Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
1. Экономическая сущность управленческого учета________________ 5
2. Варианты управленческого учета, его основные функции и задачи__ 7
3. Метод, способы и принципы управленческого учета______________ 9
4. Сравнительная характеристика финансового и управленческого видов бухгалтерского учета_________________________________________ 15
5. Практические возможности внедрения отдельных элементов управленческого учета на данном предприятии_________________________________ 24
6. Практическая часть._______________________________________ 25
Задание I.____________________________________________ 26
Задание II.___________________________________________ 29
Задание III.__________________________________________ 39
Задание IV.__________________________________________ 46
Задание V.___________________________________________ 49
Задание VI.__________________________________________ 52
Заключение__________________________________________________ 55
Список литературы__________________________________________ 56
Введение
Первые высказывания о необходимости формирования самостоятельной информационной системы об издержках производства и о том, какой ей быть, появились еще в начале XX в. в книге Г. Эмерсона «Производительность труда как основа оперативной работы и заработной платы». В данном сочинении впервые была предпринята попытка выделить учет издержек производства в самостоятельное направление учетной работы.
Другим важным обстоятельством, способствовавшим созданию управленческого учета как самостоятельной области бухгалтерского дела, было учреждение в США национальной ассоциации бухгалтеров-производственников, возникшей в октябре 1919 г. по инициативе Дж. Ли Никольсона — деятеля в области фабрично-заводского счетоводства. Эта ассоциация сыграла большую роль в развитии и переквалификации бухгалтеров США.
Практическим шагом на пути становления и развития бухгалтерского управленческого учета было выделение из общей бухгалтерской службы предприятия калькуляционной (управленческой) бухгалтерии. Создание двух самостоятельных бухгалтерий (финансовой и калькуляционной) связывалось прежде всего с расширением производства, ростом его концентрации, с централизацией капитала, с образованием крупных компаний, а также с необходимостью сохранения их коммерческой тайны.
Появление бухгалтерского управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской ассоциацией бухгалтеров (American Accounting Association), разработавшей в 1972 г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
1. Экономическая сущность управленческого учета
Суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью. Система учета способна выполнять указанную задачу одним из двух способов.
1. Она может обеспечивать управление путем увязки реальных количественных показателей с планируемыми. Исторически это было главной задачей внутренних систем учета в доперестроечное время.
2. Система может содействовать планированию и принятию решений путем представления количественной информации, которая помогает оценить альтернативные варианты действий. Такое использование систем учета является новым для создаваемых у нас систем.
От управленческого учета обязательно требуется основное внимание уделять будущему и тому, что можно сделать, чтобы повлиять на ход дел. Прошлое нельзя изменить, но его можно исследовать с целью руководства на будущее.
В настоящее время в России не установлено законодательно-правовых требований к системам управленческого учета. От финансового учета требуется соответствие установленных государственным планом бухгалтерских счетов. Системы управленческого учета могут принимать при этом любые формы, в которых нуждается предприниматель. С развитием предпринимательства будут развиваться и различные системы и организационные структуры, предназначенные для решения различных задач. Во многих случаях для принятия решений необходимо пользоваться знаниями о внешних событиях, обстановке на рынке и прочей неколичественной информацией.
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.[1] Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет представляет собой одновременно и систему, и область исследований. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета
Бухгалтерский управленческий учет— это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.
2. Варианты управленческого учета, его основные функции и задачи
Возможные варианты организации управленческого учета и взаимодействия его с системой финансового учета подробно рассматривались В.Ф. Палием и С.А. Николаевой. Речь идет о двухкруговой (вариант автономии, или дуализма) и однокруговой (интегрированной, или вариант монизма) системах организации бухгалтерского учета.
При варианте автономии каждая из систем учета — финансового и управленческого — является замкнутой. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой — по статьям калькуляции.
При однокруговой (интегрированной) системе учета счета-экраны не применяются и используется единая система счетов и бухгалтерских проводок.
Счета управленческого учета, имеющие сальдо, относятся одновременно к управленческому и финансовому учету. Для сохранения коммерческой тайны на счетах финансового учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета.
Функции управления и информация, обеспечивающая их дей-ственность, позволяют сформулировать функции управленческого учета:
обеспечить информацией, необходимой для текущего планирования, все уровни управления, контроля и принятия оперативных управленческих решении;
формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня;
оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделении и предприятия в целом в достижении цели;
перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.
К конкретным практическим задачам управленческого учета следует отнести :
- выявление областей наибольшего риска и узких мест в деятельности предприятия;
- формирование ценовой политики предприятия, в том числе пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;
- формирование ассортиментной политики и выявление убыточных видов продукции;
- оценка эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.
3. Метод, способы и принципы управленческого учета
В система управленческого учета его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он остоит из следующих элементов: документация; инвентаризация; оценка, группировка и обобщение, контрольные счета; планирование, нормирование и лимитирование; анализ; контроль.
Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет в общей системе учета является основным источником информации для финансового и управленческого учета.
Применительно к специфике предприятия комплексный подход к организации первичного учета обеспечивает:
дальнейшее совершенствование оперативно-календарного плани-рования, оперативного контроля и диспетчирования хода производства;
комплексную разработку каждой учетной задачи производства и полную увязку всех задач оперативного учета между собой и с задачами оперативно-календарного планирования, учета выработки и начисления заработной платы, контроля за правильным использованием материальных ценностей в производстве; учета незавершенного производства;
разработку и внедрение единого для финансового и управленческого учета документооборота, упорядочение и унификацию первичной документации;
строгий контроль за расходованием материальных и трудовых ресурсов, за соответствием размеров оплаты труда списанию материалов согласно количеству изготовленной продукции;
сохранность заготовок, деталей, узлов и полуфабрикатов в процессе их движения по стадиям обработки, потребления и хранения;
улучшение организации складского учета деталей, узлов и сборочных единиц за счет оборудования специальных мест хранения, обеспечения современными весоизмерительными и аналитическими устройствами;
закрепление за должностными лицами отдельных коллективов (бригад, участков и т. п.) функций по оформлению учетной документации или сбору информации с машинных устройств, повышение персональной ответственности за правильность оформления, полноту сбора информации;
достоверность и своевременность информации о производстве путем использования балансов учета движения деталей, полуфабрикатов в управленческом и финансовом учете в виде сводных документов;
переход к механизированному сбору, передаче и обработке информации о движении деталей, узлов и полуфабрикатов и получению на основе первичного учета результирующей информации с помощью персональных ЭВМ на разных уровнях управления;
своевременную и полную в течение определенного отчетного периода проверку данных оперативного учета в сопоставлении с фактическим состоянием, размерами и комплектностью незавершенного производства с помощью инвентаризации, что одновременно позволяет улучшить информационную базу планнрования производства и нормирование запасов по местам возникновения заделов.
Инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.
Группировка и оценка, использование контрольных счетов — способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.
Контрольные счета — составная часть элемента классификации позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном физического и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей. Контрольный счет — это итоговый счет, где записи производят по итоготовым суммам операций данного периода. Так, записи, произведенные в карточках складского учета, должны соответствовать хронологическим записям в журнале регистрации операций, накопительным ведомостям в разрезе наименований материалов и конрольному счету, куда заносят итог всех операций, систематизированных по определенному признаку в накопительной ведомости;
Планирование, нормирование и лимитирование — входят в систему правления предприятием. Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего, использует методы выбора альтернативных решений, направления которых имеют как общий, так и частный характер. Планирование только тогда эффективно, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности. Анализ проводится по данным информации, сгруппированной и обработанной в соответствии с целями управления в управленческом учете.
Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.
Без нормативного хозяйства невозможна организация системы управленческого учета и контроля за состоянием запасов и фактических затрат. Нормы как основа системы, контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям.
Как показывает опыт создания нормативной базы, основой для планирования, организации и учета производства являются технологические расчеты. Нормативные технологические показатели увязывают технико-экономическое планирование с оперативно-производственным еще на стадии технической подготовки производства. Плановые и нормативные показатели определяют систему показателей учета производства, что в немалой степени способствует сопоставимости показателей нормирования, планирования, учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу производственного учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений и уровне внутреннего хозяйствования.
Таким образом, нормы могут быть использованы при планировании, поскольку они выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты.
Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит- установление границ выдачи, исходя из нормы расходов ресурса на единицу продукции, установленной технологической документацией, и планируемой производственной программы каждому производственному подразделению.
Система лимитирования должна состоять не только из расча лимита отпуска материалов цехом, но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.
Анализ. В силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными составляющими. В сферу изучения попадает как производственная деятельность всего предприятия, так и отдельных подразделений, выраженная экономическими показателями. Выбор показателей определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.
Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.
В заключение следует отметить, что все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.
Управленческий учет, концентрируя информацию в объеме, необходимом для принятия управленческих решений руководством предприятия различных уровней, строится на соблюдении следующих общесистемных принципов формирования информации:[2]
• Принцип опережения данных для принятия управленческих решений. При этом гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов и доходов, чем констатация упущенных возможностей. Принцип ответственности за последствия принятых решений. Если ответственность за результаты хозяйствования на всех уровнях управления отсутствует, вести управленческий учет нет смысла.
• Принцип целостности. Управленческий учет должен быть системным и обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учета и отчетности даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи.
• Принцип понятности. Представление данных в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей.
Информация управленческого учета предназначена для внутреннего управления предприятием и носит конфиденциальный характер.
4. Сравнительная характеристика финансового и управленческого видов бухгалтерского учета
Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом учете:
• в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете;
• на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета;
• методы финансового учета применяются и в управленческом учете;
• оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов. Следовательно, во избежание дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учета.
Однако наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.
Степень взаимосвязи между системами финансового и управленческого учета во многом зависит от особенностей структуры действующего Плана счетов.
Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наряду с этим имеются принципиальные отличия по следующим вопросам:
1. Обязательность ведения учета.
Ведение бухгалтерского финансового учета предусмотрено законодательством, т.е. обязательно. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О бухгалтерском учете»[3] «руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ... искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ». Бухгалтерский финансовый учет ведется по требуемой форме и с требуемой степенью точности независимо от желания руководства предприятия.
В отношении бухгалтерского управленческого учета в специальной экономической литературе обычно встречается точка зрения, согласно которой его ведение необязательно и всецело зависит от воли руководства. С этим согласиться трудно, если вспомнить, что важнейшими слагаемыми данного учета являются производственный учет и калькулирование. Учет издержек по местам возникновения затрат необходим организации, осуществляющей различные виды деятельности, при условии, что налог на прибыль от них рассчитывается по различным налоговым ставкам. Без поставленного должным образом управленческого учета эту задачу решить нельзя. В остальном же степень развития бухгалтерского управленческого учета зависит от задач, стоящих перед организацией, от уровня профессиональной подготовки ее руководства. При этом обязательно должно выполняться условие: затраты на сбор и подготовку управленческой информации должны быть ниже экономического эффекта от ее использования.
2. Цели ведения учета.
Цель финансового учета — составление финансовых документов для внешних пользователей. Как только финансовая отчетность готова, цель считается достигнутой.
Цель управленческого учета — обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля.[4] Цель управленческого учета во времени непрерывна, перманентна и достигается на короткий миг.
3. Пользователи информации.
Как отмечалось выше, потребителями информации финансового учета
являются внешние пользователи.
Информация управленческого учета, напротив, готовится для внутренних пользователей.
4. Методы ведения учета.
Важнейшими элементами метода финансового учета являются счета и
двойная запись, документация и инвентаризация.
Управленческий учет пользуется этими приемами, но не всегда. Запись информации необязательно ведется по двойной системе.
5. Свобода выбора.
Финансовый учет основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу финансовой информации, т.е. он до определенной степени централизован. Публичная финансовая отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке.
Управленческий учет, напротив, организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия, в чем и заключается его преимущество перед финансовым учетом. Общие принципы данного учета сводятся к тому, чтобы максимально обеспечить руководство полезной информацией. Управленческий учет в большей степени основан на логике и опыте или на общей приемлемости. В этом смысле можно говорить о децентрализации управленческого учета.
6. Используемые измерители.
Как известно, финансовый учет ведется в российской валюте — рублях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность.
В управленческом учете используются как денежные, так и неденежные измерители — в зависимости от их «полезности». Успешно применяются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры и т.д.) — в зависимости от отраслевой принадлежности организации, условно-натуральные показатели (условные банки — в консервной промышленности, условная жирность — в мыловаренной промышленности и т.д.). Для измерения рабочего времени могут применяться такие показатели, как человеко-часы, станко-часы, машино-часы.
7.Группировка затрат.
В финансовом учете затраты группируются по экономическим элементам. Под элементом понимается однородный вид затрат на производство. Группировка затрат по элементам призвана дать ответ на вопрос; что затрачено на производство в отчетном периоде? При этом не учитывается, где и на что израсходованы средства. ПБУ 9/10 «Расходы организации» для целей ведения финансового учета определен следующий перечень экономических элементов:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.
Такая классификация затрат позволяет определить в финансовом учете результат (прибыль или убыток) по обычным видам деятельности.
В управленческом учете затраты группируются по носителям затрат в разрезе статей калькуляции. Под носителем затрат понимаются виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации как на внешнем рынке, так и внутри организации. Классификация затрат по статьям калькуляции дает ответ на вопрос: на что израсходованы ресурсы и где? Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Это связано с тем, что организация производственного учета как элемента управленческого учета является политикой предприятия в области управления затратами, т.е. «внутренней» политикой.
Для промышленных предприятий наиболее характерны следующие калькуляционные статьи:
• сырье и материалы;
• возвратные отходы (вычитаются);
• топливо и энергия на технологические нужды;
• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
• основная заработная плата производственных рабочих;
• дополнительная заработная плата производственных рабочих;
• отчисления на социальные нужды;
• расходы на подготовку и освоение производства;
• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
• потери от брака;
• цеховые расходы;
• общезаводские расходы;
• прочие производственные расходы;
• коммерческие расходы.
Однако каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты.
В результате различий в подходах к группировке затрат в финансовом и управленческом учете информация о прибыли формируется по-разному. По данным финансового учета можно рассчитать финансовый результат деятельности всей организации (эта информация представляется в форме № 2 финансовой отчетности «Отчет о прибылях и убытках»). Из информации управленческого учета можно узнать, насколько прибылен тот или иной вид продукции (работ, услуг).
8. Основной объект учета.
В финансовом учете хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
В управленческом учете основное внимание обращается на центры ответственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы.[5] Так, центрами ответственности могут быть цех, участок, бригада — на промышленном предприятии, секция — на предприятии торговли, отдел — в научно-исследовательской организации, отделение — в лечебном учреждении и т.д. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие (так называемые регулируемые издержки и доходы). Поэтому иногда управленческий учет называют учетом ответственности.
Выше уже назывались такие центры ответственности, как центр затрат, центр доходов, центр прибыли.
Ответственность за выполнение соответствующих показателей несет руководитель центра. Разбивая предприятие на центры прибыли, руководство считает этот показатель основным для оценки результатов деятельности своих менеджеров. (Такой подход более 40 лет практикуется в Великобритании.)
Принимая прибыль за основной оценочный показатель, руководствуются следующими правилами:
• рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всей фирмы;
• прибыль каждого подразделения должна быть сформирована объективно, независимо от размеров прибыли всей компании;
• результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.
Кроме выделения на предприятии центров затрат и центров прибыли управленческий учет допускает возможность формирования центров инвестиций.
Степень детализации мест возникновения затрат и их увязка с центрами ответственности устанавливаются администрацией предприятия. Таким образом, в управленческом учете внимание фокусируется как на хозяйственной деятельности в целом, так и на отдельных функциях.
9. Периодичность составления отчетности.
В финансовом учете периодичность составления отчетности устанавливается законодательными нормативными актами. Полный финансовый отчет составляется предприятием по итогам года, менее детальные — поквартально.
В управленческом учете отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно, а иногда — немедленно. Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодичность представления внутренней отчетности. Главный принцип — целесообразность и экономичность.
10. Степень надежности информации.
Финансовый учет документально подтвержден, но, несмотря на это, его оценки могут быть не абсолютно точными.
Информация управленческого учета во многом носит расчетный характер и зачастую не связана с операциями на счетах бухгалтерского учета. Администрации предприятия нужна своевременная информация, и здесь часто можно пойти на определенное ослабление требований к ее точности в пользу оперативности. В результате в управленческом учете часто используются приблизительные оценки.
11. Степень открытости информации.
Финансовая отчетность не представляет коммерческой тайны. Она является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами.
Информация управленческого учета, как отмечалось выше, обычно является коммерческой тайной предприятия. Она не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
12. Привязка во времени.
Финансовый учет отражает финансовую историю организации. В соответствии с принципом документальной обоснованности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Хотя данные финансового учета и принимаются во внимание при планировании, они все-таки носят «исторический» характер.
Управленческий учет содержит как «историческую» информацию, так и оценки и планы на будущее. Поэтому нередко говорят: цель финансового учета — показать, «как это было», а управленческого — «как это должно быть».
13. Базисная структура.
Финансовый учет строится на известном капитальном уравнении:
Актив = Собственный капитал + Внешние обязательства.
Структура информации управленческого учета зависит от запросов пользователей этой информации.
14. Методика расчета финансовых результатов.
В финансовом учете возможны две концепции. Первая предусматривает расчет прибыли как разности между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Это старая концепция, применяемая и управленческим учетом, она до сих пор является стандартом отечественного финансового учета.
Вторая концепция состоит в том, что прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами, собираемыми в отечественном учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Этот подход представляет собой современный стандарт финансового учета западных стран с рыночной экономикой и начал применяться в нашей стране с 1995 г.
В управленческом учете возможны иные подходы к определению финансового результата. Так, в соответствии с системой «директ-костинг» рассчитывается показатель маржинального дохода. (Подробнее об этом речь пойдет в гл. 3.) Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают применять этот подход для составления финансовой отчетности.
15. Связь с другими дисциплинами.
Финансовый учет основан главным образом на собственном методе. Управленческий учет тесно связан с иными дисциплинами — микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.
5. Практические возможности внедрения отдельных элементов управленческого учета на данном предприятии
Важным фактором при создании системы управленческого учета является ее экономическая эффективность. Это те выгоды, которые предприятие получает от наличия системы учета за счет улучшения качества принимаемых решени. Внедрение и эксплуатацию системы управленческого учета только тогда можно считать оправданными, когда полученный в результате положительный эффект превосходит необходимые для создания данной системы затраты.
На практике , по моему мнению, можно применить следующие элементы управленческого учета :
- создание централизованной управленческой структуры бухгалтерской службы;
- организация документооборота для сбора оперативной управленческой информации;
- автоматизация системы учета;
- обеспечение сохранности и конфиденциальности управленческой информации;
- создание системы отчетности, удобной для принятия управленческих решений;
- интеграция бухгалтерского финансового и управленческого учета.
6. Практическая часть.
Исходные данные по предприятию.
Предприятие производит кирпич строительный. Производство кирпича осуществляется в чстырех производственных цехах - переделах (основное производство):
- 1-ый передел производит добычу глины;
- 2-ой передел осуществляет формовку кирпича-сырца;
- 3-ий передел - сушка кирпича,
- 4-ый передел - обжиг кирпича.
Также имеется вспомогательное производство, которое состоит из трех цехов:
- ремонтный цех производит ремонт и наладку оборудования основного и вспомогательных производств, зданий и помещений по заводским заказам;
- автотранспортный цех оказывает автотранспортные услуги внутри предприятия;
- котельный цех производит выпуск горячей воды для обслуживания всех подразделений предприятия.
Задание I.
На основе данных (табл. 1) сгруппируйте затраты на производство по статьям калькуляции и экономическим элементам.
Перечень элементов затрат и статей расходов
Таблица 1
№ п/п |
Наименование расходов |
Сумма, руб. |
I вариант |
||
1. |
Топливо и энергия на технологические цели |
15805 |
2. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
25343 |
3. |
Материальные затраты |
50289 |
4. |
Общехозяйственные расходы |
2670 |
5. |
Отчисления на социальные нужды |
16679 |
6. |
Потери от брака |
1090 |
7. |
Сырье и материалы |
21255 |
8. |
Вспомогательные материалы |
4905 |
9. |
Амортизация основных фондов |
15468 |
10. |
Затраты на оплату труда |
30109 |
11. |
Общепроизводственные расходы |
10083 |
12. |
Основная з/плата производственных рабочих |
22890 |
13. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
1908 |
14. |
Прочие затраты |
2951 |
15. |
Отчисления на социальное страхование |
9547 |
Задание рекомендуется выполнять по форме приложений 1,2.
Решение.
Затраты на производство по экономическим элементам.
№ п/п |
Элементы затрат |
Сумма, руб. |
1. |
Материальные затраты : – топливо и энергия на технологические цели – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – материальные затраты – общехозяйственные расходы – сырье и материалы – вспомогательные материалы – общепроизводственные расходы – потери от брака |
131440 15805 25343 50289 2670 21255 4905 10083 1090 |
2. |
Затраты на оплату труда : – затраты на оплату труда – основная заработная плата производственных рабочих – дополнительная заработная плата производствен-ных рабочих |
54907 30109 22890 1908 |
3. |
Отчисления на социальные нужды : – отчисления на социальные нужды – отчисления на социальное страхование |
26226 16679 9547 |
4. |
Амортизация: – амортизация основных фондов |
15468 15468 |
5. |
Прочие затраты |
2951 |
ИТОГО: производственная себестоимость готовой продукции |
230992 |
Затраты на производство по статьям калькуляции.
№п/п |
Статья расходов |
Сумма, руб. |
1. |
Сырье и материалы: - сырье и материалы - материальные затраты - вспомогательные материалы |
76449 21255 50289 4905 |
2. |
Возвратные отходы |
- |
3. |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций |
- |
4. |
Топливо и энергия на технологические цели |
15805 |
5. |
Заработная плата производственных рабочих - затраты на оплату труда - основная з/плата производственных рабочих - дополнительная з/плата производственных рабочих |
54907 30109 22890 1908 |
6. |
Отчисления на социальные нужды - отчисления на социальные нужды - отчисления на социальное страхование |
26226 16679 9547 |
7. |
Расходы на подготовку и освоение производства |
- |
8. |
Общепроизводственные расходы |
10083 |
9. |
Общехозяйственные расходы |
2670 |
10. |
Потери от брака |
1090 |
11. |
Прочие производственные расходы : - прочие затраты - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - амортизация основных фондов |
43762 2951 25343 15468 |
ИТОГО:производственная себестоимость готовой продукции |
230992 |
Задание II.
На основании данных для выполнения задания (табл. 2; 3; 4; 5) составить ведомости учета затрат по вспомогательным цехам и исчислить себестоимость горячей воды, транспортных работ, заказов по ремонту.
1. Хозяйственные операции
Таблица 2
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма,руб. |
1. |
Отпущены материалы на содержание помещения: |
1060 |
- котельного цеха |
320 |
|
- гаража |
640 |
|
- ремонтного цеха. |
100 |
|
2. |
Израсходовано: |
11300 |
- угля в котельной |
4900 |
|
- бензина |
6400 |
|
3. |
Начислена з/плата: |
5120 |
- операторам котельной |
1430 |
|
- шоферам |
2400 |
|
- аппарату управления котельного цеха |
340 |
|
- аппарату управления автотранспортного цеха |
500 |
|
- аппарату управления ремонтного цеха |
450 |
|
4. |
Начислен износ основных средств: |
1025 |
- по котельному цеху |
235 |
|
- по автотранспортному цеху |
440 |
|
- по ремонтному цеху |
350 |
|
5. |
Получено энергии: |
1840 |
- котельной |
460 |
|
- гаражом |
830 |
|
- ремонтным цехом |
550 |
2. Услуги котельной по плановой себестоимости оцениваются из
расчета:14 руб. за 1 т. м3
3. Услуги автотранспортною цеха по перевозке угяя оцениваются
из расчета:150 руб. за 1 тыс. т. км.
4.Отчет цехов об оказанных услугах
Таблица 3
№ п/п |
Цехи-потребители |
Горячая вода, тыс. м3 |
Услуги а/тр-а, тыс. т/км |
1. |
Основное производство: |
450 |
76,3 |
1-ый передел |
40 |
28,5 |
|
2-ой передел |
190 |
16,2 |
|
3-ий передел |
130 |
13,2 |
|
4-ый передел |
90 |
18,4 |
|
2. |
Вспомогательное производство: |
100 |
5,4 |
- ремонтный цех |
60 |
2,7 |
|
- котельная |
- |
2,7 |
|
- гараж |
40 |
- |
|
3. |
Заводоуправление |
50 |
1,0 |
Итого: |
600 |
82,7 |
Себестоимость единицы услуг, руб;
5. Остатки НЗП на начало месяца по ремонтному цеху, руб:
Таблица 4
№ п/п |
Статья расходов |
Заказ 101 |
Заказ 103 |
1. |
Сырье и материалы |
950 |
115 |
2. |
Возвратные отходы |
- |
10 |
3. |
Основная з/плата производственных рабочих |
584 |
55 |
4. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
47 |
5 |
5. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
243 |
23 |
6. |
Общегосударственные расходы |
920 |
92 |
ИТОГО: |
2744 |
280 |
6. Выписка из ведомости распределения расхода основных материалов и заработной платы по ремонтному цеху, руб:
Таблица 5
№ п/п |
Вид затрат |
Заказ 101 |
Заказ 103 |
1. |
Материалы |
1050 |
- |
2. |
Возвратные отходы |
80 |
- |
3. |
Основная з/плата производственных рабочих |
651 |
100 |
7. Дополнительная з/плата производственных рабочих ремонтного цеха в текущем месяце составляет 8 % от основной з/платы производственных рабочих.
8. На начало текущего месяца в ремонтном цехе были открыты заказы №101 - наладка оборудования в цехе 3 (сушка кирпича), № 103 - ремонт помещения автотранспортного цеха.
В отчетном месяце выполнен заказ N 103, заказ №101 переходит на следующий месяц.
Для выполнения задания II рекомендуется использовать формы приложений 3; 4; 5; 6.В начале исчислить себестоимость горячей воды, эатем транспортных работ.
Решение.
Ведомость учета затрат по котельной, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
320 4900 |
1430 340 |
630 |
- |
235 |
460 |
8315 |
ИТОГО: |
5220 |
1770 |
630 |
- |
235 |
460 |
8315 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=1770*35,6%=630руб.
Ведомость учета затрат по автотранспортному цеху, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
640 6400 |
2400 500 |
2506 |
- |
440 |
830 |
13716 |
ИТОГО: |
7040 |
2900 |
2506 |
- |
440 |
830 |
13716 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=7040*35,6%=2506руб.
Ведомость распределения стоимости услуг
котельного и автотранспортного цехов.
№ п/п |
Цехи - потребители |
Горячая вода |
Услуги автотранспорта |
||
Кол-во, тыс.м3 |
Сумма, руб. |
Кол-во, тыс.т/км |
Сумма, руб. |
||
1. |
Основное производство: - 1-ый передел - 2-ой передел - 3-ий передел - 4-ый передел |
450 40 190 130 90 |
6236 554 2633 1802 1247 |
76,3 28,5 16,2 13,2 18,4 |
12655 4727 2687 2189 3052 |
2. |
Вспомогательное производство: - ремонтный цех - котельный цех - автотранспортный цех |
100 60 - 40 |
1386 832 - 554 |
5,4 2,7 2,7 - |
895 447,5 447,5 - |
3. |
Заводоуправление |
50 |
693 |
1,0 |
166 |
ИТОГО:Себестоимость услуг, руб. |
600 |
8315 |
82,7 |
13716 |
Из ведомости учета затрат по котельной видно, что себестоимость услуг равна 8315 руб.
Себестоимость горячей воды за 1тыс.м3 =8315/600=13,86 руб.
Из ведомости учета затрат по автотранспортному цеху видно, что себестои-мость услуг равна 13716 руб.
Себестоимость транспортных работ за 1 тыс.т/км=13716/82,7=165,85 руб.
Ведомость учета затрат по ремонтному цеху, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Кредит счетов |
||||||
Ма-тери-алы |
Расче-ты с персо-налом по оп-лате труда |
Расчеты по соци-альному страхованию и обеспе-чению |
Вспо-мога-тель-ное произ-вод-ство |
Износ основных средств |
Проч-ие счета |
Итого |
||
1. |
Общепроиз-водственные расходы |
100 |
450 |
160 |
- |
350 |
550 |
1610 |
ИТОГО: |
100 |
450 |
160 |
- |
350 |
550 |
1610 |
Расчеты по соц.страх.и обеспечению=з/пл*35,6%=450*35,6%=160руб.
Ведомость распределения общепроизводственных расходов
ремонтного цеха по заказам, руб.
№ п/п |
№ заказа |
Основная з/пла-та производ-ственных рабочих |
Основное сырье и материалы |
Итого: (3+4) |
Коэффи-циент рас-пределе-ния |
Общепро-извод-ственные расходы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
101 |
651 |
1050 |
1701 |
0,944 |
1520 |
2. |
103 |
100 |
- |
100 |
0,056 |
90 |
Итого: |
751 |
1050 |
1801 |
1 |
1610 |
Коэффициент распределения по 101 закзу=1701/1801=0,944
Коэффициент распределения по 103 закзу=100/1801=0,056
Сумма общепроизводственных расходов, взятая из ведомости учета затрат по ремонтному цеху, распределяется с помощью коэффициента распределения:
Заказ 101: 1610*0,944=1520;
Заказ 102: 1610*0,056=90;
Карточка учета затрат на производство по заказам.
Заказ № 101 Дата открытия заказа-прошедший месяц
Дата окончания заказа-следующий месяц
Показатели |
Сы-рье и мате-риа-лы |
Воз-врат-ные отхо-ды |
Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Отчис-ления на соц. страхо-вание |
Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования |
Обще-произ-водст-венные расхо-ды |
Поте-ри от брака |
Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды |
Итого: |
Остаток на начало месяца |
950 |
- |
584 |
47 |
243 |
- |
920 |
- |
- |
2744 |
Затраты за месяц |
1050 |
-80 |
651 |
52 |
250 |
- |
1520 |
- |
- |
3443 |
Итого затрат с остатком |
2000 |
-80 |
1235 |
99 |
493 |
- |
2440 |
- |
- |
6187 |
Списано на: - себесто-имость брака - себесто-имость готовой продук-ции |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Остаток на конец м-ца |
2000 |
-80 |
1235 |
99 |
493 |
- |
2440 |
- |
- |
6187 |
Карточка учета затрат на производство по заказам.
Заказ № 103 Дата открытия заказа-прошедший месяц
Дата окончания заказа-отчетный месяц
Показатели |
Сы-рье и мате-риа-лы |
Воз-врат-ные отхо-ды |
Основ-ная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Дополнительная з/плата произ-водст-венных рабочих |
Отчис-ления на соц. страхо-вание |
Расходы на содер-жание и эксплуатацию обо-рудования |
Обще-произ-водст-венные расхо-ды |
Поте-ри от брака |
Обще-хозяй-ствен-ные расхо-ды |
Итого: |
Остаток на начало месяца |
115 |
-10 |
55 |
5 |
23 |
- |
92 |
- |
- |
280 |
Затраты за месяц |
- |
- |
100 |
8 |
38 |
- |
90 |
- |
- |
236 |
Итого затрат с остатком |
115 |
-10 |
155 |
13 |
61 |
- |
182 |
- |
- |
516 |
Списано на: - себесто-имость брака - себесто-имость готовой продук-ции |
115 115 |
-10 -10 |
155 155 |
13 13 |
61 61 |
- - |
182 182 |
- - |
- - |
516 516 |
Остаток на конец месяца |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Задание III.
Отразить порядок учета затрат и калькулирования себестоимости продукции при попередельном методе, определить себестоимость единицы готовой продукции, используя следующие данные:
1. Выписка из ведомости распределения метериалов, топлива, энергии и заработной платы, руб:
Таблица 6
№ п/п |
Вид затрат |
Переделы |
|||
Добыча глины |
Формовка кирпича-сырца |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
||
1. |
Вспомогательные материалы |
64621 |
30723 |
31682 |
172920 |
2. |
Топливо, энергия на технологические цели |
132990 |
115500 |
165000 |
211200 |
3. |
Основная з/плата произ-водственных рабочих |
199320 |
191400 |
132000 |
396000 |
2. Дополнительная э/плата по всем переделам составила 91872 руб.и распределяется пропорционально основной з/плате.
3. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования к основной з/плате по всем переделам составили:
- добыча глины - 90 %;
- формовка кирпича-сырца - 110 %;
- сушка - 100 %;
- обжиг- 120%.
4. Общепроизводственные расходы по переделам составляют 50 % основной з/платы производственных рабочих.
5 Общехозяйственные расходы в сумме 122168 руб. и потери от брака 8086 руб.
6. Данные о выпуске продукции;
- добыча глины - 13000м3;
- на формовку ее передано -11400 м3;
- после формовки получено кирпича-сырца - 5600000шт.;
- после обжига получено годного кирпича - 5450000шт.
По остальному полученному на обжиг кирпичу произошел бой.
Задание III рекомендуется выполнять, используя приложения 7, 8, 9.
Решение.
Ведомость учета затрат на производство, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Переделы |
|||
Добы-ча глины |
Формов-ка кирпича |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
||
1. |
Полуфабрикаты собственного производства |
- |
1421425 |
2959432 |
4337725 |
2. |
Вспомогательные материалы |
64621 |
30723 |
31682 |
172920 |
3. |
Топливо и энергия на технологические цели |
132990 |
115500 |
165000 |
211200 |
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
199320 |
191400 |
132000 |
396000 |
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
19932 |
19140 |
13200 |
39600 |
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
78054 |
74952 |
51691 |
155074 |
7. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования: □ в том числе услуги вспомогательных производств |
826848 |
1010592 |
918720 |
1102464 |
8. |
Общепроизводственные расходы: □ в том числе услуги вспомогательных производств |
99660 |
95700 |
66000 |
198000 |
9. |
Общехозяйственные расходы |
- |
- |
- |
122168 |
10. |
Потери от брака |
- |
- |
- |
8086 |
ИТОГО: |
1421425 |
2959432 |
4337725 |
6743237 |
1.Расчет дополнительную з/платы.
Найдем соотношение дополнительной з/платы к основной з/плате: 91872/(199320+191400+132000+396000)=0,1
Рассчитаем дополнительную з/плату по переделам пропорционально основной з/плате:
1-ый передел : 199320*0,1=19932руб.
2-ой передел : 191400*0,1=19140руб.
3-ий передел : 132000*0,1=13200руб.
4-ый передел :396000*0,1=39600руб.
2.Расчет отчислений на социальное страхование и обеспечение:
1-ый передел : (199320+19932)*35,6%=78054руб.
2-ой передел : (191400+19140)*35,6%=74952руб.
3-ий передел : (132000+13200)*35,6%=51691руб.
4-ый передел :(396000+39600)*35,6%=155074руб
3.Расчет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования:
1-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*90%=826848руб.
2-ой передел : (199320+191400+132000+396000)*110%=1010592руб.
3-ий передел : (199320+191400+132000+396000)*100%=918720руб.
4-ый передел : (199320+191400+132000+396000)*120%=1102464
4.Расчет общепроизводственных расходов:
1-ый передел : 199320*50%=99660руб.
2-ой передел : 191400*50%=95700руб.
3-ий передел : 132000*50%=66000руб.
4-ый передел :396000*50%=198000руб.
Себестоимость 1 тыс.м3 глины: 1421425/13000*1000=109340,38руб.
Себестоимость 1тыс.шт кирпича: 6743237/5450000*1000=1237,29руб.
Калькуляционная ведомость,руб.
№ п/п |
Статья расходов |
Переделы |
Итого: |
|||
Добы-ча глины |
Формов-ка кирпича |
Сушка кирпича |
Обжиг кирпича |
|||
1. |
Сырье – глина |
1421425 |
- |
- |
- |
1421425 |
2. |
Вспомогательные материалы |
30723 |
31682 |
172920 |
235325 |
|
3. |
Топливо и энергия на технологи-ческие цели |
115500 |
165000 |
211200 |
491700 |
|
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
191400 |
132000 |
396000 |
719400 |
|
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
19140 |
13200 |
39600 |
71940 |
|
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
74952 |
51691 |
155074 |
281717 |
|
7. |
Расходы на содер-жание и эксплуата-цию оборудования |
1010592 |
918720 |
1102464 |
3031776 |
|
8. |
Общепроизвод-ственные расходы: - основное производство - вспомогатель-ное производство |
95700 |
66000 |
198000 |
359700 |
|
9. |
Общехозяйственные расходы |
- |
- |
122168 |
122168 |
|
10. |
Потери от брака |
- |
- |
8086 |
8086 |
|
ИТОГО: |
1421425 |
1538007 |
1378293 |
2405512 |
6743237 |
Отчетная калькуляция на кирпич строительный, руб.
№ п/п |
Статья расходов |
План |
Факт |
1. |
Сырье – глина |
120 |
109 |
2. |
Вспомогательные материалы |
40 |
43 |
3. |
Топливо и энергия на технологические цели |
90 |
90 |
4. |
Основная з/плата производственных рабочих |
130 |
132 |
5. |
Дополнительная з/плата производственных рабочих |
13 |
13 |
6. |
Отчисления на социальное страхование и обеспечение |
57 |
52 |
7. |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
145 |
556 |
8. |
Общепроизвод-ственные расходы: - основное производство - вспомогатель-ное производство |
60 |
66 |
9. |
Общехозяйственные расходы |
22 |
22 |
10. |
Потери от брака |
2 |
1 |
11. |
Производственная себестоимость |
679 |
1084 |
12. |
Внепроизводственные расходы |
100 |
100 |
13. |
Полная себестоимость |
779 |
1184 |
Задание IV.
Произвести деление совокупных затрат на постоянные и переменные составляющие, используя данные табл .7 методом высшей и низшей точек.
Таблица 7
Временной период |
Объем производства, тыс. шт. |
Совокупные затраты, руб. |
I квартал |
||
Январь |
5692 |
3974850 |
Февраль |
5450 |
3815000 |
Март |
5540 |
3872385 |
II квартал |
||
Апрель |
5734 |
4003527 |
Май |
5677 |
3964950 |
июнь |
5230 |
3707550 |
III квартал |
||
июль |
5620 |
3939870 |
август |
5429 |
3910180 |
сентябрь |
5470 |
3837570 |
IV квартал |
||
октябрь |
5984 |
4129620 |
ноябрь |
5843 |
4068570 |
декабрь |
5560 |
3932181 |
Решение.
Из приведенных данных в таблице 7 видно, что наибольший выпуск продукции был достигнут в октябре (5984 тыс.шт.) и ему соответствовали расходы в сумме 4129620 руб. В июне, напротив, выпущено минимальное количество продукции (5230 тыс. шт.), на что было израсходовано 3707550 руб. Находим от-клонения в объемах производства и в затратах в макси-мальной и минимальной точках:
∆q=qmax-qmin=5984000-5230000=754000шт.
∆З=Зmax-Зmin=4129620-3707550=422070руб.
Тогда ставка (Ст) переменных расходов на единицу продукции (или коэффициент реагирования затрат) будет определена по формуле
Ст=∆З/∆q,
что составит : 422070/754000=0,560.
Величину совокупных переменных расходов в максимальной и мини-мальной точках вычисляем путем умножения рассчитанной ставки на соот-ветствующий объем производства:
Ст* qmax=0,560*5984000=3349691руб.- совокупные переменные рас-ходы в максимальной точке (в октябре).Анологично
Ст* qmin=0,560*5230000=2927621руб.- совокупные переменные рас-ходы в миниимальной точке (в июне).
Из исходных данных (таб.7) известно, что общая сумма издержек в октябре составила 4129620руб., следовательно, на долю постоянных затрат в максимальной точке приходится 4129620-3349691=779929руб.
Размер постоянных затрат в июне (минимальная точка) составит
3707550-2927621=779929руб.
Отсюда поведение расходов на содержание и эксплуатацию обору-дования в условном примере может быть описано следующей формулой:
У=779929+0,560Х,
Где Y – общая сумма расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;
X – объем производства в натуральном выражении.
Задание V.
На основании данных для выполнения задания (табл. 7, 8) постройте график безубыточности производства, определите точку критического объема выпускаемой продукции, укажите области чистых убытков и чистой прибыли. Рассчитайте маржинальный доход.
Отчет о доходах и расходах.
Таблица 8
№ п/п |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1. |
Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.) |
5000 |
2. |
Совокупные переменные затраты |
Определить |
3. |
Маржинальный доход |
Определить |
4. |
Постоянные расходы |
Определить |
5. |
Чистый доход |
Определить |
Примечание: на горизонтальной оси графика – показатель единицы реализованной продукции, на вертикальной – затраты, доход.
Решение.
№ п/п |
Показатели |
Сумма, тыс.руб. |
1. |
Объем реализованной продукции (5000 тыс.шт.) |
5000 |
2. |
Совокупные переменные затраты |
2800 |
3. |
Маржинальный доход |
2200 |
4. |
Постоянные расходы |
780 |
5. |
Чистый доход |
1420 |
1)Исходя из формулы У=779929+0,560Х, ясно, что :
- постоянные затраты равны 779929 или округленно 780 тыс.руб.;
- переменные затраты равны : ,0560*5000000=2800000руб.
2)Чистый доход определяется как разница между выручкой и себестои-мостью:5000000-(2800000+779929)=1420071 руб.или округленно 1420тыс.руб.
3)Маржинальный доход равен сумме чистого дохода и постоянных расходов:
1420071+779929=2200000 руб.
4)Точка безубыточности (ТБ) определяется соотношением совокупных постоянных расходов и маржинальным доходом на единицу продукции, и равна:
780000/(2200000/5000000)=1772727руб. или 1773 тыс.руб.
Таким образом, критический объем выпускаемой продукции будет равен 1773 тыс.шт.
График безубыточности производства.
Задание VI.
Используя данные табл. 9, составьте сравнительные отчеты о прибыли за каждый месяц по методу:
- полного распределения затрат;
- маржинальной калькуляции.
Прокомментируйте следующее высказывание (при желании проиллюстрируйте цифрами):
«Маржинальная калькуляция составлена по данным о реализации,
полное распределение затрат - по данным о производстве».
Таблица 9
Исходные данные |
Январь |
Февраль |
Реализация, т. шт. |
5200 |
5800 |
Производство, т. шт. |
5600 |
5500 |
Цена реализации ед. продукции, руб./тыс.шт. |
1000 |
1000 |
Прямые производственные расходы на ед. продукции, руб./тыс.шт. |
560 |
560 |
Общехозяйственные расходы, руб. |
804000 |
804000 |
Сделайте вывод, какой метод калькуляции себестоимости продукции наиболее предпочтителен с точки зрения минимизации налогооблагаемой прибыли в январе и феврале.
Решение.
Отчет о прибыли при калькуляции себестоимости
с полным распределением затрат, тыс.руб.
Показатели |
Январь |
Февраль |
Расходы собранные на счете 20 и 25 |
3136000 |
3080000 |
Расходы собранные на счете 26 |
804000 |
804000 |
Всего расходов |
3940000 |
3884000 |
Себестоимость продаж |
3660800 |
4094000 |
Выручка от продаж |
5200000 |
5800000 |
Прибыль при калькулировании с полным распределением затрат |
1539200 |
1706000 |
Налог на прибыль |
369408 |
409440 |
1) Расходы собранные на счете 20 и 25 определяется как произведение выпуска продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:
- январь: 5600*560=3136000руб.;
- февраль: 5500*560=3080000руб.
2)Рассчитаем себестоимость единицы продукции в январе : 3940000/5600000=0,704 (все расходы делим на количество произведенной продукции).
Чтобы найти себестоимость продаж, нужно себестоимость единицы продук-ции умножить на количество реализованной продукции:
0,704*5200000=3660800
На начало февраля остаток нереализованной продукции составляет 400тыс.шт.(5600-5200), которрую мы реализуем в феврале по цене 0,704.Так как реализация в феврале составляет 5800тыс.шт., то 5400 тыс.шт.(5800-5400) мы реализовываем по себестоимости за февраль:
3884000/5500000=0,706
Т.о. себестоимость продаж в феврале составит:
(400000*0,704)+(5400000*0,706)=4094000руб.
3)Выручка от продаж определяется как произведение количества реализован-ной продукции и цены за единицу реализованной продукции:
- январь : 5200*1000=5200000руб.
- февраль: 5800*1000=5800000руб.
4)Прибыль определяется как разница между выручкой и себестоимостью:
- январь : 5200000-3660800=1539200руб.
- февраль: 5800000-4094000=1706000руб.
5)Налог на прибыль составляет 24% от прибыли:
- январь : 1539200*24%=369408руб.
- февраль: 1706000*24%=409440руб.
Отчет о прибыли при маржинальной
калькуляции , тыс.руб.
Показатели |
Январь |
Февраль |
Выручка от продажи продукции |
5200000 |
5800000 |
Переменная часть себестоимости проданной продукции |
2912000 |
3248000 |
Маржинальный доход (стр.1-стр.2) |
2288000 |
2552000 |
Постоянные расходы |
804000 |
804000 |
Операционная прибыль (стр.3-стр.4) |
1484000 |
1748000 |
Налог на прибыль |
356160 |
419520 |
Переменная часть себестоимости проданной продукции определяется как произведение количества реализованной продукции и прямых производственных расходов на единицу продукции:
- январь : 5200*560=2912000руб.
- февраль: 5800*560=3248000руб.
Вывод: с точки зрения минимизации налогооблогаемой прибыли целесо-образно в январе применить метод маржинальной калькуляции, а в феврале метод полного распределения затрат.
Заключение
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие стало юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа. На сегодняшний день только банки по требованию Центробанка РФ в целях контроля за их надежностью и ликвидностью сводят баланс ежедневно.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые руководством решения по развитию и организации производства не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер.
Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
Список литературы
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.
2. Карпова Т.П. Основы управленческого учета. – М.: Инфра-М,1997.
3. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, 1994.
4. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – Санкт –Петербург : Питер, 2002. – 176с.
5. Управленческий учет / Под редакцией Шеремета А.Д. – М.: ФБК-Пресс,1999.
6. Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет. – М.:Инфра,1997.
7. Управленческий учет / Под редакцией В. Палия, Р.Вандер Вила. – М.: Инфра – М,1997. – 480с.
8. Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987.
9. Миддлтоп Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. - М.: Аудит, 1997.
10. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет - международная перспектива. - М.: Финансы и статистика, 1994.
11. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. - М . ФБК-ПРЕСС, 1996.
12. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1993.
[1] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-528с.
[2] Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – Санкт –Петербург : Питер, 2002. –10с.
[3] Российская газета.1999.№116,117.
[4] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-333с.
[5] Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Омега-Л,2003.-321с.