1. Исторические типы общества. Типы цивилизации

Исторические типы общества

Западное и православное христианские общества. Изучение данных обществ Тойнби начинает с того, что пытается определить какое общество предшествовало христианским. Этим обществом оказывается эллинское, то есть оно является “отеческим” по отношению к рассматриваемым нами.

По мнению ученого есть три фактора, которые определяют общество. Это - универсальное государство, универсальная церковь и движения племен. Все три составляющих присутствуют и в нашем случае.

Итак, проследим в каких направления развивались христианские общества. Начало у них одно и то же - это центр эллинского мира, в Эгейском море. В случае западного христианства, движение шло на северо-запад - от моря к Лотаргинии, а в православном мире оно шло в северо-восточном направлении, пересекая по диагонали Анатолию (нынешняя Турция), проходя между Константинополем и Неокесарией. Экспансия западного общества была при этом значительно больше, чем у православного. Утвердившись на территории Западной Европы, западный мир постепенно затем овладел Южной Атлантикой, то есть Латинской Америкой. Так же и православное христианство общество, перевалив через Кавказский хребет, достигло Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую степь, на которую оно могло распространить свое влияние, но из-за медлительности православных, их экспансия прекратилась, так как в это время на арену вышли ислам и иудаизм. Первый распространился среди белых болгар на Средней Волге, а второй - среди хазар, живших между нижней Волгой и Доном.

Иранское и арабское общество. Данные общества имеют своей основой ислам. Здесь также легко обнаруживается наличие универсального государства, универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не вполне тождественных тем, что были в случае западного и православного обществ, но во многом схожих. Здесь универсальное государство - Багдадский халифат, универсальная церковь - ислам. Движения племен - движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских гор, арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат к моменту его падения.

Зародилось исламское общество на территории азиатского плоскогорья, между Мраморным морем и дельтой Ганга. К концу XIII века образовались почти все государства современного исламского мира. Разделяется ислам на шиитов и суннитов. Занимая территорию Персии с форпостами в Закавказье, Ираке, Газе, Индии и Йемене. Шиитский выступ разделяет зону распространения суннизма на две части: к востоку - сунниты Центральной Азии и Индии, к западу - сунниты бывших территорий Оттоманской империи. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу. Нетрудно провести параллель с западным обществом и православным христианством. Сравнивая две группы сыновних обществ между собою, можно заметить, что исламское общество, появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с православным, а исламское же общество, появившееся в персо-турецкой или иранской зоне, имеет некоторые сходные черты с западным обществом. Также можно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы иранской зоны в XVI веке сопоставима с походами западного христианства против православия (так называемые крестовые походы). Разница заключается в том, что в 1517 году халифат Аббасидов (фактически тот самый Багдадский халифат) был уничтожен оттоманскими турками, а вместе с ним и арабский ислам. Но все-таки Тойнби фиксирует оба общества, как отдельные - и арабское, и иранское.

Сирийское общество. Данное общество, также как эллинское для западного и православного христианства, является отеческим по отношению к иранскому и арабскому. Что интересно, импульс, разбудивший творческие силы эллинского общества, имел чужеродное происхождение - фактически этот был именно сирийский источник. То есть, в какой-то степени, это общество явилось самым дальним общим “родственником” тех самых первых четырех, что были рассмотрены вначале. Определим хотя бы приблизительно месторасположение родины иранского и арабского обществ по отношению к их отческому обществу. Основная линия иранского общества пролегает от внутренних территорий Анатолии в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан до Бенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса и Яксарта и оказывается на значительном удалении от отеческого сирийского общества. Даже если к последнему добавить родину мидян и персов на западной границе Иранского нагорья, то зона не достигнет земель, на которых зародилось иранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и Египте не только не совпадает с родиной сирийского, но и включает ее полностью. И в этом пункте вновь просматривается некоторое сходство арабского общества с западным, а иранского с православным.

Индское общество. Это общество является более ранним по отношению к индуистскому, которое в свою очередь сыновним по отношению к рассматриваемому. Здесь тоже есть универсальное государство - это империя Гунтов, вселенская церковь - индуизм. Движение племен - это те движения гуннов Евразийской степи, охватившие владения империи Гунтов к моменту ее падения. Есть правда некоторые важные моменты. Во-первых, в индском обществе, в отличие от индуистского, где основой был индуизм, религией были Веды. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в ведийской религии и являются индуистскими заимствованиями из буддизма, - это монашество и его философия.

Древнекитайское общество. Оно предшествует современному живому китайскому обществу. Прародина его - Дальний Восток. Универсальное государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры и существовавшая под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в течение четырех веков. Универсальная церковь - это махаяна, разновидность буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиеся после падения универсального государства.

Обратимся теперь к мертвым обществам, которые уже давно не существуют, но о них доподлинно известно.

Минойское общество. Это общество является более дальним предком эллинского общества. Занимало оно в своем первоначальном виде остров Крит в Эгейском море, являясь таким образом морской державой. Потом влияние общества было распространено на побережье Эгейского моря в части континентальной Греции. Родиной же эллинского общества было побережье, куда это влияние не распространялось. То есть географическое удаление эллинского общества от минойского было довольно значительным. Правда сам Тойнби несколько сомневается можно ли однозначно говорить о родстве эллинского общества и минойского. Он также отмечает, что сирийское общество тоже контактировало с минойским и как один из главных результатов этих контактов переняло от последнего алфавит, а также вкус к дальним морским путешествиям. Последний привел к освоению Красного и Средиземного морей, а позднее - к открытию Атлантического океана.

Шумерское общество. Данное общество тоже является более далеким предшественником на этот раз индского общества. Основой шумерского общества, как явствует из его названия, была империя Шумера и Аккада, расположенная приблизительно на территории другого государства - Вавилона, то есть где-то в районе современного Ирака и Ирана. В разное время, а иногда и одновременно там и в близлежащих землях располагалось сразу же несколько довольно известных обществ, которые также отмечены ниже.

Хеттское общество. Наряду с шумерским обществом, его можно считать предшествующим индскому, но возникло оно в более поздние века. Но из-за слишком слабых связей нельзя говорить о сыновне-отеческих отношениях хеттского общества и шумерского.

 Как и все общества оно вело различные войны для укрепления и расширения своих территорий, но закончило свое существование, как и любое другое мертвое общество, упадком в 1200-1190 гг. До нашей эры. Основой хеттского общества была империя Кхатти. Из основных достижений хеттов можно отметить, что именно хетты-колонисты преуспели в организации заморских поселений и впоследствии получили на своей новой, итальянской родине новое имя - “этруски”. Однако это лишь довольно вероятное предположение. А все остатки хеттов были сметены милитаристской Ассирией, которая правда позже тоже пришла в тупик и именно из-за своего гипертрофированного милитаризма. То, что осталось от некогда могучего общества, было впитано арамеями - представителями сирийского общества.

Вавилонское общество. В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине шумеров, рядом с хеттским обществом обнаруживается еще и вавилонское общество. Во многом вавилонское общество сходно с шумерским, как по территории, так и в религии. Оно унаследовало именно религию, распространенную у шумеров. В мирской жизни же были некоторые довольно существенные перемены. Например, главными структурными образованиями общества стали не города-государства, как это было с самого начала шумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкие политические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенных политической индивидуальности.

Андское общество. Оно занимало андское нагорье с прилегающими к нему долинами в узкой вытянутой с севера на юг зоне между нынешней Колумбией и северо-восточными границами Чили, захватывая северо-западную часть Аргентины.

Андским универсальным государством была империя инков, которая к тому времени безраздельно властвовала над местными государствами, объедение все земли андского общества. На всей территории, подвластной инкам, царил единый порядок и закон.

Начало андскому общество было положено в двух районах - Чиму и Наска. Оттуда оно распространилось в горы и далее в долину.

Юкатанское, мексиканское и майянское общества. В Центральной Америке сложилась более сложная ситуация, так как к моменту экспансии испанцев там сложилось два отчетливо выраженных центра: Мексиканское нагорье и полуостров Юкатан. Юкатанское общество было покорено мексиканским на рубеже XII и XIII веков нашей эры. После этого начинается смутное время, полное раздоров и войн. Даже объединение юкатанского общества с мексиканским только ухудшило ситуацию. Развязка наступила с установлением ацтеками универсального государства, что совпало с приходом испанцев.

Египетское общество. Наконец, остается еще один представитель обществ этого вида, проживший исключительно длинную жизнь и не имевший, по-видимому, в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Общество это возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем в IV тыс. до нашей эры и умерло в V веке нашей эры, просуществовав, таким образом втрое дольше, чем существует современное западное общество. Египетское общество не оставило в современном мире приемников. Бессмертие этого общества запечатлено в камне. Пирамиды - эти неодушевленные свидетели жизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам природы уже четыре или пять тысячелетий, - возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть они простоят дольше, чем проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало.

Типы цивилизации.

Цивилизационные типы были предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация (от лат civilis – гражданский, государственный) – уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся:

-   шумерская;

-   вавилонская;

-   минойская;

-   эллинская (греческая);

-   китайская;

-   индусская;

-   исламская;

-   христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

-   вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

-   ответ цивилизации в целом на вызов;

-   деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов - ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

-   творческого меньшинства;

-   инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

-   зарождение;

-   рост;

-   надлом;

-   дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

2. Мораль – как форма духовной жизни общества. Категории морали

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.        

Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку:

Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:

-  Мотив, - нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация, - совокупность мотивов, означающая предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе, индивида совершающего поступок.

-  Результат,– материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.

-  Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д.

Моральные (нравственные) отношения – отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы) с которыми приходится считаться, и которые имеют для инидивидов императивный характер. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права.

Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления.

Человеческая мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение, придаваемое морали как форме общественного сознания. Естественно нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно.

  В древности «этика» («учение о нравственности») означала жизненную мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере “деятельности”, связанной со свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

Список литературы

1.                      Маркович Д. Общая социология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

2.                      Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2004.

3.                      Социология./Под ред. Г. В. Осипова. - М: ЮНИТИ, 2003.

4.                      Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: Логос, 2003.

5.                      Фролов. Социология: учебник. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.