Содержание

Введение. 3

1.  Память в системе психических явлений.. 5

2. Биологические основы памяти.. 8

3. Характеристика процессов памяти.. 11

4. Личностные проявления памяти.. 15

Заключение. 17

Основные термины и понятия. 19

Литература. 21

Введение

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром и людьми.

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.  В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

С древнейших времен памяти придавалось большое значение, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце ХIХ в. Память исследовалась в разных направлениях. Ассоцианистская концепция весь механизм запоминания сводит к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом (Г.Эббингауз, Ф.Шуман и др.). Представители гештальтистской концепции (В.Келер, К.Коффка и др.) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании. Концепция бихевиористов (К.Халл, Б.Скиннер и др.) близка к ассоцианистской, они подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул.

Зависимость явлений памяти от личности человека была отмечена З.Фрейдом. Содержалась она и в персоналистической концепции В.Штерна. Однако эта зависимость не получила экспериментального подтверждения. Социальная природа развития памяти изучалась Л.С.Выготским. Когнитивная психология (П.Линсей, Д.Норман и др.) рассматривает память как набор когнитивных единиц, связанных между собой[1].

Впечатления, которые человек получает об окружающем ми­ре, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Древнейшая гипотеза о механизме памяти – это гипотеза о следе. В истории науки менялись представления о природе следа, но ученые никогда не мыслили сохранение в памяти без следа в какой-либо форме. Древние греки сравнивали запоминание с отпечатком на воске. Несколько столетий существует понимание следа как связи, ассоциации. Изучение условных рефлексов значительно обогатило конкретные представления об анатомо-физиологической основе следа. Ассоциативные и рефлекторные механизмы памяти экспериментально исследовались на протяжении многих десятилетий.

Сейчас следы памяти изучают не только на анатомо-физиологическом, но и на молекулярном уровне и уровне биоэлектрической активности мозга. Ассоциативно-рефлекторный уровень объяснения механизмов памяти оказался значительно углубленным. Ученые проникли в тайны памяти на уровне химической и электрической форм движения материи. Моделирование памяти на ЭВМ, химические и биоэлектрические теории памяти помогают углубить знания механизмов памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является ус­ловием обучения, приобретения знаний, формирования уме­ний и навыков. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царст­ва и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Значение данной работы состоит в изучении памяти и ее свойств в системе познавательных процессов, т.к. она лежит в основе любого психического явления. Личность, ее на­выки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благо­даря памяти. Распад следов памяти — распад личности: человек превращается в живой автомат, реагирующий на стимул, который действует в данный момент. Поэтому изучение памяти, ее процессов и видов всегда актуально.

1.          Память в системе психических явлений

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения.

Среди множества психических явлений (мышление, внимание, способности, ассоциации, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу, которое обуславливает и проникает во все остальные явления – память.

С помощью одних психических процессов, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Помимо этого внимание и память представляют собой "сквозные" психические процессы: они участвуют во всех психических явлениях. Память интегрирует информацию о мире в одном хранилище. Внимание "связывает" субъект с объектом или его образом.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационно-потребностной сферы человека может изменяться его отношение к своему прошлому, вследствие чего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти человека.

Вряд ли есть необходимость доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память. У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может годами сохранять какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве, но может и коварно подвести: вдруг откажется вспомнить, как выглядел человек, с которым ты беседовал несколько минут назад. Память - это основа, на которой творит мозг. Память - это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.

Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.Как видно из определения, в памяти можно выделить четыре основных процесса.

Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют - сохранение.

Процесс сохранения - это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. В магнитофоне мы закладываем кассету, нажимаем на нужные клавиши, и записанная когда-то музыка снова зазвучала. Процессы узнавания и воспроизведения - это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение - в отсутствие объекта. Сочтем ли мы магнитофон исправным, если он не будет стирать с ленты записи, которые уже отслужили? В памяти тоже есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс - процесс забывания.

Память можно определить как способность к получению, хра­нению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведе­ния есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по на­следству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспро­изводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приоб­ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое дру­гое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

Первая про­является в передаче генетическим путем из поколения в поколе­ние жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств[2].

В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают несколько видов ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления.

2. Биологические основы памяти

Изучение биологических основ памяти волновало ученых издавна. Предысторию этих изучений мы находим в трудах невропатологов XIX века, которые описали во всех подробностях, как люди, перенесшие сотрясение мозга или психический шок, теряют память о тех событиях, что непосредственно предшествовали роковому событию. Иногда забвение охватывало у испытуемых более длительный период. Но с течением времени период "провала в памяти" сжимается во времени, и невспоминаемым остается лишь небольшой отрезок, непосредственно примыкавший к тому мигу, когда человек потерял сознание. В 50-60-е годы прошлого века начались исследования по биологическим основам памяти. Биологи, пытаясь понять механизмы памяти, вырабатывали у подопытных животных простые навыки, а затем проверяли прочность выработанного навыка, воздействуя на них электрошоком, который стирал непрочно усвоенные навыки.

Этот эксперимент позволил установить, сколько времени понадобится для прочного запоминания навыка (т.е. настолько прочного навыка, что электрошок его не стирает). Возникли представления о кратковременной памяти, которая может быть непрочной и легко стираемой, и о памяти долговременной, которую никакой шок не в состоянии отшибить. Возникло и понятие о консолидации следов: у тех, кто не помнит, что было непосредственно перед шоком, следы воспринимаемого не успели консолидироваться. Каков же механизм этой консолидации? Биологи пришли к гипотезе, что в мозгу, в нейронных контурах, по которым циркулируют электрические импульсы, несущие в себе закодированную информацию о воспринимаемом, происходит синтез белков, т.е. память имеет молекулярную природу[3].

Тогда же обнаружилось, что некоторые химические вещества действуют на память подобно электрошоку. Они мешают вспоминать то, что без них вспоминается без всякого труда, но их действие видно лишь в масштабах целого мозга, а на что именно они действуют в клетках, оставалось неясным.

Эксперименты, которые были поставлены современными исследователями природы памяти, используют некоторые методологические подходы, похожие на те, что делались предшественниками, однако последние достижения молекулярной и клеточной биологии позволили ученым найти химические механизмы управления памятью.

Эксперимент проводили следующим образом. Для начала у подопытной крысы вырабатывали простейший рефлекс страха или, как говорят физиологи, "рефлекс избегания". Крыса, сновавшая по клетке, слышит неожиданный звонок и одновременно ощущает лапками несильный удар тока. При следующем звонке она уже в страхе застывает. Она боится очутиться на том месте, где ее ударило током. Исследователям известно, что страх запечатлен у крысы в маленьком отделе мозга, именуемом миндалиной. Миндалина ведает эмоциями. Ученым удалось установить, какие отделы миндалины участвуют в формировании эмоции страха.

Дальнейшие эксперименты показали, что если в миндалину ввести анизомицин (вещество, блокирующее синтез белка) в короткий промежуток времени после формирования условного рефлекса, то страх в долговременную память перейти не успеет и крыса при звонке не оцепенеет, а, как ни в чем не бывало, ступит на опасный участок пола и получит удар током. Но если инъекцию сделать, скажем, через 6 часов, мозг успеет синтезировать новые белки, консолидация следов воспринятого состоится, и крысу на опасный участок уже ничем не заманишь. В течение 6 часов память, как говорят ученые, остается лабильной - открытой для всевозможных манипуляций. Прошло 6 часов - она консолидируется ("затвердевает")[4].

Затем ученым пришла новая мысль - проверить воздействие различных факторов на устойчивость "консолидированной" памяти. Для этого пришлось модифицировать эксперимент. Сначала все идет по традиционной схеме: у крысы вырабатывается связь: "звонок - электрический шок". Затем экспериментаторы выжидают не 6, а 30 часов, чтобы страх утвердился в крысином мозгу надежно и прочно. Затем они включают звонок, чтобы оживить у крысы ужасное воспоминание и сразу вводят ей в миндалину вещество, блокирующее синтез белка. Как подействует в этом случае блокатор на усвоенный урок? Ранее исследователи полагали, что сформированную связь "звонок - электрический шок" простым введением инъекции анизомицина нарушить невозможно, однако новая серия экспериментов, где звонок вызывает воспоминание, а затем сразу же вводится блокатор синтеза белков, показала, что при таком воздействии блокатор разрушает "консолидированную" память. Это означает, что воспоминание о страхе, вызванное звонком, каждый раз приводит к необходимости синтезировать белки, которые вновь закрепляют эту негативную эмоцию. Таким образом, у ученых появился инструмент воздействия на сформированный, казалось, навечно условный рефлекс страха. Вскоре вместо того, чтобы замереть в ужасе при звуках звонка, крыса просто реагирует на него - останавливается и с любопытством осматривается. Ее память лабильна и открыта для любых воздействий. Звонок так звонок. Бояться нечего...

Подобные эксперименты - это всего лишь первый шаг в новом направлении. Еще неизвестно, можно ли будет так манипулировать памятью на другие впечатления, или дело ограничится одной лишь памятью на эмоциональное переживание страха. Не совсем понятно также, зачем в ходе эволюции у животных появилась возможность корректировать свои воспоминания. Впрочем, можно предположить, что если память будет состоять лишь из застывших впечатлений, ей труднее будет воспринимать новую информацию. Иногда полезно помнить об опасности, а иногда - не вспоминать о ней.

Это открытие, сделанное Надером (K.Nader) и Шафе (G. Schafe), опубликованное в журнале "Nature",  вызвало интерес у исследователей, связанных с медициной. Результаты их опытов могут вызвать к жизни новое направление в лечении душевных болезней. Пациенты, страдающие от навязчивых и ложных воспоминаний, порожденных больной фантазией, а также от всевозможных фобий, могут освободиться от них, просто-напросто стерев их из своей памяти с помощью блокаторов белкового синтеза, которые введет им врач в нужный момент[5].

 

3. Характеристика процессов памяти

Памятью называется психическое явление, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении индивидом прошлого опыта. В число основных процессов памяти входят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание ранее закрепленного. Выделяют основные типы памяти:

1) по характеру психической активности - двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;

2) по степени волевых усилий для запоминания - произвольную, непроизвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - оперативную, кратковременную и долговременную;

4) по способу запоминания материала - механическую и смысловую.

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.

Запоминание – это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание –  необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель – запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

Процесс запоминания имеет определенные стадии, этапы. Вот как выглядят этапы логического запоминания: осознание цели запоминания - понимание смысла запоминаемого - анализ материала - выявление наиболее существенных мыслей - обобщение - запоминание этого обобщения. Индивидуальные различия людей в памяти обнаруживаются в различной скорости запоминания, в прочности сохранения материала и легкости его воспроизведения.

В психологии памяти выделяют мнемонику, то есть совокупность приемов, облегчающих запоминание. Можно сформулировать несколько правил мнемоники. Правило распределения повторений рекомендует при заучивании объемного материала прочитать его вслух или про себя несколько раз. После этого, хотя еще материал не усвоен, надо приняться за другие дела, а окончательно доучить его на второй или третий день. Это правило обеспечивает прочность запоминания и воспроизведения материала через значительный промежуток времени (месяц, несколько месяцев, год). Правило чередования запоминания с припоминанием гласит, что, например, после чтения письменного материала, надо закрыть тетрадь или книгу и постараться припомнить содержание. Это активизирует смысловую память. Правило разнообразия нагрузки при запоминании требует чередовать изучаемый материал применительно к конкретным проблемам, темам, учебным предметам и т.д.

До школы ребёнок в основном занят игрой, интересующей его. В это время ребёнок запоминает легко и быстро то, что ему интересно. Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа – условие прочного запоминания.

Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Наиболее простой формой является узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов закрепившихся ранее в памяти. Более сложным является воспроизведение таких объектов прошлого опыта, которые в данный момент не воспринимаются нами.

У детей, поступающих в школу произвольное запоминание развито слабо. Учебная деятельность требует от ученика волевых усилий. Чтобы запомнить, удержать в памяти учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем и способов, которыми ребёнок пользуется для  запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет чувственное восприятие. Поэтому для запоминания используется наглядный материал (где это возможно).  При это макеты, пособия, картины следует использовать не только при запоминании, но и при воспроизведении.

 Как и все процессы, процессы памяти изменяются в связи с общим развитием ребёнка. К числу таких изменений относятся, прежде всего,  увеличение скорости заучивания и рост объёма памяти. При необходимости запомнить один и тот же материал маленький ребёнок тратит более времени и больше повторений, чем дети старшего возраста, а последние больше чем взрослые. 

Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, сказки и сильные переживания.   Как показывают исследования, к третьему-четвёртому классам непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Продуктивность произвольного запоминания проявляется в том, что с возрастом увеличивается объём запоминания; ребёнок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передаёт содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным.

В зависимости от понимания запоминаемого материала выделяют: осмысленное (логическое), механическое запоминание.  Основой первого является понимание, основой второго механическое повторение. При осмысленном - возникают обобщенные связи, отражающие существенные стороны и отношения; при механическом – отдельные единичные связи, отражающие несущественные стороны. Исследования Смирнова, Зинченко и других показывают, что механическое заучивание у детей, как и у взрослых, менее эффективно, чем осмысленное; запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее. Это объясняется тем, что заучивание без осмысления требует больших волевых усилий,  а для многих это трудно. Продуктивность запоминания зависит от побуждений, мотивов для запечатления материала человек должен узнать, для чего он запоминает материал, и хотеть этого добиться[6].

4. Личностные проявления памяти

Почему несколько человек, оказавшихся свидетелями одного и того же события, вспоминают о нем по-разному? Почему существует поговорка "врет как очевидец"? Почему человека может преследовать воспоминание о том, чего на самом деле не было?

Причины ложных или искаженных воспоминаний психологам известны давно. Cреди них - и особый склад личности, заставляющий человека замечать одно и упускать из виду другое, и власть стереотипов, отправляющих восприятие по проторенной дороге привычных ассоциаций и наоборот, а также необузданная фантазия и внушаемость... Ложное воспоминание может сформироваться сразу после восприятия или даже в процессе самого восприятия, а может и через некоторое время, когда сознание случайно оживит событие перед мысленным взором или намеренно вызовет его из глубин памяти. Чем больше времени пройдет от события до момента воспоминания о нем, тем больше риск искаженного воспроизведения этого события в памяти из-за наложения новых впечатлений и переживаний, оставивших след в личности воспоминающего. Ф. Ницше в связи с этим отмечал, что "драму воспоминания ставил уже другой режиссер, не тот, который руководил постановкой восприятия". О психологических причинах ложных воспоминаний немало писал и Фрейд. Вся его знаменитая теория забывания, изложенная в "Лекциях по введению в психоанализ", в сущности, посвящена этой проблеме.

Опираясь на итоги приведенных выше эмпирико-теоретических обобщений, рассмотрим кратко связь памяти с психическими процессами. Вопрос о месте памяти в целостной системе когнитивных процессов, формирующих интегральную систему интеллекта, в частности вопрос о связи памяти с мышлением как высшим уровнем интеллекта, был предметом специального рассмотрения.

Опираясь на общие закономерности организации мыслительного процесса как взаимодействия двух основных языков мышления – языка пространственно-временных предметных гештальтов и языка речевых символов, можно сразу же сказать, что память входит в организацию этих обоих языков. Мышление, как было показано, представляет собою оперирование символическими и образными операндами, в ходе которого осуществляется обратимый перевод с одного языка на другой и, соответственно, раскрываются межпредметные отношения между операндами мышления, являющиеся его главным содержанием[7].

Память интегрирует не только отдельные когнитивные единицы и затем их совокупности, но и различные когнитивные процессы – сенсорные, перцептивные и мыслительные – в целостную систему интеллекта. И этот аспект интегративной функции памяти также в значительной мере определяется органической связью памяти в первую очередь с психическим временем, а затем и со спецификой психического пространства. Интеграция интеллекта в целостную систему осуществляется на разных уровнях организации нервнопсихических процессов, прежде всего на уровне их нервных механизмов. И к этому уровню интеграции интеллекта также имеет непосредственное отношение интегрирующая функция памяти. Функция памяти как передача информации по временному каналу, как хранения информации далеко выходит за рамки собственно психологического уровня.

Естественно, что интегративная функция памяти как сквозного психического процесса выходит за рамки структуры интеллекта как когнитивной системы и относится также к процессам эмоциональным и регуляционно-волевым.

                     

Установлено, что на продуктивность памяти влияют субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка и интерес индивида, состояние организма) и объективные (количество запоминаемого материала, осмысленность, связность, понятность, наглядность, ритмичность запоминания материала, а также окружающая обстановка при запоминании) причины.

  

Заключение

Самая большая проблема заключается не в том, существует ли память кратковременная или долговременная, занята ее осуществлением одна или несколько систем, доминирует процедурная или декларативная память — а в том, как информация, хранимая в разных системах, интегрируется таким образом, что она может воспроизводиться и оказывать влияние на деятельность, делая ее более гибкой, перестраиваемой в соответствии с ситуацией. При этом не используется ненужная информация, а только та, что созвучна требованиям ситуации. Усилия исследователей сфокусированы на решении проблемы хранения в большей мере по сравнению с воспроизведением по той причине, что нет никаких гипотез о том, как поведенческие ответы используют сохраненные знания.

Почти вековые исследования механизмов памяти все же позволили прийти к исключительно важному выводу, который дает возможность взглянуть на содеянное под другим углом зрения: cледы храняться, а память — создается. Мозг сохраняет не память, а следы информации, которые позже используются для создания памяти, не всегда правильно отражающей картины прошлого реального опыта. Чтобы выполнить эту процедуру, разные части мозга действуют как важные узлы нейронных систем, кодирующих, хранящих и воспроизводящих информацию, используемую для создания памяти.

Это не означает, что существуют отдельные нейронные структуры, полностью поддерживающие сохранение каждого вида памяти, но означает, что эта память критически зависит от функционирования этих нейронных структур. Современная точка зрения заключается в том, что нет смысла разговаривать о памяти, связанной с гиппокампом или миндалиной: проблема заключается в том, чтобы понять, как системы взаимодействуют для осуществления памяти.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода техни­ческих записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.

Основные термины и понятия[8]

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Ассоциативная память - в психологии - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

Ассоциация - в психологии - закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечет появление в сознании явления B.

Память кратковременная — подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в кратковременную память считается обращение на него внимания.

Память долговременная — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации.

Память сенсорная — (от лат. sensus — чувство, ощущение) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), память эхоическую (слух) и другие виды сенсорной памяти.

Память генетическая - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (то есть наследственная).

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Гало-эффект (от греч.Halos – диск) - в широком смысле - влияние общего впечатления о человеке или событии на актуальное восприятие и/или воспроизведение из памяти его частных характеристик. В управлении персоналом гало-эффект является источником ошибок в оценке личности, когда наблюдатель пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности.

Закон А.Йоста - выявленная в 1895 г. А.Йостом эмпирическая закономерность, в соответствии с которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Считается, что механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

Эффект Зейгарник (от Б.В.Зейгарник - 1900-1988; советский психолог)- выявленная Б.В.Зейгарник закономерность, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. Лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием.

Энграмма — сформированный след памяти.

Активная энграмма — след памяти, находящийся в состоянии, готовом для реализации на уровне поведения и существующий на уровне электрической активности определенных нервных элементов.

Литература

1.     Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.  – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

2.     Веккер Л.М. Психика и Реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

3.     Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

4.     Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.

5.     Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.

6.     Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: 2000.

7.     Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: Столетие, 1995.

Электронные ресурсы из Интернета:

8.      Греченко Т.Н.  Концепции памяти/ Т.Н. Греченко [Электрон. ресурс] [http://flogiston.ru/articles/general/concept_memory] от 12. 06. 2004.

9.      Словарь психологических терминов [Электрон. ресурс] [http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_24.htm#12] от 07.10. 2005.

 

 

 

 


[1] Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: 2000. – с. 235.

[2] Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

[3] Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.  – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

[4] Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.  – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

[5] Греченко Т.Н.  Концепции памяти/ Т.Н. Греченко [Электрон. ресурс] [http://flogiston.ru/articles/general/concept_memory] от 12. 06. 2004.

[6] Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М.: Столетие, 1995.

[7] Веккер Л.М. Психика и Реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

[8] Словарь психологических терминов [Электрон. ресурс] [http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_24.htm#12] от 07.10. 2005.