Содержание

Введение. 3

1. Россия - Запад. 5

2. Россия - Восток. 10

3. Развивающиеся страны в мирохозяйственных связях России. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 20

Введение

Укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами - важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. Это связано с тем, что ускоряющаяся процесс глобализация во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран,  и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Такие страны нуждаются в первоначальном толчке, который в дальнейшем  позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнать высокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическим показателям. Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику со стороны наиболее успешно развивающихся стран мира. Однако по опыту стран, относительно недавно вставших на путь изменения экономического уклада, известно, что, обычно, только частных инвестиций на первом этапе реформ не хватает: требуются прямые кредиты правительству, которые могут быть направлены на максимально безболезненное для население изменение структуры экономики.

Конечно же, без напряжения всех внутренних сил, без сосредоточения всех сил на тех отраслях, которые в перспективе могут стать отраслями специализации станы, государство не может рассчитывать на успешное проведение реформ. В этой связи крайне важно понять место России в международном разделении труда, выделить отрасли, в которых есть  резервы увеличения доли станы в совокупном объеме производства. Для того чтобы правильно выделить эти отрасли, необходимо определить свободные и дешевые ресурсы, имеющиеся у государства (особенно нужные для производства пользующихся спросом товаров).

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, харак­теризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом пере­ломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с измене­ниями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Цель работы - раскрыть сущность вопроса, связанного с современной географией внешнеэкономических связей РФ.

1. Россия - Запад

Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь -России. Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.

Германия - это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку.  В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.

Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна - 8,1 % и 15,7 % соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6 %, а в импорте - 2,2 %. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России.

Товарооборот России с Германией составил в 2000 г. 23,9 млрд. евро (+8,1%), а импорт снизился до 10,8 млрд. евро (-5,6%). Такое развитие привело к резкому изменению внешнеторгового сальдо в пользу России (+2,4 млрд евро). В 2004 г. сохранялась тенденция роста российского экспорта.

Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2004 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. евро и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. евро. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа. За первое полугодие 2005 г. в Германию, по предварительным данным, поставлено 10,9 млн. т нефти на сумму 1,8 млрд. евро и 16 млрд. куб. м газа на 1,7 млрд. евро. Как известно, энергетическая программа правительства ФРГ  ориентирована на изменение энергобаланса путем уменьшения использования угля, в первую очередь бурого, и сырой нефти для энергоснабжения и увеличения доли природного газа как в промышленности, так и в бытовом секторе, которая должна возрасти к 2007 г. с 18 до 20 %. Увеличение импорта природного газа к 2007 г. (по оценке, до 100 млрд. куб. м) специалисты связывают с возможностью  роста его поставок из России.

Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30 %), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля выросла с 8 % до 11 %. Машинно-техническая продукция пока остается незначительной статьей российского экспорта, хотя в 2004 г. отмечено некоторое увеличение ее доли (с 2 % до 2,9 %). Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.

Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80 %), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60 % от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте  (около 18 %) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.

Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.

Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.

Еще одним крупным направлением во внешнеэкономическом сотрудничестве является Великобритания. Рост торгового оборота между Россией и Великобританией в 2001 - 2004 годах с 2,8 млрд. до 5,8 млрд. долларов был связан, прежде всего с высокими темпами увеличения российского экспорта. По величине товарооборота  России с промышленно развитыми странами Великобритания  в 2004 году вышла на второе место после Германии.

В структуре российского экспорта в Великобританию  преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых в 2004 году было достигнуто в основном за счет сырой нефти и нефтепродуктов, которые занимают 43,7 % всего российского экспорта в эту страну, а также алмазов  (с 452 млн. долларов в 2001 году до 1271 млн. долларов в 2003 году).

Существенное увеличение российского экспорта в Великобританию в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло в основном за счет роста поставок  цветных металлов и экспорта золота.

Заметное место в экспорте России в Великобританию занимают древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения, черные металлы.  Однако снижается удельный вес машин и оборудования (с 4.1 % в 2001 году до 1.8 % в 2003 году и 0.9 % в 2004 году) главным образом из-за резкого сокращения экспорта промышленных и лабораторных печей. Несколько уменьшились поставки в Великобританию легковых автомобилей, являющихся основной статьей в российском машинно-техническом экспорте в эту страну.

Российский импорт из Великобритании по сравнению с 2001 годом, когда он составлял 724 млн. долл., сократился до 653 млн. долл. в 2003 году. В 2004 году произошло его увеличение до 893 млн. долларов.

Увеличение числа российских участников двусторонней торговли, стремящихся к скорейшему получению прибыли, привело к существенному росту импорта быстро реализуемых потребительских товаров. Наибольший же удельный  вес в импорте России в Великобританию в 2004 году занимали машины и оборудование (около 50 % всего его объема). В больших количествах Россия ввозила медикаменты, руды и концентраты алюминиевые, препараты для борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, одежду, изделия из черных металлов. Заметно вырос в 2004 году импорт кондитерских изделий, а также напитков и табака.

В перспективе Великобритания останется важным торговым партнером России. Различия в структуре внешней торговли двух стран, места, занимаемые ими в международном разделении труда, определяют дальнейший рост потенциала взаимного торгово-экономического сотрудничества.[1]

Россия и ЕС.

Существуют две основные точки зрения на отношения Рос­сии с ЕС. Сторонники одной считают вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы в перспективе вступить в тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. «О» Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для него «ги­бель, потерю управляемости, растворение».

Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о возможно­сти присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более на­сущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве между Россией и ЕС.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, дви­жение капиталов, учреждение и деятельность компаний.

Значение СПС заключается в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешне­экономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу со­временного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудни­честве для товаров ЕС и России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами более высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением отменяются количествен­ные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны россий­ских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных мате­риалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекват­ную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и про­мышленную собственность.

По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС — ведущую программу предоставления субсидий быв­шим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, пре­доставленных России в 1999-2003 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. евро. В целом Согла­шение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рас­сматривает ее как важную и самостоятельную силу в буду­щей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необра­тимости их экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему приня­тию в В ТО и другие международные экономические организа­ции.

Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов главным вопросом в эко­номических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем деся­тилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.[2]

2. Россия - Восток

Япония - одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая одно из первых мест в мире по экономической мощи. На долю Японии приходится около 12 %  мирового промышленного производства. Основные торговые партнеры Японии - это США (более 29 % товарооборота), страны ЮВА (25,6 %), страны ЕС (около 16 %). Товарооборот с Россией  составляет в целом менее 1 % внешнеторгового оборота Японии.

Япония закупает у России преимущественно традиционные для ее рынка товары: лес, уголь, металлолом, рыбу, морепродукты ( российский экспорт морепродуктов в Японию, по данным японской таможенной статистики, за последние 6 лет возрос в 4 раза:). Россия продала Японии в 2004 году товаров почти на 2,8 млрд. долларов. Это были главным образом продукты питания, сырьевые материалы, минеральное топливо, химические продукты, неметаллические изделия, металлы, оборудование, транспортные средства. В 2004 году экспорт России в Японию увеличился по сравнению с 2003 годом на 36 млн. долларов. Россия имела положительное торговое сальдо. В первой половине 2005 года наблюдалось сокращение взаимной торговли, ускорившееся во втором полугодии. Так, по данным японской статистики, при общем сокращении полугодового товарооборота на 3,2 % - до 2006 млн. долларов, российский экспорт вырос на 7,9 % - до 1447 млн. долларов при уменьшении импорта на 22 % - до 619 млн. долларов.

Товарная структура российско-японской торговли значительно отстает  от соответствующих требований научно-технического прогресса. В частности, в экспорте России доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья превышает 50 % , продукции низкой степени переработки - около 40 % , тогда как на машины и оборудование приходится менее 1 %. В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого сырья в пользу покупателей снизили заинтересованность части деловых японских кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера.

Россия могла бы экспортировать значительно больше товаров, но этому мешает, в частности, несоблюдение сроков доставки товаров и нередко низкое их качество. Другим тормозом российско-японской торговли и долговременных экономических отношений стала проблема финансирования японского экспорта: пока не будет гарантий со стороны российского государства, деловые японские круги не смогут финансировать соответствующие экспортные операции. Серьезным препятствием в развитии двусторонних отношений, по мнению японских экспертов, является вопрос о “северных территориях”.

Однако, несмотря на все препятствия и в нынешнем товарном наполнении российский экспорт в Японию сохраняет значительные резервы роста, поскольку в текущем десятилетии Япония останется крупнейшим в мире импортером леса, рыбы и морепродуктов, различных нефтепродуктов и сжиженного природного газа, каменного угля  (японская энергетика более чем на 80 % зависит от импорта энергоносителей) и разнообразного металлургического сырья, соответствующих полуфабрикатов, цветных металлов и многих других товаров современного российского экспорта.

В настоящее время обсуждение экономических и политических вопросов двусторонних отношений на различных уровнях ведет к появлению новых тенденций в российско-японских экономических отношениях. Особое место занимает состоявшийся в ноябре 2005 г. визит Президента  Российской Федерации  В.В. Путина в Японию. В подписанной в ходе визита Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений подтверждена необходимость обеспечения новых возможностей для развития сотрудничества по мере продвижения российских реформ, а также определены его приоритетные области - топливно-энергетические отрасли, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, конверсия военных производств, транспорт, связь и др.[3]

Россия и АТЭС.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на все­мерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начи­нает все больше внимания уделять развитию экономических от­ношений с другими региональными интеграционными группи­ровками. И, прежде всего, с Азиатско-тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого при­мерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеан­ской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Евро­пейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, на­пример, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития эконо­мической зоны Японского моря, проекты строительства маги­стральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регио­нов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-тихоокеанского региона.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и ре­гулирование этого процесса.

Интеграция в АТР в рамках АТЭС может осуществлять­ся для России по более удобным правилам, нежели интеграци­онные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выра­ботанные без нее. АТЭС — молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, ин-тегрируясь в Азиатско-тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.

В области международного экономического сотрудничества Россия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным пу­тем по пути все более тесных связей с западноевропейской ин­теграционной группировкой, не забывая растущую перспектив­ность экономической интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции СНГ, восстановление порванных связей с быв­шими странами СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая полити­ка России в значительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов. Насколько такие действия ока­жутся успешными, покажет ближайшее будущее.[4]

3. Развивающиеся страны в мирохозяйственных связях России

Насущные задачи национального развития и реформирова­ния экономики диктуют необходимость расширения и углубле­ния внешнеэкономических связей России. Эти связи должны спо­собствовать всемерному использованию преимуществ междуна­родного разделения труда. Курс на максимально возможное ис­пользование МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.

Экономические интересы России настолько сложны и мно­гообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи .России с развива­ющимися странами предстают как необходимое звено в меха­низме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребо­ван.

Расширение экономического сотрудничества России с разви­вающимися странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного сектора на основе диверсификации и облагоражива­ния его структуры. Мировой опыт свидетельствует, что реаль­ные направления участия каждой страны в международном раз­делении труда формируются лишь через экспортную ориента­цию. При этом экспортоориентированность страны способству­ет созданию и поддержке прежде всего тех производств и струк­тур, которые уже обладают сравнительными преимуществами или могут их обрести впоследствии. А это, в свою очередь, спо­собствует более полному и эффективному использованию наци­ональных экономических ресурсов.

Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ря­да развивающихся стран, сравнительно невысокая требователь­ность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превра­щают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Росси­ей как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом.

По оценке российских специалистов, именно рынок развиваю­щихся государств может стать базой для наращивания, облаго­раживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.

Наиболее благоприятны перспективы для расширения рос­сийского экспорта в группе «новых индустриальных стран». При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и го­товых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатыва­ющей промышленности России, в том числе машин и оборудова­ния. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все виды сырья и готовых изделий в раз­вивающихся странах. Их совокупные закупки на мировом рынке в 90 гг. - начало XXI века выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным изделиям более чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более высокими темпами.

Важным направлением российского экспорта в развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичного комплект­ного оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на «новые индустриальные страны». С середины 90-х годов Россия активизирует процессы технического содействия развивающим­ся странам. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.

Традиционным направлением экспорта России в развиваю­щиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.

В конце 90 гг. XX века объем экспорта российского оружия формально достигал суммы 15-20 млрд. долл. Однако реально в казну по­ступало около 2 млрд. долл.

Важную роль в наращивании российского экспорта в разви­вающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, напра­вленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Види­мо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благопри­ятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).

Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для расширения импорта из них сырья, продо­вольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.

Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран, решаются способами, давно осуществляемыми промышленно развитыми странами. Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции путем создания в развивающихся стра­нах собственных или совместных предприятий с участием мест­ного капитала. Второй путь — рационализация импорта путем переключения его со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на страны, у которых такой баланс отрицате­лен.

Опыт 90-х годов показывает, что в развивающихся странах, прежде всего в НИС, есть возможность приобретать широкий ассортимент промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники и др. Кроме того, именно НИС Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как важ­ный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-тихоокеанском регионе сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала. Но доля азиатских инве­стиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капитало­вложений в Россию.

Азиатские банкиры давно присматриваются к российским возможностям. Члены Ассоциации банков Азии проявили ин­терес к 20 инвестиционным проектам в России, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергети­ке. При успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет ежегодно нарастать.

Заметную роль в расширении экономических связей с разви­вающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания рос­сийского производства и экспорта. Такое сотрудничество пред­почтительно с группой «новых индустриальных стран», стран Персидского залива, с Китаем и др.

Важным фактором в развитии экономического сотрудниче­ства с развивающимися странами является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе, нужно находить подходящие компро­миссы для возврата этого долга товарами, услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.

Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия, подкрепляе­мая конкретными практическими шагами по ее реализации.[5]

 

Заключение

На рубеже XXI века ВЭС России пережи­вают сложный период глубоких качественных преобразований, связан­ных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в си­стему мирохозяйственных отношений.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Список литературы

1.          Киреев А.  Международная экономика.— М.: Международные отноше­ния, 2005.

2.          Международные экономические отношения./Под ред. В. Е. Рыбалкина.- М.: ЮНИТИ, 2005.

3.          Плисецкий Е. Л. Коммерческая география России. – М.: Московские учебники, 2004.

4.          Россия и Юг: возможности и пределы взаимодействия./Под ред. Р. М. Авакова, Н. А. Симония.— М.: Финстатинформ, 2004.

5.           Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.


[1] Плисецкий Е. Л. Коммерческая география России. – М.: Московские учебники, 2004. – С. 171

[2] Киреев А.  Международная экономика.— М.: Международные отноше­ния, 2005. – С. 228

[3] Шишов С.С. Экономическая география и регионалистика. – М.: ОМЕГА-Л, 2005. – С. 330

[4] Международные экономические отношения./Под ред. В. Е. Рыбалкина.- М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 193

[5] Россия и Юг: возможности и пределы взаимодействия./Под ред. Р. М. Авакова, Н. А. Симония.— М.: Финстатинформ, 2004. – С. 215