Содержание

Введение. 3

1. Проблема сознательного и бессознательного в современной науке. 4

2. Психоанализ З. Фрейда. 7

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Фрейд не открыл бессознательное. Древние греки, среди прочего, со­ветовали изучать сновидения. Незадолго до Фрейда Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер «искали источники поэтического вдохновения в бессозна­тельном», также как многие другие поэты-романтики и даже современник Фрейда, писатель-романист Генри Джеймс. Вклад Фрейда заключается в том, что он исследовал эту часть психики, ее пер­воосновы и сущность при помощи нового метода научного анализа. Его рабо­ты и внимание, которое они к себе привлекли, сделали слово «бессознатель­ное» частью нашего общепринятого лексикона.

Проводя анализ сновидений, Фрейд различал бессознательное и сознание. Он от­вечал: «Толкование сновидений - это королевская дорога к познанию бессознатель­ной активности мозга». Уже в самом начале своей работы Фрейд утверждал, что существуют два вида бессознательного. Во-первых, имеется бессозна­тельное, или собственно бессознательное, которое является материалом, недо­ступным для сознания из-за подавления. Цензура материала, поступающего для осоз­нания, является очень строгой. Задача психоаналитиков — помогать клиентам делать часть материала доступным для осознания. Хотя при этом может раз­виться сильная реакция сопротивления, в частности из-за того, что многое из подавля­емого имеет «запрещенный» сексуальный оттенок.

Второй вид бессознательного - предсознательное, которое состоит из все­го, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное. Таким обра­зом, предсознательное является латентным и способно превращаться в сознательное, в то время как бессознательное подавляется и вряд ли может быть осознано без совер­шения большого усилия. Материал может оставаться в предсознательном, хотя обыч­но он находит путь в сознание и без психоаналитического вмешательства. Предсозна­тельное может рассматриваться как экран между бессознательным и сознательным. При этом, происходит модификация бессознательного материала посред­ством цензуры, например при формировании сновидений.

Сознание выполняет функцию чувствительного органа, вос­принимая психические качества. В отличие от двух видов бессознательного, сознание не имеет никакой памяти, и состояние сознательности обычно является преходящим. Осознаются, или поступают в орган чувств сознания, материалы, источником которых является внешний мир, а также внутренние возбуждения. Кроме того, внутренним факторам, таким как последовательность идей и интеллектуальные процессы, позво­ляет становиться сознаваемыми функция речи.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемой сознательного и бессознательного в современной науке и психоанализом З. Фрейда.

 

1. Проблема сознательного и бессознательного в современной науке

Проблема сознательного и бессознательного в природе человека представляет интерес для целого ряда смежных наук, каждая из которых предлагает свою интерпретацию бессознательного. Общим для всех определений является признак “неосознаваемое психическое”. Неосознаваемое психическое в психологии чаще обозначается термином “подсознание”, термин “бессознательное” многие полагают неудачным. Подсознание содержит “хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки и вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты”, “глубоко усвоенные субъектом социальные нормы”, “те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации”. Именно такая интерпретация неосознаваемого психического актуальна для психолингвистического изучения речевой деятельности. Заметим, что в психолингвистических работах термин “бессознательное” в значении, определенном психологами для подсознания, встречается довольно часто.

В речевй деятельности “хорошо автоматизированные навыки” выбора языковой единицы при порождения высказывания и вероятностного прогноза при восприятии речи закреплены ассоциациями. Ассоциации оказываются проявлением бессознательного. Ассоциативный механизм считают одним из основных речемыслительных механизмов. Ассоциативный механизм является функциональным, имеет универсальный характер, поскольку речь - это сквозной психический процесс, объединяющий когнитивную, эмоциональную и волевую сферы личности.

Ассоциативный механизм ответствен за установление непроизвольных вероятностных связей, т.е. ассоциаций. Ассоциацией называют“возникшую в опыте индивида закономерную связь между двумя содержаниями сознания(ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого”. Ключевые свойства ассоциативного механизма - непроизвольность и вероятность. Ассоциативный механизм обеспечивает непроизвольность и спонтанность речевой деятельности, которые формируются на основе когнитивного и речевого опыта носителя языка.[1]

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что сама по себе ассоциация является не механизмом, а феноменом, который сам требует объяснения и раскрытия механизмов. В психологии принципиальным свойством ассоциативной связи считается ее временный, непостоянный характер. Обычно психологи из списка ассоциативных связей исключают логические связи, категоризацию, приводящую к формированию понятий - словом, те связи, которые требуют сознательного контроля мыслительного процесса, рефлексии. Итак, для психологов механизм ассоциирования - способ установления временной непроизвольной связи, “нервный субстрат условного рефлекса”. Временность ассоциативной связи - отражение ее вероятностного характера. Это означает, что данная связь актуализируется в определенных условиях с большей или меньшей вероятностью. Ассоциативная связь лишена обязательности. Заметим, что в ряде направлений, в частности, в психоанализе, представлена более широкая трактовка механизма ассоциирования: непроизвольно возникающие связи, которые могут иметь не только временный, но и постоянный характер, т.е. актуальность этих связей для индивида не зависит от внешних условий.

Лингвисты считают, что к ассоциативным связям относятся все связи единиц лексикона, поскольку в вербальных ассоциациях, зафиксированных ассоциативными словарями и тезаурусами, проявляются логические и категориальные связи. Ассоциативные словари и тезаурусы включают материалы массовых свободных ассоциативных экспериментов, в которых испытуемым предлагается отвечать на слово-стимул первым пришедшим в голову словом-реакцией. Следовательно, одним из критериев ассоциативных связей для лингвистов является скорость и непосредственность. Напомним, что логические и категориальные связи произвольны. Вербальные ассоциации возникают как произвольно, так и непроизвольно; в лингвистических работах произвольные и непроизвольные ассоциации рассматриваются как разные типы ассоциативных связей. Логические и категориальные связи могут быть верифицированы как “верные” или “неверные”. Ассоциативные связи такой верификации не поддаются: ассоциации не могут быть “верными”, они могут быть вероятными, т.е. частотными, возникающими у многих носителей языка, и маловероятными, т.е. единичными. В лингвистических работах предметом анализа чаще оказываются вероятные, т.е. частотные ассоциации, среди которых регулярно встречаются логические и категориальные. Для лингвистов и психолингвистов механизм ассоциирования - это способ установления “быстрой” непосредственной связи единиц лексикона.

Произвольность/непроизвольность и скорость реагирования - сопряженные характеристики. В основе разграничения произвольных и непроизвольных ассоциаций лежит время реакции. Чем больше латентное время (задержка реакции после предъявления стимула), тем больше вероятность получения произвольной, т.е. осознанной, отрефлексированной ассоциативной реакции. Согласно данным, представленным в литературе, ассоциативные реакции, связанные со стимулом логически (субъект - предикат) и категориально (род - вид), требуют больше времени, чем иные. Э. Рош, в частности, отмечает, что поиск наименования вида на стимул-род происходит заметно быстрее, чем поиск наименования рода на стимул-вид. По мнению исследователя, это связано с большей когнитивной сложностью абстрактных понятий, с большей сложностью процедуры абстрагирования. Таким образом, родовые связи, отражающие категориальную принадлежность стимула (т.е. логические связи), по времени реакции относятся скорее к произвольным ассоциациям, в то время как видовые связи, требующие меньшего времени реакции, вполне могут оказаться непроизвольными.

Итак, логические связи и связи в рамках категории в соответствии с психолингвистической традицией с полным правом относят к ассоциативным связям, характеризующимся произвольностью, но довольно высокой скоростью установления. Однако с позиций, представленных в научных публикациях по психологии, в данном случае некорректно говорить об ассоциации, поскольку непроизвольность и временность - отличительные признаки ассоциаций, отсутствие этих признаков свидетельствует о действии иного механизма установления связи.

В психолигвистическом представлении о механизме ассоциирования предполагается, что вербальные ассоциации отражают все виды мыслительной деятельности, разные модусы мышления. Таким образом, механизм ассоциированная соотносится не только с осознаваемыми этапами порождения и восприятия речи; он обеспечивает переход в “окно сознания” образов подсознания и сверхсознания.[2]

 

2. Психоанализ З. Фрейда

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной её целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вунта. Поэтому появление радикально иного подхода к  изучению людей вызвало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее своё поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

-      Первую развёрнутую теорию личности;

-      Обширную систему клинических наблюдений;

-      Оригинальный метод лечения невротических расстройств;

-      Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими средствами.

Зигмунд Фрейд – создатель направления, которое приобрело известность под именем глубинной психологии и психоанализа.

Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я” в частной жизни.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, религию, мораль, сознательные институты - это взгляд врага, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению:  от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к “метапсихологии”, т.е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”.

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.[3]

В ”Толковании сновидений” (1900 г.) сновидение рассматривается как приватная  микрология сновидца, а мир представляется как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики - отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда - “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинён неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность” человека весьма ограничена, за ясными и отчётливыми идеями и образами сознания скрываются тёмные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа являются, в первую очередь, разного рода психопатологии, в которых эта “тьма” берёт верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детскими влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчёркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдалённом будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом - это как бы граница между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определённые идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Он подчёркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в её истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему буржуазного общества, поскольку те внутрипсихические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в капиталистическом мире.

Фрейд, конечно, ни к какой революции, тем более к “сексуальной”, не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало одним из главных источников призывов к “раскрепощению чувственности”. Фрейд отрицал какое-либо внешнее влияние на его учение со стороны Шопенгауэра и Ницше и даже говорил, что специально отказался от чтения произведений Ницше, чтобы такого влияния не произошло, но он, судя по всему, был неплохо с этими учениями знаком.[4]

Учение Фрейда предлагает два варианта ответа на вопрос о человеческой природе. Но и в том, и в другом случае им осуществляется биологизация человеческого существования. Одним из источников витализма Фрейда была “философия жизни”. Другим источником была упрощённо понятая установка естествознания, а также буржуазной социологии и антропологии XIX века сводить сложные социальные и психологические явления к элементарным физическим и биологическим процессам. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми “точными” науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Фрейд сосредоточил всё внимание на том, что, по его мнению, присуще природе человека, т.е. на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры присущи всем людям.

Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, “не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового... Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровые люди”. В конечном счёте и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно был преодолён “эдипов комплекс” или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из “доэдиповых” ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека.

По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признаёт существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”. Фрейд подчёркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида.

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” - вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное, в сравнении с другими животными, взросление - вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.

Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному - мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они  - суть наследия первобытности. Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется в каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую     пьесу - в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея - она воспроизводится в душе ребёнка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически -  через взаимоотношения с родителями.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актёром является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал: “Там, где было Оно, должно стать Я”. Иначе говоря, вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов.

Самым загадочным в психоанализе является понятие “сублимации”, отклонение влечения от своей цели, какая его “возгонка”, когда эротическое стремление становится произведением искусства. Художник у Фрейда напоминает свободно играющего ребенка, беспрепятственно реализующего свои фантазии, но в замещённой форме. Созерцание произведения искусства доставляет нам наслаждение, подобное лёгкому наркозу. Как и невротик, художник бежит от реальности, ибо не находит удовлетворения своим постоянным влечениям, но творец обладает даром возвращаться из мира фантазии, воплощая их а произведениях искусства. Сам этот дар остаётся в психоанализе необъяснимым: совершенно непонятно, почему тот или иной “комплекс” не вызывает невроза, но реализуется именно в такой повести (а не в стихотворении, картине или скульптуре). Единственное, что проясняет психоанализ, - это производность прекрасного от эротики (“прекрасное и возбуждающее, - пишет Фрейд, - таковы изначальные свойства сексуального объекта”).

Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию. Она далека от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой. Психоанализ -  это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений даёт познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.[5]

Заключение

Психоанализ часто рассматривается как динамический психологический подход. Это означает, что представления о психической, или душевной, энергии и о распреде­лении этой энергии среди Ид, Эго и Супер-эго составляют ядро психоанализа. Ид - это источник имеющейся в теле психической энергии; в свою очередь, Ид получает энергию от инстинктов. Сексуальное возбуждение — пример движения инстинктив­ной психической энергии. По мере того как формируются Эго и Супер-эго, они также заряжаются энергией.

Термины «катексис» и «катектический» используются при описании представления, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим, зарядам. Катексисы — это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке то время как антикатексисы — это заряды энергии, которые делают невозможной такую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса, стремящиеся к разрядке. Однако Эго и Супер-эго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы.

З. Фрейд выделял в психоанализе три главных компонента:

-    Во-первых, это побужде­ние ослабленных Эго клиентов участвовать в интеллектуальной работе, связанной с интерпретацией, с целью заполнения провалов в их психических ресурсах и осуществ­ления переноса власти их Супер-эго на аналитиков.

-    Во-вторых, это стимуляция Эго клиентов для борьбы с каждым из требований Ид и для преодоления сопротивления, возникающего в связи с выдвиганием этих требований.

-    В-третьих, это восстановление порядка в Эго клиентов «посредством, обнаружения материала и импульсов, которые пробились из бессознательного». Формирование такого материала прослеживается вплоть до его источника, после чего данный материал подвергается критике. Фрейд считал, что, в конечном счете, эффективность психоанализа зависит от количественного соотношения энергии, которую аналитик смог мобилизовать у кли­ента к его же выгоде, и энергии сил, работающих против клиента.

 

Список литературы

1.                     Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: ЮНИТИ, 2004.

2.                     Радугин А.А. Хрестоматия по истории психологии. – М.:  МГУ, 2003.

3.                     Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: БЕК, 2003.

4.                     Фрейд З. Лекции по психоанализу. - М.: КСП +, 2002.

5.                     Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Владос, 2002.


[1] Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: БЕК, 2003. – С. 174

[2] Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 190

[3] Радугин А.А. Хрестоматия по истории психологии. – М.:  МГУ, 2003.  – С. 207

[4] Фрейд З. Лекции по психоанализу. - М.: КСП +, 2002. – С. 221

[5] Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М.: Владос, 2002. – С. 185