Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

Глава 1. Функции и структура Центрального банка__________________ 6

1.1. История развития Центрального банка_________________________ 6

1.2 Структура Центрального банка________________________________ 8

1.3 Функции Центрального банка_________________________________ 9

Глава 2. Пассивные и активные операции Центрального банка. Денежно-кредитная политика Центрального банка___________________________________ 14

2.1. Пассивные операции центрального банка______________________ 14

2.2. Активные операции центрального банка_______________________ 15

2.3. Денежно-кредитная политика центрального банка_______________ 16

Заключение__________________________________________________ 19

Список использованных источников и литературы__________________ 21

Введение

Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы.

Особое место и роль центрального банка в банковской системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, причем последние не следует рассматривать как нечто неизменное. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли банков на различных этапах развития рыночных отношений.

Безусловно, идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношении, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового, в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования чревато неоправданными потерями.

В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками в середине XIX - начале XX века. Так, банк Франции стал единым эмиссионным центром страны в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании - в 1874 г., Федеральная резервная система в США-в 1913г.

Первые же центральные банки в мировой банковской истории возникли значительно раньше. Так, самым первым центральным банком стал Риксбанк - Центральный банк Швеции, образованный в 1668 году. Несколько позднее 1694 г.) возник Банк Англии, когда английскому правительству для ведения извечной войны с Францией понадобился крупный заем, для выдачи которого несколько лондонских купцов объединились в один частный акционерный банк. В качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу они получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Выпущенные новым банком, банкноты стали авторитетным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии. В течение полутора веков Банк Англии выполнял в стране роль центрального банка, опираясь на Королевскую хартию 1694 г., в которой были закреплены принципы функционирования и управления им. Законодательно данная роль была закреплена за Банком Англии лишь в 1844 г., на основании Акта Роберта Пиля.

В отличие от Англии, где центральный банк вырос «снизу», в России Госбанк был утвержден «сверху» в 1860 г. При этом, если Банк Англии или Рейхсбанк в Германии действовали как независимые кредитно-эмиссионные центры, то Госбанк России был подчинен Министерству финансов.

Выделение из общего ряда банков страны одного из них на роль центрального банка означает начало формирования в стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

В свою очередь, необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений: с одной стороны, они требуют свободы распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня системы -коммерческими банками и иными кредитными учреждениями; с другой же стороны, этим отношениям необходимо государственное регулирование и это требует особого института в виде центрального банка.

Таким образом, создание центрального банка явилось своего рода историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы предпринимательства.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.

Какие бы функции ни возлагались на центральный банк, ОН все1да является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.

Итак, центральный банк - это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

Глава 1. Функции и структура Центрального банка

1.1. История развития Центрального банка

В настоящее время практически во всех промышленно раз­витых странах сложилась и функционирует двухуровневая бан­ковская система, основные принципы устройства которой были заложены еще в 20—40-е гг. нашего столетия. Главным звеном ее является центральный банк.

Центральные банки в различных государствах могут называться центральными, национальными, народными, резервными и т. д. Первые из них возникли более 300 лет назад в результате процес­са исторического развития коммерческих банков. В 1668 г. в Швеции был создан Риксбанк, считающийся одним из старей­ших банков. Банк Англии основан в 1694 г. Он стал первым акционерным коммерческим банком, положившим начало ново­му этапу развития системы кредитования.

Центральные банки других европейских стран образованы в середине XIX — начале XX в.: Франции — в 1800 г., Нидерландов — в 1814 г., Норвегии — в 1816 г., Германии — в 1875 г., Японии — в 1882 г., Италии — в 1893 г.

В России Государственный банк был учрежден в 1860 г.

В ходе развития кредитной системы коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. Процесс централизации банкнотной эмис­сии в немногих крупных коммерческих банках привел к законо­дательному закреплению за ними монополии на эмиссию (вы­пуск) национальных денежных знаков и ряда особых функций в области денежно-кредитной политики. Они стали называться эмиссионными или национальными, а затем просто центральными, что отражает их роль в кредитной системе любой страны: цент­ральный банк служит осью, центром национальной кредитной системы.

В некоторых странах, таких как Австрия и США, централь­ные банки были сразу же учреждены как эмиссионные центры. В мировой практике существуют различные формы организации центрального банка: государственные, акционерные, смешанные. В современных условиях в большинстве стран центральные бан­ки являются государственными, даже в тех случаях, когда фор­мально не принадлежат государству.

Во всех странах центральные банки обладают определенной независимостью от исполнительных органов, что можно рассматривать как гарантию эффективности их деятельности. Наи­большей независимостью обладает Немецкий федеральный банк — Бундесбанк, он имеет статус самостоятельного и независимого от федерального правительства учреждения.

Центральные банки многих стран подотчетны парламенту или специальной парламентской комиссии.

Независимость центрального банка носит относительный ха­рактер в рамках правительственных структур, так как его эконо­мическая политика определяется приоритетами макроэкономи­ческого курса правительства и не может быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основ­ная цель центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной ста­билизации в целях экономического роста.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали под­держание стабильности функционирования банковской и денеж­ной системы страны, организация процессов управления опера­циями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.

Историческое развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные акты нашли отражение в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.).

Регулирование банковской деятельности традиционно направлено на достижение трех целей: безопасности, стабильности и поддержания конкуренции. Этим трем целям соответствуют следующие направления политики банка :

–       защита и обеспечение устойчивости рубля;

–       развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

–       обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

1.2 Структура Центрального банка

В целях создания условий для успешного выполнения возложенных на ЦБ РФ задач он наделен полномочиями высшего органа государственной власти в сфере в сфере осуществляемой им деятельности. ЦБ РФ занимает особое положение среди юридических лиц, занятых управлением экономикой страны.

Как орган государственного управления, ЦБ РФ наделен правом издавать относящиеся к выполнению возложенных на него задач нормативные акты, обязательные для всех федеральных органов власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также для всех других юридических и физических лиц[1].

В то же время ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая в свою очередь не имеет права непосредственно давать указания по осуществлению оперативной деятельности банка и проводимым им мероприятиям.

Государственная Дума по представлению президента назначает и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, а также утверждает и изменяет по рекомендации Председателя ЦБ РФ состав Совета банка.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ, однако, выступая как коммерческое предприятие, он предоставляет платные кредиты, проводит операции на фондовом рынке, а также получает доходы от проведения расчетно-кассовых операций. ЦБ РФ переводит в доход федерального бюджета 50 % полученной прибыли. Остальные 50 % используются для формирования соответствующих фондов, инвестируются в различные проекты, обеспечивающие выполнение ЦБ РФ возложенных на него задач, а также используются для стимулирования труда сотрудников системы ЦБ РФ.

1.3 Функции Центрального банка

Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он - посредник между государством и экономикой. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:

Ø Осуществляет монопольную эмиссию банкнот;

Ø Является банком банков;

Ø Является банкиром правительства;

Ø Осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. По уровню специализации коммерческие банки делятся на:

Ø Универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

Ø Специализированные, т.е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций (инвестиционные, ипотечные, биржевые и др.)

Основными функциями коммерческих банков являются:

1)      мобилизация временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал;

2)      кредитование юридических и физических лиц, а также государства;

3)      расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Крупные банки осуществляют для своих клиентов до 300 видов операций и услуг: ведение депозитных счетов; выдачу разнообразных кредитов, куплю-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей и т.д. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.[2]

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В соответствии с Федеральным законом «О ЦБ РФ» он орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков» и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. ЦБ РФ- государственный банк, уполномоченный законом отражать и защищать интересы государства. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Он выступает юридическим лицом, субъектом федеральной собственности с особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.

ЦБ РФ в пределах своих полномочий, представленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства- Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты (в отличие от Банка Англии, который издает так называемые просьбы). Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличаются от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых; незначительные отклонения могут лишь быть объяснены путем исторического развития банковской системы.

К функциям же Центрального банка РФ относятся следующие:

 во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

             монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

             является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

             устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

             устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

             осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

             выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

             осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

             регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

             осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

             осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

             определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

             организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

             принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса РФ;

             в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

             публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Глава 2. Пассивные и активные операции Центрального банка. Денежно-кредитная политика Центрального банка

2.1. Пассивные операции центрального банка

Пассивными называются операции, с помощью которых образуются ресурсы центрального банка.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

• эмиссия банкнот;

• прием средств коммерческих банков и казначейства;

• операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54% до 85% всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, Государства и увеличении золотовалютных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе ц обязательные[3].

Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка являются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю собственного капитала приходится около 4% всех пассивов Центрального банка.

2.2. Активные операции центрального банка

Активными называются операции по размещению центральным банком своих ресурсов.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

• учетно-ссудные операции;

• вложения в государственные ценные бумаги;

• операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

• учетные операции;

• краткосрочные ссуды государству и банкам. Учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (то есть их перепокупкой).

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.

Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.

Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным дол1 ом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

2.3. Денежно-кредитная политика центрального банка

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что касается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование банков;

• валютное регулирование;

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения.

Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерческих банков и кредитных организаций для регулирования ликвидности банковской системы.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, представляемых Центральным банком остальным банкам.

В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресурсы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов, уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства.

При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.

Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.

Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, - инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии - понижаются.

Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, главным инструментом денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.

Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже центральным банком ценных бумаг за свой счет. Покупая ценные бумаги, центральный банк увеличивает количество денег в обращении, продавая - изымает из обращения.

Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это - более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.

Пор, рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.

Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.

Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

Под прямым количественны ограничением Банка России понимаются:

• установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок;

• прямое ограничение кредитования;

• замораживание процентных ставок;

• прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.

Заключение

В заключении хотелось бы обобщить выше сказанное и подвести итоги:

Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет следующие операции:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Список использованных источников и литературы

1.  Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

2.  Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.)

3.  Инструкция ЦБР от 12 июля 1999 г. N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (с изм. и доп. от 22 января, 27 августа 2001 г., 21 июня 2002 г.). Раздел 6

4.  Банковская система России: проблемы переходного периода //Деньги и кредит №4 с.31

5.  Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Роспотребрезерв, 1999.

6.  Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит.-1997.-№8-с.5

7.  Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода // Деньги и кредит, 1998. №4.

8.  Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка // Бухгалтерия и банки, 2001. №1.

9.  Дмитриев М., Матовников М., Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е., Уорнер Э. Российские банки накануне финансовой стабилизации. – СПб.: Норма, 2001.

10.                                    Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2001. №1.

11.                                    Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит, 2001. №6.

12.                                    Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. М.: «Форум» — «Инфра-М» - 1998, С. 3.

13.                                    Лаврушин О. И. Банковское дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.

14.                                    Линников А.С. Некоторые аспекты правового регулирования банковской деятельности в Европейском Союзе // Банковское дело №4, 2000г

15.                                    Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит, 2000. №6.

16.                                    Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-448с.

17.                                    Симановский А.Ю. Банковский сектор в переходной экономике России // Деньги и кредит, 1999. №11.

18.                                    Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы // Деньги и кредит, 1999. №11.

19.                                    Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М: ИПЦ "Вазар-Ферро",1999.

20.                                    Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном Банке РФ(Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.)

21.                                    Лузанов А. Национально-культурные традиции и банки// "ЭНЕРГИЯ", 2002, №4

22.                                    Международное право / Под. ред. проф. Колосова Ю.М. и проф. Кривчиковои Э.С. М.: «Международные отношения», 2000.

 


[1] Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Роспотребрезерв, 1999. с. 107.

[2] Лаврушин О. И. Банковское дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. С.86

[3] Банковская система России: проблемы переходного периода //Деньги и кредит №4 с.31.