

Ø сочетание проверенных опытных работников с молодыми кад­рами, систематическое пополнение руководящих кадров за счет растущих, энергичных работников;

Ø обеспечение необходимой преемственности кадров;

Ø создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных научно обоснованных критериев их оценки;

Ø всесторонняя помощь кадрам управления в овладении знаниями и опытом;

Ø сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения ими приня­тых решений;

Ø четкое определение обязанностей и ответственности кадров;

Ø учет общих и социальных требований при подборе работников.

         Исходной точкой в процессе планирования персонала являются стоящие перед предприятием задачи, а также количественный и ка­чественный состав персонала. Ориентация экономики на рыночные отношения в корне меняет подходы к решению многих проблем в об­ласти кадровой политики. Поэтому внимание, уделяющееся концеп­ции управления, в центре которой находится человек, рассматрива­ющийся как «наивысшая ценность», очевидно.

         Многочисленные исследования в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, как правило, достигают более высокого уровня прибыльности и финан­сового роста, чем их конкуренты. Ценность человеческого потенциала как стратегического фактора успеха организации в последнее время резко возросла.

         В России наблюдаются тенденции к использованию принципиаль­но новой модели управления персоналом, которая успешно применя­ется компаниями развитых стран, все больше вытесняя концепцию и практику «административного отдела кадров». Согласно этой модели, «человеческому фактору» уделяется несоизмеримо большее внимание, как в социальной, так и экономической областях. Принципиально нового подхода требует и отношение к практике управления персона­лом. Работа кадровых служб и руководящего состава любой организа­ции неизбежно связана с необходимостью поиска, отбора, расстанов­ки, обучения персонала и комплектации профессиональных групп, что является одной из центральных функций управления, так как именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресур­сов, и именно от них зависят экономические показатели и конкурен­тоспособность предприятия[8].

         Можно определить основные элементы системы управления персо­налом, формирования, выявления, развития и использования потен­циала работников с дальнейшей реализацией их в целях стратегии предприятия и конкретных условиях так, чтобы была эффективной отдача от затраченных средств.

         В исследованиях последних лет, посвященным вопросам управления персоналом подчеркивалось, что «...сутью организации, ее сердцеви­ной является располагаемый набор компетенции всех работников»[9] и, следовательно, для успеха деятельности предприятий необходимо развивать компетенцию работника.

         Персонал же, как один из видов производственных ресурсов в эко­номике, ранее рассматривался как пассивная структура, которую мож­но формировать, распределять и использовать, не учитывая значимость человеческой личности, ее интересов, потребностей, способностей, воз­можностей и психофизических особенностей. Возможно, это и явля­лось одной из основных причин снижения производительности труда, сокращения объемов производства, упадка трудового потенциала производства. Служба персонала, состоявшая из непрофессиональных сотрудников, как правило, выполняла стандартные приказы админи­страции. Хотя от их профессионализма и компетенции в решающей степени зависит и качество функционирования службы персонала, и эффективность управления предприятием в целом.

         Управление персоналом в качестве системы должно иметь единую, главную цель, которую попытаемся проанализировать.

         Как считает Б. М. Генкин, важнейшей задачей является «...наиболее эффективное использование и развитие способностей сотрудников в соответствии с целями предприятий и общества. При этом должно быть обеспечено здоровье каждого человека и установлены отношения конструктивного взаимопонимания, как между людьми, так и различны­ми социальными группами»[10].

         Какими бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные условия, без хорошо подготовленного персонала вы­сокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в че­ловеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Управление людьми имеет большое значение для всех предприятий с любой орга­низационно-правовой формой хозяйствования.

         Каждое подразделение кадровой службы должно выполнять ту часть работы, для которой оно было создано. В настоящее время, как правило, во многих организациях всеми видами работ занимается отдел кадров или менеджер по персоналу и, естественно, они не могут охватить весь круг проблем.

         При отборе кандидатов на должности руководителей кадровых служб могут использоваться следующие методы:

Ø изучение личного дела и других документов;

Ø изучение работника путем общения с ним, а также сложившегося общественного мнения о нем;

Ø изучение результатов различных исследований среди руководителей и специалистов;

Ø психологическое тестирование направленности личности, профессиональных интересов, индивидуально-психологических особенностей работника;

Ø изучение итогов производственной и общественной деятельности кандидата;

Ø практическое использование работника на различных должностях кадровой службы путем замещения отсутствующего руководителя во время его командировки, отпуска, болезни и т.д.

         При отборе и выдвижении работников кадровых служб следует максимально учитывать мнение трудового коллектива, поскольку работник по кадрам в силу специфики своей деятельности должен отвечать высоким моральным требованиям. Такому работнику должны быть присущи ориентация на общение и взаимодействие с другими людьми, требовательность к себе и самокритичность, развитое чувство ответственности и неподдельный интерес к людям, простота и человечность, контроль своего поведения и эмоций, умение слушать.

         Подготовка организатора работы с кадрами на производстве в составе резерва может включать следующие формы:

Ø самостоятельное обучение по индивидуальным планам;

Ø практическую деятельность в кадровых службах и общественных организациях;

Ø стажировку в передовых организациях;

Ø обучение в университете правовых знаний;

Ø обучение в институтах и на факультетах повышения квалификации;

Ø выполнение отдельных поручений по изучению узких мест в кадровой работе и разработке конкретных программ по их устранению;

Ø подготовку лекций, докладов, других выступлений по социально-экономической, психолого-педагогической и кадровой тематике;

Ø участие в работе аттестационных комиссий и в профессиональной ориентации молодежи;

Ø привлечение к работе в общественном отделе кадров предприятия.

         Выполнение указанных функций в полном объеме предъявляет высокие требования к деловой и профессиональной квалификации работников службы управления персоналом, предполагает личное взаимодействие с руководством организации.

         Результаты деятельности многих предприятий и накоплен­ный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей пер­спективе будут постоянно находиться в центре внимания руко­водства. 

         Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.

         Проблема управления работником на предприятии не должна сво­диться к простейшему взаимодействию. Индивид постоянно находится в окружении коллектива, где существуют определенные традиции, цели, формальные и неформальные группы. Это оказывает значитель­ное влияние, помогая развиться потенциалу человека, либо подавляя его способности и желание к самореализации. Поэтому группы играют важнейшую роль в жизни каждого члена организации.

3.2. Психологический аспект работы с персоналом

         Управление персоналом представляет собой целенаправленное использование человеческого фактора для обеспечения роста производительности групп на предприятии. Оно осуществляется с помощью различных приемов, современных методов работы с кадрами для раскрытия потенциальных возможностей человека, создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе трудовой деятельности.

         В работе различных организаций, и, естественно, в работе ЖКУ №2 необходимо больше внимания уделять психологическому климату в коллективе.

         Психологический климат коллектива — доминирующий комплекс эмоциональных состояний, относительно устойчивый эмоциональ­ный настрой, пронизывающий всю систему деятельности, обще­ния и отношений в коллективе.

         Для психологически здорового коллектива необходимы:

Ø высокая нравственная атмосфера;

Ø дружелюбие;

Ø чувство долга и ответственности;

Ø взаимная требовательность.

         В жизнедеятельности коллектива эмоциональные состояния выполняют следующие функции:

Ø интегральная (объединяющая) функция — сплочение коллектива;

Ø стимулирующая (активизирующая) функция — повышение об­щего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизация на выполнение стоящих перед коллективом задач;

Ø социально-познавательная функция — помогает лучше осозна­вать, правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы;

Ø стабилизирующая функция — формирует устойчивую психоло­гическую атмосферу в коллективе, существенно облегчая адап­тацию новых людей;

Ø стилеобразующая функция — определяет стиль жизни данного коллектива, отличающий его от других коллективов.

         Психологический климат характеризуется такими категориями, как:

Ø настроение — часто повторяющиеся, достаточно устойчивые эмоциональные состояния коллектива;

Ø настрой — эмоциональное состояние, возникающее в конкретный мо­мент времени, отражающее только что случившееся или пред­стоящее событие коллективной жизни.

         Все вышеперечисленное имеет отношение только к коллективу, который имеет благоприятный климат. Учитывая, что в ЖКУ №2 нельзя внутриколлективный климат определить как благоприятный, то необходимо кадровой службе и руководству проводить работу для улучшения. В этих целях можно порекомендовать следующее:

Ø необходимо уделить внимание  психическому состоянию человека;

Ø обратить внимание на состояние утомления и стрессы.

         Психическое состояние человека — совокупность всех компо­нентов психики, выполняющих функцию взаимодействия чело­века с внешней средой[11].

         Психические состояния квалифицируют:

Ø по признаку длительности;

Ø ведущему компоненту;

Ø степени напряжения их общего тонуса;

Ø степени активной деятельности сознания;

Ø доминирующим свойствам личности и т. д.

         По признаку длительности психические состояния подразделяют:

Ø на относительно устойчивые и длительные по времени состоя­ния - отражают общий психологический настрой коллектива;

Ø временные, ситуативные, быстропроходящие состояния — воз­никают при разного рода неполадках в производственном про­цессе или во взаимоотношениях рабочих;

Ø состояния, возникающие периодически в ходе трудовой дея­тельности, — предрасположение к работе, пониженная готовность к работе, повышенная работоспособность, утомление и др.

         По ведущему компоненту психические состояния подразделяются:

Ø на эмоциональные, волевые — состояние волевого усилия;

Ø состояния, характеризующиеся мыслительной активностью, — задумчивость, вдохновение, озарение и др.

         Классификация состояний по степени напряжения наиболее важ­на, так как эти состояния влияют на эф­фективность деятельности. Поэтому можно порекомендовать кадровой службе ЖКУ, обратить внимание именно на эту классификацию, изучить эти аспекты и применять их в своей работе.

         По степени напряжения психические состояния подразделяются:

Ø на интеллектуальное напряжение — возникает при частом об­ращении к интеллектуальным процессам при наличии потока проблемных ситуаций;

Ø сенсорное напряжение — возникает при больших затруднениях в восприятии необходимой информации в неоптимальных ус­ловиях деятельности сенсорных систем;

Ø монотонию — возникает при однообразии выполняемых дейст­вий, при невозможности переключения внимания;

Ø политонию — возникает при необходимости частого переклю­чения внимания в неожиданных направлениях;

Ø физическое напряжение — возникает при повышенной нагрузке на двигательный аппарат человека;

Ø эмоциональное напряжение — возникает при конфликтных усло­виях, при повышенной вероятности возникновения аварийной ситуации;

Ø напряжение ожидания — возникает при необходимости поддер­жания готовности рабочих функций в условиях отсутствия дея­тельности;

Ø мотивационное напряжение — возникает при выборе критериев принятия решения;

Ø утомление — возникает при временном снижении работоспо­собности, которое вызвано длительной работой.

         Состояние утомления представляет собой разнородный ком­плекс явлений.

         Одна из важных характеристик труда — престиж работы — отчетливо связана с более высокой удовлетворенностью трудом.

         Типичными факторами,  влияющими на низкую удовлетворен­ность работой (и приводящими к производственному стрессу), являются:

условия труда — наличие факторов, угрожающих здоровью и безо­пасности работающего'.

         1. интенсивность заданного темпа и большие физические на­грузки;

         2. содержание труда;

         3. недостаточное использование навыков и способностей;

         4. коллектив:

Ø отсутствие возможности взаимодействовать с коллегами;

Ø большие группы с недостаточным взаимодействием;

Ø несовместимость сослуживцев;

         5. руководство:

Ø изоляция от процесса принятия решений;

Ø невозможность наладить обратную связь с руководителем;

Ø отсутствие оценки хорошего исполнения;

Ø недостаточное внимание и взаимопонимание со стороны ру­ководства;

         6. особенности организации;

         7. заработная плата и продвижение по службе:

Ø низкое материальное вознаграждение;

Ø субъективно воспринимаемое несоответствие заработной пла­ты ожиданиям;

Ø отсутствие перспектив в продвижении по службе.

         Учет и взаимосвязь всех этих факторов является необходимым условием для полноценной реализации устремлений работников. Поэтому надо сделать психологический аспект работы с персоналом ЖКУ приоритетным направлением.

         Можно выделить следующие условия труда, которые способны предотвратить наступление производственного стресса и будут благоприятно влиять на работу персонала:

Ø работа должна приводить к вовлеченности в процесс труда и лич­ной заинтересованности в результатах;

Ø работа не должна быть чрезмерно утомительной;

Ø вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям;

Ø условия труда должны быть совместимыми с физическими воз­можностями;

Ø работа должна вести к высокой самооценке, быть способом са­мореализации человека в обществе. 

Заключение

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

         Значение кадровой работы в условиях рыночной экономики существенно изменя­ется, и она перестает быть только организационно-административной работой.          Необходимо укрепление кадровых служб квалифицированными специа­листами, повышение их авторитета, в связи, с чем становится актуальным создание системы подготовки специалистов для кадровых служб, их переподготовки и повышения квалифика­ции.

         При усилении роли и стратегической функции в области уп­равления персоналом изменяются роль и место руководства кадровой службы предприятия. Ее руководитель становится од­ним из основных руководителей предприятия.

         Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

         1. Основной акцент в управлении персоналом в современных услови­ях делается наряду с управлением трудовыми ресурсами также на ис­следование, на задачи, связанные с их развитием. В эволюционном плане управление персоналом является закономерным развитием ком­плекса знаний об основных факторах производства. В отличие от пер­воначальных этапов развития данной отрасли знания, в рамках современных подходов трудовые ре­сурсы — это, прежде всего, объект изучения и последующего разви­тия, создание условий для творческого самовыражения.

         2. Кадровая политика организации – это комплекс реализуемых стратегий, принципов, целей и задач в сфере управления персоналом, определяющих порядок и направления:

Ø подбора, расстановки и развития персонала;

Ø совершенствования форм и методов работы с ним.

         3. Носителями функций отдельных подсистем управления персо­налом являются конкретные подразделения службы персонала:

Ø отдел кадров;

Ø отдел обучения;

Ø отдел труда и заработной платы;

Ø отдел социального развития;

Ø социальная лаборатория.

         4. Нормативное обеспечение управления включает в себя три груп­пы документов:

Ø Нормативно-справочные документы  - нормы и нормативы, необходимые при решении задач организации и пла­нирования труда в сфере материального производства и управ­ления;

Ø Документы организационного, распорядительного и методиче­ского характера регламентируют задачи, функции, права, обя­занности подразделений и сотрудников системы управления персоналом, включают в себя методы и правила выполнения ра­бот по управлению персоналом;

Ø Документы технического, технико-экономического и экономи­ческого характера - содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех категорий и видов.

         5. Основные недостатки, выявленные в работе кадровой службы в ЖКУ №2, следующие:

Ø отсутствие единой работы с кадрами на предприятии;

Ø отсутствие специальной подготовки специалистов для работы в кадровой службе;

Ø недостаточная деятельность кадровой службы в поиске необходимых работников для предприятий;

Ø большая текучесть кадров.

         6. В качестве основных принципов работы с кадрами предприятия были предложены следующие:

Ø сочетание проверенных опытных работников с молодыми кад­рами, систематическое пополнение руководящих кадров за счет растущих, энергичных работников;

Ø обеспечение необходимой преемственности кадров;

Ø создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных научно обоснованных критериев их оценки;

Ø всесторонняя помощь кадрам управления в овладении знаниями и опытом;

Ø сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения ими приня­тых решений;

Ø четкое определение обязанностей и ответственности кадров;

Ø учет общих и социальных требований при подборе работников.

         7. Для улучшения работы с кадрами нами был сделан упор на необходимость улучшения психологического климата в коллективе ЖКУ №2. Для этого необходима психологическая подготовка работников кадровой службы.

         Проделанная работа позволит работникам кадровой службы обратить внимание именно на те проблемы, которые имеют место в ЖКУ и, возможно, уже не замечаются ими. В данном случае можно порекомендовать продолжить эту работу необходимыми исследованиями, так как постоянно меняется обстановка как внутри коллектива ЖКУ, так и во внешней среде.

Библиографический список

1.     Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. – М.: ГАУ, 1993.

2.     Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. – СПб.: ГИЭА, 1994.

3.     Документы по персоналу предприятия. / Сост. Басаков М.И. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.

4.     Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. // Бизнес – образование, 1996. - №1. – С.-22-29.

5.     Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.

6.     Михалева Е.П. Менеджмент. – М., 2004.

7.     Нормативно-правовое обеспечение работы муниципальных предприятий. / Сост. Проклов А.Д. – М.: Астрель, 2004.

8.     Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого дос­тоинства. — М.: Академия, 2001.

9.     Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. -  М.: Дело, 1997.

10.                       Управление персоналом муниципального предприятия. / Под ред. Крылова А.А., Прушинского Ю.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

 


[1] Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами. // Бизнес – образование, 1996. - №1. – С.-22-29.

[2] Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. -  М.: Дело, 1997. – с.162.

[3] Михалева Е.П. Менеджмент. – М., 2004. – с. 31.

[4]  Управление персоналом муниципального предприятия. / Под ред. Крылова А.А., Прушинского Ю.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

[5] Документы по персоналу предприятия. / Сост. Басаков М.И. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. – с.-22.

[6] Нормативно-правовое обеспечение работы муниципальных предприятий. / Сост. Проклов А.Д. – М.: Астрель, 2004. – с.-23-25.

[7] Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – с.255.

[8] Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. -  М.: Дело, 1997. – с.162.

[9] Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. – М.: ГАУ, 1993. – с.-184.

[10] Генкин Б.М. Основы экономики и социологии труда. – СПб.: ГИЭА, 1994. – с.-60.

[11] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого дос­тоинства. — М.: Академия, 2001. – с.-115.