Содержание:

Введение. 3

1.   Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 4

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности. 9

3.Задача. 13

4. Задача. 14

5. Задача. 17

Список литературы.. 20

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.

Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.

Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей. Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи.

Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1.   Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг

Экспортные операции в РФ - операции связанные с перемещением товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

Импортные операции в РФ - операции связанные с перемещением товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

До последнего времени предприятия-экспортеры продавали свою продукцию и приобретали необходимые товары через государственных посредников —  внешнеторговые объединения, с которыми заключали внешнеторговые контракты. В связи с этим эффективность внешнеэкономических связей определялась:

–       на уровне производителей экспортной продукции — сопоставлением затрат на ее производство с внутренней (отпускной) ценой в рублях поставки внешнеторговой организации, учитывающей надбавки за экспортное исполнение и другие виды доплат;

–       на уровне потребителей (заказчиков) импортных товаров — сопоставлением внутренней стоимости в рублях (в ценах сдачи их внешнеторговой организацией народному хозяйству) со стоимостной оценкой (затратами) отечественного производства аналогичной продукции с учетом эффекта использования зарубежных товаров.

Переход предприятия на расчеты с иностранными контрагентами меняет схему экономических отношений с банками, бюджетом, требует анализа эффективности каждой отдельной внешнеторговой связи с учетом всех факторов, влияющих на конечный результат[1].

Можно выделить следующие задачи анализа внешнеэкономической деятельности предприятии:

—   оценка плановых заданий и обязательств по внешнеторговым операциям;

—   выявление рациональности использования средств, опосредствующих внешнеторговый оборот;

—   расчет эффективности внешнеторговых операций и оценка результатов от внешнеэкономической деятельности в целом,

—   определение состояния и закономерностей развития внешнеэкономической деятельности предприятия;

—     выявление неиспользованных резервов на основе изучения влияния факторов на конечные результаты.

Такой анализ неразрывно связан:

–       с бухгалтерским и оперативным учетом,

–       статистикой,

–       системой планирования и организацией управления внешнеэкономическими связями,

–       финансированием и кредитованием предприятий.

Объектом анализа должен быть весь период оборота средств по экспорту и импорту.

В аналитической работе используют:

–       сведения коммерческой переписки,

–       данные оперативного и бухгалтерского учета,

–       материалы ревизий и проверок.

Сегодня предприятия не могут проводить анализ на основе действующих форм статистической и бухгалтерской отчетности, поскольку сведения о внешнеэкономической деятельности в них практически отсутствуют. В настоящее время такой анализ внешнеэкономической деятельности предприятия можно провести только используя данные аналитического учета.

Для оценки работы предприятия за календарный год первостепенное значение имеет анализ показателей плана экспорта и импорта товаров. При анализе изучают показатели работы по группам стран и сравнивают их с итогами деятельности за прошлый период.

Итоги выполнения планов экспорта и импорта зависят от количества и цен проданных или приобретенных товаров, поскольку повышение цен ведет к росту экспортной выручки или росту затрат на приобретение импортных товаров. В связи с этим необходимо оценить влияние двух факторов — изменения физического объема и цен на рынке, а по результатам — выявить конкретные причины сложившейся ситуации.

Причины невыполнения плана экспорта по объему и номенклатуре могут быть различными:

–       задержки в отгрузке товаров (например, из-за недостатка транспортных средств или несвоевременного представления портам поручений на отгрузку экспортных товаров);

–       изменения политической обстановки (например, военные действия);

–       изменения торгово-политического режима (введение валютных и других ограничений) в стране реализации и другие[2].

Чтобы дать качественную характеристику выполнения плана экспорта, необходимо использовать данные текущего оперативного учета и материалы переписки с иностранными покупателями и поставщиками.

При анализе работы по импорту на первое место ставят показатель выполнения плана по физическому объему. Производя закупки машин и оборудования, полуфабрикатов и сырья, товаров народного потребления, предприятия должны обеспечить свои внутренние потребности в договорные сроки в предусмотренных объемах и номенклатуре. Недопоставка определенных товаров или нарушение сроков импорта может вызвать перебои в работе, отрицательно повлиять на выполнение производственной и социальной программ предприятия[3].

План импорта может быть не выполнен в результате:

–       нарушения поставщиками контрактных обязательств;

–       вследствие неблагоприятной конъюнктуры (например, из-за отсутствия предложений данного товара с необходимыми сроками поставки);

–       из-за трудностей с заполнением транспортных средств для вывоза закупленных товаров из иностранных портов.

При анализе реализации плана импорта соответствующую информацию можно получить:

–       из оперативных данных,

–       материалов переписки с иностранными поставщиками,

–       контрактов.

Для оценки обеспечения плана импорта рекомендуется сопоставить сумму подписанных контрактов (на первое чисто каждого квартала) с общей суммой плановых заданий по импорту, а также фактическими данными за прошлый год.

При анализе необходимо проверить качество контроля за исполнением поставок, своевременное уведомление о нарушениях условии контрактов, а также своевременность и полноту предъявления санкций к иностранным контрагентам[4]

2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности

Различные стороны внешнеэкономической  деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия. Балансовая прибыль или убыток представляют собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции, доходов и расходов от операционной  деятельности, доходов и расходов от внереализационных операций.

Рб= + Рр + Роп + Рвн

где Рб – балансовая прибыль или убыток;

Рр – прибыль (убыток) от продаж;

Роп – сальдо от операционных операций;

Рвн – сальдо от внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки от реализации продукции, суммой налога на добавленную стоимость.

Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы НДС и акцизов, а также затрат на производство, получают чистый результат от реализации (прибыль или убыток).

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Так же рассчитываем показатели рентабельности. Отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала, основных и оборотных фондов дает общую рентабельность. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации.

Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников и собственников предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторы ее формирования, так и факторы распределения.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия от внешнеэкономической деятельности включает в качестве обязательных элементов:

·                    исследование изменений каждого показателя за анализируемый период;

·                    исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;

·                    изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:

·                    оценка динамики показателей прибыли;

·                    обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;

·                    выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;

·                    оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

В условиях рыночной экономики основной целью любой деятельности, в т.ч. и внешнеэкономической является получение максимальной прибыли. Рост прибыли обеспечивает возможность самофинансирования и осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственников и трудовых коллективов.

За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, а через фонды накопления - перед банками и другими организациями.

Следовательно, задачами анализа финансовых результатов организации являются:

·                    оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

·                    выявление степени влияния различных факторов на прибыль;

·                    оценка показателей рентабельности;

·                    выявление резервов увеличения прибыли на основании оптимизации влияющих на нее факториальных признаков.

Балансовая прибыль отражает общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Основное внимание при анализе должно сконцентрироваться на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю. Прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение:

·                    объема реализации;

·                    структуры продукции;

·                    отпускных цен на реализованную продукцию;

·                    цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

·                    уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Определим степень влияния на прибыль факторов:

·                    изменение отпускных цен на продукцию равно разнице между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года.

Дополнительная прибыль получена в основном в результате инфляции

·                    изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок оплаты труда. Для этого используются сведения о себестоимости продукции.

·                    нарушения хозяйственной дисциплины. Устанавливаются с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин.

·                    Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли:

·                    Увеличения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяется разница коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.

Уменьшения затрат на 1 руб. продукции. Выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.

Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

3.Задача

Проанализируйте выполнение обязательств по импортным операциям.

Страна-импортер

Принято обязательств на начало года

Выполнено обязательств за год

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

Стоимость (у.е.)

Количество (шт.)

Цена за единицу (у.е.)

Стоимость (у.е.)

Китай

42

12,5

525

30

13,6

408

Корея

36

13,8

496,80

38

13,7

520,60

Таиланд

60

17,5

1050

62

18,9

1171,80

Анализ выполнения обязательств

Страна-импортер

Принято обязательств

Выполнено обязательств

Доля в % к итогу по принятым обязательствам

Доля в % к итогу по выполненным

обязательствам

Абсолютное изменение

Относительное изменение недовыполнения обязательств

Темп роста

1

2

3

4

5

6

7

8

Китай

525

408

25,32

19,67

-117,00

-5,64

77,71

Корея

496,8

520,6

23,96

25,10

23,80

1,15

104,79

Таиланд

1050

1171,8

50,63

56,50

121,80

5,87

111,60

Итого

2073,8

2103,4

100,00

101,43

29,60

1,43

101,43

По данным таблицы можно сделать вывод, о том, что наибольшие обязательства были взяты по Таиланду, а именно 1050 у.е. или 50,63 %. Недовыполнение плана по выполнению плана наблюдается только по Китаю на 22,29 % или 117 у.е. По другим странам наблюдается перевыполнение плана : по Корее на 4.79.%, по Таиланду на 11,60%. В обязательства перевыполнены на 1,43%.

4. Задача

Организация планирует закупить за рубежом технологическую линию по производству однородной продукции. Стоимость линии – 30000 долл. Курс на момент приобретения – 30,6 руб. за долл. Производительность линии 8 шт. в минуту. Установка и наладка составят 40500 руб. Цена в стране на аналогичную продукцию составляет 400 руб. Постоянные расходы на данное производство в месяц составят 20000 руб. Переменные затраты – 250 руб. на единицу продукции. Планируется организовать работу с двумя выходными в неделю, 4 часовой рабочий день.

Определите точку безубыточности в случае окупаемости затрат в течение года, возможный реальный срок окупаемости линии.

При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты — объем — прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.

1. Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс.

2. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.

3. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике — это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:

Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Прибыль.

Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:

(Цена за единицу х Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу х Количество единиц)- Постоянные затраты == Прибыль

Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Однако необходимо учитывать, что абсолютно постоянных издержек не существует и они также могут изменяться с течением времени, например, изменение стоимости аренды помещения, рост заработной платы, изменение стоимости энергоносителей и т.п. Расчет точки безубыточности может быть произведен для различных периодов времени заново, если произошли изменения в структуре предприятия или в системе его финансирования. При этом в качестве постоянных издержек должны приниматься средние значения общих затрат предприятия за определенный период времени.

Точка  безубыточности (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Точка безубыточности определяется следующим образом:

Точка безубыточности = годовые постоянные издержки                                                     продажная цена    - переменные                                     единицы продукции   удельные издержки

Если спрос на предлагаемую продукцию (товары, работы, услуги) меньше, чем объем этой продукции, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым

Производительность деталей = 8*60*4*5*52 = 499200 (в год)

Инвестиционные затраты = 958500

Годовая прибыль: 499200 * (400-250)  – 20000 * 12 = 74640000

Вывод: линия окупается за год. Рассчитаем точку безубыточности для окупаемости затрат на год:

Постоянные затраты: 958500 + 20000 * 12 = 1198500

Точка безубыточности =1198500/(400-250) = 1198500 / 150 = 7990 шт.

ТБД в стоимостном выражении: 7990 * 400 = 3196000

5. Задача

Определите коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числа оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

1. Стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

325 000

412 000

2. Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

265 200

320 920

3. Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб.

165 000

180 600

Решение:

Коэффициент отдачи средств равен отношению стоимости реализованных товаров к средним остаткам средств по экспорту.

Эффективность реализованных товаров обозначает их рентабельность, т.е. отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.

Прибыль рассчитывается как разность между стоимостью реализованной продукции и ее себестоимостью.

Для факторного анализа будет использована модель:

ФО = Р/РП, где Р – показатель эффективности использования оборотных средств, ФО – коэффициент отдачи оборотных средств, РП – рентабельность продаж. Расчет будет проведен методом абсолютных разниц. Все результаты будут сведены в таблицу.

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

1. Стоимость реализованных товаров, тыс. руб.

325 000

412 000

+87000

2. Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

265 200

320 920

+55720

3. Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб.

165 000

180 600

+15600

4. Коэффициент отдачи

325 000/165 000 = 1,97

412 000/180 600 = 2,28

+0,31

5. Прибыль

325 000 – 265 000 = 60 000

412 000 – 320 920 = 91 080

+31 080

6. Рентабельность продаж

60 000/325 000 = 0,18

91 080/412 000 = 0,22

+ 0,04

7. Рентабельность фондов

60 000/165 000 = 0,36

91 080/180 600 = 0,5

+ 0,14

Теперь проведем факторный анализ.

ФО = 0,36/0,18 = 2.

ΔФОР = (0,5 – 0,36)/0,18 = + 0,78.

ΔФОРП = 0,5/(0,22 – 0,18) = + 12,5.

Как видно из расчетов изменение обоих показателей влечет за собой увеличение коэффициента отдачи оборотных средств, правда изменение рентабельности продаж несет более значительное изменение (+ 12,5), тогда как рентабельность средств только + 0,78.

Список литературы

1.    Бабаш Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2003. - № 1.

2.    Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.

3.    Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин, 2000 г. – 192 с.

4.    Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.

5.    Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594 с.

6.    Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.

7.    Захаров К.В., Цыганюк А.В., Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНТЭКС, 2001. – 237 с.

8.    Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 272 с.

9.    Муравьев А.И. и др. Анализ внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1991.

10.                       Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 307 с.

Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия


[1] Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. – М.: Международные отношения, 2001.

[2] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.

[3] Внешнеэкономическая деятельность предприятия.Ч.2./ Е.И.Ищенко, В.Л. Винокуров, И.Д.Андреева и др. – Новосибирск, ИРИЦ «Сибирь», 1992.

[4] Бухгалтерский учет: Учебник/П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др. – М., 2001.