Содержание

Введение. 3

1. Россия в начале XX  века. 4

2. Мировые религии и церковь во второй половине XX века. 9

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталистического развития России.

Реформы 60-70-х годов ввели в государственный строй России элементы буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения местного административно-хозяйственного управления (земские и городские органы "самоуправления"), выборные органы суда (мировые судьи), установили основы буржуазного судоустройства и судопроизводства, более гибкие буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры, ввели принцип всесословности в комплектование армии и в деятельность органов народного просвещения и т п. В организации и деятельности старых, наследованных от крепостнической монархии учреждений, появились новые элементы: представители буржуазии стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые учреждения министерств (комитеты, советы) при сохранении в них преобладания чиновников-дворян, в министерствах была проведена децентрализация управления с расширением полномочий местных органов.

Различные народы прошли в духовном отношении разный путь и на сегодняшний день добились в этом разных результатов. Первой стадией в религиозном развитии большинства народов было язычество (многобожие), связанное с идолопоклонством. Затем большинство верующих пришли к ряду монотеистичных религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам и т.п. Различные современные монотеистические религии имеют различную древность. Одни из них возникли раньше, другие позже. Бывали и случаи, когда одна религия порождала другую (как, например, христианство, возникшее на базе иудаизма). Кроме того, религии можно разделить на две группы, в одну из которых отнести интернациональные религии (например, христианство), а в другую - носящие явно выраженный мононациональный характер (как, например, иудаизм - национальная религия евреев).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение положения России в начале XX века и современного состоянии религий и церкви.

1. Россия в начале XX  века

Территория и административное устройство Российской империи. В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России был принят Урянхайский край (Тува). По своим размерам - более 22 млн. кв. км (16,8% обитаемой суши) - она занимала второе место в мире, уступая только Британской империи.

Население. В 1897 г. была проведена перепись населения. Она зафиксировала, что на территории империи проживало 128,2 млн. человек. По численности населения Россия занимала третье место после Британской империи и Китая. При этом в стране насчитывалось свыше 100 народов; из них нерусские народы составляли 57% населения.[1]

Управление. Государственные символы. Российская империя была наследственной монархией. "Самодержец всероссийский" обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, был верховным руководителем вооруженных сил, все жители России являлись его подданными. Гербом государства был двуглавый орел с царскими регалиями. Флаг представлял собой полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами. Государственный гимн начинался словами: "Боже, царя храни".

Местное управление осуществляли губернаторы и генерал-губернаторы, считавшиеся представителями и наместниками императора на местах и непосредственно подчинявшиеся Министерству внутренних дел. Почти в половине губерний, а также в городах существовали местные органы самоуправления - земские собрания и городские думы. Круг их полномочий был ограничен, деятельность контролировалась губернаторами.

Социальная структура. В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия ("состояния"): дворянство, духовенство, городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) и сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное "состояние" и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону.[2]

В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население все более четко разделялось по классовому, т.е. экономическому, признаку. При этом особенностью России являлось одновременное существование основных классов как традиционного (феодального) общества - помещиков и крестьян, так и капиталистического - буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами. Культурный и образовательный уровень населения. Свыше 80% населения России проживало в сельской местности. В то же время наблюдался значительный рост городов. При этом треть городских жителей сосредоточивалась в крупных центрах. В столице империи Петербурге насчитывалось более 2 млн. человек, чуть меньше - в Москве.

Начало XX в. характеризовалось вступлением России в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу, то есть обществу, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности и соответствующих ей социальных и политических отношений. Процесс перехода к индустриальному обществу принято называть модернизацией. Подобный период развития прошли все ведущие державы. Однако российская модернизация имела свои особенности.

Так как Россия значительно позже, нежели ведущие державы мира, вступила на путь капиталистического развития, то для того, чтобы не отстать от них, необходимо было совершить переход к индустриальному обществу в более короткие сроки. Поэтому российская модернизация привела к напряжению всех сил страны. Она проходила под контролем власти, захватила не все сферы экономики, а только те, которые способствовали укреплению могущества державы. В связи с особой ролью государства в деле экономической модернизации страны большой проблемой для России стала модернизация ее политического строя и социальных отношений.

На рубеже XIX-XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промьшленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали уровень производства, диктовали цены и объем продаж, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.[3]

Процесс формирования монополистического капитализма был характерен и для России. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь. Наряду с общими закономерностями и тенденциями в каждой стране имелись свои особенности монополистического капитализма. В России они проявлялись наиболее сильно. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, исторических - она перешла к капитализму позднее многих стран Европы. Во-вторых, экономико-географических - необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением. В-третьих, социально-политических - сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс.

Промышленный подъем 1893-1900 годов. Индустриальное общество характеризуется преобладанием промышленного производства над сельским хозяйством. И хотя Россия оставалась сельскохозяйственной страной, ее промышленность в конце XIX - начале XX в. переживала бурный подъем. Толчком к росту производства стало усиленное железнодорожное строительство, которое возобновилось в 1893 г. после нескольких лет относительного затишья. Сеть железных дорог увеличивалась в 1895-1899 гг. в среднем более чем на 3 тыс. км в год, в следующие пять лет - более чем на 2 тыс. км. Расширение сети железных дорог стимулировало рост продукции тяжелого машиностроения, увеличение производства металлургической, лесной и других отраслей. Особенно быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью, добыча которых в 1893-1900 гг. возросла в 3 раза. Выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился за это время в 2,3 раза. Российская промышленность имела самые высокие в мире темпы прироста - до 8,1% в год.

Несмотря на высокие темпы развития промышленного производства (количественные показатели), Россия значительно отставала от мировых держав по качественным показателям: производству промышленной продукции на душу населения, производительности труда, технической оснащенности предприятий. По уровню социально-экономического развития она являлась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной. Причем наряду с частнокапиталистическим укладом и новейшим капиталистическим производством значительное место в ее экономике занимали мелкотоварное и даже натуральное хозяйство. Россия начала XX в. являлась страной с многоукладной экономикой.

Иностранный капитал. В конце XIX - начале XX в. власти создали благоприятные условия для привлечения в страну иностранного капитала. В 1897 г. по инициативе министра финансов С. Ю. Витте была проведена денежная реформа, которая ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертируемость. Иностранные инвестиции в российскую экономику составляли почти 40% всех капиталовложений.

Российский монополистический капитализм. В 1900-1903 гг. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Он затронул и Россию. Обострив до предела конкурентную борьбу, кризис вызвал гибель множества предприятий, слабых в финансовом, организационном или техническом оснащении. За три года закрылось свыше трех тысяч предприятий, на которых было занято 112 тыс. рабочих. Значительно сократилось железнодорожное строительство. Ответом капиталистической экономики на кризис, обусловленный свободной конкуренцией, стало усиление процесса концентрации производства и создание монополий. Их учредители договаривались об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяли количество производимых продуктов, устанавливали цены, делили между собой рынки сбыта и сырья, распределяли между предприятиями доходы и прибыль. Преобладающей формой монополистических объединений в России были синдикаты.

Изменения в социальной сфере. Новые явления в российской экономике привели к изменениям в социальной сфере. Все больший экономической вес набирала так называемая "новая", или "петербургская" буржуазия, связанная с передовыми отраслями промышленности. Она формировалась из числа государственных чиновников, директоров и членов правления акционерных обществ и банков, не имевших ранее значительных личных капиталов. Прочные позиции удерживала и так называемая "московская" буржуазия, имевшая купеческие, нередко старообрядческие корни. "Старорусские" кланы обладали многомиллионными состояниями. Но они не спешили вкладывать свои капиталы в новые отрасли промышленности, отдавая предпочтение традиционному хлопчатобумажному производству. Несмотря на рост экономического могущества буржуазии, политическая власть оставалась в руках старой элиты - помещиков-дворян.

Курс на индустриализацию привел к увеличению численности пролетариата. К началу века в России имелось примерно 13 млн. наемных рабочих. Среди них 2,8 млн. составляли потомственные пролетарии, остальные относились к пролетариям первого поколения. Среди потомственных рабочих был высок процент грамотных. Они утратили связь с деревней и являлись носителями городской культуры и образа жизни.[4]

Сельское хозяйство. В середине 90-х годов XIX в. в стране начался подъем сельскохозяйственного производства. К началу XX в. Россия занимала первое место в мире по объему сельскохозяйственной продукции. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% - пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство сахарной свеклы, льна, технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако прирост продукции приходился лишь на незначительную часть зажиточных крестьянских хозяйств и помещичьих имений. В деревне преобладали в основном полусередняцкие и бедняцкие семьи, не производившие товарной продукции. Ситуация с помещичьими хозяйствами тоже была неоднозначной. Часть из них приобретала характер крупного капиталистического производства с применением новейших машин, агротехнических приемов и наемного труда. Однако большинство мелких помещиков вели свое хозяйство по старинке, сдавая землю в аренду на условиях отработки с применением примитивного крестьянского инвентаря. Ситуацию в деревне осложняли также еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение и существование общины.

2. Мировые религии и церковь во второй половине XX века

Религия существует настолько же давно, как и само человечество. Религиозное сознание имманентно человеческой природе, и потому человек не может обойтись без веры в бога. В ходе истории человечества лишь менялись формы религии, но никогда люди не оставались без церкви в той или иной ее ипостаси. Корень религиозного сознания в человеке кроется в невозможности рационального описания закономерностей происходящих в природе и обществе явлений, попытке понять откуда произошел мир, необходимости получить сверхъестественную помощь в трудных ситуациях и т.п.

Религия является неотъемлемой частью современного ми­ра, по­скольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданствен­ности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специаль­ным светским образованием, милосердием и благотво­рительностью. В-третьих, предста­вители церквей активно уча­ствуют в общественной деятельности, способствуют нормализа­ции политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в про­исходя­щих про­цессах служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене. Понятие "религия" происхо­дит от латинского "religare", что означает "связывать, соеди­нять, объединять". Религия - это пред­ставление человека о все­общих мировых связях, выражаемое при помощи специфиче­ского поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о все­общих мировых связях.

Различают мировые и народностно-национальные рели­гии. К мировым религиям религиоведы относят буддизм, хри­стианство, мусульман­ство, т. е. такие религии, которые надна­циональны по характеру и развиваются вне специфики монона­ционального самосознания определенной этнической группы.

Складывание народностно-национальных религий - иу­даизма, конфуци­анства, синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более 10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании дан­ной этнической группы людей национальной исключительно­сти.

Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следую­щую структуру: 1 - вера в Бога; 2 - догматиче­ское богословие; 3 - нравственное богосло­вие и соответствую­щий ему морально-нравственный императив поведения; 4 - ис­торическое богословие; 5 - система культо­вой (обрядовой) практики; 6 - наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.

В начале третьего тысячелетия мир людей меняется с невиданной скоростью. Сотни спутников переносят радиосигналы на все континенты планеты, десятки тысяч транснациональных компаний через глобальную торгово-транспортную сеть выбрасывают на рынки стран новые машины, оперную и эстрадную музыку, видеокамеры и шоколад. Схожие кадры появляются на миллиарде телеэкранов, вызывая тоску по потребительскому раю - идолу современного мира будь то на Амуре, Волге, Янцзы, Амазонке или Ниле. Однако все это не сплотило человечество. Лишь за последние годы на географическую карту мира нанесено более двадцати новых государств и процесс сепаратизма продолжается. Во многих странах идут гражданские войны.

Вместе с тем, природа не сможет удовлетворить неограниченные потребительские устремления человечества и скомпенсировать их последствия. Из борьбы же с природой победителем выйти нельзя. Каковы же тогда должны быть правила и формы организации жизни общества, с помощью которых можно решить демографические, экологические, продовольственные, экономические и другие проблемы, не забывая об ограниченности запасов минеральных ресурсов, недостаток которых в недалекой перспективе приведет (и уже приводит) к антагонистическим межгосударственным отношениям.[5]

Сегодня мировые религиозные конфессии представляют международному сообществу консолидированную позицию религии и науки как единое научно - нравственное мировоззрение человечества.

Современную ситуацию в мире следует определить как неустойчивое развитие земной цивилизации, где очевиден ряд негативных тенденций и где, в частности, терроризм начинает играть глобальную дестабилизирующую роль и может привести к самым непредсказуемым и трагическим для человечества последствиям. Все это требует от науки и мировых религиозных конфессий консолидированных усилий.

Вместе с тем неустойчивость развития общества является прямым следствием отсутствия у человечества до сих пор методологии адекватного научно - нравственного политического диалога, согласованной мировоззренческой позиции и научной теории развития общества. Поэтому главная задача сегодня состоит в том, чтобы консолидированными усилиями религии и науки, прежде всего, поднять интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Наука и религия призывают сегодня международное сообщество к консолидации на основе научно - нравственного диалога. Это единственный путь выхода земной цивилизации из современной ситуации глобального взаимного непонимания и неустойчивого развития.

Консолидированная позиция мировых религий и мировой науки состоит сегодня в том, что вызовы времени настоятельно требуют определиться со стратегическими целями земной цивилизации, которые были бы общими для всех государств, народов и наций. В качестве такой высшей цивилизационной цели предлагается признать необходимость сохранения земной цивилизации во времени и, прежде всего, на Земле. Мировые религиозные конфессии считают такое понимание центральной для всех религий заповеди "не убий" допустимым, в том числе и с точки зрения богословской теории познания.

Главным признаком тоталитаризма той или иной политической системы сегодня должно быть признано, прежде всего, подавление в обществе развития общественной науки и свободы слова. Это была одна из принципиальных научно - нравственных ошибок социалистической системы, повторять которую человечество не должно. Общество всеми средствами должно поддерживать право граждан на свободу конструктивного слова и научно - нравственный диалог, как его основу.

Не смотря на ряд очевидных пробелов современной демократической системы, международное научное сообщество и мировые религиозные конфессии видят все же в демократических принципах единственную опору для становления и дальнейшего гармоничного развития человечества, а также для достижения его главной цели. Основным аргументом здесь является то, что, как показала история, демократические принципы позволяют новым идеям быстрее пробиваться к жизни, нежели сквозь политические стереотипы тоталитарных систем. Таким образом, приоритет демократических принципов следует считать обоснованным научной сложностью стоящих перед человечеством проблем.

На вопрос возможен ли в принципе научно - нравственный диалог, который был бы понятен шести миллиардам людей, представляющим население нашей планеты наука и религия сегодня отвечают положительно, несмотря на то, что прецедентов подобного масштаба консолидации человечества история еще не знала. При современных тенденциях в развитии земной цивилизации такая консолидация становится насущной необходимостью, и сегодня мировые религии и наука утверждают, что такой диалог возможен при наличии согласованной общечеловеческой цели. Этот диалог позволит усовершенствовать и демократическую систему и привести её, по сути, к научно - нравственному варианту, который будет соответствовать как нравственным принципам - заповедям и богословской теории познания, так и критериям научной истины научной теории познания.

Анализ современного состояния науки показывает, что в плане создания научной концепции природы науке многое уже сделать удалось. Но сегодня наука осознала принципиальную границу научного метода познания то, что природа пространства и материи, в частности, в рамках научного метода познания принципиально непостижима. Наука сегодня признает и тот факт, что пробелы научного обществоведения в основании науки исторически заполняли и фактически вели человечество сквозь темноту истории именно нравственные принципы - заповеди мировых религий, которые сохраняют свою актуальность и в начале третьего тысячелетия.

Вместе с тем в современных условиях без научной теории развития общество уже не может гармонично развиваться. Международное научное сообщество и мировые религиозные конфессии сегодня и впредь должны вместе вести человечество в будущее. Именно поэтому на современном этапе развития общества так актуальны определенность и согласованность их мировоззренческих позиций. Исторически непонимание имело место, как со стороны науки, так и со стороны религии, и в этом смысле сегодня требуется не реабилитация, как это сделано некоторыми конфессиями в отношении Г. Галилея и других ученых, а признание репрессий в отношении ученых как не вполне адекватных шагов в свете глобальных тенденций развития человечества. Подобным же непониманием, но уже со стороны некоторых представителей науки необходимо сегодня признать воинствующий атеизм.

Современная научная картина мира не находит научных оснований для исключения того, что объективно существующий материальный мир мог быть создан Всевышним. Вопрос природы материи и пространства, таким образом, остается за религией. За наукой остается идентификация свойств объективно существующих материи и пространства. Следовательно, мировоззренческие противоречия между наукой и религией при принятии этой позиции полностью устраняются. Богословская теория познания можно считать доказательно убедила науку по вопросу возникновения мира и границ научного познания. В этом состоит и основа научной теории познания. Перед наукой и религией сегодня, безусловно, стоят более важные задачи, чем разрешение противоречий детерминизма и пробабилизма, которые также устраняется в согласованном миропонимании. Сегодня для общества актуальнее становится создание научного обществоведения и в этом вопросе науке требуется помощь мировых религий.

Проводимые сегодня демократические выборы проходят фактически еще без учета стоящих перед человечеством стратегических задач. Именно поэтому система демократических выборов пока не включает научно - нравственный диалог как обязательный элемент демократических выборов. Научно - нравственные предвыборные дебаты позволят обществу, наконец, начать формирование адекватных принципов цивилизационного мировоззрения и основ Цивилизационной Конституции, актуальность которой сегодня становится уже очевидной. Они позволят также показать обществу причины глобальных проблем, но главное они позволят начать движение к необратимой консолидации человечества.

Человечеству сегодня важно понимать также научную сложность стоящих перед обществом проблем и тот факт, что выдающиеся мыслители человечества Конт, Спенсер, Вебер, Дюркгейм, Маркс, Смит (этот перечень имен можно было бы продолжить) не смогли создать научного обществоведения. Научно - нравственный диалог цивилизаций и претендентов на государственную власть позволит поднять на необходимый уровень как общий интеллектуальный, так и духовно - нравственный потенциал человечества, без чего невозможна адекватная реакция общества на вызовы времени и решение его глобальных проблем.

Научно - нравственный подход в сочетании с демократическими принципами отличает то, что он не предполагает априори создание образа врага, но предполагает благодарность всем, кто искренне пытался осветить человечеству путь в будущее.

Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с че­ловеком приводит к функционированию различных религи­озных систем, характеризующихся специфической религиозной практикой и самостоятель­ными религиозными объедине­ниями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем раз­вития земной цивилизации.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены аспекты положения России в начале XX века и тенденции развития религии во второй половине XX века.

Миллионы людей, потерявших уверенность в завтрашнем дне, ищут спасения в отмежевании и расколе. При этом быстрыми темпами растет население Земли, здоровье которого в целом деградирует. Но для расколотого мирового сообщества еще не проглядывается научно и нравственно обоснованный политический порядок. До сих пор нет ни исторической модели, ни убедительной научной теории развития общества. Богатые страны (а их немного) также оказались не способны предложить решения проблем человечества.

Какого типа демократия возможна на планете, которую населяет уже более шести миллиардов человек, и которые стремятся иметь не только автомобили, но и самолеты, и даже космические корабли. Неограниченно расширяя потребительские возможности и формируя тем самым эталоны жизни для населения планеты и соответственно ориентиры для мировой промышленности человечество, таким образом, придерживается стратегии, которая в основе содержит негласный тезис "природа скомпенсирует все". Таким образом, человечество не желает страховаться от последствий. Вместе с тем, природа не сможет удовлетворить неограниченные потребительские устремления человечества и скомпенсировать их последствия. Из борьбы же с природой победителем выйти нельзя. Каковы же тогда должны быть правила и формы организации жизни общества, с помощью которых можно решить демографические, экологические, продовольственные, экономические и другие проблемы, не забывая об ограниченности запасов минеральных ресурсов, недостаток которых в недалекой перспективе приведет (и уже приводит) к антагонистическим межгосударственным отношениям. Выход один – развитие мировых религий с целью воспитания нравственного сознания человечества.

Список литературы

1.     Волков М.Я. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999.

2.     Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997.

3.     Иванченко Н.С. Русская история. – М.: Инфра-М, 2004.

4.     История России с древнейших времен // Учебник для ВУЗов под ред. Александрова Н.В. – СПб.: Питер, 2003.

5.     История России. Учебник для вузов. / Под ред. Чистякова О.И.. – М.: Инфра-М, 1997.

6.     Мавродин В.В.  История государственного управления. – М.: Инфра-М, 2003.

7.     Скориков Н.В. Религиоведение. – М.: Инфра-М, 2003.


[1] История России. Учебник для вузов. / Под ред. Чистякова О.И.. – М.: Инфра-М, 1997. – с. 284.

[2] Грушевский М.Н. История России. – СПб: Питер, 1997. – с. 314.

[3] Волков М.Я. История государственного управления в России. - М.: Наука, 1999. – с. 237.

[4] История России с древнейших времен. / Учебник для ВУЗов под ред. Александрова Н.В. – СПб.: Питер, 2003. – с. 481.

[5] Скориков Н.В. Религиоведение. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 286.