СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА И СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ........................................................................................................ 4

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ............................... 7

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 19

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................. 20

ВВЕДЕНИЕ

          В поведении человека одной из важнейших функциональных составляющих является побуждение. Оно обеспечивает активизацию и направленность поведения и связано с понятиями мотива и мотивации. Последние включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом [1].

Среди множества понятий, используемых в психологии для описания и объяснения побудительных аспектов в поведении человека, наиболее общими и чаще всего применяемыми являются понятия «мотив» и «мотивация» [1-5]. В связи с этим особый интерес представляет всестороннее изучение мотивации как одного из важнейших свойств личности.

Цель работы: изучить существующие представления о мотивации как свойстве личности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.     Раскрыть понятия «мотив» и «мотивация».

2.     Охарактеризовать структуру мотивационной сферы личности.

3.     Дать краткое описание основных психологических теорий мотивации.

4.     Выявить взаимосвязь мотивации и деятельности.

5.     Раскрыть особенности формирования и развития мотивации личности.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВА И

СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека [1].

В настоящее время мотивацию рассматривают как [1, 2]:

1.     систему факторов, детерминирующих поведение;

2.     характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Наиболее часто используемым определением мотивации является следующее [1]: мотивация – это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Часто внутренние факторы называют личностными диспозициями и тогда выделяют диспозиционную и ситуационную мотивации. Практически любое действие человека можно рассматривать как двоякодетерменированное: диспозиционно и ситуационно. Сиюминутное, актуальное поведение человека представляет собой не реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а является результатом непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Следовательно, мотивации можно рассматривать как циклический процесс непрерывного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение, т.е. мотивация является процессом непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий, т.е. представляет собой множество диспозиций [1].

Диспозиции (мотивы) являются составляющими мотивационной сферы человека. Различают органические, материальные, социальные и духовные мотивы, которые в свою очередь обуславливают потребности и цели, слагая тем самым мотивационную сферу человека [1-5].

Потребность [1] – это состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность является отличительной чертой всего живого. Она приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психологические процессы и органы, поддерживая активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено. Потребности хранятся в долговременной памяти. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого. Основные характеристики человеческих потребностей [2]:

1.     сила;

2.     периодичность возникновения;

3.     способ удовлетворения;

4.     предметное содержание (совокупность объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Цель [1] – это непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Мотивационную сферу человека оценивают по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимают качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Мотивационная сфера является более гибкой, если для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизированность [1] – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения выступают также интересы, задачи, желания и намерения. Интерес [1]– это особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Интересу соответствует особый вид деятельности, получивший название ориентировочно-исследовательский. Высший уровень развития такой деятельности – научные и художественно-творческие изыскания.

Задача [1] – это частный ситуационно-мотивационный фактор, возникающий, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения [1] – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения выполняют в мотивации не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они в большей степени обуславливают стиль, а не направленность поведения.

Мотивация человека может быть сознательной и бессознательной [2]. Многие психологические проблемы могут быть решены, если придерживаться точки зрения, согласно которой истинные мотивы людей не обязательно таковы, какими они кажутся.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем «мотив». Совокупность последних, наряду с потребностями, целями, интересами, задачами, желаниями и намерениями определяет мотивационную сферу человека, для которой характерны такие свойства, как широта, гибкость и иерархизированность.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

          Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий несколько десятков.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека располагаются между двумя философскими позициями: рационализмом и иррационализмом [1, 2]. Согласно первой, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными, наделенное разумом, мышлением, сознанием, обладающее волей и свободой выбора действий, что и определяет его поведение. Согласно второй (распространяющейся преимущественно на животных), поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях. Позднее возникли теория принятия решений (связанная с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, делающим экономический выбор) и теория автомата (связанная с теорией рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия).

Во второй половине XIX в. возникла эволюционная теория Ч. Дарвина (свидетельствующая об общих формах поведения у человека и животных), под влиянием которой в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов человека, что привело к появлению теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдауголла (конец XIX – начало XX века). Согласно данной теории все формы человеческого поведения обусловлены врожденными инстинктами, по Фрейду - инстинктами жизни, смерти и агрессивности; по Макдауголлу [1, 2]– инстинктами изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивности, отвращения, самоунижения и самоутверждения и др.

          В 20-е годы XX века на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. Оба понятия – «инстинкт» (являются врожденными) и «потребность» (может приобретаться и меняться в течение жизни) – характеризовались отсутствием взаимосвязи с психическими факторами. Поэтому они были заменены понятием «влечение», под которым подразумевалось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

          В это же время возникает (и разрабатывается по сегодняшний день) поведенческая (бихевиористская) теория мотивации, детерменистически объясняющая поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. Параллельно с указанной теорией появляется и существует в настоящее время теория высшей нервной деятельности, раскрывающая психофизиологические основы регуляции движений, предлагающая модель функциональной системы, объясняющей динамику поведенческого акта и др. Кроме того, в данный период времени появляется и развивается поныне теория органических потребностей животных, объясняющая механизмы работы и функционирования биологических потребностей с физиологической точки зрения.

          Начиная с 30-х годов XX века появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку (теории К. Левина, А. Маслоу, Г. Оллпорт и мн. др.). В рамках этой концепции были предложены новые варианты классификации потребностей человека.

          Во второй половине XX века теории потребностей были дополнены мотивационными концепциями Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера. Общими для всех них являются следующие положения [1-3]:

1.     Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.

2.     Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационной источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает (не является для него основным мотивационным принципом).

3.     Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не активен, а изначально активен, что источники его имманентной активности – мотивации – находятся в нем самом, в его психологии.

4.     Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерменации его поведения.

5.     Стремление ввести в научный оборот специфические понятия (например, социальные потребности, мотивы, когнитивные факторы и др.).

6.     Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных (пищевой, физических стимулов и др.).

7.     Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека.

В отечественной науке в этот период времени появляется теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека (созданная А.Н. Леонтьевым), согласно которой [1, 2] в самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связанные с ними.

          Среди новейших психологических концепций мотивации можно выделить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, согласно которой одним из главных факторов, управляющих поведением человека является противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

          В настоящее время широко распространена общая теория мотивации (предложена Д. Аткинсоном) [1, 2], объясняющая поведение человека, направленное на достижение определенной цели. Сила стремления человека к достижению поставленной цели (М) по Аткинсону, может быть установлена при помощи следующей формулы:

М = ПдуВдцЗдц,

где М – сила мотивации (стремления); Пду– сила мотива достижения успехов как личностной позиции; Вдц – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; Здц – личностное значение достижения данной цели для человека.

          В качестве другого примера символического представления системы взаимодействующих факторов, влияющих на поведение человека, можно привести формулу Ю. Роттера:

ВРх, S1,Ra = f[Eх, S1,Ra &RVa,S1],

          где ВР – поведенческий потенциал, понимаемый как гипотетическая величина или сила, определяющая собой стремление человека реализовать определенную цель Ra; х – соответствующая данной цели форма поведения; Eх – ожидание того, что данное поведение приведет к желаемой цели Ra; S1 – ситуация, в которой в данный момент времени находится человек; ВРх, S1,Ra – поведенческий потенциал, связанный с формой поведения х в ситуации S1, рассчитанной на достижение цели Ra; RV – ценность или значимость для человека достижения цели Ra в ситуации S1; & знак обязательного объединения, совместного действия соответствующих переменных [1, 2].

          Большую роль в современных теориях мотивации играет понятие инструментального действия, т.е. действия, служащего средством достижения цели, отличной от его собственного результата [1]. В соответствии с данной моделью мотивации, для того чтобы предсказать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, важно знать:

1.     какое значение лично для него имеет достижение поставленной цели;

2.     как он оценивает свои шансы на успех с точки зрения:

-         инструментальности тех или иных, возможных для него в данной ситуации действий;

-         своих способностей, связанных с выполнением данных действий.

Максимальной сила мотивации будет в том случае, если положительными и высокими окажутся все перечисленные переменные.

          Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков (казуальная атрибуция). Казуальная атрибуция непосредственно связана с регуляцией человеческих отношений и включает объяснение, оправдание или осуждение поступков людей.

          Особым видом казуальной атрибуции является приписывание ответственности за те или иные поступки. В результате исследований атрибуции ответственности установлено [1, 2]:

1.     индивиды, которые уже однажды были виновниками содеянного, склонны усматривать первопричину действий, подобных совершенным ими ранее и в аналогичных и в аналогичных ситуациях, в личностных качествах людей, а не в складывающихся независимо от них обстоятельствах;

2.     при невозможности отыскать рациональное объяснение случившемуся, исходя из сложившихся обстоятельств, человек проявляет склонность видеть эту причину в другом человеке;

3.     большинство людей проявляет явное нежелание признавать случай как причину их собственного поведения;

4.     в случае тяжелых ударов судьбы, затрагивающих кого-либо лично и касающихся значимых для него людей, человек не склонен искать причины этого только исключительно в сложившихся обстоятельствах, обвиняя себя или других в произошедшем или обвиняет саму жертву в случившемся;

5.     иногда жертвы насилия, будучи очень совестливыми и ответственными людьми, упрекают самих себя в том, что явились жертвами нападения, спровоцировав его;

6.     существует тенденция приписывать ответственность за несчастье тому человеку, которого оно постигло.

В. Вайнер выдвинул концепцию, согласно которой всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации (характеризует то, в чем человек усматривает причины своих успехов и неудач) и стабильности (постоянства или устойчивости действия соответствующей причины). Различные сочетания этих двух параметров определяют классификацию возможных причин успехов и неудач [1, 2]:

1.     сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха);

2.     старание (внутренний, изменчивый фактор успеха);

3.     случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха);

4.     способности (внутренний, устойчивый фактор успеха).

В настоящее время создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, основателями которой считаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и Х. Хекхаузен [3]. Согласно данной теории у человека есть два мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха, – мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е. берясь за какую-либо работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом; для них характерны: полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели, а также способность правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи; они выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам [3].

Люди, мотивированные на избегание неудачи [3], изначально настроены на неудачу, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность успеха, боятся критики; они характеризуются игнорированием объективной информации о своих способностях, завышенной или заниженной самооценкой, нереалистичным уровнем притязаний, неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий.

Важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда рядом с ним кто-то еще занимается тем же самым делом, кроме мотива достижения играет тревожность. Поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности [1, 2]:

1.     высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщение о неудаче;

2.     высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

3.     боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей, она доминирует на стремлением к достижению успеха;

4.     мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей, обычно она превышает опасение возможной неудачи;

5.     для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

6.     низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;

7.     личностная тревожность (ситуативно устойчивые проявления тревожности, связанные с наличием у человека соответствующей личностной черты) предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Таким образом, данные главы 2 свидетельствуют о наличии большого количества теорий мотивации, объясняющих с различных позиций поведение человека и животных.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

          Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К наиболее значимым социальным мотивам человека относятся: мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, личностная тревожность, самооценка, уровень притязаний, потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность [1-5].

          Самооценка [1]– это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. Самооценка зависит от результатов деятельности.

          Уровень притязаний [1] – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.

          Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется, как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, данный мотив выражается в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними [4]. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

          В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

          Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

          Мотив власти [5]можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Эмпирическими признаками наличия у человека данного мотива являются: постоянные и достаточно отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи; нежелание подчинятся другим людям, активное стремление к независимости; склонность управлять, доминировать над людьми в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с ними. «Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее источников либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради влияния на поведение и переживания других людей, которые, будучи предоставленными сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом» [3, С. 322].

          Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы [4, 5]. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапозоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда – мотивом помощи, иногда – заботы о других людях).

          Существует несколько социальных норм нравственного порядка, характерных для поведения человека в современном цивилизованном обществе и объясняющих альтруистическое поведение. К таким нормам можно отнести норму социальной ответственности и норму взаимности [5]. Первая побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней (вследствие старости, болезни, бедности, одиночества). Вторая морально обязывает человека платить за добро добром, являясь особенно сильной, если человеком по доброй воле, а не силой обстоятельств или по принуждению оказана помощь другому.

          Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию (эмпатии): чем больше он склонен к нему, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям.

          Агрессивность (враждебность) [1]– поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред (моральный, материальный, физический). Агрессивный человек обычно находят множество разумных оправданий своему поведению с использованием следующих способов [5]:

1.     сопоставление собственного агрессивного акта с личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что по сравнению с ним совершенные в отношении его действия не представляются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд;

2.     оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями;

3.     отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессивный акт;

4.     снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совместно с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоятельств;

5.     «расчеловечивание» жертвы путем «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого общения;

6.     постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению [4]. Первая заключается в склонности индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Вторая определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Таким образом, из материалов этой главы следует, что многие из мотивационных факторов не только обуславливают поведение, но и могут влиять на черты личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

Итак, представление о мотивации возникает при объяснении причин поведения человека. Любая форма поведения объясняется внутренними и внешними факторами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.д.), а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации).

Вышеизложенное позволяет заключить, что активизация и направленность поведения определяются особенностями мотивационной сферы личности, основными составляющими которой являются мотивы, потребности и цели. Причинное объяснение поступков человека (казуальная атрибуция) обуславливает возможность их предсказания, что является важным в общении и взаимодействии людей.

          Вместе с тем, степень выраженности различных мотивов позволяет личностно охарактеризовать человека.

          В настоящее время существует несколько десятков теории мотивации, что свидетельствует о большом интересе ученых к данной проблеме, подчеркивая ее актуальность и значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР КОМ, 1999.

3.     Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Просвещение, 1998.

4.     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Просвещение, 1993.

5.     Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Евразия, 1999.