Контрольная работа: Планирование и прогнозирование в условиях рынка.

Оглавление:

Теоретическая часть. 3

1.1     Методы коллективных экспертных оценок. 3

1.2     Функции макроэкономического планирования в рыночных условиях. 6

1.3     Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. 8

2.   Практическая часть. 16

3.   Список литературы: 22

Теоретическая часть.

Вопрос 9.

1.1     Методы коллективных экспертных оценок.

В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 250 различных методов прогнозирования, но на практике используются не все.

Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать – способ получения прогнозной информации, третьим – общий принцип действия методов прогнозирования.

Прежде чем перейти к ознакомлению с классификационными группами методов прогнозирования, на мой взгляд, необходимо дать определение понятию метода прогнозирования. Под ним следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних), эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их применений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Научно обоснованная классификация дает возможность увеличить число приемов (модификаций) на нижних уровнях классификации, куда могут быть внесены новые элементы.

По степени формализации метода прогнозирования, можно разделить на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. Эти методы основаны на предварительном сборе информации (анкетирование, интервьюирование, опрос) и ее обработке, а также на суждениях экспертов (эксперта).[1]

При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос – ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Надпись: По способу: получение прогнозной информации

                    Рис. № 1. Схема  классификации методов прогнозирования

Метод коллективных экспертных оценок включают в себя: метод "коллективной генерации идей (мозговая атака)", который основан на актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей, метод "Дельфи", который основан на обработке данных анонимного анкетирования с учетом использования результатов предыдущего тура опроса.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

Вопрос 19.

1.2     Функции макроэкономического планирования в рыночных условиях.

Планирование         –          есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.

Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.

Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом.

План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования.[2]

К планированию относятся:

общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);

оценка состояния экономики на конкретный момент времени;

оценка спонтанных тенденций развития;

проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.

Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.

План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.

Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования, привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.

Стратегическое планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики, существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее видов планирования и особенно от директивного планирования командно-административной системы.

Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс.

В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок.

В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции.

Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция управления распределена по следующим уровням:

Базовый (микроуровень) –          предприятия, мелкие хозяйствующие единицы.

Средний (мегауровень)    –          корпорации, ассоциации, министерства, ведомства.

Высший (макроуровень) –          государственные органы управления, парламент, аппарат президента.

Стратегическое планирование на макроуровне является необходимым инструментом рыночного хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный характер, с точки зрения как цели экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия. При этом обязательно соблюдение интересов центра и самостоятельность предприятия.

Планирование в рыночной экономике осуществляется преимущественно экономическими методами, а основными экономическими регуляторами являются налоги, таможенная и финансовая политики.

Вопрос 29.

1.3     Прогнозирование и планирование деятельности предприятия.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления).[3]

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

-по степени охвата (общее и частичное); - содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое — поиск новых возможностей и продуктов, тактическое — предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное — реализация данной возможности); - предмету (объекту) планирования (целевое, средств — потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий); - сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы); - охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное); - срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); - жесткое и гибкое;

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

- полнота (требуется учесть все); - детализация (глубина ее определяется целью планирования); - точность; - простота и ясность; - непрерывность; - эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность); - выравнивание при планировании (учет "узких мест"); - экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

- объект планирования (что планируется); - субъект планирования (кто планирует); - период (горизонт) планирования (на какой срок); - средства планирования (в т.ч. ВТ); - методику планирования (как планировать); - согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Различают:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего); - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.; - жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия); - гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); - стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); - тактическое (условий хозяйственных операций — производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); - оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования — долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы; - носитель идеи планирования — высший менеджмент; - проблемы планирования — отсутствие надежности и структурирования; - горизонт планирования — долгосрочное; - охват — глобальный, широкий спектр альтернатив; - принципы — изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования — рынки сбыта.[4]

Это планирование включает:

- выработку стратегии; - стратегическое планирование производственной программы; - планирование развития потенциала; - планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1—5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования — средние и низшие уровни менеджмента; - задача планирования — обеспечение относительной надежности и относительного структурирования; - горизонт; - глубина; - диапазон; - основа; - короткие и средние сроки; - детализация планов; - ограниченный спектр альтернатив; - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить); - особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей); - проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств); - проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального); - большое число лиц, участвующих в планировании; - ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие); - проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

Завершающим этапом системы прогнозов и планов является оперативно-производственное планирование. ОПП обеспечивает конкретизацию и детализацию производственной программы, своевременное ее доведение до исполнителей (цехов, участков, рабочих мест) и достижение слаженной работы всех подразделений предприятия.

Цели ОПП — обеспечение равномерного выпуска продукции в заданных количествах и в намеченные сроки при высоком качестве и наилучшем использовании производственных фондов.

Основные функции ОПП:

- разработка календарно-плановых нормативов (заделов, длительности производственного цикла, размера партии деталей и т.д.); - объемные расчеты (загрузки оборудования и площадей); - составление оперативных программ выпускающих, обрабатывающих и заготовительных цехов основного производства; - оперативный учет и контроль за ходом производства; - контроль за состоянием незавершенного производства в цехах и межцеховых складах; - оперативное регулирование хода производства, выявление отклонений и осуществление мер по их устранению; - контроль за обеспечением цехов дефицитными материалами, инструментом, тарой, конкретными изделиями, транспортом.

Этапы ОПП[5]

Первый этап - разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления продукции. Этот этап называется оперативно-календарным планированием.

Второй этап — диспетчирование — состоит в непрерывном оперативно-производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима.

Системы ОПП — это определенная совокупность элементов планово-учетной работы, ее форм, методов и приемов.

К элементам системы ОПП относятся:

- порядок взаимоувязки и согласования работы цехов и участков; - планово-учетная единица; - величина планового периода; - состав календарно-плановых заданий.

Широкое распространение получили следующие системы ОПП, определяемые в основном типом производства:

- позаказная; - стадийного планирования по опережениям; - планирование "на склад" ("минимум — максимум"); - планирование по заделам; - по ритму выпуска; - комплектная.

Позаказная система ОПП применяется в единичном производстве. Планово-учетной единицей системы является заказ. Заказ — это совокупность деталей, сборочных единиц, изделий одного наименования, изготавливаемых в планируемом периоде. Система основывается на разработке и соблюдении сквозных цикловых графиков технической подготовки каждого заказа к производству и его поэтапного выполнения, в увязке с цикловыми графиками по другим заказам.

Система стадийного планирования по опережениям

Эта система характеризуется распределением работ по сборке и выпуску разных изделий по отдельным плановым периодам, организацией изготовления соответствующих деталей и сборочных единиц для обеспечения сборки в каждом отчетном плановом периоде с соблюдением календарного опережения между технологическими стадиями производства. Опережением называется календарный отрезок времени, на который каждая предыдущая часть производственного процесса должна опережать последующую его часть с целью окончания в запланированный срок. Планово-учетной единицей этой системы может быть деталь, сборочная единица. Система применяется в серийном типе производства.

Система планирования "на склад" (система "минимум — максимум")

Эта система применяется в различных типах производств, в основном в серийном, для деталей и сборочных единиц изделий, с невысокой трудоемкостью и небольшим количеством технологических операций.

Календарно-плановые нормативы являются основой для расчета всех видов оперативных планов на предприятии.

В массовом производстве, где производственные участки построены в основном в виде поточных линий, оперативно-производственное планирование должно обеспечить четкую работу каждой линии и синхронность в работе всех линий.

Важнейшими календарно-плановыми нормативами в этом случае являются:

- такты выпуска или запуска деталей; - регламенты работы линий; - нормативы заделов и др.

В серийном производстве важнейшими нормативами являются:

- размеры партий одновременно обрабатываемых деталей, сборочных единиц, изделий; - длительность производственного цикла изготовления изделий, отдельных его сборочных единиц и деталей; - периодичность запуска (выпуска) партий изделий или отдельных их частей; - величина опережений; - нормативы заделов.

В единичном производстве, по сравнению с серийным и массовым, нормативная база развита слабо. Основными календарно-плановыми нормативами являются:

-планы-графики выполнения заказа; -цикловые графики производства; -объёмные расчеты загрузки оборудования. - величины календарных опережений.

Партия — это количество одновременно запускаемых в обработку деталей, сборочных единиц, изделий одного наименования с однократной затратой подготовительно-заключительного времени.

Оптимальный размер партии определяется по наиболее трудоемкой и характерной для технологии обрабатываемой детали, сборочной единицы или изделия, операции, называемой ведущей.

2.     Практическая часть.

Задача №9.

На основе данных межотраслевого баланса составить прогноз объема валовой продукции по каждой отрасли при условии, что объем конечного спроса по первой отрасли в прогнозном периоде увеличится на 10%, по второй – на 6%, по третьей – на 4%.

Межотраслевой баланс за отчетный период

1отрасль

2отрасль

3 отрасль

Yi

Xi

1отрасль

32,4

12

13,6

45

103

2отрасль

20

12

0

20

52

3отрасль

12,6

7

9,4

18

47

Zj

38

21

24

Xj

103

52

47

где, Xi, Xj – объем валовой продукции по отрасли; Zj – объем добавленной стоимости; Yi – объем конечного спроса.

Матрица коэффициентов полных материальных затрат

В =

Решение:

Макроэкономическое прогнозирование предполагает определение прогнозных оценок ряда макроэкономических показателей с целью обоснования перспектив экономического развития государства.

В прогнозировании развития общегосударственного экономического комплекса в мировой экономической практике большое распространение получил метод межотраслевого баланса (МОБ), разработанный в 30-е гг. американским экономистом В.В. Леонтьевым.  Главное направление МОБ – обосновать рациональный уровень производства на основе показателей конечной продукции и промежуточных затрат. Применение МОБ облегчает вариантные расчеты экономического развития при различных сдвигах в структуре общественного производства.

В первом разделе баланса отражаются те потоки продукции, которые идут на текущее потребление в процессе производства. Этот раздел имеет «шахматный вид». Состав отраслей – производителей и отраслей – потребителей одинаковый. В них входят все отрасли производства.

Второй раздел межотраслевого баланса описывает  конечный продукт, который расходуется на личное и общественное потребление, на накопление, возмещение выбытия основных фондов, а также включает  экспортно-импортное сальдо. Конечный продукт отличается от ВВП на величину текущих материальных затрат, а также на величину экспортно-импортного сальдо.

Тогда в векторно-матричной форме система уравнений распределения продукции выглядит так:

X=AX+Y,

где X – отраслевой вектор валового общественного продукта;

А – матрица коэффициентов прямых материальных затрат;

Y – отраслевой вектор конечного общественного продукта.

Решая это уравнение относительно вектора конечного общественного продукта Y, получим:

Y= (Е-А)Х.

Решая это уравнение относительно вектора валового выпуска по отраслям Х, получим:

Х=(Е-А)-1 Y,

где (Е-А)-1 – матрица коэффициентов полных материальных затрат, или  матрица В. Леонтьева.

Х=В*Y

Y=

Из условия задачи следует, что  Y1 = 45+45*0,1=49,5.

                                                        Y2 = 20+20*0,06=21,2.

                                                        Y3 = 18+18*0,04=18,7.

Тогда новая матрица Y будет выглядеть следующим образом:

Y=

Отсюда легко найдем новые  значения X:

Х=В*Y = * =

Перейдем к таблице межотраслевого баланса за прогнозируемый период:

1 отрасль

2 отрасль

3 отрасль

Yi

Xi

1 отрасль

49,5

112,2

2 отрасль

21,2

55,7

3 отрасль

18,7

49,7

Zj

Xj

112,2

55,7

49,7

Уравнение распределения  валовой продукции национальной экономики выглядит следующим образом:

Xi = Xij + åYi , (при  i = 1,2…,n)

Вертикальная таблица включает n уравнений, описывающих формирование стоимости продукции по отдельным отраслям.

Уравнение формирования стоимости валовой продукции национальной экономики может быть представлено так:

 Xj = Xij + Zj, (при j = 1,2…,n)

Основные балансовые равенства статической  открытой модели МОБ следующие:

1.    Xj=Xi,

т.е. валовой продукт по формированию стоимости равен валовому продукту по направлениям его конечного использования; Это мы уже использовали при заполнении таблицы.

2.    Yi = Zj,

т.е. конечный продукт равен добавленной стоимости (факторным доходам);

3.    Xij = Xij,

т.е. сумма текущих материальных затрат равна сумме возмещения промежуточного продукта.

При этом предполагается, что объемы производственного потребления прямо пропорциональны объемам производства продукции потребляющих отраслей.

1.

Поэтому 112,2/103 = 1,09. Следовательно:

X11 = 32,4*1,09 = 35,2.

X12 = 12*1,09 = 13.

X13 = 13,6*1,09 = 14,5

Xi = Xij + åYi , (при  i = 1,2…,n)

35,2+13+14,5+49,5 = 112,2 – выполняется.

2.

Поэтому 55,7/52 = 1,07. Следовательно:

X21 = 20*1,07 = 21,6.

X22 = 12*1,07 = 12,9.

X23 = 0*1,07 = 0.

Xi = Xij + åYi , (при  i = 1,2…,n)

21,6+12,9+0+21,2 = 55,7 – выполняется.

3.

Поэтому 49,7/47 = 1,06. Следовательно:

X31 = 12,6*1,06 = 13,4.

X32 = 7*1,06 = 7,6.

X33 = 9,4*1,06 = 10

Xi = Xij + åYi , (при  i = 1,2…,n)

13,4+7,6+10+18,7 = 49,7 – выполняется.

Теперь найдем значения Zj:

 Xj = Xij + Zj

Zj =  Xj - Xij.

Z1 = 112,2 – 35,2-21,6-13,4 = 42.

Z2 = 55,7 – 13 – 12,9 – 7,6 = 22,2

Z3 = 49,7 – 14,5 – 10 – 0 = 25,2.

Теперь осталось проверить выполнение последнего условия:

           Yi = Zj,

И действительно, 42+22,2+25,2 = 49,5+21,2+18,7 = 89,4.

На основе вычислений дополним предыдущую таблицу и получим искомую:

Перейдем к таблице межотраслевого баланса за прогнозируемый период:

1 отрасль

2 отрасль

3 отрасль

Yi

Xi

1 отрасль

35,2

13

14,5

49,5

112,2

2 отрасль

21,6

12,9

0

21,2

55,7

3 отрасль

13,4

7,6

10

18,7

49,7

Zj

42

22,2

25,2

Xj

112,2

55,7

49,7

3.     Список литературы:

1.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 1995.

2.     Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3.     Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л.: Редакционно – издательский центр "Культ-Информ-Пресс" совместно с социально-коммерческой фирмой "Человек", 1991.

4.     Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА – М, 1997.

5.     Корчагина Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Бухгалтерский учет. 1996 - №10 –91 с.

6.     Основы экономического и социального прогнозирования: Учебник для ВУЗов. /Под редакцией Мосина В.Н. – М.: Высшая школа, 1985.

7.     Черников Д.А. Прогнозирование темпов и пропорций экономического роста. – М., Знание, 1999.


[1] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 190.

[2] Основы экономического и социального прогнозирования: Учебник для ВУЗов. /Под редакцией Мосина В.Н. – М.: Высшая школа, 1985.

[3] Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

[4] Баркан Д.И. Маркетинг для всех: Беседы для начинающих. Л.: Редакционно – издательский центр "Культ-Информ-Пресс" совместно с социально-коммерческой фирмой "Человек", 1991.

[5] Корчагина Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Бухгалтерский учет. 1996 - №10 –91 с.