Содержание:
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания 3
2. Какие признаки публицистического стиля видны в этом тексте? 4
3. Подберите синонимы к словам неизгладимо, неизбежный, безгласно_ 5
4. Какие слова употребляются в переносном значении? Укажите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения 6
5. Составьте схему последнего предложения 8
Список литературы_ 9
1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Бывают встречи совсем беглые и длительность их малая – всего лишь несколько минут или секунд, а память о них остается, и светит с достоверностью далекого зарева зари.
Блок в моей жизни… Мы встретились всего лишь раз пять, и только три из этих немногих встреч запали мне в сердце, запали неизгладимо. Я вижу сейчас красивое, мужественное лицо Блока, его глубокие умные глаза, слышу его голос, полный скрытого значения, его немногословная речь говорит душе много. И я снова, и снова чувствую боль и нежность, беспричинную любовь к братской душе, которая идет неизъяснимо трудным путем, но не скажет, никому не скажет о своем неизбежном одиночестве.
Третья встреча явила мне Блока, читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви.
Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и, как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться. (К. Бальмонт)
2. Какие признаки публицистического стиля видны в этом тексте?
В данном тексте проявляется одна из важных особенностей публицистического стиля речи: сочетание в его рамках двух функций языка ¾ функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Это проявляется в использовании в тексте большого количества эпитетов, метафор и сравнений. (…он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит недостижимую, и сердце его истекает кровью от любви.)
Автор не только передает факты, но и выражает свое отношение к ним. (Мы встретились всего лишь раз пять, и только три из этих немногих встреч запали мне в сердце, запали неизгладимо.)
В данном тексте основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней со стороны читателя. Для этого и используется экспрессия. (И я снова, и снова чувствую боль и нежность, беспричинную любовь к братской душе, которая идет неизъяснимо трудным путем, но не скажет, никому не скажет о своем неизбежном одиночестве.)
Яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля не характерна ни для научной, ни для официально-деловой речи.
Таким образом, мы можем отнести данный текст к публицистическому стилю.
3. Подберите синонимы к словам неизгладимо, неизбежный, безгласно
Неизгладимый – вечный.
Неизбежный - верный, неминуемый, неотменный, непременный, неотразимый, неотвратимый; роковой, фатальный, провиденциальный.
Безгласный – молчаливый, тихий, безглагольный.
4. Какие слова употребляются в переносном значении? Укажите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения
Эпитет — это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Стилистическая функция эпитета заключается в его художественной выразительности. Особенно выразительны в функции эпитетов имена прилагательные и причастия, благодаря присущему им семантическому богатству и разнообразию.
Метафора — это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.
Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой, построенной на различных ассоциациях по сходству.
Сравнение — это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Стилистическая функция сравнения проявляется в художественной выразительности, которую оно создает в тексте. Сравнения выражаются различными способами:
1) творительным падежом;
2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия;
3) оборотами с различными союзами;
4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.
Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты.
В данном тексте в переносном смысле употребляются слова:
а) встречи беглые – встречи быстрые;
б) братская душа – родственная душа;
в) встреча явила – встреча обнаружила, показала;
г) память светит – память проявляется;
Метафора – память светит; сердце его истекает кровью от любви; братская душа; встреча явила; встречи беглые.
Эпитет – глубокие, умные глаза; неизъяснимо трудный путь; запали в сердце неизгладимо; немногословная речь; беспричинная любовь; красивое, мужественное лицо; голос, полный скрытого значения; неизбежное одиночество; замечательные стихи; любовь целой жизни;
Сравнение - светит с достоверностью далекого зарева зари; похож на рыцаря, который любит недостижимую; казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей; как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться.
5. Составьте схему последнего предложения
Блок мне казался таким дорогим и близким, как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду, и, как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться.
Предложение повествовательное, невосклицательное. Сложноподчиненное предложение с 2 придаточными, в котором все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению. В данном предложении придаточные являются однородными, т.е. отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные связаны сочинительными союзами.
[Блок мне казался таким дорогим и близким], (как в весеннем кусте соловей, который поет мне песню, но улетит, если я к нему подойду), и, (как свежевыпавший снег, которого не нужно касаться).
[_______ __________ таким],(с. как, который, но), и, (с. как, которого).
Список литературы
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. – М.: Просвещение, 1998. – 366 с.
2. Зимин В. И., Алекторова Л. П., Ким О. М., Колесников Н. П., Шанский В. Н. Учебный словарь синонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1994. – 459 с.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Проспект, 2003. – 426 с.
4. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи. ¾ Мн.: «ТетраСистемс», 2001. ¾ 544 с.
5. Савко И.Э. Русский язык. – М.: КВАРТА-М, 2002. – 472 с.
6. Словарь синонимов: Справочное пособие / Под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Мысль, 1975. - 394 с.