Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Наркомания в России: цифры и факты_____________________________ 4
Наркотические вещества, их действие на человека и классификация___ 9
Борьба с наркоманией за рубежом - проблемы и результаты_________ 13
Что делается и что необходимо делать в России___________________ 16
Заключение____________________________________________________ 21
Литература___________________________________________________ 23
Введение
Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.
Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе.
Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков.
В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, требует от общества принятия незамедлительных радикальных шагов.
Они должны быть сделаны как со стороны правительственных структур, так и со стороны средств массовой информации, учреждений культуры, а также национально ответственного бизнеса.
Я считаю необходимым привлечь к проблеме наркомании в России самое пристальное внимание тех, кто принимает решения и влияет на судьбы общества - исполнительной и, особенно, законодательной власти, руководителей средств массовой информации. Общество фактически не имеет сколь либо серьезного иммунитета в отношении этой страшной угрозы. Оно практически беззащитно.
Цель данного реферата - постараться объективно показать ситуацию с наркоманией в Российской Федерации. И рассмотреть комплекс мер по эффективной борьбе с ней как внутри страны, так и в международном масштабе с учетом того, что наркомания стала одним из глобальных вызовов человечеству.
Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время было радикально изменено отношение российского общества к проблеме наркомании: от существующего достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института и оставаться в стороне, надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан, просто наивно и даже преступно.
Наркомания в России: цифры и факты
Распространение наркомании в России происходит угрожающими темпами. Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика.
За последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотиками, в России уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек.
Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.
Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики.
По данным Минздрава на начало 1998 года за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в целом состояло на медицинском учете около 219 тысяч человек, из которых примерно 39 тысяч несовершеннолетних и более 25 тысяч женщин.
Принципиально важно отметить то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от "легких" наркотиков к "тяжелым".
За 6 месяцев 1996 года среди больных опийными наркоманиями, находившимися на стационарном лечении в HИИ наркологии, героиновые наркомании - самые опасные трудно излечимые, если вообще излечимые - составляли 28,4 процента. За тот же период 1997 года - уже 74,4 процента.
Особенно тревожит рост наркомании среди школьников, прежде всего в крупных городах, а также в студенческой среде - в шесть-восемь раз за последние четыре года.
По последним данным, в Санкт-Петербурге каждый пятый школьник уже познакомился с наркотиками, а во многих школах в старших классах регулярно потребляют наркотики до трети учеников.
В Москве во многих высших учебных заведениях, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны руководства вузов, начинающих вести антинаркотическую пропаганду, наркомания принимает все более открытую форму.
Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет.
Средняя же продолжительность жизни ушедших из жизни наркоманов после начала употребления наркотиков - 4-4,5 года.
Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.
Hапример, в школах Москвы отмечены факты массовой продажи наркотиков по сверх заниженным ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к наркотикам как можно большего числа школьников. естественно, что впоследствии цена резко повышается. Фиксируются случаи и бесплатного (естественно на первом этапе) распространения наркотиков во многих регионах страны в молодежной среде.
В частности, в Приамурье в ходе акции "Жизнь без страха" установлено, что около 10 процентов молодых людей употребляют наркотики регулярно, а почти 25 процентов пробовали наркотики.
В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, кокаин, "экстази" (метилендиоксиметиламфетамин).
Вместе с тем особую опасность создает появление новых синтетических наркотиков, в том числе и производимых собственно в России.
Только за 1997 год органами внутренних дел выявлено 848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики или шла работа над созданием новых. Характерно, что во многих из них работали профессиональные химики, сумевшие разработать наркотические средства нового поколения. Часть таких лабораторий находилась нелегально непосредственно в учебных заведениях, в частности в Москве.
Общий объем синтетических препаратов, изъятых в подобных лабораториях, увеличился почти в 1,5 раза.
Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркорынка составляет порядка 90 миллионов долларов, а в целом по стране за 1996 год денежный оборот от продажи наркотиков составил почти 1,5 миллиарда долларов.
По предварительным данным за прошедший год эта сумма составила более 2,5 миллиардов. В то же время некоторые западные специалисты называют цифру в 5 и даже в 7 миллиардов долларов.
"Hорма прибыли" при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Известно, что килограмм героина в Афганистане стоит 9 тысяч долларов, то в Таджикистане - 25 тысяч, а в Москве - до 150 тысяч долларов.
По последним данным, в сферу активной наркодеятельности только в Москве вовлечены порядка 20 тысяч человек.
При этом данные МВД РФ свидетельствуют о том, что число преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами, за последние пять лет возросло с 16.255 до 96.645, то есть почти в шесть раз.
Из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами.
Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет.
Hаркотики, как известно, требуют больших денег. Hаркоману со стажем, использующему героин, требуется сегодня ежедневно до 500 рублей (деноминированных) на приобретение наркотика.
Естественно, что легальным путем добыть эти деньги в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным. Соответственно, наркомания в своем зародыше несет преступление.
Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями (только 1996 год дал рост ВИЧ-инфекции в 8 (!) раз). В результате этого значительно увеличиваются расходы государства по их лечению.
Одним из наиболее ярких примеров последнего времени является город Верхняя Салда на Урале. В городе с населением в 52 тысячи человек инфицировано ВИЧ-инфекцией 36 человек (для сравнения: в Екатеринбурге с населением в 1,5 миллиона человек инфицировано 15 жителей). Источником заражения послужила молодая семейная пара наркоманов, переехавшая с Украины и начавшая активно распространять наркотики.
За 1997 год число вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции выросло в 1,6 раза по сравнению с 1996 годом и превысило число случаев ВИЧ-инфекции, выявленных за весь предыдущий 10-летний период. Hаибольшее число ВИЧ - инфицированных зарегистрировано:
Калининград - 1706, Краснодар - 1098, Hижний Hовгород - 530, Тверь -693, Ростов-на-Дону - 866, Саратов - 330, Москва и Московская область - 710, Тюмень - 130.
Более 91 % (!) вновь выявленных в 1997 году случаев заражения ВИЧ отмечено среди лиц, употребляющих наркотики внутривенно, когда установленной причиной заражения явилось использование общих шприцев и игл.
За последние десять лет числа смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза (!).
Нельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, в стране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категории наркомания становится повседневным явлением - практически: каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.
Новым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и других крупных городах. По предварительным данным, таких пар насчитывается уже несколько десятков тысяч. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекали собственные родители.
Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают из Вооруженных Сил страны. По многим регионам, в частности Москва, Подмосковье, Калининград, в последние два-три года практически каждый 12-й призывник пробовал наркотики. А каждый тридцатый принимал их более-менее регулярно.
Если в 1980-х годах употребление наркотиков в армии было достаточно большой редкостью (за исключением военнослужащих, участвовавших в боевых операциях в Афганистане), то сегодня это стало одной из серьезных проблем - случаи употребления наркотиков и распространения их в армейских коллективах есть во всех без исключения военных округах и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные случаи наркомании и в федеральных органах безопасности.
По предварительным данным, только за 1996 год в армии были осуждены более ста человек, связанные с распространением наркотиков.
Если в советское время случаи регулярной доставки наркотиков в места заключения преступников были достаточно редкими, то в настоящее время практически во всех исправительных заведениях страны приходится сталкиваться с возрастающим и, главное, хорошо организованным потоком поставки наркотиков. В том числе это касается и мест, где находятся несовершеннолетние преступники.
По некоторым предварительным данным, в последние годы ежегодно в места заключения передавалось от 100 до 200 килограммов различных наркотиков.
В местах заключения сегодня находится около одного миллиона человек - таким образом формируется гигантская база для расширения потребления наркотиков на перспективу.
Статистические данные и информация врачей наркологических диспансеров показывают, что в России излечиваются (то есть, выдерживают без наркотиков более одного года) всего лишь пять-шесть процентов наркоманов.
И то эти данные связаны, прежде всего, с крупными городами. В малых городах или в сельской местности шансов на излечение практически нет в виду отсутствия и специалистов, и центров по реабилитации.
Число больных с установленным впервые в жизни диагнозом "наркомания" в 1996 году по сравнению с 1995 г. увеличилось на 34 процента, токсикоманией - на 42 процента, злоупотребляющих наркотическими средствами - на 25 процентов.
К началу 1994 года в медицинских учреждениях России было зарегистрировано с диагнозом "наркомания" 38,7 тысяч человек, к концу 1994 года - 49.9 тысяч, к концу 1995 года - 65 тысяч, а на начало 1997 года - 88 тысяч. То есть за 4 года количество больных в России выросло более чем в 2 раза. Но эта цифра не показывает реальной динамики.
Число подростков, состоящих под диспансерным наблюдением на конец 1996 года, почти в 11 раз превышает уровень 1992 года.
Если учесть, что истинное число наркоманов, как принято считать специалистами, в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в России в настоящее время приближается к миллиону человек.
Опасность наркотического вала тем более велика, потому что за последние десять лет в результате отсутствия должного финансирования количество наркологических диспансеров в целом по России сократилось на треть, число наркологических коек на 60 (!) процентов, а количество врачей-наркологов - на 25 процентов.
Наркотические вещества, их действие на человека и классификация
Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих, особенно развитых странах мира приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, Германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления наркотическими и психотропными веществами. Hаркомания захватила во многих странах даже подростков.
Широкое распространение наркомании в развитых странах во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности.
Hаряду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние 10 лет во многих странах увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наркотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.
В международном антинаркотическом центре в Hью-Йорке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре; цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов. При этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наркотиками стала одной из самых страшных форм эксплуатации человека человеком, одним из самых страшных преступлений против человечества.
Что же такое "наркотик"? Исходя из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), котрое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.
Ученые, старающиеся проникнуть в тайну дурмана, потрясены необычайной вирулентностью наркотиков, способных прокрадываться в самую глубину чувств и мыслей своих потребителей. Длительные и углубленные исследования, проводившиеся целыми поколениями ученых, не были бесплодными. Яд, скрытый в большинстве "райских" средств, был выявлен. Еще в 60-х годах специалисты установили, что чрезмерное употребление глюциногенных веществ вызывает психические расстройства, тяжелые патологические состояния. Физиологические свойства наркотиков, вовлеченных в сложный химический процесс, происходящий в человеческом организме, обладают притягательной силой и принуждаю жертву обращаться к ним повторно или непрерывно после того, как привычка или зависимость прочно вступила в свои права.
Hаркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы: 1) возбуждающие; 2) вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.
Есть наркотики, которые успокаивают и обезболивают (их называют депрессивными), и есть другие, оказывающие стимулирующее воздействие, возбуждающие организм. Галлюциногенные средства вызывают экстаз и буйство, кошмары или чувство мучительного беспокойства. При этом каждое из этих веществ, даже самое опасное с точки зрения злоупотребления, может оказывать целебное, благотворное действие, но только в том случае, если его применяют абсолютно правильно.
Индийская конопля, листья коки, семена мака считаются одними из самых древних природных наркотических веществ. Опиум и его производные: морфий, героин - оказывают болеутоляющее действие и устраняют состояние тревоги и страха, уменьшают, часто до полного исчезновения, ощущение голода и жажды, ослабляют половое влечение, понижают мочеотделение, повергают человека в сонливое состояние или, в случае с героином, в буйство.
В подобном же отношении выделяются гашиш, марихуана и другие производные растения Cannabis savita в индийском или американском варианте. Кокаин вызывает обычно самые буйные реакции, сопровождающиеся обычно галлюцинациями или странной эйфорией, смешанной с параноидальными импульсами. Порой криминогенный характер этого наркотика порождает насилие и стимулирует психическую активность человека. В 60-х годах на горизонте появился ЛСД, диэтиламид лизергиновой кислоты, полусинтетическое вещество, производное лизергиновой кислоты, извлеченное из гриба спорыньи ржи. ЛСД, далеко не самый последний потомок семьи наркотиков, открыл путь еще более сильно действующим веществам. Чтобы понять опасность, которую несет с собой такой взрыв наркотиков, напомним, что достаточно принять миллионную долю грамма ЛСД на каждый килограмм веса, чтобы он стал галлюциногировать.
Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1) непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами; 2) стремление увеличивать дозы; 3) зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействий наркотика.
Так назывемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления. Этапы этого процесса, протекающего более медленно или более быстро, в основном следующие:
1) Начальная эйфория, часто весьма кратковременная. Она характерна для определенных наркотических веществ (особенно морфия и опиума), а не для всех средств. В таком состоянии повышенной раздражительности, причудливых и часто эротичеких видений человек теряет контроль над собой.
2) Толерантность носит временный характер. Это явление объясняется реакцией организма на действие одной и той же дозы вещества, принимаемой неоднократно. Постепенно организм реагирует слабее.
3) Зависимость. Большинство исследователей пришли к выводу, что зависимость - явление как физическое, так и психическое. Выражается оно классическими симптомами абстинеции, или "отнятия", которые наркоман переносит очень тяжело и с риском тяжелых органических или функциональных приступов.
4) Абстинеция (синдром отнятия) происходит обычно через 12-48 часов после прекращения принятия наркотика. Hаркоман не может переносить это состояние, вызывающее у него нервные расстройства, тахикардию, спазмы, рвоту, диарею, слюнотечение, повышенную секрецию желез. При этом появляется навязчивое желание найти токсическое вещество - наркотик - любой ценой.
Резкое "отнятие" наркомана приводит к неистовым и крайне опасным проявлениям, которые могут в некоторых случаях вызвать настоящие коллапсы, как это бывает с морфинистами. Это разновидности страшного delirium tremens - белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик. Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних процессов.
Теперь мы перейдем к классификации наркоманий. Приведем классическое деление, разработанное специалистами Всемирного общества здравоохранения.
Итак, все наркотики и их действия делятся на следующие группы.
1) Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категории Euforica.
2) Галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу. Сюда входят мескалин из куктуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения. Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях, и поэтому их относят к категории Fantastica.
3) Сюда относятся вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую дипрессию. К таким средствам причисляются: алкоголь, эфир, хлороформ, бензин. Эта категория Inebrantia.
4) Категория Hyрnotica, куда входят яды сна: хлорал, барбитураты, сульфорол, кава-кава и др.)
5) Excitantia. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разныз лиц бывает разной. Сюда входят растения, содержащие кофеин, табак, бетель и др.
В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных.
Борьба с наркоманией за рубежом - проблемы и результаты
Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Существуют различные национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков, которые можно условно свести в три группы.
Первая группа - "группа жесткой политики", в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.
Статистические данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) все же возрастает ежегодно на 2-3 процента.
Вторая группа - "группа жесткого контроля". Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.
Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.
Это связано, прежде всего, с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества - ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.
Третья - "либеральная группа". Hаиболее известным ее представителями является Голландия, а также Швейцария (г. Цюрих).
Следует сразу отметить, что неверен укоренившийся, в том числе и в России, миф о том, что в Голландии существует полная легализация наркотиков. Дело обстоит не так.
Hачавшаяся с середины 1950-х годов легализация "мягких" наркотиков (прежде всего марихуана), не привела, в конечном счете, к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств.
Действительно, при этом частично стабилизировалось число противоправных действий, связанных с наркотиками, однако кардинального изменения не произошло. Более того, Голландия, в первую очередь, Амстердам, превратилась в "наркотическую яму Европы".
Голландское правительство считает, что в стране существуют достаточные возможности как эффективного контроля за наркоманами при том, что в стране нет собственных "сырьевых запасов" и баз их производства, так и мощная система благотворительности и медицинской помощи наркоманам. Вместе с тем оно не учитывает фактор толерантности, то есть потребность наркомана в постоянном увеличении дозы.
Есть пример Испании, правительство которой последовало в 1985 году за Голландией. В результате за десятилетие число только зарегистрированных наркоманов возросло с 200 тысяч почти до 1,6 миллиона.
Особенность нынешней ситуации заключается в том, что в рамках формирующейся "Европы без границ" Голландия укрепляет свое положение как центра распространения наркотических средств и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений, связанных с "голландским следом", составил за последние три года почти двадцать процентов.
Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое.
Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения "За Америку, свободную от наркотиков" (некоторые материалы прилагаются).
Вот ключевые элементы этой борьбы:
* признание проблемы наркомании как общенациональной и выработка долгосрочной программы-стратегии - на десять лет;
* выделение необходимых финансовых ресурсов для правоохранительных структур для ведения активной борьбы как внутри страны, так и за ее пределами;
* широкое международное сотрудничество с целью предотвращения поступления наркотиков на территорию США;
* четко ориентированная пропагандистско-информационная кампания (прежде всего на молодежь, начиная с девяти лет) по принципу - легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных;
* целенаправленное и широкое подключение общественных движений и структур на всех уровнях - от общенационального до коммун;
* привлечение к кампании против наркотиков наиболее значимых политических (включая Президента США) и общественных деятелей (в частности звезд кино- и шоу-бизнеса, спортсменов);
* максимально возможное использование семьи как основы противодействия наркотикам;
* стимулирование коммерческих и финансовых структур, принимающих участие в борьбе против наркотиков.
При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно.
Hа международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны. прежде всего, Организации Объединенных Hаций в рамках ЮHДКП.
Прежде всего, это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООH и ее специализированных организаций (в частности Всемирной организации здравоохранения).
Во-вторых, оказание практической помощи ряду стран-производителей наркотиков в плане переориентации крестьян на выращивание сельскохозяйственных структур (в первую очередь в ряде государств Латинской Америки).
В-третьих, ведение реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.
Что делается и что необходимо делать в России
Нужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.
При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.
В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой. Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.
Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.
В первую очередь, необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Необходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы.
Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании "Зона, свободная от наркотиков". При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.
При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики.
Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, или установят факты употребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. На основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда. При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы может быть признана "социально опасной". Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.
С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу "Молодежь и наркотики", в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.
Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:
* средства массовой информации;
* учебные заведения всех уровней;
* органы законодательной и исполнительной власти.
Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.
При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.
Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.
Важным событием в деле привлечения внимания общества к проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в Государственной Думе 2 марта 1998 года. Они позволили, прежде всего, сделать шаг вперед в деле координации усилий как различных государственных ведомств, так к общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере.
С учетом принятого Государственной Думой и подписанного Президентом России Б. H. Ельциным федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" необходимо внесение дополнений и изменений в целый ряд федеральных законов, обеспечение контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше законом.
В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года).
В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности, предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотрено также введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и ряда других законодательных новелл. Однако до сих пор в области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными.
В июле 1994 года была образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Задача комиссии - проведение единой стратегии и тактики, координация усилий различных государственных органов в этой работе. Руководство Комиссией возлагается на вице-премьера правительства.
К сожалению, следует отметить, что по целому ряду причин, в том числе объективного характера, эффективность работы этой комиссии оказалась не слишком высокой.
Имеющаяся федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (принята постановлением Правительства 3 июня 1995 года) предусматривала также комплекс мер и шагов, включая разработку аналитических проектов, кампании в средствах массовой информации и в учебных заведениях.
Однако она не получила необходимого финансирования как из федерального, так и из местных бюджетов. По мнению экспертов, в рамках программы был накоплен определенный позитивный опыт, разработаны программы действий на региональном уровне в более чем 65 регионах страны, в 51 регионе созданы и действуют межведомственные комиссии. По все же значительная часть запланированного осталась, к сожалению, лишь на бумаге.
В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, ибо без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества.
Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.
Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.
К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
Со стороны России будет правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.
Hа предстоящей в июне 1998 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООH по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркоманией целесообразно представить соответствующие материалы о борьбе с наркоманией в России как по линии государственных органов, так и неправительственных организаций.
Hеобходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СHГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Hидерланды, Китай).
Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных штампах в паспортах граждан ближнего зарубежья, наличие которых сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.
Очевидна необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса. Правовая база для этого имеется, в том числе и объявленные письмом ЦБР *479 от 3 июля 1997 года Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации.
Особое внимание нужно уделить созданию практически в каждом регионе Российской Федерации Центров реабилитации лиц, употребляющих наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.
Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 30 до 60 процентов от потребности.
Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми "звездами" музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.
В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие.
Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.
Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.
Заключение
Подводя итоги проведенного анализа, необходимо отметить, что основная задача, которую я пыталась решить в этой работе, заключалась в получении относительно надежных представлений о самых общих социальных координатах отечественного наркотизма. Именно поэтому я уделила столько места многократной перепроверке, казалось бы, давно известных общих характеристик масштабов и социальной локализации современного отечественного наркотизма.
Особо отмечу, что, вопреки широко распространяемой версии о крайней сложности (приближающейся к практической невозможности) отказа от наркотиков (выхода из наркотической зависимости) после их относительно регулярного (многократного) употребления, примерно половину общей численности всех неслучайных потребителей наркотиков (и одну пятую от числа всех имеющих опыт их использования) составляют бывшие относительно активные потребители, чье былое увлечение ушло в прошлое.
Это обстоятельство необходимо подчеркнуть не для того, чтобы обосновать представление о безобидности приобщения к наркотикам (чего опасаются сторонники "ослепляющей" антинаркотической пропаганды), а для того, чтобы поиск защиты от угроз наркотизма опирался на реальные факты, а не на картины, рожденные воображением, охваченным паническим ужасом.
Анализ полученной информации позволяет предположить, что, несмотря на некоторые атрибуты открытости наркотической среды для любопытствующих дегустаторов, основное ядро наркотизма находится в достаточно закрытой для внешних наблюдателей области, со своей системой смыслов, ценностей и норм. Для подавляющего большинства имеющих опыт употребления наркотиков этот опыт достаточно ограничен по своему объему и является либо разовым случайным эпизодом в их биографии, либо быстро проходящим временным увлечением, как правило, быстро вытесняемым актуальными жизненными программами.
Однако отсутствие таких программ или ослабление их мотивирующего значения создает условия для более глубокого вовлечения молодых людей, лишенных ценностно-нормативного иммунитета, в наркотическую среду и ее субкультуру.
Данная ситуация требует выработки стратегии антинаркотической политики, как минимум, различающей борьбу с собственно наркоманией, осуществляемую, главным образом, органами здравоохранения; борьбу с наркобизнесом (производством и распространением наркотиков), осуществляемую, главным образом, силовыми структурами; и предупреждение наркотизма, осуществляемое органами просвещения и образования. При этом основные усилия и ресурсы антинаркотической работы должны быть направлены не столько на тактические операции по преследованию уличных торговцев, сколько на снижение реального спроса на наркотики со стороны потенциальных потребителей. В целом, эффективная антинаркотическая стратегия, на мой взгляд, должна быть нацелена в первую очередь на постепенное снижение спроса на наркотики.
Несмотря на постоянно увеличивающийся поток антинаркотических публикаций и выступлений, наркотизм продолжает оставаться одной из наиболее мифологизированных сторон не только общественного, но и профессионального сознания.
Литература
Ахмедов Г., Кадыров М. Наркомания. Преступность. Ответственность. - Ташкент: Узбекистан, 1989.
Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987. - 336 с.
Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. - Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997.
Габиани А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 1990.
Габиани А. Наркотики в среде учащейся молодежи // Социологические исследования, 1990, N 9, с. 84-91.
Габиани А. Кто такие наркоманы? //Социологические исследования, 1992, N 2.
Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения, 1996, N 1, с. 80-84.
Гилинский Я.И. Война с наркотиками или мирное сосуществование: Тезисы конференции по проблемам девиантного поведения, 1998.
Гусев С.И. Актуальные проблемы борьбы с наркоманией // Советское государство и право, 1988, N5.
Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д.Наркомании и токсикомании. - Л.: Медицина, 1990. - 208 с.
Карпов В.Г., Лисовская Е.Б. Жизненнный путь наркомана как объект междисциплинарного исследования // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. - М., 1992.
Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. - М.: Педагогика, 1991.
Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. - М.: Просвещение, 1991.
Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы. // Социологические исследования, 1998, N 8, с. 65-68.
Шакиров М. Ш. Наркобизнес в России. - "Человек и закон" - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1998. - 425 с.