Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы направлений контроля в торговле. 4

1.1. Место контроля и управления качеством продукции   предприятия в процессе управления производством. 4

1.2. Экспертиза потребительских товаров. 10

1.3. Государственная сертификация в России как направление контроля торговли  13

2. Практические аспекты направлений контроля в торговле на примере ЗАО  «Стройка- 2004». 21

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Стройка-2004». 21

2.2. Организация контроля  качества товаров на предприятии ЗАО «Стройка- 2004»  22

2.3. Выбор номенклатуры показателей качества  ЗАО «Стройка-2004». 27

2.4. Лицензирование строительной деятельности ЗАО «Стройка-2004». 29

Заключение. 33

Список литературы.. 35

Приложение. 36

Введение

Повышение эффективности управления малым и средним бизнесом может быть достигнуто путём совершенствования отдельных управленческих функций. Усложнение процесса принятия решений ведёт к необходимости разделения функций и выделения отдельных видов действий в самостоятельные управленческие подсистемы: производство, финансы, маркетинг, персонал, исследования и разработки. Увеличивается число и сложность задач по составлению планов и координации всей работы предприятия. Планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Повышается значение контрольной функции. Без управленческого контроля не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация.

Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

Целью данной работы является исследование направлений контроля торгового предприятия

         Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть теоретические аспекты государственного контроля  торгового предприятия

2. на примере ЗАО «Стройка-2004» рассмотреть практические аспекты контроля   строительной продукции.

1. Теоретические основы направлений контроля в торговле

1.1. Место контроля и управления качеством продукции   предприятия в процессе управления производством

Как известно, приложение основных принципов теории управления возможно к любому при некоторых исходных условиях. Такими основными условиями являются [12, с. 176]:

1)       наличие программ поведения управляемого объекта или заданный, запланированный уровень параметров его состояния;

2)       Неустойчивость объекта по отношению к программе и заданным параметрам, то есть объект должен уклонятся от заданной программы или плановых значений параметра;

3)       наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонения объекта от заданной программы или значений параметров;

4)       Наличие возможности влиять на управляемый объект с целью устранения возникающих отклонений.

Механизм управления, согласно общей теории управления, выглядит так, как он представлен на рис. 1.

Рассматривая исходные условия возможного приложения основных принципов общей теории управления и схему механизма управления к организации работ по качеству, можно с большой ответственностью за объективность составить схему механизма управления качеством продукции. Но сначала несколько  предварительных соображений о характере качества продукции как об объекте управления.

           

Рис. 1.  Механизм управления

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций,  производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров [4,с . 176].

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Из сказанного становится очевидным, что первое условие по теории управления в случае с качеством удовлетворяется.

Обратимся ко второму условию. Здесь рассмотрим несколько ситуаций. Прежде всего укажем на то, что отклонение качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и  морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д.

 Неустойчивость качества, обусловленная частными отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело.

Таким образом, качество удовлетворяет и второму условию общей теории управления.

В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, используются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту. Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений , проводится капитальный ремонт.

Следовательно, третьему и четвертому условиям общей теории управления качество также удовлетворяет.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют и будут действовать примерно по такой схеме:

1)     Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);

2)     Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);

3)     Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям  (выявление отклонений) или констатация соответствий;

4)     Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей , связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

                                                                                           

Рис. 2. Универсальная схема управления качеством

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся [5,с . 129]:

1.     станки, машины, другое производственное оборудование;

2.     профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов  условия обеспечения качества  более многочисленны. Сюда относятся [5, с. 129]:

1.     характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

2.     климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

3.     интерьер и производственный дизайн;

4.     характер материальных и моральных стимулов;

5.     морально–психологический климат в производственном коллективе;

6.     формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

7.     состояние социально материальной среды работающих.

Почему необходимо деление на факторы и условия? Что оно нам дает?

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической  документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудится.

В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству.

Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а следовательно сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

1.2. Экспертиза потребительских товаров

Коэффициенты весомости показателей качества, требующиеся для определения комплексных показателей качества в усечённом дереве свойств, определяются экспертным методом ранжирования.

Экспертные методы применяются при решении следующих задач:

·                   Формулирование и уточнение цели оценки качества продукции;

·                   Разработка классификации продукции и потребителей;

·                   Построение иерархической структурной схемы показателей качества;

·                   Определение коэффициентов весомости показателей;

·                   Определение базовых значений показателей и другие.

Применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:

·       экспертная оценка производится в случае невозможности использования более объективных методов для решения вопроса;

·       мнения экспертов должны быть независимыми;

·       формулировка вопросов, поставленных перед экспертами, должна исключать возможность различного толкования;

·       эксперты должны быть компетентны в решаемых вопросах;

·       количество экспертов должно быть оптимальным;

·       ответы экспертов должны быть однозначными и обеспечивать возможность их математической обработки.

К недостаткам экспертного метода следует отнести присущий ему субъективизм, а также явление конформизма – влияние преобладающего в группе суждения на мнение эксперта.

Сущность экспертного метода ранжирования. Ранжирование предполагает расстановку объектов измерений или показателей качества в порядке их предпочтения или важности. Для этого экспертам предлагают проранжировать (упорядочить) параметры в порядке возрастания важности, то есть минимальный ранг аij = 1 получает наименее важный показатель, следующий, наименее важный из оставшихся, получает ранг аij = 2 и так далее. Наиболее важному показателю присваивается ранг n. Часто в процессе экспертного опроса возникает ситуация, когда эксперт не может провести чёткого разграничения между двумя или несколькими членами ряда. В таком случае вводятся «связанные ранги». Степень согласованности экспертов (коэффициент конкордации W) определяется по результатам ранжирования.

Бесспорно совершенно, что для принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов. После второй мировой войны в рамках теории управления (менеджмента) стала развиваться самостоятельная дисциплина - экспертные оценки.

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР. Для проведения работы по методу экспертных оценок создают Рабочую группу (сокращенно РГ), которая и организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию (ЭК).

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе для подготовки материалов для ЛПР, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения.

Не меньше существует и методов обработки ответов экспертов, в том числе весьма математизированных и компьютеризированных. Многие из них основаны на достижениях статистики объектов нечисловой природы и других современных методах прикладной статистики.

Во-первых, необходимо определить, что послужило причиной проявления недостатка – скрытый производственный дефект либо неправильная эксплуатация товара потребителем. Это имеет принципиальное значение для решения вопроса, сможет ли покупатель получить деньги за некачественный товар либо заменить его на товар надлежащего качества и т.п. Если же недостаток проявился по вине потребителя, то он такого права не получает. 

В случае, если в приобретенном товаре проявился недостаток и покупатель с продавцом не пришли к единому мнению о причинах возникновения недостатка, проводится экспертиза товара. Если недостаток проявился в пределах установленного изготовителем либо продавцом гарантийного срока, ее назначает, оплачивает и проводит продавец, а если недостаток проявился до наступления гарантии или после ее истечения, но в пределах двух лет, либо гарантия была не установлена – результаты экспертизы должен предоставить продавцу покупатель.

В Законе не определено, в каких учреждениях и кто может ее    проводить.

Продавец по своему усмотрению или по соглашению с потребителем определяет экспертное учреждение. Проведение экспертизы товара в фирменных сервисных центрах изготовителя не противоречит действующему законодательству.

В то же время, если потребитель сомневается в объективности заключения предложенных продавцом экспертов, то экспертизу следует проводить в другой организации, то есть у третьей стороны.

Закон не определяет объем проведения экспертизы товара и содержание экспертного заключения, но оно должно содержать полные, исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, позволяющие сделать вывод о причинах, характере и времени возникновения недостатка.

1.3. Государственная сертификация в России как направление контроля торговли

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация - подтверждение соответствия продукции (процессов) требованиям технических регламентов (требованиям безопасности).

Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" регламентирует необходимость получения сертификата соответствия на ту или иную продукцию (процесс), в случае, если продукция (процесс) входит в данную номенклатуру, она подлежит обязательной сертификации.

В случае если сертификация продукции (процессов) является обязательной, выдаваемый сертификат соответствия изготавливается на желтом бланке[2,с. 45].

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. В зарубежных странах действуют прямые законы по безопасности изделий (например, Директивы ЕС). Поэтому обязательная сертификация проводится на соответствие указанным в них требованиям (непосредственно либо в виде ссылки на стандарт).

В России, о чем подробно сказано далее, обязательная сертификация введена Законом "О защите прав потребителя". Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, цель их - доказательство соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, требованиям технических регламентов, стандартов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению, либо обязательным требованиям стандартов. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления[3, с. 98].

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские товары и подтверждает их безопасность и экологичность. Как уже отмечено выше, продукция, подлежащая обязательной сертификации, включается в официальный перечень, который является важным документом для всех заинтересованных в сертификации, поскольку:

потребители рассматривают перечень как источник информации о гарантии своих прав на приобретение безопасных товаров, на выбор их среди аналогов, находящихся в продаже;

торговые организации получают возможность обоснованного выбора при размещении заказов;

изготовители, ориентируясь на перечень, могут своевременно подготовиться к проведению сертификации на своем предприятии;

таможенные органы получают сведения об объектах обязательного контроля при ввозе товаров на территорию РФ;

сертификационные органы вместе с номенклатурой товаров получают возможность своевременного обеспечения своего фонда нормативных документов необходимыми стандартами;

контролирующие органы могут подготовиться к инспекционному контролю сертифицированной продукции, составить планы и графики работ;

технические комитеты по стандартизации благодаря этой информации определяют объекты для стандартизации методов испытаний и установления обязательных для сертификации требований на конкретные виды продукции.

На основании Закона "О защите прав потребителей" Госстандарт РФ как национальный орган по сертификации потребительских товаров установил номенклатуру товаров, которые подлежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг. Среди них: сельскохозяйственная и пищевая продукция; товары бытовой химии; изделия текстильной и легкой промышленности; электробытовые приборы и радиоэлектронная аппаратура; медицинская техника и приборы; автотранспортные средства; спортивное и охотничье оружие; бытовые нагревательные устройства; бытовая техника.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; наличие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоровью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в перечень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирующий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам официальные органы зарубежных стран.

В 1998 г. В России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертификации однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р. 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти.

Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертификации, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ "О защите прав потребителей" наделен Госстандарт РФ.

В его обязанности входит[1, с. 234]:

формирование единой государственной политики в области сертификации,

обеспечение взаимодействия в практике сертификации федеральных органов исполнительной власти,

приведение в соответствие требований к объектам сертификации, проходящим сертификацию в различных системах,

унификация методов и процедур контроля за сертифицированной продукцией,

согласование номенклатуры объектов обязательной сертификации.

Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируется двусторонним соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами исполнительной власти.

Наиболее крупной системой обязательной сертификации является ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертификации, созданная во исполнение Закона "О защите прав потребителей", организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однородной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и услуги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации импортируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зарубежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия),Сосьете Женераль (Швейцария), Мертконтроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).

В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сертификация. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформирована действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом "О сертификации продукции и услуг".

Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лабораторий. Основополагающий принцип Системы - построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной продукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспортным средствам, электрооборудованию, продукции строительного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуальной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального органа в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.

Госстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сертификатах; аккредитованных органах и испытательных лабораториях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление документации и на другом языке.

Основные принципы и правила Системы установлены комплексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, сертификация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие документы и конкретизирующие положения.

Период существования в России обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие проблемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования правил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной продукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности географии их расположения не могут обеспечить полностью потребности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления декларации изготовителя (аналогично модулю А в практике ЕС).

Существуют также кадровые проблемы, которые касаются не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического характера.

И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстандарта по надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией.

Во многом проблемы связаны с тем, что формирование сертификации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование сертификации по мере становления российского рынка товаров и услуг.

Добровольная сертификация - подтверждение соответствия продукции (процессов) любым требованиям, устанавливаемым заказчиком.

Если сертификация является добровольной сертификат печатается на синем бланке.

В случае, если продукция (процесс) не упоминается в Постановлении Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" она не должна проходить обязательную сертификацию и может пройти добровольную сертификацию.

При получении добровольного сертификата вам необходимо предоставить те же документы, что и для обязательной сертификации, но при этом вы сами будете определять по каким параметрам испытывать вашу продукцию.

Если у вас нет необходимости в получении добровольного сертификата, в таком случае вы можете оформить отказное письмо для торговли или для таможни.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

2. Практические аспекты направлений контроля в торговле на примере ЗАО  «Стройка- 2004»

2.1. Краткая характеристика ЗАО «Стройка-2004»

Закрытое  акционерное общество ЗАО «Стройка- 2004»  было основано и зарегистрировано 6 июня 1997 года в Хабаровской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456). Юридический адрес организации: Красный проспект – 34. Банковские реквизиты: ИНН 5409165789/ КПП 5409100101, БИК 0453600, расчетный счет № 40708967800000012345 в Сибирском банке Сбербанка России.

Организация была зарегистрирована  в качестве открытого акционерного общества. Уставной капитал организации в размере 150000 рублей образован вкладами (долями)  100 участников (22 юридических и 78 физических лиц), каждый из которых владеет  10  обыкновенными акциями номинальной стоимостью 150 рублей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Как прописано в Уставе ЗАО  «Стройка -2004» основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в строительных материалах различного направления.

Основной вид деятельности – оптовая и розничная  реализация строительных материалов.

В последние два года организация ЗАО  «Стройка- 2004»  получила лицензию на право осуществления строительной деятельности (лицензия № 5678950).

На сегодняшний день организация относится к числу средних предприятий строительного рынка.

Организационная структура ЗАО  «Стройка -2004» представлена на рисунке 3 в приложении 1.

Генеральный директор ЗАО  «Стройка - 2004» - Степашин Виктор Александрович, 35 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора  в ЗАО «Техстройсервис», ЗАО «Сибпромтсрой», ООО «Строитель», опыт работы в должности генерального директора в ООО «Домовой» - 4 года.

Главный бухгалтер - Сулинина Евгения Романовна, 38 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы:  старший бухгалтер ЗАО «Техстройсервис», главный бухгалтер ООО «Строительство Сибири», опыт работы в должности главного бухгалтера в ЗАО  «Стройка - 2004» - 6 лет.

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

Высшим органом управления в ЗАО «Стройка -2004» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек.

Финансовое положение ЗАО «Стройка-2004» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

2.2. Организация контроля  качества товаров на предприятии ЗАО «Стройка- 2004»

         С целью контроля качества продукции на предприятии организована служба управления качеством продукции.

В службу входят 5 человек. На рисунке 4 отображена схема существующей на ЗАО «Стройка-2004» службы качества.

       Рис. 4. Служба качества на ЗАО «Стройка-2004»

Обязанности службы качества в организации:

1)    соответствие  по всем документам  реализуемых материалов СНиПу.;

2)    оценка качества продукции по нормам Госстроя России;

3)    проверка правильности  всех проведенных испытаний строительных материалов: индивидуальная и опробования установленного технического оборудования;

4)    комплексное использование и опробование строительной продукции, составление заключения;

5)    выборочная проверка отдельных  видов реализуемых материалов;

6)    проверка и составление справки о фактическом объеме реализации  продукции, предусмотренной планом;

7)    проверка долговременной плановой обеспеченности  современными материалами, комплектующими изделиями;

8)    проверка достоверности актов покупки  строительных материалов;

Все виды проверок службой качеств в ЗАО «Стройка-2004»  оформляются актами, формы которых представлены в СНиПах. Акты утверждаются приказом директора  и представителем заказчика. Составляются в 5 экземплярах.

Строительная продукция ЗАО  «Стройка» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в строительных материалах, которые имеют   ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступная  цена. Кроме того, продукция ЗАО «Стройка-2004» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов..

Ассортимент предлагаемой к реализации продукции организацией достаточно широк. Среди основных категорий предлагаемых товаров, реализуемых организацией выделим:

-         строительные материалы (кирпич, цементный раствор, песок, лакокрасочные материалы, шпатлевки, мастики и др.)

-         строительные приспособления и инструменты

Основным видом реализуемой продукции  является кирпич строительный разных марок и моделей в соответствии с установленными  стандартами ГОСТа. Он имеет форму параллелепипеда стандартных размеров в соответствии с маркой.

Реализуемая предприятием продукция отличается высоким качеством и надежностью использования. Более того, организация получила лицензию на право продажи товаров  строительного назначения. Вся предлагаемая продукция полностью соответствует по показателям и составу выдвигаемые требованиям ГОСТ к строительным материалам.

Предлагаемая предприятием продукция соответствует спросу на строительные материалы на потребительском рынке.

В процессе своей деятельности ЗАО «Стойка-2004» использует следующую систему  нормативных документов в управлении качеством продукции:

1) СНиП 10-01.94 «Система нормативных документов в строительстве»;

2) РДС 82-201-96 «Правила разработки норм расхода материалов в строительстве»;

3) СП 11-110-99 «Авторский надзор в строительстве»;

СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования , утверждения и составе проектно- сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»:

4) ГОСТ 21-101-93 «Основные требования к рабочей документации».

- СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции». Эти нормы распределяются на производство и приемку работ, выполненных при строительстве  или реконструкции здания ЗАО «Стройка-2004». Согласно данному СНиПу работы по проекту выполняются при соблюдении стандартов, которые укомплектованы в СНиПе. Осуществляется  производственный контроль качества СМР  и приемочный контроль в соответствии с нормами СНиПа;

- СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства». В данном СНиПе описан  производственный контроль;

- по каждому виду работ в ЗАО «Стройка-2004»  есть индивидуальный СНиП, который называет дополнительные требования при приемочном контроле, а также дополнительные требования к конструкциям и элементам.

- СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Если есть необходимость, то производится общая сертификация материалов в области пожарной безопасности;

- строительная продукция нуждается  также в промышленной  безопасности в соответствии с законом РФ « О промышленной безопасности». В нем есть перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

         Действующая га предприятии система управления качеством отражена на рисунке 5.

Рис. 5. Действующая на ЗАО «Стройка-2004» система управления качеством

Обозначения на рисунке:

1-    маркетинга, поиск и изучение рынка

2-    проектирование и разработка требований к продукции

3-    материально- техническое обеспечение продукции

4-    подготовка и разработка торговых процессов

5-    реализация продукции

6-    контроль и испытание

7-    упаковка и хранение

8-    реализация и распределение продукции

9-    монтаж и эксплуатация

10-           техническая мощь в обслуживании

11-           утилизация после использования

Действующую систему управления качеством в ЗАО «Стройка-2004» можно идентифицировать с моделью  системы качества по ISO 9004 «Управление качеством и элементы  системы качеств» Основные направления».  Данная модель разрабатывает политику организации в области управления качеством. Система качества создается руководителем ЗАО «Стройка-2004» как средство реализации политики в области  качества. Эта же модель определяет жизненный цикл товара по  петле качества. Согласно  петле качества на ЗАО «Стройка-2004» выполняются следующие операции:

- входной контроль в процесс производства и выходной контроль качества реализуемой продукции;

- подача данных контроля;

- анализ данных;

- выявление причин отклонений;

- принятие решения.

Использование  модели ISO 9004 «Управление качеством и элементы  системы качеств» на ЗАО «Стройка-2004» рассматривается как фактор роста  внутренней  торговли предприятия и роста его конкурентоспособности.

2.3. Выбор номенклатуры показателей качества  ЗАО «Стройка-2004»

При выборе номенклатуры показателей качества для конкретного вида  строительных материалов – каменных стеновых материалов  в ЗАО «Стройка-2004»  используется специальная нормативно- техническая документация. Номенклатура показателей качества каменных стеновых материалов в ЗАО «Стройка-2004» по критериям, единицы измерения и обозначения показателей качества приведены  в таблице 1.

Таблица 1

Номенклатура  показателей качества каменных стеновых материалов и ее выбор

Наименование критерия, показателя качества, единица измерения

Обозначение показателя качества

                      1. Технический уровень                        

                      1.1. Показатели назначения                      

1.1.1.  Предел   прочности   при     сжатии, МПа(кгс/см2)                                      

R_сж

1.1.2.  Предел   прочности   при     изгибе, МПа(кгс/см2)                                      

R_изг.

1.1.3. Водопоглощение, %                       

W_пог

1.1.4. Морозостойкость, циклы                  

М_рз

1.1.5. Отпускная влажность, %                  

-

1.1.6. Теплопроводность, ккал/м х ч °С         

-

1.1.7. Коэффициент размягчения                 

Кр

1.1.8. Включения (известковые,  песка,   глины и другие прослойки)                               

                   1.2. Показатели конструктивности                   

1.2.1. Размеры и отклонения от них, мм         

L, H, S

1.2.2. Размеры и форма пустот,  толщина  стенок, мм

1.2.3.   Отклонения   формы    и    расположения поверхностей, мм

1.2.4. Средняя плотность, кг/м3                

Q

1.2.5. Пустотность, %                          

-

1.2.6. Масса, кг                               

m

                    1.3. Показатели технологичности                   

1.3.1.   Удельная   трудоемкость   изготовления  чел.-ч/ед. продукции                

Т_и

1.3.2.   Удельная    материалоемкость продукции,    кг/ед

М

1.3.3. Степень механизации изготовления, %     

Ми

1.3.4. Степень автоматизации изготовления, %  

Аи

1.3.5.   Удельная    энергоемкость продукции,    кВтхч/ед

Э уд

                 1.4. Показатели транспортабельности                  

1.4.1.    Трудоемкость       контейнеризации   пакетирования, чел.-ч                          

Т_и

                    1.5. Показатели эстетические                     

1.5.1.  Отклонения  показателей  внешнего   вида(трещины, сколы  ребер  и  граней,   отбитость и притупленность углов и ребер и др.), мм, число 

1.5.2. Вид лицевых поверхностей, эталон        

1.5.3. Цвет лицевых поверхностей, эталон       

1.5.4.  Отклонения  показателей  внешнего   вида отделочного покрытия (наколи,  пузыри,  плешины, наплывы, волнистость и другие) мм, число       

             2. Стабильность показателей качества                 

2.1. Количество внутризаводского  брака  (в  том числе недожог, пережог или недогас), %         

Бр

2.2. Число рекламаций и объем  зарекламированной продукции в общем объеме поставки, %           

2.3. Число изделий с отклонениями от показателей внешнего вида, %                               

2.4. Число половняка, %                        

                    3. Экономическая эффективность                    

3.1. Себестоимость, руб./ед. продукции         

С

3.2. Оптовая цена, руб./ед. продукции           

Соп

3.3. Рентабельность, %                         

Р

3.4.   Удельные    капиталовложения продукции,    руб./ед

Е

3.5. Годовой экономический эффект

Э

               4. Конкурентоспособность на внешнем рынке              

4.1. Показатель патентной чистоты              

П ч

4.2. Показатель патентной защиты               

П з

     В случае необходимости на предприятии при  соответствующем обосновании номенклатура показателей качества может быть изменена (увеличена или сокращена).

2.4. Лицензирование строительной деятельности ЗАО «Стройка-2004»

Одним из основных видов государственного контроля над предпринимательской деятельностью ЗАО «Стройка-2004» является лицензирование. В этой связи перед началом своей деятельности организация получила лицензию на право ведения строительной деятельности.

Наиболее существенным элементом в управлении качеством на всех строительных торговых предприятиях, в том числе на ЗАО «Стройка-2004» является лицензирование строительной деятельности. Лицензия ЗАО «Стройка -2004» - это официальный документ, разрешающий осуществление  определенного вида деятельности. Лицензирование строительной деятельности ЗАО «Стройка- 20004»  производится в соответствии с Законом РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности» о 13.07.2001 и «Положением о лицензировании строительной деятельности» ( постановление Правительства РФ № 351 от 25.03.96.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление строительной деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом  ЗАО «Стройка- 2004» (статья 2 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года).

Нарушением со стороны ЗАО «Стройка-2004»  условий лицензирования признаётся осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или по истечении срока её действия. Кроме того, нарушением является занятие видом предпринимательства, не указанным в лицензии, либо после того, как организация была лишён лицензии.

На основании ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и гражданского законодательства контроль налоговых органов состоит в том что, они могут:

·        возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью;

·        предъявлять иски в суд или арбитражный суд:

- о ликвидации предприятия по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

При осуществлении лицензионного контроля ЗАО «Стройка-2004» со стороны государства следует иметь ввиду, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Краткая информация по лицензии ЗАО «Стройка-2004», выданной Госстроем России

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Хабаровского края в настоящее время выдает строительные лицензии на  один, три, пять лет с момента получения.

Область действия: Хабаровский край

Срок оформления: 1 неделя;

Документы, необходимые для оформления строительной лицензии, предоставляемые ЗАО «Стройка-2004»:

1.     Документы, предоставляемые для получения лицензии на торговлю строительными материалами

2.     Устав - нотариально заверенная копия.

3.     Учредительный договор или решение о создании - нотариально заверенная копия.

4.     Свидетельство о регистрации (для компаний зарегистрированных до 1 июля 2002 года) - нотариально заверенная копия.

5.     Свидетельство о присвоении ИНН - нотариально заверенная копия.

6.     Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ - нотариально заверенная копия.

7.     Коды Госкомстата - нотариально заверенная копия.

8.     Изменения в учредительные документы (если есть) - нотариально заверенная копия.

9.     Банковские реквизиты.

10.                       Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

11.                       Все ранее выдававшиеся лицензии - нотариально заверенные копии.

12.                       Договор аренды офисного помещения - ксерокопия, заверенная печатью фирмы.

13.                       Свидетельство о праве собственности на арендуемое помещение - нотариально заверенная копия.

14.                       Дипломы об образовании генерального директора и специалистов, специальности которых соответствуют заявленным видам деятельности. Паспорта на ген. директора и специалистов.

15.                       Решение о назначении ген.директора.

16.                       Оттиск печати

 Заключение

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно-конструкторских организаций,  производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и номативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Перечень этот не трудно продолжить.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация - подтверждение соответствия продукции (процессов) требованиям технических регламентов (требованиям безопасности).

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации.

Закрытое  акционерное общество ЗАО «Стройка- 2004»  было основано и зарегистрировано 6 июня 1997 года в Хабаровской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456).

Как прописано в Уставе ЗАО  «Стройка -2004» основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в строительных материалах различного направления.

С целью контроля качества продукции на предприятии организована служба управления качеством продукции.

В службу входят 5 человек.

Строительная продукция ЗАО  «Стройка» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в строительных материалах, которые имеют   ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступная  цена. Кроме того, продукция ЗАО «Стройка-2004» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов..

Реализуемая предприятием продукция отличается высоким качеством и надежностью использования. Более того, организация получила лицензию на право продажи товаров  строительного назначения. Вся предлагаемая продукция полностью соответствует по показателям и составу выдвигаемые требованиям ГОСТ к строительным материалам.

При выборе номенклатуры показателей качества для конкретного вида  строительных материалов – каменных стеновых материалов  в ЗАО «Стройка-2004»  используется специальная нормативно- техническая документация.

Наиболее существенным элементом в управлении качеством на всех строительных торговых предприятиях, в том числе на ЗАО «Стройка-2004» является лицензирование строительной деятельности. Лицензия ЗАО «Стройка -2004» - это официальный документ, разрешающий осуществление  определенного вида деятельности. Лицензирование строительной деятельности ЗАО «Стройка- 20004»  производится в соответствии с Законом РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности» о 13.07.2001 и «Положением о лицензировании строительной деятельности» ( постановление Правительства РФ № 351 от 25.03.96.

Список литературы

1)    ГОСТ 22851-77. Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции. Основные положения.

2)    Гличев А.В. Основы  управления качеством продукции. – М.: Стандарты, 1998

3)    Горбашко Е.А. Управление качеством промышленной продукции за рубежом. – Л.: ЛФЭИ, 1990

4)    Качалов В.А. Разработка политики в области качества: анализ первого опыта//Стандарты и качество. – 1997. - № 3. – С. 43-48

5)    Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17- модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль. 5. – М.: ИНФРА-М, 1999

6)    Ноулер Л., Дж. Хауэлл. Статистические методы контроля качества продукции. – М.: Стандарты, 1989

7)    Статистические методы управления качеством/ Под ред. Х. Кума. – М.: Финансы и статистик, 1990

8)    Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Филинъ-Рилант, 2000

Приложение

Организационная структура ЗАО «Стройка-2004»

Надпись: Юридический отдел – 1 ч.Надпись: Директор по экономике и финансам – 1 ч.Надпись: Помощник директора по общим вопросам – 1 ч.Надпись: Директор по производству – 1 ч.Надпись: Отдел кадров – 1 ч.Надпись: Отдел внутреннего учета – 4 ч.Надпись: Секретарь- референт – 1 ч.Надпись: Сметно-экономический отдел – 3 ч. 

                                                                                                            

 

Линейный персонал – 12 ч.

 
                                                                 

 

Рис. 3. Организационная структура ЗАО «Стройка-2004»