Содержание

1. Проанализировать структуру и динамику основных групп наличного парка локомотивов. 3

2. Определение объема работы локомотивов в грузовом движении. 9

3. Анализ показателей использования локомотивов в грузовом движении. 12

3.1. Расчет показателей качества использования локомотивов. 12

3.2. Анализ влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов. 21

4. Наличие и работа вагонного парка. 26

5.   Анализ показателей использования грузовых вагонов. 29

5.1.  Расчет показателей качества использования грузовых вагонов. 29

5.2.    Анализ влияния факторов на изменение времени оборота вагона. 33

5.3. Анализ среднесуточной производительности грузового вагона рабочего парка  36

6. Пути улучшения использования подвижного состава на дороге. 37

Список литературы.. 41

1. Проанализировать структуру и динамику основных групп наличного парка локомотивов

По исходным данным таблицы 1 определить эксплуатируемый, неэксплуатируемый парки, в распоряжении дороги, вне распоряжения дороги и в целом наличный парк.

Таблица 1 – Наличие локомотивов за месяц

Место нахождения локомотивов

Число локомотивов

период

базисный

текущий

Аренда

5,27

4,23

Запас МПС

678,00

686,00

Пассажирское движение всего

165,81

160,23

Грузовое движение всего

347,88

322,33

Хозяйственное движение

148,83

158,78

Маневровая работа

238,32

228,79

Прочие виды работ

14,53

15,99

В резерве управления дороги

129,42

152,64

В процессе перемещения, приема сдачи в холодном состоянии, под оборудованием или модернизацией, между видами ремонта

30,75

34,23

В ремонте, в ожидании ремонта и в процессе перемещения в холодном состоянии в ремонт

75,74

68,13

Ожидающие исключения из инвентарного наличия

39,08

29,10

Занятые на стационарных установках

2,00

1,97

         Результаты расчетов эксплуатируемого, неэксплуатируемого парков, в распоряжении дороги, вне распоряжения дороги и в целом наличный парк представим в таблице 2.

Таблица 2 – Распределение локомотивов по группам

Группа парка локомотивов

Период

Темп роста, %

базисный

текущий

всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

Эксплуатируемый парк, в том числе:

915,37

48,80

886,12

47,58

96,80

Поездные, из них:

314,64

16,78

319,01

17,13

101,39

Грузовое движение с передаточными и вывозными локомотивами

347,88

18,55

322,33

17,31

92,66

Маневровая работа

238,32

12,71

228,79

12,28

96,00

Прочая работа

14,53

0,77

15,99

0,86

110,05

Неэксплуатируемый парк, в том числе:

276,99

14,77

286,07

15,36

103,28

Неисправные

75,74

4,04

68,13

3,66

89,95

Ожидающие исключения из инвентаря

39,08

2,08

29,10

1,56

74,46

Исправные

162,17

8,65

188,84

10,14

116,45

В распоряжении дороги

1192,36

63,57

1172,19

62,94

98,31

Вне распоряжения дороги

683,27

36,43

690,23

37,06

101,02

Наличный парк локомотивов

1875,63

100

1862,42

100

99,30

Эксплуатируемый парк в текущем периоде снизился на 3,20 %. Данное снижение произошло из-за того, что грузовое движение с передаточными и вывозными локомотивами парк снизилось на 7,34 % и маневровая работа снизилась в текущем периоде на 4,00 %. Неэксплуатируемый парк в текущем периоде увеличился на 3,28 % по сравнению с базисным периодом. Таким образом, в распоряжении дороги темп роста локомотивов составил 98,31 %. Вне распоряжения дороги парк увеличился на 1,02 %. Темп роста наличного парка локомотивов составил 99,30 %. Диаграмма парка локомотивов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма парка локомотивов в базисном и текущем периодах

Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде

         Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в текущем периоде представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Диаграмма парка локомотивов, находящихся в распоряжении дороги и вне распоряжения дороги в базисном периоде

         По данным таблицы 3 распределим локомотивы грузового движения по элементам производственного цикла.

Таблица 3 – Распределение локомотивов грузового движения по элементам производственного цикла, в среднем в сутки

Элементы производственного цикла

Число локомотивов

Период

базисный

текущий

На участке

Во главе поезда

149,39

131,23

В т.ч. на промежуточных станциях:

а) в простое

16,61

15,97

б) на маневрах

0,28

0,38

Всего вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц

1,08

6,14

в т.ч. на промежуточных станциях

0,06

0,41

В двойной тяге

6,33

6,50

в т.ч. на промежуточных станциях

0,52

0,69

В одиночном следовании всего

14,99

13,51

в т.ч. на промежуточных станциях

1,48

1,32

В подталкивании всего

3,64

4,16

в т.ч. в одиночном следовании

1,65

1,88

На станциях оборота

Простой в оборотном депо

34,23

31,08

Простой и маневры на станционных путях

77,82

71,96

в т.ч. маневры

5,25

4,52

Подталкивающие локомотивы

6,22

6,20

На станциях приписки

Простой в основном депо

15,91

15,50

Простой и маневры на станционных путях

3,28

2,78

в т.ч. маневры

0,43

0,33

Подталкивающие локомотивы

0,10

0,04

Простой на станциях смены локомотивных бригад

34,89

33,23

Результаты распределения локомотивы грузового движения по элементам производственного цикла представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Распределение локомотивов по элементам производственного цикла

Элемент производственного цикла

Символ

Период

Темп роста, %

базисный

текущий

всего

в % к итогу

всего

в % к итогу

Работа на участке

175,43

50,43

161,54

50,12

92,08

В том числе: в движении

149,39

42,94

131,23

40,71

87,84

На промежуточных станциях

26,04

7,49

30,31

9,40

116,40

Простой на станциях оборота

118,27

34,00

109,24

33,89

92,36

Простой на станциях приписки

19,29

5,55

18,32

5,68

94,97

Простой на станциях смены бригад

34,89

10,03

33,23

10,31

95,24

Эксплуатируемый парк грузового движения, всего

347,88

100,00

322,33

100,00

92,66

         Темп роста работы на участке составил 92,08 %. Только работа на промежуточных станциях увеличилась в текущем периоде по сравнению с базисным. Все остальные показатели уменьшаются. Эксплуатируемый парк грузового движения уменьшился на 7,34 % в текущем году по сравнению с базисным годом.

2. Определение объема работы локомотивов в грузовом движении

По данным таблицы 5 рассчитаем показатели объема работы локомотивов, их относительное изменение за текущий период по сравнению с базисным.

Таблица 5 – Локомотиво-километры и тонно-километры брутто и нетто

Показатель

Период

базисный

текущий

1. Локомотиво-километры

Во главе поезда

4557864

3900213

Вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц

35287

191983

В двойной тяге

199447

187248

В одиночном следовании без толкачей

420396

366749

В подталкивании

100020

104620

Маневры

703800

673247

Прочий условный пробег

135077

125784

2. Тонно-километры грузового движения, тыс.

Нетто

9774345

8537261

в т.ч. одиночными локомативами

8270

6175

Брутто

16614822

14858482

в т.ч. одиночными локомативами

26441

21381

3. Тонно-километры пассажирского движения, тыс.

Брутто

1565538

1303376

Нетто

1405

1267

4. Тонна-километры нетто тарифные, тыс.

10124,5

8755,0

Грузооборот брутто , включает тонно-километры нетто эксплуатационные и тонно-километры тары:

         Общий пробег локомотивов  состоит из линейного  и условного и определяется по формуле:

         Линейный пробег  определяется по формуле:

Линейный вспомогательный пробег  определяется по формуле:

Рассчитанные показатели объема работы локомотивов представим в таблице 6.

Таблица 6 – Показатели объема работы локомотивов

Показатель

Символ

Период

Темп роста, %

базисный

текущий

Грузооборот грузового движения без одиночного следования, тыс. т км

Брутто

16588381

14837101

89,44

Нетто

9766075

8531086

87,35

Тары

6822306

6306015

92,43

Грузооборот грузового движения с учетом одиночного следования, тыс. т км

Брутто грузового движения

16614822

14858482

89,43

Нетто грузового и пассажирского движения

9775750

8538528

87,34

Пробеги локомотивов, лок.-км

Во главе поезда

4557864

3900213

85,57

В двойной тяге

199447

187248

93,88

В одиночном следовании

420396

366749

87,24

В подталкивании

100020

104620

104,60

По системе многих единиц

35287

191983

544,06

Линейный вспомогательный пробег

719863

658617

91,49

Условный пробег

838877

799031

95,25

Общий пробег локомотивов

6151891

5549844

90,21

Вспомогательный общий пробег локомотивов

1558740

1457648

93,51

         Чем меньше затрат тонно-километров брутто, локомотиво-километров, локомотиво-часов приходится на единицу тарифного грузооборота, тем ниже уровень себестоимости перевозок, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса.

         В базисном периоде тонна-километры нетто тарифные составляют 10124500, а нетто грузового и пассажирского движения составляет 9775750, т.е. уровень себестоимости низкий, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса, а в текущем периоде тонна-километры нетто тарифные составляют 8755000, а нетто грузового и пассажирского движения составляет 8538528, что свидетельствует о повышении эффективности перевозочного процесса.

3. Анализ показателей использования локомотивов в грузовом движении

3.1. Расчет показателей качества использования локомотивов

Средняя масса поезда брутто фактическая, условная, нетто, тары определяются по формулам:

Показатели среднего числа вагонов в составе поезда определяются по формулам:

Относительные величины, характеризующие структуру линейного пробега, определяются по формулам:

         Доля проездного пробега определяется по формуле:

Доля пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц, определяется по формуле:

         Доля одиночного пробега определяется по формуле:

         Доля пробега в двойной тяге определяется по формуле:

         Доля пробега подталкивающих локомотивов определяется по формуле:

         Удельный вес непроизводственного пробега локомотивов в общем пробеге определяется по формуле:

         Среднесуточный пробег локомотива определяется по формуле:

         Средняя скорость движения поезда определяется по формулам:

         Средняя скорость движения локомотивов определяется по формулам:

         Средняя продолжительность элементов производственного цикла в среднем за сутки определяется по формулам:

         Время простоя на станциях смены локомотивных бригад определяется по формуле:

Обобщающий показатель использования локомотивов – среднесуточная производительность определяется по формуле:

По данным таблицы 4 и таблицы 6 определим показатели качества, все расчетные показатели представлены в таблице 7.

Таблица 7 – показатели качества использования локомотивов

Показатель

Символ

Период

Изменение абсолютное, (+, -)

базисный

текущий

Производительность локомотива,  тыс. т км брутто/(лок.-сут.)

1592,01

1536,57

-55,44

Масса поезда, т.

Брутто

3639,51

3804,18

+164,67

Брутто условная

3122,22

3123,07

+0,85

Нетто

2142,69

2187,34

+44,65

Тары

1496,82

1616,84

+120,02

Средний состав вагонов в поезде, ваг.

Всего:

63,72

63,17

-0,55

Груженых

38,01

37,93

-0,08

Порожних

25,71

25,24

-0,47

Доля поездного пробега в линейном, %

85,79

82,10

-3,69

Доля вспомогательного общего пробега в общем, %

25,34

26,26

+0,92

Среднесуточный пробег локомотива, км/сут.

509,08

491,30

-17,78

Продолжительность элементов производственного цикла в среднем за сутки, ч:

Работа на участке

12,10

12,03

-0,07

Простой на станциях смены локомотивных бригад

2,41

2,47

+0,06

Простой на станциях приписки

1,33

1,36

+0,03

Простой на станциях оборота

8,16

8,13

-0,03

Средняя скорость движения локомотива, км/ч:

участковая

42,06

40,85

-1,21

техническая

49,40

50,28

+0,88

Производительность локомотива в текущем периоде уменьшилась на 55,44 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.) по сравнению с базисным периодом. Средняя скорость движения локомотива участковая уменьшается в текущем периоде по сравнению с базисным периодом, а средняя скорость движения локомотива техническая увеличивается. Продолжительность работы на участке уменьшается, а продолжительность простоев на станциях смены локомотивных бригад и простоев на станциях приписки увеличивается.

Взаимосвязь показателей качества использования локомотивов

Проверим правильность расчетов таблицы 7.

Средний состав вагонов в поезде определяется по формуле:

Показатель массы поезда определяется по формуле:

Поправочный коэффициент, учитывающий расхождение тонно-километров нетто без учета и с учетом выполненных одиночно следующими локомотивами, определяется по формуле

,

         Поправочный коэффициент, учитывающий расхождение пробега вагонов грузового движения и пробега вагонов грузового парка во всех видах движения определяется по формуле:

,

Динамическая нагрузка определяется по формулам:

         Показатели массы поезда определяется по формуле:

Условная масса поезда зависит от фактической массы брутто и доли поездного пробега в линейном пробеге локомотивов:

Среднесуточный пробег локомотива зависит от скорости движения на участке и от времени работы на участке в суточном бюджете времени локомотива:

Производительность – интегральный показатель качества использования локомотива. Она зависит от массы поезда брутто, среднесуточного пробега локомотива, доли поездного пробега:

Все расчеты произведены верно.

3.2. Анализ влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов

Занесем необходимые данные для анализа в таблицу 8.

Таблица 8 – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов

Показатель

Символ

Период

Изменение абсолютное, (+, -)

базисный

текущий

Масса поезда брутто, т.

3639,51

3804,18

+164,67

Коэффициент брутто

1,00159

1,00144

-0,00015

Доля одиночного пробега

0,07913

0,07720

-0,00193

Доля пробега в двойной тяге

0,03754

0,03941

+0,00187

Доля пробега подталкивающих локомотивов

0,01883

0,02202

+0,00319

Доля пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц

0,00664

0,04041

+0,03377

Время работы локомотива на участке в среднем за сутки, ч

12,10

12,03

-0,07

Участковая скорость локомотива, км/ч

42,06

40,85

-1,21

Среднесуточная производительность, тыс. ткм брутто/(лок.-сут.)

1592,01

1536,57

-55,44

Расчет влияния факторов приведен в таблице 9.

Таблица 9 – Расчет влияния факторов на изменение среднесуточной производительности локомотивов

Фактор

Формула расчета

Расчет

Изменение абсолютное производительности локомотива, тыс. т. км. брутто/(лок.-сут.), (+, -)

Масса поезда брутто, т.

(+164,67)1,00159(1-0,07913-0,03754-0,01883-0,00664)12,10(42,06)

70,87

Коэффициент брутто

3804,18(-0,00015)(1-0,07913-0,03754-0,01883-0,00664)12,10(42,06)

-0,25

Доля одиночного пробега

3804,18(1,00144)(+0,00193)12,10(42,06)

3,74

Доля пробега в двойной тяге

3804,18(1,00144)(-0,00187)12,10(42,06)

-3,63

Доля пробега подталкивающих локомотивов

3804,18(1,00144)(-0,00319)12,10(42,06)

-6,18

Доля пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц

3804,18(1,00144)(-0,03377)12,10(42,06)

-65,47

Время работы локомотива на участке в среднем за сутки, ч

3804,18(1,00144)(1-0,07720-0,03941-0,02202-0,04041)(-0,07)42,06

-9,21

Участковая скорость локомотива, км/ч

3804,18(1,00144)(1-0,07720-0,03941-0,02202-0,04041)12,03(-1,21)

-45,53

Среднесуточная производительность, тыс. т. км брутто/(лок.-сут.)

1536,57-1592,01=70,87-0,25+3,74-3,63-6,18-65,47-9,21-45,53

-55,44

Изменение массы поезда брутто на абсолютное изменение производительности локомотивов составляет 70,87 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение коэффициента брутто уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 0,25 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли одиночного пробега увеличивает абсолютное изменение производительности локомотивов на 3,74 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега в двойной тяге уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 3,63 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега подталкивающих локомотивов уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 6,18 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение доли пробега вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 65,47 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение времени работы локомотива на участке в среднем за сутки уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 9,21 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.). Изменение участковой скорости локомотива уменьшает абсолютное изменение производительности локомотивов на 45,53 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.).

         Производительность локомотива уменьшилась в отчетном периоде на 55,44 тыс. т.км брутто/(лок.-сут.).

         Пробеги вагонов пассажирского и грузового парка представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Пробеги вагонов пассажирского и грузового парка

Вид движения

Пассажирский парк

Грузовой парк

Холодн. локомотивы и вагоны механизмы

груженые

порожние

Базовый период

Пассажирское движение

25875

29

46

20

Грузовое движение, включая передаточные и вывоздные поезда

77

173228

117196

529

С одиночными локомотивами

0

162

562

73

Текущий период

Пассажирское движение

20270

17

53

31

Грузовое движение, включая передаточные и вывоздные поезда

67

147925

98443

659

С одиночными локомотивами

0

150

503

31

В таблице 11 представим обобщенные показатели качества использования локомотивов.

Таблица 11 – Обобщенные показатели качества использования локомотивов

Показатель

Символ

Период

базисный

текущий

1. Тонно-километры брутто без выполненных в одиночном следовании, млн.

16588,381

14837,101

2. Тонно-километры брутто с учетом выполненных в одиночном следовании, млн.

16614,822

14858,482

3. Тонно-километры нетто без выполненных в одиночном следовании, млн

9766,075

8531,086

4. Пробег локомотивов во главе поезда, тыс. лок.-км

4557864

3900213

5. Пробег в одиночном следовании, тыс. лок.-км

420396

366749

6. Пробег в двойной тяге, тыс. лок.-км

199447

187248

7. Пробег подталкивающих локомотивов, тыс. лок.-км

100020

104620

8. Пробег по системе многих единиц, тыс. лок.-км

35287

191983

9. Условный пробег, тыс. лок.-км

838877

799031

10. Парк локомотивов в среднем за сутки:

11. На участке, из них:

175,43

161,54

12. В движении по перегонам

149,39

131,23

13. На станциях смены локомотивных бригад

34,89

33,23

14. На станциях приписки

19,29

18,32

15. На станциях оборота

118,27

109,24

16. Вагоно-километры грузового движения, всего, млн, в том числе:

290,424

246,368

17. Пробег груженых вагонов, млн.

173,228

147,925

18. Пробег порожних вагонов, млн.

117,196

98,443

19. Тонно-километры нетто с учетом выполненных в одиночном следовании, млн.

9775,750

8538,528

20. Пробег вагонов грузового парка во всех видах движения, млн ваг.-км, общий, в том числе:

291,223

247,091

21. Груженый пробег вагонов грузового парка во всех видах

173,419

148,092

4. Наличие и работа вагонного парка

В таблице 12 представлен рабочий парк грузовых вагонов и работа дороги.

Таблица 12 – Рабочий парк грузовых вагонов и работа дороги

Показатель

Период

базисный

текущий

Рабочий парк грузовых вагонов (в среднем за сутки)

45967

42732

Прием груженых вагонов

85590

64580

Работа дороги всего

256102

247152

Выгружено

133795

129075

Погружено

-

-

В таблице 13 представлены сведения о простоях вагонов грузового парка.

Таблица 13 – Сведения о простоях вагонов грузового парка

Показатель

Период

базисный

текущий

1. Простой транзитных вагонов на технических станциях

Вагоны без переработки

а) вагоно-часы

2650268

2340942

б) количество вагонов

1402516

1179865

Вагоны с переработкой

а) вагоно-часы

7860897

7527176

б) количество вагонов

530126

493247

Все транзитные вагоны

а) вагоно-часы

10511165

9868118

б) количество вагонов

1932642

1673112

2. Простой местных вагонов под грузовыми операциями

а) вагоно-часы

15662864

14523909

б) количество грузовых операций

311383

320564

Таблица 14 – Показатели, характеризующие величину рабочего парка грузовых вагонов, которые определяют объем работы

Показатель

Символ

Период

Темп изменения, %

базисный

текущий

Вагоно-часы рабочего парка вагонов за месяц по элементам производственного цикла:

На участке с поездами

6923990

6048739

87,36

Транзит без переработки

2650268

2340942

88,33

Транзит с переработкой

7860897

7527176

95,75

Местных вагонов

15662864

14523909

92,73

Вагоно-часы рабочего парка вагонов за месяц, всего

33098019

30440766

91,97

Рабочий парк вагонов:

Вагоно-сутки за месяц

1103267,3

1014692,2

91,97

Вагонов в среднем в сутки

45969,47

42278,84

91,97

Грузооборот, тонно-километры нетто эксплуатационные грузового и пассажирского движения, включая выполненные с одиночно следующими локомотивами, тыс.

9775750

8538528

87,34

Погружено вагонов всего

198151

220312

111,18

Принято груженых всего, ваг.

85590

64580

75,45

Работа дороги, ваг.:

 

всего

256102

247152

96,51

в среднем в сутки

45967

42732

92,96

Выгружено всего, ваг.

133795

129075

96,47

Количество вагонов транзитных:

 

Всего

1932642

1673112

86,57

Без переработки

1402516

1179865

84,12

С переработкой

530126

493247

93,04

Количество грузовых операций

311383

320564

102,95

Пробег вагонов в грузовом движении, тыс. ваг.-км:

 

Всего (общий), в т.ч.

290424

246368

84,83

Груженых вагонов

173228

147925

85,39

Порожних вагонов

117196

98443

84,00

Прочих вагонов

606

726

119,80

Пробег вагонов грузового парка во всех видах движения, тыс. ваг.-км:

 

Всего (общий), в т.ч.

291223

247091

84,85

Груженых вагонов

173419

148092

85,40

Порожних вагонов

117804

98999

84,04

5.     Анализ показателей использования грузовых вагонов

5.1.  Расчет показателей качества использования грузовых вагонов

Среднесуточная производительность вагона грузового парка определяется по формуле:

Динамическая нагрузка рассчитывается и на вагон рабочего парка деления объема перевозок на общий пробег вагонов грузового парка

Динамическая нагрузка определяется по формулам:

Расстояние, пройденное в среднем за один производственный цикл, определяется по формуле:

         Часть расстояния за производственный цикл вагон проходит в груженом состоянии, и определяется по формуле:

         Вагонное плечо определяется по формуле:

Среднесуточный пробег вагона отражает расстояние, пройденное вагоном в среднем за сутки:

         Коэффициент местной работы определяется по формуле:

         Оборот вагона рабочего парка определяется по формуле:

Взаимосвязь показателей качества использования вагонов

Для оценки доли непроизводительного (порожнего) пробега вагонов применяются относительные величины:

- координация  – соотношение порожнего и груженого пробегов вагонов:

5.2.         Анализ влияния факторов на изменение времени оборота вагона

Для проведения анализа влияния факторов на изменение времени оборота вагона рассчитаем показатели, которые представлены в таблице 15.

Таблица 15 – Показатели, определяющие влияние факторов на изменение времени оборота вагона

Показатель

Символ

Период

Изменение, (+, -)

базисный

текущий

Полный рейс, км

1137,14

999,75

-137,39

Скорость движения, км/ч:

 

Техническая

49,40

50,28

0,88

Участковая

42,06

40,85

-1,21

Коэффициент местной работы

1,2159

1,2970

0,0811

Вагонное плечо, км

150,69

147,68

-3,01

Средний простой под одной операцией, ч:

Грузовой – местного вагона

50,30

45,31

-4,99

Технической – транзитного вагона без переработки

1,37

1,40

0,03

Технической – транзитного вагона с переработкой

4,07

4,50

0,43

Доля транзитных вагонов:

 

 

Без переработки

0,73

0,71

-0,02

С переработкой

0,27

0,29

0,02

Итоги расчета влияния факторов методом разниц приведены в таблице.

Таблица 16 – Влияние факторов на изменение времени оборота вагона

Элементы оборота, фактор

Расчет

Изменение, ч

Всего

В том числе за счет:

условий

качества

Изменение времени чистого движения

19,88-23,02

-3,14

В том числе за счет:

Полного рейса

(999,75-1137,14)/49,40

-2,78

-2,78

Технической скорости

999,75(1/50,28-1/49,40)

-0,35

-0,35

Изменение времени простоя на промежуточных станциях

4,59-4,02

0,57

0,57

Изменение времени простоя под грузовыми операциями

58,77-61,16

-2,39

В том числе за счет:

Коэффициента местной работы

(1,2970-1,2159)50,30

4,08

4,08

Среднего простоя

1,2970(45,31-50,30)

-6,47

-6,47

Изменение времени простоя на технических станциях транзитных вагонов без переработки

6,73-7,55

-0,82

-0,82

В том числе за счет:

Полного рейса

(-137,39)1,3713

(0,73)/150,69

-0,91

-0,91

Вагонного плеча

999,75(0,73)1,3713(1/147,68-1/150,69)

0,14

0,14

Структуры

999,75(1,3713)(0,71-0,73)/147,68

-0,19

-0,19

Среднего простоя

999,75(0,71)(1,2113-1,3713)/147,68

-0,77

-0,77

Изменение времени простоя на технических станциях транзитных вагонов с переработкой

3,8948-4,0674

-0,17

В том числе за счет:

Полного рейса

(-137,39)4,0674

(0,27)/150,69

-1,00

-1,00

Вагонного плеча

999,75(0,27)4,0674 (1/147,68-1/150,69)

0,15

0,15

Структуры

999,75(4,0674)(0,29-0,27)/147,68

0,55

0,55

Среднего простоя

999,75(0,29)(3,8948-4,0674)/147,68

-0,34

-0,34

Общее изменение времени оборота вагона

98,53-103,39 = -4,86

-4,86

-3,23

-8,09

5.3. Анализ среднесуточной производительности грузового вагона рабочего парка

Влияние динамической нагрузки груженого вагона:

Влияние процента порожнего пробега вагонов

Влияние среднесуточного пробега вагона:

Общее изменение производительности вагона:

6. Пути улучшения использования подвижного состава на дороге

В таблице 17 представлены обобщенные результаты расчетов и анализа.

Таблица 17 – Обобщенные результаты работы

Показатель

Символ

Период

базисный

текущий

1. Вагоно-километры общие грузового парка, млн.

291,223

247,091

2. Из них:

3. груженые

173,419

148,092

4. порожние

117,804

98,999

5. Работа за месяц, ваг.

256102

247152

6. Парк за месяц, ваг.-сут.

1103267,3

1014692,2

7. Вагоно-часы под грузовыми операциями

15662864

14523909

8. Число грузовых операций

311383

320564

9. Вагоно-часы транзитных вагонов без переработки

2650268

2340942

10. Число транзитных вагонов без переработки

1402516

1179865

11. Вагоно-часы транзитных вагонов с переработкой

7860897

7527176

12. Число транзитных вагонов с переработкой

530126

493247

13. Парк локомотивов на участке во главе поезда, в среднем в сутки, лок.

175,43

161,54

14. То же, в чистом движении

149,39

131,23

15. Пробег локомотивов во главе поезда

4557864

3900213

16. Тонно-километры нетто грузового и пассажирского движения эксплуатационные с учетом одиночного следования, млн.

9775,750

8538,528

17. Число дней в отчетном периоде

30

30

         Вагоно-километры грузового парка уменьшились в текущем году по сравнению с базисным. Уменьшились вагоно-километры и груженых составов и порожних. Работа вагонов за месяц также уменьшилась, на 8950 вагонов. Парк вагонный за месяц также уменьшился. Уменьшились вагоно-часы под грузовыми составами на 1138955 ваг.-час. Число грузовых операций  увеличилось. Вагоно-часы транзитных вагонов без переработки уменьшились и также увеличилось число транзитных вагонов без переработки. Вагоно-часы транзитных вагонов с переработкой уменьшились и соответственно уменьшилось число транзитных вагонов с переработкой. Парк локомотивов на участке во главе поезда, в среднем в сутки уменьшился. Пробег локомотивов во главе поездауменьшился. Тонно-километры нетто грузового и пассажирского движения эксплуатационные с учетом одиночного следования стали меньше на 1237,222 млн. тонно-километров. Заметим, что все показатели уменьшаются, что говорит о необходимости внедрения мер по предотвращению сокращения показателей, направленных на развитие железной дороги и железнодорожного транспорта.

Пути улучшения использования подвижного состава железной дороги была разработана комплексная  программа  повышения  эффективности  организации  и дисциплины труда на предприятии. Она  предусматривает  коренную  перестройку организации в целом и нормирование труда, более  рациональное  использование рабочего времени. Повышение качества выполнения работ, ликвидацию  простоев.

Вводятся показатели интенсивности труда. Для сокращения эксплутационных  расходов  изменяются  тяговые  плечи, удлиняются   участки   следования   грузовых   поездов   без    технического обслуживания.   Программой    укрепления    дороги    были    предусмотрены: стимулирование  роста  перевозок,  принципы  работы  на  рынке  транспортных услуг,  повышение  экономичности  хозяйственной   деятельности   на   основе строжайшего   соблюдения   экономии.   Внедрение    ресурсно организационных технологий,    рационализация    организации    производства,    привлечение региональных финансовых  ресурсов  на  покрытие  убытков  от  пригородных, пассажирских перевозок. В условиях спада  объемов  перевозок  и  ужесточения требований, предъявляемых  отрасли,  не  может  остаться  без  изменения  и система работы предприятий, обслуживающих дорогу.  Следует  пересмотреть  их производительную   направленность   и   структуру   управления.   Необходимо выработать  новые  подходы,   обеспечивающие   устойчивое   формирование   и использование     центральных     источников     финансирования     расходов общеотраслевого и научно-исследовательского характера. Для характеристики  объема  работы  локомотивного  парка  применяется система  показателей,  которые  являются  суммарными  величинами.   Объемные показатели  отражают  затраты  транспорта   на   перевозочный   процесс.   С показателями  объема  работы  связаны  расходы  транспорта   на   смазочные, обтирочные материалы, на ремонт, на расходы топлива, электроэнергии.

 В настоящее время для локомотивных работ в  грузовом  и  пассажирском движении учитываются следующие моменты производственного  цикла:  работа  на участке (во  главе  поезда,  в  двойной  тяге,  в  одиночном  следовании,  в  подталкивании и по системе  многих  единиц),  время  в  чистом  движении  по перегонам,  время  простоя,  производительность  локомотива,  так   как   ее величина  зависит  от  эффективности  использования  локомотива,  обобщающие показатели  качества  использования  локомотивов.  Все  показатели  качества использования  локомотивов   представляют   взаимосвязанную   систему.   Это позволяет выполнять их расчеты не  только  через  объемные  величины,  но  и через их взаимосвязи.

Важнейшими показателями объема работы вагона грузового  парка  служат эксплутационный грузооборот. Пробег вагонов учитывается по главным путям  на перегонах в составе организации поездов и одиночных  локомотивов.  Повышение среднесуточного  пробега  является  важнейшим  фактором  увеличения  объемов перевозок  грузов,  способствует  увеличению  доходов  и  прибыли   железной дороги.  Продолжительность  производственного  цикла  зависит  от  состояния пути, подвижного состава,  от  технологической  организации  эксплутационной работы,  т.е.   практически   все   подразделения   транспорта   влияют   на продолжительность производственного цикла.

Список литературы

1.     Инструктивные указания о порядке составления отчетных и учетных форм по хозяйству перевозок. М.: Управление статистики МПС, 2000, 64с.

2.     Инструктивные указания по заполнению форм учета и отчетности о выполнении графика движения поездов. М.: Управление статистики МПС, 2001, 38с.

3.     Инструкция о составлении отчетов о численности и фонде заработной платы работников предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав железных дорог. № ЦЧУ-673. М.: МПС, 1999, 88с.

4.     Круглова В.Г., Полосаткина Е.А. Статистика на железнодорожном транспорте. Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2001. – 148с.

5.     Некрашевич В.И., Апатцев В.И. Управление эксплуатацией локомотивов: Учебное пособие. М.: РГОТУПС, 2000, 196с.

6.     Полосаткина Е.А., Круглова В.Г. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие. Ч. I. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 1997. – 113с

7.     Полосаткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие. Ч. II. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 1997. – 96с.

8.     Россия в цифрах: Краткий статистический сб. М.: Госкомстат России, 2000.  – 396с.