Содержание

Введение. 3

1. Основные положения деятельности Верховного Суда Российской Федерации  5

2. Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 14

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель и заместители Председателя, председатель Кассационной коллегии, председатели судебных коллегий, председатели и заместители председателей судебных составов, судьи, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 23

4. Организационное и финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации. 30

Заключение. 35

Список использованных источников и литературы.. 36

Введение

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.

Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе­деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют:

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная коллегия.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с Верховным Судом Российской Федерации.

Задачи работы:

-    Определить основные положения деятельности Верховного Суда Российской Федерации

-    Рассмотреть деятельность Пленума, Президиума, Кассационная коллегии и судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

-    Определить сущность деятельности ведущих должностей Верховного Суда Российской Федерации.

-    Определить организационное и финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

1. Основные положения деятельности Верховного Суда Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган общей юрисдикции

Верховный Суд Российской Федерации создается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. Он действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен.

Деятельность Верховного Суда Российской Федерации направлена на защиту от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение правильного применения законов при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции.

В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

При осуществлении правосудия судьи Верховного Суда Российской Федерации независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.[1]

Независимость судей Верховного Суда Российской Федерации гарантируется: установленным Конституцией Российской Федерации порядком назначения их на должность судьи; предусмотренной федеральным законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным федеральным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью и несменяемостью судьи; мерами его безопасности; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье государством материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Гарантии независимости, предоставленные судьям Верховного Суда Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами, не могут быть отменены, снижены или каким-либо иным способом ограничены.

Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации

-    Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Количественный состав Верховного Суда Российской Федерации устанавливается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

-    В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

-        - В Кассационной коллегии и судебных коллегиях образуются составы для рассмотрения судебных дел. Составы могут образовываться по предметному или территориальному признаку.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, федеральных межрайонных административных судов, районных судов, военных судов, а в отношении мировых судей - в части соблюдения ими правил подсудности дел.

Судебный надзор осуществляется Верховным Судом Российской Федерации как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.[2]

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела в отношении судей по их требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, а также дела:

-  об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

-  о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;

-  об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

-  по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

-  иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах;

-  об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей.

Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании нормативных и ненормативных правовых актов недействительными или сообщения о таких решениях подлежат опубликованию в "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации" и в тех изданиях, в которых были опубликованы указанные правовые акты.

Каждая судебная инстанция Верховного Суда Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Судебные документы выдаются этим лицам на их родном языке либо на другом языке, которым они владеют.[3]

Наряду с рассмотрением дел и осуществлением судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и федеральные административные суды, а также за деятельностью мировых судей, Верховный Суд Российской Федерации:

-    изучает и обобщает судебную практику путем истребования дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства;

-    на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;

-    разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

-    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным конституционным законом.

Состав Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении судебных дел и материалов

Рассмотрение судебных дел и материалов в Верховном Суде Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом коллегиально или единолично.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Право законодательной инициативы Верховного Суда Российской Федерации

В соответствии с частью первой статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд Российской Федерации вправе обращаться в палаты Федерального Собрания Российской Федерации с запросом о ходе рассмотрения внесенных им законопроектов. Дальнейшее участие Верховного Суда Российской Федерации в обсуждении и рассмотрении законопроектов регулируется федеральным законом.

Порядок назначения на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателей Кассационной коллегии, судебных коллегий, членов Президиума и других судей Верховного Суда Российской Федерации

-    Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

-    Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации, члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председатели Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

-    Представление к назначению на указанные в настоящей статье должности судей допускается лишь при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

-    В случае прекращения полномочий судьи Верховного Суда Российской Федерации представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президенту Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.

-    Кандидатуры на должности судей, перечисленные в части второй настоящей статьи, не позднее месяца со дня поступления представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации вносятся Президентом Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняются. В последнем случае Президент Российской Федерации предлагает Председателю Верховного Суда Российской Федерации представить новые кандидатуры на эти должности в течение месяца.

Срок полномочий судей Верховного Суда Российской Федерации и их несменяемость

Полномочия судей Верховного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации или федеральным конституционным законом.

Судья Верховного Суда Российской Федерации несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судей Верховного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены или прекращены только по решению квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, вынесенному по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом.

Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

-  В Верховном Суде Российской Федерации действуют совет судей и квалификационная коллегия судей этого суда.

-  Полномочия, порядок избрания и деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.[4]

Российская академия правосудия

Российская академия правосудия учреждается Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и является государственным научно-образовательным учреждением, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором.

Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета определяются Положением, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.

Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда Российской Федерации являются "Ведомости Верховного Суда Российской Федерации", в которых публикуются информация о заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики.

В "Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации" могут быть опубликованы и иные постановления Пленума, а также постановления Президиума, решения Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, обзоры судебной практики, данные судебной статистики и другие материалы.

Документы и материалы, публикуемые в «Ведомостях Верховного Суда Российской Федерации», могут быть опубликованы и в других изданиях.[5]

Вывод:

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе­деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют:

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ­лению Президента РФ, основанному на заключении квалифи­кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Пред­седателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения попра­вок в конституцию РФ.

Полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

-    рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам;

-    изучает и обобщает судебную практику, анализирует су­дебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства  Российской Федера­ции, возникающим при рассмотрении судебных дел;

-    осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

-    разрешает в пределах своих полномочий вопросы, выте­кающие из международных договоров Российской Федерации;

-    реализует право законодательной инициативы в Феде­ральном Собрании РФ.

-    устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

-    7)    изменяет   территориальную   подсудность   уголовных   и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное по­ложение;

-    представляет на рассмотрение Президента РФ или Пра­вительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

-    обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов госу­дарственной власти и договоров между ними;

-    готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ  признаков государственной  измены  или  иного  тяжкого преступления.

2. Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации

В состав Пленума Верховного Суда Российской Федерации входят все судьи Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации или лица, исполняющие их обязанности, которые вправе высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Неявка их не приостанавливает работу Пленума. В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и другие лица.

Полномочия Пленума Верховного Суда Российской Федерации

-    Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях единообразного и правильного применения законодательства;

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий, кроме Кассационной коллегии, и секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;

3) на основании части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

4) в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации использует принадлежащее Верховному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

5) рассматривает представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации о приведении разъяснений Пленума в соответствие с федеральным законодательством;

6) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение об этом совете;

7) принимает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Регламент Верховного Суда Российской Федерации.

-    По вопросам своего ведения Пленум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

-    В соответствии с частью первой статьи 93 Конституции Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации на основании обвинения, выдвинутого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации против Президента Российской Федерации, дает заключение о наличии либо отсутствии в его действиях признаков государственной измены или иного тяжкого преступления

-    Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет и другие полномочия, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным конституционным законом.[6]

Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Для обсуждения вопросов, указанных в части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, Пленум Верховного Суда Российской федерации созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и о вопросах, вносимых на его рассмотрение, судьи Верховного Суда Российской Федерации и приглашаемые лица уведомляются не позднее, чем за десять дней до заседания.

Вопросы для обсуждения на заседании Пленума вносятся Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Проекты постановлений Пленума направляются судьям не позднее чем за десять дней до заседания. В тот же срок проекты направляются лицам, приглашенным на заседание Пленума Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются большинством голосов судей Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании.5. Постановления Пленума, а также протокол его заседания подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

В случае необходимости проводится совместное заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

Порядок дачи Пленумом Верховного Суда Российской Федерации заключения о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления

-  Заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации для дачи заключения о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления правомочно при наличии не менее трех четвертей его состава.

-  Представленные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации материалы и заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения рассматриваются Пленумом по докладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации или докладу уполномоченного им судьи не позднее двух недель со дня поступления материалов в Верховный Суд Российской Федерации.

-  После доклада выдвинутое против Президента Российской Федерации обвинение обосновывает полномочный представитель Государственной Думы. Затем объяснения вправе дать Президент Российской Федерации или его представитель, после чего судьи в отсутствие других лиц обсуждают выдвинутое обвинение.

-  Заключение о наличии либо отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления считается принятым, если за него проголосовало большинство судей Верховного Суда Российской Федерации, участвовавших в заседании Пленума. Судья, не согласный с заключением, может изложить свое особое мнение в письменном виде.

-  Заключение и протокол заседания Пленума подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

-  С принятием заключения об отсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления дальнейшее рассмотрение обвинения прекращается.

-  Заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков государственной измены или иного тяжкого преступления направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее трех дней со дня дачи заключения.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из пятнадцати судей, назначаемых членами Президиума в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального конституционного закона. В состав Президиума входят: судьи Верховного Суда Российской Федерации, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий, которые являются членами Президиума по должности.[7]

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

-  рассматривает в порядке надзора дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в законную силу решения, приговоры, определения Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также постановления судей этого суда;

-  на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

-  разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

-  разрешает вопросы организации работы Кассационной коллегии, судебных коллегий, судебных составов и аппарата суда;

-  определяет количественный состав федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласованному с президиумом соответствующего суда;

-  заслушивает сообщения о работе нижестоящих судов и принимает необходимые меры по результатам их обсуждения;

-  рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

-  осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным законом.

Процессуальный порядок рассмотрения судебных дел Президиумом Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Порядок обсуждения на заседании Президиума вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, двенадцати членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

-    рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и административные дела, по которым решения вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

-    рассматривает в качестве суда второй инстанции уголовные дела, по которым приговоры, определения и постановления вынесены Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

-    рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

-    на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

-    осуществляет другие полномочия, предоставленные ей федеральным законом.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

-    Составы Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

-    Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе направлять судей одной судебной коллегии для участия в рассмотрении дел в составе другой судебной коллегии.

-    Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом;

2) в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

3) на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;

5) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.

-    Особенности деятельности Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».[8]

Вывод:

Пленум Верховного Суда РФ

Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образо­ванием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Вер­ховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух тре­тей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициа­тиве в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Вер­ховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государ­ственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полно­мочиями:

-      рассматривать материалы изучения и обобщения судеб­ной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения за­конодательства Российской Федерации; при обсуждении во­просов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

-      утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий,  секретаря  Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

-      рассматривать и решать вопросы о внесении представле­ний в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о тол­ковании законов Российской Федерации;

-      заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

-      рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

-      осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководя­щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в поста­новлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ

Президиум Верховного Суда РФ - это специально созда­ваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положи­тельного заключения квалификационной коллегии судей Вер­ховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, осно­ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Вер­ховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голо­сов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол­номочиями:

-      в пределах своей компетенции рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

-      рассматривает материалы изучения и обобщения судеб­ной практики, анализа судебной статистики;

-      рассматривает  вопросы  организации работы  судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

-      оказывает помощь нижестоящим судам  в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

-      осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определе­ния Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной кол­легии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам — также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об­стоятельствам в отношении определений Кассационной колле­гии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель и заместители Председателя, председатель Кассационной коллегии, председатели судебных коллегий, председатели и заместители председателей судебных составов, судьи, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации:

-    в пределах и порядке, установленных федеральным законом, вправе истребовать судебные дела, приносить протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления и приостанавливать их исполнение;

-    созывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;

-    созывает Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на его заседаниях;

-    вправе по должности председательствовать в заседаниях Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

-    вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

-    вносит в Пленум Верховного Суда Российской Федерации представления о приведении разъяснений Пленума в соответствие с федеральным законодательством;

-    представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов общей юрисдикции;

-    представляет Пленуму Верховного Суда Российской Федерации для утверждения составы Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также состав Научно-консультативного Совета при Верховном Суде Российской Федерации;

-    вносит в квалификационную коллегию судей Верховного Суда Российской Федерации представления о квалификационной аттестации заместителей Председателя и других судей Верховного Суда Российской Федерации, а также о приостановлении или прекращения их полномочий;

-    вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления: о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей федеральных окружных административных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов, а также о приостановлении либо прекращении полномочий этих судей; о пересмотре решения квалификационной коллегии судей, отказавшей в прекращении полномочий судьи; о присвоении высшего квалификационного класса судьям Верховного Суда Российской Федерации;

-    распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также аппарата Суда;

-    осуществляет организационное руководство деятельностью Пленума, Президиума, Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

-    с согласия Совета судей Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

-    взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;

-    представляет Верховный Суд Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами и международными организациями;

-    осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральным законодательством.

Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации:

1) вправе по должности председательствовать в заседаниях Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

2) в пределах и порядке, установленных федеральным законом, вправе истребовать судебные дела, приносить протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления и приостанавливать их исполнение;

3) в соответствии с распределением обязанностей организуют работу судебных коллегий, а также осуществляют контроль за работой структурных подразделений Верховного Суда Российской Федерации;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя, а при отсутствии и первого заместителя - один из заместителей по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

-    организует деятельность Кассационной коллегии и осуществляет контроль за работой ее аппарата;

-    председательствует в судебных заседаниях Кассационной коллегии;

-    информирует Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Кассационной коллегии;

-    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным законом.

Статья 28. Председатели судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

Председатели Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

1) организуют деятельность соответствующих судебных коллегий и осуществляют контроль за работой аппарата коллегий;

2) председательствуют в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации;

3) информируют Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий;

4) организуют работу по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики для представления материалов на рассмотрение Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации;

5) организуют работу по повышению квалификации судей и консультантов соответствующих судебных коллегий, а также по прохождению в Верховном Суде Российской Федерации стажировки судьями иных федеральных судов общей юрисдикции;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Председатели и заместители председателей судебных составов коллегий Верховного Суда Российской Федерации

-    Председатель Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателей Кассационной коллегии и соответствующих судебных коллегий формирует судебные составы и с учетом мнения входящих в них судей назначает председателей судебных составов и их заместителей.

-    Председатели судебных составов, а в случае их отсутствия заместители председателей судебных составов:

1) организуют деятельность соответствующих судебных составов и осуществляют контроль за работой их аппарата;

2) председательствуют в судебных заседаниях судебных составов или поручают это судьям Верховного Суда Российской Федерации;

3) информируют Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности судебных составов;

4) организуют работу по обобщению судебной практики судебных составов;

5) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) председательствуют по поручению председателей либо заместителей председателей судебных составов судебных коллегий в рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствуют в рассмотрении дел по первой инстанции;

3) по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают дела на заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

4) обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства;

5) участвуют в подготовке материалов, выносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, и по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации докладывают их на заседании Пленума;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им федеральным законом, а также поручения Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи, являющиеся членами Президиума и (или) Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в период между их заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации наряду с выполнением обязанностей судьи Верховного Суда Российской Федерации организует работу по подготовке заседаний Пленума, в том числе подготовке материалов, выносимых на его рассмотрение, обеспечивает ведение протокола, осуществляет меры, необходимые для выполнения принятых Пленумом постановлений.[9]

Вывод:

Председатель Верховного Суда РФ:

-    является судьей и соответственно осуществляет процес­суальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

-    приносит в пределах и порядке, установленном зако­ном, протесты на судебные акты по гражданским и уголов­ным делам;

-    вправе приостановить их исполнение;

-    организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

-    вносит представления в государственные органы, обще­ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра­вонарушениям;

-    организует работу по контролю над выполнением руко­водящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

-    вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ;

-    созывает Пленум Верховного Суда РФ и председатель­ствует на его заседаниях;

-    приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховно­го Суда РФ судей, членов Научно-консультативного совета при Верховном  Суде   РФ,   представителей   министерств,   государ­ственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций;

-    созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит во­просы на его рассмотрение; председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

-    вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ представление о несоответствии его руководящих разъяснений законодательству Российской Федерации;

-    подписывает постановления Пленума и Президиума Вер­ховного Суда РФ;

-    распределяет обязанности между своими заместителями;

-    руководит организацией работы Кассационной колле­гии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верхов­ного Суда РФ;

-    возлагает обязанности на председателя Военной колле­гии Верховного Суда РФ и его заместителя;

-    привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

-    ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

-    может принять участие в заседаниях Правительства РФ;

-    может участвовать в работе Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — ив заседаниях его Президиума;

-    может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

-    продляет до 10 лет (но не свыше достижения возраста 65 лет) срок военной службы судьям военных судов, достиг­шим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании;

-    выделяет средства на аппарат Военной коллегии Вер­ховного Суда РФ;

-    знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ;

-    с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ — и заместителей последнего;

-    утверждает членов  коллегии  Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;

-    готовит для Президента РФ представление о составе Президиума  Верховного  Суда  РФ  и  Кассационной  коллегии Верховного Суда РФ;

-    докладывает Президенту РФ свое мнение по поводу не­обходимости назначения того или иного кандидата судьей Верховного Суда РФ; 28) готовит для утверждения Пленумом Верховного Суда РФ представление о составе судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 29) осуществляет иные полномочия.

4. Организационное и финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению других полномочий Верховного Суда Российской Федерации, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

Структурные подразделения аппарата Верховного Суда Российской Федерации:

-    В аппарате Верховного Суда Российской Федерации образуются соответствующие управления, отделы и службы для реализации полномочий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального конституционного закона.

-    Структурные подразделения в аппарате Верховного Суда Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями и инструкциями, утверждаемыми Председателем Верховного Суда Российской Федерации либо его заместителями.

Численность, структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются в пределах сметы расходов Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Работники аппарата Верховного Суда Российской Федерации являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в Военной коллегии могут также присваиваться воинские звания.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель и заместители Председателя для непосредственного обеспечения исполнения возложенных на них полномочий имеют советников и помощников, а судьи Верховного Суда Российской Федерации - помощников.

В аппаратах судебных структур, в управлениях и отделах Верховного Суда Российской Федерации состоят главные и старшие консультанты, консультанты, другие сотрудники аппарата и младший обслуживающий персонал.

Обеспечение безопасности и общественного порядка в Верховном Суде Российской Федерации

-    Безопасность деятельности Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается службами, на которые возложена обязанность по осуществлению этой функции в отношении других высших органов государственной власти Российской Федерации.

-    Личная охрана Председателя Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается Федеральной службой охраны Российской Федерации на уровне личной охраны других высших должностных лиц государства. Безопасность судей Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается Федеральной службой охраны Российской Федерации по требованию Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей либо по заявлению судьи.

-    Для обеспечения установленного порядка деятельности Верховного Суда Российской Федерации действует служба судебных приставов Верховного Суда Российской Федерации, являющаяся структурным подразделением аппарата Верховного Суда Российской Федерации, полномочия которой устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и Федеральным законом "О судебных приставах".

-    Служба судебных приставов находится в оперативном подчинении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей.

Финансирование Верховного Суда Российской Федерации производится только из федерального бюджета отдельной строкой в разделе финансирования судебной власти и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Размер ассигнований на деятельность Верховного Суда Российской Федерации должен полностью учитывать затраты, связанные с необходимостью осуществлять работу на уровне, соответствующем его статусу высшего судебного органа.

Размер средств, выделяемых на содержание Верховного Суда Российской Федерации, не может быть уменьшен в очередном году либо устанавливаться ниже размера средств, выделявшихся ему в предыдущем году.

При несогласии Верховного Суда Российской Федерации с объемом финансирования его деятельности Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения Верховного Суда Российской Федерации вместе со своим заключением.

Представители Верховного Суда Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации самостоятельно распоряжается средствами, выделенными на обеспечение его деятельности.

Имущество Верховного Суда Российской Федерации

Здания, сооружения и другое имущество, находящееся в оперативном управлении Верховного Суда Российской Федерации, является федеральной собственностью. Изъятие имущества из оперативного управления возможно только с согласия Верховного Суда Российской Федерации.

 Верховный Суд Российской Федерации освобождается от различных выплат за пользование землей, отведенной для размещения зданий и сооружений, которые находятся в его владении, пользовании и распоряжении.

Материальные и социальные гарантии независимости судьи Верховного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи и членов его семьи, а также принадлежащего им имущества, устанавливаются применительно к гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и не могут быть отменены или снижены. В случае, если другими правовыми актами для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

В случае прекращения каких-либо выплат материального или социального характера соответствующие суммы включаются в должностной оклад судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Заработная плата работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации

Должностные оклады работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются на уровне должностных окладов соответствующих категорий работников аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Для привлечения высококвалифицированных специалистов руководство Верховного Суда Российской Федерации вправе увеличивать должностные оклады отдельных работников аппарата.

Судьям Верховного Суда Российской Федерации, нуждающимся в жилой площади, предоставляется благоустроенная квартира в городе Москве не позднее шести месяцев со дня возникновения такой необходимости. Правительство Российской Федерации не позднее месяца со дня возникновения необходимости в обеспечении судьи Верховного Суда Российской Федерации жилой площадью либо в улучшении его жилищных условий выделяет средства для приобретения ему квартиры.

Судья Верховного Суда Российской Федерации обеспечивается жилой площадью с учетом установленной в Российской Федерации нормы жилой площади и права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты.

3. Нуждающимся в улучшении жилищных условий считается судья Верховного Суда Российской Федерации, не обеспеченный жилой площадью в соответствии с нормами, указанными в части второй настоящей статьи.

Жилая площадь передается в собственность судьи Верховного Суда Российской Федерации бесплатно. Оформление права собственности судьи Верховного Суда Российской Федерации и членов его семьи на занимаемую ими жилую площадь производится за счет федерального бюджета.

Медицинское обслуживание судей Верховного Суда Российской Федерации и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств федерального бюджета медицинскими учреждениями, обслуживающими депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации, пребывающие в отставке, и члены их семей пользуются за счет средств федерального бюджета тем же медицинским обслуживанием, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, что и работающие судьи Верховного Суда Российской Федерации и члены их семей.

Работники аппарата Верховного Суда Российской Федерации пользуются медицинским обслуживанием на уровне соответствующих категорий работников аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.[10]

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-    Определены основные положения деятельности Верховного Суда Российской Федерации

-    Рассмотрена деятельность Пленума, Президиума, Кассационная коллегии и судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

-    Определена сущность деятельности ведущих должностей Верховного Суда Российской Федерации.

-    Определено организационное и финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая, военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

 

Список использованных источников и литературы

1.                      Конституция Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2003.

2.                      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

3.                      Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Высшая школа, 2004.

4.                      Авдотьев Л. О. Государственное право РФ. - М.: Сфера, 204.

5.                      Архипов Н. Г. Конституционное право России. – Спб.: Питер, 2004.

6.                      Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2003.

7.                      Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2003.

8.                      Гришин М. С.Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ. - М.: БЕК, 2003.

9.                      Ковалев Р. Д. Конституционное право РФ. - М.: ИНФРА-М, 2004.

10.                 Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М.: БЕК, 2002.

11.                 Козловский А. А. Конституционное право РФ. - М.: Дрофа, 2002.

12.                 Колесников Е.В. Конституция и конституционные законы как основа российской правовой системы. – М.: Дело, 2003.

13.                 Комментарий к Конституции РФ./Под ред. Л. Окунькова. -  М.: ЮНИТИ, 2004.

14.                 Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. - М.: ИНФРА-М, 2003.

15.                 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Логос, 2003.

16.                 Основин А. Н.. Особенности конституционного права. – Спб.: Питер, 2003.

17.                 Румянцев О.Г. Основы конституционного права России. - М.: БЕК, 2004.

18.                 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.М., 1996 г.

19.                 Судоустройство и правоохранительные органы в РФ./Под ред. В.  Швецова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

20.                 Тиунов О. И. Верховный Суд Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004.

21.                 Тихомиров Ю.А. Конституционное право: уроки прошлого и будущего. – Спб.: Нева, 2004.

22.                 Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. - Спб.: Питер, 2003.

23.                 Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. – Казань: КГУ, 2003.

24.                 Ханин Н. А.. Конституционное право России. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003.

25.                 Шульженко Ю.Л. Конституционное право в России. - М., 1995.


[1] Тиунов О. И. Верховный Суд Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2004. – С. 28

[2] Козловский А. А. Конституционное право РФ. - М.: Дрофа, 2002. – С. 138

[3] Ковалев Р. Д. Конституционное право РФ. - М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 150

[4] Основин А. Н.. Особенности конституционного права. – Спб.: Питер, 2003. – С. 273

[5] Архипов Н. Г. Конституционное право России. – Спб.: Питер, 2004. – С. 266

[6] Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 311

[7] Румянцев О.Г. Основы конституционного права России. - М.: БЕК, 2004. – С. 379

[8] Ханин Н. А.. Конституционное право России. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 451

[9] Судоустройство и правоохранительные органы в РФ./Под ред. В.  Швецова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – С. 340

[10] Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 335М., 1996 г.