Содержание:
Введение. 3
1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг. 4
2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности. 9
3.Задача. 13
4. Задача. 14
5. Задача. 17
Список литературы.. 20
Введение
По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.
Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса.
Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей. Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи.
Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.
1. Анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг
Экспортные операции в РФ - операции связанные с перемещением товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.
Импортные операции в РФ - операции связанные с перемещением товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.
До последнего времени предприятия-экспортеры продавали свою продукцию и приобретали необходимые товары через государственных посредников — внешнеторговые объединения, с которыми заключали внешнеторговые контракты. В связи с этим эффективность внешнеэкономических связей определялась:
– на уровне производителей экспортной продукции — сопоставлением затрат на ее производство с внутренней (отпускной) ценой в рублях поставки внешнеторговой организации, учитывающей надбавки за экспортное исполнение и другие виды доплат;
– на уровне потребителей (заказчиков) импортных товаров — сопоставлением внутренней стоимости в рублях (в ценах сдачи их внешнеторговой организацией народному хозяйству) со стоимостной оценкой (затратами) отечественного производства аналогичной продукции с учетом эффекта использования зарубежных товаров.
Переход предприятия на расчеты с иностранными контрагентами меняет схему экономических отношений с банками, бюджетом, требует анализа эффективности каждой отдельной внешнеторговой связи с учетом всех факторов, влияющих на конечный результат[1].
Можно выделить следующие задачи анализа внешнеэкономической деятельности предприятии:
— оценка плановых заданий и обязательств по внешнеторговым операциям;
— выявление рациональности использования средств, опосредствующих внешнеторговый оборот;
— расчет эффективности внешнеторговых операций и оценка результатов от внешнеэкономической деятельности в целом,
— определение состояния и закономерностей развития внешнеэкономической деятельности предприятия;
— выявление неиспользованных резервов на основе изучения влияния факторов на конечные результаты.
Такой анализ неразрывно связан:
– с бухгалтерским и оперативным учетом,
– статистикой,
– системой планирования и организацией управления внешнеэкономическими связями,
– финансированием и кредитованием предприятий.
Объектом анализа должен быть весь период оборота средств по экспорту и импорту.
В аналитической работе используют:
– сведения коммерческой переписки,
– данные оперативного и бухгалтерского учета,
– материалы ревизий и проверок.
Сегодня предприятия не могут проводить анализ на основе действующих форм статистической и бухгалтерской отчетности, поскольку сведения о внешнеэкономической деятельности в них практически отсутствуют. В настоящее время такой анализ внешнеэкономической деятельности предприятия можно провести только используя данные аналитического учета.
Для оценки работы предприятия за календарный год первостепенное значение имеет анализ показателей плана экспорта и импорта товаров. При анализе изучают показатели работы по группам стран и сравнивают их с итогами деятельности за прошлый период.
Итоги выполнения планов экспорта и импорта зависят от количества и цен проданных или приобретенных товаров, поскольку повышение цен ведет к росту экспортной выручки или росту затрат на приобретение импортных товаров. В связи с этим необходимо оценить влияние двух факторов — изменения физического объема и цен на рынке, а по результатам — выявить конкретные причины сложившейся ситуации.
Причины невыполнения плана экспорта по объему и номенклатуре могут быть различными:
– задержки в отгрузке товаров (например, из-за недостатка транспортных средств или несвоевременного представления портам поручений на отгрузку экспортных товаров);
– изменения политической обстановки (например, военные действия);
– изменения торгово-политического режима (введение валютных и других ограничений) в стране реализации и другие[2].
Чтобы дать качественную характеристику выполнения плана экспорта, необходимо использовать данные текущего оперативного учета и материалы переписки с иностранными покупателями и поставщиками.
При анализе работы по импорту на первое место ставят показатель выполнения плана по физическому объему. Производя закупки машин и оборудования, полуфабрикатов и сырья, товаров народного потребления, предприятия должны обеспечить свои внутренние потребности в договорные сроки в предусмотренных объемах и номенклатуре. Недопоставка определенных товаров или нарушение сроков импорта может вызвать перебои в работе, отрицательно повлиять на выполнение производственной и социальной программ предприятия[3].
План импорта может быть не выполнен в результате:
– нарушения поставщиками контрактных обязательств;
– вследствие неблагоприятной конъюнктуры (например, из-за отсутствия предложений данного товара с необходимыми сроками поставки);
– из-за трудностей с заполнением транспортных средств для вывоза закупленных товаров из иностранных портов.
При анализе реализации плана импорта соответствующую информацию можно получить:
– из оперативных данных,
– материалов переписки с иностранными поставщиками,
– контрактов.
Для оценки обеспечения плана импорта рекомендуется сопоставить сумму подписанных контрактов (на первое чисто каждого квартала) с общей суммой плановых заданий по импорту, а также фактическими данными за прошлый год.
При анализе необходимо проверить качество контроля за исполнением поставок, своевременное уведомление о нарушениях условии контрактов, а также своевременность и полноту предъявления санкций к иностранным контрагентам[4]
2. Особенности анализа финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности
Различные стороны внешнеэкономической деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия. Балансовая прибыль или убыток представляют собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции, доходов и расходов от операционной деятельности, доходов и расходов от внереализационных операций.
Рб= + Рр + Роп + Рвн
где Рб – балансовая прибыль или убыток;
Рр – прибыль (убыток) от продаж;
Роп – сальдо от операционных операций;
Рвн – сальдо от внереализационных операций.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также показателями выручки от реализации продукции, суммой налога на добавленную стоимость.
Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы НДС и акцизов, а также затрат на производство, получают чистый результат от реализации (прибыль или убыток).
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Так же рассчитываем показатели рентабельности. Отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала, основных и оборотных фондов дает общую рентабельность. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации.
Прибыль – важнейший показатель эффективности работы предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников и собственников предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторы ее формирования, так и факторы распределения.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия от внешнеэкономической деятельности включает в качестве обязательных элементов:
· исследование изменений каждого показателя за анализируемый период;
· исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
· изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов.
Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:
· оценка динамики показателей прибыли;
· обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
· выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
· оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
В условиях рыночной экономики основной целью любой деятельности, в т.ч. и внешнеэкономической является получение максимальной прибыли. Рост прибыли обеспечивает возможность самофинансирования и осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственников и трудовых коллективов.
За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, а через фонды накопления - перед банками и другими организациями.
Следовательно, задачами анализа финансовых результатов организации являются:
· оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
· выявление степени влияния различных факторов на прибыль;
· оценка показателей рентабельности;
· выявление резервов увеличения прибыли на основании оптимизации влияющих на нее факториальных признаков.
Балансовая прибыль отражает общий финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Прибыль от реализации продукции связана с факторами производства и реализации продукции. Основное внимание при анализе должно сконцентрироваться на исследовании причин и факторов изменений по данному показателю. Прибыль от реализации товарной продукции изменяется под воздействием таких факторов, как изменение:
· объема реализации;
· структуры продукции;
· отпускных цен на реализованную продукцию;
· цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
· уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Определим степень влияния на прибыль факторов:
· изменение отпускных цен на продукцию равно разнице между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года.
Дополнительная прибыль получена в основном в результате инфляции
· изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок оплаты труда. Для этого используются сведения о себестоимости продукции.
· нарушения хозяйственной дисциплины. Устанавливаются с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин.
· Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:
Затем корректируют базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базисную величину прибыли:
· Увеличения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяется разница коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости.
Уменьшения затрат на 1 руб. продукции. Выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины.
Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.
3.Задача
Проанализируйте выполнение обязательств по импортным операциям.
Страна-импортер |
Принято обязательств на начало года |
Выполнено обязательств за год |
||||
Количество (шт.) |
Цена за единицу (у.е.) |
Стоимость (у.е.) |
Количество (шт.) |
Цена за единицу (у.е.) |
Стоимость (у.е.) |
|
Китай |
42 |
12,5 |
525 |
30 |
13,6 |
408 |
Корея |
36 |
13,8 |
496,80 |
38 |
13,7 |
520,60 |
Таиланд |
60 |
17,5 |
1050 |
62 |
18,9 |
1171,80 |
Анализ выполнения обязательств
Страна-импортер |
Принято обязательств |
Выполнено обязательств |
Доля в % к итогу по принятым обязательствам |
Доля в % к итогу по выполненным обязательствам |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение недовыполнения обязательств |
Темп роста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Китай |
525 |
408 |
25,32 |
19,67 |
-117,00 |
-5,64 |
77,71 |
Корея |
496,8 |
520,6 |
23,96 |
25,10 |
23,80 |
1,15 |
104,79 |
Таиланд |
1050 |
1171,8 |
50,63 |
56,50 |
121,80 |
5,87 |
111,60 |
Итого |
2073,8 |
2103,4 |
100,00 |
101,43 |
29,60 |
1,43 |
101,43 |
По данным таблицы можно сделать вывод, о том, что наибольшие обязательства были взяты по Таиланду, а именно 1050 у.е. или 50,63 %. Недовыполнение плана по выполнению плана наблюдается только по Китаю на 22,29 % или 117 у.е. По другим странам наблюдается перевыполнение плана : по Корее на 4.79.%, по Таиланду на 11,60%. В обязательства перевыполнены на 1,43%.
4. Задача
Организация планирует закупить за рубежом технологическую линию по производству однородной продукции. Стоимость линии – 30000 долл. Курс на момент приобретения – 30,6 руб. за долл. Производительность линии 8 шт. в минуту. Установка и наладка составят 40500 руб. Цена в стране на аналогичную продукцию составляет 400 руб. Постоянные расходы на данное производство в месяц составят 20000 руб. Переменные затраты – 250 руб. на единицу продукции. Планируется организовать работу с двумя выходными в неделю, 4 часовой рабочий день.
Определите точку безубыточности в случае окупаемости затрат в течение года, возможный реальный срок окупаемости линии.
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика “затраты — объем — прибыль”. Последовательность построения графика заключается в следующем.
1. Наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс.
2. Выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению.
3. Вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на графике — это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки.
Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия по формуле:
Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты = Прибыль.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена за единицу х Количество единиц) — (Переменные затраты на единицу х Количество единиц)- Постоянные затраты == Прибыль
Для расчета точки безубыточности используются значения переменных (прямых) и постоянных (общих) издержек. Однако необходимо учитывать, что абсолютно постоянных издержек не существует и они также могут изменяться с течением времени, например, изменение стоимости аренды помещения, рост заработной платы, изменение стоимости энергоносителей и т.п. Расчет точки безубыточности может быть произведен для различных периодов времени заново, если произошли изменения в структуре предприятия или в системе его финансирования. При этом в качестве постоянных издержек должны приниматься средние значения общих затрат предприятия за определенный период времени.
Точка безубыточности (порог рентабельности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю. Точка безубыточности определяется следующим образом:
Точка безубыточности = годовые постоянные издержки продажная цена - переменные единицы продукции удельные издержки
Если спрос на предлагаемую продукцию (товары, работы, услуги) меньше, чем объем этой продукции, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым
Производительность деталей = 8*60*4*5*52 = 499200 (в год)
Инвестиционные затраты = 958500
Годовая прибыль: 499200 * (400-250) – 20000 * 12 = 74640000
Вывод: линия окупается за год. Рассчитаем точку безубыточности для окупаемости затрат на год:
Постоянные затраты: 958500 + 20000 * 12 = 1198500
Точка безубыточности =1198500/(400-250) = 1198500 / 150 = 7990 шт.
ТБД в стоимостном выражении: 7990 * 400 = 3196000
5. Задача
Определите коэффициент отдачи средств и установите влияние изменения числа оборотов оборотных средств, изменения эффективности реализованных товаров.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
1. Стоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
325 000 |
412 000 |
2. Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
265 200 |
320 920 |
3. Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб. |
165 000 |
180 600 |
Решение:
Коэффициент отдачи средств равен отношению стоимости реализованных товаров к средним остаткам средств по экспорту.
Эффективность реализованных товаров обозначает их рентабельность, т.е. отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.
Прибыль рассчитывается как разность между стоимостью реализованной продукции и ее себестоимостью.
Для факторного анализа будет использована модель:
ФО = Р/РП, где Р – показатель эффективности использования оборотных средств, ФО – коэффициент отдачи оборотных средств, РП – рентабельность продаж. Расчет будет проведен методом абсолютных разниц. Все результаты будут сведены в таблицу.
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение |
1. Стоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
325 000 |
412 000 |
+87000 |
2. Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
265 200 |
320 920 |
+55720 |
3. Средние остатки средств по экспорту, тыс. руб. |
165 000 |
180 600 |
+15600 |
4. Коэффициент отдачи |
325 000/165 000 = 1,97 |
412 000/180 600 = 2,28 |
+0,31 |
5. Прибыль |
325 000 – 265 000 = 60 000 |
412 000 – 320 920 = 91 080 |
+31 080 |
6. Рентабельность продаж |
60 000/325 000 = 0,18 |
91 080/412 000 = 0,22 |
+ 0,04 |
7. Рентабельность фондов |
60 000/165 000 = 0,36 |
91 080/180 600 = 0,5 |
+ 0,14 |
Теперь проведем факторный анализ.
ФО = 0,36/0,18 = 2.
ΔФОР = (0,5 – 0,36)/0,18 = + 0,78.
ΔФОРП = 0,5/(0,22 – 0,18) = + 12,5.
Как видно из расчетов изменение обоих показателей влечет за собой увеличение коэффициента отдачи оборотных средств, правда изменение рентабельности продаж несет более значительное изменение (+ 12,5), тогда как рентабельность средств только + 0,78.
Список литературы
1. Бабаш Л.П. Методика анализа эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования // Бухгалтерский учет и анализ. – 2003. - № 1.
2. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Организация внешнеэкономической деятельности. Особенности менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.
3. Бровкова Е.Г., Продиус И.П.
Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Сирин,
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л.Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 823 с.
5. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 594 с.
6. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учеб.-практ. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
7. Захаров К.В., Цыганюк А.В., Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. – К.: ИНТЭКС, 2001. – 237 с.
8. Кулинина Г.В., Шалашова Н.Т., Юшкова С.Д. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. – 272 с.
9. Муравьев А.И. и др. Анализ внешнеэкономической деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1991.
10. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 307 с.
Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия
[1] Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов. – М.: Международные отношения, 2001.
[2] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.
[3] Внешнеэкономическая деятельность предприятия.Ч.2./ Е.И.Ищенко, В.Л. Винокуров, И.Д.Андреева и др. – Новосибирск, ИРИЦ «Сибирь», 1992.
[4] Бухгалтерский учет: Учебник/П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др. – М., 2001.