Функции логистики

 Выделяют три основные функции логистики[1]:

o   интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

o   организующую – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

o   управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы и заданных пределах.

Функции логистики следует отличать от логистических функций.

Логистические функции

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С современными задачами логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.[2]

К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис.1). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое отношение. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства.

 

-6-

Рис. 1. Функции логистики

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, которые в итоге и определяют планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.[3]

 

 

 

 

3. Задачи

Задача 1

Определить потребность склада в стандартных плоских поддонах и пятиярусных шестисекционных стеллажах, если запас хранимых материалов составляет 249,2 т. Упакованы они в ящики размерами 300х400х200 мм. Вес ящика 35 кг, высота пакета 750 мм. Размеры ячейки 1200х800х800 мм.

Решение

1. Определяем путем раскладки количества ящиков в основании пакета.

1200

300

800

400

Получаем 8 ящиков

2. Определим колическтво яросов укладки в пакете, высота пакета составляет 750 мл.

hяр = (Hпак – hпод)/hм.т.с

hяр = (750-150)/200 = 3 яруса

3. Общее количество малых грузовых единиц в пакете

Nобщ = nосн * nяр = 8*3 = 24 ящика

4. Определим вес пакета

Р = Рм.т.с. *Побщ = 35*24 = 840 или 0,84 т.

5. Определим потребность в поддонных

N под = З(т)/Р(т) = 249,2/0,84 = 296,67 поддонов

6. Определим емкость каркасного стеллажа. Она равна количеству ячеек в стеллаже, при условии, что в одной ячейке хранится один пакет.

Так как по условию задачи стеллаж пятиярусный шестисекционный то 5*6 = 30 ячеек. В одной ячейке хранится один пакет

7. Определим потребность в каркасных стеллажах

Nкар = Nпак/nпч*nпак = 296,67/30 = 9,8

Берем целое число и округляем в наибольшую сторону 10 стеллажей.

Задача 3

Определить количество необходимых автопогрузчиков на складе таро-штучных грузов с суточным грузооборотом 300 т, если продолжительность одного цикла 8 мин, грузоподъемность погрузчика 1 т, продолжительность смены 8 часов, время фактической работы 7 часов, коэффициент использования грузоподъемности 0,75.

Решение

Определим суточную грузопереработку всех автопогрузчиков:

Асут = Qпост + 2Qскл + Qопт

Асут = 300 + 2 * 300 + 300 = 1200 т.

Определим коэффициент использования автопогрузчика по времени (К' пто), а затем общий коэффициент использования автопогрузчика:

К' пто = Тфактсмен

где Тфакт - продолжительность фактической работы за смену;

      Тсмен - продолжительность смены.

Кпто = К' пто * К пто q

Кпто = 0.875 * 0,75 = 0,65625

Определим часовую производительность автопогрузчика:

Р = 60 * q * Кпто/ t

где q - грузоподъемность механизма по паспорту.

Р = 60 * 1 * 0,65625 / 7 = 5,625 т.

Определим потребность в автопогрузчика:

Nпто = Асут / (Р * Т)

Nпто = 1200 / (5,625 * 7) = 3,04 ПТО

Берем целое число, округляя в меньшую сторону, получаем 3 автопогрузчика.


[1] Родионова В.Н., Туровец О.Г., Федоркова Н.В. Логистика: Конспект лекций. - М.: ЙНФРА-М, 2002.  с. 10

[2] Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2002. – С. 97

[3] Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособ. – Саратов: СГТУ, 2001.- С. 39